Научная статья на тему 'Правовое регулирование обязательств из публичного конкурса в государствах-участниках СНГ'

Правовое регулирование обязательств из публичного конкурса в государствах-участниках СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
обязательства / публичный конкурс / национальное законодательство стран СНГ / общественно полезная цель / состязательность / условия публичного конкурса / подведение итогов конкурса / выдача награды / obligations / public competition / national legislation of the CIS countries / socially useful goal / competitiveness / conditions of a public competition / summing up the results of the competition / issuing an award

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гусева Татьяна Сергеевна, Казакова Марина Владимировна, Низамова Елена Анатольевна

Статья посвящена исследованию правового регулирования обязательств из публичного конкурса в государствах-участниках СНГ и оценке его соответствия современным потребностям социально-экономического, культурного и духовного развития стран Содружества. Целью сравнительного анализа и оценки национального законодательства и правоприменения стран СНГ является выработка единого подхода к правовому регулированию обязательств из публичного конкурса. Это будет способствовать международному сотрудничеству и обмену передовым опытом решения значимых социально-экономических и инновационных задач. Анализ доктринальных источников, национального законодательства и правоприменительной практики о публичном конкурсе в государствах-участниках СНГ позволил раскрыть динамику обязательства из публичного конкурса, установить правовой статус сторон обязательства, определить оптимальные способы защиты их прав и законных интересов. Авторами установлено, что положения ряда национальных законодательств стран Содружества о публичном конкурсе, крайне лаконичные, а в некоторых случаях и противоречащие принципам гражданского права, создают почву для злоупотреблений организатора конкурса и не обеспечивают защиты прав его участников. Показано как пробелы и противоречия в регулировании препятствуют действенности публичного конкурса. В результате исследования предложена модель правового регулирования обязательства из публичного конкурса, охватывающая все его этапы, и включающая наряду с имеющимся арсеналом положения, регулирующие аспекты обязательств из публичного конкурса, значимые, но остающиеся вне правового поля. Выработанные авторами подходы к правовому регулированию обязательств из публичного конкурса, с одной стороны, могут служить основой гармонизации национального законодательства стран-участниц СНГ и таким образом способствовать его сближению и созданию единого правового пространства на территории Содружества. C другой стороны, новые подходы способны обеспечивать соблюдение принципов конкурсного обязательства: состязательности и прозрачности публичного конкурса, независимости и объективности оценки работ участников, защиты их прав и законных интересов. Налаженный механизм правового регулирования способен содействовать результативности публичного конкурса и расширению его применения в разнообразных сферах жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гусева Татьяна Сергеевна, Казакова Марина Владимировна, Низамова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Obligations from Public Competition in the CIS States

The article is devoted to the research of legal regulating public competitive obligations within the Commonwealth of Independent States (CIS) countries and the assessment of its compliance with modern needs of socio-economic, cultural and spiritual development of the Commonwealth countries. The purpose of the comparative analysis and assessment of the national legislation and law enforcement of the CIS countries is to develop a unified approach to the legal regulation of public tender obligations, which will promote international cooperation and exchange of best practices in solving significant socio-economic and innovative issues. The dynamics of the public tender obligation, the legal status of the parties to the obligation, the ways of protecting their rights and legitimate interests are examined by analyzing doctrinal sources, national legislation and law enforcement practice on public tender in the Commonwealth states. The authors found the extremely laconic legal norms on public competitions in the Commonwealth countries sometimes contradict the principles of civil law, create grounds for abuse by the organizer of the tender and do not ensure protection of the rights of its participants, and the identified gaps and contradictions hinder purpose of public competitions. In the study, a model of legal regulation of the public competition obligation covering all its stages is proposed, which, together with the existing arsenal of provisions regulating significant aspects of the public competitive bidding obligation, but remaining outside the legal sphere, will serve as a basis for the harmonization of the national legislation of the Commonwealth member states and, as a result, will contribute to the convergence and creation of a common legal framework for public competitive bidding obligations. The developed approaches to the legal regulation of public tender obligations will, on the one hand, serve as a basis for the harmonization of the national legislation of the CIS states and, as a consequence, contribute to its convergence and the creation of a common legal space in the territory of the Commonwealth, and, on the other hand, ensure compliance with the principles of competitive obligations: competitiveness and transparency of public tendering, independence and objectivity of the evaluation of the works of participants, protection of their rights and legitimate interests. A well-functioning mechanism of legal regulation can contribute to the social purpose of public competition and the expansion of its application in various spheres of life.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обязательств из публичного конкурса в государствах-участниках СНГ»

Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Том 17. № 3.

Law. Journal of the Higher School of Economics. 2024. Vol. 17, no 3.

Научная статья

УДК: 347

JEL: K15

DOI:10.17323/2072-8166.2024.3.263.291

Правовое регулирование обязательств из публичного конкурса в государствах-участниках СНГ

Татьяна Сергеевна Гусева1

Марина Владимировна Казакова2,

Елена Анатольевна Низамова3

1,2,3 Северо-Западный филиал Российского государственного университета правосудия, Россия 197046, Санкт-Петербург, Александровский парк, 5,

1 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-9777-7064

2 [email protected], https://orcid.org/0009-0000-9480-6280

3 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1653-3277

Μ=Ι·Ι Аннотация

Статья посвящена исследованию правового регулирования обязательств из публичного конкурса в государствах-участниках СНГ и оценке его соответствия современным потребностям социально-экономического, культурного и духовного развития стран Содружества. Целью сравнительного анализа и оценки национального законодательства и правоприменения стран СНГ является выработка единого подхода к правовому регулированию обязательств из публичного конкурса. Это будет способствовать международному сотрудничеству и обмену передовым опытом решения значимых социально-экономических и инновационных задач. Анализ доктринальных источников, национального законодательства и правоприменительной практики о публичном конкурсе в государствах-участниках СНГ позволил раскрыть динамику обязательства из публичного конкурса, установить правовой статус сторон обязательства, определить оптимальные способы защиты их прав и законных интересов. Авторами установлено, что положения ряда национальных законодательств стран Содружества о публичном конкурсе, крайне лаконичные, а в некоторых случаях и противоречащие принципам гражданского права, создают почву для злоупотреблений организатора конкурса и не обеспечивают защиты прав его участ-

© Гусева Т.С., Казакова М.В., Низамова Е.А., 2024

Данная публикация лицензируется соответственно условиям лицензии Creative Commons

Attribution-Sharealike 4.0 International https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0/legalcode.ru 263

Право в современном мире

ников. Показано как пробелы и противоречия в регулировании препятствуют действенности публичного конкурса. В результате исследования предложена модель правового регулирования обязательства из публичного конкурса, охватывающая все его этапы, и включающая наряду с имеющимся арсеналом положения, регулирующие аспекты обязательств из публичного конкурса, значимые, но остающиеся вне правового поля. Выработанные авторами подходы к правовому регулированию обязательств из публичного конкурса, с одной стороны, могут служить основой гармонизации национального законодательства стран-участниц СНГ и таким образом способствовать его сближению и созданию единого правового пространства на территории Содружества. C другой стороны, новые подходы способны обеспечивать соблюдение принципов конкурсного обязательства: состязательности и прозрачности публичного конкурса, независимости и объективности оценки работ участников, защиты их прав и законных интересов. Налаженный механизм правового регулирования способен содействовать результативности публичного конкурса и расширению его применения в разнообразных сферах жизнедеятельности.

Ключевые слова

обязательства; публичный конкурс; национальное законодательство стран СНГ; общественно полезная цель; состязательность; условия публичного конкурса; подведение итогов конкурса; выдача награды.

