Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ / ЗАЩИТА ДЕТЕЙ / ВОЗРАСТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ МОБИЛЬНОГО КОНТЕНТА / INFORMATION LAW / CHILDREN'S INFORMATION SECURITY / CHILD PROTECTION / AGE CLASSIFICATION / UK / FOREIGN EXPERIENCE / MEDIA INFORMATION SECURITY / INTERNET INFORMATION SECURITY / INFORMATION MOBILE CONTENT SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ефимова Лариса Львовна

В настоящей статье представлен обзор законодательства Великобритании, направленного на обеспечение информационной безопасности детей в различных средствах массовой информации и телекоммуникационных сетях, таких как телевидение, печать, Интернет, мобильная связь, компьютерные игры и др. В регулировании участвуют различные органы, от работников комиссии по торговле, которые являются государственными служащими, и правительственных органов, таких как OFCOM, до таких, как Служба по стандартам в рекламе (ASA), чьи функции по саморегулированию подкреплены законом, вплоть до чистого саморегулирования, осуществляемого Комиссией по жалобам на прессу (PCC) или независимым органом классификации контента (БККФ). Британский опыт доказывает важность и высокую значимость проблемы обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of children's information security UK

This article provides an overview of UK legislation aimed at ensuring the information security of children in various media and telecommunications networks, such as television, print, Internet, mobile communications, computer games, etc. The regulation involves a variety of bodies, from trade commission workers who are public servants and government bodies such as OFCOM, to such as the Advertising Standards Service (ASA), whose self-regulation functions backed up by the law, up to the pure self-regulation exercised by the Press Complaints Commission (PCC) or the Independent Content Classification Authority (BCC). The British experience proves the importance and importance of protecting minors from information that harms their health and development.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

Информационное право

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ ЕФИМОВА Лариса Львовна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права и цифровых технологий Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), член экспертного совета при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: В настоящей статье представлен обзор законодательства Великобритании, направленного на обеспечение информационной безопасности детей в различных средствах массовой информации и телекоммуникационных сетях, таких как телевидение, печать, Интернет, мобильная связь, компьютерные игры и др. В регулировании участвуют различные органы, от работников комиссии по торговле, которые являются государственными служащими, и правительственных органов, таких как OFCOM, до таких, как Служба по стандартам в рекламе (ASA), чьи функции по саморегулированию подкреплены законом, вплоть до чистого саморегулирования, осуществляемого Комиссией по жалобам на прессу (PCC) или независимым органом классификации контента (БККФ). Британский опыт доказывает важность и высокую значимость проблемы обеспечения защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Abstract: This article provides an overview of UK legislation aimed at ensuring the information security of children in various media and telecommunications networks, such as television, print, Internet, mobile communications, computer games, etc. The regulation involves a variety of bodies, from trade commission workers who are public servants and government bodies such as OFCOM, to such as the Advertising Standards Service (ASA), whose self-regulation functions backed up by the law, up to the pure self-regulation exercised by the Press Complaints Commission (PCC) or the Independent Content Classification Authority (BCC). The British experience proves the importance and importance of protecting minors from information that harms their health and development.

Ключевые слова: информационное право, информационная безопасность детей, защита детей, возрастная классификация, Великобритания, зарубежный опыт, информационная безопасность в СМИ, информационная безопасности в сети Интернет, информационная безопасность мобильного контента.

Keywords: information law, children's information security, child protection, age classification, UK, foreign experience, media information security, Internet information security, information mobile content security.

Законодательство Великобритании о защите общественной морали имеет давнюю историю. Осуждение в 1727 г. за непристойную публикацию Эдмонда Керла стало первым прецедентом, послужившим основой для множества других судебных дел.

Великобритания не имеет официальной конституции. Свобода слова в соответствии с традицией защищается обычным правом. Великобритания ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года (European Convention on Human Rights). Специальные нормы, касающиеся деятельности средств информации, устанавливаются Законом «О защите данных» 1998 г. (Data Protection Act 1998) и Законом «О правах человека» 1998 г. (Human Rights Act 1998). В соответствии с Законом «О правах человека» все законодательство Великобритании по возможности должно интерпретироваться и применяться согласно требованиям Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Кроме того все государственные органы не вправе совершать действия, противоречащие этой Конвенции, а решения судов должны приниматься с учетом ее положений. В том, что касается производства и распространения информации, основополагающей является статья 10 Конвенции, часть 2 которой устанавливает возможность при определенных условиях ограничения свободы слова, в том числе в целях защиты «здоровья и нравственности населения».

Уголовная ответственность за непристойные публикации была установлена Законом «О непристойных публикациях» 1959 г. (The Obscene Publications Act 1959). Непристойной в соответствии с этим Законом считается публикация, если ее воздействие или воздействие любого из ее фрагментов, взятого в целом, таково, что стремится «развратить или растлить» (сделать морально плохим) лиц, которые могут, с учетом всех соответствующих обстоятельств, прочесть или услышать содержащийся или изображенный в ней материал. Согласно Закону «О непристойных публикациях» 1959 г. демонстрация непристойных произведений является противозаконной.

Непристойность в соответствии с критерием «развратить или растлить» не ограничивается только материалами сексуального характера, но применяется и к материалам, содержащим информацию о приеме наркотиков или изображение не связанного с сексом насилия. Видимо, стремление развратить или растлить нацелено на отклонение от современных стандартов общественной морали. Необходимо отметить, что на практике Закон о непристойных публикациях применяется исключительно в отношении натуралистических изображений того, что обычно расценивается как девиантное поведение, например, садомазохизм, капрофагия, педофилия, рабство и т.п.1.

Согласно пункту 1 (2) Закона «О непристойных публикациях» 1959 г. (Obscene Publications Act) понятие «статья» («article») означает материал, который можно прочесть или посмотреть или и то, и другое, включая любую звукозапись, кинофильм или иную запись изображения или изображений»2. Таким образом действие указанного закона распространяется на записи на видеокассетах и компьютерных дисках. Термин «публикация» трактуется очень широко и может включать в себя передачу книги другу.

В британском законодательстве имеется два правовых определения непристойности и нет определения неприличия. Согласно Закону «О непристойных публикациях» 1959 г. и Закону «О театрах» 1968 г. (The Theatres Act 1968) непристойность определяется как «стремление развратить и растлить тех, чей разум открыт для такого аморального влияния и кому в руки могут попасть такого рода публикации».

Закон «О неприличных показах (контроль)» 1981 r(Indecent Displays (Control) Act 1981) устанавливает, что лицо осуществляющее публичный показ неприличного материала, а также добивающееся или разрешающее такой показ совершает уголовное преступление3. Тер-

1 Stone R, Textbook on Civil Liberties and Human Rights (Oxford, OUP, 2006) at 374.

2 Harm and Offence in the Media. Content review of the evidence. Andrea Millwood Hardgrave and Sonia Livingstone. Publ. Intellect. Bristol, UK, Portland, OR, USA. 2006 С. 220.

