Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1072
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАСТЕР-ФРАНШИЗА / АФФИЛИРОВАННОЕ ЛИЦО ФРАНЧАЙЗИ / СОГЛАШЕНИЕ О РАЗВИТИИ / ДОКУМЕНТ РАСКРЫТИЯ / ФРАНЧАЙЗИНГОВОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СУБФРАНЧАЙЗИНГОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Булгакова Д.А.

В статье рассматриваются понятие и определение договора франчайзинга, его международно-правовое регулирование различными авторитетными и популярными организациями, а также международными нормативно-правовыми актами. Существующие на сегодняшний день международные акты, целью которых является правовое регулирование франчайзинговые отношений, носят целиком рекомендательный характер, не имея обязательной силы для субъектов данных отношений. Таким образом, в данное время возникает необходимость унифицированного международно - правового регулирования франчайзинговых отношений, иначе говоря создание единообразных правил ведения франчайзингового бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 330

Д.А. Булгакова

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

В статье рассматриваются понятие и определение договора франчайзинга, его международно-правовое регулирование различными авторитетными и популярными организациями, а также международными нормативно-правовыми актами.

Существующие на сегодняшний день международные акты, целью которых является правовое регулирование франчайзинговые отношений, носят целиком рекомендательный характер, не имея обязательной силы для субъектов данных отношений. Таким образом, в данное время возникает необходимость унифицированного международно - правового регулирования франчайзинговых отношений, иначе говоря создание единообразных правил ведения франчайзингового бизнеса.

Ключевые слова: мастер-франшиза, аффилированное лицо фран-чайзи, соглашение о развитии, документ раскрытия, франчайзинговое предприятие, субфранчайзинговое соглашение.

Несмотря на большую распространенность франчайзинга во всем мире, унифицированного международно-правового регулирования отношений по франчайзингу все еще нет. Попытки определения договора международного франчайзинга и его регулирования были предприняты различными международными организациями, в частности, Всемирной организацией интеллектуальной собственности, Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА), Международной торговой палатой МТП), Европейской Федерацией Франчайзинга и другими [1].

На данный момент международное регулирование франчайзинговых отношений представлено следующими документами: Руководством ВОИС по франчайзингу (The WIPO Guideon Franchising, 1994); Европейским Кодексом Этики Европейской Федерации Франчайзинга; Руководством к договорам международного мастер-франчайзинга (Guideto International MasterFranchise Arrangements, 1998) и Модельным законом о раскрытии информации по договору франчайзинга (TheModel Franchise Disclosure Law, 2002.); Типовым контрактом международного франчайзинга (The ICC Model International Franchising Contract, 2000, публикация МТП № 557).

Разберем определения договора международного франчайзинга и его регулирования популярными и авторитетными международными организациями.

В 1994 году Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) было подготовлено Руководство ВОИС по франчайзингу (The WIPO GuideonFranchising). В нем хранится определение договора франчайзинга как соглашения, по которому одно лицо (франчайзер), которое разработало систему ведения определенного бизнеса (франчайзинговая система), разрешает другой стороне (франчайзи) применить предоставленную систему согласно с указаниями франчайзера за назначенное вознаграждение. Соответственно п. 19 Руководства франчайзинговая система является комплексом прав интеллектуальной собственности, который включает одну или более марок, торговых имен, промышленных дизайнов, изобретений и объектов авторского права, а также ноу-хау и торговых секретов, которые используются для продажи товаров или предоставления услуг конечным пользователям [1].

Значимое определение франчайзинга для стран Европейского сообщества содержится в Европейском этическом кодексе франчайзинга принятым Европейской Федерацией Франчайзинга. Европейская Федерация Франчайзинга (European Franchise Federation - EFF) была основана в 1972 году в Брюсселе, является некоммерческой международной ассоциацией, членами которой являются Национальные ассоциации франчайзинга из 20 европейских стран: Британия, Австрия, Бельгия, Греция, Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Италия, Нидерланды, Польша, Португалия, Сербия, Словения, Швеция, Швейцария и Турция. Ее миссия и основные цели:

1) помощь формированию франчайзинга в Европе;

2) представлять интересы франчайзинга в международных организациях (Европейская комиссия, Европейский Парламент и т.д.);

3) продвигать и представлять европейского франчайзинга и его членов на международной арене;

© Булгакова Д.А., 2017.

4) обмениваться информацией и документацией между национальными ассоциациями франчайзинга стран Европы и других континентов [2].

