Научная статья на тему 'Правовое регулирование наказов избирателей в Российской Федерации'

Правовое регулирование наказов избирателей в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2882
306
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗЫ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ДЕМОКРАТИЯ / ДЕПУТАТ / VOTERS'MANDATE / DEMOCRACY / DEPUTY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васюткин Николай Ефремович -.

В статье дана правовая характеристика наказов избирателей как института непосредственной демократии и рассматриваются особенности правового регулирования в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of voters' mandates in the Russian Federation

The legal characteristics of voters' mandates as a institute of direct democracy is given and the features of legal regulation in the Russian Federation are considered.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование наказов избирателей в Российской Федерации»

в пределах полномочий, предоставляемых Конституцией РФ, федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ, имеют право на ведение переговоров с иностранными партнерами, а также на заключение с ними соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей (ч.1 ст. 2). При этом подчеркивается, что соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органами государственной власти субъекта федерации, независимо от формы, наименования и содержания, не являются международными договорами (ст. 7).

Основу самой возможности включения актов судебной власти как формальных источников права (это касается решений органов конституционного правосудия в субъектах федерации) в структуру законодательства субъектов закладывают положения федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г.)* об учреждении судов субъектов (ст. 4), о конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации и его полномочиях, об окончательности решений конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации (ст. 27). Природа актов Конституционного Суда Российской Федерации и актов Конституционного Суда Республики Бурятия, «сконструированного» по модели Конституционного Суда РФ, как формальных источников права в настоящее время не ясна и носит дискуссионный характер.

Во многом именно эти положения федерального законодательства и определяют возможности законодателей субъектов федерации формировать элементный состав регионального законодательства, в том числе и Республики Бурятия.

Литература

1. Нерсесянц B.C Общая теория права и государства. М., i999. С. 339-400.

2. Кутафин ОЕ. Источники конституционного права в Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. С. п-19.

3. Koktvedgaard M. Denmark-sources of Law. - In: Internf-tional Encyclopedia of comparative of law. Tubingen, 1973. Vol.

i, P. D-26. Цит. по: Зивс С.Л. Источники права. М.: Наука, i98i. С.35.

4. Lodrup P. Norwey - sources of Law. - Internftional Encyclopedia of comparative of law. Tubingen, 1973. Vol. i. P. №-76. Цит. по: Зивс С.Л. Указ. соч. С.35.

5. Зивс С.Л. Указ. соч. С.34-35.

6. Колесников E.B. Источники российского конституционного права. Саратов, 1998. С.20-2І; Фарбер KE., Ржевский

B.A. Bопросы теории советского конституционного права. Саратов, 1967. С. 70.

7. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / отв. ред. B.E. Чиркин. М.: Междунар. Отношения, 2002.

C. 35.

8. Зивс С.Л. Указ соч. С. 35.

9. Сравнительное конституционное право: учеб. пособие / отв. ред. B.E. Чиркин. - М.: Междунар. отношения, 2002. - С. 35.

10. Колесников E.B. Указ соч. С.19.

11. Там же. С.13.

12. Тихомиров Ю.А. Правовая сфера общества и правовая система // Журнал российского права. 1998. № 4-5. С. 10.

13. Кутафин ОЕ. Указ. соч. С. 32-33.

14. Кутафин ОЕ. Указ. соч. С. 148-275.

15. Конституционное (уставное) право субъектов Российской Федерации. С.57-71.

16. Правовые акты с символом * взяты из справочной правовой системы «Консультант плюс».

Хамнуев Юлий Григорьевич - кандидат юридических наук, заведующий кафедрой конституционного и международного права Бурятского государственного университета, е-mail: hamnuev_yug@mail.ru

Khamnuyev Yuliy Grigorievich - candidate of law, head of department of constitutional and national law, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Smolina str. 24a, e-mail: hamnuev yug@mail.ru.

УДК 342.8 (470) Н.Е. Васюткин

Правовое регулирование наказов избирателей в Российской Федерации

В статье дана правовая характеристика наказов избирателей как института непосредственной демократии и рассматриваются особенности правового регулирования в Российской Федерации.

Ключевые слова: наказы избирателей, демократия, депутат.

N.E. Vasyutkin Legal regulation of voters’ mandates in the Russian Federation

The legal characteristics of voters ’ mandates as a institute of direct democracy is given and the features of legal regulation in the Russian Federation are considered.

Keywords: voters’ mandate, democracy, deputy.