3 Там же.

мины «неприличие» (indecent) и «непристойность» (obscene) используются в английском языке как синонимы, но непристойность считается более сильным выражением. Это две грани одного явления, отражающие его более легкое и более грубое проявления.

Закон о непристойных публикациях прошел проверку при рассмотрении судебного дела против издательства «Penguin Books», опубликовавшего роман Д. Лоуренса «Любовник леди Чат-терлей». Издательство было признано невиновным, но это не помешало рассмотрению в 1960-1970-х г.х уголовных дел, связанных с непристойными публикациями. С 1976 г. в Великобритании никто не был осужден за публикацию текстовой порнографии, однако имели место случаи изъятия и уничтожения тиража изданий, предназначенных для детей и признанных судом для них вредными1.

Закон «О детях и молодежи (вредные публикации)» 1955 г. (Children and Young Persons (Harmful Publications) Act 1955) определяет в качестве уголовного преступления деятельность по печатанию, опубликованию, продаже или предоставлению в прокат комиксов, которые могут попасть в руки детей или молодых людей, и в которых изображаются совершение преступления, акты насилия и жестокости, происшествия омерзительного или ужасающего характера, способные нанести вред детям2.

В статью 1 Закона «О защите детей» 1978 г. (Protection of Children Act 1978) в 2003 году Законом «О сексуальных преступлениях» (Sexual Offences Act 2003) были внесены дополнения, определяющие в качестве преступной деятельность по производству, распространению, а также личное использование непристойных фотографий или псевдофотографий3 детей моложе 18 лет4. Согласно Закону «О сексуальных преступлениях» 2003 г. противозаконными являются детская порнография и капрофагия.

В Великобритании действует также Закон «О расовой и религиозной ненависти» 2006 г. (Racial and Religious Hatred Act 2006).

Правовое регулирование телекоммуникаций

Основные правовые нормы, регулирующие деятельность теле- и радио-вещателей, представлены в Законе «О коммуникациях» 2003 г. (Communication Act 2003), который вместе с регулированием контента устанавливает нормы, касающиеся регулирования телекоммуникаций. Закон «О коммуникациях» 2003 не является единственным правовым актом в этой сфере. Наряду с ним множество требова-

1 Например, проблема защиты нравственности обсуждалась Европейским Судом при рассмотрении дела Хандисайд (Handyside). Истцом выступал английский издатель. Он перевел на английский язук датский школьный учебник связанный с образованием и обучением, примерно две трети которого была посвящена сексуальным проблемам. В соответствии с законодательством Великобритании о непристойных публикациях, все экземпляры этой книги были конфискованы. Хандисайд был приговорен к штрафу и судья принял решение об уничтожении конфискованных книг. Суд нашел, что эти меры были необходимы для защиты нравственности и, таким образом, не было нарушения статьи 10. (HANDYSIDE Решение Европейского Суда по правам человека от 7 декабря 1976 года , series A No 24, параграфы 48-54. стр. 22-24).

2 Harm and Offence in the Media. Content review of the evidence. Andrea Millwood Hardgrave and Sonia Livingstone. Publ. Intellect. Bristol, UK, Portland, OR, USA. 2006 С. 226.

3 Имеются ввиду фотографии взрослых, изображающих детей.

4 Harm and Offence in the Media. Content review of the evidence. Andrea Millwood Hardgrave and Sonia Livingstone. Publ. Intellect. Bristol, UK, Portland, OR, USA. 2006

С. 224.

ний к вещанию установлены законами «О вещании» (Broadcasting Act) 1990 г. и 1996 г. Ряд соответствующих норм содержится в Законе «О Парламенте» (Parliament Act), принятом в целях обеспечения требований ряда Директив ЕС. Кроме того, ограничения на распространение контента налагаются так называемыми общими законами, например, вышеупомянутым Законом «О непристойных публикациях» и др.

Закон «Об общественном порядке» 1986 г. (The Public Order Act 1994) ввел уголовную ответственность за устное или письменное выражение угроз, банных и оскорбительных слов, угрожающее или оскорбительное поведение, в том числе связанные с расовой ненавистью.

Закон «О коммуникациях» 2003 г. возлагает на британский орган контроля в сфере теле- и радиовещания Службу по коммуникациям - OFCOM (Office of Communications) обязанность по разработке Кодекса вещания. Указанный Кодекс должен устанавливать основные требования к содержанию программ, спонсорству, беспристрастности вещания и обеспечению защиты неприкосновенности частной жизни, а также, в соответствии со статей 319 указанного Закона, должен обеспечивать защиту детей до 18 лет и пр.

Правовые основы возрастной классификации кинофильмов видеофильмов и электронных игр

Закон «О кинематографии» 1985 г. (The Cinematograph Films Act 1985) обязывает местные власти налагать ограничения, запрещающие доступ детей к «неподходящим» фильмам. На практике эту функцию выполняет Британский комитет по классификации фильмов (БККФ) (The British Board of Film Classification - BBFC), который осуществляет классификацию фильмов в соответствии с возрастными группами (возрастными категориями). Окончательное решение остается за органами местной власти. Это предполагает, что разные органы могут поддерживать различные точки зрения относительно приемлемости или неприемлемости для определенной возрастной группы конкретного фильма. Это также означает, что местные органы власти имеют право пересматривать принятое БККФ решение о возрастной категории информационного продукта либо присвоить ему возрастную категорию, если БККФ отказал в ее присвоении. На практике деятельность по присвоению информационной продукции возрастной категории осуществляет в основном только БККФ.

Закон «О видеозаписях» (Video Recordings Act 1984) был принят Парламентом Великобритании в 1984 г. в связи с отношением общественности к так называемым видеомерзостям. Прежде всего этот Закон устанавливает, что все фильмы и другие программы до их реализации должны проходить возрастную классификацию в специально уполномоченном на то органе - Британском комитете по классификации фильмов5 (БККФ), и устанавливает уголовную ответственность за их реализацию без возрастной классификации. Таким образом, Законом предоставляется реальная возможность БККФ запретить распространение фильма путем отказа в присвое-

5 The British Board of Film Classification - BBFC

нии ему возрастной категории. Указанный Закон устанавливает полномочия БККФ по классификации видеозаписей и определяет возрастные категории классификации. Закон «О криминальной юстиции и общественном порядке» (Уголовный кодекс) 1994 г. установил дополнительные критерии, которые БККФ должен принимать во внимание. К ним относятся вред, который может быть нанесен «потенциальным зрителям», или через их поведение, «обществу» через способ демонстрации криминального поведения, нелегальных наркотиков, жестокого поведения, примеров ужасающего поведения или сексуальных актов между людьми.

