Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
255
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / НЕДРА / ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / НЕФТЕГАЗОВЫЙ КОМПЛЕКС / МОНИТОРИНГ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ТОПЛИВО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галямова А.Р.

В данной статье анализируются проблемные аспекты правового регулирования в сфере охраны окружающей среды при пользовании недрами земли. Также, при изучении действующего законодательства Российской Федерации в сфере регулирования охраны окружающей среды при недропользовании выявлены правовые дилеммы в рассматриваемой сфере, впоследствии чего разработаны предварительные рекомендации по усовершенствованию действующего законодательства в изучаемой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF ENVIRONMENTAL PROTECTION DURING THE USE OF SUBSOIL: PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

This article analyzes the problematic aspects of legal regulation in the field of environmental protection when using the bowels of the earth. In addition, when studying the current legislation of the Russian Federation in the field of regulation of environmental protection in subsoil use, legal dilemmas were identified in this area, after which preliminary recommendations were developed to improve the current legislation in the area under study.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

Галямова А.Р. Правовое регулирование охраны окружающей среды при пользовании недрами: проблемы и пути их решения / А.Р. Галямова // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - 2022. - Т. 2, №2 (37). - С. 41-45

УДК 930.24 ББК 67.1

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ НЕДРАМИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

ГАЛЯМОВА А.Р. ОУВО ЮУТУ, Челябинск, Россия e-mail: galyamova.0101@mail.ru

Аннотация

В данной статье анализируются проблемные аспекты правового регулирования в сфере охраны окружающей среды при пользовании недрами земли. Также, при изучении действующего законодательства Российской Федерации в сфере регулирования охраны окружающей среды при недропользовании выявлены правовые дилеммы в рассматриваемой сфере, впоследствии чего разработаны предварительные рекомендации по усовершенствованию действующего законодательства в изучаемой сфере.

Ключевые слова: окружающая среда, недра, эколого-правовое регулирование, нефтегазовый комплекс, мониторинг, недропользование, экологические правонарушения, топливо-энергетический комплекс.

Актуальность. Согласно данным государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году", объем образования отходов производства и потребления предприятий топливо-энергетического

комплекса в загрязнение атмосферного воздуха составляет более составляет более 60,1%. В связи с чем, нельзя не отметить тот факт, что проблема загрязнения окружающей среды нефтегазовым комплексом из года в год является первостепенной.

На основании приведенных данных государственного доклада можно утверждать, что необходимость правого регулирования охраны окружающей среды при недропользовании, в настоящее время, возрастает. В связи с чем важно отметить, что гарантии обеспечения правовой охраны окружающей среды при недропользовании является приоритетной, можно даже сказать важной целью государства при регулировании деятельности топливно-энергетического

комплекса Российской Федерации. Ведь именно нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, а также газовая промышленность представляют собой основной источник загрязнения окружающей среды, следовательно, оказывают негативное воздействие практически на все

природные компоненты. Данное утверждение подтверждается представленными выше сведениями государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2020 году". В связи с чем, целесообразно еще раз отметить, что актуальность правового регулирования охраны окружающей среды при пользовании недрами, весьма высока.

Цель работы. Совокупное изучение правового регулирования недропользования в Российской Федерации, исследование проблемных аспектов правового регулирования в сфере охраны окружающей среды при пользовании недрами земли. А также разработка предварительных рекомендаций для усовершенствования правового обеспечения охраны окружающей среды при недропользовании.

Материалы и методы. При написании работы применялись следующие методы исследования: формально-юридический

методы, предусматривающие применение индукции, дедукции, анализа и синтеза, технико-юридический и статистический методы.

Результаты исследования. Понятие " эколого-правовое регулирование" широко используется в научных исследованиях, однако,

на практике применения можно наблюдать, что трактуется весьма по-разному.

Так, по мнению Хлуденевой Н.И., автора научно-исследовательских работ по

экологическому праву, эколого-правовое регулирование является "перманентной составляющей позитивного правового регулирования в целом и в самом общем виде может быть определено как регулирование, осуществляемое экологическим правом" [5].

Доктор геолого-минералогических наук Ерофеев Б.Н. отмечает: "экологическое регулирование неделимо связано с проблемами экологического кризиса в России и устанавливает необходимость перехода от природно-ресурсного к экологическому регулированию взаимодействия общества и природы" [3].

В свою очередь, Чечельницкий И.В., кандидат юридических наук, отмечает, что "в основе эколого-правового регулирования использования и охраны объектов окружающей среды лежат конкретные экологические общественные интересы" [6].

Как можно наблюдать, в юридической науке отсутствует единое понимание "эколого-правового регулирования".