Наказы избирателей являются одной из форм выражения воли и интересов населения, непосредственного участия граждан в управлении делами государства, укрепления связей депутатов и избирателей. Будучи составной частью императивного мандата, они были конституционно признаны и повсеместно распространены в советский период истории России. Однако в период реформирования политической системы России были забыты. И только в последнее время в отдельных субъектах Российской Федерации наблюдается стремление реанимировать этот институт непосредственной демократии как на региональном уровне (Республика Алтай, Томская, Новосибирская, Челябинская, Тюменская области, Краснодарский край и др.), так и в системе местного самоуправления [1], не обошел данный процесс и Республику Бурятия.

Понятие наказов избирателей

Существует несколько точек зрения и подходов к определению понятия наказов избирателей в конституционном праве. В частности, наказ определяют как поручение избирателей депутату и соответствующему представительному органу власти по вопросу общественного значения, требующего решения данного органа либо иного компетентного органа [2]. В.В. Комарова определяет наказы как регулятивную форму непосредственного народовластия при осуществлении государственной и местной власти, форму контроля и форму реализации конституционного права непосредственного участия граждан в управлении делами государства и общества; составную часть императивного мандата, задачей которой является коррекция персонального состава властных органов и направления его деятельности [3].

Наказы избирателей как элемент депутатского мандата

Переход к демократическому режиму и модернизация института парламентаризма в России с учетом мирового опыта позволили пересмотреть уже устоявшийся в отечественной правовой практике модели «императивного» мандата и перейти к «свободному» мандату. Существенными

отличиями «свободного» мандата от «императивного» являются независимость и не подконтрольность (во всяком случае, юридическая) депутата перед своими избирателями. В условиях модели свободного мандата депутат при осуществлении своей деятельности:

а) не связан наказами избирателей (а также волей избирателей и жителей избирательного округа), более того, следует отметить, в законодательстве ряда зарубежных стран содержится прямой запрет давать такие наказы;

б) не обязан отчитываться перед избирателями, доказывать правильность выбора при голосовании по законопроектам и иным вопросам;

в) не может быть отозван избирателями.

Анализ регионального законодательства [9]

позволяет выделить разные варианты правового закрепления модели (вида) депутатского мандата, т.к. федеральный законодатель позволяет субъектам Российской Федерации самостоятельно выбрать ту или иную модель депутатского мандата на свое усмотрение. На сегодняшний день можно отметить, что основным признаком принадлежности к императивному или смешанному мандату является наличие тех или иных элементов депутатского мандата. Одним из таких элементов является институт наказов избирателей депутату. Известный конституционалист В.Ф. Коток отметил, что «опыт развития советской демократии исходит из того, что одним из важнейших условий выражения представительными органами государственной воли народа является «императивный мандат», т. е. наказ избирателей своим избранным. Наказ определяет линию поведения депутата в представительном органе, а следовательно, устанавливает направление деятельности органов государственной власти в духе требований народных масс. Назначение наказав состоит в том, что они очерчивают на основе Конституции пределы полномочий представителей и представительных органов и дают народу, поручившему этим органам осуществление государственной власти, право контролировать представителей и представительные органы и в случае нарушения

представителем требований наказа лишать его полномочий. В этом выражается одна из гарантий народного суверенитета, который осуществляется главным образом через народное представительство, сочетаемое с непосредственным волеизъявлением масс» [4].

На сегодняшний день имеются различные подходы к определению наказов избирателей в региональном законодательстве [9]. Можно выделить несколько, например, наказы избирателей - это одобренные собраниями (сходами), конференциями граждан предложения по вопросам социального, экономического и политического развития, удовлетворения материальных и духовных потребностей населения, направленные кандидатам в депутаты областного собрания в период предвыборной кампании (Архангельская область), либо поручения граждан, обладающих активным избирательным правом, депутату (депутатам) областного Совета народных депутатов, имеющие общественно значимый характер и подлежащие обязательной реализации в деятельности областного Совета в случаях и при условиях, установленных законом (Орловская область), либо предложения избирателей, рекомендованные к выполнению Правительством и утвержденные Законодательным собранием (Пензенская область). В Республике Бурятия в соответствии с

