Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
409
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОКВАРТИРНЫЙ ДОМ / РЕМОНТ И СОХРАННОСТЬ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА / КОНСЕРВАЦИЯ / РЕСТАВРАЦИЯ / КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ»

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курьякова Венера Фердинандовна

Актуальность темы связана с необходимостью сохранения культурного наследия, а также установления различных механизмов сохранения при реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов (далее-МКД), отнесенных к таким объектам. Отмечается, что рассматриваемая сфера правоотношений зависит от особенностей правового режима исторических и культурных объектов, закрепленных в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).Объект культурного наследия, являющийся МКД при капитальном ремонте не позволяет использовать комплекс потенциально доступных правовых, организационных, технических, финансовых и иных инструментов, в основном из-за того, что акцент делается на государственную охрану самого объекта.Отсутствие единых подходов в определении видов работ и сложность разрешительных процедур, являются проблемами, которые необходимо решать.В результате исследования автор приходит к выводу о необходимости корректировки правового регулирования на федеральном уровне, посредством синхронизации понятий и процедур, установление особого порядка финансирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Курьякова Венера Фердинандовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF CAPITAL REPAIRS OF APARTMENT BUILDINGS CLASSIFIED AS OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE

The relevance of the topic is connected with the need to preserve cultural heritage, as well as the establishment of various conservation mechanisms during the implementation of the program of capital repairs of apartment buildings (hereinafter referred to as MKD) classified as such objects.It is noted that the sphere of legal relations under consideration depends on the specifics of the legal regime of historical and cultural objects enshrined in Federal Law No. 73-FZ of June 25, 2002 “On Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation” (hereinafter - Law No. 73-FZ).The object of cultural heritage, which is an ICD during major repairs, does not allow the use of a set of potentially available legal, organizational, technical, financial and other tools, mainly due to the fact that the emphasis is on state protection of the object itself.The lack of unified approaches in determining the types of work and the complexity of licensing procedures are problems that need to be addressed.As a result of the research, the author comes to the conclusion that it is necessary to adjust the legal regulation at the federal level, through the synchronization of concepts and procedures, the establishment of a special order of financing.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ОБЪЕКТАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ»

Правовое регулирование капитального ремонта многоквартирных домов, отнесенных к объектам культурного наследия

Курьякова Венера Фердинандовна,

Преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева E-mail: kuriakova.vf@yandex.ru,

Актуальность темы связана с необходимостью сохранения культурного наследия, а также установления различных механизмов сохранения при реализации программы капитального ремонта многоквартирных домов (далее-МКД), отнесенных к таким объектам. Отмечается, что рассматриваемая сфера правоотношений зависит от особенностей правового режима исторических и культурных объектов, закрепленных в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-Ф3). Объект культурного наследия, являющийся МКД при капитальном ремонте не позволяет использовать комплекс потенциально доступных правовых, организационных, технических, финансовых и иных инструментов, в основном из-за того, что акцент делается на государственную охрану самого объекта. Отсутствие единых подходов в определении видов работ и сложность разрешительных процедур, являются проблемами, которые необходимо решать.

В результате исследования автор приходит к выводу о необходимости корректировки правового регулирования на федеральном уровне, посредством синхронизации понятий и процедур, установление особого порядка финансирования.

Ключевые слова: многоквартирный дом, ремонт и сохранность объекта культурного наследия, государственная охрана, консервация, реставрация, капитальный ремонт, государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры».

S2

со см о см

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью сохранения объектов недвижимости истории и культуры, механизмы правового регулирования которого, должны идти четко со временем и социально-экономическими условиями развития. Исторически сложилось, что более широкое признание обществом и государством ценности и значимости этих объектов приводит к установлению различных механизмов их сохранения.

Вопросы эффективного правового регулирования мероприятий, направленных на сохранение и государственную охрану объектов культурного наследия (ОКН) выступают одними из наиболее сложных, многогранных и дискуссионных в российском современном обществе. Данное обстоятельство напрямую связно с отличительными особенностями правового режима исследуемых объектов, а кроме того, и со стремлением современного общества найти баланс интересов между конституционной обязанностью граждан страны по вопросу сохранения ОКН, правом на максимально комфортную, безопасную жизнь и эффективным развитием городских пространств.

