Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
710
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркотические средства / психотропные вещества / прекурсоры / правовое регулирование / narcotic drugs / psychotropic substances / precursors / legal regulation

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Матющенко Виктория Сергеевна, Пеков Денис Борисович, Бакина Анастасия Алексеевна

Статья посвящена изучению исторического аспекта правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, методов контроля их широкого распространения. Данная область имеет всеобъемлющее регулирование нормативно-правовой документацией как в мире в целом, так и в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Матющенко Виктория Сергеевна, Пеков Денис Борисович, Бакина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR PRECURSORS: BACKGROUND

The article is devoted to the study of the historical aspect of the legal regulation of the turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, methods for controlling their wide distribution. This area has a comprehensive regulation of legal documentation both in the world as a whole and in Russia in particular.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА»

.о

iL >

Ü iL

с;

Q.

О

PO

ш О

УДК 34:61

В.С. Матющенко, Д.Б. Пеков, А.А. Бакина

ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России г. Благовещенск

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ИХ ПРЕКУРСОРОВ: ИСТОРИЯ ВОПРОСА

В настоящее время во всем мире отмечается широкое распространение потребления наркотических средств и психотропных веществ, что ставит под угрозу как здоровье граждан, нации, так и всего человечества в целом. Увеличение количества лиц, употребляющих наркотические вещества, увеличивает спрос на них и благоприятствует расширению и укреплению нелегальных рынков производства и сбыта наркотиков. Сдержать данную ситуацию представляется возможным посредством совершенствования правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, уголовно-правовых норм и структур. Злоупотребление наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами не с медицинской целью, а в качестве психоактивных веществ, приводит к тяжелым видам зависимости - наркомании и токсикомании. Актуальность деятельности по выявлению незаконного потребления наркотиков определяется скрытым характером развития наркомании, низкой эффективностью лечения наркозависимости и необходимостью расходования значительных ресурсов на реабилитацию лиц, потребляющих наркотики в немедицинских целях [1].

Не всегда оказание медицинской помощи лицам, больным наркоманией, происходит с соблюдением законодательства. Нарушение существующих требований к оказанию медицинской помощи лицам в состоянии сильного алкогольного или наркотического опьянения способствует ненадлежащему оказанию медицинской помощи. Вместе с тем знание и объективное предвидение возможности возникновения в конкретном лечебно-профилактическом учреждении наиболее распространенных негативных обстоятельств, следовательно, и реальная возможность их устранения и предупреждения - надежная мера профилактики профессиональных правонарушений медицинских работников. Для правильной квалификации ненадлежащего оказания медицинской помощи необходимо установить наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) медицинского работника и негативными последствиями для жизни или здоровья пациента. Четкое соблюдение медицинскими и фармацевтическими работниками правил выписки, учета, отпуска и хранения наркотических лекарственных средств является одним из

важнейших элементов профилактики наркомании. Нарушение установленных правил и норм влечет за собой не только дисциплинарную и административную, но и уголовную ответственность.

В зависимости от вида наступивших последствий, уголовная ответственность медицинского работника наступает по различным статьям Уголовного кодекса РФ, предусматривающим ответственность за причинение по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 118 УК РФ) или смерти человека (ч. 2 ст. 109 УК РФ). Так, преступления, субъектом которых может быть медицинский работник, нарушивший свои профессиональные обязанности, размещены в различных главах Уголовного кодекса, а именно: «Преступления против здоровья населения и общественной нравственности» (ст. 233. «Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ»); «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» (ст. 290. «Получение взятки»; ст. 292. «Служебный подлог»; ст. 293. «Халатность»). Преступления в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ: незаконное хранение или перевозка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 228 УК РФ); незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228.2 УК РФ); незаконный сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 2 ст. 228.4 УК РФ); хищение наркотических средств или психотропных веществ лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч .2 ст. 229 УК РФ), незаконная выдача рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ) [13].