ч. 1 ст. 5 Закона Республики Бурятия от 8 июля 2008 № 386-1У «О наказах избирателей депутатам Народного Хурала Республики Бурятия» под наказами избирателей депутатам понимаются предложения по наказам избирателей, рекомендованные к принятию и утвержденные Народным Хуралом РБ. В свою очередь, под предложениями по наказам избирателей понимается одобренные собраниями избирателей и имеющие общественное значение поручения депутатам, которые направлены на улучшение деятельности органов государственной власти по вопросам экономического, социального и культурного развития, обеспечения жизни и деятельности жителей избирательного округа, муниципального образования, республики.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что вследствие существования различных подходов к определению наказов избирателей имеются разные модели наказов избирателей. В частности, можно выделить «классическую» модель наказов избирателей, где наказы избирателей можно рассматривать как обязательное поручение выборному должностному лицу для дальнейшего

рассмотрения и реализации, но при этом данная модель должна иметь два важных признака - это отчет перед избирателями и ответственность перед избирателями (отзыв депутата или выборного должностного лица) за ненадлежащее исполнение обязанностей по работе с наказами. Также можно выделить «консультативную» («постсоветскую») модель наказов избирателей, которая трансформировалась в современных условиях в рамки модели свободного мандата. Данная модель сводится в основном к письменным предложениям (одному из видов обращений граждан) и также может предполагать отчет депутата перед избирателями, но данный отчет будет выполнять больше информационную функцию.

Некоторые ученые выделяют третью модель депутатского мандата - смешанную, сочетающую в себе элементы свободного и императивного мандатов. Данное предложение достаточно спорно, т.к. исследование показывает, что такой элемент императивного мандата, как наказы избирателей, может иметь как императивный, так и консультативный характер. К примеру, в Республике Бурятия имеются два элемента императивного депутатского мандата - это отчет депутата перед избирателями и наказы избирателей, но правовая природа данных элементов позволяет говорить об их «мягкости», не имеющую правовую основу для дальнейшего отзыва депутата. Соответственно данную модель можно охарактеризовать как свободный мандат.

Процедура реализации наказов избирателей

Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько стадий организации работы с наказами - это вопросы формирования наказов (предложений по наказам избирателей), принятия и рассмотрения наказов избирателей, выполнения наказов избирателей, осуществления контроля и отчет по выполнению наказов избирателей [8].

Первой стадией организации работы с наказами является формирование наказов (предложений по наказам избирателей). Существует несколько вариантов у законодателя при определении субъекта формирования наказов или предложений по наказам избирателей. Так, субъектами могут выступать отдельные избиратели либо определенное количество избирателей (например, в количестве не менее 10 избирателей) или группа избирателей в форме проведения собрания, схода или конференции (с предъявлением требования к количественному составу или без такового).

Также существенным моментом по субъекту формирования наказа является правовой статус избирателя, к примеру, федеральное и региональное избирательное законодательство четко определяет статус избирателя, и в большинстве случаев на уровне субъектов Российской Федерации выбран следующий вариант правового закрепления понятия «избиратель». Это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом и зарегистрированный по месту жительства на территории соответствующего избирательного округа. При указанном подходе ограничивается право граждан на формирование и выдвижение наказов выборным должностным лицам, кто временно проживает на территории избирательного округа или их деятельность осуществляется на территории избирательного округа, к примеру, в территорию избирательного округа входит дачное или садоводческое некоммерческое товарищество. На наш взгляд, понятие «избиратель» в данном случае должен быть расширительным и включающим всех граждан РФ.

Вторым существенным моментом при формировании наказов или предложений по наказам избирателей является определение субъекта получения наказа. Либо это кандидат на выборное должностное лицо или в депутаты, соответственно периодом формирования наказов будет время избирательной кампании. Либо это действующий депутат и выборное должностное лицо, тогда период формирования наказов будет включать в себя период осуществления выборными лицами своей деятельности (узкий подход) либо время избирательной кампании (широкий подход). В связи с этим некоторые законодатели устанавливают дополнительные гарантии - наказы избирателей (предложения по наказам), данные проигравшему кандидату в депутаты, могут быть переданы лицу, который выиграл по итогам выборов.

