Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
667
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ЗАКОН / РОЗНИЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / БЛОКЧЕЙН / ИНТЕРНЕТ-ИНВЕСТИНГ / РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / DIGITAL TECHNOLOGIES / CIVIL LAW / LAW / RETAIL INVESTMENTS / BLOCKCHAIN / ONLINE INVESTING / SECURITY'S MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иншакова Агнесса Олеговна, Гончаров Александр Иванович

В статье исследуются результаты деятельности российских законодателей по регулированию инвестиционного сегмента экономики с целью выявления ошибок и недоработок, а также для обоснования рекомендаций по закреплению в законодательстве жизнеспособных правовых конструкций. Такие легитимные конструкции могли бы использоваться широким кругом индивидуальных инвесторов - физических лиц в рамках решениями ими задачи диверсификации денежных вложений с целью приращения сбережений домохозяйств на срок в пределах 1 года и более и увеличения доходов. На основе критического анализа научных работ экономистов и юристов авторами сформулированы дефиниции специального алгоритма удаленных инвестиций от широкого круга субъектов, а также инструментов дистанционного взаимодействия инвесторов и организаторов инвестирования в интернет-пространстве современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF INVESTMENT PLATFORMS IN THE CONDITIONS OF INTENSIFICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE SECURITY’S MARKET

In the article examines the results of the activities of Russian lawmakers in regulating the investment segment of the economy in order to identify errors and shortcomings as well as to justify recommendations for securing viable legal structures in the legislation. Such legitimate designs could be used by a wide range of individual investors - individuals. Such legitimate designs could be used by a wide range of individual investors - individuals to solve the problems of diversification of cash investments in order to increase household savings for a period of 1 year or more and increase income. Based on a critical analysis of the scientific work of economists and lawyers, the authors formulated the definitions of a special algorithm for remote investments from a wide range of subjects, as well as tools for remote interaction between investors and investment organizers in the Internet space of modern Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ»

УДК 341.96:346.62

ИНШАКОВА А.О., ГОНЧАРОВ А.И. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПЛАТФОРМ В УСЛОВИЯХ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ3

Ключевые слова: цифровые технологии; гражданское право; закон; розничные инвестиции; блокчейн; интернет-инвестинг; рынок ценных бумаг.

В статье исследуются результаты деятельности российских законодателей по регулированию инвестиционного сегмента экономики с целью выявления ошибок и недоработок, а также для обоснования рекомендаций по закреплению в законодательстве жизнеспособных правовых конструкций. Такие легитимные конструкции могли бы использоваться широким кругом индивидуальных инвесторов - физических лиц в рамках решениями ими задачи диверсификации денежных вложений с целью приращения сбережений домохозяйств на срок в пределах 1 года и более и увеличения доходов. На основе критического анализа научных работ экономистов и юристов авторами сформулированы дефиниции специального алгоритма удаленных инвестиций от широкого круга субъектов, а также инструментов дистанционного взаимодействия инвесторов и организаторов инвестирования в интернет-пространстве современной России.

INSHAKOVA, A.O., GONCHAROV, A.I.

LEGAL REGULATION OF INVESTMENT PLATFORMS IN THE CONDITIONS OF INTENSIFICATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE SECURITY'S MARKET

Keywords: digital technologies; civil law; law; retail investments; blockchain; online investing; security's market.

In the article examines the results of the activities of Russian lawmakers in regulating the investment segment of the economy in order to identify errors and shortcomings as well as to justify recommendations for securing viable legal structures in the legislation. Such legitimate designs could be used by a wide range of individual investors - individuals. Such legitimate designs could be used by a wide range of individual investors - individuals to solve the problems of diversification of cash investments in order to increase household savings for a period of 1 year or more and increase income. Based on a critical analysis of the scientific work of economists and lawyers, the authors formulated the definitions of a special algorithm for remote investments from a wide range of subjects, as well as tools for remote interaction between investors and investment organizers in the Internet space of modern Russia.

Современные информационные технологии меняют представление о традиционных финансовых инструментах, упрощают и оптимизируют работу рынков, способствуют развитию правовой среды их функционирования. Ключевым аспектом применения современных технологических решений в работе рынка тех или иных товаров является достижение максимальной эффективности при минимизации затрат. Именно оптимальные и рациональные решения способствуют получению наилучшего результата деятельности рынков, способствуют последующему реинвестированию финансовых результатов, стабильному и поступательному развитию экономики в целом. Закономерно стремление к оптимизации и рационализации в сфере оборота ценных бумаг.

Одной из весьма популярных информационных технологий является блокчейн, распространение которого, в первую очередь, особенно интенсивно отмечается в финансовой сфере. Блокчейн представляет собой распределенную учетную книгу записей о событиях в интернет-пространстве. Это сводный реестр, изменяемый за счет совершаемых транзакций, которые являются ключевыми компонентами самого блокчейна. Транзакция существует в двух состояниях: выполненная до конца или же невыполненная вовсе. Исключаются неоконченные состояния транзакций или длительное нахождение в промежуточном состоянии. Записи в сводный реестр осуществляются при достижении большинства согласий участников сети. Ключевая особенность сводного реестра - его неизменяемость. Невозможно «отмотать» состояние журнала транзакций до определенного состояния в прошлом, невозможно внести в сводный реестр какие-либо изменения без регистрации изменений. Криптографические алгоритмы в виде хэш-функций и их производных кодовых обозначений создают условия целостности транзакций.

