Научная статья на тему 'Правовое регулирование финансовой и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства'

Правовое регулирование финансовой и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
299
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ручкина Г.Ф.

This article examines the basic forms of financial support of small and middle enterprises. The author puts her attention on the reasons interfering the effective crediting of enterprises. The article shows the necessity of state regulating in the procedures of interacting between financial bodies and businessmen. The author reveals basic directions of budget financing of small and middle enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal regulation of financial and organizational support of small and medium enterprises

This article examines the basic forms of financial support of small and middle enterprises. The author puts her attention on the reasons interfering the effective crediting of enterprises. The article shows the necessity of state regulating in the procedures of interacting between financial bodies and businessmen. The author reveals basic directions of budget financing of small and middle enterprises.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование финансовой и организационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»

Бюджет, налоги, банки

Г.Ф. Ручкина

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ И ОРГАНИЗАЦИОННОЙ

ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Развитый малый и устойчивый средний бизнес - это залог социального благополучия страны и важнейший фактор, влияющий на экономический рост и подъем уровня благосостояния населения. В развитых странах на этот сектор приходится основная доля налоговых отчислений и значительная часть ВВП - до 85 процентов, а на «малых» предприятиях занято до 70 процентов трудоспособного населения. В России ситуация иная: более половины ВВП создается крупными промышленными холдингами, а малые и средние предприниматели1 вынуждены бороться за свое существование. Не утешает и тот факт, что, за последние пять лет доля малого бизнеса в российском ВВП выросла более чем в два раза - с 7 до 16 процентов.

Нормальное функционирование и развитие предпринимательской деятельности невозможно без обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами, осуществляемого в форме самофинансирования, кредитования и финансирования.

Как показывают данные исследования, проведенного общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» совместно с ВЦИОМ, основной формой обеспечения финансовыми ресурсами выступают вложения из собственной прибыли, направляемые в соответствии с действующим законодательством, учредительными документами, учетной политикой предприятия на различные цели (60,4 процента). Немаловажную роль играют личные средства собственника предприятия (30,5 процента) и лишь затем кредиты банков (16,2 процента).

Между тем потребность малого и среднего предпринимательства в заемных средствах постоянно растет и сегодня оценивается в 7 - 10 млрд. долларов. Заемные средства могут использоваться на различные цели: пополнение оборотных средств, приобретение торгового, производственного или офисного оборудования,

ремонт торговых и производственных площадей, приобретение автотранспорта или объектов недвижимости. За последние несколько лет объем кредитования малого предпринимательства вырос на 80 процентов и достиг к концу 2006 года 160 млрд. рублей. В то же время потребность в кредитах удовлетворяется не более чем на 15 —17 процентов, а кредитованием малого предпринимательства занимается только треть российских банков2. В принятой Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, отмечается, что «в целях развития системы кредитования банками малого и среднего бизнеса требуется осуществить разработку и реализацию подходов, направленных на принятие упрощенных процедур кредитования малого бизнеса, в частности на установление облегченных процедур предоставления небольших по объему ссуд (в том числе на предоставление банками права осуществлять кредитование субъектов малого предпринимательства в размере до 300 тысяч рублей по упрощенной схеме) и списания с баланса безнадежных к взысканию малых кредитов»3. Думается, что развитию кредитования малого и среднего предпринимательства мешают причины, носящие более глубокий характер. Обозначим основные из них.

Обеспечение финансовыми ресурсами посредством кредитования представляется возможным в большей степени для организаций, имеющих финансовую устойчивость и занимающих стабильное положение на рынке товаров, работ, услуг. Российское предпринимательство существует не более двадцати лет и устойчивых, действительно успешных малых предпринимателей, имеющих сложившуюся репутацию и кредитную историю, не так уж и много. Предоставлению же кредита предшествует большая подготовительная работа, направленная на получение максимально полной информации о потенциальном клиенте - заемщике4. Если потенциальным заемщиком является индивидуальный предприниматель, то кредитная организация анализирует платежеспособность клиента, совмещая методы оценки физического лица и юридического. Например, учитываются личные расходы физического лица, а также расходы, связанные с ведением предпринимательской деятельности. Недостаточное развитие банковских технологий не позволяет снизить возникающие при этом издержки, увеличивая сроки рассмотрения заявок. Поскольку суммы кредита относительно небольшие (обычно не превышают 1 млн. руб.), кредитование

малого предпринимательства является нерентабельным. Кроме этого, ухудшают финансовый результат кредитной организации резервы на покрытие возможных потерь по предоставленным кредитам. Требование по формированию таких резервов предусмотрено ЦБ РФ5, обусловлено кредитными рисками в деятельности банков и зависит от финансового состояния и устойчивости заемщика. Определение же финансового состояния заемщика -малого предпринимателя осложняется тем, что безналичная форма расчетов при осуществлении ими предпринимательской деятельности практически не применяется.