Этим же Законом определена многоуровневая система возрастной классификации видеозаписей и устанавливается уголовная ответственность за их предоставление лицам, не достигшим возраста установленной классификацией возрастной категории. Положения Закона «О видеозаписях» 1984 были дополнены Законом «Об уголовном правосудии» 1988 г. (The Criminal Justice Act 1988), Законом «О видеозаписях» 1993 г. (The Video Recordings Act 1993) и Законом «Об уголовном правосудии и общественном порядке» 1994 г. (The Criminal Justice & Public Order Act 1994).

Закон «О видеозаписях» 1993 г. регулирует отношения, связанные с классификацией видеозаписей (фильмов) на магнитной ленте и DVD и не распространяется на запись неподвижных изображений.

Не подлежат возрастной классификации видеозаписи, произведенные в информационных, образовательных или инструктивных целях. Не подлежат классификации также видеозаписи, посвященные спорту, религии или музыке. При этом оговаривается, что видеопродукт перестает быть исключением, если он содержит изображение:

(a) действий сексуального характера между людьми, или актов провоцирующих такие действия или непосредственно ассоциируемых с ними;

(b) нанесения увечий или пыток, или других актов большой жестокости по отношению к людям или животным;

(c) человеческих половых органов или процесса мочеиспускания, или иных экскреторных функций;

(d) методов, которые могут использоваться для совершения преступлений; или способных стимулировать что-либо или способствовать чему-либо, совпадающему с (a) или (b), в том числе в исключительных случаях.

Кроме того, видеопродукт теряет свою исключительность, если он изображает преступную деятельность или способен провоцировать или способствовать совершению преступления.

Закон предоставляет Государственному секретарю Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии право определять, каким образом маркировать упаковку прошедшей классификацию видеопродукции, определять место размещения, минимальный размер и цвет, а также устанавливать необходимость размещения словесного разъяснения. Размер знака возрас-

тной категории не должен быть менее 2 см в ширину. На упаковке также обязательно размещается название видеопродукта и номер, под которым он проходил регистрацию.

Электронные видеоигры не подпадают под действие Закона «О видеозаписях» и классифицируются согласно общеевропейской системе классификации компьютерных игр (Pun-europeen game information -PEGI), кроме случаев, когда игра содержит экстремальное насилие в отношении людей или животных или натуралистическое изображение сексуальных действий. В этих случаях она проходит классификацию в БККФ. Оборот таких игр может быть запрещен на территории Великобритании. Например, были запрещены в 1997 г. игра «Кармагеддон» (Carmageddon) и в 2007 г. - и игра «Преследование 2» (Manhunt 2).

Полностью запрещено размещение предназначенных для взрослых материалов в витринах магазинов, на фронтальной стене и на плакатах. Если такие материалы продаются в магазине, предупреждение должно быть четко видно у входа, и никакие материалы не должны быть заметны с улицы. В такие магазины запрещается впускать покупателей моложе 18 лет.

В разделах 7 и 8 Закона «О видеозаписях» определяются основные критерии присвоения видеопродукции возрастных категорий (Uc, U, PG12, 15, 18), а также устанавливается, что видеозаписях категории R18 подлежат распространению исключительно через специализированные имеющие лицензию магазины (sex shop). Кроме лицензированных секс-магазинов, в некоторых местах при информационных агентствах имеются магазины по продаже эротических материалов.

Британский комитет по классификации фильмов

(БККФ)

Британский комитет по классификации фильмов (The British Board of Film Classification) производит возрастную классификацию кинофильмов, видеозаписей на магнитной ленте и DVD и в отдельных случаях электронных видеоигр. БККФ является независимым, неправительственным органом, финансируемым за счет платы, взимаемой с тех, кто представляет на классификацию фильмы, видеофильмы, DVD или компьютерные игры. БККФ производит классификацию от имени местных органов, осуществляющих лицензирование кинофильмов в соответствии с Законом «О кинематографии» 1985 г. БККФ также классифицирует видеозаписи, DVD, и некоторую цифровую продукцию в соответствии с Законом «О видеозаписях» 1984 г. В соответствии с требованиями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод существует конкретная обязанность обеспечить ясные формулировки критериев классификации. Ознакомиться с указанными критериями, опубликованными в форме руководства, можно на сайте БККФ в сети Интернет: (http://www.bbfc.co.uk).

Первоначально организация называлась Британским советом киноцензуры (British Board of Film Censors). Он был основан в 1912 году представителями кинематографа, которые предпочли цензуриро-вать самих себя, нежели отдавать право на это правительству. Непо-

средственной причиной для формирования Совета стал фурор, вызванный выпуском в октябре 1912 года фильма «От яслей до креста или Иисус из Назарета», показанный в Куинс-холл, получил широкую огласку из-за статьи в «Дейли мейл», в которой вопрошалось «есть ли хоть что-то священное для кинорежиссёра?», и выражалось возмущение доходом американских продюсеров[1]. Хотя духовенство было приглашёно на показ, и оно не нашло повода оскорбиться, спор стал поводом к добровольному созданию BBFC, который начал работать с 1 января 1913 год. В 1965 году Британский совет киноцензуры был преобразован в Британский комитет по классификации фильмов -БККФ(The British Board of Film Classification - BBFC).

В июле 2013 года операторы мобильной связи Великобритании поручили БККФ обеспечение классификации, которую они используют для саморегулирования коммерческого контента вебсайта, доступ к которому осуществляется через сети мобильного интернета. Система классификации BBFC Mobile позволяет операторам мобильной связи ограничивать доступ к коммерческому контенту, который не подходит для детей в возрасте до 18 лет. Он применяется мобильными сетями для ограничения доступа детей, использующих услуги мобильного интернета, к любому веб-сайту, который будет классифицирован как категория «18».

Правовые основы деятельности БККФ

Закон «О видеозаписях» 1984 г. обязывает БККФ обратить особое внимание на вероятность просмотра продукции в домашних условиях, а также на возможность нанесения вреда тем, кто будет это смотреть, а также нанесения вреда обществу поведением зрителей после просмотра.

Как отмечено выше, Законом выделены следующие элементы, которые могут нанести вред детям и чувствительным взрослым: преступное (криминальное поведение); использование запрещенных законом наркотиков; жестокое поведение или происшествие; наводящее ужас поведение или происшествие; сексуальные действия людей.

В большинстве случаев беспокойство относительно нанесения вреда относится к возможности просмотра продукции маленькими детьми или подростками. Политика Комитета направлена на то, чтобы посредством возрастной классификации ограничить возможность нанесения вреда. В некоторых случаях БККФ вправе потребовать подвергнуть вырезке представленную для классификации продукцию. В наиболее экстремальных случаях БККФ не имеет другого выбора, кроме как отказаться от проведения классификации.

Закон «О кинематографии (животные)» 1937 г., (Cinematograph Films (Animals) Act 1937) устанавливает, что противозаконным является демонстрация сцен, «организованных или направленных» на включение натуралистической (фактической) жестокости в отношении животных.

В соответствии с Законом «О защите детей» 1978 г. является противозаконной демонстрация непристойных изображений с участием детей (до 16 лет).

