Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
385
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
налог / налоговые контроль / нормативно-правовой акт / суд / налоговый орган / tax / tax control / regulatory legal act / court / tax authority

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Урумова Милана Маратовна

Государственный налоговый контроль — инструмент, позволяющий обеспечить формирование доходной части различных уровней бюджета, а, следовательно, одной из основных задач государственного налогового контроля является противодействие уклонению от налоговых платежей. В статье рассматриваются основные особенности правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации. Уделено внимание определению налогового контроля, его сущности, проанализирована судебная практика и ее роль в разрешении коллизий в законодательстве. Сделан вывод о необходимости согласованности не только правовых, но и рекомендательных норм. Выявлены актуальные проблемы в сфере правового регулирования налогового контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the main features of the legal regulation of tax control in the Russian Federation. Attention is paid to the definition of tax control, its essence, judicial practice and its role in resolving conflicts in legislation are analyzed. The actual problems in the sphere of legal regulation of tax control are revealed.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

УДК 336.22 ББК 67.402

Милана Маратовна Урумова

студентка

юридического факультета Российского государственного гуманитарного университета

milanas2020@icloud.ru

125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6, корп. 6

Научный руководитель:

Оксана Николаевна Васильева

Аннотация.

Государственный налоговый контроль — инструмент, позволяющий обеспечить формирование доходной части различных уровней бюджета, а, следовательно, одной из основных задач государственного налогового контроля является противодействие уклонению от налоговых платежей.

В статье рассматриваются основные особенности правового регулирования налогового контроля в Российской Федерации. Уделено внимание определению налогового контроля, его сущности, проанализирована судебная практика и ее роль в разрешении коллизий в законодательстве.

Сделан вывод о необходимости согласованности не только правовых, но и рекомендательных норм. Выявлены актуальные проблемы в сфере правового регулирования налогового контроля.

Ключевые слова: налог, налоговые контроль, нормативно-правовой акт, суд, налоговый орган.

доцент юридического факультета

Российского государственного гуманитарного университета, кандидат юридических наук, доцент

vasilieva_on@mail.ru

125993, ГСП-3, г. Москва, Миусская пл., д.6, корп. 6

MM. URUMOVA, student of the Faculty of Law Russian State University for the Humanities,

milanas2020@icloud.ru 6, bldg. 6, Miusskaya pl., Moscow, GSP-3, 125993

SCIENTIFIC DIRECTOR O.N. Vasileyva, Associate Professor of the Faculty of Law Russian State University for the Humanities, PhD in Law, Associate Professor vasilieva_on@mail.ru 6, bldg. 6, Miusskaya pl., Moscow, GSP-3, 125993

LEGAL REGULATION OF TAX CONTROL

Annotation. The article discusses the main features of the legal regulation of tax control in the Russian Federation. Attention is paid to the definition of tax control, its essence, judicial practice and its role in resolving conflicts in legislation are analyzed. The actual problems in the sphere of legal regulation of tax control are revealed.

Key words: tax, tax control, regulatory legal act, court, tax authority.

Легальное определение налогового контроля закреплено в главе 14 Налогового Кодекса РФ (часть 1) под которым понимается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ. Данное понятие на законодательном уровне ведено только в 2006 году, несмотря на то, что контроль за уплатой налогов и сборов был всегда, поскольку налоги — основной источник формирования бюджета государства.

Налоговый контроль, являясь одним из видов государственного финансового контроля, пронизывает все сферы общественной жизни, в которых функционируют хозяйствующие субъекты, получающие доходы от своей деятельности [1]. Налоговый контроль является внешним контролем, проводимым органами исполнительной власти, которые наделены соответствующими полномочиями в области реализации налоговой политики. Это обязательный рычаг управления государственными финансовыми средствами, который выявляет отклонения в уплате налогов, фиксирует нарушения и обеспечивает правомерное расходование финансовых средств [3]. Государственный налоговый контроль — инструмент, позволяющий обеспечить формирование доходной части различных уровней бюджета. Исходя из этого, можно сделать вывод, что одной из основных задач государственного налогового контроля служит препятствование от уклонения налоговых платежей.

