Научная статья на тему 'ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ'

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
457
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Институт / гражданства / в условиях / демонстрирует / Россия / федеральный закон / истории / власти / результат / Institute / citizenship / in conditions / demonstrates / Russia / federal law / history / power / result

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галаева Мадина Исаевна, Албогачиев Азамат Ахметович, Гандалоев Руслан Баширович

Выбранная тема в течение последнего столетия демонстрирует особую актуальность и остроту как в теоретических обсуждениях, так и в практической реализации. В период с середины 30-х гг. прошлого века именного гражданская идентичность конкретной отдельной группы входила почти во все многообразные конфликты и обострения, возникающие на международном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTITUTE OF CITIZENSHIP IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The chosen topic over the past century has demonstrated particular relevance and acuteness both in theoretical discussions and in practical implementation. In the period from the mid-30s. of the last century, the nominal civic identity of a particular separate group was included in almost all the diverse conflicts and exacerbations that arise at the international level.

Текст научной работы на тему «ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»

DOI 10.24412/2076-1503-2021-3-34-38 ГАЛАЕВА Мадина Исаевна,

магистрант юридического факультета ИнгГУ, e-mail: reneshka70@gmail.com

АЛБОГАЧИЕВ Азамат Ахметович,

кандидат политических наук, доцент Ингушского государственного университета,

e-mail: ing-gu@mail.ru

ГАНДАЛОЕВ Руслан Баширович,

кандидат политических наук, старший научный сотрудник Научного исследовательского сектора Ингушского государственного университета,

e-mail: RusSud@bk.ru

ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Выбранная тема в течение последнего столетия демонстрирует особую актуальность и остроту как в теоретических обсуждениях, так и в практической реализации. В период с середины 30-х гг. прошлого века именного гражданская идентичность конкретной отдельной группы входила почти во все многообразные конфликты и обострения, возникающие на международном уровне.

Ключевые слова: Институт, гражданства, в условиях, демонстрирует, Россия, федеральный закон, истории, власти, результат.

GALAEVA Madina Isaevna,

Master's student of the Faculty of Law, IngSU

ALBOGACHIEV Azamat Akhmetovich,

candidate of political sciences, Vice-rector for information and methodological work Ingush State University

GANDALOEV Ruslan Bashirovich,

candidate of political sciences, senior research fellow, Research Sector Ingush State University

INSTITUTE OF CITIZENSHIP IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Annotation. The chosen topic over the past century has demonstrated particular relevance and acuteness both in theoretical discussions and in practical implementation. In the period from the mid-30s. of the last century, the nominal civic identity of a particular separate group was included in almost all the diverse conflicts and exacerbations that arise at the international level.

Key words: Institute, citizenship, in conditions, demonstrates, Russia, federal law, history, power, result.

В процессе становления социума возникла и продолжала совершенствоваться специфическая государственная система, регулирующая все вопросы нахождения на территории той или иной страны лица с наличием правового статуса «гражданин страны» - институт гражданства. Правовое государство включает в себя как наличие автономной территории, так и населяющие его народы, которые являются взаимообразующими на базе института гражданства, обновление которого происходит наряду с обновлениями в стране. Чтобы пра-

вильно ориентироваться в изменениях, которые сегодня сопровождают институт гражданства, мы должны обратиться к истокам его возникновения и развития. Обращая внимание на то, что становление России, как государства является многовековым и насыщенным разнообразными событиями, можно говорить, что и институт гражданства носит достаточно органичный характер. Россия в разное время имела различные определения взаимодействия народа и государства, подчас не предусматривая межклассового равноправия (феодализм). Когда же в нашей стране правовые процессы все

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

еще не регулировались демократическими нормами, а носили самоуправный характер, в других странах уже существовало равноправие.

Государство делило своих подданных на особые категории, различавшиеся определенным статусом. Так, существовало три основных категории подданных: природные подданные, инородцы и финляндские обыватели. В свою очередь в категории природных подданных выделялись дворяне (потомственные и личные), духовные лица (делились на основе вероисповедания), городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельские обыватели; категория инородцев включала в себя евреев и представителей восточных народов. Соответственно, сильно разнился объем прав и обязанностей подданных, в зависимости от принадлежности к той или иной категории [5]. Рано или поздно, но неизбежно, подобный строй себя изживает и как итог, меняется на тот, в котором главенствует не один правитель, а многочисленные правящие организации, базируясь на основном законе и декларируя равноправие и свободное волеизъявление населения. Так произошло в Российской империи в насыщенный исторический период начала 20 века, и зачатки становления института гражданства можно отсчитывать от момента, когда в октябре 1905 года был принят Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который отменил классовое неравенство Статьей № 6 и наделил правами все население без исключения [2].

