Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
796
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правовое регулирование / института гражданства в России и его совершенствование / приобретение / прекращение.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гандалоев Р.Б.

Сложность анализируемого института обуславливает отсутствие единой исследовательской позиции по вопросу определения его характера. Ввиду того, что институт гражданства изначально базируется на конституционно-правовых положениях, то, соответственно, его характер определяется в качестве конституционно-правового.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ»

qs^ публичное право ^d

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-167-170 ГАНДАЛОЕВ Руслан Баширович,

NIION: 2018-0076-8/22-907 кандидат политических наук,

MOSURED: 77/27-023-2022-8-1105 Научный сотрудник Центра мониторинга

законодательства и право применения Института законотворчества Саратовской государственной юридической академии, Ст. преподаватель кафедры Теория и история

государства и права Ингушского государственного университета,

e-mail:RusSud@bk.ru

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация. Сложность анализируемого института обуславливает отсутствие единой исследовательской позиции по вопросу определения его характера. Ввиду того, что институт гражданства изначально базируется на конституционно-правовых положениях, то, соответственно, его характер определяется в качестве конституционно-правового.

Ключевые слова: правовое регулирование, института гражданства в России и его совершенствование, приобретение, прекращение.

GANDALOEV Ruslan Bashirovich,

candidate of political sciences, Researcher at the Center for Monitoring Legislation and the Law of Application of the Lawmaking Institute of the Saratov State Law Academy, Art. Lecturer, Department of Theory and History

of State and Law, Ingush State University

LEGAL REGULATION OF THE INSTITUTION OF CITIZENSHIP IN RUSSIA AND ITS IMPROVEMENT

Annotation. The complexity of the analyzed institute determines the lack of a unified research position on the issue of determining its nature. Due to the fact that the institution of citizenship is initially based on constitutional and legal provisions, then, accordingly, its nature is defined as constitutional and legal.

Key words: Legal regulation, the institution of citizenship in Russia and its improvement, acquisition, termination.

При приобретении гражданства Российской Федерации одной из актуальных проблем можно назвать требование, которое предусмотрено Федеральным законом РФ «О гражданстве РФ». Здесь речь идет о пункте «в» части 1 статьи 13 указанного закона. Данное требование предъявляется к лицу, которое изъявило желание приобрести гражданство Российской Федерации, и оно связано с тем, что указанное лицо должно иметь законный источник средств к существованию.1 Хотя это положение и закрепляется законодателем, однако оно не раскрывается им, поскольку отсутствует норма о величине

1 Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2031.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

(размере) законного источника средств к существованию.

Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства содержит конкретный перечень документов, которые необходимо представить в качестве надлежащих для констатирования наличия у иностранного гражданина или лица без гражданства законного источника средств к существованию, ведь существование может быть разным.

В России компетентные органы принимают в качестве подтверждающих документов большой их перечень: от справки о доходах физического лиц до трудовой книжки или справки о наличии вклада в кредитном учреждении и т.д.

Таким образом, мы наблюдаем разнообразие документов, которые могут быть доказательством наличия у лица соответствующих доходов, но для определения размера источника, который должен быть для принятия лица в гражданство, нет способов. В данном случае целесообразно предусмотреть в законодательстве количественный показатель, указать сумму или соотношение с МРОТ или прожиточным минимумом [10].

Считаем, что даже при установлении размера источника могут возникнуть проблемы в части признания его законным. Поэтому, наверное, необходимо согласиться со справедливым мнением автора, предлагающего в Федеральным законе «О гражданстве РФ» предусмотреть норму не о законном источнике средств к существованию, а о наличии работы у иностранного гражданина или лица без гражданства в России.

При таком изложении априори предполагается, что работающий человек имеет достаточно средств к существованию, и источник получения этих средств является законным. Касательно размера источника, скажем, что целесообразно закрепить обязанность иностранного гражданина или лица без гражданства предоставить справку с указанием размера доходов, поэтому, на наш взгляд, этот вариант является верным и его можно применить на практике.