Для цитирования: Гусева Т.С., Казакова М.В., Низамова Е.А. Правовое регулирование обязательств из публичного конкурса в государствах-участниках

СНГ // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2024. Том 17. № 3. С. 263-291. DOI:10.17323/2072-8166.2024.3.263.291

Research article

Legal Regulation of Obligations from Public Competition in the CIS States

□Ü

Tatyana S. Guseva1,

Marina V. Kazakova2,

Elena A. Nizamova 3

1,2,3 North-Western branch of the Russian State University of Justice, 5 Aleksandrovsky Park, Saint Petersburg 197046, Russia,

1 [email protected], http://orcid.org/0000-0002-9777-7064

2 [email protected], https://orcid.org/0009-0000-9480-6280

3 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1653-3277

The article is devoted to the research of legal regulating public competitive obligations within the Commonwealth of Independent States (CIS) countries and the assessment

264

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

of its compliance with modern needs of socio-economic, cultural and spiritual development of the Commonwealth countries. The purpose of the comparative analysis and assessment of the national legislation and law enforcement of the CIS countries is to develop a unified approach to the legal regulation of public tender obligations, which will promote international cooperation and exchange of best practices in solving significant socio-economic and innovative issues. The dynamics of the public tender obligation, the legal status of the parties to the obligation, the ways of protecting their rights and legitimate interests are examined by analyzing doctrinal sources, national legislation and law enforcement practice on public tender in the Commonwealth states. The authors found the extremely laconic legal norms on public competitions in the Commonwealth countries sometimes contradict the principles of civil law, create grounds for abuse by the organizer of the tender and do not ensure protection of the rights of its participants, and the identified gaps and contradictions hinder purpose of public competitions. In the study, a model of legal regulation of the public competition obligation covering all its stages is proposed, which, together with the existing arsenal of provisions regulating significant aspects of the public competitive bidding obligation, but remaining outside the legal sphere, will serve as a basis for the harmonization of the national legislation of the Commonwealth member states and, as a result, will contribute to the convergence and creation of a common legal framework for public competitive bidding obligations. The developed approaches to the legal regulation of public tender obligations will, on the one hand, serve as a basis for the harmonization of the national legislation of the CIS states and, as a consequence, contribute to its convergence and the creation of a common legal space in the territory of the Commonwealth, and, on the other hand, ensure compliance with the principles of competitive obligations: competitiveness and transparency of public tendering, independence and objectivity of the evaluation of the works of participants, protection of their rights and legitimate interests. A wellfunctioning mechanism of legal regulation can contribute to the social purpose of public competition and the expansion of its application in various spheres of life.

obligations; public competition; national legislation of the CIS countries; socially useful goal; competitiveness; conditions of a public competition; summing up the results of the competition; issuing an award.

For citation: Guseva T.S., Kazakova M.V., Nizamova E.A. (2024) Legal Regulation of Obligations from Public Competition in the CIS States. Law. Journal of the Higher

School of Economics, vol. 17, no. 3, pp. 263-291 (in Russ.) DOI: 10.17323/20728166.2024.3.263.291

Введение

Публичный конкурс — действенный и широко используемый инструмент, применяемый для достижения актуальных целей развития общества и государства. Выявление в конкурсе лучшего результата (достижения) и возможность его дальнейшего использования стимулируют развитие экономических, социальных и духовных сфер жизнедеятельности общества, содействуют международному сотруд

265

Право в современном мире

ничеству в рамках международных институтов, включая Содружество Независимых Государств (далее — СНГ). Основными сферами проведения публичных конкурсов в государствах-участниках СНГ являются наука1, литература, музыка2, искусство3, архитектура4, инновационная инфраструктура5, образование6. Вместе с тем публичные конкурсы востребованы не только внутри государства, но и на международном уровне7.

Особенную актуальность приобретают публичные конкурсы, направленные на решение инновационных и технологических задач8.

1 Напр., Положение Международного конкурса среди молодежи «Высокие технологии и инновационные разработки», проводимого в честь года «Счастливая молодежь с Аркадаг Сердаром» Академией наук Туркменистана, Министерством образования и Центральным советом Молодежной организации имени Махтумкули. Available at: URL: https://turkmenistan.gov.tm/ru/post/70431/konkurs-nauchnyh-rabot (дата обращения: 12.07.2023)

2 Напр., Конкурс творческих работ «Гимн матери-природы», проводимый Министерством природных ресурсов Республики Узбекистан, Союзом писателей Узбекистана и Союзом композиторов и бастакоров Узбекистана. Available at: URL: https://eco.gov.uz/ru/site/news?id=3149 (дата обращения: 12.07.2023)

3 Постановление Министерства культуры Республики Беларусь от 15.10.2015 № 50 «Республиканский открытый конкурс исполнителей на оркестровых инструментах имени Е.А. Глебова». Available at: URL: https://base.spinform.ru/spisdoc.fwx (дата обращения: 12.07.2023)

4 Постановление Кабинета министров Азербайджанской Республики от 15.10.1999 № 165 «Об утверждении Правил проведения конкурсов по архитектуре в Азербайджанской Республике». Available at: URL: https://base.spinform.ru/spisdoc. fwx (дата обращения: 12.07.2023)

5 Постановление Правительства Республики Таджикистан от 03.06.2013 № 252 «О Порядке государственной регистрации, организации и проведения экспертизы и конкурсов инновационных проектов». Available at: URL: https://base.spinform.ru/ spisdoc.fwx (дата обращения: 12.07.2023)

6 Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 13.10.2008 № 226 «Об утверждении Положения о конкурсе «Лучший педагог высшего образовательного учреждения»». Available at: URL: https://base.spinform.ru/spisdoc.fwx (дата обращения: 12.07.2023)

7 Международный конкурс им. Чайковского и М.И. Глинки (Россия); Международный конкурс имени Арама Хачатуряна (Армения); Международный конкурс имени Бюльбюля (Азербайджан); Международный конкурс государств-участников СНГ «Искусство книги»; Международный телевизионный фестиваль «ТЭФИ-Со-дружество»; молодежные Дельфийские игры государств-участников СНГ и др.

8 Например, Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2018 № 403 «Об утверждении Правил организации и проведения технологических конкурсов в целях реализации Национальной технологической инициативы и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета Фонду поддержки проектов Национальной технологической инициативы на финансовое обеспечение затрат на организацию и проведение технологических конкурсов в целях реализации

266

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

С их помощью осуществляются поиск лучших инновационных разработок и цифровых технологий и их последующее внедрение в производство, здравоохранение, образование, сферу социальных услуг в целях реализации приоритетных направлений научно-технологического развития Российской Федерации9 и стран СНГ. Указанные обстоятельства свидетельствуют о значимости данного правового института и необходимости исследования правового регулирования обязательств из публичного конкурса в государствах СНГ.

Предметом настоящей статьи является оценка состояния правового регулирования публичного конкурса в национальных законодательствах стран СНГ на соответствие современным потребностям внутреннего развития государств и международного сотрудничества. Выявление пробелов и противоречий в национальных законодательствах, разработка единого подхода к правовому регулированию обязательств из публичного конкурса будут способствовать, с одной стороны, гармонизации и сближению правовых норм национальных законодательств стран СНГ, с другой — соблюдению принципов состязательности и прозрачности конкурса, объективности оценки работ участников, защиты их прав и законных интересов и, как следствие, повышению полезности публичного конкурса.

На основе использования общенаучных методов (сравнение, обобщение, логический метод, комплексный анализ) и специальных правовых методов (формально-юридический, методы толкования правовых норм и правового моделирования), основным из которых является сравнительно-правовой, предлагаются пути упорядочивания правового регулирования обязательств из публичного конкурса, способные оказать положительное воздействие как на отдельные хозяйствующие субъекты стран СНГ, так и на экономику, науку и культуру государств в целом, а также способствовать международному сотрудничеству и обмену передовым опытом решения значимых социально-экономических, культурных и инновационных задач на пространстве Содружества.

Национальной технологической инициативы и о внесении изменения в перечень международных, иностранных и российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы, искусства, туризма и средств массовой информации, суммы которых, получаемые налогоплательщиками, не подлежат налогообложению» // СЗ РФ. 2018. № 16 (часть II). Ст. 2362.

9 Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6887.

267

Право в современном мире

1. Понятие, признаки, субъектный состав обязательства из публичного конкурса

Публичный конкурс — проводимое в общественно полезных целях состязание (соревнование) на объявленных условиях, направленное на определение победителя — лица, представившего лучший результат (достижение) — и его награждения. Регулирование обязательств из публичного конкурса осуществляется преимущественно гражданскими кодексами (далее — ГК) стран Содружества. Особенностью их законодательного регулирования в государствах СНГ является различный подход к месту обязательств из публичного конкурса в системе гражданско-правовых обязательств, установленной национальным законодателем, а также регулирование конкурсных отношений без учета особенностей публичного конкурса.

Страны Содружества, чьи гражданские кодексы в части регулирования публичного конкурса идентичны положениям Модельного Гражданского кодекса государств-участников СНГ от 13.05.199510 (далее — МГК СНГ), определили обязательствам из публичного конкурса самостоятельное место наряду с иными видами обязательств из односторонних действий (Глава 58 «Публичный конкурс» ГК Республики Армения (далее — Армения); Глава 56 «Публичный конкурс» ГК Республики Беларусь (далее — Беларусь); Глава 48 «Публичный конкурс» ГК Кыргызской Республики (далее — Кыргызстан); Глава 57 «Публичный конкурс» ГК Российской Федерации (далее — Россия); Глава 53 «Публичный конкурс» ГК Республики Таджикистан (далее — Таджикистан); Глава 54 «Публичный конкурс» ГК Республики Узбекистан (далее — Узбекистан)). Другие государства СНГ имеют иное структурное расположение норм о публичном конкурсе в своих гражданских кодексах.