С приходом советской власти в результате Революционного октябрьского переворота, все новоиспеченные граждане Российской Республики оказались в равных перед законом правовых условиях. Декрет ВЦИК от 11 (24) ноября 1917 года «Об уточнении сословий и гражданских чинов», отменил разделение людей в обществе на категории, классы, группы с соответствующими правами или наоборот притеснениями, лишил присвоенных ранее титулов и чинов и покончил также с регулирующими эти моменты организациями. Что касается иностранцев, то их права были расширены, и они могли получить статус граждан Страны Советов, если проживали на ее территории. Регулировал это принятый ВЦИКом Декрет «О приобретении прав российского гражданства» от 1 апреля 1918 года, а фиксировал и оглашал данные про таких граждан Нарком внутренних дел [2]. В свою очередь, отказ от гражданства не регулировался законотворческими актами, и только в конце октября 1918 года, лица разных государств, вступающие в законный брак, смогли делать выбор в пользу подданства одного из супругов, согласно Кодекса законов об актах гражданского состояния РСФСР. Выбор подданства при заключении брака никак не фиксировался и вместе с этим не было документально закрепленного раз-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

решения на возврат себе гражданства, измененного в браке; ситуация была исправлена распоряжением НКВД от 21 июня 1921 года. Все вопросы, касающиеся российского гражданства, регулировались Конституцией 1918 года, которая наделила полномочиями Всероссийский съезд Советов и Всероссийский центральный исполнительный комитет координировать работу по получению, потере прав подданного РСФСР, по правам граждан других стран, пребывающих в российском государстве, путем формирования указов и распоряжений. Подданные других стран, живущие и осуществляющие трудовую деятельность, могли получить права гражданина Страны Советов через Местные органы власти, наделенные компетенциями в этом [10]. С 1922 года Партия и правительство, созданного Союза Советских Социалистических республик, стремясь к сосредоточению правления, принимает Свод законов о гражданстве. Вместе с этим, появление единого нерушимого государства требует соответствующих канонов для регулировки гражданских вопросов в республиках. Все это дает толчок к дальнейшему становлению института гражданства в России.

В разные годы в СССР принимаются документы, призванные отрегулировать правовые гражданские механизмы, определить для всего населения одно гражданство - советское. К таким документам можно отнести Конституцию СССР, утвержденную в 1924 году, Положение о союзном гражданстве 1924 г. и Положения о гражданстве 1930 г. и 1931 г. Остановимся подробнее на Положении о гражданстве Союза Советских Социалистических республик, которое каждому человеку, пребывающему в стране, давало право являться ее гражданином, до момента предоставления аргументов, свидетельствующих об иностранном подданстве. Положение расширяло возможности граждан союзных республик, провозглашая проживающее в конкретной республике лицо ее гражданином, и давало альтернативу иметь гражданство по национальным или родовым признакам. Это Положение носило несовершенный характер, потому как излишне бюрократизировало констатирование для лица, рожденного в другой республике, принадлежность к определенной нации. Также, трудности возникали при попытке граждан получить или аннулировать подданство, в связи с отсутствием четко обозначенных полномочий у соответствующих структур СССР и на местах в самих республиках [8].

Принимая во внимание вышеизложенное, мы видим, что институт гражданства в СССР, переживая рождение и становление, имел ряд исключительных свойств:

Человек, осуществляющий жизнедеятельность на территории страны и, не аргументируя иное гражданство, автоматически считался ее

гражданином. Провозглашая, что гражданство в республиках носит соответствующий характер, тем не менее, это не было утверждено нормативными актами, что позволяет делать вывод о формальности гражданства в СССР в целом. Политика РСФСР предусматривала борьбу с инакомыслием и вполне позволяла не только лишать людей гражданства, но и места нахождения в стране.

Свободное перемещение населения за границу с возможностью невозвращения, также всячески пресекалось.

5. Президиум ЦИК СССР, Президиумы ЦИКов союзных республик делали выбор за людей в части получения, аннулирования, смены подданства.

6. Положение о гражданстве 1931 г. регулировало трудовую деятельность в СССР граждан других стран, упрощая процедуру вступления или выхода из гражданства на уровне ЦИК республики или исполкома областного Совета, и позволяло иметь такие же права, как и другие подданные страны [6].

