УДК 342(045) © Дощатов А. А., 2023
Правовое регулирование государственного управления в сфере координации внешнеэкономических и международных связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: проблемы и перспективы развития
Данное научное исследование нацелено на изучение регулирования государственного управления в сфере координации внешнеэкономических и международных связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Эта актуальная исследуемая тема приобретает особую важность в современном мире, поскольку все больше стран и регионов сталкиваются с необходимостью эффективной координации своих внешнеэкономических и международных связей в условиях глобализации и углубления международной интеграции. Международные связи регионов играют важную роль в интеграции Российской Федерации в мировое сообщество, способствуют экономическому развитию и созданию благоприятной инвестиционной среды в Российской Федерации. Эти связи открывают широкие перспективы для российских регионов, помогая им привлекать инвестиции, обмениваться опытом и развиваться в сферах торговли, технологий и культуры. Правовое регулирование в данной сфере играет ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования и развития региональной экономики, защите интересов субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, а также в обеспечении правовой стабильности и предсказуемости для малого и среднего бизнеса и инвесторов.
Ключевые слова: международные и внешнеэкономические связи; федеральные органы публичной власти; органы публичной власти субъектов Российской Федерации; муниципальные образования
Для цитирования: Дощатов А. А. Правовое регулирование государственного управления в сфере координации внешнеэкономических и международных связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований: проблемы и перспективы развития. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(6):39-48.
Антон Александрович Дощатов, студент магистратуры, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Министерство экономического развития Российской Федерации, Москва, Российская Федерация Anton A. Doshchatov, master's student, National Research University Higher School of Economics, Ministry of Economic Development of the Russian Federation, Moscow, Russia [email protected]
АННОТАЦИЯ
ORIGINAL PAPER
Legal Regulation of Public Administration in International and Foreign Economic Relations of the Constituent Entities and Municipalities in Russia: Issues and Growth Prospects
ABSTRACT
The paper studies the regulation of public administration in coordination of foreign economic and international relations of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities. Countries and regions in the modern world are increasingly facing the need to effectively coordinate foreign economic and international relations in globalization and deepening international integration. This research topic holds particular significance in this context. International relations of the regions play an important role in integrating the Russian Federation into the world community, contribute to economic development and create a favorable investment environment in the Russian Federation. These connections open up broad prospects for Russian regions, helping them attract investment, exchange experiences and develop in the areas of trade, technology and culture. Legal regulation in this area plays a key role in ensuring the effective functioning and development of the regional economy, protecting the interests of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities, as well as ensuring legal stability and predictability for small and medium-sized businesses and investors.
Keywords: international and foreign economic relations; federal public authorities; public authorities of the constituent entities of the Russian Federation; municipalities
For citation: Doshchatov A. A. Legal regulation of public administration in international and foreign economic relations of the constituent entities and municipalities in Russia: Issues and growth prospects. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;11(6):39-48.
Введение
В данный момент российские регионы имеют различные возможности осуществлять международные и внешнеэкономические связи с административно-территориальными образованиями зарубежных государств - международные связи регионов создают прочный инвестиционный фундамент для всей Российской Федерации [1, с. 365]. Российские регионы активно развивают сотрудничество с иностранными партнерами по различным направлениям. Это включает торговлю, инвестиции, культурный и научно-технический обмен, развитие туризма и другие сферы. Многие субъекты Российской Федерации устанавливают партнерские отношения с зарубежными регионами, подписывают двусторонние соглашения и создают бизнес-связи.
Такие международные связи позволяют российским регионам привлекать иностранные инвестиции, развивать экспортные и импортные потоки, расширять свой экономический потенциал и содействовать развитию местных предприятий, малого и среднего бизнеса. Кроме того, межрегиональные связи способствуют обмену опытом, трансферу технологий, повышению качества жизни населения региона и укреплению региональных институтов. Важным фактором успешного развития международных связей регионов является наличие устойчивых транспортных, логистических и коммуникационных инфраструктур. Развитие портов, аэропортов, автомобильных и железнодорожных магистралей обеспечивает более эффективное осуществление внешнеэкономической деятельности регионов.
