АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВУЛАХ Михаил Григорьевич,
директор БИТИ - филиала МИФИ, кандидат юридических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье исследуются вопросы участия физкультурно-спортивных организаций в административно-правовых спортивных отношениях. Анализируются институты лицензирования и регистрации. Рассматривается пробельность российского спортивного законодательства.
In article questions of participation of the sports organizations in the administrative and legal sports relations are investigated. Institutes of licensing and registration are analyzed. The space of the Russian sports legislation is considered.
Ключевые слова: спорт, организации, общественные объединения, регистрация, лицензирование, административные отношения.
Sport, organizations, public associations, registration, licensing, administrative relations.
Физкультурно-спортивные организации (ФСО), являясь субъектами административно-правовых отношений, в отличие от органов управления, осуществляют не руководство физической культурой и спортом, а выполняют функции как по оказанию физкуль-турно-спортивных (социальных и хозяйственных) услуг населению, так и реализуют права (интересы) граждан в указанной сфере человеческой деятельности. 1 Исходя из обозначенной цели функционирования ФСО, очевидно их место в общей системе управления физической культурой и спортом в России. Они выступают в качестве управляемых объектов (прямого или косвенного управленческого воздействия) со стороны субъектов системы - органов публичного управления (государственного или муниципального). На необходимость глубокого и всестороннего исследования административно-правовых проблем деятельности этих объектов системы управления физической культурой и спортом неоднократно указывалось в работах специалистов в области спортивного права. 2 Известный ученый-административист Г.В. Атаманчук отмечает: «Акцентирование внимания в основном на развитии только самого аппарата управления, забвение (если так можно сказать) роли управ-
1 При этом укажем на известный дуализм в деятельности таких ФСО, как общественные спортивные объединения. ОКР, добровольно- физкультурные спортивные общества, спортивные федерации, спортивные союзы (ассоциации, лиги) и т.д. Проводя непосредственную физкультурно-спортивную деятельность (соревновательную, учебно-тренировочную), они наряду с этим осуществляют и управленческие функции в формах корпоративного нормотворчества и применения, а также организационной работы и материально-технического снабжения.
2 Алексеев С.В. Спортивное право России: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2012. С. 420-525; Братановский С.Н.Спортивное право как
отрасль российского права // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 4. С. 11; Уварова Н.В. Организационно-правовые проблемы спорта в Республике Казахстан: Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Алматы, 2005. С. 19.
ляемых объектов и организационной среды в определении его сущности и многообразных проявлений не всегда позволяет достаточно точно и всесторонне раскрыть всю совокупность условий, факторов и причин влияния на оптимальность его структуры и эффективность функционирования».3
Анализируя легальное определение ФСО, данное в п. 30 ст. 2 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - ФЗ О спорте 2007 г.), отметим, по крайней мере, два момента достаточно дискуссионного порядка.
Во-первых, в Законе говорится о том, что «физкультурно-спортивная организация - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее деятельность в области физической культуры и спорта в качестве основного вида деятельности». Однако такой подход оставляет вне рамок правового регулирования деятельность множества физкультурно-спортивных организаций, таких, например, как тренерские советы, судейские коллегии, физкультурно-спортивные клубы по месту жительства, самодеятельные общественные советы и т.д. Довольно частым явлением является учреждение городских и сельских спортивных клубов в виде общественных объединений без образования юридического лица. Как представляется, законодатель, в данном случае, положил в основу формулирования определения ФСО цивилистический подход, предполагающий обязательное наличие у участников гражданско-правовых отношений статуса юридического лица. В отличие от этого сфера административно-правового регулирования допускает наличие субъектов, не являющихся юридиче-
3 Атаманчук Г.В. О содержании совершенствования аппарата государственного управления // Советское государство и право. 1975. № 2. С. 59.
1
скими лицами.
