Научная статья на тему 'Правовое регулирование охраны морских акваторий путем применения статуса "морской заповедник"'

Правовое регулирование охраны морских акваторий путем применения статуса "морской заповедник" Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
451
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / МОРСКИЕ ЗАПОВЕДНИКИ / ОХРАНЯЕМЫЕ МОРСКИЕ ТЕРРИТОРИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Скаридова Мария Александровна

В настоящей статье автор анализирует правовой режим морских заповедных районов, устанавливаемых для защиты биоразнообразия в приполярных районах Берингова пролива. Делается вывод о недостаточной эффективности односторонних усилий по защите районов, отнесенных к заповедным и необходимости принятия односторонних мер по контролю за доступом и любой активности в указанных районах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Скаридова Мария Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование охраны морских акваторий путем применения статуса "морской заповедник"»

Северном Ледовитом океане от 15 сентября 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902266343

15. Там же.

16. Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств. Арктика и Север. 2012. №6.

17. Лукин Ю.Ф. Договор между Россией и Норвегией - шаг к мировому переделу морского пространства в Арктике // Арктика и Север. 2011. №2.

18. Henriksen T. Ulfstein G. Maritime Delimitation in the Arctic: The Barents Sea Treaty // Ocean Development & International Law. 2011.

19. Как Россия отдала Норвегии территории Баренцева моря. Электронный ресурс. Режим доступа: http://partia-slovoidelo.ru/sobytiya/kak-rossiya-otdala-norvegii-territorii-barenceva-morya

20. Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств. Арктика и Север. 2012. № 6.

21. Лукин Ю.Ф. Арктическое похолодание на фоне возврата к инструментам «холодной войны». Вестник МГТУ. Том 17. № 3. 2014. С. 515-522.

22. Там же.

23. Повал Л.М. Российско-норвежские соглашения о разделе арктических пространств. Арктика и Север. 2012. № 6

24. Журдо И.С. Международно-правовой режим дна Северного Ледовитого океана. Проблемы разграничения. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 4. 2015. С 4-19.

25. Крабовый беспредел иностранцев на российском шельфе в Баренцевом море. Электронный ресурс. Режим доступа: http://murman-fishing.ru/forum/viewtopic.php?f= 11 &p=410736

26. Баренцево море в поисках краба наводнили иностранные суда-браконьеры. Электронный ресурс. Режим доступа: http: // severpo st.ru/read/29148/

Скаридова Мария Александровна

старший преподаватель кафедры Международного и морского права ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ МОРСКИХ АКВАТОРИЙ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТУСА «МОРСКОЙ ЗАПОВЕДНИК»

Аннотация: В настоящей статье автор анализирует правовой режим морских заповедных районов, устанавливаемых для защиты биоразнообразия в приполярных районах Берингова пролива. Делается вывод о недостаточной

эффективности односторонних усилий по защите районов, отнесенных к заповедным и необходимости принятия односторонних мер по контролю за доступом и любой активности в указанных районах.

Ключевые слова: Биологическое разнообразие; морские заповедники, охраняемые морские территории.

Abstract: In this article, the author analyzes the legal regime of marine protected areas, established to protect biodiversity in the circumpolar regions of the Bering Strait. It is concluded that the unilateral efforts to protect Arctic maritime areas insufficiently effectiveness. To control access and any activity in these areas additional measures to tighten the legal regime needs to be taken. Key words: biological diversity; marine reserves, protected marine areas.

Принятая в 2004 г. Конвенция по биологическому разнообразию установила общие требования к деятельности особо охраняемых природных территорий для всех стран-участников Конвенции. Одна из ключевых задач ПРОТ -планирование и создание репрезентативных систем ООПТ на национальном и региональном уровне.

В соответствии с Законом РФ «Об особо охраняемых природных территориях»1 указанные территории подразделяются на 7 категорий.2 Российские ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Заповедники и национальные парки являются исключительно федеральными ООПТ, а природные парки находятся в ведении субъектов Федерации, то есть представляют собой региональные ООПТ. Остальные категории особо охраняемых природных территорий

1 Особо охраняемые природные территории - далее «ООПТ».

2 Государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты.

(заказники, памятники природы и др.) могут иметь как федеральный, так и региональный статус.

По данным Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды по состоянию на 01.01.2016 г. в Российской Федерации имеется 103 государственных природных заповедника, 48 национальных парков, 64 государственных природных заказника федерального значения, 2243 государственных природных заказников регионального значения, более 8 тыс. памятников природы (в том числе 17 федерального значения), а также более 2,8 тыс. ООПТ иных категорий регионального и муниципального значения, установленные субъектами Российской Федерации в рамках действующего законодательства в сфере ООПТ.

