Научная статья на тему 'Проблем ы правового регулирования инвестиций в сети Интернет'

Проблем ы правового регулирования инвестиций в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INVESTMENT / INVESTMENT IN THE INTERNET / LEGAL REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Иванович Коновалов, Лейла Артуровна Кинетова

В рамках данной статьи авторы на основе анализа норм действующего законодательства и мнений ученых анализируют отдельные проблемы осуществления правового регулирования в сети Интернет. По результатам проведенного исследования авторы приходят к выводу о необходимости корректировки норм действующего законодательства, регламентирующих данных процесс в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF INVESTMENTS IN THE INTERNET

Within the framework of this article, the author analyzes the norms of current legislation, materials of judicial (law enforcement practice) and the opinions of scientists to analyze individual problems of legal regulation in the Internet. Based on the results of the research, the author comes to the conclusion that it is necessary to adjust the current legislation regulating this process in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Проблем ы правового регулирования инвестиций в сети Интернет»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2020-10321

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ

В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Александр Иванович КОНОВАЛОВ, Лейла Артуровна КИНЕТОВА, преподаватель

кандидат юридических наук, доцент Северо-Кавказского филиала Российского

E-mail: konovalov54@yandex.ru государственного университета правосудия

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. В рамках данной статьи авторы на основе анализа норм действующего законодательства и мнений ученых анализируют отдельные проблемы осуществления правового регулирования в сети Интернет. По результатам проведенного исследования авторы приходят к выводу о необходимости корректировки норм действующего законодательства, регламентирующих данных процесс в Российской Федерации.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиции в сети Интернет, правовое регулирование инвестиционной деятельности.

Annotation. Within the framework of this article, the author analyzes the norms of current legislation, materials of judicial (law enforcement practice) and the opinions of scientists to analyze individual problems of legal regulation in the Internet. Based on the results of the research, the author comes to the conclusion that it is necessary to adjust the current legislation regulating this process in the Russian Federation.

Keywords: investment, investment in the Internet, legal regulation of investment activity.

Введение. Начать рассмотрение вопросов данной статьи представляется необходи мым с указания на то, что даже «беглый» анализ юридической литературы, посвященной особенностям осуществления правового регулирования инвестиций в сети Интернет в Российской Федерации, позволяет вывить ряд проблем в рассматриваемой сфере. В частности, в 2019 г. проблемам осмысления правового регулирования инвестиций в Интернете посвятили свои работы такие ученые, как Н.А. Бударина, A.A. Аккаев1, A.B. Воробьева2, H.A. Нечаева3и другие авторы.

В работах вышеуказанных авторов выделяется ряд проблем, связанных с правовым регулированием инвестиций в сети Интернет. Естественно, что выделить полный спектр данных проблем в рамках одной статьи не представляется возможным, в виду этого остановимся на некоторых из них.

Основной раздел. Непрекращающийся рост технологических возможностей глобальной сети оказывает значительное влияние на все сферы

экономической и общественной жизни. Интернет перестал быть лишь глобальным средством коммуникации, обеспечивающим обмен текстовой, графической, аудио- и видеоинформацией. Сейчас смело можно говорить об Интернете как о самой современной и эффективной технологической платформе для развития различных инструментов. С наступлением технологического прогресса инвестирование стало доступно в один клик. Многие интернет-платформы предлагают начать зарабатывать с мелких сумм. Для начинающих инвесторов, обладающих небольшим капиталом, появилась возможность сформировать инвестиционный портфель постепенно, накапливая и реинвестируя средства4.

Интернет-инвестиции представляют собой вложения средств в интернет-проекты, которые через определенный срок принесут доход. Прежде чем инвестировать в интернет-проекты, инвестор должен определить, какие цели он хочет достичь, так как от этого будет зависеть непосредственно сам объект инвестиций, сроки вложений, а также методы инвестирования. Необ-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

ходимо также разработать стратегию вложений, изменения которой должны вноситься лишь на основе тщательного анализа предыдущих результатов инвестирования.