Во-вторых, следует отметить неудачно обтекаемую формулировку, касающуюся правового статуса индивидуальных предпринимателей, поскольку весьма трудно устанавливать осуществляется ли деятельность отдельных юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) именно в области физической культуры и спорта и именно в качестве основного вида деятельности. В целом следует указать, что ст. 10 ФЗ О спорте 2007 г., посвященная ФСО, фактически не дает содержательного ответа на вопрос, в чем специфика этих организаций.2
Достаточно большое разнообразие ФСО в России предполагает их научную классификацию. Такая классификация дает возможность вычленить цели, задачи, функции и определить роль тех или иных ФСО в общей системе управления физкуль-турно-спортивной деятельностью.
Обращаясь к нормативно-правовой основе (ст. 5 ФЗ О спорте 2007 г.) классификации субъектов физической культуры и спорта в России, следует отметить, что в указанной статье содержится перечень лиц и органов, являющихся участниками физкуль-турно-спортивных отношений.
Очевидно, что это не исчерпывающий перечень. Например, в нем отсутствуют спортивные лиги, спортивные агентства (агенты), собственники (владельцы) объектов спорта, различные экспертные организации в области спорта и т.д. Причем из определения не совсем ясно, как поступить с субъектами, у которых деятельность в области физической культуры и спорта не является основной, например, работодатель, создавший внутри своего предприятия в форме структурного подразделения спортивную команду, но при этом продолжающий выпускать продукцию и оказывать услуги в качестве своей основной деятельности, или спортивно ориентированное СМИ (телеканал, радиовещатель, газета, журнал и аккредитованные на спортивные мероприятия соответствующие журналисты), организации так называемой спортивной индустрии (производство спортивного инвентаря и оборудования, строительство объектов спорта и т.д.), Госкорпорация «Олимпстрой» и т.д. Ведь такие организации, скорее
1 Братановский С.Н.Административное право: уч. пособие / Бра-тановский С.Н.; Центросоюз Российской Федерации, Центр. учеб-метод. каб. Мытищи, 2003. С. 78.
2 Рогачев Д.И. О новом Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Материалы II международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития». М., 2009. С. 31.
всего не подпадающие под рассматриваемый термин, не упомянуты в указанной ст. 5 закона о спорте, и, соответственно, ответ на вопрос являются ли они субъектами физической культуры и спорта, а, следовательно, и субъектами административно-правовых спортивных отношений в Российской Федерации, не однозначен.
Особую озабоченность вызывает отсутствие в этом термине и ст. 4 ФЗ О спорте 2007 г. международных спортивных организаций (как правило, международных спортивных федераций по видам спорта). Видимо, они также подразумеваются под физкультурно-спортивной организацией, иначе российское законодательство о физической культуре и спорте не сможет влиять на их права и обязанности при осуществлении ими деятельности на территории России, а такой пробел был бы недопустимой ошибкой.
Анализируемый перечень содержался и в Законе 1999 г. «О физической культуре и спорте», но как перечень субъектов физкультурного (физкультурно-спор-тивного) движения в России. В частности, в ст. 5 указанного Закона определялось, что физкультурное (физкуль-турно-спортивное) движение в России включает в себя:
- спортивные клубы, коллективы физической культуры, действующие на самодеятельной и профессиональной основах в образовательных учреждениях, иных организациях независимо от форм собственности и по месту жительства граждан;
- детско-юношеские спортивные школы детско-юношеские клубы физической подготовки детско-юношеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, находящиеся в ведении соответственно государственных органов в области физкультуры и спорта, образования, профессиональных союзов, других организаций:
- образовательные учреждения и научные организации в области физкультуры и спорта всех типов и видов независимо от организационно-правовых форм:
- общероссийские физкультурно-спортивные объединения - физкультурно-спортивные организации, общероссийские федерации (союзы, ассоциации) по различным видам спорта, общественно-государственные физкультурно-спортивные общества, оборонные спортивно-технические организации;
- Олимпийский комитет России:
- федеральный орган исполнительной власти в области физкультуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов РФ в области физкуль-
туры и спорта, подведомственные им организации, муниципальные организации физкультуры и спорта.