Федеральный закон № 73-Ф3 «Об ОКН (памятниках культуры и истории) народов РФ» (Закон № 73-ФЗ) регулирует и закрепляет положения по сохранению и государственной охраны ОКН.

Помимо вышеуказанного закона, каждым отдельным субъектом РФ принимаются свои отдельные нормативно-правовые акты в данной области.

Следует подчеркнуть, что перечень ОКН являются довольно разнообразным. Иными словами, он включает в себя и такие исторические здания, как жилые многоквартирные дома (МКД). Отмечается, что МКД, которые причислены к ОКН, несут в себе историческую ценность и символизируют довольно уникальную архитектуру и культурную наследственность страны в целом.

В рамках изучения вопроса о сохранении ОКН, которые являются МКД определено, что на сегодняшний день преимущественная часть упомянутых объектов все еще продолжает использоваться по своему непосредственному назначению. Следовательно, существует потребность в безопасном функционировании подобных ОКН для обеспечения их сохранности и комфортного проживания граждан.

Основная часть

В рамках стратегии обновления мегаполисов, сохранение ОКН является возможным исключительно в комплексе успешного и эффективного градостро-

ительного планирования и зонирования. При всем при этом недвижимые ОКН, территория объекта и прилегающие к ней земли в обязательном порядке должны стать основным элементов в последующем развитии городов РФ.

Согласно Закону № 73-Ф3, сохранение ОКН представляется возможным исключительно посредством разработки и внедрения целевых программ с непосредственным применением всевозможных источников финансирования.

Для реализации вышеуказанного сегодня созданы и эффективно реализуются программы государственного уровня в культурной сфере деятельности. Так, на территории нашего государства действует программа «Развитие культуры», рассчитанная на период до 2030 года. Стоит отметить, что упомянутая программа включает в себя Проект «Сохранение культурного и исторического наследия» федерального значения, а также подпрограмму «Развитие культурной инфраструктуры».

Согласно содержанию указанного Федерального проекта, органы власти к 2030 году планируют сформировать соответствующие условия для эффективного и надлежащего использования ОКН, а кроме того, реализовать порядка 365 проектов, направленных на их сохранение. При этом объем финансового обеспечения составляет порядка 26 676 259,0 тыс. руб. [10].

Именно за счет подобных программ и реализуется соответствующее финансовое обеспечение мероприятий, направленных на сохранение ОКН.

Как было отмечено ранее, каждый субъект РФ разрабатывает и внедряет дополнительные нормативно-правовые акты, направленные, в том числе и на реализацию подобных подпрограмм. К примеру, в Санкт-Петербурге до 2022 года действовала подпрограмма «Наследие», включенная в государственную программу «Развитие сферы культуры». На основании указанной подпрограммы осуществлялось финансирование текущих расходов, которые были направлены на выполнение мероприятий по сохранению ОКН. К данным мероприятиям относились следующие [9]:

- реализация мероприятий в сфере сохранения ОКН;

- предоставление субсидий религиозным организациям для реализации мероприятий, направленных на сохранение ОКН в г. Санкт-Петербург и находящихся в их собственности (на конкурсной основе).

Финансирование рассмотренных мероприятий за 2022 год составило более 15 000,0 млн руб.

На основании Постановления Правительства г. Санкт-Петербурга от 28.04.2004 № 651, КГИОП приступил к работам по реставрации Церкви Знамения, которая входит в состав ансамбля Императорского Царскосельского Лицея. Стоит отметить, что реставрация и ремонт данного сооружения выполнялся за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, а итоговая сумма составила 117,1 млн руб. [12].

На территории Челябинской области, финансирование мероприятий, направленных на сохране-

ние ОКН реализуется в полном соответствии с государственной программой «Сохранение объектов культурного наследия» [11].