Закон «О непристойных публикациях» 1959 г., как указано выше, устанавливает, что является противозаконной демонстрация непристойных произведений.

БККФ должен также принимать во внимание другой противозаконный материал, являющийся противозаконным по своему контенту или представленный комиссии в результате совершения противоправного деяния.

В соответствии с Законом «О видеозаписях» БККФ разрабатывает Руководство (Кодекс практики) по классификации кино-, видео- и иной компьютерной продукции в Великобритании, в котором определяются основные принципы и критерии возрастной классификации. Последняя версия Руководства датирована февралем 2005 г. Следующие темы были добавлены к числу подлежащих рассмотрению при проведении классификации и которым придается особое значение: подстрекательство к расовой ненависти или насилию; бранные выражения с расистским контекстом; язык, который оскорбляет чувства уязвимых групп населения (меньшинств); суицид и нанесение себе вреда; акцентирование на легкодоступном оружии; сексуальное насилие и изнасилование; поддержка или восхваление курения, пьянства или других злоупотреблений.

Принципы классификации

При осуществлении классификации фильмов, видеозаписей и цифровых (компьютерных) средств информации БККФ принимает во внимание следующие базовые принципы:

взрослые вправе самостоятельно выбирать, что им смотреть, их выбор не подлежит правовому регулированию и не несет потенциальной опасности для общества;

произведение вправе получить такую широкую аудиторию, которой интересна эта тема и способ ее представления;

контент, в котором представлены некоторые аспекты (секс или насилие), является центральным при решении вопроса о его приемлемости для детей;

Руководство по работе БККФ изменяется в соответствии с изменениями общественных вкусов, предпочтений и потребностей.

Критерии возрастной классификации

В Великобритании применяются следующие возрастные категории: ^ ^ и PG, 12/т, 15, 18 и R18

Если произведение соответствует месту между двумя категориями, при принятии окончательного решения БККФ учитывает намерения создателя фильма, ожидания общественности и особенности аудитории произведения, а также некоторые особые свойства произведения.

Классификационные решения, принимаемые в отношении видео, могут быть более строгими, чем решения, касающиеся кинофильма. Это обусловлено повышенной возможностью их просмотра детьми, признаваемой Законом «О видеозаписях», с учетом того, что отдельные фрагменты произведения могут быть повторно воспроизведены и просмотрены. Соответственно произведение в видеозаписи

может получить более высокий уровень возрастной классификации либо потребуется произвести большее количество изъятий (купюр).

Наиболее строгими являются классификационные решения, принятые в отношении анонсов и рекламы. Это связано со сложным содержанием, которое может служить связующим звеном с содержанием оригинального произведения и производить более сильный эффект в лаконичном и неподготовленном контексте анонса (рекламы).

Классификационные решения могут быть менее строгими, когда они оправданны содержанием. То, что не было разрешено в Руководстве БККФ в отношении конкретной категории (от PG до 18), неприемлемо для всех предшествующих более низких категорий. Аналогично то, что было разрешено на одном уровне, приемлемо для всех более высоких уровней.

Основные правила проведения классификации

Руководство БККФ устанавливает некоторые общие правила, применяемые в большей или меньшей степени на всех уровнях классификации от уровня U вплоть до уровня 18.

Тема. Приемлемость темы определяется ее интерпретацией, а именно - содержанием и впечатлением от ее представления. Однако наиболее проблематичные темы (например, употребление наркотиков, педофилия) не являются подходящими для наиболее юных зрителей, которым соответствуют нижние уровни классификации. Соответственно, в принципе нет таких причин, по которым любая тема, даже сложная, не может быть удовлетворительным образом представлена для уровня 18 или даже 15.

Язык. Некоторые люди чувствуют себя глубоко оскорбленными, когда слышат грубые выражения, включая использование словечек, ассоциируемых с религиозными взглядами. Степень этого оскорбления варьируется в зависимости от возраста, предшествующего жизненного опыта и верований. Различные группы (например, этнические меньшинства) имеют свои собственные, особые стандарты и представления о допустимости подобных выражений. Кроме того, жесткость конкретного слова или выражения зависит от контекста, в котором оно используется.

По этой причине невозможно составить список допустимых слов и выражений, который может удовлетворить все общественные группы. Представление в общем Руководстве рекомендаций для различных уровней классификации осуществлено со ссылкой на специфические термины только в том случае, когда имеется соответствующий консенсус мнений.

Нагота. Естественная нагота, не имеющая сексуального содержания или подтекста, допустима на всех уровнях классификации.

Секс. Демонстрация сексуальных действий людей запрещена для уровней ^ Uc, или PG. В видео произведениях категории 12 и кинематографических произведениях категории 12А они могут подразумеваться. Постепенно все больше графических изображений может быть включено в продукцию категорий 15 и 18 в

зависимости от значения, придаваемого ответственности, нежности и развитию отношений. Имеется равенство в применении терминов и стандартов (требований), установленных для правомерного гетеросексуального и гомосексуального поведения.

Категория 18 установлена в соответствии с Законом «О видеозаписях» в первую очередь для видеопродукции, включающей демонстрацию сексуальных действий между взрослыми. Видеозаписи категории R18 могут поставляться только в торгующие по лицензии специализированные магазины для взрослых (sex - shop), в которые не допускаются лица моложе 18 лет.

Насилие. Насилие было элементом развлечения для детей и взрослых со времен появления первых преданий. Разработана методика определения уровня и природы насилия для всей системы классификации.

При принятии решений учитываются следующие факторы, влияющие на характер представления насилия:

демонстрация насилия как нормальный способ

решения проблем;

героями являются те, кто причиняет боль и ранения; безжалостность в отношении жертв; поощрение агрессивных отношений; получение удовольствия от страдания и унижения. работы, которые прославляют или восхваляют насилие, должны получать более высокую ограничительную классификационную категорию и могут нуждаться в исключении отдельных эпизодов.

Сексуальное насилие. БККФ проводит жесткую политику в отношении демонстрации изнасилования и сексуального насилия. В случае показа эротического или подтвержденного (очевидного) сексуального насилия Комитет, вероятно, потребует его исключить на любом уровне классификации. Это более вероятно для видео, чем для кинофильма, потому что видеосцены можно просматривать многократно.

Любые ассоциации с сексом без обоюдного согласия, связанные с принуждением, страданием или унижением, БККФ может потребовать удалить.

Приемы имитации. БККФ также рассматривает вопросы, связанные с детализированным изображением приемов совершения преступлений и насилия и прославления оружия. Использование оружия, которое легко доступно для молодежи, ограничивается. БККФ может потребовать вырезать фрагменты, содержащие имитацию боевых приемов.

Любые действия, которые, вероятно, могут провоцировать противоправное и асоциальное поведение в реальной жизни, подлежат особому рассмотрению. Имитируемая деталь приемов совершения преступления может быть признана недопустимой на любом уровне классификации. Потенциально опасная деятельность, представленная как безопасная и реально существующая, подлежит особому рассмотрению в произведениях, предназначенных для детей.