Независимо от санкционного давления в отношении Российской Федерации со стороны ряда недружественных государств (49 государств), перечень которых установлен Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р1, и некоторого сокращения объема экспортно-импортных процессов, отмечаемого в большинстве субъектов Российской Федерации, международная и внешнеэкономическая деятельность субъектов Российской Федерации активно продолжается и наращивает свой потенциал.
Внешнеэкономические и международные связи субъектов Российской Федерации в современных условиях
На данный момент, несмотря на санкционное давление, государственная политика экспорта субъектов Российской Федерации активно развивается и систематизируется. Это свидетельствует о неуклонных усилиях Правительства Российской Федерации в стимулировании роста экспортного потенциала страны и ее национальной экономики.
Одной из главных задач государственной политики внешнего экспорта является укрепление позиций российских регионов на международном рынке. Для этого проводятся целенаправленные работы по содействию экспортным компаниям, а также поддержке их конкурентоспособности. Внедрение передовых технологий, обновление производственной базы и повышение качества товаров и услуг становятся основными ориентирами при формировании стратегии экспорта.
Важным элементом развития экспорта регионов является укрепление международных партнерств и расширение географии поставок. Субъекты Российской Федерации активно взаимодействуют с зарубежными партнерами, заключают долгосрочные контракты и осуществляют совместные проекты. Это способствует развитию взаимообмена опытом, повышению конкуренто-
1 Об утверждении перечня иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.03.2022 № 430-р. Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 11. 14 марта. Ст. 1748.
способности и созданию благоприятных условий для долгосрочного сотрудничества.
В настоящее время развитием экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации занимается акционерное общество «Российский экспортный центр» совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации и региональными органами исполнительной власти, осуществляющие государственное управление в сфере инвестиционной деятельности, поддержки внешнеэкономических связей и экономического развития, разработавшее региональный экспортный стандарт 2.0 - базовый набор взаимосвязанных инструментов для развития и поддержки экспорта, создания инфраструктуры, вовлечения региональных органов публичной власти и бизнес-сообщества в реализацию экспортной политики субъекта Российской Федерации.
Региональный стандарт разработан в соответствии с паспортом федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта», входящего в состав национального проекта «Международная кооперация и экспорт», в целях совершенствования институциональной экспортной среды в субъектах Российской Федерации и внедряется при методологическом сопровождении органов публичной власти субъектов Российской Федерации и Министерства экономического развития Российской Федерации (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 18.02.2021 № 77).
Реализация государственной политики в сфере экспортной деятельности субъектов Российской Федерации в документах стратегического планирования
В целом, государственная политика экспорта субъектов Российской Федерации стремится создать благоприятные условия для развития экспортного потенциала страны. Данные меры по стимулированию экспорта и поддержке экспортных компаний позволяют повышать конкурентоспособность российского бизнеса на международной арене и укреплять позиции России как надежного партнера. При этом сохраняется значительный потенциал роста ре-
гионального экспорта благодаря внедрению лучших практик поддержки экспорта в регионах и дальнейшему совершенствованию региональной экспортной политики. Применение Регионального инвестиционного стандарта АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ) в деятельности исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации для обеспечения благоприятного инвестиционного климата в регионе доказало эффективность такого подхода [2, с. 240].
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 3302 была утверждена государственная программа «Развитие внешнеэкономической деятельности Российской Федерации», целью которой является достижение в рамках реализации национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474)3 показателя усиления позиций в глобальной экономике и повышение вклада внешнеэкономической деятельности Российской Федерации в социально-экономическое развитие нашей страны.
В рамках реализации данной государственной программы происходит улучшение условий и параметров международного экономического сотрудничества для Российской Федерации, обеспечивающее повышение ее роли в мировой экономике и торговой политике. В декабре 2018 г. Советом при Президенте Российской Федерации по национальным проектам и стратегическому развитию был утвержден паспорт национального проекта «Международная кооперация и экспорт», состоящий из нескольких федеральных проектов: «Промышленный экспорт», «Экспорт продукции АПК», «Логистика международной торговли», «Экспорт услуг», «Системные меры развития международной кооперации и экспорта».
2 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности». Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 330. Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 18 (часть IV). 05 мая. Ст. 2174.
3 О национальных целях развития Российской Федерации
до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от
21.07.2020 № 474. Российская газета. 2020. № 159. 22 июля.