Медицинские организации и медицинские работники могут быть субъектами некоторых административных правонарушений, посягающих на права граждан, их здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. В частности, в отношении медицинских работников и медицинских организаций применяются статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (например, статья 6.16. «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»). КоАП регламентирует также процессуальную часть освидетельствования человека, принимающего наркотические вещества. Суд при назначении наказа-

Резюме. Статья посвящена изучению исторического аспекта правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, методов контроля их широкого распространения. Данная область имеет всеобъемлющее регулирование нормативно-правовой документацией как в мире в целом, так и в России.

Ключевые слова: наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры, правовое регулирование.

ния за совершение правонарушения в области законодательства о наркотических средствах лицом, потребляющим наркотические средства без назначения врача, может возложить на данное лицо обязанность пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и реабилитацию в наркодиспансерах или центральных районных больницах по месту жительства наркопотребителя с целью установления возможного наркологического заболевания, определения необходимой медицинской помощи (ч. 2.1 ст. 4.1 КоАП) [15].

Некоторые из этих преступлений являются тяжкими, наказание за них предусматривает более 10 лет лишения свободы. Таким образом, уголовное и административное законодательство под угрозой применения наказания к медицинским работникам, ненадлежащим образом относящимся к своим обязанностям, обеспечивает реализацию соответствующими лицами своих юридических обязанностей по воздержанию от совершения преступления, и соблюдения прав человека, нуждающегося в услугах медицинского характера. Все это является существенной причиной для того, чтобы каждый медицинский работник знал и помнил не только о морально-нравственной ответственности за свои поступки/проступки, но также и о наказании вследствии своих преступных деяний.

В данной работе мы попытаемся обобщить информацию по истории употребления наркотических веществ в нашей стране и в мире и проанализировать правовое регулирование оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Цель данной статьи - раскрыть общие закономерности всемирно-исторического процесса становления и развития потребления наркотических веществ и отношения государств к данному процессу с древнейших времен до современности, продемонстрировать достижения каждой новой эпохи в области создания наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в контексте поступательного развития культуры и законодательства человечества, показать взаимодействие и единство национальных и интернациональных факторов в формировании юридической практики в различных регионах земного шара и в Российской Федерации.

Психоактивные и наркотические вещества применялись с давних времен. Наркотики использовались как для лечебных целей, так и для совершения различных религиозных обрядов. Культивирование опийного мака и потребление опия имеют древнюю историю. Судя по некоторым данным, опийный мак существо-

вал в Европе за 4200 лет до н.э. В Азии шумеры Месопотамии производили и применяли опий до третьего тысячелетия до н. э. [7]. В Китай информация об опии дошла через арабских торговцев, и произошло это в четвертом - восьмом веках нашей эры [20]. Каннабис же использовался в Центральной Азии и северо-западном Китае уже в четвертом тысячелетии до н. э. [7]. Однако несмотря на активное использование наркотических веществ, применение их обычно ограничивалось определенными общественными группами. Например, во времена инков потребление коки было привилегией правящей верхушки, жрецов и посланцев, выполнявших важные поручения, оставаясь при этом недоступным для остального населения [19]. В Европе в Средние века католическая церковь выступала против немедицинского потребления наркотиков, объясняя их связь с колдовством. Опий применялся, главным образом, с целью обезболивания. В Китае применение опия ограничивалось использованием в медицинских целях вплоть до XVIII века. За некоторыми исключениями, эти религиозные и общественные нормы на протяжении столетий в целом обеспечивали контролируемое потребление наркотиков [7].

Однако постепенно, под влиянием политических и экономических мотивов, производство и потребление наркотических веществ росло и распространялось по миру [7]. Ключевым моментом для неограниченного и незаконного распространения и употребления наркотиков стало открытие в 1859 году немецким химиком Альбертом Ниманом алкалоида кокаина [7]. Химически чистый кокаин Ниман получил в 1860 году

[6]. Это событие позволило наладить промышленное производство кокаина по всему миру. В странах Запада популярность кокаина резко выросла после появления работы Зигмунда Фрейда «Über Coca» («О коке»)

[7]. Попробовав это вещество в 1884 году, он был потрясен: куда-то делась его депрессия, вернулась уверенность в себе, в своих силах. В работе Фрейд настойчиво рекомендовал использовать кокаин как местное обезболивающее средство, а также как лекарство от астмы, расстройства пищеварения, депрессии и неврозов. Ввиду огромной экономической прибыли исследования кокаина активно поддерживались фармацевтическими фирмами. Фрейд же написал еще семь статей о свойствах кокаина, однако в последних работах был гораздо осторожнее в высказываниях о положительных свойствах наркотика, так как уже отмечал негативные последствия потребления кокаина, кроме того, от злоупотребления кокаином умер близкий друг Фрейда Эрнст фон Фляйшль. Между тем кокаин в то время можно было свободно купить в любой аптеке.

