Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫЕ ОРГАНИЗМЫ / ПРАВО / СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ / ЕС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Коданева Светлана Игоревна

В статье представлены основные положения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обращения с ГМО в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Показано, что это регулирование основано на принципе предосторожности и имеет определенную специфику в зависимости от способа использования ГМО, а также учитывая последствия для правовой системы Великобритании ее выхода из ЕС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Коданева Светлана Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF GENETICALLY MODIFIED ORGANISMS IN THE UNITED KINGDOM OF GREAT BRITAIN AND NORTHERN IRELAND

This article presents the main provisions of regulatory legal acts regulating the handling of GMOs in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. It is shown that this regulation has certain specifics depending on the method of using GMOs, as well as taking into account the consequences for the legal system of the UK of its withdrawal from the EU.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ»

УДК 604.6; 340.5; 349.6

DOI: 10.31249/rgpravo/2022.04.11

КОДАНЕВА С.И.1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ОРГАНИЗМОВ В СОЕДИНЕННОМ КОРОЛЕВСТВЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ И СЕВЕРНОЙ ИРЛАНДИИ. (Статья).

Аннотация. В статье представлены основные положения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обращения с ГМО в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. Показано, что это регулирование основано на принципе предосторожности и имеет определенную специфику в зависимости от способа использования ГМО, а также учитывая последствия для правовой системы Великобритании ее выхода из ЕС.

Ключевые слова: генетически модифицированные организмы; право; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии; ЕС.

KODANEVA S.I. Legal regulation of genetically modified organisms in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. (Article).

Abstract. This article presents the main provisions of regulatory legal acts regulating the handling of GMOs in the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland. It is shown that this regulation has certain specifics depending on the method of using GMOs, as well as taking into account the consequences for the legal system of the UK of its withdrawal from the EU.

Keywords: genetically modified organisms; law; United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland; EU.

1 Коданева Светлана Игоревна, ведущий научный сотрудник отдела правоведения ИНИОН РАН, кандидат юридических наук.

130

Для цитирования: Коданева С.И. Правовое регулирование генетически модифицированных организмов в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии. (Статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература : ИАЖ. Сер. 4: Государство и право. - 2022. - № 4. - С. 130-140. Б01: 10.31249/г^гауо/2022.04.11

В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (далее - Великобритания) под генетически модифицированными организмами (далее - ГМО) понимаются растения и животные (бесклеточное, одноклеточное или многоклеточное существо), генетический состав которых был изменен с использованием методов биотехнологии для получения растений, животных и микроорганизмов с определенными качествами. При этом не имеет значения, был ли изменен генетический материал самого существа или оно унаследовало модифицированные гены1. Генетически модифицированными в Великобритании признаются как отдельные клетки и ткани, так и живой организм целиком, а также продукты, предлагаемые к продаже. Под генетически модифицированными продуктами понимаются продукты, которые содержат ГМО, состоят или произведены из ГМО2. Это могут быть продукты питания, корма для животных, вакцины, семенной или лесопосадочный материал и т.д.

Само по себе использование и продажа ГМО и произведенных из них продуктов в Великобритании не запрещено. Однако правовое регулирование этой страны исходит из признания необходимости устранения любых рисков причинения использованием ГМО, особенно сопровождающимся выпуском модифицирован-

3

ных организмов в окружающую среду , вреда здоровью человека и окружающей среде. Кроме того, учитывается, что живые модифи-

1 См.: Environmental Protection Act 1990 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1990/43/ contents (дата обращения: 04.07.2022).

2 См.: Genetically modified organisms authorisation guidance // Food Standard Agency. - URL: https://www.food.gov.uk/business-guidance/genetically-modified-organisms-authorisation-guidance (дата обращения: 04.07.2022).

3 Живой организм считается выпущенным в окружающую среду и в том случае, если он находится на или в человеке или животном (например, привитый генетически-модифицированный вирус).

131

цированные организмы, независимо от того, выпущены ли они в окружающую среду в больших или малых количествах для экспериментальных целей или в качестве коммерческих продуктов, могут размножаться в окружающей среде, последствия чего для окружающей среды могут быть необратимыми.