Внешнеэкономический и международный статус субъектов Российской Федерации
Внешнеэкономический статус субъекта Российской Федерации - это права и полномочия российских регионов во внешнеэкономической сфере, установленные Федеральным законом от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»4.
Уровень развития и качественные характеристики внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации оцениваются с учетом наличия необходимой правовой и управленческой инфраструктуры международных и внешнеэкономических связей. Для успешного функционирования внешнеэкономической сферы необходимо наличие юридических норм и положений, регулирующих внешнеторговые отношения и инвестиционные процессы. Также важным фактором является наличие эффективной региональной внешнеэкономической стратегии. Эта стратегия должна быть разработана с учетом специфики региона и его потенциала для международного сотрудничества. Она должна определять основные направления и приоритеты развития внешнеэкономической деятельности в рамках данного региона.
Важно отметить, что региональная внешнеэкономическая стратегия должна быть согласована с общегосударственными стратегическими документами, такими как стратегия социально-экономического развития федерального округа и субъекта Российской Федерации, а также государственные программы региона. Синхронизация различных стратегических документов позволяет обеспечить целостность и эффективность внешнеэкономической деятельности региона. Важно, чтобы все документы стратегического планирования учитывали общие цели и задачи развития субъекта Российской Федерации и стремились к их достижению через развитие внешнеэкономической сферы. Таким образом, правовая и управленческая инфраструктура, эффективная региональная внешнеэкономическая стратегия и согласование стратегических документов являются основными факторами, влияющими на
4 О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Федеральный закон от 04.01.1999 № 4-ФЗ. Российская газета. 1999. № 8. 16 января.
уровень развития и качественные характеристики внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации [3, с. 105].
В статье 61 Конституции Республики Татарстан особо акцентируется внимание на международную правосубъектность одной из самых социально-экономически развитой республики Российской Федерации: «Республика Татарстан - суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе Договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения». Более того, в статье 62 подчеркивается, что «Республика Татарстан вступает в отношения с другими государствами, заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представителями, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права» [4, с. 97-98].
В Свердловской области принято Постановление Правительства Свердловской области от 20.06.2019 № 372-ПП «Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года», целью которой является создание эффективной модели внешнеэкономической деятельности региона, способствующей реализации национальных интересов и приоритетов развития Российской Федерации5.
Межрегиональная и внешнеэкономическая деятельность России также направлена на установление и поддержание стратегических партнерств с другими государствами, а также на развитие торгово-экономических связей и обменов в рамках межгосударственных и межрегиональных организаций. Одной из главных задач внешнеэкономической деятельности России является привлечение зарубежных инвестиций, которые не только способствуют развитию национальной экономики, но и создают рабочие места, способствуют технологическому прогрессу и модернизации отраслей промышленности.
Важным аспектом этой деятельности является также налаживание международного сотрудниче-
5 Об утверждении Стратегии развития международных и внешнеэкономических связей Свердловской области на период до 2035 года. Постановление Правительства Свердловской области от 20.06.2019 № 372-ПП. Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. 2019. № 21765. 21 июня.
ства в области науки, техники и инноваций. Россия активно взаимодействует с другими странами, обмениваясь знаниями и опытом, проводя совместные исследования и разработки, а также оказывая поддержку инновационным проектам и стартапам. Межрегиональная и внешнеэкономическая деятельность также связана с участием в международных экономических организациях и форумах, где Россия выступает от имени государства и защищает свои интересы. Участие в таких организациях позволяет России влиять на формирование международной экономической повестки дня, а также принимать активное участие в разработке и принятии международных норм и стандартов.
Межрегиональная и внешнеэкономическая деятельность играет ключевую роль в реализации внешней политики Российской Федерации, способствуя развитию экономики, созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и обмена опытом, а также укреплению стратегических партнерств и международного сотрудничества. Она является неотъемлемой частью стратегии России по интеграции в мировую экономику и обеспечению ее экономического суверенитета [5, с. 20].
Современные регионы Российской Федерации как участники внешнеэкономических связей характеризуются следующими специфическими признаками: особенности регионального правового регулирования внешнеэкономических связей; практически все субъекты Российской Федерации активно сотрудничают с зарубежными государствами и международными организациями; эффективность реализации внешнеэкономических связей российских регионов определяется не их содержанием, а весомостью субъекта Российской Федерации или интенсивностью проводимых «событийных» социально-экономических мероприятий: Международная промышленная выставка «ИННОПРОМ», Международный экспортный форум «Made in Russia»; на региональном экономическом рынке появляются новые участники внешнеэкономических правоотношений, что способствует расширению территориальной сферы международного сотрудничества субъектов Российской Федерации6.
