Научная статья на тему 'Правовое регулирование государственно-частного партнерства'

Правовое регулирование государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
395
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ПУБЛИЧНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МУНИЦИПАЛЬНО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ / КОНЦЕССИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шукаева Анна Вячеславовна

Вопросы взаимодействия государства и бизнеса всегда находились в сфере внимания современного демократического правового государства. В статье рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства как эффективного средства реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шукаева Анна Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование государственно-частного партнерства»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА Шукаева А.В.

Шукаева Анна Вячеславовна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра бухгалтерского учета, анализа, финансов и налогообложения, Академия Федеральной службы исполнения наказаний, г. Рязань

Аннотация: вопросы взаимодействия государства и бизнеса всегда находились в сфере внимания современного демократического правового государства. В статье рассмотрены вопросы нормативно-правового регулирования государственно-частного партнерства как эффективного средства реализации инновационной и инвестиционной политики, укрепления экономики, расширения инфраструктуры, реализации масштабных социальных проектов.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, публично-частное партнерство, муниципально-частное партнерство, концессионное соглашение, концессия.

Термин «государственно-частное партнерство» (далее - ГЧП) является дословным переводом английского термина "public-private partnership" (PPP) и давно применяется в странах США и Европы. Во Франции такой опыт сотрудничества государства и бизнеса впервые был реализован еще в 1552 году при постройке канала по концессионному принципу. В Великобритании стоимость объектов частной финансовой инициативы, которая является там основной формой ГЧП, в течение последних 10 лет составляет 24 млрд фунтов стерлингов. По данным британского правительства, такие проекты обеспечивают 17% экономии для бюджета страны [1].

В законе о ГЧП дается следующее определение государственно-частного партнерства: юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера с одной стороны и частного партнера с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенного в соответствии с настоящим федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества [2].

Институт публично-частного партнерства сегодня используется при решении многих вопросов местного значения, в т.ч. вопросов организации электро-, тепло- и водоснабжения, водоотведения, благоустройства территории, строительства и содержания автомобильных дорог местного значения, организации транспортного обслуживания жителей, строительства и содержания муниципального жилого фонда, организации культурно-досуговой деятельности, развития физкультуры и спорта и т.п. Данный инструмент позволяет добиться увеличения объемов внебюджетных средств, направляемых на поддержание и развитие объектов публичной инфраструктуры. В настоящее время в РФ на муниципальном уровне реализуется 1975 проектов публично-частного партнерства (имеются в виду проекты, прошедшие стадию коммерческого закрытия (подписания договора), с объемом предусмотренных в них финансовых обязательств частных инвесторов в размере 144 млрд руб. [3].

Однако осуществление публично-частного партнерства в России сталкивается со значительными сложностями, среди которых можно выделить имманентно присущие (долгосрочность проектов публично-частного партнерства и связанные с этим риски изменения политической и экономической ситуации) и минимизируемые (дефицит подготовленных кадров как на стороне публичных, так и на стороне частных партнеров,

65

сложность процедур принятия решения на всех этапах согласования и реализации проекта, неразвитость правового регулирования как на федеральном, так и на локальном уровне, низкая мотивация участников, отсутствие идеологии партнерства).

В мировой практике сложилось множество разнообразных форм и вариантов реализации партнёрских отношений между государством и бизнесом. Наиболее распространены следующие формы государственно-частного партнёрства.

1) Контракты как административный договор, заключаемый между государством и частной фирмой на осуществление определённых общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространёнными в практике государственно-частного партнёрства считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд.

2) Аренда в её традиционной форме (договор аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между государством и бизнесом в том, что происходит на определённых условиях передача частном партнёру государственного имущества во временное пользование и за определённую плату.

3) Концессия - специфическая форма отношений между государством и частным бизнесом, получает всё большее распространение. Её особенность заключается в том, что государство, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнёра выполнять в течение определённого периода времени оговариваемые в соглашении функции и наделяет его соответствующими правомочиями.

4) Совместные предприятия являются распространённой формой партнёрства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями такой формы партнёрства могут быть акционерные общества или совместные предприятия на долевом участии сторон.

Наиболее распространенная форма взаимодействия власти и бизнеса, которую в муниципальных правовых актах смешивают с муниципально-частным партнерством, это концессионные соглашения. Целью концессионного соглашения, в отличие от соглашения о муниципально-частном партнерстве, является исключительно эксплуатация создаваемого или реконструируемого имущества, что не налагает на партнеров дополнительных обязанностей по повышению качества предоставляемых публичных услуг. Поэтому при практически полной идентичности видов имущества, которое может быть передано частному контрагенту на основании концессии или муниципально-частного партнерства, стороны делают выбор в пользу концессионных соглашений. Другим существенным именно для муниципальных образований фактором, предопределяющим большую распространенность «концессионной модели» является то, что в концессионных соглашениях в качестве частного партнера (концессионера) могут участвовать такие юридические лица, как муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения.

До 2015 г. реализация ГЧП-проектов происходила либо посредством концессионных соглашений, либо посредством соглашений с субъектами РФ. ГЧП-проектов на федеральном, по сути, не существовало. Однако 1 января 2016 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ о ГЧП), закрепляющий возможность заключения ГЧП-проектов на федеральном уровне.

Теперь, государственно-частное партнерство в РФ, регулируется тремя группами законодательных актов:

1) ФЗ о ГЧП;

2) Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - «ФЗ о концессионных соглашениях») [4];

66

3) законы субъектов о государственно-частном партнерстве, которые не противоречат ФЗ о ГЧП.

В соглашения о ГЧП теперь может включаться условие об обеспечении публичным партнером эксплуатации объекта соглашения в случае, если частный партнер осуществляет только техническое обслуживание. Перечень объектов соглашения о ГЧП дополнен имущественными комплексами, предназначенными для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности. Сокращены со 180 до 90 дней сроки оценки эффективности проекта и определения его сравнительного преимущества. Поправками предусмотрена возможность передачи частному партнеру иного имущества, не входящего в объект соглашения, но образующего с ним единое целое или предназначенное для осуществления деятельности по соглашению о ГЧП. Уточнены требования, предъявляемые к профессиональным, деловым качествам заявителей, в соответствии с которыми проводится предварительный отбор участников конкурса на право заключения соглашения о ГЧП. Продлен до 1 января 2025 года срок приведения региональных и муниципальных нормативных правовых актов в соответствие с Законом о ГЧП.

Хотелось бы надеяться, что в рамках нового законодательства потенциал государственно-частного партнерства будет использован в полной мере.

Список литературы

1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства. / Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wbase.duma.gov.ru/ /(дата обращения: 01.12.2017).

2. Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. № 29 (часть I). Ст. 4350.

3. Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016 - 2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. С. 3.

4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005. № 30 (часть II). Ст. 3126.

5. Агроскин В. О кооперации: Три вопроса о частно-государственной кооперации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http:// www.prompolit.ru. (дата обращения: 11.11.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.