Практически все варианты блокчейна подразумевают разделение ролей участников сети, несмотря на то, что формировать транзакции может каждый узел. Выделяют валидаторов, которые вносят транзакции в соответствующий журнал, аудиторов и легких клиентов. В целом, блокчейн представляет собой сеть для обработки операций с набором протоколов, которым участники сети обязаны следовать, и с помощью которых приходят к общему видению сводного реестра. Следует выделить независимость и децентрализованность узлов сети: если один узел выбывает (на

3 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-29-16132

107

небольшое время или на продолжительный период) это не нарушает работу системы в целом. Децентрализованное, открытое и математически обоснованное строение блокчейна позволяет людям и организациям минимизировать риски взаимодействия между собой и проводить P2P-транзакции, исключая посредников, что также положительно сказывается на безопасности. Базовая идея построения блокчейна в том, что при обмене данными внутри системы, внося изменения в сводный реестр, об этих изменениях узнают все участники системы. При попытке злоумышленника изменить данные необходимо будет внести изменения в журналы каждого из участников системы, что практически представляется крайне затруднительным.

Коллега Melanie Swan дифференцирует применение технологии блокчейн на три области: 1) создание на основе блокчейна криптовалют, которые будут применяться в различных приложениях, имеющих отношения к финансовым транзакциям, применяться для осуществления переводов средств и цифровых платежей; 2) блокчейн-контракты, применяемые в области экономики и финансов для заключения сделок через различные инструменты, а именно акции, облигации, аккредитивы, фьючерсы и прочее; 3) блокчейн-проекты вне финансовых транзакций, работающие в государственном секторе, сферах здравоохранения, образования и науки и других [1, с.149].

Преимущества применения технологии блокчейн в работе с теми или иными юридически значимыми данными очевидны. Например, в Грузии имеется опыт продажи недвижимости с применением технологий блокчейн. Работы в сфере земельного кадастра осуществляются в Гане (Западная Африка), где в 28 общинах блокчейн обеспечит прозрачность операций с недвижимостью и, по мнению инициаторов проекта, заложит основу для привлечения иностранных инвестиций. Правительство Швеции проводит тестирование системы регистрации и учета прав собственности, которая использует блокчейн-технологии. Шведская национальная земельная служба совместно с блокчейн стартапом ChromaWay, консалтинговой фирмой Kairos Future и телекоммуникационным оператором Telia исследуют вопрос, как блокчейн может снизить риски возникновения ошибок при создании и передаче документов на недвижимость. Швеция планирует проведение сделок с недвижимостью на блокчейне таким образом, что все стороны-участники - банки, правительства, брокеры, покупатели и продавцы - будут иметь возможность отслеживать ход выполнения соглашения после его завершения. Это позволит мгновенно подтверждать подлинность сделок. В феврале 2018 г. в России был зарегистрирован первый договор участия в долевом строительстве с применением технологии блокчейн [2, с.237].

Успешный опыт применения технологии блокчейн при регистрации сделок с недвижимостью подводит к потенциальной возможности переноса данной технологии на рынок ценных бумаг.

В текущий период государственная регистрация сделок с ценными бумагами законодательно не предусмотрена. Однако ведение внутреннего учета операций купли-продажи ценных бумаг профессиональными участниками рынка ценных бумаг регламентировано Положением от 31.01.2017 г. № 577-П Банка России [3]. Согласно Положению, внутренний учет профессионального участника рынка ценных бумаг должен содержать реестр сделок и операций с денежными средствами, ценными бумагами и иными финансовыми инструментами. Внутренний учет должен вестись в электронных базах данных, с обеспечением разумного и достаточного уровня информационной безопасности. Организация ведения внутреннего учета должна предусматривать возложение как минимум на одного работника профессионального участника рынка ценных бумаг обязанностей по обобщению и хранению информации о сделках, операциях и иных объектах внутреннего учета, сверке данных внутреннего учета и формированию отчетности по данным внутреннего учета. Указанное положение также обязывает профессиональных участников рынка ценных бумаг хранить реестры, фиксирующие сделки с ценными бумагами не менее пяти лет со дня прекращения обязательств из сделок со дня совершения операции [3].

Реестр сделок с ценными бумагами обязательно содержит идентификационный номер, присвоенный каждой сделке. Помимо присвоения идентификатора, обязательной является общая информация о сделке, а именно [3]:

- идентификационный номер сделки на основании данных выписки из реестра договоров, заключенных на организованных торгах, если он отличается от идентификатора сделки,

присвоенного профессиональным участником;

- идентификатор поручения клиента или иного документа, предусмотренного договором обслуживания, обязывающего профессионального участника рынка ценных бумаг совершить сделку;

- информация о другой сделке, совершенной профессиональным участником в качестве клирингового брокера, в связи с которой совершена данная сделка;

- информация о роли самого профессионального участника рынка ценных бумаг в совершенной сделке (действовал ли профессиональный участник в качестве брокера, поверенного, агента от имени и за счет клиента, в качестве брокера, комиссионера, агента от своего имени и за счет клиента, в качестве хозяйствующего субъекта от своего имени и за свой счета или в качестве управляющего);

- дата и время совершения сделки;

- информация об организаторе торговли, на торгах которого была совершена сделка (или указание на то, что сделка совершена не на организованных торгах);

- сведения о контрагенте по сделке;

- указание на ответственное за совершение сделки лицо со стороны профессионального участника.