Данная ассоциация приняла Европейский Этический Кодекс Франчайзинга, в котором зафиксированы главные положения о франчайзинге. В Кодексе предоставлено определение франчайзинга: «Франчайзинг - это система продвижения на рынке товаров и/или услуг и/или технологии; основывающаяся на тесном и продолжительном сотрудничестве между юридически и финансово независимыми предприятиями; Франчайзером и Франчайзи; при помощи которой Франчайзер предоставляет Франчайзи право и поручает обязанность реализовывать предпринимательскую деятельность согласно с концепцией и стратегией Франчайзера. Данное право управомачивает и обязывает Франчайзи в обмен на прямое или косвенное встречное финансовое удовлетворение применить фирменное наименование и/или товарный знак и/или знак» обслуживания, ноу-хау, деловые и технологические методы, производственные процессы и иные права промышленной и/или интеллектуальной собственности франчайзера, которые поддерживаются оказанием, деловой и технической помощи, в рамках и в течение срока действия- договора франчайзинга, который заключен сторонами» (ст.1) [3]. В Кодексе объясняться, что Франчайзер есть учредитель франшизной сети, которая состоит из него самого и Индивидуальных Франчайзи, для которых Франчайзер является долговременным наставником. (ст. 2.). По кодексу Франчайзер должен: удачно разрабатывать концепцию бизнеса в течение разумного периода времени и по крайней мере в одной опытной единице до начала своей франшизной сети; находиться собственником или иметь законное право на использование торгового наименования, товарного знака или иного отличительного обозначения своей сети; обязан обеспечивать отдельному Индивидуальному Франчайзи первоначальное обучение и постоянную коммерческую и/или техническую помощь в течение всего срока действия соглашения. Индивидуальный Франчайзи должен: применять все усилия для развития франшизного бизнеса и для поддержания общего единства и репутации франшизной сети; оснащать Франчайзера испытанной текущей информацией для облегчения определения исполнения и финансового состояния, которые необходимы для эффективного административного руководства, а также предоставлять Франчайзеру и/или его агентам доступ в помещения Индивидуального Франчайзи и документы по просьбе Франчайзера и в разумные сроки; не разглашать третьим лицам ноу-хау, переданное Франчайзером, ни в течение срока действия, ни после прекращения действия соглашения. (ст 2.3.) [3].

В Кодексе дано определение франшизного соглашения. Франшизное соглашение обязано соответствовать национальному законодательству, праву Европейского Сообщества и настоящему Этическому Кодексу. (ст. 5.1.) Соглашение обязано отображать интересы членов франшизной сети в защите прав промышленной и интеллектуальной собственности Франчайзера и в поддержании общего единства и репутации франшизной сети. Каждое из соглашений и всех договорных условий, которые связаны с отношениями по франчайзингу, обязаны быть написаны или переведены присяжным переводчиком на официальный язык страны, где находится Индивидуальный Франчайзи, а подписанное соглашение следует передать Индивидуальному Франчайзи. (ст. 5.2.).

В рамках международных организаций осуществляется работа по унификации норм по франчайзингу. С1985 по 2002 гг. Международным институтом по унификации частного права (УНИДРУА) был проведен всесторонний анализ развития франчайзинга и существующих законов различных стран. В 1998 году УНИДРУА было разработано Руководство к договорам международного мастер-франчайзинга (Guideto International MasterFranchise Arrangements, 1998) и в 2002 году Модельный закон о раскрытии информации по договору франчайзинга (The Model Franchise Disclosure Law, 2002.) [1].

В Руководстве к договорам международного мастер-франчайзинга 1998 года разнообразны отношения по мастер-франчайзингу, которые основываются на формировании соглашения между франчайзером и суб-франчайзером, которое позволяет последнему заключать договоры франчайзинга с суб-франчайзи. Суб-франчайзер действует как франчайзер на территории иностранного государства, где ему дано указанное право. В Модельном законе о раскрытии информации по договору франчайзинга 2002 года, анализированы преддоговорные отношения по раскрытию информации франчайзером. Данный Закон способен быть применен как к внутреннему, так и к международному франчайзингу, к различным видам договора франчайзинга (единичный договор о франчайзинге, мастер-франчайзинг, соглашение о развитии) и к новым формам.