В ГК Республики Казахстан (далее — Казахстан) введена родовая категория «конкурсные обязательства», используемая для обозначения обязательств, возникающих из публичного обещания вознаграждения, и обязательств, возникающих на основе тендера, аукциона и иных форм торгов, установленных законодательными актами Казахстана (ст. 910). При этом понятия «публичный конкурс» законодательство не содержит, оперируя категорией «конкурс» и не раскрывая ее содержания.

Отметим, что в гражданском праве понятие «конкурс» используется в нескольких значениях, каждое из которых имеет специфику.

10 Available at: URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30075662&doc id2=30076084#pos=6;-111&sel_link=1000546985_2 (дата обращения: 12.07.2023)

268

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

Например, ГК России позволяет выделить публичный конкурс, целью которого является достижение наилучшего результата, и конкурсы-торги, которые ученые, в свою очередь, в зависимости от их целей делят на два подвида: направленные на заключение договоров и на право заключить договор [Брагинский М.И., 2005: 15]. ГК Казахстана разграничивает конкурсные обязательства, возникающие из публичного обещания вознаграждения, и конкурсные обязательства, возникающие на основе торгов, которые, в свою очередь, подразделяются на два вида: тендер и аукцион. Принимая во внимание содержательное наполнение понятия «конкурс», следует считать, что нормы о конкурсе в ст. 910 ГК Казахстана являются нормами общего характера [Ashimova Z.S., 2014: 313], а обязательства из публичного конкурса урегулированы ст. 911—912 ГК — «Публичное обещание вознаграждения», «Отмена публичного обещания вознаграждения».

Вместе с тем для возникновения конкурсного обязательства недостаточно одного публичного обещания вознаграждения, необходимо совершение действий потенциальными участниками — представление на конкурс работ или иных достижений. Поэтому видится принципиально важным при обозначении этого вида обязательств использовать понятие «публичный конкурс», которое вбирает в себя всю совокупность действий, необходимых для возникновения обязательства (обещание вознаграждения за лучший результат, т.е. объявление конкурса, представление работ на конкурс, их оценку и определение победителя).

В ГК ряда государств (Азербайджан, Молдова, Туркменистан) положения об обязательствах из публичного конкурса не имеют самостоятельной главы. Как правило, обязательства из конкурса закреплены одной статьей (ст. 1082 ГК Азербайджанской Республики (далее — Азербайджан), ст. 1961 ГК Республики Молдова (далее — Молдова)) или несколькими (ст. 797-801 ГК Туркменистана), которые расположены в одной главе с обязательствами из публичного обещания награды. Терминология, используемая законодателем, ограничивается категорией «конкурс».

Примечательно, что национальные законодатели определяют конкурс или через публичное объявление о нем (ст. 1082 ГК Азербайджана), как бы подменяя одно понятие другим, или через обещание награды победителю (ст. 797 ГК Туркменистана), что объяснимо генезисом данного вида обязательств — выделением его из обязательства публичного обещания награды, или через оба этих юридических факта в странах, где ГК построены на основе МГК СНГ ( Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан).

269

Право в современном мире

Безусловно, ядром юридического состава обязательства из публичного конкурса будет являться односторонняя сделка — объявление публичного конкурса, которая имеет как правообразующее, так и регуляторное значение, поскольку определяет содержание будущего обязательства, но без других юридических фактов (представления участниками соответствующих условиям конкурса работ, оценки работ и определения победителей, выдачи победителю конкурса награды) односторонняя сделка не породит возникновения обязательства. Совокупность этих юридических фактов определена в правах и обязанностях сторон публичного конкурса, через поиме-нование которых мы предлагаем выработать унифицированное понятие «публичного конкурса».

Признаки публичного конкурса направлены на отграничение его от других видов конкурса и смежных обязательств. Правоведы выделяют несколько сущностных признаков публичного конкурса: состязательность, публичность, направленность на достижение общественно полезных целей [Брагинский М.И., 2005: 3, 5, 55—56]. Признак состязательности, выраженный в направленности конкурса на достижение лучшего результата победителем по сравнению с остальными участниками, зафиксирован в ГК всех стран СНГ. Публичность конкурса, рассматриваемая как обращение к публике, совершенное предусмотренным законом способом, также присутствует в законодательстве всех государств СНГ11. А вот признак направленности публичного конкурса на достижение общественно полезных целей нашел правовое закрепление только в п. 2 ст. 1057 ГК России, в ч. 2 ст. 927 ГК Беларуси. Вместе с тем именно он позволяет правоприменителям отграничивать публичный конкурс от других видов конкурсных обязательств12. Совокупность указанных признаков публичного конкурса налагает на лицо, объявившее конкурс, обязанность определить в объявлении его существенные условия.

Рассматривая субъектный состав обязательств из публичного конкурса, отметим, что ГК большинства государств СНГ упоминают его стороны при характеристике обязательства из публичного конкурса, определяя их права и обязанности.

11 Пределы публичности при объявлении конкурса могут быть заранее предопределены: возможность объявления открытого (адресованного неопределенному кругу лиц) или закрытого (направленному определенному кругу лиц) публичного конкурса предусмотрена в большинстве стран СНГ.

12 См., напр.: Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.06.2016 № 33-12390/2016 по делу № 2-529/2016 // СПС Консультант-Плюс; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21.09. 2009 № А57-3584/2009 // СПС Консультант Плюс.

270

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

В ГК стран, построенных по образцу МГК СНГ, для обозначения стороны, инициировавшей конкурс, используется понятие «лицо, объявившее публичный конкурс», в ГК Казахстана — «инициатор» (п. 2 ст. 910), ГК Туркменистана — «лицо, назначившее награду» (ст. 799 и 801), в ГК Азербайджана — «лицо, назначившее премию» (ст.1082), в ГК Молдовы — «лицо, обещавшее награду» и «лицо, объявившее конкурс» (ст. 1961). Такое разнообразие понятий указывает на необходимость унификации терминологии, а опора на МГК СНГ позволяет в качестве понятия, обозначающего инициатора конкурса использовать «лицо, объявившее публичный конкурс». Лицо, объявившее публичный конкурс, по общему правилу, делает объявление о конкурсе, определяет его предмет и исходные условия, на которых проводится конкурс, вознаграждает победителей.

Законодатель Казахстана, исходя из различий в моделях организации конкурса, в п. 3 ст. 910 ГК предусмотрел, что предложение принять участие в конкурсе его инициатор может сделать непосредственно или через посредника-организатора конкурса. Таким образом, в конкурсных обязательствах на стороне лица, объявившего конкурс, может участвовать еще один субъект, при этом распределение прав и обязанностей по проведению конкурса между инициатором и организатором конкурса определяется договором между ними. Правоведы отмечают, что организатор вправе выступать от имени инициатора по договору поручения или действовать от собственного имени по договору комиссии, заключенному с инициатором конкурса13. При появлении организатора среди субъектов публичного конкурса встает вопрос: кто (инициатор или организатор конкурса) должен выполнять обязанности, возникшие в связи с его объявлением, и кто правомочен осуществлять определенные права (например, изменить условия конкурса, отказаться от его проведения), а главное — как участникам конкурса получить информацию о разграничении между ними прав и обязанностей, чтобы защитить свои права в случае их нарушения путем предъявления иска к надлежащему ответчику.

В ряде ГК стран СНГ упоминается такой субъект конкурсных отношений, как жюри. Например, согласно ст. 1082 ГК Азербайджана жюри, наряду с лицом, назначившим премию, может выдавать приз. Отсутствие указания этого субъекта в ГК других стран можно объяс

13 Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан (Особенная часть). 2005. Available at: URL: https://online.zakon.kz/ (дата обращения: 12.07.2023)

271

Право в современном мире

нить тем, что правовой статус жюри (конкурсной комиссии) определяется лицом, объявившим публичный конкурс и, как отмечается в доктрине, жюри и устроитель конкурса находятся между собой в административно-правовом отношении [Смирнов В.Н., 1964: 43].

Специальных требований к участникам публичного конкурса законодательство стран-участниц не содержит, однако они могут устанавливаться лицом, объявившим конкурс. Круг участников конкурса (конкурсантов) зависит от открытости или закрытости конкурс. В открытом конкурсе предложение инициатора конкурса принять участие в конкурсе обращено ко всем желающим, т.е. к неопределенному кругу лиц. Объявление о закрытом конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору инициатора конкурса. Поскольку конкурс предполагает состязательность участников при выполнении конкурсного задания, то число конкурсантов не может быть менее двух, если большее их число не предусмотрено условиями конкурса, иначе он объявляется несостоявшимся.