Согласно Положению от 31.01.2017 г. № 577-П Банка России отдельно должны быть зафиксированы условия сделки. Отражается информация о передаваемом активе и его идентификатор, указывается вид сделки (купля-продажа, заем, РЕПО и другие), должен быть обозначен результат сделки в виде «покупки», «продажи» или иного факта для лица, за счет которого сделка совершена. Помимо указанных данных фиксирую сведения об исполнении обязательств и о форме расчетов по сделке, указывается срок платежа и цена сделки, количество передаваемого актива и иные существенные условия. Регистрация сделок на уровне единичного профессионального участника рынка ценных бумаг должна быть регламентирована внутренними нормативными актами данного участника. Внутренний регламент должен быть утвержден уполномоченным органом управления профессионального участника и должен включать порядки и сроки внутреннего документооборота по всем этапам совершения сделки с ценными бумагами

[3].

Согласно Положению от 31.01.2017 г. № 577-П Банка России, в обязанности профессионального участника рынка ценных бумаг входит ежедневная сверка данных по остаткам денежных средств клиентов и подтверждающая наличие ценных бумаг. Важно обратить внимание на порядок отражения информации о совершении сделок с ценными бумагами по счетам клиентов, а именно о поступлении и выбытии активов, по которым совершаются сделки. С внесением приходной или расходной записи по счету внутреннего учета клиента отражается ожидаемое поступление или выбытие активов. Если обязательство было изменено вследствие его частичного прекращения (или по иным причинам) осуществляется учет такого обязательства в измененном виде. Если обязательство было нарушено в силу определенных причин, то его учет будет осуществляться в конечном виде, после соответствующего нарушения [3].

Как видим, в обязанности профессиональных участников рынка ценных бумаг входит ведение значительного объема данных о клиентах и заключенных с ними договорах, об эмитентах и держателях ценных бумаг, а также о совершаемых сделках с ценными бумагами. Привычно-традиционный подход к хранению, обработке и использованию данных массивов информации сводится к ведению электронных реестров, бумажных копий и скан-копий соответствующих документов. Оптимизация процессов внутренней регистрации сделок с ценными бумагами осуществляется за счет применения новых программных продуктов. Подтверждение операций происходит с применением электронно-цифровой подписи или предусмотренных в договорах с клиентами идентификаторов. В конечном итоге получается уникальный локальный источник информации, который достаточно сложно интегрировать в единую систему по всем профессиональным участникам рынка ценных бумаг. По нашему мнению, эта проблема вполне разрешима на основе применения технологии блокчейн, - при регистрации сделок с ценными бумагами данная информационная технология имеет обоснованные выше преимущества. При этом значительно снижается риск манипуляций и совершения мошеннических сделок. Регистрация сделок с ценными бумагами при помощи блокчейна может сделать рынок ценных

бумаг прозрачнее, сам процесс регистрации сделок с ценными бумагами для профессиональных участников этого рынка значительно облегчится. Но, готов ли отечественный фондовый рынок к таким потрясениям и рационально ли предпринимать такой революционный скачок?

На наш взгляд, первоначально необходимо отработать потенциальные возможности данной информационной технологии на относительно обособленном сегменте рынка ценных бумаг. Вполне рационально можно было бы апробировать это на новом, первоначально формируемом сегменте рынка - инвестиционных платформах.

Цифровые компьютерные алгоритмы межсетевого взаимодействия для размещения и привлечения инвестиций, их скорость и независимость от расстояния с большой надеждой на успех воспринимаются российскими предпринимателями, и всё большее внимание привлекают со стороны инвесторов. По нашим оценкам, к 2024 году финансовые цифровые технологии могут заменить до 38% традиционных банковских и платежных операций, до 32% страховых операций, сделок по финансированию внешнеторговых сделок, сделок по управлению активами. В частности, внешнеторговые сделки, интенсивность которых между хозяйствующими субъектами в последнее пятилетие заметно возросла, требуют, как правило, привлечения крупных финансовых ресурсов. Денежные средства уплачиваются за товары и их доставку в страну покупателя, затем с прибылью возвращаются поставщику по сделке [4, с.379]. В подобных ситуациях классическое банковское кредитование не всегда приемлемо для организаторов сделки. Вполне эффективным инструментом финансового обеспечения серии повторяющихся внешнеторговых сделок является целевое финансирование от группы инвесторов, причём денежные средства можно привлекать дистанционно, применяя новые цифровые технологии. В кратчайший срок на наших глазах возникла новая индустрия - цифровой финтех (финансовые цифровые технологии), финтех строится на особом компьютерном программном фундаменте - это блокчейн и смарт-контракты, которые обеспечивают высокую скорость, анонимность, децентрализованность и криптозащиту ведения операций в Интернете [5, с.207].