Ужас. Фильмы ужасов подлежат согласно Руководству таким же ограничениям, как и все другие фильмы. БККФ признает, что люди платят за просмотр таких фильмов, потому что им нравится быть напуганными. БККФ не требует исключения эпизодов только по тому, что они тревожат или шокируют, напротив, он производит их классификацию, чтобы юные и ранимые были защищены.

Наркотики. Ни одно произведение, взятое в целом, даже категории 18, не может содействовать распространению или поощрять использование запрещенных законом наркотиков. Инструктивные подробности недопустимы для всех уровней вплоть до 15. Даже для категории 18 такие подробности допустимы, только когда имеются исключительные соображения, касающиеся содержания. Восхваление подробностей приема наркотиков является предметом особого внимания.

Опасность демонстрации инструктивных подробностей особенно сильна для видеопродуктов, когда сцены могут повторно просматриваться не один раз.

Информирование общественности

Информирование общественности о содержании любого классифицируемого произведения обеспечивается Комитетом и компаниями, производящими кино- и видеофильмы. Такая информация должна включать сведения о насилии, языке, наркотиках и других вопросах, имеющих значение для общественности. Предоставление этой информации в рекламе или на этикетках видеопродукции является обязанностью кино- и видеоиндустрии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отказ в классификации (присвоении возрастной категории)

Сцены в кинофильмах и иной видеопродукции, которые являются незаконными или потенциально вредными, там, где это возможно, должны вырезаться. Если это не возможно или неприемлемо для распространителя, указанному произведению может быть отказано в классификации. Запрещенные («табу») темы приемлемы, только если их освещение не несет вероятности нанесения вреда как отдельным зрителям, так и всему обществу в целом. Следующие моменты подлежат особому изучению:

графическое изображение изнасилования или

мучений;

садистское насилие или терроризм; незаконное или инструктирующее потребление

наркотиков;

материал, способный возбуждать насилие на

расовой почве;

демонстрация детей, связанная с сексом или

насилием;

• секс, сопровождающийся не связанной с сек-

сом болью, ранением или унижением;

капрофагия, некрофилия, или другие материалы, которые могут быть признаны судом непристойными.

Возрастные категории классификации кинофильмов

и видеозаписей

Законом Великобритании «О видеозаписях» 1984 г. с некоторыми исключениями в целом запрещается розничная и оптовая продажа или предоставление в прокат видеозаписей, в том числе на DVD, если они не прошли в уполномоченном правительством Великобритании органе (Британском комитете по классификации фильмов) проведенную в соответствии с законом возрастную классификацию. Указанным Законом устанавливается семь категорий классификации для кинофильмов и видеофильмов:

U, Uc и PG имеют только рекомендательный характер.

12/12A, 15 и 18 ограничивают просмотр в зависимости от возраста.

R18 допустимо только для взрослых

См. таблицу 1 на цветной вкладке.

БККФ уважает право взрослых самостоятельно выбирать себе развлечения в рамках закона. Таким образом, Комитет в редких случаях вмешивается в показ фильмов категории 18. Для видеопродукции, которая является более доступной для юных зрителей, вмешательство может быть более частым.

Для данной возрастной категории отсутствуют ограничения, связанные с тематикой, языком или демонстрацией ужасов. Комитет может предложить вырезать отдельные сцены или признать непригодным произведения, которые содержат:

любую детальную демонстрацию насилия или опасных действий, которые провоцируют подобные действия в реальной жизни. Сюда включаются также инструктивные подробности незаконного употребления наркотиков;

• детализованную демонстрацию сексуальных действий - если только они не оправданны содержанием.

Сексуальное просвещение категории 18. Когда материалы сексуального характера очевидным образом направлены на информирование и образование по таким вопросам, как сексуальность, безопасный секс и здоровье человека, могут быть сделаны исключения из обычных ограничений в целях обеспечения общественных интересов. При этом подробные детали должны быть сведены к минимуму, необходимому для иллюстрации образовательных или инструктивных пунктов.

Сексуальные произведения категории 18. Представляемые на экспертизу материалы, имитирующие сексуальные действия, обычно получают категорию 18, тогда как изображения реального секса включаются в категорию R18.

Неприемлемым является следующий контент:

• любой материал, содержащий признаки уголовного преступления;

• материал (включая диалоги), направленный на поощрение интереса к действиям, связанным с сексуальным насилием (в том числе таким, как педофилия, инцест), которое может включать изображения взрослых, исполняющих роли несовершеннолетних;

• демонстрация сексуальных действий, реальных

или имитируемых, в которых очевидно отсутствие согласия;

• причинение боли и физического вреда, реального или (в сексуальном контексте) имитированного. Разрешение может быть предоставлено в некоторых случаях мягкого обоюдного согласия;

любые сексуальные угрозы или унижение, которые не являются частью ясно воспринимаемой ролевой игры;

• использование различных форм физических ограничений, которые являются препятствием для партнеров отказаться от участия (отменить согласие), например затыкание рта кляпом;

• проникновение предметом, способным нанести реальный вред или ассоциируемым с насилием;

• действия, которые унижают достоинство человека (например, демонстрация капрофагии, некрофилии, дефекации, мочеиспускания)

Запрещается также показывать гениталии в возбужденном состоянии; мастурбацию; орально-генитальный контакт, включая поцелуи, облизывание и сосание; проникновение пальца, пениса, языка, или вибратора; не являющиеся вредными материалы с идолами (фетишами); групповые сексуальные действия; эякуляцию и сперму.

В Руководстве по классификации БККФ отмечается, что не делается различий между гетеро- и гомосексуальными действиями.

Защита детей в прессе

Официально не существует специальных законов, регулирующих деятельность прессы, хотя журналисты и работники издательств обязаны соблюдать общие законы, касающиеся оскорбления, клеветы, пристойности т.п. Имеются дополнительные правила в отношении обеспечения плюрализма в прессе. Пресса является объектом саморегулирования, осуществляемого Комиссией по жалобам на прессу (Press Complaints Commission - PCC). Реклама в прессе регулируется в соответствии с законодательством о рекламе, исполнение которого контролирует Служба по стандартам в рекламе (The Advertising Standards Authority - ASA)

Орган саморегулирования прессы

Комиссия по жалобам на прессу (PCC) учреждена индустрией печатной прессы. Правовых оснований для ее существования нет. Комиссия по жалобам на прессу - независимый орган, работающий с жалобами публики на контент в периодических печатных изданиях. В ее состав входят редакторы национальных, региональных и местных изданий (7 человек), а также правовая группа членов Комиссии (9 человек). С 1995 г. членов правовой группы назначает независимый от Комиссии по жалобам на прессу орган -Комитет по назначениям.