Конкурс всегда направлен на выявление победителей. Победителем является лицо, достигшее наилучшего результата. Победитель выбирается из числа участников, и он должен отвечать предъявляемым к ним требованиям. Условиями конкурса может быть прямо предусмотрено выявление как одного, так и нескольких победителей (призеров) конкурса.

Изложенное показывает, что регулирование положения сторон обязательств из публичного конкурса не отличается единообразием терминологии, требует уточнения с позиции круга участников гражданского оборота, которые могут выступать в качестве лиц, объявивших публичный конкурс, или его участников.

2. Объявление публичного конкурса

Объявление о конкурсе является первой и центральной односторонней сделкой в правовой конструкции конкурса. Цель объявления (но не цель конкурса) заключается в привлечении к участию в конкурсе максимального числа лиц, способных решить задачи, обозначенные конкурсом. Как односторонняя сделка, объявление о конкурсе имеет регулятивное значение, именно в нем определяется содержание будущего обязательства приглашаемых к участию в конкурсе лиц, в связи с чем объявление о конкурсе должно содержать его условия. Объявляя публичный конкурс, лицо, его объявляющее, одновременно с этим должно известить об условиях конкурса потенциальных участников.

272

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

Условия объявления конкурса в ГК, построенных по образцу МГК СНГ, содержатся в статье «Организация публичного конкурса», и являются идентичными. В число условий конкурса включены существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форма награды, а также порядок и сроки объявления результатов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Иначе структурированы положения о порядке объявления и условиях объявления конкурса в остальных государствах СНГ. В частности, в ГК Азербайджана имеется норма, содержащая понятие конкурса, но полностью отсутствуют требования к размещению в объявлении условий конкурса (ст. 1082). Исключение составляет публичный конкурс, предметом которого является заявление о подаче работ на участие в конкурсе с выдачей приза. Объявление о таком конкурсе имеет силу только если в нем указан срок подачи работ.

В ГК Казахстана общая норма о конкурсных обязательствах определяет, что предложение о конкурсе должно быть сделано инициатором исходя из предмета и условий конкурса (ст. 910). В норме, регулирующей публичное обещание награды, указано, что такое обещание должно содержать условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок представления результатов, размер и форму вознаграждения, а также порядок и сроки объявления результатов (ст. 911). Такие существенные условия публичного конкурса, как критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место и срок представления работ не определены.

В ГК Молдовы в качестве обязательного условия в объявлении о конкурсе назван только срок выполнения работы (ст. 1961). В указанной норме нет положений о том, каким образом и в какой момент устанавливается размер награды. При этом в общей норме о публичном обещании награды (ст. 1959) определено, что, если в публичном обещании награды не указан ее размер, он определяется по соглашению сторон с лицом, обещавшим награду, а в случае спора — судебной инстанцией. Аналогичным образом — лицом, объявившим конкурс, либо судом. устанавливается соответствие выполненного действия содержащимся в объявлении требованиям.

Единственное обязательное условие объявления публичного конкурса в виде срока выполнения работ содержит ГК Туркменистана (ст. 797).

Вопрос, насколько необходима правовая регламентация условий объявления конкурса, получает разрешение при анализе содержания каждого из них.

273

Право в современном мире

Так, существо задания — требования, предъявляемые к работе или иному результату. Существо задания не следует смешивать с предметом публичного конкурса, который к тому же определен в ГК государств по-разному: «выполнение работы или достижение иных результатов» (ГК стран, регламентировавших эти отношения по образцу МГК СНГ, а также Казахстана), только «выполнение работы» (ГК Туркменистана), «совершение определенного действия» (ГК Азербайджана). Предметом публичного конкурса является совершение определенного действия — выполнение работы или достижение иных результатов, носящих правомерный характер. В правоприменительной практике существо задания чаще всего называют «конкурсным заданием», оно может быть постановкой задачи в виде идеи, темы и формы ее разрешения, либо содержать детализацию признаков, которым должны отвечать результаты решения конкурсной задачи. Без определения существа задания публичный конкурс вряд ли может состояться, поскольку одним из квалифицирующих признаков публичного конкурса как обязательства является его определенность.

Место, сроки и порядок представления работ являются условиями, несоблюдение которых приводит к отклонению кандидатуры потенциального участника либо отказу в приеме его работы (иных результатов), т.е. связано с его правом на вступление в конкурсные правоотношения. Кроме того, указанный срок определяет начало следующего этапа конкурса — оценки результатов.

Критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений необходимы для исключения возможности произвольного определения победителя конкурса, являются базовыми составляющими такого признака публичного конкурса как его состязательность. Размер и форма награды являются существенными условиями конкурса — они во многом влияют на формирование решения потенциальных участников об участии в конкурсе. Порядок и сроки объявления результатов определяют момент завершения конкурсных правоотношений и связаны с возникновением прав на награду и возвратом работ, не удостоенных награды.

Очевидно, что вышеперечисленные условия публичного конкурса порождают правовые последствия для сторон конкурсных правоотношениях, в связи с чем их закрепление в гражданском законодательстве стран-участников предполагалось бы обязательным. При таком подходе вполне обоснованным выглядит установление последствий несоблюдения требования об объявлении условий публичного конкурса одновременно с объявлением конкурса в виде

274

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

признания его недействительным [Эрделевский А., 2000: 14]. Судебная практика идет по тому же пути14.

Анализ правовых актов стран СНГ и правоприменительной практики показал необходимость дополнения вышеуказанного перечня следующими обязательными условиями конкурса: сведения о лице, объявившем публичный конкурс; указание на тот же способ объявления результатов конкурса, что и объявление конкурса; информация о сроках и порядке выдачи награды. Указанные дополнения и уточнения приведут к большей определенности в вопросах организации публичных конкурсов и защите прав их участников.

Так как нынешнее многообразие конкурсов обусловливает и многообразие их условий, возможно закрепить в норме, посвященной объявлению публичного конкурса, права лиц, объявивших публичный конкурс, вырабатывать любые иные не обязательные (факультативные) условия конкурса (например, состав и функции конкурсной комиссии; обязанности членов конкурсной комиссии; условие о предварительной квалификации участников; проведение конкурса в несколько этапов (туров); объявление нескольких победителей и их ранжирование; исключение преимущественного права лица, объявившего публичный конкурс, на заключение договора с автором произведения, удостоенного награды, об использовании его произведения и др.).

Большинство государств СНГ закрепили в ГК положения об открытом и закрытом конкурсе, которые различаются в первую очередь по кругу участников (в открытом конкурсе вправе участвовать любые лица, в закрытом — только лица, заранее определенные лицом, объявившим конкурс). Исключение составляют гражданские кодексы Азербайджана, Молдовы и Туркменистана, где подобные положения отсутствуют. Между тем выделение открытых и закрытых конкурсов предполагается необходимым в силу того, что они имеют различный правовой режим, влияющий, в свою очередь, на регламентацию их организации.

Кроме того, следует обратить внимание на закрепленное в настоящее время в ряде ГК стран СНГ нормативное правило о размещении объявления об открытом публичном конкурсе в «печати» и «иных средствах массовой информации». Неопределенность понятия «в печати» вызывает спорные ситуации в правоприменении, в связи с чем предлагается исключить данный термин из актов, регулирующих во

14 Напр., Определение Верховного Суда РФ от 09.09.2009 № 74-Г09-17 // СПС Консультант Плюс.

275

Право в современном мире

просы объявления публичного конкурса. Что касается второго способа информирования, то практика показывает, что в подавляющем большинстве случаев объявления о конкурсах размещаются в Интернете на сайтах «организаторов» конкурсов15, которые средством массовой информации по национальному законодательству стран СНГ, как правило, не являются16. С целью снятия ограничений в использовании современных информационных технологий целесообразно сформулировать соответствующие дополнения. Кроме того, следует нормативно закрепить сложившуюся практику размещения объявления публичного конкурса в нескольких источниках, а также определить возможность изменения источника исключительно в случаях, когда размещение в первоначальном источнике объективно утрачено.