Традиционных инструментов для получения инвестиций в современных условиях становится объективно недостаточно. Развитие электронных технологий, возникновение и стремительный рост популярности сначала «электронных денег», а в последние годы -оборачивающихся в Интернете криптозаписей - предопределило появление в международной финансовой практике способа инвестирования, связанного с вложением в перспективные проекты средств, получаемых от широкого круга инвесторов [6, с.33]. Многообразие предлагаемых инвесторам проектов, конкуренция в целом ряде сегментов современной экономики (ГГ-технологии, рынок услуг связи, телекоммуникации и др.) обусловливает то, что компании прибегают к использованию более удобных и эффективных инструментов и источников финансирования своих программ и проектов. Одним из таких является интернет-инвестинг -дистанционный компьютерный алгоритм розничного привлечения и размещения капитала через специальные инвестиционные платформы, легитимно функционирующие в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Интернет-инвестинг предоставляет возможность относительно быстрого и не бюрократизированного получения финансирования для реализации публично заявленного проекта. Отсутствие географических и дистанционных ограничений -особое преимущество инвестирования на интернет платформах, по сравнению с другими инструментами привлечения капитала от широкого круга инвесторов, включая физических лиц. Данный дистанционный Интернет-алгоритм розничного финансирования инвестиций позволяет привлекать капиталы по цене, которая соответствуют рентабельности проектов и, как правило, ниже средней ставки банковского процента за кредит.

Во второй половине 2018 года в Государственной Думе Федерального собрания Российской Федерации находилось 3 законопроекта, касающиеся цифровой сферы: «О цифровых финансовых активах», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)» и «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (http://sozd.parlament.gov.ru).

Основная проблема подготовленных законопроектов была в том, что они не соотносились с действующим гражданским и налоговым законодательством, законодательством о рынке ценных бумаг, об организованных торгах. Можно в целом поддержать положения законопроектов по защите инвесторов, но ограничения по сумме вложений для неквалифицированных инвесторов,

обязательность совершения операций через оператора обмена вредны для инвестиционного рынка. Однако, положение о передаче собственного ключа от цифрового кошелька третьему лицу противоречит самой сути децентрализованного крипто-пространства.

Рациональным и продуманным выглядит регулирование в Федеральном законе от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон об инвестициях с использованием инвестиционных платформ) - ранее - законопроект «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)». Закон об инвестициях с использованием инвестиционных платформ закрепляет сложившиеся и положительно зарекомендовавшие себя на рынке способы привлечения финансирования в различные проекты. Ключевыми акцентами мы считаем требования к инвестиционным платформам и операторам этих платформ, требования к инвесторам, а также - к инвестиционным проектам и к получателям инвестиций. Операторы инвестиционных платформ будут включаться в специализированный реестр Банка России. Для них установлены требования к размеру собственных средств (не менее 5 млн. рублей). Также законодателем установлены требования к органам управления, к бенефициарам, к раскрытию информации, требования к наличию достоверного реестра договоров, заключенных на данной инвестиционной платформе, требования к расположению основных и резервных дата-центров, которые должны находиться на территории России [7].

Усилен законодательный подход к ответственности оператора инвестиционной платформы

- установлена обязанность возмещения участникам инвестиционной платформы убытков, причинённых вследствие предоставления недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации об инвестиционной платформе и её операторе, а также за нарушение правил инвестиционной платформы. В защиту интересов инвесторов устанавливаются требования к их идентификации, вводятся ограничения по размеру инвестиций в течение одного календарного года

- не более 50 тыс. руб. для одного инвестора в один инвестиционный проект. Также вводятся ограничения для граждан - не более 600 тыс. руб. на всех инвестиционных платформах в год. При этом, хозяйствующий субъект, привлекающий инвестиции, может привлечь не более 1 млрд. руб. в течение календарного года на всех инвестиционных платформах. В зарубежной практике тоже устанавливаются предел суммы инвестиций в проект от одного инвестора, а также ограничение общей суммы инвестиций в проект. В европейских юрисдикциях (Германия, Франция, Испания) сумма инвестиций в один проект ограничивается в диапазоне от 2.5 до 5 млн. евро, сумма от одного инвестора, в зависимости от его квалификации, может составлять от 1 до 10 тыс. евро.

Формально, основная цель принятия законопроекта - защита прав и законных интересов инвесторов. Для этого в качестве обязательного условия оферты лица, привлекающего инвестиции, о заключении договора об инвестировании, является указание минимального объема привлекаемых денежных средств. Если этот объем не собран в течение срока оферты, предусматривается отзыв оферты и возврат инвесторам денежных средств. К защитным мерам относится установление срока, в течение которого инвестор вправе отозвать вложенные деньги. Соблюдение указанных ограничений должен контролировать сам оператор инвестиционной платформы. Положительно, что Закон об инвестициях с использованием инвестиционных платформ предусматривает, что интернет-инвестинг - на русском юридическом языке - народное финансирование - можно варьировать. Привлечение-размещение капитала может осуществляться, как традиционными способами (предоставление займов; приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы (кроме ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, кроме структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг)), так и путем приобретения утилитарных цифровых прав.