Кроме этого, при приеме в гражданство Российской Федерации может возникнуть проблема, которая касается определения того, что именно необходимо считать высокими достижениями в области науки, техники и культуры, которые в наличие у лица [11].

Поскольку срок проживания в России сокращается до одного года для той категории лиц, которые имеют высокие достижения и затрагивает как субъективные права иностранного гражданина или лица без гражданства, так и интересы российского государства, особенно в части осуществления антикоррупционной политики и противодействии коррупции в РФ, необходимо более четко и конкретно регулировать этот порядок и содержание понятия «достижений в области науки, техники и культуры»[12].

Следует отметить, что и Федеральный закон РФ «О гражданстве РФ», и Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ содержат пробелы в контексте регулирования указанного вопроса. Лицо имеет право заранее знать, соответствует ли оно тем требованиям, которые наше государство предъявляет к нему в данном случае.

Помимо вышеперечисленных проблем, можно выделить другое аналогичное основание, закрепленное в части 3 статьи 13 Федерального закона РФ «О гражданстве РФ». В данном случае

речь идет об упрощенном порядке приобретения гражданства лицом, имеющем особые заслуги перед Российской Федерацией.

Специфика заключается в том, что содержание понятия «особые заслуги» раскрывается Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ. Однако в тексте Положения все сводится также к расплывчатым формулировкам о «выдающихся достижениях» в разных областях жизнедеятельности российского общества и государства, обеспечение и укрепление суверенной государственности нашей страны, о повышении международного имиджа России [13].

Из этого вытекает, что нормы данного Положения не конкретизируют, что именно необходимо считать и признать «особыми заслугами». Учитывая это, возможно, данный пункт необходимо видоизменить и закрепить подпункты, которые конкретно раскрывали бы какие заслуги можно считать особыми.

Одной из актуальных проблем в институте гражданства может быть наличие у лица двойного или многогражданства. Рассмотрим данную проблему подробнее.

В наши дни двойное гражданство нередко встречается во многих государствах. В научной юридической литературе этот термин определяется как особый правовой статус лица, которое одновременно имеет доказательства о наличии двух и более гражданств разных государств [14].

Согласно законодательству Российской Федерации, граждане РФ вправе иметь гражданство другого государства или государств только на основании федерального закона или, если между Россией и другим государством (государствами) подписаны и ратифицированы международные договоры об этом.

В юридической научной литературе есть как сторонники двойного гражданства, так и противники. Сторонники двойного гражданства выделяют следующие положительные черты [15]. Лица, которые имеют гражданство другого государства:

- имеют право беспрепятственно передвигаться, свободно въезжать на территорию обеих государств и выезжать из обеих стран, гражданами которых они являются;

- обладают более обширными возможностями в сфере реализации социально-экономических и иных прав и свобод человека.

Кроме указанного, возможность приобретения гражданства другого государства (государств) без отказа от своего гражданства международным сообществом признается основополагающим принципом осуществления, соблюдения и защиты прав и свобод человека.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

Противники двойного (много-) гражданства в качестве негативных черт отмечают проблемы, связанные с оплатой налогов, военной службой, сложности при возникновении вооруженных конфликтов между соответствующими странами и другое [16].

Современные государства к приобретению гражданства другого государства своим гражданином относятся по-разному. Это привело к отсутствию единого подхода к этому институту.

В мире существуют как государства, которые полностью отказываются от предоставления своим гражданам права приобретать гражданство другого государства, если это не приведет к без-гражданству лица (к примеру Германия, Швеция, Япония), так и страны, которые признают наличие иного гражданства своего гражданина (Республика Армения, Канада). Возможен вариант, когда это не запрещается (Италия, США).

Стоит подчеркнуть, что Европейская конвенция о гражданстве 1997 г. в статье 7 предусматривает норму о том, что государство имеет право лишить своего гражданина гражданства этого государства, если оно приобретет гражданство другого государства. Так, в Австрии лицо автоматически лишается своего австрийского гражданства, если доказан факт приобретения им гражданства другого государства [17].

Как уже отмечалось выше, в мире есть государства, где приобретение двойного или (много-) гражданства разрешается, но такие страны, как правило, устанавливают ограничения для того, чтобы граждане не злоупотребляли этим правом.