6 Об утверждении Концепции внешней политики Россий-
ской Федерации. Указ Президента Российской Федерации
от 31.03.2023 № 229. Собрание законодательства Российской Федерации. 2023. № 14. 03 апреля. Ст. 2406.
В целях координации деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации по исследуемой тематике в 2003 г. по результатам заседания органа публичной власти, оказывающего содействие по вопросам определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства, Государственного Совета Российской Федерации и поручению Президента Российской был сформирован совещательный орган при Министерстве иностранных дел Российской Федерации - Совет глав субъектов Российской Федерации (далее - Совет глав). Деятельность Совета глав направлена на содействие разработке предложений по реализации внешнеполитическим и внешнеэкономическим документам стратегического планирования Российской Федерации, усиление взаимодействия всех уровней публичной власти, институтов гражданского общества, малого и среднего предпринимательства и выработка рекомендаций по повышению эффективности международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации для обеспечения устойчивого экономического роста по ключевым показателям7.
В августе 2015 г. Указом Президента Российской Федерации от 19.08.2015 № 424 было определено, что Министерство экономического развития Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти осуществляет функции по согласованию проектов соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектами Российской Федерации (горизонтальные и диагональные соглашения)8.
Горизонтальные соглашения - между субъектом Российской Федерации и субъектом или
7 О Совете глав субъектов Российской Федерации при Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Распоряжение Министерства иностранных дел Российской Федерации от 29.04.2003 № 17019/гс. Дипломатический вестник. 2003. № 5.
8 О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление функций, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.01.1999 № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации». Указ Президента Российской Федерации от 19.08.2015 № 424. Российская газета. 2015. № 184. 20 августа.
административно-территориальной единицей иностранного государства (не требуется согласие Правительства Российской Федерации) и диагональные соглашения - между субъектом Российской Федерации и органом публичной власти иностранного государства (требуется согласие Правительства Российской Федерации) (Закон Свердловской области от 02.08.2023 № 79-ОЗ)9.
В случае подготовки диагонального соглашения субъекты Российской Федерации также направляют в Департамент экономического сотрудничества со странами Содружества Независимых Государств Министерства экономического развития Российской Федерации необходимый пакет документов (проекты соглашения и распоряжения Правительства Российской Федерации о его заключении, а также пояснительная записка). Однако наличие такого права не позволяет автоматически считать их субъектами международного права [6, с. 180].
Нормативное регулирование внешнеэкономической и международной деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Говоря о правовом регулировании внешнеэкономических и международных связей регионов, следует обратить внимание на следующее. История зарождения правового воздействия на данную сферу началась не совсем в 1999 г. В 2001 г. в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 № 65-О10, где было отмечено, что не затрагивается право
9 Об утверждении заключения Соглашения между Правительством Свердловской области (Российская Федерация) и Правительством Республики Южная Осетия о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве. Закон Свердловской области от 02.08.2023 № 79-ОЗ. Областная газета. 2023. № 172 (9687). 05 августа.
10 По ходатайству полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном окру-
ге об официальном разъяснении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19.04.2001 № 65-0. Российская газета. 2001. № 91-92. 16 мая.
субъектов Российской Федерации осуществлять международные и внешнеэкономические связи при том условии, что такие связи не затрагивают полномочия Российской Федерации (статья 71 Конституции Российской Федерации) и что их координация определяется федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [7, с. 120].
В 2021 г. Правительством Российской Федерации была предпринята попытка урегулировать международную и внешнеэкономическую деятельность муниципальных образований. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 1101-р11 и письмом Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 № 4099п-П16 в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был внесен законопроект, вносящий изменения в статью 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В пояснительной записке было указано, что органы местного самоуправления могут осуществлять международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральными законами, но при этом порядок осуществления таких связей в действующем законодательстве не определен, и в дополнении к этому, порядок осуществления этих связей регулируется законами субъектов Российской Федерации.