Следует также одобрить отказ законодателя в Законе об инвестициях с использованием инвестиционных платформ от термина «токен», который мы критически исследовали в своих работах [8, с.340]. В действующем тексте указанного закона закреплен термин «утилитарное цифровое право» - это крипто-запись в базе данных инвестиционной платформы, которая может удостоверять требования, возникающие из различных договоров. В частности, это может быть требование передачи вещи (вещей); требование передачи исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или прав использования результатов интеллектуальной

деятельности; требование выполнения работ; требование оказания услуг. За исключением требования передачи имущества, права на которое подлежат государственной регистрации. Также за исключением требования передачи имущества, сделки с которым подлежат государственной регистрации или нотариальному удостоверению. Фактическое получение предоставления по требованию возможно инвестором лично, возможно через посредника (в классическом варианте -через брокера), которым является оператор инвестиционной платформы.

Согласно Закону об инвестициях с использованием инвестиционных платформ, интернет-инвестинг допускается только путем вложения безналичных денежных средств, которые зачисляются на отдельный счёт, открытый в кредитной организации оператору инвестиционной платформы. Отношения между оператором инвестиционной платформы и её участниками возникают на основании двух видов договоров. Первый вид договора - об оказании услуг по привлечению инвестиций. Второй - договор об оказании услуг по содействию инвестированию. Данные договоры являются договорами присоединения. Оператор инвестиционной платформы оказывает услуги согласно Правилам, размещенным на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В Правилах должны быть обозначены требования к проектам, которые могут быть инвестированы с помощью инвестиционной платформы; требования к лицам, привлекающим инвестиции; способы осуществления инвестиций; формы примерных договоров и иная информация.

Закон об инвестициях с использованием инвестиционных платформ в статье 17 предусматривает ведение Банком России реестра операторов инвестиционных платформ. Своим Указанием от 04.12.2019 № 5342-У «О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ» Банк России установил порядок ведения реестра операторов инвестиционных платформ, в том числе состав включаемых в него сведений, перечень документов, прилагаемых к заявлению о включении сведений о хозяйственном обществе в реестр операторов инвестиционных платформ, и требования к ним [9]. Тем самым ограничивается круг субъектов, которые вправе привлекать инвестиции на инвестиционных платформах: только юридические лица, созданные по законодательству Российской Федерации, индивидуальные предприниматели, если в отношении них в арбитражный суд не подано заявление о признании банкротом. Оператор инвестиционной платформы получил право самостоятельно устанавливать дополнительные требования к лицам, привлекающим инвестиции. По нашему мнению, это неработающая норма, поскольку во всех случаях оператор инвестиционной платформы не отвечает перед инвесторами по обязательствам лица, привлекающего инвестиции [10, с.151].

Положительно, что российские законодатели отказались от слова «краудфандинг» в названии и в тексте Закона об инвестициях с использованием инвестиционных платформ. Понятие краудфандинга заимствовано из английского языка (crowd - толпа, funding - финансирование), возникло в 2006 году, его авторство приписывают журналисту Джеффу Хоу [11, с.143]. В юридической доктрине выработаны некоторые трактовки этого инвестиционного алгоритма. Например, В.А. Кузнецов определяет краудфандинг, как деятельность, которая связана с привлечением финансовых ресурсов большого количества людей, добровольно объединяющих свои деньги на специализированных интернет-сайтах (краудфандинговых площадках) в целях реализации продукта или услуги [12, с.69]. Тропская С.С. утверждает, что краудфандинг - это технология коллективного финансирования, в рамках которой осуществляется сбор денежных средств для реализации проекта за счет привлечения широкого круга вкладчиков - добровольцев [13, с.31]. В законопроекте о краудфандинге его дефиниция отсутствовала, при этом раскрывалась деятельность инвестиционных платформ - это услуга по организации розничного финансирования и далее в скобках было указано - краудфандинг [14, с. 53].

В 2019 году за рубежом вполне успешно функционировали краудфандинговые интернет-ресурсы «Kickstarter», «Indiegogo.com», «SeedRS.com», «Crowd-cube.com», «Startmarket.net», «Equity.net». В Российской Федерации в начале 2019 года действует более 30 платформ коллективного финансирования, например: «Boomstarter.ru», «Planeta.ru», «Kroogi», «ThankYou.ru», «Together», «Naparanet», «StartTrack», «CrowdPress», «Мой учитель», «С миру по нитке», «Руфандер», «Русини», «Cтapтмeн», «Cтapтиум». По нашим оценкам, за несколько лет работы краудфандинговые площадки в России смогли привлечь инвестиций не менее 1 млрд. рублей. Вследствие многообразия инвестиционных проектов, сформировались различные виды

инвестиций по интернет-площадкам. Договоры, заключаемые при помощи инвестиционных платформ, в научной литературе классифицируют по правам, которые возникают у инвестора после перевода денежной суммы лицу, привлекающему инвестиции. Практически все российские авторы описывают одни и те же модели краудфандинга. Например, Д.А. Котенко выделяет 3 разновидности краудфандинга, 5 разновидностей - В.А. Кузнецов и А.О. Клинов [15, с.101].

