Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
528
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / SPORT / ПОДГОТОВКА / PREPARATION / УЧРЕЖДЕНИЯ / СТАТУС / STATUS / НОРМАТИВНЫЙ АКТ / REGULATION / ПРОБЕЛЫ / GAPS / ВЕДОМСТВЕННАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ / DEPARTMENTAL AFFILIATION / ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вулах Михаил Григорьевич

В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности спортивных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва в России. Дается оценка уровня законодательного обеспечения этой деятельности. Обозначены пути устранения правовых пробелов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of organization and activity of sports institutions preparing athletes

In article problems of legal regulation of activity of the sports facilities which are carrying out preparation of a sports reserve in Russia are considered. An assessment of level of legislative ensuring this activity is given. Ways of elimination of legal gaps are designated.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ»

Трудовое право и право социального обеспечения

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПОДГОТОВКУ СПОРТСМЕНОВ

ВУЛАХ Михаил Григорьевич,

кандидат юридических наук, доцент,

руководитель Балаковского инженерно-технологического института-филиала НИЯУ МИФИ. E-mail: bratfoot@mail.ru

Краткая аннотация: В статье рассматриваются проблемы правового регулирования деятельности спортивных учреждений, осуществляющих подготовку спортивного резерва в России. Дается оценка уровня законодательного обеспечения этой деятельности. Обозначены пути устранения правовых пробелов.

Abstract: In article problems of legal regulation of activity of the sports facilities which are carrying out preparation of a sports reserve in Russia are considered. An assessment of level of legislative ensuring this activity is given. Ways of elimination of legal gaps are designated.

Ключевые слова: ^орт, подготовка, учреждения, статус, нормативный акт, пробелы, ведомственная принадлежность.

Keywords: Sport, preparation, organizations, status, regulation, gaps, departmental affiliation.

Правовой основой деятельности спортивных учреждений и организаций, осуществляющих подготовку спортсменов, является глава 4 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1] (далее ФЗ «О спорте» 2007 г.) положения которой определяют виды указанных субъектов, раскрывают содержание понятия «организация учебно-тренировочного процесса», регламентируют его нормативное и методологическое обеспечение.

В соответствии со ст. 3 ч. 1 Закона к субъектам, осуществляющим подготовку спортсменов, относятся:

- федеральные и региональные центры спортивной подготовки;

- образовательные учреждения, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (образовательные учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; образовательные учреждения среднего профессионального образования, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта; центры дополнительного образования детей, осуществляющие подготовку спортивного резерва);

- иные образовательные учреждения, в которых созданыподразделения, специализированные классы и группы, осуществляющие подготовку по различным видам спорта на основе углубленного учебно-тренировочного процесса. В дополнение к

данной классификации организаций и учреждений, осуществляющих подготовку спортивных кадров, в законе самостоятельно выделяются две категории центров спортивной подготовки на основе территориального принципа и порядка их создания: федеральные и региональные центры спортивной подготовки. Федеральные центры спортивной подготовки создаются на основании решений Правительства РФ по предложению федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта с учетом мнения общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта.

Региональные центры спортивной подготовки создаются на основании решений органов исполнительной власти субъектов РФ с учетом мнений общероссийских спортивных федераций по соответствующим видам спорта[2]. Так, например, в соответствии со ст. 20 Закона г. Москвы от 15 июля 2009 г. № 27 «О физической культуре и спорте в городе Моск-ве»[3] порядок организации деятельности городских центров спортивной подготовки определяется Правительством Москвы. Распоряжением правительства Ленинградской области от 30 декабря 2002 г. № 414-р был создан Центр спортивной подготовки сборных команд Ленинградской области[4].