ГК всех без исключения государств СНГ не содержат положений об условиях участия в конкурсе, отсутствует такое положение и в МГК СНГ. Между тем подавляющее большинство правоприменительных актов по организации конкурсов предусматривает взносы за участие в конкурсе17. Взносы при различных наименованиях — «организационные», «целевые», «взносы за участие» являются одним из условий участия в конкурсе. При таком положении право лица, объявившего публичный конкурс, устанавливать взнос за участие в нем, основания и порядок возврата взносов, а также основания отказа в возврате взноса должны найти правовое регулирование. При этом предполагается, что право лица, объявившего публичный конкурс,

15 Напр., согласно п. 5 Инструкции о порядке организации и проведения Республиканского открытого конкурса исполнителей на оркестровых инструментах Е.А. Глебова, утвержденная Постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 1510. 2015 № 50, информация о проведении данного подлежит размещению исключительно в Интернете на официальных сайтах организаторов — Министерства культуры и «Белорусской государственной академии музыки».

16 Напр., по Закону Кыргызской Республики от 02.07.1992 № 938-XII «О средствах массовой информации» к ним относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянные названия, а также телерадиоканалы, кино- и видеостудии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами.

17 Напр., Международный творческий конкурс искусств «Victory Day» (28.05.2023, Алматы, Казахстан), организатор Международный детско-юношеский конкурсный проект «Бала Шабыты», устанавливает следующие взносы: с солистов — 15 000 тенге за номер; участники малой формы: дуэт — 8000, трио — 6000, квартет — 5500 с человека за номер; ансамбли от 5 до 10 человек — 5000 за каждого участника, свыше 11 участников — 4 500 с каждого участника и т.д.

276

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

устанавливать взнос за участие в нем относится к факультативным условиям объявления конкурса, и взимание взноса возможно только при указании на это в объявлении публичного конкурса.

3. Изменение условий и отмена публичного конкурса

В подавляющем большинстве национальных правовых актов изменение условий и отмена публичного конкурса имеют общее правовое регулирование как в части порядка их объявления, так и в части правовых последствий. Такой подход не совсем оправдан, ибо участник конкурса при изменении условий и отмене конкурса оказывается в разных ситуациях: в первом случае он вправе продолжить участие в конкурсе и достичь цели в виде награды, во втором случае он такой возможности лишается. В связи с указанным правильнее дифференцировать как порядок изменения условий и отмены конкурса, так и правовые последствия, с ними связанные.

Правовое регулирование изменения условий публичного конкурса в ГК стран СНГ имеет несколько вариантов: во-первых, отсутствие положений о возможности изменения условий конкурса (ГК Азербайджана, ГК Казахстана); во-вторых, недопустимость изменений условий, которые могут навредить участникам конкурса (ГК Молдовы, ГК Туркменистана); в-третьих, возможность изменения условий конкурса, но только в течение первой половины установленного для сдачи работ срока и тем же способом, что и объявление о конкурсе (ГК, ориентированные на МГК СНГ — Россия, Кыргызстан, Таджикистан).

При этом если изменение условий конкурса допускается, правовые последствия такого изменения регулируются по-разному. Так, в ГК Армении, Беларуси, России и Узбекистана установлено: 1) в случае изменения условий конкурса лицо, объявившее публичный конкурс, должно возместить расходы, понесенные любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу до того, как ему стало или должно было стать известно об изменении условий конкурса; 2) если при изменении условий конкурса были нарушены требования о сроках и способах извещения, лицо, объявившее конкурс, должно выплатить награду тем, кто выполнил работу, отвечающую указанным в объявлении условиям.

ГК Кыргызстана предусматривает возмещение убытков, понесенных участником, в случаях нарушения сроков и способа объявления об изменении условий конкурса. ГК Таджикистана предусматривает ответственность в виде возмещения расходов и убытков участникам

277

Право в современном мире

конкурса, выполнившим полностью или частично предусмотренную в извещении работу, только при нарушении лицом, объявившим публичный конкурс, сроков и порядка извещения. Общим во всех рассматриваемых ГК является правило, по которому лицо, объявившее конкурс, освобождается от возмещения расходов, если докажет, что работа была выполнена не в связи с конкурсом.

На наш взгляд, при решении вопроса о возможности изменения условий публичного конкурса следует исходить из того, что после его объявления могут объективно возникнуть обстоятельства, непосредственно влияющие на достижение целей конкурса. В таких условиях изменение условий может стать необходимым, в силу чего наделение лица, объявившего конкурс, правом на изменение условий конкурса является вполне обоснованным. Однако это право не может быть абсолютным, в интересах участников конкурса оно должно иметь ограничения. Одним из таких ограничений могло бы стать не только установление срока, в течение которого возможно изменение условий конкурса (в течение первой половины), но и момент поступления на конкурс первой работы или иного результата. Иначе участник, подавший работу без учета внесенных изменений, окажется в худшем положении по сравнению с теми, кто работу или иные результаты еще не подал, и должен будет нести дополнительные расходы на ее (их) изменения. При соблюдении данных условий лицом, объявившим конкурс, отпадает необходимость в установлении для него правовых последствий, поскольку права участников вряд ли можно считать нарушенными (сохраняется возможность участия и половина срока для подготовки работы или иного результата), и его возможный отказ продолжить соревнование в изменившихся условиях является исключительно его волеизъявлением.

Однако в качестве исключения полезно рассмотреть ситуацию, когда в связи с изменением условий конкурса участник утратил интерес или выполнение задания стал считать невозможным. В этих случаях при доказанности указанных обстоятельств участником он вправе рассчитывать на возмещение понесенных им расходов до момента, когда он узнал или должен был узнать об изменениях конкурсных условий.

Имущественная ответственность лица, объявившего публичный конкурс, вероятно, должна наступать, когда им нарушены сроки и способ изменения условий конкурса. При этом предлагается объем ответственности установить в размере расходов, понесенных любым лицом, которое выполнило предусмотренную в объявлении работу прежде чем ему стало или должно было стать известно об измене

278

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

нии конкурсных условий, а также возврат взносов, если они были к тому моменту уплачены за участие в конкурсе. Ответственность, закрепленная в ГК ряда стран СНГ, в виде выплаты награды либо возмещения убытков в этом случае не совсем оправдана, поскольку, во-первых, награда, не обусловленная результатом соревнования, уже таковой не является, и выплаты в этом случае, по сути, представляют собой фиксированную денежную сумму. Во-вторых, выплата награды всем участникам может оказаться в ряде случаев не соизмеримой с самим нарушением (например, при участии в открытом конкурсе неограниченного количества лиц, изъявивших такое желание). В-третьих, убытки, составляющие не только ущерб, но и упущенную выгоду, вряд ли структурно возможны применительно к подготовке работы или иного результата к конкурсу.

Правовое регулирование отмены публичного конкурса также имеет варианты: отмена либо не предусмотрена совсем (ГК Молдовы), либо возможна в течение первой половины установленного для представления работ срока. В последнем случае правовые последствия отмены публичного конкурса те же, что и при изменении его условий.

Из принципа добросовестности и определенности проистекает, что отмена публичного конкурса должна иметь основания, и в качестве таковых возможно закрепить обстоятельства, наступившие независимо от лица, объявившего конкурс. Срок и способ отмены конкурса в данном случае являются обязательными требованиями отмены и могут быть сформулированы аналогично изменениям условий конкурса (за исключением момента подачи первой работы или иного результата в течение первой половины срока конкурса). Что касается правовых последствий, то они также должны быть дифференцированы по условию соблюдения либо несоблюдения порядка отмены конкурса. При соблюдении условий отмены конкурса лицо, объявившее его, обязано возместить фактические расходы участника и вернуть взнос за участие в конкурсе, во втором — в объем имущественной ответственности могут быть включены убытки участника, вызванные отменой конкурса, при доказанности таковых.

4. Подведение итогов конкурса.

Выдача награды победителю

Заключительная стадия конкурса — подведение его итогов. Как правило, оно оформляется решением, с принятием которого связывается возникновение у победителя права на награду, а у остальных

279

Право в современном мире

участников — права на возврат работ. Решение об объявлении победителя публичного конкурса и выдача ему награды в литературе рассматриваются завершающими юридическими фактами в юридическом составе обязательства из конкурса [Амангельды А.А., 2017: 63]. Необходимо отметить выработанный еще советской цивили-стической наукой подход о необходимости разграничения двух этих сделок (решение по результатам конкурса, выдача награды) [Дзего-райтис А.Б., 1969: 6], который, к сожалению, не нашел отражения в гражданском законодательстве стран СНГ.

Государства СНГ акцентировали основное внимание непосредственно на принятии решения по результатам конкурса, называя его «решением о выплате награды», «решением о выплате вознаграждения», «решением о соответствии проводимого в установленный срок конкурса условиям конкурса или об определении победившей в конкурсе работы». Правовое регулирование выдачи награды как односторонней сделки, с которой связывается прекращение обязательства из публичного конкурса исполнением обязанности, практически отсутствует в гражданских кодексах рассматриваемых стран.

