Гражданское право, гражданский процесс
УДК 347.1
В.И. Смирнов*, С.С. Желонкин**
Односторонние сделки в механизме регулирования обязательств, возникающих в связи с публичным обещанием награды
В статье рассматривается правовая природа односторонних сделок в механизме регулирования обязательств, возникающих в связи с публичным обещанием награды. Анализ положений главы 56 ГК РФ, позволяет усмотреть в действиях участников обязательств из публичного обещания награды большее количество односторонних действий, которые можно квалифицировать как односторонние сделки.
Ключевые слова: односторонние сделки, юридический факт, публичное обещание награды, вознаграждение.
V.I. Smirnov*S.S. Zhelonkin**Unilateral transactions in the mechanism of regulation obligations arising from public promise of reward. The article examines the legal nature of unilateral transactions in the mechanism of regulation of the obligations arising from the public promise of reward. Analysis of the provisions of Chapter 56 of the Civil Code, allows one to see the actions of members of the public obligations promises rewards more unilateral action, which could be described as one-sided deal.
Keywords: one-sided deal, legal fact, the public promise of a reward, reward.
Органы внутренних дел (далее - ОВД) при выполнении различного рода специфических задач в своей повседневной деятельности, в т.ч. при раскрытии преступлений или правонарушений, сталкиваются с проблемами установления фактов, лиц, обстоятельств и т.п., которые невозможно решить традиционными приемами и способами. ОВД как субъекты гражданского права могут использовать все имеющиеся материально-правовые средства для достижения своих специфических задач. Так, сообщение ОВД в средствах массовой информации - обещание награды лицу, сообщившему сведения о месте нахождения подозреваемого, преступника - порождает обязанность ОВД выплатить обещанное вознаграждение тому, кто сообщит такие сведения.
Все большее распространение получают факты обещания награды за поимку преступника, за сообщение сведений о его месте нахождения, об обстоятельствах и очевидцах преступления (происшествия) и т.п. Рекламные страницы в средствах массовой информации буквально пестрят многочисленными объявлениями об обещании награды за те или иные действия. Причем обещания исходят не только от граждан и организаций, но и от государственных органов и их учреждений, в т.ч. и от органов внутренних дел.
Однако далеко не всегда участники публичного обещания награды отчетливо представляют себе правовую сторону отношений и проблемы, возникающие в связи с этим. Причиной тому является слабая правовая регламентация данного вопроса, а также отсутствие правоприменительной практики в этой сфере.
Природу действий, лежащих в основе отнесения некоторых обязательств к группе обязательств из односторонних действий, в цивилистических исследованиях разрешенной назвать нельзя.
Наглядно отражает эту проблему отсутствие единого подхода во взглядах на основание объединения ряда обязательств из односторонних действий в единую группу, изложенное в последние годы авторами нескольких учебников по гражданскому праву.
В.Т. Смирнов писал: «...обязательства могут возникать из односторонних действий как юридического, так и фактического характера, в частности, из односторонних сделок, действий в
* Смирнов, Виталий Имантович, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского государственного экономического университета, кандидат юридических наук, доцент. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская ул., д. 6/8. E-mail: [email protected].
** Желонкин, Сергей Сергеевич, доцент кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук. Адрес: Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова. д. 1 E-mail: [email protected].
* Smirnov, Vitaly Imantovich, assistant professor of civil law at St. Petersburg State University of Economics, PhD, associate professor. Address: Russia, Saint-Petersburg, 7th Krasnoarmeyskaya str., 6/8. E-mail: [email protected].
** Zhelonkin, Sergey, assistant professor of civil law of the St. Petersburg University of the Russian Interior Ministry, PhD. Location: Russia, Saint-Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1 E-mail: [email protected].
© Смирнов В.И., Желонкин С.С., 2015
Гражданское право, гражданский процесс
чужом интересе без поручения и др. <...> Согласно ГК? обязательства из односторонних действий порождают действия в чужом интересе без поручения (negotiorum gestio); публичное обещание награды; публичный конкурс; проведение игр и пари» [1, с. 668-669].
Авторы другого учебника «Гражданское право» [2] гл. 54 назвали «Обязательства из односторонних сделок и действий в чужом интересе». Далее в параграфе 1, посвященном понятию и видам обязательств из односторонних сделок, авторами в качестве видов обязательств называются публичное обещание награды, публичный конкурс, проведение игр, но именуются они уже обязательствами из односторонних действий. Какой либо иной классификации, разделяющей односторонние сделки и односторонние действия как основания возникновения обязательств, рассматриваемая глава не содержит. Авторы учебника «Гражданское право» под редакцией О.Н. Садикова [3], гл. 49 посвятили публичному обещанию награды, гл. 50 - играм и пари, а параграф 4 - «Действия в чужом интересе без поручения» - поместили в гл. 45 учебника «Договоры о представительстве» наряду с договорами поручения, комиссии и агентским договором.