Третьим существенным моментом является определение законодателем формы и содержания наказов избирателей. Предметом наказов избирателей могут быть, как правило, вопросы экономического, социального и культурного развития, обеспечения жизни и деятельности жителей избирательного округа, муниципального образования, субъекта Российской Федерации, вопросы совершенствования законодательства. Существует несколько вариантов содержания наказов: общее описание проблемы и поручение выборному лицу по решению проблемы (к примеру, проблема плохого освещения улицы и необходимости

проведения света); «общий» подход, либо четкое описание поручения с предполагаемыми расчетами затрат на решение проблемы; «конкретный» подход. Одним из принципов организации работы с наказами является принцип реалистичности, который предполагает, что при рассмотрении и обсуждении наказа избирателей должен быть представлен предварительный расчет затрат. В то же время не всегда избиратели обладают подобными познаниями, поэтому при «конкретном» подходе необходимо установить избирателям гарантии -перед проведением конференции или собрания органы публичной власти обязаны представить предварительный расчет затрат, на организаторов возлагается обязанность уведомить должностных лиц и органы в разумной срок о предстоящем собрании и повестке собрания.

Предложения по наказам избирателей (или наказы избирателей) обсуждаются на собраниях, конференциях, сходах, встречах с кандидатами, по итогам которых в большинстве случаев оформляется протокол и передается конкретному адресату в зависимости от уровня публичной власти.

Вторая стадия представляет собой принятие и рассмотрение наказов избирателей. Существенным моментом данной стадии является предварительное изучение предложений по наказам избирателей, что осуществляется депутатами или профильными комитетами с учетом оценки соблюдения законности, общественной значимости и реальности их исполнения. Предлагается повысить возможность участия представителей избирателей (инициаторы, избираемые представители) в предварительном изучении и обсуждении наказов.

После предварительного изучения, учета и согласования с органами исполнительной власти (администрацией) проект плана мероприятий по выполнению наказов избирателей (или целевая программа) выносится на рассмотрение и утверждение представительным органом. На наш взгляд, перед утверждением проекта программы необходимо проводить всенародные и общественные обсуждения (или публичные слушания).

Третьей стадией является выполнение (исполнение) наказов избирателей органами исполнительной власти (администрацией) и должностными лицами за счет средств бюджета. Одним из положительных примеров, имеющихся в городе Улан-Удэ, является пример выполнения наказов избирателей с привлечением дополнительных средств граждан и организаций. Например, при

проведении водоснабжения часть затрат взяла на себя администрация и часть граждане.

Четвертой стадией является осуществление контроля и отчет по выполнению наказов избирателей. Существенным моментом данной стадии должно быть широкое участие избирателей в осуществлении контроля в процессе выполнения наказов избирателей, так и обсуждение избирателями отчета по выполнению наказов избирателей за соответствующий год.

Конституционно-правовое регулирование наказов в Республике Бурятия

Народный Хурал Республики Бурятия принял Закон Республики Бурятия от 8 июля 2008 № 386-IV «О наказах избирателей депутатам Народного Хурала Республики Бурятия» [6] (далее - закон), который вступил в силу. Анализ закона позволяет сделать следующие выводы.

1. В соответствии с ч. 1 ст. 5 закона наказами избирателей депутатам Народного Хурала (далее - наказы избирателей) являются предложения по наказам избирателей, рекомендованные к принятию и утвержденные Народным Хуралом. В свою очередь, под предложениями по наказам избирателей в законе понимается одобренные собраниями избирателей и имеющие общественное значение поручения депутатам Народного Хурала, которые направлены на улучшение деятельности органов государственной власти Республики Бурятия по вопросам экономического, социального и культурного развития, обеспечения жизни и деятельности жителей избирательного округа, муниципального образования, республики. Таким образом, не все поручения избирателей являются наказами, в дальнейшем, на наш взгляд, могут появиться проблемы с бытовым толкованием (пониманием) гражданами категории «наказы избирателей». Например, избиратели, давая поручения депутатам, будут считать, что уже реализовали наказ, а в дальнейшем могут столкнуться с отказом, что приведет к социальной напряженности. Таким образом, считаем необходимым проведение разъяснительной работы, а в лучшем случае, принимать участие в собраниях избирателей самим депутатам.

Также понятие «избиратель», как правило, используется в период избирательной кампании и зачастую кандидаты в депутаты собирают наказы. В соответствии с ч. 3 ст. 4 закона предложениями по наказам избирателей являются поручения депутату Народного Хурала, данные в течение срока его полномочий с целью решения

поставленных задач, поэтому данные поручения, исходя из буквального толкования закона, не могут собираться кандидатом в депутаты в период избирательной кампании.