Решение об определении победителя конкурса (решение по итогам конкурса) является односторонней сделкой и принимается, как правило, лицом, объявившим конкурс. Поскольку лицо, объявившее конкурс, обязалось выдать награду победителю, то принятие решения по результатам конкурса — это не его право, а его обязанность.

Все законодательства стран СНГ регулируют принятие указанного решения неодинаково. Гражданское законодательство ряда стран, которое выстроено по образцу МГК СНГ — Армении, Беларуси, Кыргызстана, России, Таджикистана, Узбекистана — содержит статью «Решение о выплате награды», устанавливающую, что решение о выплате награды должно быть вынесено и сообщено участникам публичного конкурса в порядке и в сроки, которые установлены в объявлении о конкурсе. Схожее положение есть в ст. 911 ГК Казахстана, посвященной в целом публичному обещанию вознаграждения (публичному конкурсу). Таким образом, гражданское законодательство указанных стран обязывает лицо, объявившее конкурс, к принятию решения в том порядке и в те сроки, которые были заранее установлены в объявлении конкурса и сообщены участникам, что делает процедуры принятия решения прозрачной.

В остальных странах Содружества (Азербайджане, Молдове, Туркменистане) правовое регулирование принятия решения по итогам конкурса сводится к указанию лица, обязанного принять такое

280

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

решение. Им является лицо, указанное в объявлении конкурса, а если такое лицо не указано — лицо, объявившее конкурс (ст. 1961 ГК Молдовы, ст. 1082 ГК Азербайджана, ст. 799 ГК Туркменистана). Порядок и сроки принятия решения, порядок и сроки доведения его до участников ГК указанных стран не устанавливают, как и не закрепляют обязанности указывать в объявлении конкурса критериев и порядка оценки конкурсных работ, сроков объявления результатов.

Отсутствие в законах порядка и сроков принятия и объявления решения по итогам конкурса — правовой пробел, поскольку не гарантируются объективность, прозрачность и открытость порядка принятия решения и создается почва для злоупотреблений организатора конкурса, возможность произвольного определения им победителя, не ограниченная ни временем, ни заранее определенными критериями.

Публичность конкурса предполагает не только его публичное объявление, но и публичное информирование участников о результатах конкурса, поэтому на лице, объявившем конкурс, лежит обязанность довести информация о решении до участников конкурса. Некоторые страны СНГ предусматривают обязанность организатора сообщить о решении; порядок и срок сообщения должны быть изначально определены в объявлении публичного конкурса (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Казах-стан)18. Три страны не закрепляют положения об такой обязанности организатора (Азербайджан, Молдова, Туркменистан). Такой подход не отвечает интересам участников конкурса и не обеспечивает достижения целей конкурса. Поэтому в целях публичности конкурса следует нормативно закрепить, что информирование участников о результатах конкурса должно осуществляться тем же способом, что и его объявление, в заранее установленные сроки.

В целом на этом правовое регулирование принятия решения по результатам конкурса исчерпывается. Анализ законодательства государств СНГ свидетельствует о фрагментарности регулирования принятия и доведения до участников решения по итогам конкурса. На

18 Напр., в Республике Беларусь в Инструкции о порядке проведения конкурса «Лучшая дипломная и научно-исследовательская работа студентов в области менеджмента и контроля качества», утвержденной 17.06.2022. Постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 62 закреплено, что в целях популяризации конкурса, ознакомления заинтересованных с его результатами информация о победителях конкурса размещается в Интернете на сайте Госстандарта и портале «КАЧЕСТВО.БЕЛ». Available at: URL: https://pravo.by/do cument/?guid=12551&p0=W22238385 (дата обращения: 12.07.2023)

281

Право в современном мире

наш взгляд, регулирование принятия такого решения должно включать положения: о лице, управомоченном его принимать (им следует считать лицо, объявившее конкурс, если иное лицо не указано в объявлении публичного конкурса); о порядке и сроках принятия решения, которые должны быть заранее определены в объявлении конкурса; форме и способах доведения его до сведения участников; последствиях несоблюдения порядка и сроков принятия решения.

Ни одна из стран СНГ не раскрывает возможных вариантов подведения итогов конкурса, кроме определения победителя, отдавая решение этих вопросов всецело на усмотрение организатора. Соглашаясь с избранным подходом, вместе с тем отметим, что признание конкурса несостоявшимся требует внимания законодателя, поскольку такое решение как и решение об определении победителя имеет ряд правовых последствий и потому нуждается в регламентации.

Несостоявшимся следует считать такой конкурс, который не содержит основного и сущностного признака — состязательности, что не позволяет достичь основной цели конкурса — определения лучшего результата и победителя. Среди оснований признания конкурса несостоявшимся могут быть названы, в частности: по истечению срока не представлено ни одного результата или налицо только один; представлено несколько результатов работ, но одного и того же участника; ни один из результатов не соответствует условиям конкурса и др. Признание конкурса несостоявшимся влечет возникновение у участника права на возврат поданной на конкурс работы.

Решение, принятое по итогам публичного конкурса, которым определен лучший результат, является основанием возникновения у победителя (лица, предоставившего лучшие результат) права на награду.

Награда (вознаграждение, премия) как приз, поощрение за лучший результат в конкурсном состязании является центральным элементом конкурсного обязательства. Именно через право на награду и обязанность лица, объявившего конкурс, выдать ее победителю определяется содержание обязательства из конкурса (в некоторых странах — и само понятие конкурса).

Форма награды — один из ключевых вопросов, не имеющих единого решения в национальных законодательствах стран СНГ. В Молдове, Азербайджане, Туркменистане национальное законодательство не оговаривает ни формы, ни характера награды (премии). Страны, чьи ГК опираются на МГК СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан, а также Казахстан), предусматривают как выплату вознаграждения, так и выдачу награ

282

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

ды в иной форме. Однако диспозитивный подход законодателя к форме награды не свидетельствует о том, что она может иметь иную, неимущественную форму. Законодательство этих стран, во-первых, использует категорию «выплатить» при определении обязанности организатора конкурса, во-вторых, предусматривает возможность распределения награды между участниками, совместно выполнившими работу. Все это свидетельствует об имущественной характере награды и положение об «иной форме» награды связано с выдачей либо денежного приза, либо иного имущества.

Вывод об имущественном характере награды основан и на научных изыскания ученых, подход которых доминировал в период разработки и принятия ГК государств СНГ [Иоффе О.С., 1975: 781], а также подтверждается правоприменительной практикой19.

Вместе с тем подход к характеристике награды как объекту имущественных прав был выработан в иных социально-экономических условиях. Изменение формации общества, экономического строя государств СНГ и, как следствие, развитие отношений в сфере публичного конкурса, когда не только (а порой—не столько) материальное поощрение имеет решающее значение для участника конкурса, позволяет рассматривать нематериальный приз как самостоятельный вид награды в публичном конкурсе. Победа, зафиксированная в грамоте (кубке, медали и т.п.) формирует профессиональную и деловую репутацию участника, особенно в конкурсах в сфере литературы, науки и искусства. Признание лица лучшим в определенной сфере, например, лучшим исполнителем музыкального произведения, имеет порой большее значение, чем материальное вознаграждение. Формирование воли лица на участие в конкурсе в таких случаях, как правило, связано именно с признанием его профессиональных качеств жюри конкурса, также состоящего из специалистов в области конкурсного задания. Поэтому нематериальная форма награды не должна исключать квалификацию отношений как обязательств из публичного конкурса, а правовые предписания не должны ограничивать его организатора в выборе формы приза.

Как указывалось ранее, ни одно из государств СНГ не регламентируют порядка выдачи награды. Законодательства некоторых стран регулирует порядок распределения награды между несколькими участниками, чья совместная работа (иной результата) признана лучшей. В частности, гражданское законодательство стран, которое

19 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.12.2013 № Ф04-7165/13 по делу № А46-935/2013 // СПС КонсультантПлюс.

283

Право в современном мире

выстроено по образцу МГК СНГ, содержит правило, по которому если указанные в объявлении результаты достигнуты в работе, выполненной совместно двумя или более лицами, награда распределяется в соответствии с достигнутым между ними соглашением. Если соглашение не достигнуто, порядок распределения награды определяется судом. При этом отсутствуют критерии, которыми следует руководствоваться суду.

Вместе с тем не решение об определении победителя влечет прекращение конкурсного обязательства, а именно награждение победившего будет являться надлежащим исполнением и прекращением обязательства. Поэтому недостаточное внимание законодательств стран СНГ к указанному вопросу снижает правовую защищенность участников конкурса в части получения награды, создает организатору конкурса неограниченные возможности задерживать выдачу награды или ставить ее получение под условие20.