Согласно проведенному выше анализу действующего законодательства страны, можно сделать вывод, что правовое регулирование мероприятий, направленных на сохранение ОКН на территории субъектов РФ является схожими между собой. Отличия между ними встречаются только в отдельно взятых показателях, например: количество объектов, объем финансирования.

Начиная с 2014 года, когда были внесены соответствующие и существенные изменения в ЖК РФ, на территории нашего государства довольно активно и эффективно реализуется новая система капитального ремонта общего имущества МКД вне зависимости от того, присвоен ли им статус памятника или нет.

Регулирование отношений в исследуемой сфере реализуется нормами, закрепленными в ЖК РФ, а также Правилами содержания общего имущества в МКД и изменениями размера платы за содержание жилого помещения [6], а кроме того, и иными отдельными законами субъектов РФ. Подчеркивается, что обязанность по уплате соответствующих взносов за капитальный ремонт у собственников МКД возникает по истечении трех-восьми месяцев, следующих за месяцем, когда официально была опубликована региональная программа, в которую был включен жилой дом. Точный срок определяется на основании нормативно-правового акта, принятого в каждом субъекте РФ отдельно [7].

Согласно ч. 1 ст. 166 ЖК РФ определено, что если фонд капитального ремонта сформирован, отталкиваясь от минимального размера взносов собственников жилья, то за счет этих финансовых средств могут финансироваться соответствующие работы и (или) услуги по капремонту (например, ремонт внутридомовых систем, модернизация лифтов, ремонт крыши или фасада).

Следовательно, на территории каждого отдельного субъекта РФ реализуются соответствующие программы капитального ремонта общего имущества в МКД, обладающие региональным значением, направленные на формирование наиболее благоприятных условий проживания собственников.

Например, в Свердловской области, на основании Постановления Правительства Свердловской области от 22.04.2014 № 306-ПП принята упомянутая выше программа, а кроме того, от 19.12.2013 принят Закон Свердловской области № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капремонта общего имущества в МКД в Свердловской области».

Территория Калининградской области является довольно богатой на исторические архитектурные р сооружения, среди которых имеются и МКД. Все- Д го в региональную программу капремонта региона Ч

т

включено порядка 385 домов ОКН, где проживают К 13 тыс. чел. Их общая площадь составила 326 тыс. ё кв.м., а размер финансовых затрат составляет по- у рядка 404 млн руб. [Отчёт за 2020]. А

На территории Санкт-Петербурга рассматриваемая программа, с точки зрения ее правового регулирования, реализуется несколько иначе. Иными словами, выполнение работ по исследуемой программе осуществляется на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2018 № 84. Финансирование соответствующих работ осуществляется за счет средств государственной поддержки, а кроме того, и финансовых средств фонда капремонта и подпрограммы «Наследие», входящей в программу «Развитие сферы культуры в г. Санкт-Петербург».

В Региональную программу включено порядка 22 165 МКД (исключение - аварийные МКД) не зависимо от того, присвоен ли им статус ОКН или нет. Из указанного количества МКД, порядка 1850 сооружений относятся к ОКН. Подчеркивается, что ОКН МКД, где имеется более простая отделка, подлежат реконструкции по действующей программе капремонта.

Помимо вышеуказанного, на основании Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30.12.2019 № 1021 ОКН МКД утверждены в общем количестве 255 сооружений.

Стоит отметить, что в рамках рассматриваемой подпрограммы, на территории Санкт-Петербурга реализуется разработка соответствующей проектной документации, проводятся экспертизы и специализированные производственно-реставрационные работы. При этом общая стоимость работ составит 17 051,9 млн руб. [12].

Подчеркивается, что субъекты РФ, причисленные к городам федерального значения, нашли довольно эффективный выход из ситуации, связанной с созданием подпрограммы и дополнительного финансирования, чего другие регионы с незначительным финансированием в данной сфере позволить себе никак не могут.

Поэтому можно было бы констатировать, что приведенные нормы в полной мере гармонируют с требованиями Закон № 73-Ф3, однако органы власти субъектов РФ, не являющиеся упомянутыми городами, сталкиваются с рядом проблем.