Следует отметить, что в законе не определены требования к оформлению предложений по наказам избирателей гражданами, а лишь указываются требования к содержанию поручений:

а) поручения депутатам Народного Хурала должны быть одобрены собраниями избирателей и иметь общественное значение;

б) поручения должны быть направлены на улучшение деятельности органов государственной власти по вопросам экономического, социального и культурного развития, обеспечения жизни и деятельности жителей избирательного округа, муниципального образования, республики;

в) не могут быть признаны в качестве предложения по наказам избирателей поручения депутатам Народного Хурала РБ по изменению действующего республиканского законодательства, приводящие к нарушению Конституции РФ, федерального законодательства, законодательства Республики Бурятия, а также поручения, затрагивающие вопросы, относящиеся к предметам ведения Российской Федерации.

Данные пробелы могут в дальнейшем привести к расширительному и произвольному толкованию закона со стороны граждан, а в дальнейшем к усложнению деятельности на стадиях предварительного изучения депутатами Народного Хурала РБ и их помощниками и рассмотрения комитетами Народного Хурала РБ предложений по наказам избирателей.

2. В целом можно выделить несколько стадий реализации закона:

а) внесение предложений по наказам избирателей и предварительное изучение депутатами Народного Хурала РБ или по их поручению помощниками депутатов Народного Хурала РБ;

б) рассмотрение комитетами Народного Хурала РБ и обобщение ответственным комитетом Народного Хурала РБ предложений по наказам избирателей и составление сводного перечня предложений по наказам избирателей с дальнейшим согласованием с Правительством РБ и Счетной палатой РБ;

в) утверждение перечня наказов избирателей. Перечень наказов избирателей оформляется постановлением Народного Хурала и подлежит включению в соответствующие разделы программы социально-экономического развития Респу-

блики Бурятия и учитывается при разработке и реализации отдельных республиканских целевых программ, а также при составлении проекта закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

г) организация исполнения наказов избирателей и контроль за выполнением наказов избирателей. Организация исполнения наказов избирателей осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти республики, их структурными подразделениями, должностными лицами, государственными учреждениями и организациями. Контроль за выполнением наказов избирателей осуществляется Народным Хуралом РБ. Счетная палата РБ осуществляет контроль за законностью и целевым использованием финансовых средств, выделенных на выполнение наказов избирателей, при этом информация о выполнении наказов избирателей рассматривается на заседании Народного Хурала РБ каждое полугодие и опубликовывается в средствах массовой информации. Также Депутаты Народного Хурала РБ информируют избирателей о выполнении наказов при ежегодных отчетах о своей депутатской деятельности.

3. В законе не урегулирован вопрос отклонения предложений по наказам избирателей депутатами Народного Хурала РБ или по их поручению помощниками депутатов Народного Хурала РБ, а лишь указывается, что предварительное изучение предложений по наказам избирателей осуществляется в течение 10 календарных дней с момента получения документов с оценкой соблюдения законности, общественной значимости и реальности их осуществления. Из толкования норм закона во взаимосвязи получается, что отвечающие требованиям закона предложения по наказам избирателей по формальным признакам в обязательном порядке должны быть направлены в Народный Хурал РБ. И лишь в дальнейшем комитеты Народного Хурала РБ имеют лишь право принимать решения об отклонении предложений о наказах избирателей и направлять их в ответственный комитет Народного Хурала РБ, определяемый Председателем Народного Хурала РБ.

В то же время, на наш взгляд, нужно предоставить право отклонения предложений по наказам депутатам, которые приняты с нарушением процедуры их принятия. Данное право в дальнейшем уменьшит деятельность комитетов Народного Хурала РБ по изучению предложений.

4. В соответствии с ч. 2 ст. 8 закона ответственный комитет Народного Хурала РБ, определяемый Председателем Народного Хурала РБ, обобщает рекомендованные комитетами Народного Хурала РБ к выполнению предложения по наказам избирателей, составляет сводный перечень предложений по наказам избирателей и направляет его на согласование в Правительство РБ и Счетную палату РБ, которые в месячный срок согласовывают представленный сводный перечень предложений по наказам избирателей и направляют его в Народный Хурал. В то же время не определен перечень вопросов, который подлежит согласованию Правительством РБ и Счетной палаты РБ.

5. В соответствии с ч. 1 ст. 10 закона организация исполнения наказов избирателей осуществляется соответствующими исполнительными органами государственной власти республики, их структурными подразделениями, должностными лицами, государственными учреждениями и организациями. По мнению П.А. Астафичева, к реализации наказов не должны привлекаться хозяйствующие субъекты, в том числе и государственные унитарные предприятия и учреждения [6].