Данные инвестиции, как и любой финансовый механизм, имеет ряд преимуществ и недостатков, знание которых позволяет грамотно управлять вложенным капиталом и оценить возможные риски.

Преимуществами онлайн-инвестиций являются: высокая прибыльность, однако достичь ее можно, регулярно наращивая инвестиционный капитал; свободный график труда; небольшой стартовый капитал, Интернет снизил порог вхождения для многих видов заработка в Интернете на инвестициях; легкость управления; возможность вывода любой суммы средств в любое время; большое разнообразие видов безналичных и виртуальных денег позволяет сокращать расходы на транзакции и скорость их обработки; неограниченность прибыли; интернет-среда позволяет работать удаленно с любыми компаниями и фондами в мире.

Однако данное инвестирование имеет существенный недостаток — риск потери средств. Несмотря на то, что такие риски присущи всем инвестиционным продуктам, для интернет-инвестирования они являются наиболее актуальными.

Причины данных рисков: неэффективное ведение деятельности инвестиционной компанией (данный риск является торговым, т.е. инвестор может на него повлиять, заранее изучив инвестиционные инструменты компании, прежде чем вкладытать деньги); ошибки инвестора; атаки хакеров; непредвиденные обстоятельства; отсутствие официальных документов при инвестировании; непостоянство, так как большинство интернет-проектов используют «плавающую» ставку прибыли, в результате чего размер дохода будет изменяться в большую или меньшую стороны.

Далее укажем, что инвестиции в Интернете собираются широким кругом лиц, по сути, собрать инвестиции в Интернете можно на любой проект — будь то благотворительность или заработок.

В целом же анализ сети Интернет показывает, что инвестиции в сети собирают: интернет-магазины, стартап-проекты, микрофинансовые организации онлайн-кредитования, банки, инвестиционные фонды онлайн и т.д. При этом основной формой сбора онлайн-инвестиций был (и остается) краундфандинг и его два основных вида: кредитование (lending model) и крауд-ин-вестинг (equity model).

Краудфандинг позволяет через сеть Интернет привлекать на реализацию определенного

проекта, как правило, незначительные по сумме инвестиции, но от большого числа лиц, что обеспечивает необходимую для проекта сумму в полном объеме5. В качестве альтернативы традиционному венчурному инвестированию кра-удфандинг расширяет за счет обычных людей круг инвесторов, помогает новым участникам рынка собрать средства на осуществление небольших проектов (в том числе новомодных стартапов) и воплощать тем самым разнообразные полезные для общества предпринимательские, культурные и социальные идеи. Это объясняет рост интереса зарубежных правопорядков к государственному признанию и регламентации краудфандинга. Как перспективное направление инвестиционной деятельности, способ финансовой поддержки малого и среднего бизнеса он рассматривается и Правительством РФ.

В Российской Федерации 1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 2 августа 2019 г. № 259-ФЗ 6, регулирующий вопросы коммерческого краудфандинга (далее — Закон).

Из описания круга лиц, привлекающих инвестиции, и способов осуществления инвестиций следует, что сбор средств в соответствии с данным Законом будет осуществляться на цели, связанные с реализацией реципиентами прежде всего предпринимательской деятельности (п. 5 ч. 1 ст. 2 и ст. 5 Закона).

Примечательно, что в момент рассмотрения вышеуказанного Закона в Государственной Думе законопроект № 419090-7 «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» (далее — законопроект) изначально имел иное название: «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

Надо полагать, что причиной к изменению названия послужило то, что указанный Закон призван регулировать не весь краудфандинг в целом, а только коммерческий краудфандинг. Следовательно, некоммерческий краудфандинг все еще находится за пределами действия указанного Закона.

Отношения сторон при краудфандинге регулируются следующими основными группами актов (договоров):

1) правилами инвестиционной платформы — представляют собой организационный акт оператора инвестиционной платформы, определяющий основные условия ее работы, т.е. правила

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

авторизации, требования к инвесторам и реципиентам и т.д. (ст. 4 Закона);

2) договорами об оказании услуг, заключаемыми между оператором инвестиционной платформы и инвесторами, реципиентами. Посредством заключения указанных договоров обеспечивается доступ реципиентов и инвесторов к участию в краудфандинге (ст. 3 Закона);

3) договорами, заключаемыми между инвестором и реципиентом. Эта часть отношений сторон является наиболее дискуссионной, поскольку ряд договорных схем полностью не укладывается в модели договоров, урегулированных законодательством, и прежде всего ГК РФ7.