Как правило, малые предприниматели обращаются за кредитами в начале своей деятельности, плохо понимая перспективы роста и предстоящую доходность. Между тем большинство банков не рассматривают такого субъекта в качестве возможного заемщика. Стандартными требованиями кредитной организации являются: успешное ведение предпринимательской деятельности не менее года6, государственная регистрация в районе головного офиса банка или его филиала, удовлетворительные финансовые показатели, прозрачная история происхождения капитала, отсутствие претензий со стороны иных кредиторов и налоговых органов, а также наличие положительной кредитной истории.

Одной из серьезных преград на пути получения кредита является невозможность предоставить требуемые кредитной организацией финансовые документы. Причины тому - невысокая прозрачность малого бизнеса, крайне низкая организация учетной политики, недостаточная квалификация сотрудников, использование «серых схем», отсутствие достоверной информации о деятельности.

Обычно для получения кредита малый предприниматель должен предоставить подробный бизнес-план, многочисленную отчетную документацию и справки7. Бумажная волокита может быть заменена реальной оценкой состояния дел путем выезда экспертов кредитной организации по месту ведения предпринимательской деятельности с целью составления по результатам выездной проверки аналитической отчетности, способствующей принятию решения о возможности или отказе в предоставлении кредита.

Отсутствие ликвидного залога (недвижимости, транспорта, оборудования и др.) - еще одна из серьезных причин, препятствующих получению кредита. Однако возможность получить кредит без залогового обеспечения все же существует. Ряд

банков8 выдают кредиты без залога. Гарантией возврата кредита служит поручительство генерального директора предприятия или собственника. В то же время небольшая сумма предоставляемых кредитов (850 тысяч рублей), высокие процентные ставки (28 - 30 процентов годовых в рублях) и короткие сроки кредитования (не превышают 1,5 года) не решают проблем финансового обеспечения малого предпринимательства при отсутствии залога в требуемых банком объемах9.

Как правило, в поисках иных форм финансового обеспечения, субъекты малого и среднего предпринимательства прибегают к помощи кредитования потребительского, обращаясь в качестве лица физического и не указывая истинную цель получения денежных средств. Одним из условий предоставления потребительского кредита является наличие официального места работы и получение заработной платы (необходимо предоставить справку). Большая часть предпринимателей (более 70 процентов) обращаются к сомнительным кредиторам, пользуясь услугами ростовщиков (под 5 - 7 процентов в месяц). При этом объем «черного» рынка кредитов оценивается в 6 - 8 млрд. за год. Темпы его роста сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15 - 25 процентов в год.

Эффективное взаимодействие финансовых институтов и предпринимателей возможно лишь при активном вмешательстве государства. Тенденции такого позитивного вмешательства уже наметились. Так, Банк Москвы и Фонд содействия кредитованию малого бизнеса заключили договор о сотрудничестве10, в рамках которого фонд предоставляет поручительства в качестве дополнительного обеспечения. Минимальный размер поручительства - 10 млн. рублей, при этом гарантия может покрывать 50 процентов от суммы обязательств заемщика. Оставшиеся 50 процентов он должен обеспечить собственными силами. За подобные услуги предприниматель платит до двух процентов от суммы займа в год. Поручительство фонда выдается малым предпринимателям, включенным в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, работающим не менее полугода и не имеющим просроченной задолженности по уплате налогов и сборов перед бюджетами всех уровней бюджетной системы. Причем гарантия выдается исключительно на приобретение основных средств (недвижимости, транспорта, оборудования и др.).

Одним из способов развития кредитования малого предпринимательства является так называемая двухуровневая система

кредитования, когда банки предоставляют средства региональным кредитным институтам, а те распределяют их среди клиентов-предпринимателей. Местные банки получают доступ к долгосрочным ресурсам, а использовать их имеют право лишь на кредитование малого предпринимательства11.

Устойчивый рост экономики и возросшие финансовые возможности позволяют проводить государству эффективную кредитную политику, направленную и на развитие агропромышленного комплекса страны. Особое внимание обращается на необходимость кредитования строительства и модернизацию современных животноводческих комплексов. Правительство возмещает из бюджета затраты крестьянских хозяйств на уплату процентов по кредитам в размере 95 процентов от ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Оставшиеся пять процентов поступают из бюджета региона. Таким образом, возникает режим льготного кредитования крестьянских хозяйств. Субсидии бюджетам Российской Федерации на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2007 году предусмотрены в размере 3.5 млрд. рублей12.