Это означает, что при обращении с ГМО необходимо соблюдать определенную осторожность. Поэтому законодательство Великобритании содержит превентивные меры, направленные на предотвращение рисков для окружающей среды и человека. При этом существуют особенности правового регулирования, обусловленные способом использования ГМО и распределением соответствующих полномочий между уровнями власти.

Так, существует три способа использования ГМО:

1) использование в закрытых помещениях - в лабораториях при создании ГМО и проведении научных исследований;

2) пробный выпуск ГМО - ограниченное распространение ГМО, в основном, в исследовательских целях (например, высаживание генно-модифицированных семян на специальных экспериментальных полях или тестирование вакцины, созданной с использованием генно-модифицированных вирусов, на добровольцах);

3) массовое распространение ГМО - продажа генетически-модифицированных продуктов потребителям.

В отношении каждого из указанных способов использования ГМО существует отдельное законодательство. При этом еще одной особенностью является то, что, с одной стороны, вопросы, связанные с использованием и распространением ГМО, регулируются на уровне Евросоюза (членом которого Великобритания была до 1 февраля 2020 г.). При этом в соответствии с правом ЕС, решения о допуске на рынок продуктов, содержащих ГМО, принимались на уровне Союза и являлись обязательными для всех государств-членов. Что касается вопросов производства ГМО, в том числе выращивания модифицированных растений и животных, а также научных исследований в данной сфере, включая пробные выпуски ограниченного объема ГМО в окружающую среду в научных целях, то за членами ЕС сохранялось право самостоятельно решать, разрешать ли подобную деятельность на своей территории.

В самой Великобритании данная сфера частично считается «переданной компетенцией», т.е. подлежащей регулированию на

132

уровне регионов - Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии. Это касается правил содержания ГМО в закрытых помещениях и продажи генетически модифицированных продуктов, за исключением продуктов питания и кормов для животных.

После выхода из состава Евросоюза Великобритания столкнулась с крайне сложной проблемой - необходимостью оперативно сформировать собственное правовое регулирование по тем вопросам, которые до этого регулировались на уровне ЕС. Поскольку сделать это в сжатые сроки (пока длилась процедура выхода) было невозможно, правительство страны приняло решение признать соответствующие акты ЕС источниками национального права, внеся в них необходимые технические правки.

В результате в стране сложилась ситуация, при которой все ранее выданные в Евросоюзе разрешения на импорт и продажу продуктов с ГМО продолжают действовать на территории всей Великобритании до истечения срока разрешения (такие разрешения выдаются в ЕС на 10 лет). Новые разрешения на выведение на рынок продуктов с ГМО, а также переоформление тех, у которых истек срок действия, нужно получать в уполномоченных органах. В отношении продуктов питания и кормов для животных таким органом является Агентство по пищевым стандартам Великобритании. После специальной процедуры оценки, которая длится не менее года, Агентство выдает разрешение на продажу генетически-модифицированных продуктов и кормов на территории страны. В настоящее время в реестр Агентства включены 234 продукта1.

В отношении всех остальных генно-модифицированных продуктов разрешения выдают органы власти каждого региона: Департамент окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства (в отношении Англии), Министерство сельского хозяйства, окружающей среды и сельских дел Северной Ирландии, Правительства Шотландии и Уэльса.

При этом юридический статус Северной Ирландии отличается от статуса других регионов, поскольку в соответствии с Про-

1 См.: GMO authorisations // Food Standards Agency. - URL: https://data. food.gov.uk/regulated-products/gmo_authorisations (дата обращения: 04.07.2022).

133

токолом по Северной Ирландии1, подписанным в процессе выхода Великобритании из ЕС, Северная Ирландия осталась в единой таможенной зоне ЕС. С юридической точки зрения это означает, что, если Великобритания изменит процедуры выдачи разрешений на продажу или импорт ГМО, в Северной Ирландии право ЕС будет продолжать действовать в полном объеме.

