УДК 341.96:[347.44:339.187.44
Иванова Елена Юрьевна
кандидат юридических наук.
Кубанский государственный аграрный университет [email protected]
Романовский Евгений Александрович
студент группы 1217. Юридический факультет.
Кубанский государственный аграрный университет
j ohn_psg@mail .ru
Helen Yu. Ivanova
Candidate of Legal Sciences
Kuban State Agrarian University
Evgeniy А. Romanovskiy
student group 1217.
law school.
Kuban State Agrarian University [email protected]
Международно-правовое регулирование франчайзинговых отношений:
проблемы и перспективы
International legal regulation of the franchasing relations: problems and prospects
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания единообразного правового регулирования международных франчайзинговых отношений. В статье проведен анализ понятийного аппарата, используемого при заключении и реализации франчайзинговых соглашений.
Ключевые слова: международный франчайзинг, унифицированное регулирование франчайзинга, негосударственное регулирование франчайзинговых отношений.
Annotation. Article is devoted to creating a uniform legal regulation of international franchising. The article analyzes the conceptual apparatus used in the negotiation and implementation of franchise agreements.
Keywords: International franchising, unified regulation of franchising, nonstate regulation of franchising.
Франчайзинг как форма осуществления предпринимательской деятельности получил на сегодняшний день достаточно широкое распространение. Многие предприниматели, как начинающие своё дело, так и те, кто работает не первый год, но желает развивать свой бизнес, активно используют франчайзинговые схемы операций. По некоторым данным, в
настоящее время свою деятельность осуществляют порядка 16 тысяч франчайзеров и около 165 тысяч франчайзи [1].
Целью многих предпринимателей является продвижение своего бизнеса не только в пределах своей страны, но и выход на международную арену, развитие и расширение внешнеэкономических связей, всемирная известность своего бренда. Однако, для достижения данной цели необходимы немалые финансовые вложения в создание и продвижение торговой марки: организация производства, маркетинговая деятельность, временные затраты. Но многим субъектам предпринимательской деятельности, например, индивидуальным предпринимателям и малым предприятиям это просто не под силу. Таким субъектам проще приобрести права на использование известного товарного знака в рамках франчайзингового соглашения. В этом случае крупная компания-франчайзер предоставляет предпринимателю (франчайзи) за вознаграждение право пользования комплексом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, необходимое оборудование и технологию, организует обучение персонала с целью продажи продукта или услуг франчайзера, а приобретающая эти права сторона - франчайзи, в свою очередь обязуется использовать торговую марку только этой компании, в рамках и в период действия специально заключенного между сторонами договора.
То есть, франчайзинг представляет собой определенную систему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной (известной, зарекомендовавшей себя фирмой) другой стороне (фирме или индивидуальному предпринимателю) своего товарного знака, фирменного стиля, технологии ведения бизнеса, коммерческой информации [2].
Российские предприниматели достаточно активно осваивают эту, в общем-то, новую для себя форму осуществления предпринимательской деятельности. Но многие франшизы, которые приобретают российские франчайзи, имеют зарубежное происхождение. Поэтому можно говорить о том, что международный франчайзинг будет развиваться и дальше, все более и более завоёвывая российский рынок. Конечно, хотелось бы надеяться на то, что со временем и российские франчайзеры выйдут на внешний рынок. Но и в первом, и во втором случае актуальным является вопрос о правовом регулировании международных франчайзинговых отношений. И наиболее оптимальным способом регулирования таких отношений может стать создание единообразных правил ведения франчайзингового бизнеса. Эти унифицированные нормы могут содержаться в международном договоре -например, соответствующей Конвенции.
Но прежде чем говорить об унификации правового регулировании франчайзинговых отношений, необходимо отметить, что на сегодняшний день нет единообразия даже в употребляемой терминологии. Следует отметить, что выдающийся французский философ Вольтер в свое время справедливо заметил - «прежде чем спорить, давайте договоримся о терминах» [3]. Так, для обозначения франчайзинга в различной литературе некоторые авторы используют термины «франшизинг» и «френчайзинг». Лицо (организация), передающее другой стороне за плату право на использование своего товарного
знака, фирменного стиля, а также технологии ведения бизнеса, коммерческой информации, иными словами, возможность работать по уже готовой и испытанной бизнес - модели, с целью продажи своих товаров и услуг. «Франчайзер» иногда именуется «франчайзором», «франшизиаром», «франшизодателем», а то и просто «продавцом». А лицо, которое соответственно за уплату определенного вознаграждения получает от другой стороны комплекс вышеперечисленных прав - «франчайзи» нередко именуется «франшизом», «франшизополучателем», «франчайзиатом», «франшизиатом», «покупателем».