Мы интегрируем имеющиеся концепции в 4 алгоритма инвестиций, размещаемых по интернет-площадкам.

1. Безвозмездный интернет-ивестинг. Не следует думать, что инвестор не получает никакого встречного предоставления, хотя законодательство предусматривает такой вариант даже для юридических лиц, для которых безвозмездные сделки не характерны. Так, например, в Письме Федеральной налоговой службы 2016 года приводится аналогия безвозмездного получения имущества посредством краудфандинга с пожертвованием (статья 582 ГК РФ), то есть, дарением вещи или права в общеполезных целях. При этом пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. То же самое происходит, если конечный пользователь предлагаемого на указанной инвестиционной платформе проекта решает вложить деньги именно в его реализацию [16]. В подобных ситуациях встречное предоставление имеет условный, неэквивалентный характер: сувениры, упоминания на интернет-сайте, упоминания в проектном продукте, получение товара, который будет выпущен в итоге проекта. Однако, полностью благотворительные проекты тоже финансируются посредством интернет-ивестинга. Так, в Интернете широко распространилась история Зака Брауна, который при помощи американской платформы «Kickstarter» пытался привлечь сумму в 10 долларов США для приготовления картофельного салата лично для себя. Реально за несколько дней интернет-ивестинга объем привлеченных денежных средств превысил 60 000 долларов США. По мере увеличения количества денежных поступлений, Зак корректировал свой «проект», увеличивая количество рецептов и порций, которые он собирался приготовить, улучшая качество и увеличивая стоимость продуктов - ингредиентов для салата, предлагая провести интернет-трансляцию из кухни.

2. Встречно-возвратный интернет-ивестинг. Этот вид дистанционных вложений предусматривает получение готовой продукции проекта в обмен на вклад в стартап. Указанный тип договора интернет-ивестинга напоминает договор купли-продажи с предварительной оплатой товара. Условно-возвратный интернет-ивестинг широко используется в сфере разработки компьютерных игр и иного программного обеспечения. Однако, как исключение, в числе крупных продуктовых инвестиционных проектов известен проект производства надувных диванов «Биван».

3. Корпоративный интернет-ивестинг. При таком варианте дистанционных вложений в обмен на денежные средства инвестор получает долю в бизнесе: становится соучредителем общества с ограниченной ответственностью, получает пакет акций акционерного общества, дивиденды, и др.

4. Заемный интернет-ивестинг. Данный вид дистанционных вложений предусматривает сбор денежных средств с целью финансирования юридических и физических лиц на условиях возврата. Этот алгоритм аналогичен кредитованию, в случае если дополнительно к сумме основного вклада инвестору возвращаются ещё и проценты.

Субъектный состав юридической конструкции интернет-ивестинга для всех его разновидностей следующий: 1) получатель финансирования; 2) инвестор; 3) оператор инвестиционной платформы - организация, предоставляющая участникам инвестиционной платформы доступ к ее информационным ресурсам и ведущая специализированные счета по взаиморасчетам. При возникновении конфликтных ситуаций, связанных со сделками через инвестиционные платформы, следует опираться на общие положения Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), а также на положения специальных законов, регулирующих виды заключаемых договоров. Также на инвестиционные платформы распространяется законодательство об информационном посреднике (статья 1253.1 ГК РФ), об ограничении информации об экстремизме, суициде, распространении наркотиков и иной запрещенной информации [17]. По нашему мнению, для российского Закона об инвестициях с использованием инвестиционных платформ осуществлена вполне разумная рецепция некоторых зарубежных моделей правового

регулирования краудфандинга, в частности, таких стран, как Германия, Франция, Испания, это обоснованно, поскольку указанные юрисдикции находятся в общей с Россией романо-германской правовой семье.

Как отмечено ранее, получатель инвестиций помимо привлечения заемного капитала, размещения долговых, долевых ценных бумаг имеет узаконенное право предлагать инвесторам утилитарные цифровые права. Законом об инвестициях с использованием инвестиционных платформ предусмотрен депозитарный учет утилитарных цифровых прав, а также возможность их секьюритизации. Получатель инвестиций вправе выпускать ценные бумаги, удостоверяющие эти утилитарные цифровые права - цифровые свидетельства. Такое свидетельство представляет собой неэмиссионную, не имеющую номинальной стоимости бездокументарную ценную бумагу, удостоверяющую факт принадлежности владельцу свидетельства того или иного утилитарного цифрового права. Его выдача депозитарием не требует государственной регистрации, депозитарий на основании договора получает возможность распоряжаться утилитарным цифровым правом, оказывать услуги по осуществлению утилитарного цифрового права и (или) по распоряжению им определенным образом. Следует полностью поддержать такой подход законодателя, позволяющий использовать существующую инфраструктуру для организации оборота утилитарных цифровых прав на рынке инвестиционных инструментов современной России.

