Бизнес в законе
3’2014
3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
3.1. ПРАВОВОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Спрыгина Ольга Романовна, старший помощник прокурора г.Петропавловска-Камчатского
Место работы: прокуратура Камчатского края
Аннотация: В представленной статье анализируется правовая природа соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации, где можно отметить, что такое соглашение устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные соглашением (оно затрагивает права и обязанности каждого, кто находится на территории субъекта РФ, и оказывает непосредственное влияние на иные правоотношения (например, налоговые, жилищные и т.д.).
Таким образом, любое соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации должно быть отнесено к числу нормативных договоров.
Следует отметить, что в действующем российском законодательстве отсутствует требование об обязательности официального опубликования таких соглашений как условия их вступления в силу, данное требование также должно быть закреплено в федеральном законе.
Таким образом, важным вопросом территориального устройства Российской Федерации, недостаточно урегулированным законодательством, является изменение границ субъектов Российской Федерации. Совершенствование правовых основ государственно-территориального устройства Российской Федерации, необходимость урегулирования возникающих территориальных споров между субъектами Федерации предопределяют потребность в принятии Федерального закона об изменении границ субъектов Российской Федерации.
Ключевые слова: соглашение (договор) об изменении границ, Конституция Российской Федерации, Камчатская область и Корякский автономный округ; границы Камчатского края
THE LEGAL REGULATION AND BORDERS CHANGING AMONG THE SUBJECTS OF RUSSIAN FEDERATION: THE PROBLEMS AND ITS' SOLUTIONS
Sprygina Olga Romanovna, senior assistant to the prosecutor of Petropavlovsk-Kamchatsky
Work place: prosecutor's office of Kamchatka territory
Annotation: The research work represented by me is dedicated to actual problem - "The legal regulation and borders changing among the subjects of Russian Federation: to the problems and its' solutions."
In present article the legal nature of agreement is analysed devoted to borders changing of subjects in Russian Federation, where it can be noted that such agreement established the legal regulations (norm of behaviour) those are required to indefinite circle intended for repeated applications and lasted in spite of concrete legal regulations provided by this agreement have arised or stopped. It is open a subject ofrights and duties of every citizen of Russian Federation and have a direct influence for other legal regulations. (For example: tax and dwelling).
Thus any agreement of borders changing of Russian Federation must be concerned to the number of normative agreements. it must be noted that in Russian laws those are currently in force there is no requirements in publication engagement such as agreements as its' coming into force. This requirement must be consolidated in Federal law. In that way the main question of territorial organization of Russian Federation is borders' changing of the subjects of Russian Federation, which is not enough regulated by law.
Keywords: Agreement, Constitution of Russian Federation, Kamchatka region Koryak Autonomous region, The borders of Kamchatka krai.
На протяжении последних пятнадцати лет развитие законодательства в сфере территориального устройства Российской Федерации четко и последовательно осуществляется на основе норм Конституции Российской Федерации. В то же время, здесь сохраняется целый ряд правовых проблем, которые требуют эффективного решения.
Закрепленные в законодательстве способы изменения субъектного состава Федерации (принятие в Российскую Федерацию иностранного государства либо его части, образование на ее территории нового субъекта Федерации в результате объединения граничащих субъектов Российской Федерации) отвечают задачам территориального развития России. Анализ практики реализации законодательства об изменении субъектного состава Российской Федерации позволяет предложить ряд направлений совершенствования законодательства в данной сфере.
Одним из важных вопросов в изменении субъектного состава Федерации является проблема регулирования отношений, связанных с изменением границ между субъектами Российской Федерации. Вместе с тем анализ складывающейся правоприменительной практики в данной сфере позволяет выделить ряд правовых проблем, требующих законодательного разрешения.
Согласно части 3 статьи 67 Конституции Российской Федерации границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Однако в Конституции отсутствуют правовые нормы, определяющие, каким правовым актом ранее были установлены эти границы. Наличие такого пробела правового регулирования означает отсутствие определенной «отправной точки» при решении в дальнейшем вопросов об изменении границ между субъектами Российской Федерации.
При этом федеральный законодатель признает необходимость надлежащего правового регулирования. Например, в Федеральном конституционном законе от 17.12. 2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» содержатся нормы о том, что проект Федерального конституционного зако-
56
Спрыгина О. Р.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
на о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта (п. 3 ст. 8), проект Федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации (п. 2 ст. 12)1.