Законодательство США не запрещает лицу иметь гражданство иного государства, но устанавливает ограничения в сфере избирательного права, в военной службе и др. Законодательство государства «Израиль» также не запрещает лицу иметь гражданство другого государства, но устанавливает некоторые ограничения (например в сфере осуществления государственной службы) [11].

то время, как другим иностранным гражданам достаточно письменно заявить о своем отказе от имеющегося у них гражданства.

Таким образом, к настоящему времени в Российской Федерации имеют место проблемы реализации права человека на гражданство, которые требуют скорейшего решения. Во многих случаях проблемы в правоприменительной практике возникают из-за несовершенства деятельности органов внутренних дел и их чрезмерной роли в реализации права человека на гражданство.

Резюмируя сказанное, следует подчеркнуть, что на современном этапе развития института гражданства в России все возможности совершенствования законодательства в указанной сфере

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

далеко не исчерпаны и подлежат дальнейшему изучению и анализу. Реализации права человека на гражданство в Российской Федерации препятствует ряд проблем, среди которых особую остроту приобрели: неопределенность законодательных норм в части изъятия ранее выданных паспортов и лишения гражданства РФ в административном и судебном порядке; неурегулированность между Российской Федерацией и другими странами вопросов принятия и отказа от прежнего гражданства; несовершенство порядка приобретения гражданства РФ лицами, проживающими в других странах; сложность процедуры регистрации по месту жительства лиц, претендующих на упрощенный порядок получения гражданства; неучастие России в Конвенции о статусе апатридов (1954) и Конвенции о сокращении безграж-данства (1961); несовершенство судебного механизма защиты прав лиц, претендующих на гражданство России, массовые нарушения прав мигрантов со стороны сотрудников административных органов РФ.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 04.07.2020. - № 144.

[2] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 2017 А (III) от 10.12.1948) // Библиотечка Российской газеты. - 1999. - № 22-23.

[3] Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.

Конвенция о правах ребенка. Принят Генеральной Ассамблеей ООН от 20.11.1989 г. // Сборник международных договоров СССР. - 1993. -Выпуск XLVI.

[5] Европейская конвенция о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.) ETS № 166 // СПС КонсультантПлюс.

[6] Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (Москва, 18 марта 2014 г.) // СЗ РФ. - 2014. - № 14. - Ст. 1570.

[7] Закон РФ от 28.11.1991 № 1948-I «О гражданстве Российской Федерации» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. - 1992. - № 6. - Ст. 243.

[8] Федеральный закон от 24.05.1999 № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за

рубежом» (ред. от 23.07.2013) // СЗ РФ. - 1999. -№ 22. - Ст. 2670.

[9] Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2031.

[10] Семенистый А.В. О совершенствовании законодательства в сфере гражданства Российской Федерации /А.В. Семенистый // Государственная служба и кадры. 2022;(1):97—99.

[11] Хазов, Е.Н. Двойное гражданство и множественное гражданство: проблемы и перспективы признания в России / Е.Н. Хазов // Международный журнал конституционного и государственного права. - 2021. - № 1. - С. 91-95.

[12] Бабурина, В.Л. К определению российского гражданства: история вопроса и современное понимание / В.Л. Бабурина // Вестник Воронежского государственного университета. - 2017.

- № 2 (25). - С. 28-37.

[13] Елизова Л.А. Институт гражданства в трансформирующемся мире: социально-философский анализ: монография. - Красноярск: СФУ, 2018. - 168 с.

[14] Гандалоев Р.Б. Правовая природа понятия «Гражданство»: сравнительно-терминологический анализ / Р.Б. Гандалоев // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 12. -С. 243-247.

[15] Лукашева, Е.В. Права человека и правовое социальное государство в России: монография / Е.В. Лукашева. - М.: Норма, 2020. - 400 с.

[16] Клокова Э.Э. Институт двойного гражданства в Российской Федерации: теоретические аспекты, законодательство и правоприменение: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02 / Э.Э. Клокова.