Таким образом, главным преимуществом интернет-инвестинга является возможность относительно быстро и без тяжелых бюрократических процедур получать финансирование для реализации заявленных проектов. Отсутствие географических и дистанционных ограничений -еще одно его важное преимущество, в сравнении с другими инструментами привлечения капитала. Данный дистанционный Интернет-алгоритм розничного финансирования инвестиций позволяет привлекать капиталы по цене, которая соответствуют рентабельности проектов. Финансовые отношения устанавливаются с инвесторами практически со всего мира, получатели инвестиций после освоения финансовых ресурсов и реализации своих проектов будут снова и снова выходить на инвестиционные площадки с новыми идеями, доходы участников проектов и экономика в целом будут расти.

Литература и источники

1. Swan, Melanie. Blockchain: Blueprint for a New Economy / Melanie Swan USA: O'Reilly Media, Inc. 2015. 152 p.

2. Генкин А., Михеев А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра. М.: Альпина Паблишер, 2018. 592 с.

3. Положение о правилах ведения внутреннего учета профессиональными участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими брокерскую деятельность, дилерскую деятельность и деятельность по управлению ценными бумагами от 31.01.2017 г. № 577-П // Режим доступа: https://www.cbr.ru/queries/ unidbquery/file/ 50883?fileid=291 (дата обращения 24.01.2020).

4. Inshakova, Agnessa O., Goncharov Alexander I. Коносамент в правовом обеспечении внешнеторговой деятельности: от личной выписки до электронного криптокода // Вестник РУДН. Т.23. №3. М., 2019. С. 375 - 393.

5. Alla E. Kalinina, Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov Polysubject Jurisdictional Blockchain: Electronic Registration of Facts to Reduce Economic Conflicts. Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / Studies in Computational Intelligence/ Ed. Elena G. Popkova. Cham: Springer Science + Business Media, Vol. 826. 2019. P. 205-213.

6. Alexander I. Goncharov, Marina V. Goncharova Digital tokens in the modern foreign trade's tools by business entities of the BRICS jurisdictions // Legal Concept = Pravovaya paradigma. 2019, Vol. 18, No. 3. C. 31-42.

7. Федеральный закон от 02.08.2019 № 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 05.08.2019. № 31. Ст. 4418.

8. Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov, Olesya P. Kazachenok The imperatives of financial policy in the sphere of the digital economy: impacts on increasing investment activity and tax potential of Russian regions // Proceedings of the International Scientific Conference «Com-petitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges» (CSSDRE 2018). Amsterdam: Atlantis Press, 2018. Р. 337-342.

9. Указание Банка России от 04.12.2019 № 5342-У «О порядке ведения реестра операторов инвестиционных платформ» // Режим доступа: http:// www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/50883/976 (дата обращения 24.01.2020).

10. Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov, Oleg A. Mineev and Maxim V. Sevostyanov Amendments to the Civil Code of the Russian Federation: Contradictions of Theory and Practice // Contributions to Economics. Russia and the European Union: Development and Perspectives Number XIII. 2017. Pp. 147-153.

11. Котенко Д.А. Краудфандинг - инновационный инструмент инвестирования // Закон. 2014. № 5. С. 140-145.

12. Кузнецов В.А. Краудфандинг: актуальные вопросы регулирования // Деньги и кредит. 2017. № 1. С. 65-73.

13. Тропская С.С. Финансовый рынок в условиях развития цифровой экономики (финансово-правовой аспект) // Финансовое право. 2018. № 8. С. 28 - 33.

14. Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov Императивы финансовой политики в условиях цифровизации российской экономики // Банковское право. 2018. № 2. С. 49-56.

15. Клинов А.О. Правовое регулирование краудфандинга в России и за рубежом / Закон. 2018. №2. С. 90-105.

16. Письмо Федеральной налоговой службы от 25.11.2016 г № СД-4-3/22415@ / Режим доступа: http://nalog.ru (дата обращения 24.01.2020).

17. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СЗ РФ.

114

25.12.2006. № 52 (1 h.). ct. 5496.

References and Sources

1. Swan, Melanie. Blockchain: Blueprint for a New Economy / Melanie Swan USA: O'Reilly Media, Inc. 2015. 152 p.

2. Genkin A., Miheev A. Blokchejn. Kak eto rabotaet i chto zhdet nas zavtra. M.: Al'pina Pablisher, 2018. 592 s.

3. Polozhenie o pravilah vedeniya vnutrennego ucheta professional'nymi uchastnikami rynka cennyh bumag, osushchestvlyayushchimi brokerskuyu deyatel'nost', dilerskuyu deyatel'nost' i deyatel'nost' po upravleniyu cennymi bumagami ot 31.01.2017 g. № 577-P // Rezhim dostupa: https://www.cbr.ru/queries/ unidbquery/file/ 50883?fileid=291 (data obrashcheniya 24.01.2020).

4. Inshakova, Agnessa O., Goncharov Alexander I. Konosament v pravovom obespechenii vneshnetorgovoj deyatel'nosti: ot lichnoj vypiski do elektronnogo kriptokoda // Vestnik RUDN. T.23. №3. M., 2019. S. 375 - 393.