В зависимости от содержания в настоящее вре -мя, как правило, используются модели договора займа (ст. 807 ГК РФ (например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2018 по делу № 40-168164/17-31-14918); договора купли-продажи с предварительной оплатой (ст. 454 ГК РФ); договора пожертвования (ст. 582 ГК РФ) и др.

Применительно к коммерческому инвестированию Законом предлагаются следующие способы инвестирования с использованием инвестиционной платформы:

1) предоставление займов;

2) приобретение эмиссионных ценных бумаг, размещаемых с использованием инвестиционной платформы, за исключением эмиссионных ценных бумаг кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также структурных облигаций и предназначенных для квалифицированных инвесторов ценных бумаг;

3) приобретение утилитарных цифровых прав.

Таким образом, при отсутствии специального регулирования в настоящее время участники отношений краудфандинга руководствуются общими нормами гражданского законодательства об обязательствах и договорах, которые применяются прямо или по аналогии.

Вместе с тем положения указанного Закона неоднозначно оцениваются в юридической литературе. В частности, критики Закона отмечают его лаконичность и либеральность, которые объясняются отсутствием веры российских регуляторов в перспективы развития краудфандин-га в нашей стране, поскольку у граждан нет денег, а юридическим лицам такой способ инвестирования не интересен. Анализ деятельности крупнейших отечественных краудфандинговых платформ свидетельствует об обратном и указывает на тенденцию к росту числа проектов, собирающих средства через данный механизм.

В связи с этим актуальность приобретает проблема охраны инвесторов, так как особые усло-

вия краудфандинга предопределяют высокий риск финансовых потерь, в том числе в результате мошеннических действий со стороны лиц, привлекающих инвестиции (реципиентов).

Не случайно Закон о краудфандинге, принятый в 2012 г. в США с целью одновременно активизировать экономику и увеличить число рабочих мест, критикуется по причине малой его эффективности в защите инвесторов. Среди критиков, например, «Американская Федерация потребителей» (Consumer Federation of America). В качестве недостатков она отмечает отсутствие в Законе мер, которые позволили бы преодолеть негативные последствия ограниченности как финансовых познаний отдельных категорий инвесторов (прежде всего граждан), так и сведений о реципиенте и его проекте, что мешает инвесторам принимать верные решения.

Кроме того, особые свойства сети Интернет увеличивают вероятность мошенничества, что Закон никак не учитывает. И наконец, ослабляют охрану инвесторов установленные для краудфандинга исключения: Закон освобождает от регистрации ценные бумаги, реализуемые через краудфандинговую платформу или брокера, в течение 12 месяцев «в незначительном количестве большому числу неаккредитованных инвесторов». По этой причине специалисты приходят к неутешительному выводу: защита инвесторов неоправданно принесена в жертву чрезмерно разрешительным изъятиям для краудфандинга9.

В действительности регулирование данной деятельности должно обеспечивать баланс между удовлетворением потребности в формировании капитала для реализации проекта, с одной стороны, и охраной инвесторов — с другой.

Поэтому и система мер охраны может строиться исключительно с учетом назначения краудфандинга. Речь здесь идет, прежде всего, о таких видах краудфандинга, как кредитование (lending model) и крауд-инвестинг (equity model), поскольку иные его модели — дарение (donation model), вознаграждение (reward model) и предварительная покупка (pre-purchase model) не подпадают под понятие инвестиционной деятельности.

Например, пожертвования через механизм краудфандинга регулируются нормами ГК РФ о договоре дарения.