Основополагающая роль в подготовке спортивного резерва принадлежит, как и прежде, спортивным школам. Их система управления, организационные структуры, созданные более полувека назад, зарекомендовали себя, по мнению специали-

стов[5], как достаточно устойчивые и конкурентоспособные. Спортивная подготовка и детско-юношеский спорт являются фундаментом для системы спорта в целом. Без такого «фундамента»- основательного и устойчивого к вызовам современности - невозможно построить добротный, крепкий «дом»- профессиональный спорт и спорт высших достижений.

Повышение требований к качеству образовательной деятельности в условиях развивающегося рынка образовательных услуг обусловило актуальность совершенствования систем органов подготовки спортивного резерва, на что обратил свое внимание Президент РФ В.В. Путин и другие руководители ведомственных органов и общественных объединений[6].

В условиях разграничения полномочий между федеральным центром и субъектами Российской Федерации большое значение приобретает наличие в субъектах Российской Федерации системы законодательно установленных мер и сложившейся практики административного, информационного и ресурсного обеспечения сферы физической культуры, массового спорта и оздоровления детей. Региональным законодательством определены полномочия как органов государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органов местного самоуправления. Практически во всех законах субъектов Российской Федерации предусмотрена в значительной степени поддержка детско-юношеского спорта.[7]

Ведомственным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы организации и деятельности спортивных школ, являются Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации, утвержденные приказом Минспорта России от 24 октября 2012 г. № 325[8]. Основная задача Методических рекомендаций - создание режима наибольшего благоприятствования и максимальное обеспечение понимания норм ФЗ «О спорте» 2007 г. для организации спортивной подготовки. Методические рекомендации предназначены для использования в своей деятельности как субъектами системы управления физической культурой и спортом (органами государственной власти и местного самоуправления), так и для администрации спортивных школ, училищ олимпийского резерва (УОР), центров спортивной подготовки и работающих в них специалистов.

Методические рекомендации действуют в отношении детско-юношеских спортивных школ всех

наименований (в зависимости от целевой направленности и организационной структуры управления -ДЮСШ, ДЮСТШ), детско-юношеских школ олимпийского резерва (СДЮШОР) независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы (спортивная школа), а также других учреждений, осуществляющих подготовку спортивных резервов, в том числе школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ), УОР и других физкультурно-спортив-ных организаций.

Так, спортивная школа создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей. Она является образовательным учреждением дополнительного образования детей и в части организации образовательного процесса руководствуется законодательством в сфере образования. В то же время спортивная школа является субъектом физкультур-но-спортивных отношений и в части организации физкультурно-спортивной деятельности руководствуется законодательством в сфере физической культуры и спорта[9].

В соответствии с Методическими рекомендациями, структурные подразделения спортивной школы следует создавать в виде отделений (отделов) по виду (видам) спорта или этапу подготовки. Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и др.) привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися (в том числе непосредственно в одной учебной группе), определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов. Основанием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олимпийским видам спорта.

Большое значение для повышения эффективности деятельности учреждений и организаций, осуществляющих спортивную подготовку и самого процесса подготовки в целом, сыграло принятие Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федера-ции»[10]. Названным Законом впервые даются определения понятий «спортивная подготовка», «програм-

ма спортивной подготовки», «федеральные стандарты спортивной подготовки», а также устанавливается круг субъектов, которые могут ее осуществлять.

Основной новеллой Закона применительно к аспекту нашего исследования является введение федеральных стандартов спортивной подготовки по каждому виду спорта (кроме военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта и национальных видов спорта). Это дает возможность обеспечить единство основных требований как к содержанию собственно самого процесса спортивной подготовки, так и управлению этим процессом. Кроме того, Законом определяются права и обязанности всех субъектов спортивной подготовки.