Комиссия по жалобам на прессу следит за соблюдением кодекса поведения, который был разработан специальной комиссией, состоявшей из главных редакторов ведущих печатных изданий. С 1993 г. этот кодекс утверждается Комиссией по жалобам на прессу. Последняя версия кодекса была утверждена 1 июня 2004 г. Комиссия не рассматривает вопросы, связанные с «обеспечением хорошего

вкуса». Члены индустрии прессы должны соблюдать кодекс. Отдельные положения кодекса включаются в контракт между издателем и журналистом с тем, чтобы издатель имел возможность применять к журналистам санкции и меры дисциплинарного воздействия.

Защита детей в сети Интернет. Британский опыт

Правовые основы

Услуги онлайн являются объектом регулирования Директивы ЕС по электронной коммерции 2002 г., а также части 8 Закона Великобритании «О предпринимательстве» 2002 г., в который инкорпорированы положения Директивы ЕС по электронной коммерции. Правила регулирования дистанционной торговли дополняют Директиву ЕС о дистанционной торговле. Реклама, распространяемая в сети Интернет, регулируется в соответствии с Кодексом рекламной практики ASA. Применяются также общие законы, касающиеся оскорбления, клеветы, непристойности, расовой ненависти и т.п.,

Организации, предоставляющие Интернет-услуги (Internet serves providers - ISP), считаются ответственными за контент в сети, что позволило индустрии учредить Фонд по наблюдению за Интернетом (Internet Watch Foundation - IWF) для создания механизма информирования о размещении в сети противозаконного контента. Однако не существует специального государственного органа, который бы нес ответственность за регулирование Интернета.

Органы саморегулирования

Фонд по наблюдению за Интернетом (IWF), учрежден согласно договору между правительством, полицией и индустрией Интернет-провайдеров. Первоначально IWF занимался борьбой с распространением детской порнографии в Интернете. Фонд финансируется Европейским союзом, британской Интернет-индустрией, включая интернет-провайдеров, операторами мобильной телефонной связи, провайдерами коммерческого контента, телекоммуникационными компаниями и производителями мобильных телефонов и программного обеспечения, организациями кредитования посредством электронных магнитных карт. Целью IWF является минимизация распространения в сети Интернет противозаконного контента, в особенности:

- непристойных изображений детей, размещенных в сети Интернет по всему миру;

- криминального непристойного контента, хостинг которому предоставлен в Великобритании;

- расистского контента, хостинг которому предоставлен в Великобритании.

С момента создания IWF удалил более 26 тысяч изображений детской порнографии с британских северов и оказал помощь полиции в возбуждении судебных разбирательств против педофилов1.

В 2018 году фондом было удалено 105047 непристойных изображений детей. Среди них 39% были в возрасте 10 лет и младше, около 1% - в возрасте 2 лет и младше, а 78% составляли девочки.

1 Сборник аналитических материалов Всероссийской конференции «Интернет для молодежи: новые возможности». М.: Изд. Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, 2007. С. 14.

Дальнейшие цели деятельности IWF - укрепление доверия и конфиденциальности Интернета для фиксированных и мобильных пользователей; оказание помощи пользователям Интернета в противодействии распространению непристойного и противозаконного контента; оказание помощи в соблюдении законодательства, направленного против нелегального контента в Интернете. Фонд также обладал правом разрабатывать систему меток (этикеток) и систему возрастной классификации Интернет-контента. Сейчас этим занимается Ассоциация классификации Интернет-контента (Internet Content Raition Association - ICRA).

Британские Интернет-провайдеры (British

Telecommunications) предоставляют Интернет-трафик с услугой, называемой «Чистая линия» («Cleanfeed»), которая использует данные Фонда по наблюдению за Интернетом для идентификации станиц, содержащих неприличные фотографии детей. Когда такие страницы обнаруживаются, система сообщает об ошибке "URL страница не найдена", вместо того чтобы открыть искомую страницу или страницу с предупреждением. Другие Интернет-провайдеры используют иные подобные системы, например, «WebMinder».

В 2003 г. после убийства Джейн Лонгхерст мужчиной, который увлекался порнографией в Интернете, общественные объединения семей инициировали кампанию за принятие законов, касающихся порнографии в Интернете, и получили необходимую поддержку. Размещение в сети того, что Правительство Великобритании назвало «экстремальной порнографией», в настоящее время является противозаконным. Правительство начало уничтожать сайты, содержащие изображение изнасилования, удушения, пыток и некрофилии.

С конца 2007 г. Интернет-провайдеры начали применять в работе систему блокирования сайтов «Чистая линия» («Cleanfeed»).

Возрастная классификация контента мобильной связи

Независимый орган классификации контента мобильной связи (Independent Mobile Classification Body - IMCB) - орган, созданный индустрией Великобритании на субсидиарной основе для регулирования (фильтрации) Интернет-контента, распространяемого посредством мобильной связи, осуществляет свою деятельность в соответствии с контрактом, заключаемым между ним и операторами мобильной связи. Он не имеет прав, которые предоставлялись бы ему законом. Полномочия и процедуры деятельности IMCB определены в Руководстве о порядке работы и системе классификации. Поскольку IMCB является независимым органом, его решения принимаются членами его правления.

Задачей IMCB является разработка системы классификации коммерческого контента мобильной связи, согласно которой операторы мобильной связи могут осуществлять самоклассификацию коммерческого контента мобильной связи. Он также работает с жалобами и обращениями граждан и юридических лиц, связанными с неправильной классификацией контента, консультирует операторов мобильной связи по вопросу назначения новых членов правления IMCB.

Система предполагает создание еще одного органа - органа обжалования системы классификации - CFAB, который состоит из лиц, не связанных с IMCB, целью которого является рассмотрение жалоб на решения IMCB.

Кодекс саморегулирования новых форм контента при передаче информации посредством мобильной связи

Кодекс саморегулирования был разработан операторами мобильной связи Великобритании Orange, O2, T-Mobile и Vodafone в целях обеспечения операторами мобильной связи и распространителями коммерческого контента (информационных сообщений коммерческого характера) возрастных ограничений контента или доступа в Интернет.

Целями Кодекса саморегулирования мобильного контента

являются:

1) предупреждение родителей или иных осуществляющих уход за детьми лиц, имеющих доступ к средствам одновременного обеспечения распространения коммерческого контента и использования мобильной связи пользователями моложе 18 лет о возможности получения вредной для детей информации; а также

2) обеспечение противодействия распространению противозаконного контента и противозаконных действий посредством оборудования мобильной связи для всех потребителей, включая лиц моложе 18 лет.

Как отмечено выше, с июля 2013 года операторы мобильной связи Великобритании используют классификацию мобильного контнента, которую осуществляет BBFC. Они используют присвоенные возрастные категории в саморегулировании коммерческого контента веб-сайта, доступ к которому осуществляется посредством мобильного интернета. Система классификации BBFC Mobile позволяет операторам мобильной связи ограничивать доступ к коммерческому контенту, который не подходит для детей в возрасте до 18 лет. Он применяется мобильными сетями для ограничения доступа детей, использующих услуги мобильного интернета, к любому вебсайту, который будет классифицирован как категория «18».