Таким образом, в сфере ГМО правовую базу в Великобритании составляют международные конвенции (Конвенция о биологическом разнообразии вместе с Картахенским протоколом по биобезопасности), национальное законодательство (Акт об охране окружающей среды (Environmental Protection Act 1990)2 и подзаконные акты), применимое право ЕС с изменениями, внесенными уполномоченными органами Великобритании в процессе брекси-та: Директива Европейского парламента и Совета 2001/18/EC о преднамеренном выпуске в окружающую среду генетически модифицированных организмов и отмене Директивы Совета 90/220/EEC; Регламент Европейского парламента и Совета N 1946/2003 от 15 июля 2003 г. о трансграничном перемещении генетически модифицированных организмов; Регламент Европейского парламента и Совета N 1829/2003 от 22 сентября 2003 г. о генетически модифицированных продуктах питания и кормах; Регламент Европейского парламента и Совета N 1830/2003 от 22 сентября 2003 г., касающийся отслеживаемости и маркировки генетически модифицированных организмов и отслеживаемости пищевых продуктов и кормов, произведенных из генетически модифицированных организмов, и внесения изменений в Директиву 2001/18/ EC; Регламент Европейской комиссии N 65/2004 от 14 января 2004 г. о создании системы для разработки и присвоения уникальных идентификаторов генетически модифицированным организмам; Регламент Европейской комиссии N 641/2004 от 06.04.2004 г. о подробных правилах применения Регламента (ЕС) N 1829/2003 Европейского

1 PROTOCOL ON IRELAND/NORTHERN IRELAND // сайт правительства Великобритании. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploa ds/system/uploads/attachment_data/file/840230/Revised_Protocol_to_the_Withdrawal_ Agreement.pdf (дата обращения 04.07.2022).

2 Environmental Protection Act 1990 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1990/43/contents (дата обращения 04.07.2022).

134

парламента и Совета в отношении заявки на получение разрешения на новые генетически модифицированные продукты питания и корма, уведомления о существующих продуктах и случайном или технически неизбежном присутствии генетически модифицированного материала, который выиграл от благоприятной оценки риска; Имплементационный регламент Европейской комиссии N 503/2013 от 3 апреля 2013 г. о заявках на получение разрешения на генетически модифицированные продукты питания и корма в соответствии с Регламентом (ЕС) N 1829/2003 Европейского парламента и Совета и о внесении изменений в Регламенты Комиссии (ЕС) N 641/2004 и (ЕС) N 1981/2006 и др.

Помимо этих актов, как было указано выше, каждый регион принимает собственные правовые акты по таким вопросам, как контроль за распространением. Например, Официальные правила контроля за здоровьем растений и генетически модифицированными организмами в Англии, утвержденные в 2019 г. Государственным секретарем по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства1; Правила использования генетически модифицированных организмов в закрытых помещениях, утвержденные в 2015 г. Департаментом предпринимательства, торговли и инвестиций Северной Ирландии2; Правила отслеживания и маркировки генетически модифицированных организмов, утвержденные в 2005 г. Национальной Ассамблеей Уэльса3, а также Правила трансграничного перемещения генетически модифицированных организмов, принятые в 2005 г. Правительством Шотландии4.

1 The Official Controls (Plant Health and Genetically Modified Organisms) (England) Regulations 2019 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2019/1517 (дата обращения 04.07.2022).

2 The Genetically Modified Organisms (Contained Use) Regulations (Northern Ireland) 2015 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legislation.gov.uk/nisr/2015/339 (дата обращения 04.07.2022).

3 The Genetically Modified Organisms (Traceability and Labelling) (Wales) Regulations 2005 // Официальный портал законодательства Великобритании. -URL: https://www.legislation.gov.uk/wsi/2005/1914 (дата обращения 04.07.2022).

4 The Genetically Modified Organisms (Transboundary Movements) (Scotland) Regulations 2005 // Официальный портал законодательства Великобритании. -URL: https://www.legislation.gov.uk/ssi/2005/316 (дата обращения 04.07.2022).

135

В случае выведения генетически модифицированных продуктов на рынок, такие продукты должны иметь специальную маркировку, содержащую слова «Этот продукт содержит генетически модифицированные организмы». Кроме того, в стране создана система отслеживания производства и распространения этих продуктов с целью управления рисками в соответствии с принципом предосторожности. Это означает постоянный мониторинг перемещения генетически модифицированных продуктов и их воздействия на окружающую среду и здоровье человека, которое должно позволить оперативно обнаружить неблагоприятное воздействие, причиненное ГМО.

