Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО -НАДЗОРНЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО -НАДЗОРНЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
122
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АККРЕДИТОВАННАЯ ЛАБОРАТОРИЯ / ACCREDITED LABORATORY / ПОДКОНТРОЛЬНЫЕ ТОВАРЫ / CONTROLLED GOODS / ВЕТЕРИНАРНЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ / VETERINARY CONTROL AND SUPERVISION / МОНИТОРИНГ / MONITORING

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Доронин-Доргелинский Е.А.

В статье проведен анализ НПА, установлено, что в них не до конца сформулирован перечень оснований для осуществления лабораторного контроля. Автором предпринята попытка определения такого перечня на примере мяса и мясных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Доронин-Доргелинский Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF LABORATORY INVESTIGATIONS IN THE SYSTEM OF CONTROL AND SUPERVISORY VETERINARY MEASURES FOR FOOD SAFETY PROVISION

In the present article analysis of low, government guidelines of Rosselkhoznadzor and periodical literature is performed by comparative legal, statistical and logical methods. It is found that а list of grounds for the implementation of laboratory control is not clearly defined. Author attempted to define such a list for example of meat and meat products.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО -НАДЗОРНЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»

И.Н. Никитин // Ветеринарный врач. -2000. - № 2. - С.42 - 46.

3. Методика определения экономической эффективности веете-ринарных мероприятий, (Ю.И. Шахотин, И.Н. Никитин, ПА. Чулков, В.Ф. Воскобойник), утвержденная Департаментом ветеринарии МСХ РФ 21 Февраля 1997г.).

4. Воскобойник В.Ф. Определение ущерба и экономического эффекта мероприятий при болезнях пчел / В.Ф. Воскобойник, А.К. Лихотин, В.Ф. Титов,

М.Н. Медведев, // Ветеринария.- 1992. -№5. - С.11 - 14.

5. Василевский, Н.М. Научные основы и результаты совершенствования ветеринарной службы сельского района: Дис. ... док. вет. наук. / Василевский Н.М. - Казань, 1996. - 398с.

6. Смирнов А.М. Вете-ринарно-санитарные меропрятия / А.М. Смирнов, Р.Т. Клочко, С.Н. Луганский // Ветеринария.- 2000. - №8. - с.3 - 5.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЕТЕРИНАРНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

ПАСЕК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Домолазов С.М. Резюме

Стоимость продукции, созданной трудом ветеринарных специалистов ежегодно увеличивается. Это свидетельствует о систематическом повышении доли участия ветеринарных специалистов в производстве продукции пчеловодства.

ECONOMIC EFFICIENCY OF THE VETERINARY SERVICE OF THE PASEC OF THE

REPUBLIC OF TATARSTAN

Domolazov S.M. Summary

The cost of products created by the work of veterinary specialists is increasing every year. This indicates a systematic increase in the share of veterinary specialists in the production of beekeeping products.

УДК 619:[614.31+614.91]:616-07:614.251.2

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО - НАДЗОРНЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Доронин-Доргелинский Е.А. - к.в.н., доцент

ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени

академика Д.Н. Прянишникова»

Ключевые слова: аккредитованная лаборатория, подконтрольные товары, ветеринарный надзор и контроль, мониторинг

Key words: accredited laboratory, controlled goods, veterinary control and supervision, monitoring

Политика России направлена на продовольственный суверенитет, обеспечение населения страны отечественными продуктами питания, развитие экспортно-импортных отношений в рамках ВТО, СНГ и ЕАЭС [17, 19, 20].

Современное производство продуктов питания сопряжено с применением широкого арсенала физических, химических и биологических агентов, поражающих животных и контамини-рующих сырье и продукты, который по пищевой цепи поступает в организм человека.

Ветеринарная служба РФ осуществляет предупреждение болезней животных, контролирует выпуск безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных [5, 16, 18]. Данная функция реализуется посредством контрольно-надзорных мероприятий, ключевым элементом которых являются лабораторные исследования, проводимые в аккредитованных лабораториях.

Однако, на сегодняшний день в научных публикациях отсутствует системный анализ правового регулирования лабораторной деятельности.