Особенности правового режима ОКН, независимо от формы собственности, накладывают ограничения не только на земельные и градостроительные правоотношения, но влияют на реализацию мероприятий по капитальному ремонту предусмотренные ЖК РФ.

Отмечается, что на территории ОКН категорически запрещается проведение таких ремонтных работ, которые не связаны с сохранением ОКН или его отдельных частей, а также не связанных с сохранением историко-градостроительной среды или природной среды в целом [3].

На основании Закона № 73-Ф3 [5] закрепляются отличительные особенности использования — ОКН, выступающего в качестве МКД: «Охранные 2 обязательства, содержащие требования в отноше-Я нии жилых помещений в МКД, подлежат выполне-° нию собственниками таких жилых помещений...» I [ст. 56.1].

При этом они являются связанными, как с требованиями, предъявляемыми к содержанию мероприятий по государственной ОКН, так и с сохранением памятников истории и культуры.

Подчеркивается, что к ремонтным работам, проводимым на территории ОКН, предъявляются повышенные и особенные требования. Данные требования официально закреплены и содержатся в Законе № 73-Ф3. Стоит отметить, что упомянутые требования довольно сильно различаются с нормами, закреплёнными в ЖК РФ и действующих законах субъектов РФ по проведению капремонта в МКД.

Если не принимать во внимание консервацию ОКН, что выступает в качестве специальной и необходимой меры, связанной с недопущением ухудшения состояния памятника истории и культуры, то необходимо рассмотреть следующие основные виды работ, направленные на сохранение ОКН [1]:

1) ремонт памятника. На основании ст. 42 Закона № 73-ФЗ определено, что соответствующие работы реализуются для обеспечения поддержания надлежащего эксплуатационного состояния памятника без внесения изменений в его отличительные особенности, что и составляет сам предмет данной охраны;

2) реставрация памятника или ансамбля. Согласно ст. 43 Закона № 73-ФЗ закреплено, что соответствующие работы проводятся для выявления и последующей сохранности историко-культурной ценности ОКН;

3) приспособление ОКН для современного использования. На основании ст. 44 Закона № 73-ФЗ, соответствующие работы реализуются для формирования всех необходимых условий, направленных на современное использование ОКН, в том числе и реставрацию отдельных его элементов, представляющих особую ценность историко-культурного характера.

Следует особо подчеркнуть, что действующий национальный стандарт РФ, в рамках которого определяются и закрепляются состав и содержание документации по сохранению ОКН, применяет довольно разные понятия и определения, что в результате приводит к некоторым противоречиям при реализации такой программы, как программа капремонта. К подобным противоречиям можно отнести, в том числе и ремонтно-реставрационные работы, проект реставрации и другие.

Представленные выше виды работ целесообразно систематизировать по следующим основным критериям [1]:

- ремонт памятника. Данный вид работ применяется для того, чтобы сохранить и поддержать в соответствующем эксплуатационном состоянии отдельные элементы памятника, которые составляют сам предмет охраны;

- реставрация памятника или ансамбля. Рассматриваемый вид работ используется для восстановления и проведения соответствующих ремонтных работ памятника или отдельных его

элементов (в т.ч. и утраченных), представляющих культурно-историческую ценность. Следовательно, данный вид ремонтных работ является более объемным определением, в отличие от простого проведения ремонта; - приспособление ОКН для современного использования. Рассматриваемый вид работ представляет собой комплексную процедуру. Данная процедура включается себя реставрационные работы и мероприятия, направленные на формирование таких соответствующих условий, которые способствуют современному и эффективному использованию ОКН. Иными словами, «приспособление» подразумевает под собой возможность формирования и соответствующего добавления в отношении ОКН новых отдельных элементов, согласно современным потребностям и уровнем технологического развития.

Стоит особо подчеркнуть, что на основании Приказа Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840 определено, что при приемке работ по сохранению недвижимых ОКН соответствующим образом утверждается вся отчетная документация, а также выдаётся акт приемке о выполненных работах от уполномоченного на это органа.

