Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРОК И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРОК И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
212
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОРГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЯРМАРОЧНО-ВЫСТАВОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОДАЖА ТОВАРОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЯРМАРОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Репях А.С.

Настоящая статья посвящена вопросу торгово-правового регулирования организации ярмарок и продажи товаров на основе действующего нормативно-правового регулирования, а также концепции финансово-хозяйственной политики в Российской Федерации. Отмечены требования к организации продажи товаров и ярмарок, а также меры ответственности, предусмотренные буквой закона за их нарушение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF FAIRS AND SALE OF GOODS

This article is devoted to the issue of trade and legal regulation of the organization of fairs and the sale of goods on the basis of the current legal regulation, as well as the concept of financial and economic policy in the Russian Federation. The requirements for the organization of the sale of goods and fairs, as well as the measures of responsibility provided for by the letter of the law for their violation, are noted.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРОК И ПРОДАЖИ ТОВАРОВ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЯРМАРОК И ПРОДАЖИ

ТОВАРОВ

А.С. Репях, студент

Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-3-190-192

Аннотация. Настоящая статья посвящена вопросу торгово-правового регулирования организации ярмарок и продажи товаров на основе действующего нормативно-правового регулирования, а также концепции финансово-хозяйственной политики в Российской Федерации. Отмечены требования к организации продажи товаров и ярмарок, а также меры ответственности, предусмотренные буквой закона за их нарушение.

Ключевые слова: торговая деятельность, торговое законодательство, ярмарочно-выставочная деятельность, электронная торговля, продажа товаров, организация ярмарок.

Торговля выступает фундаментальным социальным инструментом экономической деятельности, в связи с чем, предполагает особые средства и методы государственного регулирования. Государственно-правовое регулирование указанной сферы деятельности основано на Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности» [1]. Данный закон предусматривает установление таких понятий, как торговля, торговый объект, и иные, полномочия органов государственной власти в области правового регулирования рассматриваемой деятельности, а также определена компетенция ведомственного инструмента государственной власти - Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Кроме того, указанный закон содержит общие требования к организации отдельных видов торговли: в том числе, ярмарок и продажи товаров.

Говоря о таком институте финансово-хозяйственной деятельности, как ярмарки, следует обратиться к пункту 89 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст» [2]. Так, под ярмаркой понимается форма торговли, организуемая в установленном месте и на установленный срок с предоставлением торговых мест с целью продажи

товаров (выполнения работ, оказания услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров купли-продажи и договоров бытового подряда цен.

Законодатель установил общие правила организации ярмарок, среди которых организация ярмарок и продажи товаров в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки проводятся. При этом следует отметить, что порядок организации и проведения ярмарок на федеральном уровне, а также международного уровня Федеральным законом от 28.12.2009 №381-Ф3 не урегулирован, как и не закреплены формы участия государства в выставочно-ярмарочных мероприятиях.

В 2014 году в целях государственной поддержки участников хозяйственной деятельности, Правительство РФ разработало Концепцию развития ярмарочно-выставочной и конгрессной деятельности в стране, где главной целью стало формирование указанной деятельности как инновационной, содействующей эконмическо-му развитию Российской Федерации. Кроме того, целью выступило также продвижение российских товаров и услуг, а также результатов научно-исследовательской деятельности во внутренней и внешней арене [3].

Изучение состояния и основных показателей развития ярмарочно-выставочной деятельности показало ее большое значение для реализации конкурентного потенциала территорий и формирующихся инновационных высокотехнологичных кластеров, расширяя доступ к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам, совместным кооперационным проектам, и в то же время, значительное отставание в развитии от зарубежной ярмарочно-выставочной деятельности, в том числе и в создании нормативно-правовой основы. По нашему мнению, основным недостатком является отсутствие федерального закона о выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности.

Необходимо отметить, что на ярмарки, организуемые вне пределов розничных рынков и имеющие временный характер, не распространяются нормы Федерального закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (подпункт 2 пункт 2 статьи 1 указанного Закона) [4].

Требования к организации продажи товаров и выполнения работ, оказания услуг на ярмарках устанавливаются с учетом положений следующих нормативных актов (пункт 6 статьи 11 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности):

1) о защите прав потребителей;

2) в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) о пожарной безопасности;

4) в области охраны окружающей среды;

5) иных требований, установленных другими федеральными законами.