Лицо, получившее разрешение на продажу модифицированных продуктов, должно регулярно предоставлять в уполномоченный орган отчеты о воздействии этих продуктов на окружающую среду и здоровье человека. В случае если появится информация о рисках, связанных с ГМО, для здоровья человека или окружающей среды, заявитель должен немедленно уведомить об этом уполномоченный орган и принять все необходимые меры для защиты здоровья человека и окружающей среды. Кроме того, в этом случае проводится оценка выявленного риска, по результатам которой разрешение на торговлю соответствующим продуктом может быть аннулировано.

Правовое регулирование хранения ГМО в закрытых помещениях, принятое четырьмя регионами Великобритании, в целом совпадает, поскольку основано на общем подходе, согласно которому лицо, подающее заявление с просьбой выдать разрешение на хранение ГМО, должно предварительно убедиться в полной безопасности этого и обеспечить ее в дальнейшем. Для этого оно должно постоянно проводить мониторинг за рисками, связанными с ГМО, используя самые современные технологии. При обнаружении новых, ранее неизвестных рисков, такое лицо обязано немедленно предпринять все необходимые меры по их устранению, вплоть до утилизации ГМО, а также сообщить о них в уполномоченный орган1.

1 См.: The Genetically Modified Organisms (Contained Use) Regulations 2014 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legis lation. gov.uk/uksi/2014/1663 (дата обращения: 17.07.2022).

136

Что касается пробного выпуска ГМО в окружающую среду в научных целях, то в соответствии с действующим в Великобритании законодательством признается необходимость его осуществления в процессе исследований. Более того, генетически модифицированные продукты не могут поступать в продажу без предварительного проведения полевых испытаний на стадии исследований и разработок в экосистемах, на которые может повлиять их использование. При этом пробные выпуски должны проводиться по принципу «шаг за шагом», т.е. масштабы распространения ГМО должны увеличиваться постепенно и только в том случае, если оценка предыдущих шагов с точки зрения защиты здоровья человека и окружающей среды указывает на то, что можно предпринять следующий шаг.

Заинтересованное научное учреждение должно обратиться с заявлением с просьбой выдать разрешение на пробный выпуск ГМО в окружающую среду в исследовательских целях. При этом законодательство страны содержит требование о предварительной оценке всех возможных рисков, связанных с выпуском ГМО в окружающую среду. Соответственно, заявление должно содержать всю имеющуюся информацию о модифицированных организмах (включая использованные методы модификации, характеристики использованных для модификации организмов и полученных генов, способы, особенности и сроки их воспроизводства, потенциальные масштабы распространения, например расстояние, на которое могут распространиться пыльца или семена растения естественным путем); место (адрес) и масштаб выпуска ГМО в окружающую среду (например, информацию о близости места распространения ГМО к официально признанным биотопам или охраняемым территориям, о местном климате, экосистеме, включая флору и фауну, потенциальном воздействии ГМО на них, о площади поля, которое предполагается засеять, и т.д.)1.

В заявлении также должны быть указаны сроки и цели выпуска ГМО в окружающую среду; то, каким образом в будущем планируется использовать ГМО (например, если это тестирование

1 См.: Environmental Protection Act 1990 Op. cit.; Genetically Modified Organisms (Deliberate Release) Regulations 2002 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2002/2443/ contents/made (дата обращения: 17.07.2022).

137

новой вакцины на добровольцах, то должно быть указано, что ГМО тестируется для последующего использования в составе вакцины).

Наконец, заявление обязательно должно содержать оценку экологического риска (включая риски от естественного скрещивания с другими ГМО, с иными организмами в экосистеме, где оно обычно выращивается, включая информацию о токсическом воздействии на людей, животных и другие организмы, а если организм изначально завезен из другого региона, то все его характеристики, включая информацию о естественных хищниках, паразитах, конкурентах и симбионтах), если модифицированным является растение, то информацию о потенциальном влиянии на традиционную сельскохозяйственную практику.