Другой важной новеллой является осуществление спортивной подготовки на основе государственного (муниципального) задания, государственного (муниципального) заказа. Организационно-правовые мероприятия по осуществлению финансирования спортивной подготовки на основе государственного (муниципального) задания обусловлены тем, что большинство организаций, осуществляющих спортивную подготовку, созданы Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в форме бюджетных учреждений. Однако с учетом перехода бюджетных учреждений на новые формы финансирования рассматриваемым Законом также предусмотрено осуществление спортивной подготовки на основе государственного (муниципального) заказа, что позволяет размещать заказ на подготовку спортсменов среди широкого круга организаций, осуществляющих данную деятельность[11]. Учитывая нормативно-правовую основу заключаемых органами публичной власти договоров с учреждениями, осуществляющими спортивную подготовку, можно отнести их по своей природе к административно-правовым договорам, включающим в значительном объеме элементы организационного, координирующего и контролирующего характера. Данная договорная конструкция, например, эффективно применяется футбольными клубами, которые могут обратиться в специализированную организацию для проведения спортивной подготовки своих спортсменов.

Еще одним из аспектов анализируемого Закона, имеющим административно-правовую составляющую, является введение государственного контроля за соблюдением спортивными организациями федеральных стандартов спортивной подготовки,

который будет осуществлять Минспорта России и который, в пределах своей компетенции, уполномочен принимать решения о мерах ответственности в случае нарушения организациями, осуществляющими спортивную подготовку, данных стандартов, в том числе решение о приостановлении деятельности такой организации.

Думается, что последовательная реализация мероприятий, предусмотренных Законом, будет способствовать повышению эффективности системы подготовки высокого класса и олимпийского резерва в Российской Федерации, защите прав и обязанностей лиц, проходящих спортивную подготовку, а также установлению единых требований к данной деятельности на основе федеральных стандартов спортивной подготовки на всей территории Российской Федерации[12].

Отмечая всю важность и полезность нововведений, имеющихся в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», укажем нате проблемы, которые продолжают существовать в системе управления подготовкой спортивных резервов в России. Представляется, что принятие Закона с говорящим названием «О внесении изменений...» не будет завершающей позицией в таком многомерном процессе, каким является спортивная подготовка. Главной задачей, по нашему мнению[13], является дальнейшее формирование комплексного физкультурно-спортивного законодательства и на этом пути принятие федерального закона со специальным предметом правового регулирования - общественными отношениями в сфере спортивной подготовки должно стать логичным и последовательным шагом на этом пути.

Специалистами в области физической культуры и спорта, в том числе юристами, выявлен целый ряд моментов, не нашедших отражение в Федераль-номзаконе от 6 декабря 2011 г.[14]

Рассуждая о причинах отсутствия фиксации в законодательных актах федерального уровня различных отношений в области физкультурно-спортивной деятельности А.В. Сердюков полагает, что они могут изначально лежать за рамками правовой системы и находиться в экономической, политической, научно-теоретической и иных плоскостях.[15] На наш взгляд, неоспоримым является тот факт, что Закон «О спорте» 2007 г. несмотря на многочисленные внесенные в него изменения, все же в настоя-

щее время умалчивает о многих немаловажных вещах. В данном случае можно и уместно вести речь о социальной концепции развития физической культуры и спорта в России, которую призван реализовать анализируемый Закон. Однако, имеющиеся в нем недочеты и пробелы не позволяют это сделать в полном объеме. Конечно, представить себе последний из упоминаемых законодательных актов, являющийся базовым для всей сферы физической культуры и спорта, без упоминания о вопросах подготовки спортсменов детско-юношеского спорта, подготовки спортивных резервов и т.д. невозможно. Однако, исследуя структурные звенья системы подготовки спортсменов, мы можем констатировать, что она осуществляется преимущественно в образовательных учреждениях, а отрасль государственного управления физической культурой и спортом при этом имеет лишь незначительное количество таких учреждений[16], что представляется нецелесообразным в силу ведомственной принадлежности, с одной стороны, с другой - в ряде случаев противоречит действующему законодательству.