LEGAL REGULATION OF THE TURNOVER OF NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND THEIR PRECURSORS: BACKGROUND

V.S. Matyushchenko, D.B. Pekov, A.A. Bakin

FSBEI HE the Amur state medical Academy of the Ministry of Public Health of Russia, Blagoveshchensk

Abstract. The article is devoted to the study of the historical aspect of the legal regulation of the turnover of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors, methods for controlling their wide distribution. This area has a comprehensive regulation of legal documentation both in the world as a whole and in Russia in particular.

Key words: narcotic drugs, psychotropic substances, precursors, legal regulation.

DOI 10.24411/2311-5068-2020-1012

В продуктовых магазинах продавалось вино с кокаином, появился газированный напиток «Кока-Кола» (в состав входили листья коки и орехи кола, чем и было обусловлено название напитка), в который кокаин добавляли вплоть до 1903 года.

Кокаиновый бум конца XIX века унес множество жизней [6]. В итоге в конце XIX - начале XX веков многие страны столкнулись с проблемами в социально-экономической сфере, которые были вызваны растущим потреблением вызывающих пристрастие веществ. Во многом проблемы были вызваны отсутствием механизмов эффективного контроля за оборотом наркотических веществ [4]. В связи с этим на рубеже XIX - XX веков начинают зарождаться механизмы контроля за распространением и употреблением наркотических веществ.

В феврале 1909 года в Шанхае прошла первая международная конференция по обсуждению мировой проблемы наркотиков, получившая название Международной комиссии по опиуму [7]. Резолюции, принятые Комиссией в Шанхае, имели важное историческое значение. Впервые ведущими мировыми державами была признана необходимость контроля опия, используемого в немедицинских целях [4]. Конференция заложила основы для разработки первого международного договора по наркотикам - Гаагской международной конвенции по опиуму (подписана в Гааге 23 января 1912 года) [4].

Конвенция 1912 года дала новый толчок усилиям по контролю над наркотиками в ряде стран. В 1913 году Конгресс Соединенных Штатов принял Закон Гар-рисона, заложивший основы политики страны в области контроля над наркотиками в ХХ веке [18]. Закон запрещал немедицинское использование кокаина. 15 декабря 1920 года был учрежден Консультативный комитет по опиуму для надзора за осуществлением Гаагской конвенции по опиуму 1912 года [17]. Однако многие крупные страны, в том числе и Россия, практически не принимали участия в работе данного комитета [7]. Это указывало на то, что между странами все еще сохранялись разногласия по данному вопросу.

1925 год ознаменовался заключением двух международных соглашений о контроле над наркотиками: «Соглашением о борьбе с изготовлением очищенного опиума для курения, внутренней торговлей им и его использованием» и новой «Международной конвенцией по опиуму», названной Конвенцией 1925 года.

Мировой экономический кризис 20-х годов затруднил попытки ограничить производство, так как страны-производители не желали отказываться от своих экспортных возможностей. С целью ограничения производства 13 июля 1931 года была подписана «Конвенция об ограничении производства и о регламентации распределения наркотических средств» [7].

После Второй мировой войны также продолжилось создание документов, регламентирующих разработку и распространение наркотических веществ. Таким образом, в начале XX века существовало множество контролирующих договорных международных органов и многосторонних договоров в области оборота наркотических средств. С целью консолидации информации из имеющейся документации в 1961

году была проведена конференция ООН для принятия Единой конвенции о наркотических средствах, объединившая представителей из 73 государств (в т.ч. и СССР) и прошедшая при участии множества специализированных учреждений, международных органов и неправительственных организаций [5]. На Конференции была принята и открыта для подписания Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. [5].