Например, при наличии задания органа по охране ОКН на реставрацию и приспособление ОКН для использования, собственник во избежание строительной экспертизы пытается восстановить несущие конструкции посредством капремонта (при этом орган по охране памятников согласует это проектное решение с одними пользователями и не согласует с другими). В противном случае, суд выносит решение о понуждении собственника произвести реставрацию там, где они утрачены [2].

Помимо вышеуказанного, согласно рассматриваемому нормативному документу, проектировщики и подрядчики должны обладать знаниями и определенным опытом в сфере сохранения ОКН, а кроме того, периодически проходить аттестацию по профилю. В рамках выполнения исследуемых работ в обязательном порядке следует соблюдать весь перечень требований, предъявляемый к сохранению оригинальности материалов и конструкций, применению всевозможных аутентичных технологий, а помимо этого, и сохранению целостного исторического облика и контекста ОКН. После выполнения всех работ принимается решение о приемке уполномоченным на это органом.

Согласно п. 14.2 ст. 1 ГрК РФ закреплено определение такого понятия, как «капитальный ремонт объектов капитального строительства (ОКС)», а также перечень работ, подразумеваемых под ним. Так, к перечню работ относятся следующие: замена и (или) восстановление строительных конструкций ОКС или их отдельных элементов (исключение - несущие строительные конструкции); замена и (или) восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения ОКС или их отдельных элементов; замена и (или) восстановление определенных элементов несущих строитель-

ных конструкций на идентичные или иные более эффективные и современные, позволяющие улучшить их показатели [8].

Принимая во внимание изученные выше вопросы можно сделать вывод о том, что если требуется выполнение работ, связанных с сохранением ОКС, которые могут затронуть конструктивные и иные отдельные характеристики надежности и безопасности ОКС, то в обязательном порядке следует соблюдать и применять установленные законом порядки, которые являются взаимодополняемыми. К ним относятся разрешительные мероприятия, установленные и закрепленные в Законе № 73-ФЗ. Согласно упомянутым мероприятиям, определяется порядок получения задания и соответствующих разрешений на работы и на прохождение экспертизы проектной документации, а также разрешение на строительные работы и на ввод объекта в эксплуатацию, что в свою очередь предусмотрено ГрК РФ.

Разъяснения по исследуемому вопросу, представленные Минкультуры России, в полной мере отражают требования двух упомянутых выше нормативно-правовых документов, а именно: «если предполагаемые к проведению работы на ОКН связаны с изменением его исторической конструктивной схемы и объемно-планировочной структурой, т.е. с изменением параметров и (или) его частей за счет проведения перепланировки или освоения подземного пространства, заменой и (или) восстановлением несущих строительных конструкций объекта или заменой и (или) восстановлением определенных элементов несущих строительных конструкций на идентичные или иные более эффективные и современные, позволяющие улучшить их показатели, то подобные работы относятся к таким видам, которые затрагивают конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности ОКН» [13].

При всем при этом выдача соответствующей документации разрешительного характера будет осуществляться уполномоченным органом охраны ОКН.

Подчеркивается, что схожая позиция отражена и в другом разъяснительном письме, представленном Минкультуры России: «работы по консервации, реставрации и приспособлению к использованию осуществляются согласно установленным правилам проведения работ по сохранению ОКН, а производственные работы при этом осуществляются на основании положений, закреплённых в ГрК РФ и при полном соблюдении требований Закона № 73-ФЗ» [14].

Следовательно, под сохранением ОКН понимаются меры, которые направлены на соответствующее обеспечение, как их физической сохранности, так и их историко-культурной сохранности, предусматривающие под собой консервацию, ремонт, р реставрацию, приспособление ОКН для современ- ИД ного практического использования и включающие Е научно-исследовательские, изыскательские, про- К ектные и производственные работы, а кроме то- ё го научное руководством проведением работ, на- У

правленным на сохранение ОКН, а также технический и авторский надзор за их проведением [4].