Характерным примером сказанному может служить неопределенность в системе управления подготовкой спортсменов правового положения ШВСМ, являющихся значимым звеном в подготовке спортсменов высокого класса, так как в соответствии с законодательством об образовании они не могут быть отнесены к образовательным учреждениям и фактически находятся вне рамок правового регулирования.^]

Следует отметить, что понимание потребности в дополнительной и углубленной проработке вопроса нормативного правового регулирования в области спортивной подготовки присуще как законодательной, так и исполнительной ветви власти Российской Федерации, общественным спортивным объединениям. В этом плане Комиссией по законопроектной деятельности при Правительстве РФ разработан требующийся законопроект. Следует отметить, что Минспорта РФ также осуществляет активные поиски решений данной проблемы и с этой целью размещает государственные заказы на проведение научных исследований и изысканий. Проект федерального закона «О спортивной подготовке» разработан и предложен к общественному рассмотрению Комиссией Совета Федерации по физической культуре, спорту и развитию олимпийского движения. В дальнейшем его внесение на рассмотрение

высших законодательных органов государства планируется от имени членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ.[18]

Данный законопроект призван решить многочисленные административно-правовые проблемы в сфере физической подготовки, защитить права и законные интересы лиц, участвующих в данном процессе. В числе новаторских положений можно отметить следующие:

- во-первых, решена важнейшая практическая задача - проект закона вводит в научный и практический оборот новый вид ФСО - организации спортивной подготовки, которые придут на смену существующим спортивным организациям и будут осуществлять подготовку профессиональных спортсменов нового формата;

- во-вторых, правовое оформление получили все стадии спортивной подготовки, определены права и обязанности руководителей и специалистов этих учреждений;

- в-третьих, закрепляется унификация и введение общих организационных требований к тренировочному процессу.

Также устанавливается, что деятельность в сфере спортивной подготовки подлежит лицензированию, поскольку может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан.

Вместе с тем, анализ законопроекта выявил ряд его недостатков, требующих устранения, для чего, по нашему мнению, необходимо обсуждение соответствующих концептуальных подходов и уточнение корреспонденции законопроекта иным, ныне действующим, нормативно-правовым актам. С учетом анализа специальной литературы и изучения практики управления процессом спортивной подготовки в России считаем отметить следующие недостатки законопроекта.

Так, предложенная авторами законопроекта дефиниция понятия спортивной подготовки: «спортивная подготовка - целенаправленная деятельность по подготовке спортсменов к спортивным соревнованиям путем совершенствования их спортивного мастерства» (п. 1 ст. 2 законопроекта) явно сужает это понятие, поскольку говорит только о совершенствовании спортивного мастерства. В этом случае необоснованно опускается собственно формирование спортивных знаний, умений и навыков, формирование и содействие достижению этого спортивного

мастерства. На наш взгляд указанная дефиниция нуждается в необходимой доработке. Представляется возможным сформулировать п.1 ст.2 в следующей редакции:

«1) спортивная подготовка - целенаправленный процесс спортивного воспитания и обучения, формирования у обучающихся спортивных знаний, умений и навыков, физических качеств и спортивной культуры и этики, формирование и содействие достижению обучающимися спортивного мастерства».

Содержащееся в п.3 ст.2 проекта федерального закона «О спортивной подготовке» определение: «учреждение спортивной подготовки - физ-культурно-спортивная организация, созданная в форме государственного бюджетного или автономного (федерального или находящегося в ведении субъекта Российской Федерации) либо негосударственного (частного или учреждения общественной организации (объединения)) учреждения, реализующая программы спортивной подготовки в качестве основного вида деятельности» - не выдерживает критики из-за смешения различных организационно-правовых форм, их дублирования и иных не вполне корректных формулировок.

На наш взгляд, достаточно указания общественного объединения, тогда общественная организация будет просто его частным случаем. Вполне хватило бы указания государственного учреждения, что автоматически будет включать, исходя из принципов российского федерализма, как федеральный, так и региональный уровень, поэтому уточнение в скобках «федерального или находящегося в ведении субъекта Российской Федерации» явно избыточно.