Заявитель должен описать методы исследования поведения ГМО в окружающей среде, мониторинга воздействия ГМО на окружающую среду, его прослеживаемости (обнаружения и идентификации ГМО), информацию о предпринимаемых мерах обеспечения безопасности исследований, а также о мерах реагирования на возможные чрезвычайные ситуации и об утилизации ГМО после окончания исследования1.

Соответствующее решение принимает Государственный секретарь, в компетенцию которого входят вопросы охраны окружающей среды. Свои решения он принимает на основе заключений Консультативного комитета по выбросам в окружающую среду (Advisory Committee on Releases to the Environment) - специально созданного органа для экспертизы заявок на пробный выпуск ГМО в окружающую среду. Таким образом, все запросы от научных лабораторий на выдачу им разрешения на выпуск ГМО в окружающую среду, такие как испытания ГМ-культур или клинические испытания ГМ-вакцин, направляются Государственным секретарем в Консультативный комитет, который оценивает их на предмет возможных рисков для здоровья человека или окружающей среды. По результатам рассмотрения комитет публикует отчет, в котором излагаются выводы по заявке и рекомендации правительству

1 См.: Environmental Protection Act 1990 Op. cit.; Genetically Modified Organisms (Deliberate Release) Regulations 2002 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2002/2443/ contents/made (дата обращения: 17.07.2022).

138

одобрить или отклонить запрос. В случае положительного заключения отчет также содержит рекомендации относительно условий выпуска ГМО в окружающую среду и мер мониторинга за последствиями такого выпуска. При этом законодательство содержит требование к заявителю не только постоянно проводить такой мониторинг, но также постоянно совершенствовать его методы с учетом появления новых технических возможностей и в случае появления ранее не обнаруженного риска для окружающей среды или здоровья человека незамедлительно информировать об этом уполномоченные органы.

По окончании исследования (или этапа исследования) заявитель должен предоставить отчет государственному секретарю с информацией о выявленном воздействии ГМО на окружающую среду и/или здоровье человека1.

Согласно официальному сайту правительства Великобритании, за 2019-2022 гг. Консультативный комитет опубликовал 12 от-четов2, а Государственный секретарь за этот же период выдал 14 разрешений на ограниченный выпуск ГМО в окружающую среду в

3

научных целях .

До получения разрешения заявитель не вправе осуществлять выпуск ГМО в окружающую среду. За нарушение этого запрета, также как иных требований законодательства в отношении обеспечения безопасности хранения и распространения ГМО предусмотрена уголовная ответственность (до 20 тыс. фунтов стерлингов и до пяти лет лишения свободы).

В распоряжении Государственного секретаря находится штат инспекторов, которые могут заходить на территорию любой организации, если у них есть основания полагать, что там находят-

1 См.: Environmental Protection Act 1990 Op. cit.; Genetically Modified Organisms (Deliberate Release) Regulations 2002 // Официальный портал законодательства Великобритании. - URL: https://www.legislation.gov.uk/uksi/2002/2443/ contents/made (дата обращения: 17.07.2022).

2 См.: ACRE: advisory reports on requests to release genetically modified organisms. - URL: https://www.gov.uk/government/collections/advisory-reports (дата обращения: 04.07.2022).

3 См.: Genetically modified organisms: applications, decisions and notifications. - URL: https://www.gov.uk/government/collections/genetically-modified-orga nisms-applications-and-consents (дата обращения: 04.07.2022).

139

ся ГМО и есть риск нанесения ущерба окружающей среде и/или здоровью человека, с целью проверки условий хранения или распространения модифицированных организмов. Инспекторы могут брать пробы, проводить все необходимые исследования на месте, либо изымать (и при необходимости обезвреживать) любые подозрительные вещества и организмы, а также изымать всю необходимую информацию с компьютеров организации1.

Таким образом, в Великобритании реализуется подход к изучению ГМО и их использованию в научных и коммерческих целях, основанный на принципе предосторожности.

1 См.: ЕпуичжтепЫ РЮеейоп Ай 1990. Ор. ей.

140

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.