Действующий ФЗ О спорте 2007 г. содержит более широкий перечень субъектов физкультурно-спортивных отношений:
1) физкультурно-спортивные организации, в том числе физкультурно-спортивные общества, спортивно-технические общества, спортивные клубы, центры спортивной подготовки, студенческие спортивные лиги, а также общественно-государст-венные организации организующие соревнования по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
1.1) спортивные федерации;
2) образовательные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта;
3) оборонные спортивно-технические организации;
4) научные организации, осуществляющие исследования в области физической культуры и спорта;
5) Олимпийский комитет России;
6) Паралимпийский комитет России;
7) Сурдлимпийский комитет России;
8) Специальная олимпиада России;
8.1) Российский студенческий спортивный союз;
9) федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, подведомственные этим органам организации;
10) федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие руководство развитием военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта;
11) профессиональные союзы в области физической культуры и спорта;
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), зрители, спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Проведя сравнительно-правовой анализ содержания двух вышеприведенных законодательных актов о физической культуре и спорте (1999 и 2007 гг.) и исключив из числа субъектов, не относящихся к ФСО (органы публичного управления и граждан), можно отметить ряд изменений, обусловленных экономическим и социально-политическим развитием в Российской Федерации.
Во-первых, в ФЗ О спорте 2007 г. не упоминаются коллективы физической культуры как отдель-
ные субъекты правовых отношений. Это не случайно. Развитие частных форм собственности привело к появлению предприятий, учреждений и организаций, с индифферентным отношением их собственников (управляющих) к проведению физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Общественно-самодеятельные начала не получили дальнейшего развития и, соответственно, коллективы физической культуры и спорта практически перестали существовать как первичные организационно-правовые формы физкультурно-спортивной работы1
Во-вторых, в значительной степени возросло общее количество (и разнообразие организационно-правовых форм) профессиональных спортивных клубов, центров спортивной подготовки, студенческих спортивных лиг и т.д.
В-третьих, общественные спортивные объединения (в первую очередь всероссийские спортивные федерации, Олимпийский комитет России) были наделены государством уникальными полномочиями по реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, что позволило им приобрести характер государственно-общественных объединений. Регулирующие их внутреннюю управленческую жизнь корпоративные нормы приобрели квазиправовую форму2.
Таким образом, исходя из приведенного сравнительно-правового анализа и выбирая в качестве критерия классификации цель функционирования, всю совокупность физкультурно-спортивных организаций в России может быть дифференцирована на:
1) непосредственно осуществляющих физкультурно-массовую и учебно-спортивную работу (спортивные клубы, детско-юношеские спортивные школы, центры спортивной подготовки, детско-юно-шеские спортивно-технические школы, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства, центры олимпийской подготовки, шахматные клубы);
2) общественные спортивные объединения (Олимпийский комитет России, добровольно-физкультурные спортивные общества, спортивные федерации, спортивные арбитражные суды и т.д.);
3) обеспечивающие возможность занимать-
1 Вулах М.Г., Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности. Монография Саратов: Изд-во Саратовского государственного университета, 2007. С. 64.
2 Братановский С.Н.Административное право: уч. Пособие / Бра-тановский С.Н.; Центросоюз Российской Федерации, Центр. учеб-метод. каб. Мытищи, 2003. С. 35.
ся физической культурой и спортом (спортсооруже-ния, физкультурно-оздоровительные комплексы, прокатные пункты спортинвентаря, водные, лыжные, туристические базы, парки культуры и отдыха);
4) производящие спортивный инвентарь, оборудование, одежду и обувь;
5) обеспечивающие медицинское обслуживание (специализированные врачебно-физкультурные диспансеры, спортивные институты восстановительной хирургии);
6) занимающиеся подготовкой специалистов для сферы физической культуры и спорта (высшие и средние специальные учебные заведения физической культуры и спорта);
7) обеспечивающие сферу физической культуры и спорта необходимой информацией, проводящие пропаганду физкультурно-спортивных знаний (редакции спортивных газет и журналов, просветительские спортивные организации) и др.