Цель исследования - теоретическое обоснование правовых основ государственного управления в сфере лабораторных исследований, включенных в систему контрольно-надзорных ветеринарных мероприятий, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов и выявление болезней животных.

Материалы и методы исследований. Материалы: международные технические регламенты, законы и подзаконные НПА РФ, директивы Россельхоз-надзора, периодические издания, решения судов РФ. Методы исследования: сравнительно-правовой, формально-юридический, формально-логический (догматический). Исследования проводили с помощью справочной правовой системы «Консультант Плюс», базы данных Федеральных арбитражных судов РФ/ Элек-

тронное правосудие/ Картотека дел/ http://www.arbitr.ru.

Результаты исследований. Решением Комиссии Таможенного союза определен перечень подконтрольных товаров, подлежащих государственному ветеринарному надзору (контролю), включающий сельскохозяйственных, диких, промысловых животных, птиц, рыб, пчел, которые должны быть здоровыми, а продукция животного происхождения (мясо и мясные продукты, молоко, яйца, рыба, мед и др.), корма для животных (подконтрольные товары) - безопасными [1, 2].

Для обеспечения безопасности государственная ветеринарная служба осуществляют:

- контроль на таможенной границе, включая импортера - предприятие производителя подконтрольных товаров по месту его нахождения;

- проведение мониторинговых исследований (на таможенной границе, федеральный, региональный, производственный) и усиленного лабораторного контроля;

- разработку и исполнение планов противоэпизоотических мероприятий, программ производственного контроля;

- ветеринарно-санитарную экспертизу (далее - ВСЭ) и лабораторные исследования (испытания), по результатам которых оформляются ветеринарные сопроводительные документы (далее -ВСД), являющиеся завершающим этапом в цепочке контрольных мероприятий, обеспечивающие выпуск в обращение подконтрольных товаров.

Если осуществляется импорт, экспорт или транзит товаров по таможенной территории ЕАЭС, то необходимо руководствоваться «Положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля (надзора) на таможенной границе ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС» ТР ТС № 317 от 18.06.2010 г. (ТР ТС № 317), в котором регламентировано, что при осуществлении ветеринарного контроля (надзора) для оформления ВСД на соответствие Единым ветеринарным

требованиям принимаются протоколы лабораторных испытаний, полученных в аккредитованных в национальных системах аккредитации лабораториях государ-ства-члена и включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) ЕАЭС (п. 3.10) [1].

При ввозе, вывозе и транзите в отношении подконтрольных товаров применяются документарный, физический и лабораторный контроль, который осуществляется исследованиями в аккредитованных на эти цели лабораториях в случаях выявления видимых органолептиче-ских изменений при досмотре перевозимых подконтрольных товаров и исключения заразных болезней животных [1].

Важно отметить, что ТР ТС № 317 предусматривает, что переоформление ВСД, подтверждающих безопасность товаров, выданных уполномоченным органом одного из государств-членов, и проведение с этой целью повторных лабораторных исследований подконтрольных товаров, произведенных на таможенной территории Союза, не осуществляется [1]. Аккредитованные лаборатории привлекаются и к проверкам, проводимым государственными ветеринарными инспекторами в рамках ФЗ от 26.12.2008. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», по результатам которых протоколы исследований прилагаются к акту о проверке [9] и протоколу об административных правонарушениях [7].

В случае перемещения подконтрольных товаров по территории РФ согласно Приказа Минсельхоза РФ № 589 от 27.12.2016 [13], ВСД оформляются на основании сведений об эпизоотической ситуации места происхождения подконтрольных товаров (п.п. 1,7) и лабораторных исследований, при наличии необходимости в их проведении и письменного обоснования о принятии такого решения (п.п. 6,7) в лабораториях, входящих в

систему органов и учреждений Государственной ветеринарной службы РФ, или иных лабораториях, аккредитованных в национальной системе аккредитации, если лабораторный контроль в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством РФ.

Аналогичные требования предъявляются к товарам, предназначенным для экспорта, если это в отношении указанного подконтрольного товара требуется законодательством РФ или страны-импортера.