С изменениями в государстве назревала необходимость во внесение изменений в Основной закон по вопросам гражданства. Принятая в 1936 году Конституция не меняла провозглашения общего для всех союзных республик подданства, а уже в 1938 году, в доработанном Законе о гражданстве СССР, был учтен ряд специфических моментов; так, гражданами Страны советов могли считаться лица, которые на дату 07.11.1917 года имели подданство в Империи, не потерявшие советского гражданства и вступившие в него, соответствуя нормам. Если человек не имел указанных признаков, то он являлся лицом без гражданства, несмотря на то, что проживал в стране. Также, процедуры вступления и потери гражданства позже были откорректированы посредством утверждения новых правовых документов.

Можно остановиться на специфических моментах, которые регулировались разного рода законодательными положениями, связанными с вступлением или возобновлением советского гражданства. Среди прочих -указы Президиума Верховного Совета СССР «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик» 1940 г., «О восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи, а также лиц, утративших советское гражданство, проживающих на территории Маньчжурии» 1945 г. и другие акты [9].

Следующей датой отсчета дальнейшего совершенствования законодательного управления институтом гражданства можно считать принятие Конституции СССР в 1977 году, на базе которого возник Закон «О гражданстве СССР» 1978 г. Закон наделял Президиум Верховного

Совета СССР полномочиями по вступлению, выходу и лишению подданства СССР, провозглашал компетенции союзных республик в регулировании проблем гражданства, усовершенствовал требования, предъявляемые к подтверждению гражданства страны. Если проживающий на территории СССР на момент начала действия данного Закона имел советское гражданство, то автоматически им наделялся. Как говорилось ранее, борьба с неугодными лицами имела достаточно жесткий характер, и нередко, итогом становилось лишение гражданства не только человека, находящегося в СССР, но и за его пределами. Деятельность, негативно отражающаяся на образе, безопасности Страны Советов и способная очернить высокое звание гражданина Союза Советских Социалистических Республик, по мнению правительства, являлась правовой причиной для лишения подданства [1].

Являясь одним из главных игроков на мировой политической арене, Советский Союз имел отношение к решению гражданских вопросов по интернациональным соглашениям, что и послужило причиной для отражения в статье нового Закона о гражданстве 1978 года. В ранних редакциях нормативных гражданских документов принципы этой статьи не были конкретизированы [7].

Новые преобразования в законах об институте гражданства, были вызваны началом преобразования страны в целом с 80-х годов ХХ века, провозглашающие перестройку и гласность и созданием поста Президента. Президент же и наделялся компетенциями в решении проблем с гражданством, о чем говорит Закон «О гражданстве СССР» от 23 мая 1990 г., который явил собой завершающий правовой указ, регламентирующий деятельность института гражданства в СССР. Важность норм, содержащихся в Законе очевидна: каждый человек страны получал право на гражданство, равноправие в подданстве получило более дополненное толкование и имело в виду одинаковые возможности для всех граждан СССР, не принимая во внимание причины его получения и принадлежность к гражданству любой из республик, в целом официально фиксировалось понятие «гражданства СССР» [4]. Существенной недоработкой было то, что на основании Конституции РСФСР от 1977 года и Закона о гражданстве, до момента принятия Постановления О Декларации прав и свобод человека и гражданина Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. все еще не отменялось лишение гражданства без согласия и выдворение за пределы страны любого неугодного лица.

Перестройка проявилась также и в стремлении союзных республик к большей государственной и экономической независимости от союзного центра и, как следствие, завершила процесс распада СССР. Среди прочих проблем гражданского

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

характера в части использования своих прав, возникли и проблемы связанные с установлением гражданства населения республик. Все это явилось причиной для создания соответствующих времени законообразующих документов, которые могли бы способствовать в решении вопросов подданства россиян, которые оказались за пределами территории страны. Здесь можно говорить о новом этапе в дальнейшем обновлении института гражданства. Упомянутое выше Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 г. № 1920-1 Декларации прав и свобод человека и гражданина, статьей № 5 отменяло принудительное лишение гражданства и выдворение за территорию страны лица, считающееся гражданином России. Это было только начало для применения принципиально нового подхода в координации вопросов, связанных с гражданскими процессами в обществе. По факту рождения на территории России человек признавался правоправным по «принципу крови» и наделялся неотъемлемыми правами, как личность и в части гражданских вопросов, возникающих в Российской Федерации [3].