Кроме этого, физкультурно-спортивные организации могут быть дополнительно дифференцированы:
а) в зависимости от формы собственности: государственные и негосударственные;
б) в зависимости от специализации имеющегося спортивного оборудования: специальные, универсальные, массовые;
в) в зависимости от масштабов централизации: федеральные, региональные и местные;
г) в зависимости от ведомственной принадлежности: Олимпийского комитета России, Министерства культуры РФ, Министерства внутренних дел РФ и др.
Следует сказать, что приведенная классификация в достаточной мере условна, как и любая другая классификация. Например, выделение в особую группу ОСО, как управляемых объектов системы управления физической культурой и спортом по вектору изучения организационно-правовых форм показывает, что и в самом указанном управляемом объекте есть органы управления (субъекты управленческой деятельности: конференции, президиумы, исполкомы, председатели и т.д.); организации, занимающиеся подготовкой специалистов для системы физической культуры и спорта, могут иметь в своей организационной структуре студенческие спортивные клубы; медицинские службы могут быть составной частью центров спортивной подготовки и т.д.
С точки зрения изучения специфики форм организации и деятельности физкультурно-спортив-ных организаций интерес представляют первые две группы из вышеперечисленных. Управление физкуль-
турно-спортивными организациями последующих групп не имеет особенностей управленческого характера. Их административно-правовое обеспечение деятельности осуществляется аналогично другим предприятиям, учреждениям и организациям отраслей экономической и социально-культурной сферы.
Говоря об административно-правовом статусе ФСО, необходимо, прежде всего, рассмотреть организационно-правовые формы, в которых они функционируют в России. Переход нашего государства от государственной экономики к рыночной вызвал к жизни различные формы их организации и деятельности. Несмотря на то что особое место в структуре организационно-правовых форм занимают коммерческие организации, в области спортивных отношений в большей степени превалируют ФСО - некоммерческие организации. Это связано с тем, что в соответствии с требованиями законодательства, в первую очередь ФЗ О спорте 2007 г., большая часть ФСО создается в организационно-правовых формах, именно, некоммерческих организаций. Например, такие ФСО как федерации по видам спорта должны в соответствии со ст. 2 ФЗ О спорте 2007 г. создаваться в форме некоммерческих организаций. В свою очередь некоммерческие ФСО могут создаваться в следующих организационно-правовых формах: потребительский кооператив, обществен-ныеобъединения и т.д.1 Единственным существенным отличительным признаком коммерческой ФСО, являющейся юридическим лицом выступает основная цель ее деятельности - извлечение прибыли. Некоммерческие ФСО не преследуют в своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют ее между участниками. В то же время, они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, поскольку это служит достижением ее основных целей.
В силу ст. 49 ГК РФ все коммерческие ФСО наделены общей (универсальной) правоспособностью. Анализ законодательства показывает, что правоспособность коммерческих организаций может быть ограничена не только законом, но и по решению их учредителей (участников) в соответствии с п. 2 ст. 52 ГК РФ. К ограничению правоспособности коммерческих ФСО закон относит и лицензирование (ст. 49 ГК РФ).
Отметим, что административно-правовой институт лицензирования является одной из разновид
1 Братановский С.Н. Роль и пределы государственного регулирования организации и деятельности потребительской кооперации в условиях перехода к рыночным отношениям // Государство и право. 2001. № 8. С. 37.
ностей государственной разрешительной политики в области физической культуры и спорта.1 В рассматриваемой области лицензированию подлежит достаточно широкий набор видов деятельности. Например, деятельность по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений.2 Подлежат лицензированию также и некоторые виды деятельности в области профессионального спорта. В качестве примера можно привести те виды профессионального спорта, которые связаны с использованием огнестрельного оружия и патронов к
3 4 5
нему, с использованием авиации и т.д.