Если принято решение оформить ВСД по результатам лабораторных исследований, уполномоченное лицо посредством ФГИС незамедлительно извещает заявителя о принятом решении, в котором указывает основания для принятия такого решения и назначает их проведение. В течение суток после ввода в ФГИС результатов лабораторных исследований, должностное лицо оформляет ВСД или отказывает в оформлении ВСД [13]. Приказ Минсельхоза № 589 не содержит оснований для назначения лабораторных исследований. В целях определения возможности дальнейшего использования или уничтожения продукции, при несоответствии ее установленным требованиям в Постановлении Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении» установлен частичный перечень оснований для лабораторного контроля [11]. Системный анализ ТР ТС № 317, Приказа Минсельхоза № 589, Постановления Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263 и правоприменительной судебной практики (Решения Арбитражных судов РФ) нами предлагается следующий перечень оснований для назначения лабора-торных исследований мяса и мясных продуктов в аккредитованных лабораториях:

- на партию не предоставлены декларация соответствия, входной ВСД;

- не соответствует наименование продукта, видовая принадлежность, количество туш, голов и органов, тоннаж, упаковка, маркировка, страна-производитель (исключая санкционные товары, подлежащие запрету на ввоз в РФ или уничтожению), заявленное термическое состояние (охлажденное или замороженное), органолептические показатели, товарный вид и гигиеническое состояние;

- нарушены сроки (хранения, реализации, транспортировки), товарное соседство, правила и режимы перевозки продукции, поточность;

- бесконтрольная пересортировка партии;

- выявлены патологические изменения, характерные для инфекционных и инвазионных болезней, продукция, признанная небезопасной и/или обеззараженная;

- лабораторный контроль качества дезинфекции производственных помещений;

- отсутствие в ВСД на живых животных отметок о вакцинации, противо-паразитарных обработок, диагностических исследованиях.

При обнаружении одного или нескольких перечисленных случаев ветеринарный специалист государственной ветеринарной службы имеет право лишь приостановить движение подконтрольного товара, изолировав его, но не может назначить обеззараживание, переработку, изъятие, утилизацию или уничтожение без результатов лабораторного контроля, проведенных в аккредитованных лабораториях.

Заключение. Лабораторные исследования, входящие в систему контрольно-надзорных ветеринарных мероприятий, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов и выявление болезней животных, должны осуществляться исключительно в аккредитованных лабораториях. Эта деятельность в настоящее время урегулирована НПА, однако в них не до конца сформулирован перечень оснований для осуществления лаборатор-

ного контроля. Нами предпринята попытка определения такого перечня.

Результаты лабораторных исследований на подконтрольные товары (животные и продукты), полученные в аккредитованных лабораториях, являются достоверными, правомочными и служат:

- основанием для оформления любых разрешительных документов (ВСД, деклараций соответствия и др.) и действий (разрешение на ввоз-вывоз, реализацию, обеззараживание, переработку, утилизацию, уничтожение) в том числе на таможенной границе при экспортно-импортных операциях;

- данными мониторингового анализа ситуации;

- доказательством при проведении проверок (ветеринарного надзора) в рамках ФЗ - 294 и привлечения виновных лиц к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ;

- доказательствами в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, в том числе при проведении судебных экспертиз по гражданским, административным и уголовным делам.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в таможенном союзе».

2. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 880 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции».

3. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 № 68 «О техническом регламенте Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции».

4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 10.11.2017 № 80 «Об утверждении правил организации проведения лабораторных исследований (испытаний) при осуществлении ветеринарного контроля (надзора)

5.Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии»

6.Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

7. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ

8.Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

9. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

10. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации»

11. Постановление Правительства РФ от 29.09.1997 № 1263 (ред. от 05.06.2013) «Об утверждении Положения о проведении экспертизы некачест-вен-ных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении»

12. Приказ Минсельхоза РФ от 05.11.2008 № 490 «Об утверждении Правил проведения лабораторных исследований в области ветеринарии» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.12.2008 № 12836)

13. Приказ Минсельхоза России от

27.12.2016 № 589 «Об утверждении Правил организации работы по оформлению ВСД и Порядка оформления ВСД в электронном виде и порядка оформления ВСД на бумажных носителях» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2016 № 45094)

14. Письмо заместителя руководителя Россельхознадзора Н.А. Власова от

12.10.2017 № ФС-НВ-7/21837 (№ СЭД-01-04-1638 от 13.10.2017)

15. Письмо заместителя руководителя Россельхознадзора Н.А. Власова от 24.08.2010 № ФН-НВ-2/10424 / Схема проведения лабораторных исследований

по надзору за безопасностью отечественного продовольственного сырья животного происхождения, предназначенного для производства пищевых продуктов для человека, продукции животного происхождения, а также кормов и кормовых добавок для животных / Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии / СПб. - 2010. - №3. - С. 25-27.