Нормы о границах субъектов содержатся в Федеральных конституционных законах от 30.12. 2006 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе РФ нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа» (ст. 3), от 14.10. 2005 N 6-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (ДолганоНенецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа» (ст. 3), от 12.07.2006 N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» (ст. 3)2.
Камчатский край образован 1 июля 2007 г. в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа. Площадь нового субъекта Российской Федерации составила 464,3 тыс. кв. км, численность населения - 345,6 тыс. человек. Одна из особенностей Камчатского края - его сложное административное устройство3
Административно-территориальное устройство Камчатского Края определяется в статье 5 Закона Камчатского края от 29.04.2008 N 46 в ред. от 05.03.2010/ «Об административно-территориальном устройстве Камчатского края»: Границы Камчатского края не могут быть изменены без согласия населения Камчатского края, выраженного на референдуме4
В Федеральном конституционном законе от 12.07.2006 N 2-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» в статье 3. прописано, что границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона и охватывают территории объединившихся Камчатской области и Корякского автономного округа5.
В Уставе Камчатского края от 04.12.2008 N 141 - основном законе Камчатского края, имеющем высшую юридическую силу в системе нормативных правовых
1Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. - 2007. -N 12.
2Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: федер. конституц. закон от 12.07.2006 N 2-ФКЗ //СЗ РФ. -2006. - N 29. - ст. 3119.
3 Слободчиков Д.Н. Оценка налогового потенциала муниципальных образований Камчатского края // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 12. - С. 12
4Закон Камчатского края от 29.04.2008 N 46 (ред. от 05.03.2010) «Об административно-территориальном устройстве Камчатского края» //Официальные Ведомости. - 2008. - N 65-69.
5 Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результа-
те объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: федер. конституц. закон от 12.07.2006 N 2-ФКЗ //СЗ РФ. -2006. - N 29. - ст. 3119.
актов Камчатского края, определяющем конституционно-правовой статус Камчатского края, устанавливающем основы его территориального устройства, в статье 11 указано что, территория Камчатского края едина и является составной частью территории Российской Федерации. Территория Камчатского края граничит с территориями Чукотского автономного округа и Магаданской области. Границы Камчатского края совпадают с границами Камчатской области на день вступления в силу Федерального конституционного закона «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа» и охватывают территории двух ранее граничащих между собой объединившихся субъектов Российской Федерации - Камчатской области и Корякского автономного округа.
Однако, положения, в рассмотренных выше законах, касающиеся изменения границ Камчатского края, не содержат отсылок, на основании каких нормативных документов были осуществлены изменения границ объединяющихся субъектов - Камчатской области и Корякского автономного округа.
Следует отметить, что отдельные субъекты Российской Федерации сделали попытку преодолеть указанный пробел следующим образом. Например, в силу части 1 статьи 9 Устава Вологодской области территория области в пределах административных границ, установленных Постановлением ЦИК СССР от 23.09.1937 и последующими актами СССР, РСФСР и Российской Федерации, является частью единой территории Российской Федерации. Вместе с тем такие правовые конструкции также не решают обозначенную проблему.
В качестве исключения можно привести пример Новгородской области. Согласно пункту 2 статьи 9 Устава Новгородской области нормативным правовым актом, закрепляющим границы Новгородской области, является Указ Президиума Верховного Совета СССР от 05.07.1944 «Об образовании Новгородской области в составе РСФСР», которым образована Новгородская область с центром в городе Новгороде.
В силу пункта «а» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации отнесено утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. В соответствии с данной нормой принимаются Постановления Совета Федерации об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации например, Постановление Совета Федерации от 25.10.1994 N 236-1-СФ «Об утверждении изменения границы между Костромской и Вологодской областями», в котором прописано, что в соответствии с частью 3 статьи 67 и пунктом «а» части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, учитывая решения органов государственной власти Костромской и Вологодской областей о передаче поселка Гремячий и прилегающих к нему территорий из состава Солигаличского района Костромской области в состав Грязовецкого района Вологодской об-ласти6.
В Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, принятом Постановле-
6Постановление СФ ФС РФ от 25.10.1994 N 236-1 СФ «Об утверждении изменения границы между Костромской и Вологодской областями» //СЗ РФ. - 1994. - N 28. - ст. 2939.
57
Бизнес в законе
3’2014
нием Совета Федерации от 30.01.2002 N 33-СФ (далее - Регламент), содержится отдельная глава 18 «Порядок утверждения Советом Федерации изменения границ между субъектами Российской Федерации»7.