А между тем уяснение природы и места рассматриваемых обязательств необходимо не только в исследовательских целях, но и в целях надлежащего правоприменения. Практический смысл и научная ценность изучения односторонних сделок заключается в том, что они связывают право с жизнью, с динамикой общественных отношений [4, с. 43]. Объединяющим признаком, влекущим возникновение обязательств, предусмотренных гл. 56 ГК РФ «Публичное обещание награды», гл. 57 ГК РФ «Публичный конкурс», гл. 58 ГК РФ «Проведение игр и пари» и гл. 50 ГК РФ «Действия в чужом интересе без поручения», как об этом сказано в подавляющем большинстве цивилистических литературных источников, являются односторонние сделки и односторонние действия, хотя отнесение игр и пари к исследуемой группе обязательств видится достаточно спорным.
В соответствии с п. 1 ст. 1055 ГК РФ, «Лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие в указанный в нем срок, обязано выплатить обещанную награду любому, кто совершил соответствующее действие, в частности отыскал утраченную вещь или сообщил лицу, объявившему о награде, необходимые сведения». Из приведенного легального определения усматривается односторонний характер действий как минимум двух лиц: лица, публично обещавшего награду за достижение правомерного результата, и лица, достигшего этого результата, - отозвавшегося на обещание (п. 2 ст. 1055 ГК РФ).
Институт публичного обещания награды получил свое нормативное закрепление лишь с принятием ч. 2 ГК РФ. Хотя в литературе периода действия ГК РСФСР 1964 г. и отмечалось, что «объявление конкурса является только одним, хотя и важнейшим, из частных случаев публичного обещания награды. Награда может быть обещана и за совершение такого действия, которое в отличие от конкурса не предполагает выбора наилучшего исполнения (розыск утраченной вещи или отсутствующего лица, сообщение сведений или предоставление материалов.)» [5, с. 354-355]. Здесь авторами допускалась возможность применения правил о конкурсах к случаям публичного обещания награды, если это не противоречит смыслу конкретной сделки. Определяя понятие публичного обещания награды как односторонней сделки, в период действия Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик Е.А. Суханов справедливо указывал: «Главным основанием возникновения рассматриваемых обязательств является односторонняя сделка, которая заключается в обращении к неопределенному кругу лиц с предложением о выплате вознаграждения за достижение указанного в объявлении результата. Она прямо не урегулирована гражданским законом, и к ней применяются общие правила о сделках» [6, с. 384]. Характеризуя публичное обещание награды в современной правовой реальности, М.И. Брагинский, присоединяясь к точке зрения О.С. Иоффе, [7, с. 779] отметил: «Обязательство из публичного обещания награды по своей правовой природе носит недоговорный характер, хотя и предполагает волеизъявление сторон возникшего правоотношения. Каждое из этих волеизъявлений представляет собой самостоятельные сделки. Одна из них - объявление о публичной награде, а другая - обращение отозвавшегося лица за выплатой награды» [8, с. 259].
Анализ положений гл. 56 ГК РФ позволяет усмотреть в действиях участников обязательств из публичного обещания награды большее количество односторонних действий, которые можно квалифицировать как односторонние сделки. Первоначальной самостоятельной (распорядительной) односторонней сделкой является сделанное лицом публичное объявление «о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) тому, кто совершит указанное в объявлении правомерное действие (в частности, отыщет утраченную вещь или сообщит лицу, объявившему о награде, необходимые сведения) в указанный в нем срок (п. 1 ст. 1055 ГК РФ). Такой сделкой лицо, публично объявившее о награде, создает обязанности для себя, а коль скоро результат достижения цели сделки в момент ее совершения неизвестен, то рассматриваемую сделку можно считать односторонней сделкой, совершенной под отлагательным условием, поскольку «стороны поставили возникновение прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит» (п. 1 ст. 157 ГК РФ).
Полагаем, что положения п. 1 ст. 157 ГК РФ, впрочем, как и п. 2, как в толковании, так и в правоприменении допускают их распространение и на случаи совершения односторонних условных сделок, когда не стороны, а сторона ставит возникновение (прекращение) прав и обязанностей в зависимость от обстоятельства, относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит.
Исполнительской односторонней сделкой будет сделка по совершению указанного в объявлении правомерного действия отозвавшимся на публичное обещание лицом в указанный в нем срок,
Шумилина В.О., Шумилин О.В. Правовой режим охранной зоны газораспределительных сетей
при достижения цели публичного обещания награды. По совершении данной сделки возникает обязательственное правоотношение, в силу которого у «отозвавшегося» (кредитора) возникает право требовать от «объявившего» (должника) выплаты награды.