Основными направлениями финансового обеспечения малого предпринимательства бюджетными средствами являются:

- Предоставление бюджетных средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам.

Следует отметить, что статьей 15 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (с изменениями от 27 июля 2006 г.) установлено, что государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг13.

- Финансовая помощь из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе в форме субвенций и субсидий.

- Получение бюджетных средств на возмездной и возвратной основе в форме бюджетных кредитов.

Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 г. № 249 «Об условиях и порядке предоставления в 2005 году

средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства»14 утверждены Правила предоставления Министерством экономического развития и торговли РФ средств федерального бюджета на конкурсной основе бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства.

В рамках данного финансирования предусматривается:

Во-первых, создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства (бизнес-инкубаторов). Под бизнес-инкубаторами понимаются имущественные комплексы, оборудованные необходимыми коммуникациями и линиями связи, созданные для поддержки предпринимателей на ранней стадии их деятельности. Аренда помещений осуществляется на льготных условиях. Первый бизнес-инкубатор открылся в 2007 году в Москве на улице Твардовского. На территории в 8 тысяч квадратных метров разместились малые предприятия, занимающиеся 1Т-технологиями. Вполне понятно, что единственный на всю страну бизнес-инкубатор не способен решить всех существующих проблем. В настоящее время на аренду помещений малые предприятия тратят 30 - 50 процентов всех финансовых ресурсов.

Еще в декабре 2001 года Госсовет рассмотрел Концепцию государственной политики поддержки и развития малых предприятий. В этом документе было также предусмотрено расширение механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития производственной деятельности малых предприятий. В качестве одного из таких механизмов предусматривалось создание реестров и целевых фондов нежилых помещений, в том числе объектов незавершенного строительства, предназначенных для передачи в аренду или продажи малым предприятиям на льготных условиях. Однако на прошедшее время предложенный механизм так и не начал работать в полной мере.

Реальные действия, способствующие решению организационно-финансовых проблем малого предпринимательства, осуществляются в Москве, где реализуется городская целевая программа поддержки малого предпринимательства и функционируют десять территориальных центров по поддержке малого предпринимательства. Это важно и потому, что в малом бизнесе

столицы занято около двух миллионов человек. Бюджет столицы больше чем на треть пополняется за счет малого предпринимательства. Именно из его доходов во многом финансируются и московские социальные программы. В 2006 году на комплексную программу по развитию малого предпринимательства Москвы было выделено 1 миллиард 200 миллионов рублей (из федерального бюджета в 2006 году на поддержку малых предпринимателей во всех регионах России было выделено 3 миллиарда рублей). Денежные средства расходовались на подготовку и переподготовку кадров (138 миллионов рублей); на поддержку предпринимательства в молодежной среде (около 30 миллионов рублей); на информационное консультационное сопровождение малого предпринимательства (около 70 миллионов рублей); на выставочно-ярмарочную деятельность (30 миллионов рублей).

Малые предприниматели Москвы до 2008 года вправе пользоваться льготой (50 процентов) по оплате арендуемого помещения, находящегося в муниципальной собственности. На базе Московского агентства по развитию предпринимательства созданы и действуют службы юридической помощи, предоставляющие субъектам малого предпринимательства бесплатные юридические консультации.

Во-вторых, поддержка субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта.

Выделенные бюджетные средства направляются на:

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 году на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства, производящими товары (работы, услуги) для экспорта;

- субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства РФ и (или) страны-импортера, в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

- субсидирование части затрат субъектов малого предпринимательства по аренде выставочных площадей для участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях за рубежом.

Например, в Кемеровской области «Малый бизнес» - приоритетный региональный проект, целью которого является развитие предприятий, создающих конкурентоспособные товары

и услуги. С реализацией проекта связана целевая программа государственной поддержки малого предпринимательства в Кемеровской области в 2005 - 2007 годах. Кемеровская область, в числе одиннадцати регионов России является участником проекта ТАСИС «Поддержка экспортно ориентированных инновационных малых и средних предприятий», рассчитанного на три года.

В-третьих, развитие системы кредитования субъектов малого предпринимательства.