Модель кредитования, или краудлендинг, обладает признаками займа и предполагает, что реципиенты привлекают денежные средства на временной основе, а инвесторы в зависимости от условий договора имеют право только на возврат этой суммы либо и на возврат суммы, и на начисленные на нее проценты. Краудинвестинг

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

означает передачу инвестору доли в прибыли создаваемого посредством краудфандинга юридического лица или права участия в нем, удостоверенного ценной бумагой.

Отечественный закон закрепляет именно эти модели краудфандинга, поскольку речь в нем идет об осуществлении инвестиций через инвестиционную платформу посредством предоставления займов, приобретения размещаемых эмиссионных ценных бумаг, а также имущественных прав путем покупки «токенов» инвестиционного проекта, удостоверяющих данные права. Вопрос о защите инвесторов возникает в связи с этими способами осуществления инвестиций.

Такая защита выстраивается в Законе по нескольким направлениям.

Во-первых, устанавливаются требования к субъектам краудфандинговой деятельности, в качестве которых Закон называет оператора инвестиционной платформы (далее — оператор), лиц, привлекающих инвестиции, и инвесторов.

Так, в качестве оператора может выступать только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством РФ, включенное Банком России в реестр операторов инвестиционных платформ, уставный капитал которого не менее 5 млн руб. Такое общество не вправе совмещать деятельность с установленными в Законе видами деятельности и обязано раскрывать информацию о себе и инвестиционной платформе, минимальное содержание которой устанавливается в Законе императивно. Ограничения касаются и органов оператора, членами которых должны быть лица, отвечающие установленным Законом условиям.

На обеспечение интересов инвесторов направлены и требования к лицам, привлекающим инвестиции посредством инвестиционной платформы: в качестве реципиентов могут выступать индивидуальные предприниматели или юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации. Они вправе привлекать инвестиции посредством краудфандинга, только если «в отношении них в арбитражный суд не подано заявления о признании должника банкротом, о чем такие лица заверяют оператора инвестиционной платформы». Оператор может устанавливать и иные требования к данным субъектам.

Уверенность инвестора в статусе реципиента в случае принятия Закона будет гарантироваться императивным требованием идентификации и аутентификации субъектов инвестиционной деятельности. Только при этом условии возможно заключение договоров между оператором инвестиционной платформы и ее участниками

(например, договоров об оказании услуг по привлечению инвестиций и договоров об оказании услуг по содействию в инвестировании), предметом которых является предоставление оператором доступа инвестору или лицу, привлекающему инвестиции, к информационным ресурсам платформы для заключения договора о привлечении инвестиций.

Во-вторых, Закон уделяет большое внимание регулированию состава информации, размещаемой на сайте инвестиционной платформы, которая должна быть доступна неопределенному кругу лиц.

Министерство финансов РФ уже отметило риск меньшей информированности инвесторов в краудфандинге по сравнению «с традиционными рынками инвестиций, что может привести к большему числу ошибочных решений об инвестировании». Информация включает, в частности, подробные сведения об операторе и инвестиционной платформе, о реципиенте, об основных видах его деятельности и органах управления, а также о лицах, имеющих право распоряжаться не менее чем 10% голосов в высшем органе управления реципиента, если таким лицом является коммерческая корпорация, и т.п.

Кроме того, размещаемая на сайте инвестиционной платформы информация об инвестиционном проекте должна быть максимально полной и включать не только описание проекта и сроки его реализации, но и иные сведения, например, наличие или отсутствие у инвестора преимущественного права приобретения акций (долей) в уставном (складочном) капитале юридического лица или сообщения о фактах (событиях, действиях) , которые могут оказать существенное влияние на реализацию инвестиционного проекта.

При этом Закон возлагает обязанность по обеспечению доступа к названной информации на оператора, который несет ответственность перед участниками за убытки, «причиненные вследствие раскрытия недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации об информационной платформе и о ее операторе». Такая ответственность устанавливается и в законодательстве зарубежных стран. Например, в Бельгии краудфандинговая площадка и реципиент отвечают перед инвестором-потребителем за недобросовестное поведение, в том числе за введение его в заблуждение или сокрытие от него какой-либо информации10.