6. Согласно ч. 2 ст. 7 закона в случае, е сли среди внесенных предложений по наказам избирателей имеются предложения, относящиеся к исключительному ведению органов местного самоуправления, депутат (депутаты) Народного Хурала РБ направляет (направляют) их в соответствующие органы местного самоуправления. Следует отметить, что огромное количество проблем, которые волнуют избирателей, относятся к вопросам местного значения, поэтому считаем, что в Республике Бурятия необходимо подготовить и принять закон о наказах избирателей депутатам представительного органа местного самоуправления и главе муниципального образования в Республике Бурятия. Положительным моментом является тот факт, что в муниципальных образованиях начался процесс подготовки правовых актов, регулирующих процедуру реализации наказов избирателей. К примеру, в городе Улан-Удэ в сентябре 2010 г. была сформирована рабочая группа депутатов Улан-Удэнского городского Совета по разработке соответствующего положения. На сегодняшний день подготовлен проект Положения о наказах избирателей депутатам Улан-Удэнского городского Совета депутатов [7].

7. Одной из проблем закона является наличие пробела в правовом регулировании вопроса об

участии избирателей в рассмотрении и обсуждении наказов избирателей. Наиболее оптимальным вариантом, на наш взгляд, является всенародное и общественное обсуждение сводного перечня предложений по наказам избирателей представителями гражданского общества.

Следует отметить, что при выявленных недостатках закона наличие данного института в Бурятии - это положительный момент, т.к. наказы избирателей являются эффективным механизмом реагирования на насущные проблемы избирателей и позволяют решить многие проблемы населения и региона. Данный институт непосредственной демократии нуждается в развитии на уровне субъектов Российской Федерации.

Литература

1. Нудненко Л.А. Конституционно-правовой статус депутата законодательного органа государственной власти в Российской Федерации. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 281-282.

2. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. М.: Юристъ, 2005. Т. 1 С. 428.

3. Комарова В.В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). -

М.: Формула права, 2006. С. 384.

4. Коток В.Ф. В.И. Ленин и наказы избирателей // Советское государство и право. 1963. № 4. С. 17.

5. Бурятия. № 125. 12.07.2008. - Официальный вестник № 70.

6. Астафичев П.А. Народное представительство в современной России: проблемы теории и правового регулирования: дис. ... д-ра юр. наук. М., 2006. С. 235.

7. URL: http://doc.ulan-ude-eg.ru/index?tid=633200007&n d=458200722

Примечание

В данной статье отражены существенные моменты в организации работы с наказами избирателей. Для более подробного ознакомления со стадиями организации работы с наказами избирателей см.: Комарова В.В. Указ. соч. - С. 390-396.

При написании статьи использовалась информационноправовая система «Консультант Плюс. Версия региональное законодательство».

Васюткин Николай Ефремович - аспирант кафедры конституционного и международного права Бурятского государственного университета, тел. 8 (301-2) 211917, e-mail: nickvas1985@mail.ru

Vasyutkin Nikolay Efremovich - postgraduate student of department of constitutional and international law, Buryat State University. 670000, Ulan-Ude, Sukhe-Bator str., 6, tel. 8 (301-2) 211917, e-mail: nickvas1985@mail.ru

УДК 3507 Е.П. Лапа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заимствование зарубежного опыта в реформировании государственной службы России

В статье рассматриваются проблематика реформирования государственной службы как процесса радикальной перестройки взаимоотношений государственной службы с гражданами и гражданским обществом в целом, обусловленного целенаправленными действиями политического руководства.

Ключевые слова: государственная служба, реформирование государственной службы, использование зарубежного опыта.

E.P. Lapa Borrowing of foreign experience in reforming of the civil service in Russia

The article deals with the issues of civil service reform as a process of radical restructuring of civil service relationships with citizens and civil society in general, specified by deliberate acts of political leadership.

Keywords: public service, public service reform, use of foreign experience.

Основными целями реформы государственной службы, как правило, являются стремление решить текущие проблемы страны и по возможности решить стратегические задачи - создание службы, которая могла бы быстро адаптироваться к меняющимся внешним условиям.

По мнению ряда аналитиков, практически

во всех государствах реформы государственной службы направлены на решение следующих задач [7]:

1. Поиск баланса между ролью политических назначений в системе гражданской службы и профессиональной внепартийной бюрократией.

2. Достижение баланса между динамизмом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.