5. Alla E. Kalinina, Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov Polysubject Jurisdictional Blockchain: Electronic Registration of Facts to Reduce Economic Conflicts. Ubiquitous Computing and the Internet of Things: Prerequisites for the Development of ICT / Studies in Computational Intelligence/ Editor Elena G. Popkova. Cham: Springer Science + Business Media, Vol. 826. 2019. P. 205-213.

6. Alexander I. Goncharov, Marina V. Goncharova Digital tokens in the modern foreign trade's tools by business entities of the BRICS jurisdictions // Legal Concept = Pravovaya paradigma. 2019, Vol. 18, No. 3. C. 31-42.

7. Federal'nyj zakon ot 02.08.2019 № 259-FZ «O privlechenii investicij s ispol'zovaniem investicionnyh platform i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 05.08.2019. № 31. St. 4418.

8. Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov, Olesya P. Kazachenok The imperatives of financial policy in the sphere of the digital economy: impacts on increasing investment activity and tax potential of Russian regions // Proceedings of the International Scientific Conference «Com-petitive, Sustainable and Secure Development of the Regional Economy: Response to Global Challenges» (CSSDRE 2018). Amsterdam: Atlantis Press, 2018. R. 337-342.

9. Ukazanie Banka Rossii ot 04.12.2019 № 5342-U «O poryadke vedeniya reestra operatorov investicionnyh platform» // Rezhim dostupa: http:// www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/50883/976 (data obrashcheniya 24.01.2020).

10. Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov, Oleg A. Mineev and Maxim V. Sevostyanov Amendments to the Civil Code of the Russian Federation: Contradictions of Theory and Practice // Contributions to Economics. Russia and the European Union: Development and Perspectives Number XIII. 2017. Pp. 147-153.

11. Kotenko D.A. Kraudfanding - innovacionnyj instrument investirovaniya // Zakon. 2014. № 5. S. 140-145.

12. Kuznecov V.A. Kraudfanding: aktual'nye voprosy regulirovaniya // Den'gi i kredit. 2017. № 1. S. 65-73.

13. Tropskaya S.S. Finansovyj rynok v usloviyah razvitiya cifrovoj ekonomiki (finansovo-pravovoj aspekt) // Finansovoe pravo. 2018. № 8. S. 28 - 33.

14. Agnessa O. Inshakova, Alexander I. Goncharov Imperativy finansovoj politiki v usloviyah cifrovizacii rossijskoj ekonomiki // Bankovskoe pravo. 2018. № 2. S. 49-56.

15. Klinov A.O. Pravovoe regulirovanie kraudfandinga v Rossii i za rubezhom / Zakon. 2018. №2. S. 90-105.

16. Pis'mo Federal'noj nalogovoj sluzhby ot 25.11.2016 g № Sd-4-3/22415@ / Rezhim dostupa: http://nalog.ru (data obrashcheniya 24.01.2020).

17. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' chetvertaya) ot 18.12.2006 № 230-FZ (red. ot 18.07.2019) // SZ RF. 25.12.2006. № 52 (1 ch.). St. 5496.

ИНШАКОВА АГНЕССА ОЛЕГОВНА - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета (базовой кафедры ЮНЦ РАН). ([email protected], [email protected]). ORCID 0000-0001-8255-8160.

ГОНЧАРОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ - доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета (базовой кафедры ЮНЦ РАН). ([email protected], [email protected]). ORCID 0000-0001-6580-4104.

INSHAKOVA, AGNESSA O. - Doctor of Law, Professor, Head of the Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University (base department of the SSC of RAS). ([email protected], [email protected]). ORCID 0000-0001-8255-8160. GONCHAROV, ALEXANDER I - Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Civil and International Private Law, Volgograd State University (base department of the SSC of RAS). ORCID 0000-0001-6580-4104.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 347.1:347.736

БЕЛОБАБЧЕНКО М.К. НЕОБХОДИМОСТЬ ПЕРЕМЕН В РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ (КОЛЛЕКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Ключевые слова: коллекторское агентство; деятельность по возврату просроченной задолженности; профессиональная коллекторская деятельность; просроченная задолженность.

В статье анализируется предусмотренный Федеральным законом № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»» порядок по возврату просроченной задолженности и проблемы, которые возникают при его реализации. Это касается пределов взаимодействия должника и нового кредитора или агента, его представляющего, каковыми могут быть коллекторские организации. Автором статьи рассматриваются вопросы, взаимодействия Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая осуществляет контрольно-надзорные функций в отношении юридических лиц (коллекторских организаций), занимающихся возвратом задолженности физических лиц. Кроме того, в связи с подготовкой на базе действующего Закона № 230-ФЗ нового законопроекта «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автором статьи рассматриваются основные положения указанного законопроекта и эффективность их применения.

BELOBABCHENKO, M.K.

THE NECESSITY FOR CHANGE IN THE REGULATION OF ACTIVITY FOR THE RETURN OF OVERDUE DEBT

(DEBT COLLECTION ACTIVITY)

Keywords: collection agency; activities for the return of overdue debt; professional collection activities; overdue debt.

In this article the author analyzes stipulated by Federal law No. 230-FZ "On protection of rights and legitimate interests of individuals with the implementation of overdue debts and on amendments to the Federal law "About microfinance performance and microfinance organizations"

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.