Очевидно, что информирование имеет своим назначением указание всем желающим на те риски и потери, которые они могут понести в случае инвестирования посредством краудфан-

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

динга. Поэтому не случайно, что за рубежом предусматривается обязанность платформы убедиться в том, что каждый инвестор обладает необходимой информацией и осознает риск инвестирования в стартапы и развивающийся бизнес, а также возможность утраты инвестиции.

Недостатком российского Закона является то, что данная обязанность оператора распространяется только на инвесторов — физических лиц.

До заключения договора они подтверждают, что осознают риск потери «всех инвестируемых денежных средств в полном объеме» и готовы принять этот риск.

Однако новизна краудфандинговой деятельности в качестве инвестиционной требует, чтобы все участвующие в ней инвесторы были осведомлены о возможных рисках и потерях, поэтому, полагаем, названная обязанность оператора должна распространяться на каждого участника его платформы.

Заключение. Подводя итог всему вышеизложенному, отметим, что в целом процесс развития в России онлайн-инвестирования необратим, поэтому данный вид деятельности требует адекватного правового регулирования, которое, конечно, должно учитывать интересы и реципиентов, но особым образом защищать права инвесторов, в силу специфики краудфандинга неизбежно приобретающих статус слабой стороны правоотношения.

С этой точки зрения особая охрана исключительно граждан-инвесторов не оправдана, поскольку в краудинвестинге или краудлендинге могут участвовать и небольшие юридические лица, потери которых в данной сфере могут стать для них существенными.

Кроме того, следует отметить, что акцент на информировании инвестора и ограничении суммы его инвестиции, который сделан в российском законодательстве вслед за зарубежным законодательством, не является достаточной мерой обеспечения прав и интересов инвесторов в краудфан-динге и требует разработки дополнительных средств охраны, которые учитывали бы, в том числе, особенности отдельных способов инвестирования, включая приобретение цифровых прав.

1 Бударина H.A., Аккаев A.A. Влияние Интернета на изменение структуры инвестиций // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9-2. С. 106.

2 Воробьева A.B. Правовое регулирование краудфандин-га в условиях развития цифровой экономики России // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2019. Т. 5. № 1. С. 318.

3 Нечаева H.A. Инструменты государственного стимулирования инвестиционной деятельности за рубежом //

Modern Science. 2019. № 8-2. С. 64.

4 Коваленко С.М. Вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации / / Вестник права и образования. 2018. № 2. С. 93.

5 Полякова В.Э. Краудфандинг: понятие, правовое регулирование и договорные конструкции // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 20.03.2020)

6 О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.08.2019 г. № 259-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 31. Ст. 4418.

7 Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

8 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2018 г. по делу № 40-168164/17-31-1491 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 20.03.2020)

9 Яценко Т.С. Проблема охраны прав инвесторов в кра-удфандинге: риски инвестирования и пути их преодоления // Журнал рос. права. 2019. № 8. С. 62.

10 Там же. С. 63.

Библиографический список

1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51 -ФЗ (ред. от 16.12.2019 г.) // СПС «Консультант Плюс»

2. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 02.08. 2019 г. № 259-ФЗ // СЗ РФ. 2019. № 31. Ст. 4418.

3. Бударина H.A., Аккаев A.A. Влияние Интернета на изменение структуры инвестиций // Междунар. журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. № 9-2.

4. Воробьева А.В. Правовое регулирование краудфандинга в условиях развития цифровой экономики России // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2019. Т. 5. № 1.

5. Коваленко С.М. Вопросы правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Вестник права и образования. 2018. № 2.

6. Нечаева H.A. Инструменты государственного стимулирования инвестиционной деятельности за рубежом // Modern Science. 2019. № 8-2.

7. Полякова В.Э. Краудфандинг: понятие, правовое регулирование и договорные конструкции // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 20.03.2020)

8. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.04.2018 г. по делу № 40-168164/17-31-1491 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 20.03.2020)

9. Яценко Т.С. Проблема охраны прав инвесторов в краудфандинге: риски инвестирования и пути их преодоления // Журнал рос. права. 2019. № 8.

ЗАКОН И ПРАВО • 07-2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.