Исходя из приведенных мнений российский ученных в отношении понятия "эколого-правовое регулирование" стоит выработать единое определение " эколого-правовое регулирование". Предполагается, что под "эколого-правовым регулированием" следует понимать инициативное воздействие государственных органов, в лице уполномоченных органов и органов местного самоуправления на социальные отношения, сложившиеся в сфере охраны окружающей среды, защиты и обеспечения экологических прав и общественных интересов граждан, а также в области рационального природопользования и охраны природных объектов и элементов окружающей среды.

В отношении области эколого-правового регулирования нефтегазового комплекса стоит отметить, что в российском законодательстве сложилась действенная нормативная база. Так, интегрированные нормы содержатся в федеральном законе от 10.01.2002 №7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральном законе от 23.11.1995 №174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и федеральном законе от 30.11.1995 №187-ФЗ "О континентальном шельфе".

Дифференцированные нормы содержатся в базовых нормативных правовых актах природоресурсного законодательства:

земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ, лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 №200-ФЗ, воздушный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ, а также в законе Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 "О недрах". Экологизированные нормы других отраслей права содержатся в таких специальных законах энергетического законодательства, как федеральный закон от 31.03.1999 №69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", федеральный закон от 03.12.2011 №382-ФЗ "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса",

федеральный закон от 21.07.2011 №256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-

энергетического комплекса", федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и др.

Как наблюдается на практике применения нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области охраны окружающей среды, сложившаяся на данном этапе развития законодательства система правовых норм является неполной и несовместимой между собой, в связи с чем можно утверждать, что нынешняя системно-правовая база в этой сфере не разработана должным образом. Так, при анализе действующего законодательства были выявлены следующие правовые коллизии в сфере обеспечения экологической безопасности при использовании недр.

В первую очередь, стоит выделить систему государственного экологического мониторинга в сфере недропользования. Действующее в настоящее время постановление правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. №177 " Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды", включает в себя основные положения правил проведения государственного мониторинга. Однако, в рассматриваемом нормативно-правовом акте отсутствует порядок связи федеральных органов государственной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении осуществления государственного

экологического мониторинга. Также,

рассматриваемое действующее постановление не регулирует порядок участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере сбора, хранения, аналитической обработки информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов с целью формирования государственного информационного ресурса.

Сложившееся положение можно назвать существенной проблематикой, ведь проведение экологического мониторинга относится к общему ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Данное утверждение подтверждается содержанием нормы конституции Российской Федерации, конкретнее п.п. в, п. 1, ст. 72 конституции Российской Федерации.

Применительно к мониторингу состояния недр необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 11 Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр Российской Федерации, утвержденное приказом МПР Российской Федерации от 21 мая 2001 г. №4333, информация о состоянии недр, полученная в ходе мониторинга состояния недр, ежегодно представляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в обобщенном виде в органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации с целью принятия решений в сфере природопользования. Однако, данное приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации,

рассматриваемый ранее, не определяет сроки, порядок и форму предоставления информации о состоянии недр.

Подытоживая, стоит отметить, что проблема организации государственного экологического мониторинга связанна с решением следующих задач:

- оперативное управление объектами.

Для решение этой задачи, разумным решением предполагается создание сети пунктов наблюдения.

- описание состояния экосистемы.

Для решения данной задачи стоит установить общие параметры о состоянии объектов и отдельных аналитических параметров, необходимых и достаточных для адекватного описания состояния экосистемы [4].

Также, целесообразно отметить, что в научной литературе высказывается позиция о необходимости совершенствования механизма

экологического контроля [1], а также о развитии экологического аудита в целях повышения эффективности природоохранной деятельности предприятий [2].

В качестве решения этих проблем предлагается восстановление экологического фонда. Как известно, федеральный экологический фонд России был образован на основании закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. №2060-1, но в дальнейшем был упразднен. Однако, как можно наблюдать, в настоящее время появляется необходимость в действии экологического фонда. Безусловно, нельзя абсолютно руководствоваться утратившим силу документом, стоит учитывать все новые положения действующего законодательства в сфере эколого-правового регулирования. Тем не менее, можно отметить значимость экологического фонда, заключающуюся в первую очередь в экономической поддержке в решении экологических проблем, что поспособствует повышению эффективности системы государственного экологического контроля.