Модельный закон о раскрытии информации употребляет термин «франшиза». Франшиза есть право, которое предоставлено одной стороной (франчайзером), которое уполномочивает и обязывает иную сторону (франчайзи) в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию реализовывать предпринимательскую деятельность по продаже товаров или оказанию услуг от своего имени, но по системе, которая разработана франчайзером. Подобная система включает в себя ноу-хау и содействие со стороны франчайзера, предписывает основные приемы и способы, которыми должна исполняться деятельность,

предусматривает текущий контроль со стороны франчайзера и использование товарного знака, знака обслуживания, фирмы или логотипа, которые принадлежат франчайзеру. Под понятие франшизы также подпадают права, которые предоставлены франчайзером субфранчайзеру согласно с соглашением о мастер -франчайзинге; права, предоставленные субфранчайзером субфранчайзи согласно с субфранчайзинговым соглашением; права, предоставленные франчайзером другой стороне согласно с соглашением о развитии. Статья 1 Модельного закона назначает сферу применения Закона: «Данный Закон используется к франшизам, которые будут снова предоставлены либо восстановлены в рамках одного или нескольких франшизных предприятий на определенной территории». Подметим, что российские законодатели способны вполне использовать эту модель для его принятия, применяя международный франчайзинговый опыт. Это в максимальной степени будет содействовать будущему развитию франчайзинга в России.

Закон УНИДРУА разбирает следующие определения в области франчайзинга [4]:

1) аффилированное лицо франчайзи — физическое либо юридическое лицо, которое прямо или косвенно управляет либо управляется франчайзи или находится под контролем иного субъекта, который управляет франчайзи;

2) аффилированное лицо франчайзера — физическое либо юридическое лицо, которое прямо или косвенно управляет либо контролируется франчайзером или иным субъектом, который управляет франчайзером;

3) соглашение о развитии — соглашение, согласно с которым в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию франчайзер дает иной стороне право купить более чем одну франшизу в рамках одной и той же франшизной системы;

4) документ раскрытия — документ, хранящий информацию, раскрытие которой является обязательным согласно с требованиями закона;

5) франшиза — право, которое предоставлено одной стороной (франчайзером), дающее полномочия и обязывающее иную сторону (франчайзи) реализовывать в обмен на прямую или косвенную финансовую компенсацию предпринимательскую деятельность по продаже товаров или оказанию услуг от своего имени, но по системе, которая разработана франчайзером, и включающее в себя «ноу-хау» и содействие со стороны франчайзера, предписывающее основные приемы и способы, которыми обязана реализовы-ваться деятельность, осуществляет текущий контроль со стороны франчайзера и использование товарного знака, знака обслуживания, фирмы или логотипа, которые принадлежат франчайзеру. Под понятие франшизы также подпадают права, которые предоставлены франчайзером субфранчайзеру согласно с соглашением о мастер- франшизе; права, данные субфранчайзером субфранчайзи согласно с субфранчайзинговым соглашением; права, данные франчайзером второй стороне согласно с соглашением о развитии.

6) франчайзинговое соглашение — соглашение, согласно с которым дается франшиза;

7) франчайзинговое предприятие — предприятие, контролируемое франчайзи на условиях фран-чайзингового соглашения;

8) мастер-франшиза — право, данноефранчайзером второй стороне (субфранчайзеру) отдавать франшизу третьим лицам (субфранчайзи);

9) субфранчайзинговое соглашение — франчайзинговое соглашение, которое заключено субфранчайзером с субфранчайзисогласно с условиями соглашения о мастер- франшизе [4].

Закон УНИДРУА содержит особые «условия предоставления документа о раскрытии информации». Франчайзер должен дать каждому потенциальному франчайзи документ о раскрытии информации, к которому обязан прилагаться проект франчайзингового договора, как минимум за 14 дней до наступления первого из следующих событий:

а) подписания потенциальным франчайзи любого соглашения, которое относится к франшизе (за исключением соглашений о конфиденциальности предоставляемой информации);

б) платежа франчайзеру или аффилированному лицу франчайзера; документ раскрытия обязан быть обновлен в течение 10 дней с момента окончания финансового года франчайзера. Раскрытие информации о франшизе надлежит исполняться в письменной форме. Франчайзер способен применить любой формат для документа раскрытия при условии, что информация, которая содержится там, представлена единовременно в едином документе и соответствует требованиям, которые изложены в настоящем законе.

Потенциальный франчайзи обязан при требовании франчайзера в письменной форме засвидетельствовать получение документа раскрытия. Статья 8 Закона рассматривает «восстановление нарушенных прав франчайзи». В том случае, если документ о раскрытии информации или уведомление о значительном изменении информации не было предоставлено в течение срока, который установлен в ст. 3, или заключает в себе неправильную информацию о существенных фактах, или в нем отсутствует информация о важнейших фактах, то франчайзи имеет право на расторжение франчайзингово соглашения с письменным уведомлением франчайзера за 30 дней до даты расторжения. Франчайзиимет право потребовать возмещение убытков, которые причинены деяниями, которые предусмотрены настоящей статьей, за исключением тех

случаев, когда франчайзи получил данную информацию из других источников, либо не полагался на недостоверную информацию или если расторжение договора будет несоразмерной мерой при данных обстоятельствах.