- М., 2019. - 200 с.

[17] Мархгейм, М.В. Гражданство: конституционно-правовая рецепция нюансов государственного строительства / М.В. Мархгейм // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право.

- 2022. - Т. 47. - № 1. - С. 98-109.

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993, s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Rossijskaya gazeta. -04.07.2020. - № 144.

[2] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata na tret'ej sessii General'noj Assamblei OON Rezolyuciej 2017 A (III) ot 10.12.1948) // Bibliotechka Rossijskoj gazety. - 1999. - № 22-23.

[3] Mezhdunarodnyj pakt o grazhdanskih i polit-icheskih pravah (N'yu-Jork, 16.12.1966) // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR. - 1976. - № 17. - St. 291.

[4] Konvenciya o pravah rebenka. Prinyat General'noj Assambleej OON ot 20.11.1989 g. // Sbornik mezhdunarodnyh dogovorov SSSR. - 1993. - Vypusk XLVI.

[5] Evropejskaya konvenciya o grazhdanstve (Strasburg, 6 noyabrya 1997 g.) ETS № 166 // SPS Konsul'tantPlyus.

[6] Dogovor mezhdu Rossijskoj Federaciej i Respublikoj Krym o prinyatii v Rossijskuyu Feder-aciyu Respubliki Krym i obrazovanii v sostave Rossijskoj Federacii novyh sub"ektov (Moskva, 18 marta 2014 g.) // SZ RF. - 2014. - № 14. - St. 1570.

[7] Zakon RF ot 28.11.1991 № 1948-I «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii» // Vedomosti SND RF i VS RF. - 1992. - № 6. - St. 243.

[8] Federal'nyj zakon ot 24.05.1999 № 99-FZ «O gosudarstvennoj politike Rossijskoj Federacii v otnoshenii sootechestvennikov za rubezhom» (red. ot 23.07.2013) // SZ RF. - 1999. - № 22. - St. 2670.

[9] Federal'nyj zakon ot 31.05.2002 № 62-FZ «O grazhdanstve Rossijskoj Federacii» (red. ot 30.12.2020) // SZ RF. - 2003. - № 22. - St. 2031.

[10] Semenistyj A.V. O sovershenstvovanii zakonodatel'stva v sfere grazhdanstva Rossijskoj Federacii /A.V. Semenistyj // Gosudarstvennaya slu-zhba i kadry. 2022;(1):97—99.

[11] Hazov, E.N. Dvojnoe grazhdanstvo i mnozhestvennoe grazhdanstvo: problemy i perspek-tivy priznaniya v Rossii / E.N. Hazov // Mezhdunarodnyj zhurnal konstitucionnogo i gosudarstvennogo prava. - 2021. - № 1. - S. 91-95.

[12] Baburina, V.L. K opredeleniyu rossijskogo grazhdanstva: istoriya voprosa i sovremennoe poni-manie / V.L. Baburina // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2017. - № 2 (25). - S. 28-37.

[13] Elizova L.A. Institut grazhdanstva v trans-formiruyushchemsya mire: social'no-filosofskij analiz: monografiya. - Krasnoyarsk: SFU, 2018. - 168 s.

[14] Gandaloev R.B. Pravovaya priroda ponya-tiya «Grazhdanstvo»: sravnitel'no-terminologicheskij analiz / R.B. Gandaloev // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. - 2013. - № 12. - S. 243-247.

[15] Lukasheva, E.V. Prava cheloveka i pravo-voe social'noe gosudarstvo v Rossii: monografiya / E.V. Lukasheva. - M.: Norma, 2020. - 400 s.

[16] Klokova E.E. Institut dvojnogo grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: teoreticheskie aspekty, zakonodatel'stvo i pravoprimenenie: dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.02 / E.E. Klokova. - M., 2019. -200 s.

[17] Marhgejm, M.V. Grazhdanstvo: kon-stitucionno-pravovaya recepciya nyuansov gosudarstvennogo stroitel'stva / M.V. Marhgejm // NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. - 2022. - T. 47. - № 1. - S. 98-109..

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.