Следующей немаловажной проблематикой является способ привлечения

недропользователей к юридической

ответственности за экологические

преступления. Юридическая ответственность за нарушения в сфере обращения с отходами производства в сфере недропользования является видом юридической ответственности, имеющей эколого-правовую природу, так как, в отличие от обычных правонарушений, большое значение имеет определения недр как природного ресурса и природного объекта. ч. 2 ст. 7.3 КоАП Российской Федерации предусматривает ответственность за пользование недрами по всем видам добываемых полезных ископаемых, в том числе добыча нефти, так и добыча подземных вод. При этом ответственность по данной статье наступает за любое нарушение условий лицензии или требований технического проекта, что явно противоречит принципам справедливости, соразмерности и

целесообразности применения мер

административной ответственности. В такой ситуации, в согласно с п. 18 постановления пленума высшего арбитражного суда " О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 2 июня 2004 г. №10, необходимо учитывать

малозначительность деяния. Резюмируя, хотелось бы подчеркнуть, что нормы, устанавливающие правила поведения субъектов пользования недрами требуют пересмотра с целью совершенствования действующего законодательства, а в частности, с целью совершенствования административной

ответственности за правонарушения при пользовании недрами. Следствием такого пересмотра может стать масштабное совершенствование системы государственного контроля в рассматриваемой сфере.

Учитывая проблемы рационального использования и охраны недр при добыче полезных ископаемых, путем анализа соответствующей нормативно-правовой базы представляется необходимым выделить проблематику в сфере налогообложения добычи полезных ископаемых.

Действующее законодательство

предусматривает налогообложение всех полезных ископаемых по фиксированной ставке вне зависимости от характеристик месторождения. Из-за несовершенства самой структуры налога на добычу полезных ископаемых налоговая система не способствует стимулированию недропользователей к созданию эффективных месторождений, что создает некие трудности для роста инвестиций в добывающую отрасль. Выход из ситуации возможен путем дифференциации ставок налога

на добычу полезных ископаемых по " двустороннему" принципу: для месторождений труднодоступных месторождений, в сторону уменьшения, а для легкодоступных месторождений, в сторону увеличения. В связи с чем, представляется необходимым установить методику расчета налоговых ставок с использованием системы коэффициентов, учитывающих горно-геологические

особенности и конкретные условия месторождений. Установление данной методики может служить стимулятором роста инвестиций в нефтегазовый комплекс Российской Федерации.

Таким образом, во всех видах производственной деятельности предприятий нефтегазового комплекса в качестве источника потребляемых природных ресурсов

используется природная среда.

Благодаря проанализированному

законодательству в изучаемой сфере, можно утверждать, что правовое регулирование охраны окружающей среды при пользовании недрами имеет действенную нормативно-правовую базу, однако существуют некоторые коллизии в сфере правового регулирования осуществления пользования нефтедобывающим комплексом России. Описанные

предварительные рекомендации по

усовершенствованию правовых проблем могут способствовать их устранению.

Список литературы

1. Аббасов П.Р. Актуальные вопросы правового регулирования экологического контроля /П.Р. Аббасов //Актуальные проблемы гражданского права: сборник научных трудов - 2011. - С. 4-9.

2. Аббасов П.Р. Экологический аудит как фактор повышения эффективности природоохранной деятельности / П.Р. Аббасов //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. - 2006. - №13. - С. 198200.

3. Природоресурсное законодательство в условиях модернизации экономики России / под ред. Н.Г. Жаворонковой. - М.: Норма, 2014. - 160 с.

4. Хлуденева Н.И. Границы правового регулирования охраны окружающей среды / Н.И. Хлуденева // Актуальные проблемы гражданского права: сборник научных трудов - 2011. - С. 20-25.

5. Чечельницкий И.В. Публично-правовые ограничения природопользования по экологическому законодательству / И.В. Чечельницский //Юридический мир. - 2013. - №8. - С. 44-53.

6. Экологическое право России учеб. пособие для студ. вузов / под ред. Л.Б. Братковской. - М.: Юрайт, 2018. - 219 с.

LEGAL SUPPORT OF ENVIRONMENTAL PROTECTION DURING THE USE OF SUBSOIL:

PROBLEMS AND WAYS TO SOLVE THEM

GALLYAMOVA A.R. EI HE SUUT, Chelyabinsk, Russia e-mail: galyamova.0101@mail.ru

Abstract

This article analyzes the problematic aspects of legal regulation in the field of environmental protection when using the bowels of the earth. In addition, when studying the current legislation of the Russian Federation in the field of regulation of environmental protection in subsoil use, legal dilemmas were identified in this area, after which preliminary recommendations were developed to improve the current legislation in the area under study.

Keywords: environment, subsoil, environmental and legal regulation, oil and gas complex, monitoring, subsoil use, environmental offenses, fuel and energy complex.

Сведения об авторах

Галямова Алина Радиковна,

galyamova.0101@mail.ru, Образовательное учреждение высшего образования "Южно-Уральский

технологический университет", кафедра

юриспруденции, 454084, Российская Федерация, г. Челябинск, ул. Комсомольский проспект 113 А.

Author Information

Galyamova Alina Radikovna,

galyamova.0101@mail.ru, Educational Institution of Higher Education "South Ural Technological University", Department of Jurisprudence, 454084, Russian Federation, Chelyabinsk, Komsomolsky ave., 113a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.