По заключению Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в законопроект требовалось уточнить вопрос соотношения соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления и соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации. По мнению Комитета Государственной Думы по
11 О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.04.2021 № 1101-р. Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 19. 10 мая. Ст. 3256.
региональной политике и местному самоуправлению, для эффективной реализации международного сотрудничества следует не только обеспечить совместную системную работу всех уровней публичной власти, но и участие в этой работе заинтересованных объединений муниципальных образований. Также следует отметить, что для более полного правового регулирования международной деятельности органов местного самоуправления характерны пробелы в части осуществления международного сотрудничества и неопределенность понятийного аппарата. Но данный проект так и остался на бумажном носителе.
В продолжении данной темы следует сказать, что летом 2023 г. в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (глава 9.1) были внесены поправки, устанавливающие полномочия федерального органа исполнительной власти (Министерство экономического развития Российской Федерации) в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, что позволит обеспечить единый подход и избежать неоднородной практики при осуществлении указанных связей муниципальными образованиями12. Данные поправки были разработаны в соответствии с абзацем 5 подпункта 12 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, проведенного 30.01.202013 и пункта 17 поручения Правительства Российской Федерации от 14.03.2020 № ММ-П16-1825.
Из пояснительной записки к данному законопроекту вытекает, что вопросы осуществления международных (внешнеэкономических) связей
12 О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 44 Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». Федеральный закон от 04.08.2023 № 420-ФЗ. Российская газета. 2023. № 174. 08 августа.
13 Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления, проведенного 30.01.2020. Официальные сетевые ресурсы Президента Российской Федерации. URL: http://www. kremlin.ru/acts/assignments/orders/62919 (дата обращения: 05.09.2023).
в рамках межмуниципального сотрудничества регулируются в муниципальных образованиях, в основном в уставах муниципалитетов. Вместе с тем порядок и условия осуществления таких связей в муниципальных образованиях регулируются по-разному из-за правовых пробелов в действующем федеральном законодательстве.
Следует сказать, что публичные институты координации международных и внешнеэкономических связей сформированы во всех субъектах Российской Федерации и входят в структуру высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, но следует сказать что в российских регионах, а именно в структуре органов исполнительной власти, может быть создан специальный отдел/управление/ департамент по координации международных и внешнеэкономических связей (Управление внешнеэкономической деятельности Министерства экономического развития, промышленности и науки Архангельской области, Управление по развитию внешнеэкономических межрегиональных связей Министерства экономического развития Республики Северная Осетия - Алания, Департамент развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края).
При этом в ряде субъектов Российской Федерации: Владимирской (Министерство экономического развития и промышленности Владимирской области), Нижегородской (Министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области), Свердловской (Министерство международных и внешнеэкономических связей Свердловской области, Тверской (Министерство экономического развития Тверской области), Ярославской областях (Отдел международных связей Правительства Ярославской области), Пермском крае (Министерство экономического развития и инвестиций Пермского края), в региональных нормативных правовых актах содержатся рекомендации органам местного самоуправления при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей - последние информируют органы государственной власти субъектов Российской Федерации о визитах иностранных делегаций, о переговорах с зарубежными коллегами, в том числе по заключению различных видов соглашений. Кроме того, распространенной практикой является координация международных связей органов местного самоуправления путем
направления им соответствующих запросов и указаний со стороны отраслевого регионального института.
С принятием данного Федерального закона был установлен порядок осуществления международных и внешнеэкономических связей для всех муниципальных образований, а не только для муниципальных образований, расположенных на территориях приграничных субъектов Российской Федерации.
В ряде субъектов Российской Федерации заместитель высшего должностного лица субъекта Российской Федерации курирует международные и внешнеэкономические связи субъекта Федерации. В данном случае на него возлагаются полномочия по внесению предложений о кандидатуре руководителя органа исполнительного власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего международную и внешнеэкономическую деятельность, главе субъекта Российской Федерации. В соответствии с указом губернатора Свердловской области от 25.01.2023 № 20-УГ один из заместителей губернатора Свердловской области организует деятельность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по выполнению межотраслевого управления в сфере международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации и представляет губернатору Свердловской области кандидатуру на должность министра международных и внешнеэкономических связей Свердловской области и его заместителей14.