16. Алиев, А.А. / Обеспечение безопасности продукции животноводства в ветеринарно-санитарном отношении на территории мегаполиса / А.А. Алиев, Д.А. Померанцев, Д.В. Заходнова, И.И. Шершнева // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии / СПб. - 2016. - №1. - С. 26-29.

17. Василевич, Ф.И./ Тенденции импортозамещения в мясомолочном подкомплексе / Ф.И. Василевич, Н.А. Балакирев, М.В. Селина // Известия международной академии аграрного образования / СПб. - 2017. - №36. - С. 36-41.

18. Донкова, Н.В. / О перечне исследований биологического материала, осуществляемых без обращения в аккредитованные государственные лаборатории / Н.В. Донкова, Т.И. Вахрушева // Вопросы нормативно-правового регулирования в ветеринарии / СПб. - 2016. -№1. - С.23-26.

19. Дорожкин, В.И. / Задачи по обеспечению ветеринарно-санитарной безопасности при производстве и реализации продукции животного происхождения в Российской Федерации / В.И. Дорожкин, М.П. Бутко, А.С. Герасимов, Т.Ф. Посконная, В.И. Белоусов // Российский журнал Проблемы ветеринарной санитарии, гигиены и экологии / М. -2016. - № 1(17). - С. 6-16.

20. Юшкова, Л.Я. / Правила ВТО и требования к ветеринарному сертификату / Л.Я. Юшкова, Б.Н. Балыбердин, Е.А. Карлова, А.В. Юдаков // Ученые записки КГАВМ / Казань. - 2013. - т. 214. - С.504-506.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЬНО - НАДЗОРНЫХ ВЕТЕРИНАРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ

Доронин-Доргелинский Е.А.

Резюме

В статье проведен анализ НПА, установлено, что в них не до конца сформулирован перечень оснований для осуществления лабораторного контроля. Автором предпринята попытка определения такого перечня на примере мяса и мясных продуктов.

LEGAL REGULATION OF LABORATORY INVESTIGATIONS IN THE SYSTEM OF CONTROL AND SUPERVISORY VETERINARY MEASURES FOR FOOD SAFETY

PROVISION

Doronin-Dorgelinskiy E.A.

Summary

In the present article analysis of low, government guidelines of Rosselkhoznadzor and periodical literature is performed by comparative legal, statistical and logical methods. It is found that а list of grounds for the implementation of laboratory control is not clearly defined. Author attempted to define such a list for example of meat and meat products.

УДК 619:616-07:616.9-022.1:639.311:597.44

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, КЛИНИКО-МОРФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ КРАСНУХИ КАРПОВЫХ И ПУТИ ЕЕ ЛИКВИДАЦИИ

Ежкова М.С. - д.в.н., профессор

Казанский национально-исследовательский технологический университет

Ключевые слова: аэромоноз, краснуха карповых, инфекционная патология, клинико-морфологические особенности

Key words: aeromonosis, carp rubella, infection pathology, clinical and morphological features

Задача снабжения потребителей полноценной белковой продукцией делает рыбу привлекательным объектом для выращивания. интенсивная трансформация пищи в живое вещество по сравнению с сельскохозяйственными животными, и высокая плодовитость обеспечивают максимальное наращивание белковой продукции в виде таких продуктов питания, как мясо и икра. В настоящее время началось активное развитие рыбоводческих предприятий, кото-

рые получают государственную поддержку, в виде кредитов, субсидий и т.д.

[1, 4].

Однако на пути развития таких хозяйств возникают преграды, вызванные возникновением болезней рыб различной этиологии, сопровождающиеся значительным экономическим ущербом, ослаблением темпа роста, повышенной смертностью рыб. Промышленные темпы разведения рыб влекут за собой нарушения ветеринарно-санитарных требований,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.