Закон применяется как ко вновь заключаемым франчайзинговым соглашениям, так и к соглашениям, возобновляемым после его вступления в силу. Закон разбирает непозволительность ограничения прав франчайзи, причем любое ограничение прав франчайзи по сравнению с правами, предусмотренными настоящим Законом (в том числе с согласия самого франчайзи), ничтожно. Подобным образом, Модельный закон о раскрытии информации по договору франчайзинга является образцом, не обязательным для стран. Его нормы имеют рекомендательный характер для государств, которые решили принять специальное законодательство о франчайзинге [4].

В 2000 году Международная торговая палата (МТП) разработала Типовой контракт международного франчайзинга (The ICC Model International Franchising Contract, 2000, публикация МТП № 557) [4]. Типовой контракт международного франчайзинга содержит в отношении применимого права рекомендацию, включающую ссылку на Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА. Сторонам предложено два варианта согласования применимого права:

1. Настоящее соглашение регламентируется повсеместно признанными в международной торговле правилами и принципами права, включая Принципы международных коммерческих договоров УНИД-РУА.

2. Настоящее соглашение регламентируется правом какой-либо страны. При согласии сторон, чтобы их договор регламентировался более конкретными правилами, они имеют право избрать право определенной страны.

Традиционной для всех Типовых контрактов МТП можно считать рекомендации следующей арбитражной оговорки, которая предусматривает разрешение споров в Арбитражном суде МТП: любые споры, которые возникают из настоящего соглашения или в связи с ним, надлежит конечному урегулированию согласно с Арбитражным регламентом Международной торговой палаты одним или несколькими арбитрами, назначенными в соответствии с этим Регламентом. Стороны способны определять место проведения арбитража и язык арбитражного разбирательства. Сам документ - Типовой контракт франчайзинга хранит единообразные правила, которые рекомендуемы МТП участникам предоставленных правоотношений. При собирании типового контракта составители стремились сосредоточить в нем главные права и обязанности сторон и избежать применения национального права какой-либо страны. Важнейшей причиной составления предоставленного контракта можно считать отсутствие международной унификации по франчайзингу и надобность обращения к национальному праву, что обладает серьезными недостатками, так как право отдельных стран не учитывает нужды и специфику международной торговли и его предписания существенно различаются в отдельных странах [5].

Типовой контракт МТП международного франчайзинга определен для международных дистрибьюторских отношений, которые реализуются путем заключения франчайзинговых дистрибьюторских соглашений (distribution franchise agreements), и не неприменим к иным типам соглашений о франчайзинге, включая соглашения о мастер- франчайзинге. Он включает два главных раздела: первый раздел отдан определению основных прав и обязанностей сторон по соглашению о франчайзинге; второй - о поставке товара, который реализуется в рамках данного соглашения. Соглашение о франчайзинге заключает в отношении обеих сторон систему разрешения споров, подключая порядок извещения о недостатках и способах их устранения. Предоставленный Типовой контракт создан на презумпции того, что он контролируется положениями самого договора и общепринятыми в международной торговле принципами права. Целью подобного решения является избежание на основе коллизионных норм применения какого-либо национального права и использование положения Типового контракта в отношениях между франчайзерами и франчайзи из разных стран, без предоставления преимуществ одной стороне и без ущемления другой при применении права одной из сторон, что должно обеспечить сторонам контракта о франчайзинге большую юридическую безопасность. Это имеет значительный смысл, так как многообразие различных национальных законов нечасто может оказать помощь в решении проблем, которые связаны с импортом и международным размещением товаров или предоставлением услуг [5].

В разных странах соглашения о франчайзинге не контролируются национальными законами, а судебная практика, которая относится к франчайзингу, обычно затрагивает договорные отношения между франчайзи и местным франчайзером.

Библиографический список

1. Васильева И.В. Особенности международного регулирования франчайзинговых отношений. // Экономика, социология и право. - 2016. - №11. - С. 99 - 103.

2. Европейская Федерация Франчайзинга (EuropeanFranchiseFederation). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www. eff-franchise .com/

3. Европейский этический кодекс франчайзинга // Сосна С.А., Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. - М.: ИКЦ «Академкнига». 2005. - С. 347-352

4. Модельный закон УНИДРУА о раскрытии информации 2002 года // Багдасарян А.Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора. М., 2009.

5. Типовой контракт международного франчайзинга МТП. Публикация N 557. Серия: "Издания Международной торговой палаты". На рус.и англ. яз. М., 2002.

БУЛГАКОВА ДАРЬЯ АНДРЕВНА - магистрант, Тюменский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.