Научная статья на тему 'Правовое регулирование использования дистанционных образовательных технологий'

Правовое регулирование использования дистанционных образовательных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМАТИВНАЯ БАЗА / ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аверьянова Н. Н.

Статья посвящена применению образовательными учреждениями инноваций в форме дистанционных образовательных технологий. На основе законодательства дано понятие дистанционных образовательных технологий, определены нормативные акты, регулирующие их применение, указаны недостатки нормативной базы в этой области и пути их преодоления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование использования дистанционных образовательных технологий»

точкой зрения согласились 83,3% судей, 73,2% сотрудников исправительных учреждений, 71,5% осуждённых, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Примечания

1 Писарев В.Б., Пономарёв П.Г. Изменения в исправительно-трудовом законодательстве. М., 1986. С. 10-11.

2 Дементьев С.И. Лишение свободы, уголовно-правовые и исправительно-трудовые аспекты. Ростов, 1981. С. 180.

3 Милюков С. Ф. Уголовно-правовое значение криминологической характеристики преступника: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. С. 14.

4 Уголовное право. Общая часть. Казань, 1994. С. 155.

5 См.: Волков Б. С. Мотив и квалификация преступлений. Казань, 1968. С. 16.

УДК [37:004.4] :34

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Н.Н. Аверьянова

Саратовский государственный университет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: iurid@info.sgu.ru

Статья посвящена применению образовательными учреждениями инноваций в форме дистанционных образовательных технологий. На основе законодательства дано понятие дистанционных образовательных технологий, определены нормативные акты, регулирующие их применение, указаны недостатки нормативной базы в этой области и пути их преодоления.

Legal Regulation of Distance Educational Technologies' Usage

N.N. Averianova

The article is devoted to the question of distance educational technologies' usage in different institutions. The author formulates the definition of the distance educational technologies, defines the laws, which regulates their application, lacks of legislative base in this sphere and ways of decision.

Необходимость совершенствования и развития существующей на сегодняшний день в России системы образования не вызывает сомнений. Действительно, с развитием общества, его потребностей появляется необходимость реформирования и образовательных процессов с целью подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов. Поэтому с конца прошлого века предпринимаются попытки такого реформирования. Так, одним из наиболее ярких нововведений в систему образования на современном этапе является внедрение в процесс обучения в среднепрофессиональных и высших учебных заведениях так называемых дистанционных технологий.

Вместе с тем введение новых образовательных технологий, несомненно, требует огромных научных разработок и обоснований в разных областях: от методики применения до технического оснащения учебных заведений, внедривших такие технологии.

Важнейшей стороной проблемы применения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс является правовое регулирование этого процесса, то есть его правовые основы. Поэтому задача совершенствования процесса дистанционного обучения не может пройти мимо его правового оформления, без которого все инновационные идеи останутся не реализованными.

Несмотря на важность и актуальность вопроса, учеными-юристами эта проблема исследована крайне мало.

На сегодняшний день в законодательстве об образовании и образовательных учреждениях прямо предусмотрена возможность применения дистанционных образовательных технологий (далее ДОТ). Более того, в соответствии с Федеральной программой развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10.04.2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования»1, совершенствование системы дистанционного обучения является одним из приоритетных направлений государственной политики в области реформирования образования. В «Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г.2, также указывается, что высшее учебное заведение создает условия для освоения образовательных программ определенного уровня и направленности, в том числе с использованием дистанционного обучения.

Встает вопрос: в чем же сущность этой новой для России образовательной технологии?

Данный вопрос решен на законодательном уровне. Так, в п. 5 ст. 32 Закона РФ «Об обра-

© Н.Н. Аверьянова, 2007

зовании»3 указано, что под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. А конкретизированы эти нормы в подзаконном ведомственном нормативном правовом акте - Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 г. «Об использовании дистанционных образовательных технологий»4.

Вышеназванный Приказ Минобразования имеет огромное значение для регулирования обучения с использованием дистанционных технологий, поскольку он разрешает практическую сторону применения такого рода инноваций. Так, важным является положение Приказа, закрепляющее, что образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебновспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ.

Мы не рассматриваем техническую сторону вопроса о применении дистанционных образовательных технологий. Без соответствующего оборудования их внедрение невозможно, и это неоспоримо.

На наш взгляд, вопрос заключается в том: может ли учебное заведение осуществлять обучение исключительно с применением ДОТ без использования труда преподавателей, работающих непосредственно с обучающимися? Особенно это актуально для филиалов, которые довольно самостоятельно осуществляют обучение вдали от головного учебного заведения.

По нашему мнению, учебное заведение и его филиал (который в соответствии с названным Приказом также может реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных технологий) не могут ограничиться только дистанционным обучением в чистом виде. То есть, помимо администрации филиала необходимо наличие «реальных», а не только «виртуальных» преподавателей головного учебного заведения. Необходим собственный штат специалистов, которые в плановом порядке или в случае возникновения у обучающегося вопросов по изучаемым дисциплинам проведут соответствующие консультации или другие формы занятий, используя при этом более традиционные формы их проведения (лекции, семинарские, практические занятия, тренинги, мастер-классы и др.). Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника

с обучающимся определяется образовательным учреждением (п. 4 Приказа).