Учитывая имеющуюся неясность в определении понятия «учреждение спортивной подготовки», можно предложить формулировку п.3 ст.2 в следующей редакции:

«3) учреждение спортивной подготовки представляет собой тип образовательного учреждения, требования к которому устанавливаются настоящим федеральным законом и которое реализует одну или несколько программ спортивной подготовки и (или) обеспечивает спортивное воспитание обучающихся, воспитанников в качестве основного вида деятельности, которое учреждено в форме государственного или муниципального бюджетного учреждения, либо в форме иной некоммерческой образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Требует законодательного урегулирования правовой статус образовательного учреждения, реализующего спортивную подготовку. Исходя из предлагаемой структуры законопроекта, указанное учреждение можно поместить в ст.12 «Образовательные учреждения», либо в ст.11.1 «Государственные и негосударственные образовательные учреждения».

Часть 1 ст.19 проекта федерального закона «О спортивной подготовке», где говорится об учреждениях, которые осуществляют подготовку специалистов в сфере спортивной подготовки, включая подготовку тренерского состава, и для которых федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта устанавливает контрольные цифры, а также п.3 ст.2, устанавливающий определение учреждения спортивной подготовки, необоснованно, но нашему мнению, сужает круг образовательных учреждений, осуществляющих такую подготовку, не предусматривая муниципальные учреждения. Учитывая тенденции государственного строительства в России по все более широкому вовлечению органов местного самоуправления в реализацию различных целевых программ и учитывая факт многочисленности в России муниципальных образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования, необходимо говорить о государственных и муниципальных учреждениях такого рода.

Анализируя создавшуюся обстановку по принятию специализированного закона о спортивной подготовке, рассмотрев различные предлагаемые варианты законопроекта (от внесения незначительных «косметических» изменений и дополнений в ФЗ «О спорте» 2007 г. до «принятия федерального закона со специальным предметом правового регулирования, который составляют общественные отношения в сфере спортивной подготовки»), А.В. Сердюков вполне обоснованно считает, что «альтернативы принятию специального федерального закона нет. Если обратиться к рассматриваемому законопроекту, рассуждает автор, то становится очевидно, что корректная «трансплантация» его положений в базовый Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» затруднительна как минимум с точки зрения юридической техники. Кроме того предметом правового регулирования указанного закона являются правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, в то время как предмет предлагаемого законопроекта значительно

глубже и, в частности, затрагивает аспекты административного, гражданского и трудового права»[19].

В свою очередь, в поддержку высказанного суждения также укажем на то, что принятие специального федерального закона «О спортивной подготовке» параллельно с существующим базовым отраслевым Федеральным законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» находится в общем русле развития законодательства Российской Федерации и его отраслей. Так, например, наряду с Законом Российской Федерации «О безопасности» действуют федеральные законы «О пожарной безопасности», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О федеральной службе безопасности» и др., наряду с Земельным кодексом Российской Федерации - Закон Российской Федерации «О недрах» и Федеральный закон «О землеустройстве», наряду с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и т.д.

При этом, сам Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», определяя состав и принципы законодательства о физической культуре и спорте, допускает, если не сказать предусматривает, принятие иных федеральных законов в составе указанного законодательства^].

В заключение, касаясь управленческой стороны проблемы, необходимо заострить внимание на связанной с правовой регламентацией спортивной подготовки и поэтому уже упомянутой проблеме - необходимости формирования отраслевой системы учреждений для проведения этого вида спортивной деятельности. Предлагаемые к созданию организации спортивной подготовки в данной системе должны получить главную роль, от исполнения которой зависит будущее профессионального спорта в России.

В пользу изменения ведомственной принадлежности спортивных школ свидетельствует и следующее. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» говорит о существовании образовательных отношений, нацеленных на организацию процессов воспитания и обучения граждан, получения ими образования всех видов, качественного освоения образовательных программ.