Отметим, что нарушение вышеуказанных норм влечет за собой наступление административной ответственности в порядке статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [5] (далее - КоАП РФ) статьи 20.4 КоАП РФ, статьи 14.8 КоАП РФ и др. Кроме того, административная ответственность организаторов ярмарки может устанавливаться актами субъектов Россий-

ской Федерации. Последствием же нарушения вышеназванных требований также может явиться закрытие ярмарки (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.11.2014 № Ф06-16077/2013 по делу № А57-23233/2013 [6]).

Законодатель установил предельно широкий круг участников торговых правоотношений. Так, места на ярмарке могут предоставляться индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, а также гражданам (в том числе гражданам -главам крестьянских (фермерских) хозяйств, членам таких хозяйств, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством) (пункт 4 статьи 11 Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности).

Между тем, правилами проведения ярмарки может устанавливаться ее целевой характер, следовательно, ограничиваться характер деятельности ее участников (перечень товаров, подлежащих реализации). Исходя из анализа судебной практики на примере Постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 № 06АП-7424/2015 [7] нарушение этих правил может явиться основанием для расторжения договора с участником ярмарки.

Исходя из вышеизложенного, следует прийти к следующему выводу.

Деятельность участников торгово-хозяйственных правоотношений по организации ярмарок и продаже товаров императивно связана с требованиями федеральных и региональных правовых актов. Организаторы же таких мероприятий в силу специфики своей деятельности обладают самостоятельностью в определении конкретных условий ее проведения. По нашему мнению, в данном случае необходим внимательный подход как к правовому, так и договорному процессу регулирования рассматриваемых правоотношений. Представляется необходимым внести поправки в ранее указанный Закон о розничных рынках положений, позволяющих разграничить пределы нормотворческих полномочий не только органов государственной власти субъектов Федерации, но и ор-

ганов местного самоуправления. Кроме 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах госу-того, целесообразным будет определить дарственного регулирования торговой дея-соотношение Федерального закона № 271- тельности» с учетом того, что рыночная ФЗ «О розничных рынках и о внесении торговля наряду с ярмарочной является изменений в Трудовой кодекс Российской весьма распространенной формой торгов-Федерации» и Федерального закона от ли вне стационарной торговой сети.

Библиографический список

1. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ с изм. и доп. от 01.04.2022 // СЗ РФ. -2010. - № 1. - Ст. 2.

2. ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения: утв. Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст с изм. и доп. от 22.04.2020. - М.: Стандартинформ, 2014.

3. О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации: распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.07.2014 № 1273-р с изм. и доп. от 14.04.2016 // СЗ РФ. - 2014. - № 29. - Ст. 4177.

4. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации: федер. закон от 30.12.2006 № 271-ФЗ с изм. и доп. от 02.12.2019 // СЗ РФ. - 2007. -№ 1. - Ст. 34.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ с изм. и доп. от 27.04.2022 // Российская газета. - № 256. - 2001

6. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 05.11.2014 № Ф06-16077/2013 по делу № А57-23233/2013 // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2016 № 06АП-7424/2015 по делу № А73-6609/2015 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Кудрявцева Л.В. Гражданско-правовые средства и обычаи делового оборота, направленные на улучшения безопасности и качества продукции в курортном регионе // В сборнике: Актуальные проблемы права и правоприменительной деятельности на современном этапе. - 2015. - С. 402-405.

9. Кудрявцева Л.В. Особенности технического регулирования безопасности и качества продовольственных и непродовольственных товаров // В сборнике: Здоровье населения -основа процветания России. Материалы X Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Филиал РГСУ в г. Анапе. - 2016. - С. 159-163.

LEGAL REGULATION OF THE ORGANIZATION OF FAIRS AND SALE OF GOODS A.S. Repyakh, Student

Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)

Abstract. This article is devoted to the issue of trade and legal regulation of the organization offairs and the sale of goods on the basis of the current legal regulation, as well as the concept of financial and economic policy in the Russian Federation. The requirements for the organization of the sale of goods and fairs, as well as the measures of responsibility provided for by the letter of the law for their violation, are noted.

Keywords: trade activity, trade legislation, fair and exhibition activity, electronic trade, sale of goods, organization of fairs.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.