Безусловно, каждая организационно-правовая форма ФСО, предусмотренная действующим законодательством, имеет свои особенности. На наш взгляд, при выборе организационно-правовой формы ФСО, необходимо учитывать следующие ее особенности, предложенные М.Н. Илюшиной:
- во-первых, адекватность выбранной организационно-правовой формы соответствующим видам физкультурно-спортивной деятельности, которые будет осуществлять ФСО;
- во-вторых, требование законодательства о внутренней организации, которая может способствовать или затруднять спортивную деятельность;
- в-третьих, наличие механизма ответственности учредителей (участников) ФСО, отвечающего или не отвечающего потребностям ее участников в имущественном обороте, сделка и т.д.;
- в- четвертых, наличие или отсутствие нормативных требований к ведению и оформлению внутренней организационной структуры и функциональной направленности деятельности ФСО;
- в-пятых, наличие особенностей создания ФСО и ее ликвидации, требований к оформлению уставного капитала;
- в-шестых, следует учитывать и соответст-
1 Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник. М.: Юнити-Дана, 2005. С. 342-351; Братановский С.Н., Вулах М.Г. Майстровой В.В. Организационная структура и органы управления общественных спортивных объединений // Спорт: экономика, право, управление. 2013. № 1. С. 26-33.
2 Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1995 г. № 968 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по организации спортивного и любительского лова ценных видов рыб, водных животных и растений» // СЗ РФ. 1995. № 40. Ст. 3821.
3 Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» // СЗ РФ .1996. № 51. Ст. 5681.
4 Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 85 // СЗ РФ. 1998. № 5. Ст. 622.
5 Васькевич В.П. Гражданско-правовое регулирование отношений
в области профессионального спорта. Дисс. ... на соиск. канд.
юрид. наук. Казань, 2006. С. 103-14.
вующие публично-правовые управленческие факторы, например, налоговый режим, таможенное законодательство и т.д.6
Продолжая анализ административно-правовых аспектов регулирования деятельности ФСО, отметим, что важнейшее место в системе этого регулирования занимает регламентация их создания.
Как показывает анализ специальной литературы 7, вопросу создания ФСО уделяется незаслуженно мало внимания, хотя этот процесс во многом определяет их дальнейшую деятельность. С другой стороны, от будущей деятельности ФСО зависит и процедура ее создания.8
Приобретение коммерческими и некоммерческими ФСО правоспособности возникает с момента оформления их государственной регистрации внесением соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц (ст. 49, ч. 2 ст.51 ГК РФ). Государственный реестр юридических лиц является административно-правовым институтом, главное назначение которого состоит в официальной легализации государством создания, реорганизации и ликвидации организаций и обеспечение их единого государственного учета. Правила государственной регистрации юридических лиц установлены специальным законом от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц».
Для регистрации ФСО учредитель представляет заявление или соответствующий договор учредителей, устав ФСО, документ об уплате государственной регистрационной пошлины.9 Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно и направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Требования к оформлению документов, истребуемых при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 43910.
С момента государственной регистрации ФСО считается созданным. В регистрации может быть отказано лишь в случае нарушения установленного зако-
6 Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И., Коммерческое право. Уч. пособие. М.: Юрайт-Издат, 2002. С. 58.
7 Рогачев Д.И. О новом Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Материалы II международной научно-практической конференции «Спортивное право: перспективы развития». М., 2009. С. 31; Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности. Автореф. дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук // Волгоградская академия МВД России. Волгоград, 2007. С. 12.
8 СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 3431.
9 СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2586.
10 СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2586.
ном порядка или несоответствия закону учредительных документов. Отказ должен быть мотивирован и дан в письменной форме. Немотивированный отказ в регистрации может быть обжалован в суде.