Но при реализации программы по капремонту ОКН в обязательном порядке следует принимать во внимание то обстоятельство, что для некоторых из них требуется проведение реконструкции или восстановления, осуществление которых несколько выходит за рамки рассматриваемой программы, а использование денежных средств из фонда на упомянутые цели категорически запрещено.

На основании вышеуказанного, рассмотрение соотнесения классификации видов работ, которые закреплены в Законе № 73-ФЗ, считается довольно актуальной задачей в сфере охраны и использования ОКН. В обязательном порядке следует определить возможность синхронизаций понятий видов работ и действий уполномоченных органов по капремонту с процессом ремонта, реставрации и приспособления для использования ОКН, выступающих в качестве МКД.

В специализированной литературе исследователями озвучивается мнение о том, что представленные в законодательстве формулировки являются крайне неудачными, а также они не определяют специальных критериев, которые предоставили бы возможность отнести запланированные работы к определенному виду работ, связанных с сохранением [1 ].

Следовательно, при реализации программы по капремонту ОКН в обязательном порядке следует принимать во внимание то обстоятельство, что для некоторых из них требуется проведение ряда дополнительных работ (например, научно-исследовательские). В отдельных случаях идентичные работы следует проводить для определения истинного предмета охраны ОКН. Подчеркивается, что работы, связанные с капремонтом общего имущества в ОКН, представляется возможным начать исключительно после того, как будет получено соответствующее задание от уполномоченного органа субъекта РФ, а кроме того, разработки научно-проектной документации, что завершается актом о приемке работ. Помимо вышеуказанного также следует принимать во внимание и то, что ремонт ОКН относится к числу наиболее масштабных и дорогостоящих мероприятий, которые также требуют довольно существенных, как финансовых затрат, так и временных.

Необходимых финансовых средств в фонде капремонта на рассматриваемые виды работ является недостаточным, а финансовые средства из консолидированного бюджета на их реализацию не выделяются в небольших объемах.

Вышеперечисленные обстоятельства приводят к ее одной глобальной проблеме, которая на сегодняшний день не нашла соответствующего правового регулирования. К данной проблеме относится финансирование капремонта МКД, которые относятся к ОКН.

программы капремонта, но и отсутствие синхронизации полномочий уполномоченных на это органов публичной власти.

Положения ЖК РФ, регулирующие вопросы капремонта и требования Закона № 73-ФЗ в отношении МКД, причисленных к ОКН в обязательном порядке должны согласовываться между собой, не порождая при этом бездействий со стороны уполномоченных органов охраны.

Однако определенные на законодательном уровне процедуры по регулированию отношений в области сохранения ОКН и капремонта общедомового имущества наглядно свидетельствуют об отсутствии юридического механизма, который не позволяет эффективно решить вопрос с МКД, причисленным к ОКН. Как следствие, преимущественное большинство МКД, которые причислены к ОКН, все еще остаются довольно ветхими, аварийными и не могут должным образом быть восстановлены. В результате это приводит к потере исторической памяти, а кроме того, и дальнейшему ухудшению состояния подобных сооружений.

Сегодня в России действует программа «Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ РФ до 2035 года». Данная программа включает следующие основные направления:

- определение ряда механизмов, которые предоставляют возможность проводить капремонт ОКН и работы, связанные с заменой лифтового оборудования в МКД;

- определение особенного порядка по вопросу финансирования капремонта МКД, причисленных к ОКН с непосредственным привлечением денежных средств из федерального, регионального и местного бюджетов в непосредственной зависимости от того, к какой именно категории причислен тот или иной ОКН;

- обеспечение безопасности ОКС-ОКН;

- синхронизация и оптимизация процедур, которые предусмотрены проведением экспертиз проектной документации, экологической и историко-культурной, а кроме того сокращения ряда тех объектов, в отношении которых предполагается проведением экспертизы проектной документации.

Для решения этих проблем в обязательном порядке следует разработать эффективные правовые средства к ремонту и сохранению МКД, они позволят синхронизировать понятия ремонтов разных отраслей права. Это поможет в дальнейшем создать упрощенную юридическую конструкцию проведения капремонта на таких объектах, а кроме того привлечь инвестиции для финансирования данной сферы.