Договоры франчайзинга нередко именуются как «франшизные договоры». Этому есть объяснение. Анализ зарубежной практики использования терминов «франшиза», «франшизинг», «контракт» (franchise, franchising, agreement (contract)) позволяет сделать вывод о том, что применительно к договору (контракту) допускается применение обоих терминов - и «договор франчайзинга», и «договор о франшизе».
Однако, при этом стоит понимать, что сами термины «франчайзинг» и «франшиза» отнюдь не идентичны. «Франчайзинг» - система отношений, опосредуемых договором франчайзинга. «Франшиза» (от французского «franchise» - льгота) комплекс исключительных прав, передаваемых по такому договору.
Безусловно, все вышеперечисленные нюансы могут порождать определённые проблемы в практической деятельности, поскольку при отсутствии унифицированной терминологии не может идти речи и о единообразном правовом регулировании.
Поэтому можно констатировать тот факт, что одной из главных проблем развития международного франчайзинга, решение которой может устранить и проблему в терминологии и значительно повысить привлекательность ведения такого бизнеса, является отсутствие унифицированного нормативно-правового регулирования на международном уровне. Как следствие, возникают весьма существенные проблемы и на национальном уровне.
Необходимо отметить, что если предприятия франчайзера и франчайзи находятся в разных странах, то в подобных случаях имеет место международный франчайзинг. Такие отношения по природе своей относятся к сфере частноправового регулирования; вместе с тем они осложнены иностранным элементом, так как стороны такой сделки являются друг по отношению к другу иностранцами. При этом возникает вопрос, правом какой страны должны регулироваться подобные отношения. Конечно, этот вопрос может быть решен посредством выбора применимого права сторонами сделки, в противном же случае, т.е. когда стороны не осуществили выбор применимого права, с помощью применения коллизионных норм. Если обратиться к российскому законодательству, то мы не найдем положения о договоре франчайзинга, но наиболее близким по своей правовой природе является договор коммерческой концессии. Согласно п. 6 ст. 1211 ГК РФ, в случае отсутствия выбора сторон, в отношении договора коммерческой концессии применяется право страны, на территории которой пользователю разрешается использование комплекса принадлежащих правообладателю исключительных
прав, либо, если данное использование разрешается на территориях одновременно нескольких стран, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности правообладателя.
Но более эффективным, по сравнению с коллизионным методом регулирования, является метод прямого регулирования, осуществляемый при помощи унифицированных (единообразных) норм, содержащихся в международных договорах.
Поскольку такие нормы существуют и применяются для регулирования договоров международной купли-продажи товаров (например, Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.), международного финансового лизинга (Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г.), международного факторинга (Конвенция УНИДРУА о международном факторинге 1988 г.), то, возможно, пришло время и для создания единообразного правового регулирования международных франчайзинговых отношений на уровне создания международного договора - Конвенции о международном франчайзинге.
Можно говорить о том, что на сегодняшний день международными источниками регулирования франчайзинга являются четыре основных документа:
1. Модельный закон УНИДРУА 2002 года «О раскрытии информации о франшизе» [4] содержит свое определение «франчайзера», «франчайзи», «франшизы», «договора о франшизе»; устанавливает форму данного договора, требования преддоговорного раскрытия информации, исключения из данного требования и так далее. Однако данный модельный закон является актом рекомендательного характера.
2. Руководство ВОИС по франшизе 1994 года [5] также содержит краткое пояснение термина «франшиза»; типы франшиз, сравнение договоров на розничную торговлю, стандартную лицензию и франшизу; типовые условия договора на франшизу и так далее. Этот документ, так же как и предыдущий, является актом рекомендательного характера.
3. Руководство УНИДРУА 1998 года о договорах международного мастер-франчайзинга [6] представляет с одной стороны обобщение договорной практики, а с другой раскрывает основные элементы данных договорных отношений, выделяет особенности и принципы реализации отдельных прав и обязанностей сторон.
4. Типовой контракт международного франчайзинга 2000 года [7] разработан Международной Торговой Палатой, содержит единообразные предписания, рекомендуемые участникам франчайзинговых отношений. Основной причиной составления данного документа является отсутствие унификации международного правового регулирования франчайзинговых отношений и необходимость обращения к национальному праву.
Особая роль в международно-правовом регулировании отношений по договору франчайзинга отводится Международной Ассоциации Франчайзинга (МАФ). Однако, акты, разработанные МАФ, носят также лишь рекомендательный характер.