В силу части 1 статьи 145 Регламента для рассмотрения вопроса об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации в Совет Федерации представляются:
а) соглашение (договор) об изменении границ, подписанное высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), границы между которыми предполагается изменить, и утвержденное законодательными (представительными) органами государственной власти этих субъектов Российской Федерации;
б) обоснование изменения границ, согласованное субъектами Российской Федерации (пояснительная записка, содержащая обоснование целесообразности изменения границ между субъектами Российской Федерации, сведения о передаваемых территориях, перечень расположенных на них административнотерриториальных и муниципальных образований, результаты выявленного в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации мнения населения, проживающего на передаваемых территориях, по данному вопросу);
в) карта местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами Российской Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описание границ.
Однако вопросы, урегулированные в части 1 статьи 145 Регламента, относятся не к внутренней организации деятельности Совета Федерации, а определяют порядок деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по изменению границ между субъектами РФ. В части 1 статьи 145 Регламента непосредственно указан перечень документов, которые должны быть подготовлены субъектами Российской Федерации, а также указано, кем должно быть подписано соглашение об изменении границ.
При этом в пункте «б» части 1 статьи 145 Регламента не указано, кто и в какой форме от имени субъектов Российской Федерации вправе согласовывать обоснование изменения границ.
В соответствии с пунктом «б» статьи 71 Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство и территория Российской Федерации. Таким образом, учитывая положения части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, порядок изменения границ между субъектами Российской Федерации должен быть урегулирован федеральным законом, а не правовым актом одной из палат Федерального Собрания.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Регламента решение об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется постановлением Совета Федерации.
7Устав Камчатского края от 04.12.2008 N 141 (в ред. от
16.09.2010) (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 14.11.2008 N 326 //Официальные Ведомости. - 2008. - N 199-200.
В силу части 6 статьи 147 Регламента постановление Совета Федерации об изменении границ между субъектами Российской Федерации вместе с картой местности с нанесенными на ней линией границы между субъектами Российской Федерации и предлагаемой линией границы между ними, описанием границ в недельный срок направляется в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, граница между которыми изменена, а также в соответствующие федеральные органы исполнительной власти для исполнения.
Однако в части 6 статьи 147 Регламента не раскрывается содержание понятия «исполнение» применительно к рассматриваемым правоотношениям, а также не регулируется порядок исполнения, например, применительно к последующим изменениям границ муниципальных образований, административнотерриториальных образований, судебных и нотариальных округов, а также иных границ8.
В подпункте «е» пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - ФЗ N 184) установлено, что постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации. Однако в данном Федеральном законе отсутствует указание на то, в каком порядке подготавливаются и заключаются такие соглашения9.
Соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации вступает в силу после его утверждения Советом Федерации и подлежит исполнению законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, граница между которыми изменена.
В то же время в силу подпункта «л» пункта 2 статьи 5 ФЗ N 184 законом субъекта Российской Федерации устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения.
Из этого следует, что такой закон субъекта Российской Федерации должен быть приведен в соответствие с соглашением об изменении границ субъектов Российской Федерации.
Однако в силу статьи 26 ФЗ N 184 Конституция (Устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
8Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. - 2007. -N 12.
Федеральный закон от 6. 10. 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ. - 1999. - N 42. - Ст. 5005; 2006. - N 31. - ст. 3452.
58
Спрыгина О. Р.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ГРАНИЦ МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Таким образом, может возникнуть правовая коллизия между соглашением об изменении границ субъектов Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации. Например, если такое соглашение подписано, утверждено законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и Советом Федерации, а изменения в закон субъекта РФ, содержащий описание границы субъекта РФ, не внесены, то возникает неопределенность в решении вопроса о выборе правовой нормы применительно к конкретным обстоятельствам.
Учитывая положения подпункта «б» статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, представляется, что вопрос о соотношении юридической силы соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации и закона субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъекта РФ должен быть разрешен непосредственно в федеральном законе.
В связи с изложенным выводом возникает вопрос о правомерности утверждения о том, что соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации по своей правовой природе имеет нормативный характер.
Анализируя правовую природу соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации, можно отметить, что такое соглашение устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные соглашением (оно затрагивает права и обязанности каждого, кто находится на территории субъекта Российской Федерации, и оказывает непосредственное влияние на иные правоотношения (например, налоговые, жилищные и т.д.)).
Таким образом, любое соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации должно быть отнесено к числу нормативных договоров.