Для решения всех указанных вопросов, существенную роль на федеральном уровне должна сыграть государственная политика в области сохранения ОКН и культурного наследия России.

сч

Заключение

Налицо не только конкуренция положений ЖК РФ, Закона № 73-ФЗ и ГрК РФ в условиях реализации

Литература

1. Алексеев М.С., Арутюнян Л.В., Бурденко Ю.С., Оболенская М.А., Персиянцева А.А., Перфи-

льева В.Ю., Степанова Л.И. Юридический справочник застройщика / под ред. Д.С. Не-крестьянова. 3-я ред. // СПС КонсультантПлюс. (дата обращения: 10.04.2023).

2. Мельникова Е.Н. Существуют ли легальные основы реконструкции зданий, являющихся объектами культурного наследия? // Российский юридический журнал. 2021. N4. С. 161178. // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 10.04.2023).

3. Серова А.И. Выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия: НДС у подрядчика и заказчика // НДС: проблемы и решения. 2020. N12. С. 52-62.//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.04.2023).

4. Тихомирова Л.А. Государственный строительный надзор // СПС КонсультантПлюс. 2018. Подготовлен для системы КонсультантПлюс (дата обращения: 14.04.2023).

5. Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 21.12.2021) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.04.2023).

6. Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491(ред. от 27.03.2023) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» //СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.04.2023).

7. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 21.11.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.04.2023).

8. «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021)//СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.04.2023).

9. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга. URL: https://kgi-op.gov.spb.ru/ // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 12.04.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Портал Государственных программ РФ. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/pass-рог^11 (дата обращения: 20.04.2023)

11. Правительство Челябинской области Постановление от 17 июля 2020 года N348^ О внесении изменения в постановление Правительства Челябинской области от 20.12.2016 г. N675-^ URL: https://docs.cntd.ru/document/570859772 (дата обращения: 20.04.2023)

12. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории

и культуры Санкт-Петербурга. URL: https://kgi-op.gov.spb.ru/ (дата обращения: 20.04.2023)

13. Разъяснение Минкультуры России от 02.12.2019 N18930-12-02 «О работах по сохранению культурного наследия». URL: https://rulaws.ru/acts/ Pismo-Minkultury-Rossii-ot-02.12.2019-N-18930-12-02/?ysclid=lh07ezatxm103946355 (дата обращения: 20.04.2023)

14. Письмо Минкультуры России от 24.03.2015 N90-01-39-rn «О порядке проведения и приемки работ по сохранению объекта культурного наследия». URL: https://culture.gov.ru/ documents/pismo-minkultury-rossii-ot-24-03-2015-90-01 -39-gp-o-poryadke-provedeniya-i-priemki-rabot-po-sokhrane/ (дата обращения: 20.04.2023)

LEGAL REGULATION OF CAPITAL REPAIRS OF APARTMENT BUILDINGS CLASSIFIED AS OBJECTS OF CULTURAL HERITAGE

Kuryakova V.F.

V.F. Yakovlev Ural State Law University

The relevance of the topic is connected with the need to preserve cultural heritage, as well as the establishment of various conservation mechanisms during the implementation of the program of capital repairs of apartment buildings (hereinafter referred to as MKD) classified as such objects.

It is noted that the sphere of legal relations under consideration depends on the specifics of the legal regime of historical and cultural objects enshrined in Federal Law No. 73-FZ of June 25, 2002 "On Cultural Heritage Objects (Historical and Cultural Monuments) of the Peoples of the Russian Federation" (hereinafter - Law No. 73-FZ). The object of cultural heritage, which is an ICD during major repairs, does not allow the use of a set of potentially available legal, organizational, technical, financial and other tools, mainly due to the fact that the emphasis is on state protection of the object itself. The lack of unified approaches in determining the types of work and the complexity of licensing procedures are problems that need to be addressed.