Цель налогового контроля заключается в предупреждении и выявлении налоговых правонарушений и преступлений, привлечение к ответственности за

нарушение налогового законодательства [5]. Для обеспечения принципа справедливости в отношении граждан и юридических лиц деятельность при реализации налогового контроля должна быть четко регламентирована.

Проанализируем что включает в себя правовое регулирование налогового контроля. Правовое регулирование представляет собой воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения и развития, осуществляемое при помощи системы правовых средств, представляющих собой многообразные правовые явления, такие как нормы права, юридические факты, правоотношения, индивидуальные предписания, акты реализации прав и обязанностей. Иначе говоря, право — это не только нормы, но и вся совокупность связанных с ними юридических явлений (средств), составляющих элементы правового регулирования [4]. Основными источниками налогового контроля являются Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы, нормативно-правовые акты федеральных органов власти. Также стоит выделить акты Конституционного суда и международные договоры. Не являются источниками права, но оказывают существенное влияние на правоотношения в сфере налогового контроля Постановления Пленума и Обзоры практики Верховного Суда РФ.

В отечественное налоговое законодательство на протяжении практически двадцати лет законодателем, в среднем раз в четырнадцать дней, вносятся те или иные изменения [6]. Это неизменно влечет за собой коллизии и несогласованность элементов налоговых правоотношений.

Наибольший вред государству могут нанести коллизии в налоговом законодательстве, так как эффективное финансовое обеспечение деятельности государства, с одной стороны, является важной составляющей его государственного суверенитета, с другой гарантирует выполнение государством и его органами необходимых для поддержания такого суверенитета публичных социальных, политических, организационных и иных положений, установленных в Конституции РФ.

Основываясь на отечественной практике, следует сказать, что важна согласованность не только самих правовых норм, но и рекомендательных норм, таких как письма Минфина России и ФНС России. Зачастую «рекомендательные» акты становятся полноценными источниками правового регулирования, а их разрозненность влечет за собой огромное количество правовых коллизий. Стоит отметить, что Верховный Суд РФ в своем решении от 08 июня 2018 № АКПИ18-273 подтвердил, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 № 329, финансовые органы имеют право издавать нормативные правовые акты, но главное, они не должны дополнять и изменять налоговое законодательство. Но на практике, мы

видим, что письма Минфина России и ФНС России, становятся источниками налогового права. Особо часто на практике встречались спорные разъяснения Минфина России и ФНС России в рамках вопроса по уплате страховых взносов. Также одной из актуальных коллизий в налоговом праве являлось применение УСН адвокатскими образованиями. Одной из причин стал разъяснительный акт Минфина России (письмо Минфина от 19 октября 2020 г. № 03-11-09/91070).

Однако письма Минфина и ФНС оказывают и положительные влияние на законное осуществление налогового контроля. Например, обеспечивают единообразие в работе налоговых органов. Например, Приказ ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (ред. от 28.12.2021) «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки...». Стоит отметить, что государственные органы несут ответственность за официальные разъяснения, которые они публикуют. В Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 № 4350/10 компания доказала, что формировала налоговые отчетности с нарушением закона, потому что руководствовалась письмами Минфина России, в которых были допущены ошибки.

Стоит отметить роль Конституционного Суда РФ в рамках правового регулирования налогового контроля. Конституционный Суд РФ неоднократно формулировал ряд положений, касающихся механизма налогового контроля, его отдельных мероприятий, порядка и сроков проведения налоговых проверок. Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 июля 2004 г. №2 14-П высказал принципиальную позицию о том, что Налоговый кодекс РФ исходит из недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля (ст. 35 и 103), если же, осуществляя его, налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, налоговый контроль — в нарушение статей 34 (ч. 1), 35 (ч. 1-3) и 55 (ч. 3) Конституции РФ — может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности [2].