Общая площадь 295 ООПТ федерального значения по состоянию на 01.01.2016 г. составляла 60,2 млн га (с учетом морских акваторий) или 49,3 млн га - без охраняемых морских акваторий. В 2015 г. более половины площади всех ООПТ федерального значения составляли государственные природные заповедники - 56,4 %. Доля площади национальных парков и государственных природных заказников составляли 23,1 % и 20,3 % соответственно. На памятники природы и прочие ООПТ федерального значения приходится 0,2 % от площади всех ООПТ федерального значения.

По состоянию на 01.01.2016 г. общая площадь государственных природных заповедников составила 33,95 млн

га, в том числе охраняемая морская акватория 6,5 млн га. Создано 103 государственных природных заповедника, расположенных на территории 19 республик, 8 краев, 32 областей, 1 автономной области, 4 автономных округов.

По состоянию на конец 2015 г. общая площадь национальных парков составила 13,9 млн га, в том числе охраняемая морская акватория - 1,4 млн га. Крупнейшими национальными парками России являются «Югыд ва» около 1,9 млн га, «Берингия» - более 1,8 млн га и «Русская Арктика» -более 1,4 млн га, расположенные в Арктической зоне Российской Федерации3

Морские и прибрежные ООПТ России включают ряд природных объектов, обладающих уникальными чертами и первостепенной важностью для функционирования крупных морских экосистем, такие как фронтальные зоны и системы апвелинга (Командорский биосферный заповедник, Ямские острова, участок ГПЗ Магаданский) и заприпайные полыньи (заказник «Земля Франца-Иосифа», ГПЗ «Остров Врангеля»). Под охраной находятся участки дельт и прилегающие морские акватории крупнейших рек Европы и Сибири - Волги в Астраханском заповеднике, Печоры в Ненецком заповеднике и Лены в Усть-Ленском заповеднике. В 2011 г. начал работать самый высокоширотный национальный парк планеты -

3 Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2015 году». URL: http://www.mnr.gov.ru/gosdoklad-eco-2015/bio.html

«Русская Арктика» на севере архипелага Новая Земля, который помимо береговых скал и ледников включает 12-мильную

4

морскую акваторию.

Система заповедников России, формировавшаяся на протяжении длительного времени, состоит из весьма разнородных по своим характеристикам территорий. Специфика управления конкретным заповедником зависит от его природоохранной ценности, поэтому для оптимизации управления заповедной системой страны необходима классификация заповедников. Для этого была проведена их оценка по следующим критериям: площадь; степень нарушенности территории; характер окружения; полнота природных комплексов, представленных на территории; наличие редких и уникальных природных объектов (включая популяции редких видов растений и животных).

Охраняемые морские акватории входят в состав 10 заповедников, занимая в общей сложности 6,44 млн. га, что составляет 19,1 % от общей площади всех заповедников и 11,8 % от общей площади всех ФООПТ. При этом в четырех заповедниках (Ненецком, Остров Врангеля, Командорском и Дальневосточном морском) акватория занимает большую площадь, чем суша. Еще 2,84 млн. га морских акваторий охраняется в четырех федеральных заказниках (Земля Франца-Иосифа, Малые Курилы, Ненецкий и Южно-Камчатский).

4 URL: http://oopt.aari.ru/

Статус объекта Всемирного наследия имеют 32 российских ООПТ, в числе которых 12 государственных природных заповедников и 5 государственных природных национальных парков.5

Следует отметить, что и сейчас не существует четкой системы критериев разделения ООПТ на уровни значения и категории.6 Долгое время в российском законодательстве отсутствовала категория «национальные парки», поэтому в задачи многих заповедников включалось развитие рекреации и туризма

Всего в пределах российских арктических морей выделяется 33 физико-географические провинции, относящиеся к 6 морским бассейнам.7 Из них 8, акватории которых вне рамок трииториального моря, расположенных, например, в провинциях Северо-Баренцевоморской (заказник «Земля Франца-Иосифа»), Таймырской (Большой Арктический заповедник) и Южно-Чукотской (заповедник «Остров Врангеля»). Остальные находятся в пределах территориального моря РФ и могут быть отнесены к категории «прибрежные».8

5 URL: http://www.nhpfUnd.ru/world-heritage/russian-sites.html

6 В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня. Особо охраняемые природные территории России: Современное состояние и перспективы развития. М., 2009

7 В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня. Особо охраняемые природные территории России: Современное состояние и перспективы развития. М., 2009

8 Общая площадь морских районов, имеющих статус особо охраняемых природных территорий (ООПТ), составляет 9,1 тыс. км2, т.е. около 1,8% от площади шельфа Российской Федерации.

Наличие морских ФООПТ в провинциях бассейна Северного Ледовитого океана (не показано Белое море)9

Единственным морским парком, могущим быть отнесенным к категории «трансграничный» следует назвать природный парк «Берингия», в котором российскую часть можно отнести к категории «национальный».