В настоящее время в мире существует множество документов, регламентирующих оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Основные аспекты оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Российской Федерации на настоящий момент отражены в Федеральном законе от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [16]. Согласно данному закону, к наркотическим и психотропным веществам возможно отнести вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года и Конвенцией о психотропных веществах 1971 года.

Кроме того, в РФ существует ряд подзаконных и локальных актов, регулирующих оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров [8-13]. К прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ в России относят вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года.

Отдельным понятием выделяют аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят [16].

В 2015 году в Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» введена статья «Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен». В данный реестр включаются вещества, вызывающие у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения, опасное для его жизни и здоровья, в отношении которых уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации не установлены санитарно-эпидемиологические требования либо меры

контроля за их оборотом [16].

Разработка и государственная регистрация новых наркотических средств и психотропных веществ, используемых в медицинских целях и (или) в ветеринарии, осуществляется в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств (Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»). Разработка новых наркотических средств и психотропных веществ осуществляется только в соответствии с государственным заказом и поручается государственным унитарным предприятиям и государственным научно-исследовательским учреждениям при наличии у них лицензии, предусмотренной законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности [9].

Нанесение прямого ущерба охраняемым национальным интересам связывается с появлением новых видов наркотических средств и психотропных веществ и расширением немедицинского потребления средств, содержащих психоактивные вещества, в отношении которых меры контроля не установлены. Этим обстоятельством созданы относительно «благоприятные» социально-экономические и технические условия для роста незаконного оборота наркотических средств и наркозависимых в нашей стране. Постоянно появляются новые виды психоактивных веществ, которые не входят в перечень наркотических средств и психотропных веществ и не являются предметом преступления. Проблему усугубляет и то, что многие психоактивные вещества официально не считаются в России наркотиками, поэтому их потребители не учитываются в статистике по количеству наркоманов. В частности, такое вещество, как насвай, можно свободно купить на обычном рынке. Вне правового поля находятся многие виды синтетических веществ с измененной формулой - так называемые «дизайнерские наркотики». Помимо традиционных наркотиков растительного и синтетического происхождения появились новые психоактивные вещества (так называемые «соли» и «спайсы»), которые уже в 2016 г. опередили по распространенности наркотики опийной группы [1].

К наиболее распространенным наркотическим средствам и психотропным веществам, принимаемым не в медицинских целях, можно отнести галлюциногены, опиаты, кокаин, экстази, ингалянты и диссоциативные вещества. В последние годы наметились тенденции, повлекшие увеличение удельного веса изымаемой «синтетики». В то же время растет число пациентов с зависимостью от психостимуляторов. Следует особо отметить, что новые виды синтетических психоактивных веществ представляют чрезвычайную опасность для здоровья лиц, допускающих их потребление, в первую очередь в связи с абсолютной непредсказуемостью их воздействия на организм человека. Некоторые из этих веществ обладают сильнейшими отравляющими свойствами. Это отчасти обусловило вступление в силу с 1 июня 2012 года положений постановления Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 «О мерах по контролю в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации», согласно которому запрещена свободная продажа лекарств,

содержащих кодеин [9]. Запрещены в свободной продаже кодеинсодержащие препараты ежегодным суммарным объёмом 10 тонн опиатов, в результате этого лекарственно-аптечная наркомания практически исчезла. Дезоморфин, он же «крокодил», практически перестал обращаться в России [1].

Безрецептурная продажа препаратов, содержащих кодеин, была запрещена, но на рынке появились новые психоактивные вещества. Так, например, на смену «крокодилу» пришел «веселящий газ» (закись азота N20). Медицина от него давно отказалась. Данный наркотик активно распространяется в ночных клубах и модных молодежных заведениях [1]. Бесконтрольное потребление «веселящего газа» грозит поражением головного мозга, микроинсультами, гипоксией и другими серьезными нарушениями здоровья.

Работа по ограничению оборота новых видов психоактивных веществ находится под постоянным государственным контролем, но, несмотря на предпринимаемые меры, наркорынок регулярно пополняется новыми видами психоактивных веществ, аналогичных запрещенным по воздействию на человека, но не внесенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации. Ассортимент таких наркотиков постоянно расширяется, а нарколаборатории постоянно обновляют их состав за счет вроде бы легальных веществ [1].