ФСО может быть реорганизовано в другие виды физкультурно-спортивных организаций по решению учредителя, если это не влечет за собой нарушения обязательств ФСО и если учредитель принимает эти обязательства на себя. Реорганизация ФСО может происходить в виде слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, изменения организационно-правовой формы. Например, муниципальная ФСО может быть преобразована в муниципально-государ-ственную или частную.
Ликвидация ФСО может осуществляться: по решению ее учредителей либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащий лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям;
На взгляд Ю.В. Хлистун и С.Н. Братановского, дополнительными оговорками могут быть как минимум следующие основания, защищающие, прежде всего, права граждан, занимающихся физической культурой и спортом: систематическое нарушение прав занимающихся; несоблюдение нормативов и правил техники безопасности при занятиях на спортивных сооружениях; систематическое психическое и физическое насилие по отношению к физкультурникам и спортсменам (в первую очередь к несовершеннолетним); низкое качество проводимых занятий, тренировок, оказания оздоровительных услуг. Применительно к занимающимся в ДЮСШ, ШВСМ - если при аттестации 40% занимающихся не освоили учебно-тренировочную программу.1
Предваряющим другие правовые отношения, возникающие у ФСО, являются их отношения с учредителем (учредителями). Проанализируем их правовую основу. В качестве учредителей ФСО могут быть: 1) органы государственной власти, органы местного самоуправления; 2) отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения (ассоциации и союзы); 3) отечественные и иностранные общественные и частные фонды; 4) общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории Российской Федерации; 5) граждане
1 Хлистун Ю.В., Братановский С.Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ « О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС «Гарант». 2010.
Российской Федерации и иностранные граждане.
Допускается совместное учредительство ФСО. Учредитель ФСО является собственником имущества или обладателем права пользования имуществом, которое закрепляется за создаваемым ФСО. Компетенционным актом, регламентирующим отношения учредителя (учредителей) с ФСО, является учредительный договор.
Другим не менее важным правовым актом, регламентирующим функционирование ФСО, является его устав. Устав разрабатывается и принимается общим собранием или советом ФСО.2
Проведенное нами исследование уставов, действующих в ряде ФСО Приволжского региона (Самарская, Саратовская, Волгоградская области), отмечает следующие типичные недостатки их содержания: а) неточно определяется организационно-правовая форма ФСО; б) неполно перечисляются задачи ФСО; в) недостаточно точно определяется порядок управления ФСО; г) не перечисляются все виды локальных актов, издаваемых ФСО; д) неполно перечислены права и обязанности участников физкультурно-спортивных отношений; е) не перечислены все виды предпринимательской деятельности, которые могут осуществлять ФСО, виды платных услуг. 3 Более поздние исследования нормативного содержания и форм уставов ФСО свидетельствуют о нерешенности проблемы и в настоящее время.4
Кроме учредительных договоров, уставов, типовых положений правоотношения, возникающие с участием ФСО, регулируются иными локальными актами. Ими могут быть правила внутреннего распорядка, в которых фиксируются права и обязанности учреждений физической культуры и спорта (в этом случае в уставе должно быть указано, что права и обязанности будут зафиксированы в правилах внутреннего распорядка: правила, регламентирующие отношения ФСО с физкультурниками и спортсменами; правила предоставления платных физкультурно-оздоровительных услуг; положение о совете ФСО; положение о собственности ФСО; положение о предпринимательской деятельности и др.).
2 Медведев С.А. Теоретико-правовые аспекты функционирования физической культуры и спорта в Российском государстве. Дисс. ... на соиск. канд. юрид. наук. Майкоп, 2006. С. 130.
3 Братановский С.Н. Спортивное право как отрасль Российского права // Спорт: экономика, право, управление. 2009. № 4. С. 12.
4 Братановский С.Н., Братановская М.С. Административно-правовое обеспечение безопасности физкультурно-спортивной деятельности // В сборнике: Современное российское право: пробелы, пути совершенствования. Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции / Под ред. Г.В. Синцова, В.В. Гошуляка. Пенза, 2015. С. 8-12.