Продолжая следовать принципам демократии во всех сферах жизни общества, а также и в разряде подданства, Правительством принимается Закон РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», который содержит такие важные аспекты:

- запрещалось отнимать гражданство у любого лица;

- за основу в Законе в части координации разрешения проблем в гражданских правоотношениях брались устои и правила, принятые во всем цивилизованном мире;

- Закон предусматривал получение шанса иметь двойное гражданство, по инициативе гражданина, если существовали межнациональные договоренности по разрешению этих вопросов, не задевая при этом права других лиц;

- Закон отражал принцип одобрения Правительством Российской Федерации получение российского гражданства лицами, ранее не имевшими гражданства и отсутствие преград на пути к стремлению получить какое-либо еще подданство;

- Закон учитывал все нюансы по регулировке облегченной процедуры вступления и выхода из гражданства Российской Федерации и аргументы, которые могли бы служить преградой для получения и выхода из гражданства в России [4].

Крайне важным моментом, учитывающим все сложные исторические обстоятельства, скрупулезно выверенным, явилось то, что согласно Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации», определенные группы лиц, ранее лишенные гражданства без их согласия, получили возможность просить вернуть или другими словами вос-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

становить им гражданство. Это кардинально изменило ранее существовавшую систему координирования правовых норм института гражданства. Получая гражданство подобным образом, происходило присвоение статуса гражданина Российской Федерации любому лицу, которое до 1991 года постоянно проживало на территории СССР и которое не проявило свободного волеизъявления отказаться от гражданства Российской Федерации в период одного календарного года от момента вступления в силу Закона «О гражданстве Российской Федерации».

Демократические нормы продолжали закрепляться в новых положениях Основного закона Российской Федерации, и в 1993 году было провозглашено единое и равное гражданство для всех, не принимая во внимание способы его получения. Закон о гражданстве 1991 г. устарел с течением времени и 01.07.2002 г., начал действовать Федеральный закон, принятый 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». На сегодняшний день нормы правового регулирования института гражданства находят отражение в таких документах: Конституция Российской Федерации, межнациональные договоры Российской Федерации, Закон о гражданстве и иными должными статьями и положениями, носящими государственный характер.

Например, Статья № 15 Всеобщей декларации прав человека присваивает право менять собственное подданство и не потерять гражданство ввиду чьего-то решения1. Большая часть межнациональных протоколов отражает право каждого человека на гражданство.

Нельзя говорить, что совершенствование института гражданства в Российской Федерации завершено; меняется политическая и экономическая обстановка в мире, что диктует необходимость внесения соответствующих изменений. Особенно, важные перемены были отражены в Законе о гражданстве в 2017 году, затрагивая такие вопросы:

- человек, желающий вступить в гражданство Российской Федерации, должен принести присягу;

- ограничение группы лиц, свободных от принесения присяги, которыми могут выступать несовершеннолетние, недееспособные, ограниченно дееспособные, иные лица по решению Президента Российской Федерации;

- установка регламента принесения присяги и перечень органов или лиц, перед которыми это осуществляется: уполномоченным органом власти, представителем, разрешающем дела в сфере гражданства;

1 Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 2017 А (III) от 10.12.1948) // Библиотечка Российской газеты. - 1999. - № 22-23.

- смены аргументов аннулирования решений о гражданстве;

- нотариально засвидетельствованного заявления отказа от подданства Украины;

- нововведений в шаблонах анкет на приобретение гражданства, и др. 1

В данной работе мы видим признаки того, что на протяжении истории совершенствования и обновления во всех сферах жизнедеятельности Российского государства, не прекращал своего развития и институт гражданства. На сегодняшний день нормы регулирования вопросов гражданства объединены и систематизированы множеством документов государственного уровня, содержат демократические принципы, что исключалось до создания СССР. Итак, исследуемый институт является правоотношениями, выражающими его правовое состояние, и регламентируемыми конституционно-правовыми положениями. В пределах границ данного состояния функционирует возможность образования конкретных двусторонних правоотношений между, с одной стороны, конкретным индивидом, и с другой, конкретным государством, по вопросу гражданства. И хотя самые первые шаги в развитии института гражданства в СССР не отражали абсолютно все необходимые аспекты, как в части вступления, так и в части лишения гражданства, они заложили прочный фундамент для дальнейшего построения необходимой в современном мире правовой базы рассматриваемой сферы.