Вместе с тем следует отметить, что в действующем российском законодательстве отсутствует требование об обязательности официального опубликования таких соглашений как условия их вступления в силу, данное требование также должно быть закреплено в федеральном законе10
Таким образом, важным вопросом территориального устройства Российской Федерации, недостаточно урегулированным законодательством, является изменение границ субъектов Российской Федерации. Совершенствование правовых основ государственнотерриториального устройства Российской Федерации, необходимость урегулирования возникающих территориальных споров между субъектами Федерации предопределяют потребность в принятии Федерального закона об изменении границ субъектов Российской Федерации. Следует согласиться с Т.Я. Хабриевой, что предметом регулирования Федерального закона может стать порядок правового оформления территориального статуса субъекта РФ11. Цель закона не
10Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. - 2007. -N 12.
11Хабриева Т.Я. Доклад на Круглом столе «Границы субъектов Российской Федерации и их изменение» в ИГП РАН 26 июня 2001 г. // Государство и право. - 2002. - N 2. - С. 110.
только уточнить порядок изменения границ между субъектами Российской Федерации, но и четко установить правовые основания делимитации (подробного описания прохождения границы на местности). В то же время такое урегулирование должно создать юридически обоснованные препятствия для придания режиму границ между субъектами Российской Федерации свойств, характерных для режима государственной границы, а также уточнить вопросы ответственности за самовольное изменение территориальных пределов субъектов Российской Федерации.
Сказанное позволяет спрогнозировать динамичное и устойчивое развитие законодательства о территориальном устройстве Российской Федерации, прежде всего в части территориального развития, а также совершенствование правоприменительной практики, в частности изменения субъектного состава Федерации.
Список литературы:
1. Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа: федер. конституц. закон от 12.07.2006 N 2-ФКЗ //СЗ РФ. - 2006. - N 29. - ст. 3119.
2. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (в ред. от 25.12.2009) «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» //Сз РФ. -2002. - N 7. - ст. 635.
3. Федеральный закон от 6. 10. 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» //СЗ РФ. - 1999. - N 42. - Ст. 5005; 2006. - N 31. - ст. 3452.
4. Постановление СФ ФС РФ от 25.10.1994 N 236-1 СФ «Об утверждении изменения границы между Костромской и Вологодской областями» //сЗ РФ. - 1994. - N 28. - ст. 2939.
5. Указ Президиума ВС СССР от 05.07.1944 «Об образовании Новгородской области в составе РСФСР» //Ведомости ВС СССР. - 1944. - N 36.
6. Закон Камчатского края от 29.04.2008 N 46 (ред. от
05.03.2010) «Об административно-территориальном устройстве Камчатского края» //Официальные Ведомости. -2008. - N 65-69.
7. Устав Камчатского края от 04.12.2008 N 141 (в ред. от
16.09.2010) (принят Постановлением Законодательного Собрания Камчатского края от 14.11.2008 N 326 //Официальные Ведомости. - 2008. - N 199-200.
8. Ермоленко Н.Л. Правовые основы объединения Камчатской области и Корякского автономного округа и перспективы позитивного развития нового субъекта российской федерации камчатского края //Дальний Восток: перспективы развития. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во КамГУ имени Витуса Беринга, 2008. - С. 19 - 35.
9. Кисилёва Н.С. К вопросу об объединении Корякского автономного округа и Камчатской области //Роль системообразующего фактора в процессе формирования и развития объединяющихся территорий. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2007. - С. 251 - 252.
10. Лысков О.К., Смелов С.А. К вопросу о правовой природе соглашения об изменении границ между субъектами Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. - 2007. - N 12.
11. Рекомендации круглого стола на тему: «Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации - генеральное направление региональной политики» (Иркутск, 10 сентября 2008 г.) //Государственная власть и местное самоуправление. - 2008. - N 12.
12. Слободчиков Д.Н. Оценка налогового потенциала муниципальных образований Камчатского края // Налоги и налогообложение. - 2009. - N 12. - С. 12 - 22.
13. Хабриева Т.Я. Доклад на Круглом столе «Границы субъектов Российской Федерации и их изменение» в ИГП
59
Бизнес в законе
3’2014
РАН 26 июня 2001 г. // Государство и право. - 2002. - N 2. -С. 110 - 115.
14. Чертков А.Н. Законодательное регулирование территориального устройства Российской Федерации: проблемы и решения //Журнал российского права. - 2009. - N 12. - С. 22 - 31.