Отнесение ГК нескольких стран СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан) к существенным условиям объявления публичного конкурса размера и формы награды не решает проблемы, поскольку вопросы порядка и сроков выдачи награды остались вне правового поля и порождают множество споров21. Например, в объявлении публичного конкурса творческих работ «Гимн матери-природы» указано, что «призы будут вручены победителям и призерам конкурса накануне 5 июня — Всемирного дня окружающей среды», однако ни место вручения, ни точная дата не указаны22.

Урегулирование порядка и сроков выдачи награды возможно в двух плоскостях: во-первых, путем отнесения этих вопросов к обязательным условиям объявления публичного конкурса, которые должны быть указаны в объявлении, или, во-вторых, путем их определения в решение по итогам конкурса, если выдача награды не осуществляется одновременно с принятием решения. В последнем случае от законодателя потребуется установление ограничений для организатора при свободном определении порядка и сроков выдачи награды своим решением, чтобы интерес победителя к ней не был утрачен.

20 Решение Останкинского районного суда города Москвы от 04.04.2017 по делу № 2-1248/2017 // СПС КонсультантПлюс.

21 Апелляционное определение Томского областного суда от 25.05.2012 по делу № 33-1070/2012 // СПС Консультант Плюс.

22 Конкурс творческих работ «Гимн матери-природы», организуемый Министерством природных ресурсов Республики Узбекистан, Союзом писателей Узбекистана и Союзом композиторов и бастакоров Узбекистана. Available at: URL: https://eco.gov.uz/ru/site/news?id=3149 (дата обращения: 12.07.2023)

284

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

Праву на награду корреспондирует обязанность организатора выдать ее победившему лицу. Поскольку реализация права целиком и полностью зависит от активных действий организатора, неисполнение обязанности последним влечет возможность использования судебного принуждения по исполнению обязательства — победитель имеет право обратиться в суд с требование о выдаче награды. Неисполнение данной обязанности следует рассматривать как правонарушение, влекущее применение мер ответственности к виновному лицу в виде возмещения убытков и взыскания процентов на за неправомерное пользование чужими денежными средствами, если награда объявлена в денежной форме.

Решением по итогам конкурса с одной стороны является основанием возникновения у победителя права на награду и обязанности организатора ее выдать, а с другой — основанием возникновения преимущественного права организатора на заключение с автором результата интеллектуальной деятельности, победившим в конкурсе, договора на использование его результата. Преимущественное право на заключение договора возникает тогда, когда предмет публичного конкурса составляют произведения науки, литературы или искусства. Законодательства стран, основанные на МГК СНГ, оговаривают возмездный характер будущего договора — «договора об использовании произведения с выплатой ему (победителю) за это соответствующего вознаграждения». В доктрине подчеркивается, что вознаграждение за использование произведения науки, литературы или искусства не включает награду и платится независимо от нее.

В результате сопоставления положений ГК стран СНГ выявляются существенные различия в регулировании преимущественных прав организатора публичного конкурса.

Во-первых, законодательство Молдовы и Туркменистана не связывают возникновение преимущественного права с видом конкурса. При буквальном толковании соответствующих положений можно сделать вывод, что преимущественное право возникает в отношении любого объекта, являющегося предметом конкурса, а не только произведений науки, литературы и искусства. В Азербайджане при системном толковании норм о конкурсе можно сделать вывод, что законодатель ограничивает преимущественное право организатора сферой интеллектуальной деятельности, поскольку используется термин «произведение» (ст. 1082.5 ГК).

Во-вторых, в ГК Азербайджана, Молдовы и Туркменистана преимущественное право возникает в отношении любого участника, не только победителя, как это указано в ГК Армении, Беларуси, Кыргызстана, Казахстана, России, Таджикистана и Узбекистана.

285

Право в современном мире

В-третьих, в этих странах преимущественное право организатора возникает только если это прямо предусмотрено условиями конкурса. Наоборот, в странах, гражданское законодательство которых выстроено по образцу МГК СНГ, а также в Казахстане преимущественное право автоматически возникает у организатора с момента принятия решения, если иное не установлено в объявлении публичного конкурса.

Еще одно различие, которое имеет принципиальное значение, связано с характером преимущественного права. В гражданских кодексах Азербайджана, Молдовы и Туркменистана закреплено преимущественное право на приобретение результата выполненной работы в собственность лица, объявившего конкурс, тогда как в остальных странах СНГ у организатора возникает преимущественное право на заключение договора об использовании произведения науки, литературы и искусства.

Ни одно из анализируемых законодательств не ограничивает действия преимущественного права лица, объявившего конкурс, каким-либо временным отрезком. Победитель конкурса (а в некоторых странах — любой его участник) связан преимущественным правом неопределенный период времени, вынужден всегда при заключении договора об использовании результата своей деятельности извещать организатора о намерении заключить такой договор. Отсутствие сроков действия преимущественного права следует рассматривать как недостаток правового регулирования, нуждающийся в устранении. Кроме того, мы считаем необоснованным ограничение сферы действия преимущественных прав организатора только конкурсами в области науки, литературы и искусства. Все большее распространение получают публичные конкурсы в инновационных сферах, направленные на решения технологических задач, когда результат относится к интеллектуальной деятельности, но не является произведением науки, литературы и искусства.

Таким образом, видится оптимальным такое правовое регулирование преимущественного права лица, объявившего публичный конкурс, когда его содержанием является право на заключение договора с автором о использовании его результата интеллектуальной деятельности, удостоенного награды, ограниченное сроком в один год со дня принятия решения по итогам конкурса. Последствиями несоблюдения преимущественного права могут быть как перевод прав и обязанность по заключенному договору на лицо, объявившее конкурс, так и (или) возмещение убытков.

Представление результата задания на конкурс не прекращает права участника на этот объект и не является основанием возникновения прав на него у организатора конкурса, поэтому решение по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

286

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

итогам конкурса является основанием возникновения обязанности организатора конкурса вернуть участникам их работы.

Законодательство государств СНГ связывает такую обязанность только с работами, не удостоенными награды. Судьба работы победителя в законе умалчивается, что может привести к спорам. Также практически все страны СНГ при регулировании возврата работ допускают возможность предусмотреть в объявление публичного конкурса иное — когда у организатора не возникает обязанности вернуть работы участникам. Нет такой обязанности и когда характер работы не предполагает его возврата, например, предмет конкурсного состязания неотделим от личности участника. Регулирование возврата работ, не удостоенных награды, осталось без внимания в законодательстве Азербайджана и Туркменистана.

В кодексах всех стран СНГ остаются не урегулированными последствия оставления конкурсных работ у лица, объявившего публичный конкурс, в частности, не ясно — приобретает ли это лицо права на работы, не удостоенные награды, и если да, то какие.

Не менее значимой, требующей правового регулирования в целях защиты прав участников конкурса, является возможность оспаривания решения по итогам конкурса. Кодексы государств Содружества не предусматривают права участника конкурса обратиться в суд с требованием о признании такого решения недействительными; более того, некоторые страны не допускают оспаривания принятого решения, установив прямой запрет (ст.1082 ГК Азербайджана, ст. 1082.3 ГК Молдовы). Вкупе с отсутствием в ГК названных государств обязательных требований к указанию в объявлении о публичном конкурсе порядка и критериев оценки работ невозможность или прямой запрет на оспаривание решения делают правовое регулирование отношений из публичного конкурса не отвечающим гражданско-правовым принципам равенства субъектов гражданских отношений, обеспечения восстановления нарушенных прав.

Как показывает практика, несмотря на отсутствие правовых норм, закрепляющих право участников оспаривать решение по итогам конкурса, такие споры все чаще становятся предметом судебного разбирательства23. Лица, обращающиеся в суд, выстраивают правовую позицию, основываясь на общих правилах признания сделок недействительными. Вместе с тем основания оспаривания решения по итогам публичного конкурса имеют специфику.

23 Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2019 № 3311038/2019 // СПС Консультант Плюс; Апелляционное определение Московского городского суда от 26.02.2018 по делу № 33-8321/2018 // СПС Консультант Плюс.

287

Право в современном мире

Решения по итогам такого конкурса следует признавать недействительными, когда судом установлены нарушения порядка организации и проведения конкурса, например, отсутствие обязательных условий в объявлении конкурса; сообщение недостоверной информации об участнике24, повлекшее его допуск к конкурсу и победу; конфликт интересов членов жюри и участников конкурса и др. При этом недействительность решения имеет место, когда нарушения влияют на достоверность итогов конкурса.