Список литературы:

[1] Албогачиев А.А., Галаева М.И., Ганда-лоев Р.Б. Институт гражданства в историческом развитии // Социально-гуманитарное обозрение. -2020. - № 2. - С. 61-67.

[2] Алиева Л.Ф. Основные этапы эволюции института гражданства России // Академическая публицистика. - 2020. - № 12. - С. 285.

[3] Гаглоева Л.А. Развитие гражданства в Российской Федерации // Форум молодых ученых.

- 2018. - № 3 (19). - С. 104.

[4] Дружинина А.А., Рубахова А.И. К вопросу о трансформации института гражданства: переходный период и современность // Фундаментальная и прикладная наука: новые вызовы и прорывы: сборник трудов научной конференции. -Петрозаводск: Новая наука, 2020. - С. 244.

[5] Евтушенко В.И. Институт подданства и гражданства в России: историко-правовые параллели // Государство созидающее: правовые ресурсы формирования: сборник трудов научной конференции. - Белгород: БелГУ, 2018. - С. 68.

[6] Изотова Е.Н. Институт гражданства Российской Федерации: особенности становления,

1 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 30.12.2020) // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2031.

правовое регулирование: дисс ... канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2015. - С. 54-55.

[7] Капранова Ю.В., Трифонов С.Г. Ретроспективный анализ института гражданства // Философия права. - 2019. - № 9 (90). - С. 55.

[8] Папошина А.Ю. Эволюция института гражданства СССР // Право, общество, государство: проблемы теории и истории: сборник трудов научной конференции. - М.: РУДН, 2018. -С. 344.

[9] Савченко М.С., Опарин В.Н., Петренко Е.Г. Гражданство Российской Федерации: учебное пособие. - Краснодар: КГАУ, 2018. - С. 38.

[10] Яхина Ю.Х., Казамиров А.И., Степанова A.A. Институт гражданства в Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: учебное пособие. - Уфа: Уфимский ЮИ МВД России, 2019.

- С. 11.

Spisok literatury:

[1] Albogachiev A.A., Galaeva M.I., Gandaloev R.B. Institut grazhdanstva v istoricheskom razvitii // Social'no-gumanitarnoe obozrenie. - 2020. - № 2. - S. 61-67.

[2] Alieva L.F. Osnovnye etapy evolyucii insti-tuta grazhdanstva Rossii // Akademicheskaya publi-cistika. - 2020. - № 12. - S. 285.

[3] Gagloeva L.A. Razvitie grazhdanstva v Rossijskoj Federacii // Forum molodyh uchenyh. -2018. - № 3 (19). - S. 104.

[4] Druzhinina A.A., Rubahova A.I. K voprosu o transformacii instituta grazhdanstva: perekhodnyj period i sovremennost' // Fundamental'naya i priklad-naya nauka: novye vyzovy i proryvy: sbornik trudov nauchnoj konferencii. - Petrozavodsk: Novaya nauka, 2020. - S. 244.

[5] Evtushenko V.I. Institut poddanstva i grazhdanstva v Rossii: istoriko-pravovye paralleli // Gosu-darstvo sozidayushchee: pravovye resursy formirovaniya: sbornik trudov nauchnoj konferencii.

- Belgorod: BelGU, 2018. - S. 68.

[6] Izotova E.N. Institut grazhdanstva Rossi-jskoj Federacii: osobennosti stanovleniya, pravovoe regulirovanie: diss ... kand. yurid. nauk: 12.00.02. -M., 2015. - S. 54-55.

[7] Kapranova Yu.V., Trifonov S.G. Retrospek-tivnyj analiz instituta grazhdanstva // Filosofiya prava.

- 2019. - № 9 (90). - S. 55.

[8] Paposhina A.Yu. Evolyuciya instituta grazhdanstva SSSR // Pravo, obshchestvo, gosudarstvo: problemy teorii i istorii: sbornik trudov nauchnoj konferencii. - M.: RUDN, 2018. - S. 344.

[9] Savchenko M.S., Oparin V.N., Petrenko E.G. Grazhdanstvo Rossijskoj Federacii: uchebnoe poso-bie. - Krasnodar: KGAU, 2018. - S. 38.

[10] Yahina Yu.H., Kazamirov A.I., Stepanova A.A. Institut grazhdanstva v Rossijskoj Federacii: konstitucionno-pravovye aspekty: uchebnoe posobie.

- Ufa: Ufimskij YUI MVD Rossii, 2019. - S. 11.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.