Можно ли это определение применить к тому процессу, который осуществляется, например, в специализированных СДЮШОР и ШВСМ? Представляется, что нет. Предназначение этих школ -

физическая подготовка и повышение спортивного мастерства. Образовательный процесс в них носит прикладной характер. Процесс спортивной подготовки в этих учреждениях не сопровождается достижением спортсменами определенного образовательного ценза и, соответственно, спортсмены не получают никакого документа об образовании. Основной критерий оценки деятельности спортсменов - получение спортсменами спортивных разрядов и званий в соответствии с Единой Всероссийской спортивной классификацией, что не является подтверждением образовательного ценза.

Кроме того, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей (ст. 26) определен предельный возраст-18 лет - обучающихся в данном учебном заведении, при этом значительная масса спортсменов, обучающихся в СДЮШОР и ШВСМ, перешагнула этот рубеж и находится, по сути, на нелегальном положении, так как по отдельным видам спорта предельный возраст спортсменов составляет 45 лет.

На расширенном заседании коллегии Минс-порта России (27 марта 2013 г.) министр В.Л. Мутко заявил: «Наша первоочередная задача - выстроить всю политику подготовки спортивного резерва вертикально. Все дети (более 3,5 млн.) должны работать в одной системе. Во всех спортивных школах должны быть одни стандарты подготовки, требования по материальной базе».[21]

Полностью присоединяясь к высказанной точке зрения В.Л. Мутко о необходимости создания единой системы государственного управления системой подготовки спортивного резерва[22], хотелось бы, тем не менее, указать на необходимость преодоления в данном случае коллизии между ФЗ О спорте 2007 г. и Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон РФ №273-ФЗ).[23]

Проблема заключается в том, что если министр спорта РФ выступает за создание единой вертикали спортивных учреждений и организаций, подготавливающих спортивный резерв, то у спортивных школ основной вид деятельности будет заключаться в подготовке спортивного резерва (спортивная деятельность), а как дополнительный вид- обучение (образование). Однако данная концепция в корне противоречит доктрине, сложившейся в советской и российской системе законодательства начала 90-х гг. Данное утверждение основывается на положениях

Закона РФ № 273-ФЗ, где дополнительное образование отнесено к образовательной отрасли (4.2 ст. 10) и включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых (ч.6 ст. 10). В пользу образовательной составляющей говорят также и нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность спортивных школ[24] и материалы судебной практики.[25]

Таким образом, правовой статус спортивных школ, осуществляющих подготовку спортсменов, вызывает несколько вопросов о приоритете основного вида деятельности, а именно спортивной или образовательной составляющей.

Немаловажным в этом случае является анализ проблемы и с позиций науки административного права, позволяющий определить противоречия в создании той или иной управленческой модели. Первое противоречие, на что обращает внимание И.И. Самсонов и другие его соавторы, заключается в том, что деятельность спортивных школ регулируется преимущественно нормами административного права, но федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, не включен в состав субъектов физической культуры и спорта (ст. 5 ФЗ «О спорте» 2007 г.). В то же время на основании пп. 5.2.62 Положения о Министерстве

Библиография:

1. СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

2. Братановский С.Н., Братановская М.С. Административно-правовое обеспечение безопасности физкуль-турно-спортивной деятельности. // В сборнике: Современное российское право: пробелы, пути совершенствования сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.В. Синцова, В.В. Гошуляка. 2015. С. 8-12.

3. СПС «Гарант».

4. СПС «Гарант».

5. Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: учебник. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 316; Хлистун Ю.В., Братановский С.Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «Гарант» и др.

6. Заседание Совета по развитию физической культуры и спорта (6 ноября 2012 года) // Спортивный вестник. 2013. № 1. С. 38.

7. Карякин В.В. Административные и правовые аспекты развития массового детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 4. С. 25.

8. СПС «Гарант».

9. Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности: Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук / Волгоградская академия МВД России. Волгоград, 2007. С. 3-9.

10. СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7354.