Правовыми последствиями признания решения по итогам конкурса недействительным поэтому следует считать аннулирование итогов конкурса и возврат награды, выданной победителю. Решение суда о признании публичного конкурса недействительным должно быть опубликовано в тех же источниках, что и решение по итогам конкурса. Данное предложение имеет особую значимость, когда награда носит неимущественный характер.

Таким образом, необходимо закрепить в качестве самостоятельного способа защиты прав участника публичного конкурса признание судом решения по итогам конкурса недействительным, если нарушение организации и (или) порядка проведения конкурса повлияло на итоги конкурса. При этом решение не должно признаваться недействительным, если выявленные нарушения при их отсутствии не повлияли на решение.

Оценка правового регулирования и правоприменения на соответствие современным потребностям стран СНГ подтверждает необходимость целостного правового регулирования обязательств из публичного конкурса, что, с одной стороны, будет способствовать достижению единообразия и правовой определенности не только в правотворчестве, но и в правоприменении, и с другой — способствовать гармонизации и унификации правовых норм национальных законодательств стран СНГ в целях соблюдения состязательности и прозрачности публичного конкурса, объективности оценки работ участников, защиты их прав и равенства сторон гражданских отношений.

Заключение

Оценка правового регулирования публичного конкурса современным потребностям и выявленные в ее результате проблемы и

24 Апелляционное определение Московского городского суда от 14.03.2019 № 33-11038/2019 // СПС Консультант Плюс.

288

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

противоречия позволила авторам предложить модель правового регулирования публичного конкурса, включающая наряду с имеющимися средствами положения, регулирующие вопросы, оставшиеся вне правового поля. К их числу относятся положения:

определяющие правовой статус инициатора конкурса при его опосредованном через представителя участии;

уточняющие порядок объявления конкурса и перечень обязательных условий объявления;

ограничивающие право лица, объявившего конкурс, на изменение его условий, а также сроки, способы и последствия изменения и отмены конкурса;

определяющие порядок подведения итогов конкурса и информирования участников о его результатах, включая основания и последствия признания конкурса несостоявшимся;

устанавливающие преимущественное право лицо, объявившего конкурс, на заключение с автором договора об использовании его результата интеллектуальной деятельности, удостоенного награды, срок действия этого права и последствия его нарушения;

регулирующие основания и последствия признания конкурса недействительными.

Предложенная модель правового регулирования публичного конкурса может служить ориентиром для государств СНГ при реформировании законодательства в обозначенной сфере и стать базой разработки новых правовых норм как законодательного, так и подзаконного уровней. В странах, где обязательства из публичного конкурса имеют идентичное регулирование — Армения, Беларусь, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан — предложенная модель позволит существенно дополнить правовое регулирование и вывести его на качественно новый уровень; в тех странах, где правовое регулирование этих отношений крайне лаконично — Азербайджан, Казахстан, Молдова, Туркменистан — позволит сформировать правовую основу и детально урегулировать этот институт, отграничив его от смежных видов обязательств.

1^1=1 Список источников

1. Амангельды А.А. Внедоговорные обязательства в праве интеллектуальной собственности // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. № 8. С. 59-70.

2. Брагинский М.И. Конкурс. М.: Статут, 2005. 77 с.

3. Демкина А.В. (сост.) Теория преддоговорной ответственности в свете реформирования Гражданского кодекса Российской Федерации. М.: Издание Государственной думы, 2013. 128 с.

289

Право в современном мире

4. Дзегорайтис А.Б. Конкурс в советском гражданском праве. Автореф. дис... к. ю. н. Л., 1969. 20 с.

5. Добрынина Л.Ю. Некоторые юридические и структурные особенности обязательств, возникающих из публичного конкурса // Российский юридический журнал. 2002. № 2. С. 59-67.

6. Иоффе О.С. Обязательственное право. М.: Юридическая литература, 1975. 880 с.

7. Каган Е., Суходольский Г. Правовая природа конкурса // Хозяйство и право. 2001. № 3. С. 49-52.

8. Капитанова А.А. Проблемы реализации преимущественного права лица, объявившего публичный конкурс, на заключение с автором произведения договора об использовании произведения // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2019. № 1. С. 163-166.

9. Кузнецов Д.В. Правовое регулирование и проведение публичного конкурса // Право и экономика. 2003. № 10. С. 3-8.

10. Смирнов В.Н. Конкурс в советском гражданском праве. Л.: Изд-во ЛГУ, 1964. 75 с.

11. Сулейменов М.К., Басин Ю.Г. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Казахстан. 2005. Available at: URL: https://online.zakon.kz/ (дата обращения: 12.07.2023)

12. Ходыкин Р. Публичный конкурс-односторонняя сделка // Хозяйство и право. 2001. № 7. С. 36-37.

13. Эрделевский А.М. Публичный конкурс // Законность. 2000. № 8. С. 13-16.

14. Ashimova Z.S. Particulars of the competitive obligations in the civil legislation of the Republic of Kazakhstan. Life Sci Journal, 2014, no. 11, pp. 312-316.

15. Mukaldyeva G.B., Urisbaeva A.A., Alkebaeva Z.A. Legal features of competitive obligations under the civil law of Kazakhstan. Journal of Actual Problems of Jurisprudence, 2021, no.1, pp. 24-37.

1^1=1 References

1. Amangeldy A.A. (2017) Non-contractual obligations in intellectual property law. Intellektualnaya sobstvennost=Intellectual Property, no. 8, pp. 59-70 (in Russ.)

2. Ashimova Z.S. (2014) Particulars of competitive obligations in the civil legislation of the Republic of Kazakhstan. Life Sci Journal, no.11, pp. 312-316.

3. Braginsky M.I. (2005) Competition. Moscow: Statute, 77 p. (in Russ.)

4. Dzegoraitis A.B. (1969) Competition in Soviet civil law. Candidate of Juridical Sciences Summary. Leningrad, 20 p. (in Russ.)

5. Dobrynina L. (2002) Legal and structural features of obligations arising from a public competition. Rossiyskiy juridicheskiy zhurnal=Russian Law Journal, no. 2, pp. 59-67 (in Russ.)

6. Erdelevsky A.M. (2000) Public competition. Zakonnost=Legality, no. 8, pp. 13-16.

7. Ioffe O.S. (1975) Law of obligations. Moscow: Juridicheskaya literatura, 880 p. (in Russ.)

8. Kagan E., Sukhodolsky G. (2001) The legal nature of the competition. Khoziaistvo i pravo=Economy and Law, no. 3, pp. 49-52 (in Russ.)

290

Т.С. Гусева, М.В. Казакова, Е.А. Низамова. Правовое регулирование обязательств

9. Kapitanova A.A. (2019) Realizing pre-emptive right of person announced public competition for a contract on the use of the author work. Vestnik academii MVD ße/arus/=Bulletin of the Academy of Internal Ministry of Belarus, no. 1, pp. 163-166 (in Russ.)

10. Khodykin R. (2001) Public competition is a unilateral transaction. Khoz/a/stvo / pravo=Economy and Law, no. 7, pp. 36-37 (in Russ.)

11. Kuznetsov D.V. (2003) Legal regulation and holding of a public competition. Pravo / ekonom/ka=Law and Economics, no. 10, pp. 3-8 (in Russ.)

12. Mukaldyeva G.B., Urisbaeva A.A., Alkebaeva Z.A. (2021) Competitive obligations under the civil law of the Republic of Kazakhstan. Journal of Actual Problems of Jur/sprudence, no. 1, pp. 24-37.

13. Smirnov V.N. (1964) Competition in Soviet civil law. Leningrad: University, 75 p. (in Russ.)

14. Suleimenov M.K., Basin Yu.G. (2005) Commentary to the Civil Code of Kazakhstan. Available at: URL: https://online.zakon.kz/ (accessed: 12.07.2023)

15. The theory of pre-contractual liability and reform of the Civil Code of the Russian Federation (2013) A.B. Demkina (ed.). Moscow: State Duma, 128 p. (in Russ.)

Информация об авторах:

Т.С. Гусева — доктор юридических наук, профессор.

М.В. Казакова — кандидат юридических наук, доцент.

Е.А. Низамова — кандидат юридических наук, доцент.

Information about the authors:

T.S. Guseva -Doctor of Sciences (Law), Professor.

M.V. Kazakova — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor.

E.A. Nizamova — Candidate of Sciences (Law), Associate Professor.

Статья поступила в редакцию 15.08.2023; одобрена после рецензирования 16.01.2024; принята к публикации 25.03.2024.

The article was submitted to editorial office 15.08.2023; approved after reviewing 16.01.2024; accepted for publication 25.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.