Экономические возможности муниципальных образований, и, как следствие,- и реальность самостоятельного функционирования местного самоуправления на определенной территории субъекта Российской Федерации напрямую зависят от имеющихся у них средств местного бюджета. Они же определяются двумя факторами - закрепленными за муниципаль-
14 О полномочиях вице-губернатора Свердловской области, первого заместителя губернатора Свердловской области и заместителей губернатора Свердловской области и распределении обязанностей между членами правительства Свердловской области. Указ губернатора Свердловской области от 25.01.2025 № 20-УГ. Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области. 2023. № 37705. 27 января.
ными образованиями финансовыми и материальными ресурсами, а также возложенными на них полномочиями (перераспределенными полномочиями), которые могут носить преимущественно расходный характер либо способны приносить дополнительные доходы. В частности, в письме Департамента конституционного законодательства, развития федеративных отношений и местного самоуправления Министерства юстиции Российской Федерации от 11.07.2018 № 08-91730/18, ссылаясь на позицию Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, указано, что перераспределение полномочий «является институтом временного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации отдельных полномочий органов местного самоуправления, отнесенных к их компетенции федеральным законом» [8, с. 20].
Следует сказать, что органы местного самоуправления заключают с органами местного самоуправления иностранных государств соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. При этом обязательным условием вступления в силу таких соглашений является их регистрация органами государственной власти субъекта Российской Федерации в территориальном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
В полномочиях органов местного самоуправления находится создание системы, содержащей перечень соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, а высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан сформировать перечень таких соглашений и ежегодно до 1 февраля текущего года направляет такой перечень в Министерство экономического развития Российской Федерации. Следует обратить внимание, что в иностранных государствах содействие в координации международных и внешнеэкономических связей регионов и муниципальных образований осуществляет торговое представительство в иностранных странах. Торговые представительства содействуют развитию внешнеторговых связей Российской Федерации, участвуют в реализации
мероприятий национального проекта «Международная кооперация и экспорт»15.
В августе 2023 г. был подписан Указ Президента Российской Федерации от 25.08.2023 № 642, согласно которому Министерство экономического развития Российской Федерации становится федеральным органом исполнительной власти, ответственным за координацию внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации16. В рамках полученной компетенции Министерство экономического развития Российской Федерации обеспечивает соблюдение принципа единства государственной политики при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации внешнеэкономических связей, осуществляет взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и органами международных межправительственных организаций по вопросам координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации.
Выводы
В ходе исследования были выявлены следующие проблемы в правовом регулировании государственного управления в сфере координации внешнеэкономических и международных связей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Во-первых, в Федеральный закон необходимо внести определенные теоретико-правовые коррективы. Так, следует отграничить термины «международные связи» и «внешнеэкономические связи». На основании использования первых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Министерство иностранных дел Российской Федерации, на основании использования вторых - Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (внести изменения в Положения). Кроме того, названным правовым явлениям нужно дать дефиницию.
15 Об оптимизации системы торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2005 № 401. Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 27. 04 июля. Ст. 2761.
16 Об усилении координации внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 25.08.2023 № 642. Официальный портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ document/0001202308250014 (дата обращения: 05.09.2023).
Во-вторых, следует разграничить компетенцию федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем конкретизации отдельных положений Федерального закона и принятия необходимых определяющих нормативных подзаконных актов [9, с. 68].
В-третьих, представляется целесообразным более четко урегулировать вопросы координации между федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей. В целях обеспечения целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования развития экспортной деятельности в субъектах Российской Федерации рекомендовано разработать и включить в стратегию социально-экономического развития субъекта Российской Федерации раздел об обеспечении благоприятных условий для ведения экспортной деятельности в субъекте Российской Федерации (экспортная стратегия), в котором будут определены приоритеты, цели и задачи по развитию экспортной деятельности в субъекте Российской Федерации на долгосрочную перспективу - применение Регионального инвестиционного стандарта АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ).
В-четвертных, по мнению Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, следует более четко урегулировать вопросы координации между федеральным органом исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправле-
ния при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей.
Вместе с тем в исследовании были выявлены перспективы развития в данной сфере: необходимость разработки и принятия единой системы законодательных актов, включающей нормы, регулирующие государственное управление в сфере координации внешнеэкономических и международных связей (приведение в соответствие Федерального закона от 04.01.1999 № 4-ФЗ и Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ); создание эффективного механизма сотрудничества и координации между органами государственной власти всех уровней и муниципалитетами; улучшение информационной прозрачности и доступности данных о внешнеэкономической и международной деятельности (разработка методических рекомендаций в форме письма Министерства экономического развития Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации).