Решение о создании этого международного парка на территории по обе стороны Берингова пролива было принято в 1990 г. президентами США и СССР.

Географически район «Берингии» охватывает район Берингова пролива, включая трансграничную область в пределах российского национального парка «Берингия»10 и

9 Выделены: зеленый — достаточная площадь ФООПТ; желтый — ФООПТ имеются, но их недостаточно; оранжевый — ФООПТ отсутствуют // По: В.Г. Кревер, М.С. Стишов, И.А. Онуфреня. Особо охраняемые природные территории России: Современное состояние и перспективы развития. М., 2009.

10 Парк состоит из 5 обособленных участков, которые находятся на достаточно удаленном от населённых пунктов территории трёх муниципалитетов Чукотского автономного округа. «Колючинский», «Чегитунский», «Дежнёвский», «Мечигменский» и «Провиденский».

американских национального резервата «Беринг - Ленд-Бридж» и национального памятника «Мыс Крузенштерна».11

Упомянутое решение призывало страны к сотрудничеству в изучении экологии, археологии и культурного наследия по обе стороны пролива.12 Было решено, что все уже существующие в регионе охраняемые территории, которые могут войти в будущую трансграничную охраняемую зону, останутся в юрисдикции той страны, на территории которой они расположены.

Территории Чукотки, включенные в национальный парк «Беринг» и «Bering-Land» на

Аляске.

Созданный в 1993 г. природно-этнический парк имел региональное подчинение и лишь в январе 2013 г. было принято решение о том, что «Берингия» получает более высокий статус -национального парка. Однако, располагаясь на двух материках он до сих пор не превратился в трансграничную особо охраняемую природную территорию.

11 Общая площадь территории «Берингии» составляет 1 819 454 гектаров. URL: https://www.congress.gov/bill/102nd-congress/senate-bill/2088

12 Географический район сотрудничества в рамках Меморандума охватывает район Берингова пролива, включая трансграничную область в пределах российского национального парка «Берингия» и американских национального резервата «Беринг -Ленд-Бридж» и национального памятника «Мыс Крузенштерна».

Российская сторона предприняла первые шаги к созданию трансграничной охраняемой территории. В сентябре 1990 г. Совет министров СССР издал Декрет о создании международного парка; в ноябре 1991 г. на обсуждение Сената в США был представлен законопроект S-2088 «Об учреждении международного парка наследия Берингии», однако Конгресс так и не принял решения по законопроекту S-2088.

Известно, что в январе 2014 г. был подготовлен проект «Меморандума о взаимопонимании между Правительством РФ и Правительством США о символическом объединении национальных парков в районе Берингова пролива».

Меморандум был направлен на защиту родственных связей, культурных обычаев и языков коренных народов и других местных жителей Чукотки и Аляски, укрепление двустороннего сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, ее исследования и мониторинга, будет свидетельствовать о связи между двумя континентами и народами. Казалось бы замечательные цели, которые случись отношениям между двумя странами улучшиться могли бы положительно отразиться не только в экологическом отношении, но и способствовали бы сохранению культурных и природных ресурсов; научному обмену, сохранению среды обитания коренных народов, развитию экологического туризма.

Сегодня очевидно, что односторонних усилий или даже совместных деклараций о важности проблемы совершенно

недостаточно для решения вопроса защиты уникальной приарктической экологии от все возрастающих угроз. Трудно себе представить, исходя из состояния нынешних российско-американских отношений, что обе прибрежные страны уже в ближайшем будущем предпримут консолидированные усилия по контролю транспортной и ресурсо-добывающей деятельности в приарктических районах. По-видимому, России предстоит осуществить односторонние усилия по ужесточению правового режима морских заповедных районах, ограничив в них доступ и установив значительные штрафы для несанкционированного доступа и эксплуатации.

Список использованных источников и литературы:

1. Дмитриев В.И. Обеспечение безопасности плавания: Учеб. пособие для вузов водного транспорта. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2005. 374 с.

2. Мордвинова Т.Б., Скаридова М.А., Скаридов А.С. Полярное право. ЮСТИЦИЯ, 2017

3. Aldo Chircop. Canadian Maritime law. Irwin law Inc., 2016

Чинякова Елена

Студентка ГУМРФ адмирала С.О. Макарова

СПЕЦИФИКА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КРУИЗНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Аннотация: Статья посвящена развитию транспортной отрасли в области круизных линий Санкт-Петербурга. Потенциал развития круизного туризма в России огромен. Стратегические приоритеты развития круизного туризма определены на речных круизных линиях, в то время как наибольший потенциал видится в развитии морских круизных линий. В статье приводятся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.