На сегодняшний день вопрос о злоупотреблении наркотическими средствами и психотропными веществами остается актуальным, в том числе и в Амурской области. Согласно данным информационного агентства «Амурская служба новостей», в 2015 году Амурская область занимала четвертое место в рейтинге регионов России, в которых изымается больше всего наркотических веществ. По количеству изъятой конопли Приамурье - российский лидер [6]. По данным прокуратуры Амурской области, за 9 месяцев 2017 года количество зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров или аналогов, сильнодействующих веществ, возросло на 10,9 % (1530). Удельный вес таких преступлений, от общего числа зарегистрированных, составил 10,8% (аналогичный период предыдущего года - 9,7 %). Из числа зарегистрированных 12% наркопреступлений, или каждое восьмое, были совершены в общественном месте, подавляющее большинство - на улице [7]. Таким образом, актуальной на настоящий момент остается задача снижения нелегального производства, употребления и распространения наркотиков населением России и Амурской области. Окончательное решение данной задачи, а именно совершенствование правового регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, уголовно-правовых норм и структур, остается за государственной властью.

Литература

1.Гордеев А.Ю. Современное состояние, тенденции наркотизма в России и система мер по его противодействию http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2018-7Z14-gordeev.pdf. Ссылка активна на 28.06.2020.

2.Данные Амурской службы новостей https:// asn24.ru/news/top/11046/. Ссылка активна на 28.06.2020.

3.Данные прокуратуры Амурской области https:// www.prokamur.ru/news_cont.php?idnews=8631. Ссылка активна на 28.06.2020.

4.Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 2012 год (Е/^СВ/2012/1) https://www.incb.org/documents/Publications/ AnnualReports/AR2012/AR_2012_R.pdf. Ссылка активна на 28.06.2020

5.Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года. http://docs.cntd.ru/document/1900371. Ссылка активна на 28.06.2020;

6.Опимах И.В. Кураре, «веселящий газ», кокаин и другие. История анестезии. Ссылка активна на 28.06.2020. https://cyberleninka.ru/article/n/kurare-veselyaschiy-gaz-kokain-i-drugie-istoriya-anestezii;

7.Пичман Т. Столетие международного контроля над наркотиками. Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.fptl.ru/narkologija/narco-bulletin_2007.pdf;

8.Постановление Правительства РФ от 01.10.2012 N 1002 (ред. от 13.03.2020) «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации». Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_136206/;

9.Постановление Правительства РФ от 20.07.2011 № 599 «О мерах по контролю в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации». Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_117320/;

10.Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 N 681 (ред. от 13.03.2020) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020). Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19243/;

11.Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1148 «О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Ссылка активна на 28.06.2020. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96462/;

12.Приказ Минздрава России от 01.08.2012 N 54н (ред. от 11.12.2019) «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.08.2012 N 25190). Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_13421l/;

13.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 08.06.2020). Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/

14.Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров». Ссылка активна на 28.06.2020. http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71872/;

15.Федеральный закон № 313-ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_107277/;

16. Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 N З-ФЗ (последняя редакция). Ссылка активна на 28.06.2020. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_17437/;

17.Chatterjee S.K., Legal Aspects of International Drug Control. Ссылка активна на 28.06.2020. https:// www.cambridge.org/core/journals/canadian-yearbook-of-international-law-annuaire-canadien-de-droit-international/article/legal-aspects-of-international-drug-control-by-s-k-chatterjee-the-hague-martinus-nijhoff-1981-pp-xxiv-587-us-12400/3D4DDE014ADFBE55070BFC 79C22AC06E

18. David R. Bewley-Taylor. United States and International Drug Control, 1909-1997. Published by Pinter 2002-04-22, 2002. ISBN 10: 0826458130 / ISBN 139780826458131. 234 P.