Reference list:
1. "About the new subject formation of Russian Federation as a result of unification of Koryak Autonomous and Kamchatka regions." The Federal Constitute law dated 12.07.2006 №2-FKZ-2006-№29-3119;
2. The Decree SF FS of Russian Federation dated 30.01.2002 № 33 (25.12.2009)"About the Federation Council regulation of Federal Assembly of Russian Federation." SL RF dated -2002-№7-635;
3. The Federal law dated 06.10.1999 №184 "About common principles of law, representative and executive bodies of State power of the Russian Federation subjects.'' The Federal law of Russian Federation dated 1999-№ 42-5005; 2006-№ 31-3452
4. The Decree SF FS of Russian Federation dated 25.10.1994 № 326-1 "About the confirmation of borders changing among Kostromskaya and Vologodskaya regions." SZ RF clause-1994-№ 28-2939
5. The Presidium Decree of the RF USSR dated 05.07.1944"About the formation of the Novgorod region in Russian Federation Soviet Republic." The USSR VS Vedomosti -1944-№ 36;
6. The Kamchatka krai dated 29.04.2008 № 46 (edited by
05.03.2010), "About administrative-territorial organization of Kamchatsky krai." "The Officialniye Vedomosti"-2008-№ 65-69;
7. The Rules of Kamchatsky krai dated 04.12.2008 № 141 (admitted by the decree of Kamchatsky krai dated 14.11.2008 № 326 "The Officialniye Vedomosti"-2008-№ 199-200;
8. Ermolenko N.L. "The legal foundations of the Kamchatka region and Koryak Autonomous region and perspective of the positive development of the new subject of Russian Federation - the Kamchatsky krai." "The Far East-The perspective of the development-Petropavlovsk-Kamchatsky." published KAMGU named by V.Bering -2008-19-35 ;
9. Kiseleva I.S. "Turning towards the question of unite of Kamchatka and Koryak Autonomous regions."(The role of system formation factor in the process of the formation and development of the uniting territories.) KamchatGTU, 2007 -251-252.
10. Lyskov O.K., Smelov S.A. "Turning towards the question of legal character of agreement concern to borders changing." (The Constitutional and Municipal rights) -2007 -№ 12
11. The recommendations of the Round-table discussion on theme:"About providing balance development of Russian Federation subject-The general direction of regional politics of Irkutsk town." dated 10th of September 2008 "The state authority and local government "-2008-№ 12
12. Slobodchilov D.N. "The rating of tax potential of Kam-chatsky krai."
"The tax and taxation."-2009 -№ 12 -12-22
13. Habreva T.Y. "The round-table report "The borders of Rus-sain Federation subjects and their changes." (IGP RAN dated 26 of June 2001 "The government and right.", 2002-№ 2
14. Chertkov A.I. "The law regulation of territorial system of Russian Federation. The problems and its solutions." "The Russian right magazine." Dated-2009 № 12; 22-31
РЕЦЕНЗИЯ
на научную статью Спрыгиной О.Р. на тему: «Правовое регулирование изменения границ между субъектами Российской Федерации: проблемы и решения» Представленная соискателем О.Р. Спрыгиной научная статья посвящена актуальным вопросам правового регулирования изменения границ между субъектами Российской Федерации.
Автором в статье затронута достаточно серьезная проблема, связанная с недостатками процедуры изменения границ между субъектами Федерации, затрагивающая интересы каждого российского региона и всего государства в целом.
О.Р. Спрыгиной представлен анализ действующего законодательства и на его основе сделаны выводы по теме исследования.
Как справедливо отмечается в работе, федеральный законодатель в Федеральном конституционном законе от 17.12. 2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» признает необходимость надлежащего правового регулирования вопросов установления и изменения границ между субъектами Российской Федерации. В подпункте «е» пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — ФЗ № 184) установлено, что постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается соглашение об изменении границ субъектов Российской Федерации. Однако автор правильно указывает на имеющийся пробел: в данном федеральном законе отсутствует указание на то, в каком порядке подготавливаются и заключаются такие соглашения.
Рассмотрев вопрос о заключении и утверждении соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации, а также принятии в соответствии с подпунктом «л» пункта 2 статьи 5 ФЗ № 184 закона субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации и порядке его изменения, автор делает обоснованное предположение о том, что может возникнуть правовая коллизия между указанными актами. Делается вывод о том, что учитывая положения подпункта «б» статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации, представляется, что вопрос о соотношении юридической силы соглашения об изменении границ субъектов Российской Федерации и закона субъекта Российской Федерации об административно-территориальном устройстве субъекта РФ должен быть разрешен непосредственно в федеральном законе.
Представленная на рецензирование статья соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована к опубликованию.
Доцент Филиала ФГАОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет» в г. Петропавловске-Камчатском, кандидат юридических наук
Е.С. Меркулов
60