Возрастная классификация музыкальных клипов, распространяемых онлайн.

Чтобы помочь родителям и детям выбрать наиболее подходящие музыкальные клипы, БККФ работает с ключевыми игроками в отрасли, чтобы классифицировать онлайн-видео и дать им добровольные возрастные рейтинги.

Все музыкальные клипы исполнителей, распространяемые Sony Music UK, Universal Music UK, Warner Music UK и все независимые музыкальные произведения в Великобритании, которые не подходят для детей до 12 лет, получат возрастную классификационную категорию от БККФ, которая отображается рядом с видео, если оно опубликовано на YouTube.

Рекламный трейлер британского происхождения (UK record) представляет собой любую музыкальную видеозапись для онлайн-релиза исполнителями, подписавшими контракт со своим товарным

знаком в Великобритании, по которому которое они ожидали бы получить как минимум возрастную категорию «12». БККФ рассматривает видеозапись и классифицирует ее с соответствующей возрастной категорией, которая отображается вместе с видеозаписью.

На БККФ размещены все музыкальные клипы, которым БККФ присвоил возрастную категорию.

Контент, который БККФ учитывается при классификации музыкальных клипов, включает нецензурную лексику, опасное поведение, представленное как безопасное, злоупотребление наркотиками, сексуальное поведение и наготу, а также угрожающее поведение и насилие.

Защита детей при осуществлении телевещания

По способу регулирования вещательный сектор Великобритании может быть разделен на три категории:

1) Би-би-си;

2) наземные вещатели;

3) компании кабельного и спутникового вещания (финансируются за счет абонентской платы).

Би-би-си

Би-би-си - Британская вещательная корпорация - независимая общественная телерадиокомпания. Правовой основой деятельности Би-би-си является Королевская хартия. На Совет управляющих Би-би-си возложена обязанность осуществлять руководство корпорацией в целях обеспечения интересов общества в соответствии с Королевской хартией, лицензией и другими актами, содействовать обеспечению высокого качества вещания. Би-би-си -саморегулируемая организация, осуществляющая защиту детей от вредной для них информации в соответствии с законодательством и собственными внутренними правилами. Изготовители программ и составители сетки программ Би-би-си обязаны в целях обеспечения защиты детей постоянно учитывать время трансляции программы в рамках ее размещения в сетке программ, с учетом ее содержания.

Би-Би-Си проводит политику, в рамках которой на 21 час устанавливается «водораздел» в вечернем телевещании, до наступления которого все программы, кроме выходящих при особых обстоятельствах, должны отвечать требованиям общей аудитории, включая детей1. Чем раньше размещается передача в сетке программ, тем больше она должна отвечать требованиям самостоятельного просмотра детьми. При этом Би-би-си учитывает ответственность родителей за то, что смотрят их дети.

Би-би-си дает вербальные сообщения о наличии вредного или оскорбительного содержания в программах перед их выходом в эфир после «водораздела». Согласно внутренним правилам корпорации предупреждения должны быть ясными и недвусмысленными, чтобы предоставить зрителям возможность принять обоснованное решение о том, является ли эта программ такой, просмотра которой они хотели бы избежать. Объявления и разъясни-

тельные материалы должны точно описывать суть и содержание программы. Зрителям предоставляется информация о жанре программы, а также каткое описание объекта рассмотрения.

Наземное, спутниковое и кабельное вещание Новацией, которая была введена Законом «О коммуникациях» 2002 г., явилось слияние нескольких регулирующих органов (Комиссии по независимому телевидению (Independent Television Commission - ITC), Радиослужбы (Radio Authority - RA) и Комиссии по стандартам вещания (Broadcasting Standards Commission - BSC), Агентства по радиокоммуникациям (Radio Communication Agency -RCA) и прежнего органа регулирования в сфере телекоммуникаций (OFTEL) в один орган - Службу коммуникаций (Office of Communications - OFCOM)).

Британская служба коммуникаций - OFCOM OFCOM учрежден в соответствии с Законом «О Службе коммуникаций» 2002 г., но его полномочия подтверждены Законом «О коммуникациях» 2003 г. OFCOM обладает обычными и особыми полномочиями.

В число конкретных обязанностей OFCOM входит также «применение адекватной защиты аудитории от вредного и оскорбительного материала»;

В сферу полномочий OFCOM входит обычное наземное, спутниковое и кабельное телевидение и не входят Би-би-си и телевидение, распространяемое по сети Интернет. OFCOM также осуществляет официальное регулирование радио. Он действует в рамках правил, установленных законодательством, в которые впоследствии могут быть внесены изменения. В соответствии с законом британская Служба коммуникаций - OFCOM обязана ежегодно отчитываться перед Парламентом Великобритании.

Основные решения OFCOM принимает ее правление. Это Правление является унитарным органом со смешанным членством -как на постоянной основе, так и на основе частичной занятости. В отличие от прежней системы регулирования OFCOM создан для того, чтобы заменить органы, в которые можно было бы направлять жалобы, связанные с нарушением законодательства о вещании и коммуникациях. Она имеет работающий на постоянной основе аппарат, консультативные советы и согласно статье 12(1) Закона «О коммуникациях» состоящее из 13 членов правление по контенту.

Деятельность правления по контенту осуществляется в соответствии со специальным кодексом поведения2, обязанность разработки и утверждения которого Законом «О коммуникациях» возложены на OFCOM. Основные стандарты (правила) кодекса касаются защиты детей от вредной для них информации в теле- и радиопередачах и рекламе и фокусируются на обеспечении хорошего вкуса, пристойности, беспристрастности вещания и демонстрации насилия. Основным механизмом реализации указанных стандартов является использование кодексов (вещания), которые должны соблюдать вещатели.

1 Руководство по изображению насилия на телевидении Би-Би-Си (1993)

http://www/ofcom.org.uk/

За неисполнение требований кодексов, разработанных и утвержденных в соответствие с Законом «О коммуникациях», применяются следующие санкции: запрещение распространения определенной рекламы; взимание штрафов; отзыв лицензии на вещание.

«Водораздел»

В Великобритании нет общей системы классификации телевизионного контента. Орган регулирования и контроля телевещания OFCOM публикует разъяснения о том, что может быть показано по телевидению и когда. Особое значение при этом имеет «водораздел», который устанавливает, в какое время может быть показан более откровенно эротический материал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с требованиями OFCOM «водораздел» на обычных эфирных телеканалах Соединенного Королевства начинается в 21.00 и заканчивается в 05.30. На платных каналах, требующих подписки, «водораздел» начинается в 20.00. Фильмы возрастных категорий 12, 15 и 18 могут демонстрироваться на каналах персонального доступа по пин-коду, например, Sky Movies в любое время суток. Зрители должны ввести свой пин-код, чтобы посмотреть программу или фильм. При этом должен осуществляться мягкий переход к предназначенному для взрослых материалу, и материал возрастной категории 18 нельзя демонстрировать до 22.001.