В Обзоре Верховного суда относительно практики в рамках налоговых правоотношений делаются важные разъяснения, которые предопределяют все дальнейшее развитие отношений между налоговыми органами и налогоплательщиками. Например, в рамках одного из споров было установлено: «...контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, не может быть предметом выездных и камеральных проверок. Следовательно, при

проведении выездной налоговой проверки налоговая инспекция вышла за пределы предоставленных ей полномочий.. л»1.

Говоря о сложившейся судебной практике можно привести решение Верховного суда от 23 мая 2022 года. Верховный Суд вынес Определение №2 306-ЭС21-26423 по делу № А55-12839/2020, в котором рассмотрел вопрос об оспаривании решения налогового органа о доначислении НДС за повторное применение налогового вычета. Верховный Суд РФ подчеркнул, что, осуществляя проверку законности оспариваемого решения налогового органа, суды не должны были ограничиваться констатацией наличия формальных оснований для начисления пеней и штрафа, оставляя без оценки правомерность поведения налогового органа»2.

Резюмируя изложенное отметим, что налоговый контроль — один из важнейших правовых институтов, обеспечивающий функционирование государства, финансирование его деятельности. Однако в России явно прослеживается такая проблема как излишняя изменчивость налогового законодательства, что не дает субъектам налоговых правоотношений стабильности. Разумеется, гибкость законодательства содержит в себе и положительные аспекты, но, к сожалению, налоговым органам сложно выработать тактику по работе с налогоплательщиками. Возникающие пробелы законодательства компенсируются многочисленными разъяснениями ФНС России и Минфина России, что в свою очередь ведет к возникновению коллизий в законодательстве. Особая роль в данном случае возлагается на суды: Обзоры практики, Постановления Пленума ВС РФ, проверка законности нормативно-правовых актов Конституционным Судом. Однако тем самым законодательная власть перекладывает часть своих функций на власть судебную, что противоречит принципу разделения властей.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Боташева Л.С., Илсова З.М. Семенова Ф.З., Эльгайтарова Н.Т. Нормативно-правовое регулирование и учетно-аналитическое обеспечение налогового контроля. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:

1 Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений раздела V.1 и статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_212877/ (Дата обращения: 30.05.2022).

2 «ВС освободил от пеней и штрафа налогоплательщика ввиду незаконных действий налогового органа» [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/vs-osvobodil-ot-peney-i-shtrafa-nalogoplatelshchika-vvidu-nezakonnykh-deystviy-nalogovogo-organa/ (Дата обращения: 30.05.2022).

https://cyberleninka.ru/article/n/normativno-pravovoe-regulirovanie-i-uchetno-analiticheskoe-obespechenie-nalogovogo-kontrolya (Дата обращения: 29.05.2022).

2. Ваймер Е.В. Практика Конституционного суда Российской Федерации в отношении налоговых проверок [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/praktika-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii-v-otnoshenii-nalogovyh-proverok (Дата обращения: 29.05.2022).

3. Лосенков О.И., Ситалиев М.Т. Налоговый контроль как часть системы налоговых отношений // Законность и правопорядок в современном обществе. — Астрахань: Астраханский государственный технический университет. — 2014. — С. 121-124. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://moluch.ru/archive/379/83952/ (Дата обращения: 30.05.2022).

4. Сенин И.Н. Правовое регулирование и правовая система [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-i-pravovaya-sistema (Дата обращения: 29.05.2022).

5. Сайдулаев Д.Д., Акаева М.М., Мишаева Т.С-Х. Теоретические основы налогового контроля [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-nalogovogo-kontrolya (Дата обращения: 29.05.2022).

6. Эриашвили Н.Д., Григорьев А.И. Парадигма источников налогового права: теоретическое переосмысление [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-istochnikov-nalogovogo-prava-teoreticheskoe-pereosmyslenie (Дата обращения: 29.05.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.