При этом представляется, что филиал не имеет право ссылаться, например, на отсутствие специалистов-преподавателей по данной специальности в их регионе, оправдывая таким образом использование только дистанционного обучения. Открытие и существование филиала образовательного учреждения предполагает наличие собственной материально-технической и научной базы, необходимых и достаточных для проведения обучения, соответствующего предусмотренным требованиям. Частью этой базы является и профессорско-преподавательский состав, необходимый для полноценной работы филиала, даже с учетом того, что большинство занятий будет проводиться с использованием ДОТ.

Этот вопрос не единственный, возникающий в процессе применения ДОТ. На актуальность вопроса о применении учебным заведением ДОТ указывает также Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования от 11.06.2004 г. «О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования»5, в котором указывается, что издание этого нормативного акта вызвано многочисленными обращениями в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки граждан, руководителей образовательных учреждений, представителей государственных органов исполнительной власти по вопросам применения дистанционных образовательных технологий.

В данном Письме, в частности, указывается, что в работе филиалов и представительств учебного заведения выявляется наибольшее число нарушений действующего законодательства в части несоблюдения учебных планов. Такие нарушения обосновываются применением ДОТ.

Вместе с тем законодательством не предусмотрена выдача специальной лицензии на использование образовательным учреждением ДОТ. Поэтому выявление таких нарушений, согласно указанному Письму, будет караться приостановлением общей лицензии для учебного заведения.

Так, нами обозначен еще один вопрос при применении ДОТ - это особенности лицензирования таких учебных заведений и прохождения ими государственной аккредитации.

Итак, специальной лицензии на применение ДОТ не требуется. При прохождении очередной лицензионной экспертизы образовательное учреждение, реализующее одну или несколько образовательных программ с применением ДОТ в частичном или полном объеме, имеет возможность представить в лицензирующий орган для экспертизы вышеуказанные программы взамен обычного комплекта документов.

Что касается государственной аккредитации учебных заведений, использующих ДОТ, то Федеральной службой по надзору в сфере образования

56

Научный отдел

и науки принято Письмо от 17.04.2006 г. «О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений»6, в котором Федеральная служба пытается определить особенности прохождения государственной аккредитации таких учебных заведений. Хотя суть Письма в результате сводится к тому, что для дисциплины, изучаемой посредством ДОТ, также должен быть сформирован учебно-методический комплекс, который является частью основной образовательной программы высшего учебного заведения. В Письме также обозначено, что должен содержать этот учебно-методический комплекс.

Таким образом, можно сделать вывод, что при лицензировании и аккредитации учебного заведения, использующего в процессе обучения ДОТ, не требуется соблюдения особых процедур или иных требований, то есть фактически эти процедуры проходят без каких-либо особенностей. Единственное дополнительное условие - это наличие у учебного заведения полноценного учебнометодического комплекса (рабочей программы) по дисциплинам, изучаемым посредством ДОТ. Но нужно отметить, что наличие таких учебных комплексов и программ необходимо по всем дисциплинам, не важно в каких формах они изучаются. Так что это требование к учебному заведению также не является особым.

Представляется, что сам учебно-методический комплекс будет несколько отличаться от рабочих программ дисциплин, изучаемых традиционными способами. В нем должны быть указаны конкретные формы ДОТ (слайд-лекция, телемост и др.), тематика таких занятий, формы аттестации студентов с применением ДОТ и др.

В соответствии с п. 4 Закона РФ «Об образовании» при подтверждении федеральным (центральным) государственным органом управления образованием (Федеральной службой) готовности образовательного учреждения реализовывать в филиалах образовательные программы с использованием ДОТ в полном объеме эти филиалы получают право проходить аттестацию в составе данного образовательного учреждения.

Нами подняты далеко не все проблемы, возникающие в процессе применения учебным заведением ДОТ.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в законодательстве устанавливаются правовые нормы, регулирующие процесс обучения с использованием различного рода инновационных технологий, в частности ДОТ. Тем не

менее эти нормы содержатся преимущественно в подзаконных ведомственных нормативных правовых актах. Такого рода законодательство является очень нестабильным и носит, как мы увидели, разрозненный характер. На несовершенство и неполноту нормативной правовой базы в области образования указывает также Федеральная программа развития образования.

Наилучшим решением правовых проблем, связанных с применением ДОТ, стала бы систематизация этих норм. Например, принятие единого нормативного акта (пусть даже подзаконного), регулирующего особенности образования учебных заведений, использующих ДОТ, общие требования к материально-технической базе, порядку и условиям их государственной аккредитации, дальнейшей работы и др., существенно облегчило бы процесс их деятельности и предотвратило бы возможные нарушения законодательства с их стороны. А официальное и неофициальное толкование правовых предписаний послужило бы дополнительной правовой помощью администрациям и сотрудникам таких учебных заведений.

Примечания

1 Федеральная программа развития образования, утвержденная Федеральным законом от 10.04.2000 г. «Об утверждении Федеральной программы развития образования» // СЗ РФ. 2000. № 16. Ст. 1639.

2 Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 16. Ст. 1595.

3 Об образовании: Закон РФ // Рос. газ. 1992. 31 июня. № 172.

4 Об использовании дистанционных образовательных технологий: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.05.2005 г.// Рос. газ. 2005. 16 авг. № 179.

5 О применении дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования от 11.06.2004 г. // Вестн. образования России. 2004. № 17.

6 О новых критериях показателя государственной аккредитации высших учебных заведений: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 г. // Официальные документы в образовании. 2006. № 16.

Право

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.