Таким образом, исследование проблем унификации международных франчайзинговых отношений позволяет сделать вывод о том, что международные акты, существующие сегодня, принадлежат к «вненациональной» или «наднациональной» системе норм lex mercatoria, носят целиком рекомендательный характер, и, как следствие, не имеют обязательной силы для субъектов данных отношений. Такое положение дел имеет серьезные недостатки, поскольку право отдельных стран не учитывает потребности и специфику международной торговли и его предписания значительно различаются в отдельных государствах, следствием чего может быть возникновение коллизий при регулировании данных отношений.
Так, например, в современной правовой системе России термин «франчайзинг» вообще как таковой не встречается, а данная система отношений основана на договоре коммерческой концессии. По мнению многих отечественных ученых, нормы, регулирующие договор коммерческой концессии, как раз являются аналогом института франчайзинга в зарубежном законодательстве. Однако, понятие коммерческой концессии значительно уже института франчайзинга, характерного для мировой практики, что, безусловно, снижает эффективность развития франчайзинговых отношений в России. Такие проблемы характерны не только для России. В ряде стран (Великобритания, Франция, Германия) также отсутствует специальное законодательство о франчайзинге, а данные отношения базируются на актах специальных органов, не имеющих обязательной силы.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что в настоящее время назрела необходимость унифицированного международно-правового регулирования отношений по международному франчайзингу. Отсутствие единообразных норм в данной области приводит на практике не только к существенным разногласиям между сторонами, но и к отсутствию единого понятия договора международного франчайзинга. При этом данный международный акт должен создать единое правовое регулирование франчайзинговых отношений. Полагаем, что такая организация, как УНИДРУА, обладая значительным опытом создания унифицированных норм, могла бы заняться разработкой данного международного акта. В частности необходимо принятие Конвенции о международном франчайзинге, которая содержала бы свод правовых норм, регулирующих порядок заключения соответствующих договоров; права и обязанности франчайзера и франчайзи; последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договора.
Литература:
1. Мухаметов Р. Статистика индустрии франчайзинга, которую должен знать каждый покупатель. 20.01.2013. Интернет-ресурс: БиБосс.ру. Режим доступа http:// www.beboss.ru/franchise/start business/93
2. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга / International Franchise Association: URL: http://www.franchise.org.
3. Франсуа-Мари Вольтер цитируется по: Аллахвердов В.М. Предмет психологии сквозь призму единой теории психологии //Журнал «Методология и история психологии». Том 1. Выпуск 1. М.: Мир прессы, 2006.
4. Модельный закон УНИДРУА 2002 года «О раскрытии информации о франшизе» / Model franchise disclosure law // Официальный сайт Международного института унификации частного права: URL: http://www.unidroit.org/official-model-law-2/eng-model-law-franchising-fr.
5. Публикация ВОИС № 480 // Официальный сайт Всемирной организации интеллектуальной собственности: URL: http://www/wipo.int.
6. Руководство УНИДРУА 1998 г. о договорах международного мастер-франчайзинга (второе издание) // Официальный сайт Международного института унификации частного права: URL: http://www.unidroit.org/guide-to-international-master-franchise-second-edition.
7. Типовой контракт международного франчайзинга: на русском и английском языках /Пер. с англ. Е. В. Смирновой. М.: Консалтбанкир, 2002.
Literature:
1 . Mukhametov R. Statistika of the franchizing industry which each buyer has to know. 20.01.2013. Internet resource: To Biboss.R. Mode of access of http:// www.beboss.ru/franchise/start business/93
2 . Official site of the International Association Franchising / International Franchise Association: URL: http://www .franchize.org.
3 . François-Marie Voltaire is quoted on: Allakhverdov V. M. Predmet of psychology through a prism of the uniform theory of psychology//the "Methodology and Psychology History" Magazine. Volume 1. Release 1. M.: Press world, 2006.
4 . The model law UNIDRUA of2002 "About disclosure of information on the franchize" / Model franchize disclosure law//the Official site of the International institute of unification of private law: URL: http://www.unidroit.org/official-model-law-2/eng-model-law-franchizing-fr.
5 . No. 480 publication VOIS//Official site of the World intellectual property organization: URL: http://www/wipo.int.
6 . The management of UNIDRUA of1998 about contracts of the international master franchizing (the second edition)//the Official site of the International institute of unification of private law: URL: http://www .unidroit.org/guide-to-international-master-franchize-second-edition.
7 . Standard contract of the international franchizing: on the Russian and English languages / Lane from English E. V. Smirnova. M.: Konsaltbankir, 2002.