В результате вышесказанного следует уточнить и порядок участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в согласовании проектов международных договоров, заключаемых Российской Федерацией в случае, если ими затрагиваются полномочия субъектов Российской Федерации. Это можно реализовать путем принятия соответствующего постановления/распоряжения Правительства Российской Федерации. Накопленный в настоящее время опыт координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации вполне может быть обобщен в целях подготовки методических и методологических материалов для субъектов Российской Федерации, что будет способствовать привлечению большего внимания к проблеме разноуровнего и разноскоростного включения субъектов Российской Федерации в международную деятельность.
Список источников
1. Логвинова И. В. Содержание права на осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. Пробелы в российском законодательстве. 2016;(8):363-366.
2. Grinevetskaya T. N. Innovative Systems Influence on the Economic Growth of the Volga Federal District of the Russian Federation. Procedía Economics and Finance. 2015;(24):237-245.
3. Васильев Ф. П. Современные административно-правовые меры в области определения юридических полномочий субъектов Российской Федерации в области внешнеэкономических и иных связей (пресечения коррупционных факторов). Бизнес в законе. 2015;(4):103-107.
4. Шекультиров Б. И. Конституционно-правовое регулирование международной деятельности регионов Российской Федерации. Вестник Адыгейского государственного университета. 2005;(4):96-103.
5. Осавелюк А. М. Проблемы координации деятельности субъектов Российской Федерации. Международная торговля и торговая политика. 2009;(7):19-24.
6. Радченко Ю. А. Реструктуризация «квази-суверенного» долга: международно-правовой дискурс. Правосудие. 2023:5(2):174-192.
7. Бурмейстер В. А. Особенности нормативного регулирования международной деятельности отдельных видов публично-правовых образований. Сибирский юридический вестник. 2018;1(80):115-125.
8. Чаннов С. Е. Перераспределение полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями: правовые и экономические аспекты. Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2020;(3):18-25.
9. Муравьев А. А. Развитие государственного устройства Российской Федерации как фактор совершенствования системы регионального управления. М.: Изд-во РГТЭУ; 2003:68.
References
1. Logvinova I. V. Contents of the right to carry out international and foreign economic relations of the constituent entities of the Russian Federation: Constitutional and legal aspect. Probely к rossijskom zakonodatel'stve = Gaps in Russian legislation. 2016;(8):363-366. (In Russ.).
2. Grinevetskaya T. N. Innovative Systems Influence on the Economic Growth of the Volga Federal District of the Russian Federation. Procedia Economics and Finance. 2015;(24):237-245.
3. Vasiliev F. P. Modern administrative and legal measures in determining the legal powers of the constituent entities of the Russian Federation in the field of foreign economic and other relations (corruption factors suppression). Biznes v zakone = Business in law. 2015;(4):103-107. (In Russ.).
4. Shekultirov B. I. Constitutional and legal regulation of regions' international activities in Russia. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Adygea State University. 2005;(4):96-103. (In Russ.).
5. Osavelyuk A. M. Problems of coordination of activities of the constituent entities of the Russian Federation. Mezhdunarodnaya torgovlya i torgovaya politika = International trade and trade policy. 2009;(7):19-24. (In Russ.).
6. Radchenko Yu. A. Restructuring of "quasi-sovereign" debt: International legal discourse. Pravosudie = Justice. 2023:5(2):174-192. (In Russ.).
7. Burmeister V. A. Regulation features of international activities of certain public legal entities. Sibirskij yuridicheskij vestnik = Siberian Legal Bulletin. 2018;1(80):115-125. (In Russ.).
8. Channov S. E. Redistribution of powers between state bodies of the constituent entities of the Russian Federation and municipalities: Legal and economic aspects. Yuridicheskij vestnik Kubanskogo gosudarstvennogo universiteta = Legal Bulletin of Kuban State University. 2020;(3):18-25. (In Russ.).
9. Muravyov A. A. Development of the state structure of the Russian Federation as a factor in improving the regional governance system. Moscow: Publishing house RGTEU; 2003:68. (In Russ.).