Возрастная классификация телепередач

В дополнение к требованиям, установленным OFCOM, некоторые телеканалы утвердили собственные правила:

На британском телевидении применяется система устных предупреждений. Би-би-си и ITV дают вербальные сообщения о наличии вредного или оскорбительного содержания в программах перед их выходом в эфир. Канал 4 включает сообщения о возможном оскорбительном для чувств отдельных зрителей контенте программ после перерыва на коммерческую рекламу, если трансляция программы пересекает «водораздел» между дневным и ночным вещанием.

Телеканал Five (Пятый) для классификации кинофильмов использует свою систему, представляющую собой смесь британской системы классификации кинофильмов БККФ и американской системы классификации кинофильмов MPAA, и, включающую следующие категории:

- категорию «Универсальная» - фильм рекомендован для любого возраста и подходит для семейного просмотра;

- категорию «Сопровождение» - фильм может содержать мягкое насилие, элементы грубой речи и краткую демонстрацию обнаженного тела. Некоторые сцены могут оказаться неподходящими для детей;

- категорию «Предупреждение» - фильм может содержать грубое насилие, демонстрацию секса или раздражающих сцен с контентом «только для взрослых».

Дети и реклама

В Великобритании ограничения затрагивают рекламу,

1 The Ofcom Broadcasting Code - Section 1

которая может оказывать вредное воздействие на физическое, психическое здоровье и нравственность детей или которая использует в своих целях свойственную детям доверчивость. Реклама не должна призывать детей приобретать или просить родителей или других лиц наводить о нем справки или приобретать рекламируемый продукт. Установлены особые правила к рекламе пищевых продуктов, направленные на защиту здоровья, соблюдение правил гигиены, обеспечение безопасности и благопристойности рекламы, включающие ограничения по времени трансляции рекламы алкоголя, лекарственных препаратов и средств для похудения2.

Правила, установленные британской Комиссией по независимому телевидению, запрещают рекламу, которая «поощряет или не придает значения потреблению любой пищи, изображает, что не желательно чистить зубы на ночь, или подстрекает детей потреблять еду и питье, в особенности вязкие сладости перед сном» (правила рекламирования продуктов питания для детей Комиссии по независимому телевидению, Великобритания, 1995 г.). Запрещается реклама, в которой дети залезают на полки, играют вблизи горящего огня или около воды.

В Великобритании действует Кодекс стандартов телевизионной рекламы, в котором есть глава, посвященная правилам распространения рекламы в детских передачах. Реклама в детских передачах или специально созданная для детей не может содержать информацию о товарах и услугах, не предназначенных для детей (например, лекарств, препаратов для похудения, низкокалорийных продуктов). В разрывах детских передач нельзя размещать анонсы передач, не предназначенных для детей, рекламу товаров и услуг, заказываемых по почте, электронной почте, телефону или посредством иных современных средств передачи информации.

Контроль над рекламой

Центр проверки рекламы в вещании (Broadcast Advertising Clearance Centre) осуществляет предварительное одобрение большинства рекламных объявлений, транслируемых на британском телевидении.

Служба по стандартам в рекламе - ASA

Служба по стандартам в рекламе (The Advertising Standards Authority - ASA) является органом регулирования в рекламной сфере. ASA была учреждена в 1962 г. как независимый орган для решения вопросов, связанных с нарушением Кодекса рекламной практики, разработанного Комиссией по рекламной практике.

Рекламодателям, которые нарушают правила, запрещено размещать рекламу в газетах, журналах, на почтовых открытках, путем почтовой рассылки и посредством Интернета. 1 ноября 2004 г. на ASA возложены полномочия по контролю над рекламой при осуществлении вещания. ASA не вправе отзывать лицензию у вещателей за нарушение правил распространения рекламы и обязана обращаться за этим в OFCOM. ASA может осуществлять

2 Правила рекламы для детей 1997 г., разработанные Комиссией по независимому телевидению Великобритании.

мониторинг рекламы и обязана реагировать на жалобы граждан, касающиеся соблюдения законодательства о рекламе.

OFCOM, до таких, как Служба по стандартам в рекламе (ASA), чьи функции по саморегулированию подкреплены законом, вплоть до чистого саморегулирования, осуществляемого Комиссией по жалобам на прессу (PCC) или независимым органом классификации контента (БККФ).

Выводы

В Великобритании отсутствует единый подход к регули-

рованию информационной сферы. Имеется несколько различных уровней регулирования и используются различные механизмы. В некоторых секторах осуществляется жесткое регулирование в соответствии с правилами, установленными специальными законами. Некоторые сектора регулируются общими законодательными нормами. В регулировании участвуют различные органы, от работников комиссии по торговле, которые являются государственными служащими, и правительственных органов, таких как

дет создавать контрольные органы, которые будут разрабатываться новые кодексы практики, создавать органы по обжалованию принятых решений. Таким образом, сформирована сложная система правил и стандартов, которым должны будут соответствовать средства информации (как, например, электронные игры) в зависимости от типа контента и используемой платформы.

С развитием новых средств информации индустрия бу-

Литература

1. Barend. E.M. Broadcasting Law. A Comparative Study. Claredon Press. Oxford. 1995.—268 с.,

2. Millwood Hardgrave Andrea and Sonia Livingstone. Harm and Offence in the Media Conten.F review of the evidence.. Publ. Intellect. Bristol, UK, Portland, OR, USA. 2006.

3. Janice Richardson, Andrea Milwood Hardgrave, Basil Moratille, Sanna Vahtivouri, Dominic Venter, Rene de Vries. The Internet literacy handbook. 2nd edition. Council of Europe, January 2006.

4. Ефимова Л.Л. «Дети и реклама: зарубежный взгляд на npo6neMy».//«Broadcasting». Телевидение и радиовещание». № 5 (73). Август 2008 г. С. 87-89.

5. См. Ефимова Л.Л. Кочерга С.А. Информационная безопасность детей. Российский и зарубежный опыт. Монография. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. -с. 87-120.

6. Рассолов И.М. Информационное право - М.: Изд. ЮРАЙТ, 2015 .

7. Чепурнова Н.М., Ефимова Л.Л. Правовые основы прикладной информатики: учебн. пособие - М.: КУРС : Инфра-М, 2016,- С. 169-172.

8. Чепурнова Н.М., Ефимова Л.Л. Правовые основы информатики: учебн. пособие - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015,- С. 255-263.

9. Кобзева С. Противодействие распространению агрессивной информации. Мировой опыт - М.: Либроком, 2009г., с48-50. Официальные материалы на веб-сайтах:

1. British Board of Film Classification (BBFC) www.bbfc.co.uk

2. https://bbfc.co.uk/what-classification/mobile-content

3. https://bbfc.co.uk/what-classification/online-music-videos

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Internet_Watch_Foundation

5. https://www.asa.org.uk/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.