11. Карякин В.В. Совершенствование нормативно-правовой базы в области физической культуры и спорта // Спортивное право.2013. № 3. С. 86-87.

12. Вулах М.Г., Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в

образования и науки РФ[26] оно имеет право принимать нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность спортивных школ.

Во-вторых, спортивные школы, согласно институционально-педагогическому подходу, относятся к образовательным учреждениям. Один из ведущих ученых в данной области В.К. Бальсевич, а также И.И. Столов и В.В. Ивочкин считают, что основной целью данных учреждений является физкультурная деятельность (как часть образовательной), а не спортивная, как в ФСО.[27] Хотя в данном концептуальном подходе мы также видим противоречие такому нормативно-правовому акту, каким является Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, одной из основных задач которого является подготовка спортивного резерва. Согласно ч. 6 ст. 33 ФЗ «О спорте» 2007 г. в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, одновременно могут реализовы-ваться программы спортивной подготовки и дополнительные образовательные программы физкультурно-спортивной, спортивно-технической или военно-патриотической направленности.[28] Такая правовая неопределенность не проясняет картину и оставляет нерешенным вопрос о приоритетности образовательного или спортивного направления в деятельности спортивных школ[29].

России: правовые основы организации и деятельности / М. Г. Вулах, М. С. Братановская; под ред. С. Н. Братановского. Саратов, 2007.С. 97.

13. Сердюков А.В. Об актуальности законопроекта «О спортивной подготовке» и его месте в системе законодательства о физической культуре и спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 1. С. 19; Авдюк К.Л. Об уровнях спортивной подготовки. М.: Советский спорт, 2011. С. 84.

14. Братановский С.Н., Майстровой В.В., Вулах М.Г.Административно-правовое регулирование организации и деятельности общественных спортивных объединений в России.// Монография Саратов, 2012. С. 64; Карякин В.В. Совершенствование нормативно-правовой базы в области физической культуры спорта // Спортивное право. 2013. № 13. С. 86-87 и др.

15. Сердюков А.В. Об актуальности законопроекта «О спортивной подготовке» и его месте в системе законодательства о физической культуре и спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 1. С. 19.

16. Кульгин В.М. Статистика развития физической культуры и спорта в России. М.: Эталон, 2016. С. 83.

17. Гончаров А.Г. Спортивно-правовые отношения. М.: Альянс, 2012. С. 144-145.

18. СПС «Гарант».

19. Сердюков А.В. Об актуальности законопроекта «О спортивной подготовке» и его месте в системе законодательства о физической культуре и спорте // Спорт: экономика, право, управление. 2010. № 1. С. 20.

20. Братановский С.Н. Спортивное право как отрасль российского права // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 4. С. 11-13

21. СПС «Гарант».

22. Бауэр В.Г. Современная система подготовки спортивного резерва России и пути ее совершенствования // Спорт: экономика, право, управление. 2004. № 3. С. 13; Орлов Г.Д. Возможность перемен // Спортивный вестник.2011. № 2. С. 7.

23. СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1).Ст. 7598.

24. Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Приказ Минобрнауки России от 26 июня 2012 г. № 504 // СПС «Консультант Плюс» (посл. Обновление 16.08.2014 г.).

25. Определение Санкт-Петербургского городского суда от 20 июня 2012 года №33-8915 // СПС «Консультант Плюс» (посл. Обновление 16.08.2014).

26. О Министерстве образования и науки Российской Федерации (вместе с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации): Постановление Правительства РФ от 15 мая 2010 года № 337 // СЗ РФ.

27. Столов И.И., Ивочкин В.В. Спортивная школа: начальный этап: учеб.пособие. М.: Советский спорт. 2007. С. 140.

28. Самсонов И.И., Сапунков А.А., Головина Г.В. Спортивные школы: образовательные организации или организации, осуществляющие обучение // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 4. С. 26.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук // Волгоградская академия МВД России. Волгоград, 2007. С. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.