As a result of the research, the author comes to the conclusion that it is necessary to adjust the legal regulation at the federal level, through the synchronization of concepts and procedures, the establishment of a special order of financing.

Keywords: apartment building, repair and preservation of the object of cultural heritage, state protection, conservation, restoration, major repairs, the state program of the Russian Federation "Development of culture".

References

1. Alekseev M.S., Harutyunyan L.V., Burdenko Yu.S., Obolen-skaya M.A., Persiyantseva A.A., Perfileva V. Yu., Stepano-va L.I. The legal directory of the developer / edited by D.S. Nekrestyanov. 3rd ed. // SPS ConsultantPlus. (date of application: 04/10/2023).

2. Melnikova E.N. Are there legal bases for the reconstruction of buildings that are objects of cultural heritage? // Russian Law Journal. 2021. N4. p. 161-178. // SPS ConsultantPlus (accessed 10.04.2023).

3. Serova A.I. Performance of works on preservation of the object of cultural heritage: VAT from the contractor and the customer // VAT: problems and solutions. 2020. N12. p. 52-62.//SPS ConsultantPlus (date of reference: 12.04.2023).

4. Tikhomirova L.A. State construction supervision // SPS Consult-antPlus. 2018. Prepared for the ConsultantPlus system (date of application: 04/14/2023).

5. Federal Law No. 73-FZ of 25.06.2002 (ed. of 12/21/2021) "On Cultural Heritage objects (historical and cultural monuments) of the peoples of the Russian Federation"//SPS ConsultantPlus (date of application: 04/12/2023).

5

"O

C3 ж

■с

6. Decree of the Government of the Russian Federation of 13.08.2006 No. 491 (ed. of 27.03.2023) "On approval of the Rules for the maintenance of common property in an apartment building and the rules for changing the amount of payment for the maintenance of residential premises in the case of services and work on the management, maintenance and repair of common property in an apartment building of inadequate quality and (or) intermittently, exceeding the established duration" // SPS ConsultantPlus (date of application: 12.04.2023).

7. "Housing Code of the Russian Federation" dated 29.12.2004 No. 188-FZ (ed. of 11/21/2022) (with amendments and additions, intro. effective from 01.03.2023) //SPS ConsultantPlus (date of application: 12.04.2023).

8. "Urban Planning Code of the Russian Federation" dated 29.12.2004. No. 190-FZ (ed. of 02.07.2021) (with amendments and additions, intro. effective from 01.10.2021)//SPS Consult-antPlus (accessed 12.04.2023).

9. Committee for State Control, Use and Protection of Historical and Cultural Monuments of St. Petersburg. URL: https://kgiop. gov.spb.ru / // SPS ConsultantPlus (accessed 12.04.2023).

10. Portal of State programs of the Russian Federation. URL: https://programs.gov.ru/Portal/programs/passport/11 (date of appeal: 04/20/2023)

11. The Government of the Chelyabinsk Region Resolution No. 348-P of July 17, 2020 On Amendments to the Resolution of the Government of the Chelyabinsk Region dated 12/20/2016 No. 675-P. URL: https://docs.cntd.ru/document/570859772 (date of application: 04/20/2023)

12. Committee on State control, use and protection of historical and cultural monuments of St. Petersburg. URL: https://kgiop.gov. spb.ru / (accessed: 04/20/2023)

13. Explanation of the Ministry of Culture of Russia dated 02.12.2019 N18930-12-02 "On the preservation of cultural heritage". URL: https://rulaws.ru/acts/Pismo-Minkultury-Rossii-ot-02.12.2019-N-18930-12-02/?ysclid=lh07ezatxm103946355 (date of application: 04/20/2023)

14. Letter of the Ministry of Culture of Russia dated 03/24/2015 N90-01-39-GP "On the procedure for carrying out and acceptance of works to preserve the object of cultural heritage". URL: https://culture.gov.ru/documents/pismo-minkultury-rossii-ot-24-03-2015-90-01-39-gp-o-poryadke-provedeniya-i-priemki-rabot-po-sokhrane / (accessed: 04/20/2023)

m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.