Кроме того, законодатель предусмотрел случаи, когда действия по достижению указанной в объявлении правомерной цели могут быть совершены не одним, а несколькими лицами (п. 5 ст. 1055 ГК РФ). В соответствии с данной нормой, приоритетное право на получение вознаграждения возникает у лица, совершившего указанное в объявлении действие первым. Односторонние сделки, совершенные остальными «отозвавшимися» лицами, хотя и являются действительными, но не порождают обязанностей для «объявившего» в силу закона, что, впрочем, не противоречит положениям ст. 155 ГК РФ.
Из этого правила законодатель в абз. 2 п. 5 ст. 1055 ГК РФ, предусмотрел исключение: «Если действие, указанное в объявлении, совершено двумя или более лицами и невозможно определить, кто из них совершил соответствующее действие первым, а также в случае, если действие совершено двумя или более лицами одновременно, награда между ними делится поровну или в ином предусмотренном соглашением между ними размере».
Положения ст. 1056 ГК РФ позволяют рассматривать отмену публичного обещания награды как действие, обладающее всеми чертами односторонней сделки. В п. 1 ст. 1056 ГК РФ закреплено положение, в соответствии с которым «Лицо, объявившее публично о выплате награды, вправе в такой же форме отказаться от данного обещания, кроме случаев, когда в самом объявлении предусмотрена или из него вытекает недопустимость отказа или дан определенный срок для совершения действия, за которое обещана награда, либо к моменту объявления об отказе одно или несколько отозвавшихся лиц уже выполнили указанное в объявлении действие». Отмену публичного обещания награды, за исключением случаев, предусмотренных законом, мы можем квалифицировать как исполнительскую одностороннюю сделку, прекращающую собственную обязанность «объявившего». Причем форма такой односторонней сделки должна быть аналогична форме односторонней сделки об объявлении награды.
Если не рассматривать наиболее значительную часть исследуемых отношений - отыскание утраченных вещей, а обратиться к наиболее значимой части - публичному обещанию награды за предоставление сведений о местонахождении разыскиваемых преступников, похищенного имущества, о местонахождении пропавших без вести или похищенных людей, то значение института публичного обещания награды, чье регулирование опосредуется при помощи односторонних сделок, для различных сфер жизни общества, в т.ч. и для правоохранительной сферы, переоценить трудно. Свидетельство тому - многочисленные сообщения в средствах массовой информации, в т.ч. в интернет-изданиях.
Список литературы
1. Гражданское право : учебник. - Ч. II / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 1997.
2. Гражданское право. - Том II. - Полутом 2 / под ред. Е.А. Суханова - М.: БЕК, 2003.
3. Гражданское право : учебник. - Т. II / под ред. О.Н. Садикова - М.: Контакт, Инфра-М, 2007.
4. Смирнов, В. И., Желонкин, С. С. Историко-правовое развитие учения о сделках как одном из юридических фактов // Современная наука. - 2010. - № 3. - С. 43-47.
5. Советское гражданское право. - Т. 2. - М.: Юридическая литература, 1976.
6. Гражданское право : учебник. - В 2 т. - Т. 2 / под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 1993.
7. Иоффе, О. С. Обязательственное право. - М., 1975.
8. Комментарий части второй Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. - М.: Фонд «Правовая культура», 1996.
УДК 333.5
В.О. Шумилина*, О. В. Шумилин**
Правовой режим охранной зоны газораспределительных сетей
В статье рассмотрены проблемы определения понятий «линейный объект» и «охранная зона», а также проблемы взаимосвязи охранной зоны как объекта землеустройства с объектами кадастрового учета на примере охранной зоны газораспределительных сетей. Предложены рекомендации по совершенствованию норм гражданского законодательства.
Ключевые слова: гражданское право, земельное право, охранные зоны газораспределительных сетей, легальный сервитут.
* Шумилина, Валерия Олеговна, начальник отдела регистрации имущества и земельных отношений ОАО «Газпром газораспределение». Адрес: Россия, 194014, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 60. Теллю (812) 449-66-00. E-mail: [email protected].
** Шумилин, Олег Валентинович, доцент кафедры бухгалтерского учета, аудита и анализа, кандидат экономических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 190008, Санк-Петербург, пл. Репина, д. 1. Тел.: 495-23-11. E-mail: [email protected].
* Shumilina, Valeria Olegovna, head of the registration of property and land relations, JSC «Gazprom gaz distribution». Address: Russia, 194014, St.-Petersburg, Bolshoi Sampsonievski pr., 60. Tel. (812) 449-66-00. E-mail: [email protected].
** Shumilin, Oleg Valentinovich, assistant professor department of accounting, auditing and analysi. Ph.D. in Economics, associate professor. The St.- Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 190008, St.-Petersburg, area Repin, 1. Tel.: 495-23-11. E-mail: [email protected].
© Шумилина В.О., Шумилин О.В., 2015