References

1. Gordeyev A.YU. The current state, trends of narcotism in Russia and the system of measures to counter it. http://publishing-vak.ru/file/archive-law-2018-7/14-gordeev.pdf

2. Data from the Amur News Service. https://asn24. ru/news/top/11046/

3.Data from the prosecutor's office of the Amur Region. https://www.prokamur.ru/news_cont. php?idnews=8631

4.Report of the International Narcotics Control Board for 2012 (E/INCB/2012/1) https://www.incb. org/documents/Publications/AnnualReports/AR2012/ AR_2012_R.pdf

5. The Single Convention on Narcotic Drugs of 1961. http://docs.cntd.ru/document/1900371

6. Opimakh I.V. Curare, "laughing gas", cocaine and others. History of anesthesia. https://cyberleninka. ru/article/n/kurare-veselyaschiy-gaz-kokain-i-drugie-istoriya-anestezii

7.Pichman T. Century of International Drug Control http://www.fptl.ru/narkologija/narco-bulletin_2007.pdf

8.Decree of the Government of the Russian Federation of 01.10.2012 N 1002 (as amended on 13.03.2020) "On the approval of significant, large and especially large sizes of narcotic drugs and psychotropic substances, as well as significant, large and especially large

sizes for plants containing narcotic drugs or psychotropic substances, or parts thereof containing narcotic drugs or psychotropic substances, for the purposes of Articles 228, 228.1, 229 and 229.1 of the Criminal Code of the Russian Federation. ". http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_136206/

9.Decree of the Government of the Russian Federation of July 20, 2011 No. 599 "On control measures for drugs that contain small amounts of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors subject to control in the Russian Federation". http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117320/

10.Decree of the Government of the Russian Federation of June 30, 1998 N 681 (as amended on March 13, 2020) "On approval of the list of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors to be controlled in the Russian Federation" (as amended and supplemented, entered into force from 06/14/2020). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19243/

11.Decree of the Government of the Russian Federation of December 31, 2009 No. 1148 "On the procedure for storage of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors". http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_96462/

12.Order of the Ministry of Health of Russia dated 01.08.2012 N 54h (as amended on 12/11/2019) "On approval of the form of prescription forms containing the purpose of narcotic drugs or psychotropic substances, the procedure for their manufacture, distribution, registration, recording and storage, as well as the rules for registration "(Registered in the Ministry of Justice of Russia 08/15/2012 N 25190). http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_134211/

13. The Criminal Code of the Russian Federation dated 06/13/1996 N 63-03 (as amended on 06/08/2020). http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_10699/

14.Decree of the President of the Russian Federation of October 18, 2007 No. 1374 "On Additional Measures to Combat Illicit Trafficking in Narcotic Drugs, Psychotropic Substances and Their Precursors". http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_71872/

15.F ederal Law No. 313-FZ "On Amending Certain Legislative Acts of the Russian Federation". http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_107277/

16. Federal Law "On Narcotic Drugs and Psychotropic Substances" dated 08.01.1998 N 3-03 (latest revision). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_17437/

17.Chatterjee S.K., Legal Aspects of International Drug Control // https://www.cambridge.org/core/journals/ canadian-yearbook-of-international-law-annuaire-canadien-de-droit-international/article/legal-aspects-of-international-drug-control-by-s-k-chatterjee-the-hague-martinus-nijhoff-1981-pp-xxiv-587-us-12400/3D4DDE014 ADFBE55070BFC79C22AC06E

18. David R. Bewley-Taylor. United States and International Drug Control, 1909-1997. Published by Pinter 2002-04-22, 2002. ISBN 10: 0826458130 / ISBN 139780826458131. 234 P.

Статья поступила в редакцию 15.06.2020 Координаты для связи

Матющенко Виктория Сергеевна, канд. филос. наук, доцент кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: v89246728625@yandex.ru

Пеков Денис Борисович, канд. технич. наук, доцент кафедры философии, истории Отечества и иностранных языков ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: alex-ddd@mail.ru

Бакина Анастасия Алексеевна, аспирант очной формы обучения, кафедра факультетской и поликлинической терапии ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России. E-mail: anastasia_darchi@mail.ru.

Почтовый адрес ФГБОУ ВО Амурская ГМА Минздрава России: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Горького, 95. E-mail: AmurSMA@AmurSMA. su, science.dep@AmurSMA.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.