Выделенные бюджетные средства направляются на:

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в 2005 году на срок не более трех лет в российских кредитных организациях кредитными потребительскими кооперативами граждан и потребительскими обществами с целью предоставления займов членам кооперативов, являющимся субъектами малого предпринимательства, для осуществления предпринимательской деятельности;

- субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в банках сельскохозяйственными потребительскими кооперативами с целью предоставления займов членам сельскохозяйственных кооперативов за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств федерального бюджета.

В-четвертых, создание и развитие инфраструктуры поддержки малых предприятий в научно-технической сфере.

Субсидии для этих целей предоставляются в размере, равном размеру денежных средств, внесенных субъектом РФ в качестве имущественного взноса в фонд, единственным учредителем которого является этот субъект РФ, и перечисляются уполномоченным органом на расчетный счет, открытый фонду в кредитной организации.

Главным распорядителем средств федерального бюджета, направляемых на предоставление субсидий, является Министерство экономического развития и торговли РФ, которое в пределах компетенции: определяет порядок конкурсного отбора субъектов РФ, бюджетам которых предоставляются субсидии; утверждает распределение субсидий по субъектам РФ в пределах ассигнований; определяет перечень, формы и сроки предоставления документов, необходимых для получения субсидий и документов, подтверждающих их целевое использование.

Субсидии, перечисленные в бюджеты субъектов Российской Федерации, учитываются на лицевых счетах, открытых субъектам РФ в органах Федерального казначейства. Контроль за

целевым использованием субсидий осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.

Развитие малого и среднего предпринимательства - масштабная задача, требующая не локального, а многоаспектного подхода к решению, успех которого зависит от нормативного правового обеспечения, отвечающего современным требованиям; реальных, масштабных, прозрачных программ развития и стимулирования; совершенствования финансово-кредитной инфраструктуры; адекватных действий государственных структур всех уровней; координации усилий не только государственных, но и различных общественных объединений; участия крупных предпринимательских структур15, а также повышения экономической и юридической грамотности самих предпринимателей.

Примечания

1 В малом предпринимательстве занят каждый трудоспособный житель России, число предприятий приближается к миллиону, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей - около 5 миллионов человек. - РГ. 2005. № 41.

2 Например, ИМПЭКСБАНК в 2005 году в 2,5 раза увеличил портфель кредитов малому предпринимательству, выдав им 7,6 млрд. руб. В то же время доля малого предпринимательства в кредитном портфеле большинства банков составляет около двух процентов.

3 Вестник Банка России. 2005. № 19.

4 Федеральный закон от 30 декабря 2004. № 218-ФЗ «О кредитных историях» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) // СЗ РФ. 2005 № 1 (часть 1). Ст. 44.

5 Положение ЦБ РФ № 254-П//Вестник Банка России. 2004. № 28.

6 Малый предприниматель, который находится на начальном этапе своего развития, не имеет возможность получить банковский кредит.

7 Так, например, к требуемой для получения кредита документации Рагех Вапка относятся: заявление, регистрационное удостоверение предпринимателя, годовые отчеты за два предыдущих года либо с момента основания предприятия, финансовый отчет за текущий год; расшифровка основных статей баланса (в том числе - дебиторы, накопления, основные средства, кредиторы), бизнес-план, в том числе описание бизнес-проекта; оценка залога, проведенная утвержденным банком оценщиком; удостоверяющие собственность документы на залог, декларация НДС и др.

8 Например, ИМПЭКСБАНК, Московский кредитный банк, Международный московский банк и др.

9 Процентные ставки по кредитам для малых и средних предпринимателей начинаются с 16 процентов (исключением из общего правила является Банк Москвы, предлагающий 10 процентов годовых). Как правило, малые и средние предприниматели могут рассчитывать на кредит под 20 - 24 процента годовых при наличии приемлемого для банка залога и (или) надежных поручителей.

10 Подобный договор Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы заключил с десятью кредитными организациями (Росбанк, МДМ-Банк и др.)

11 Подобную схему реализует Российский банк развития (РосБР), который на 100 процентов принадлежит федеральному правительству. РосБР взаимодействует с 1540 кредитными институтами во всех федеральных округах, а с 66 банками заключены договоры об открытии кредитных линий на общую сумму более 4, 6 млрд. рублей.

12 Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год»// Российская газета. 22 декабря 2006. № 289.

13 СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3105.

14 Российская газета. 2005. 12 мая. № 98

15 Программы, реализуемые крупными предпринимателями, рассматриваются как стратегические инвестиции в социально-экономическую устойчивость региона. Например, группа СУАЛ в 2004 году начала реализацию трехлетней программы на поддержку и развитие малого бизнеса в регионах присутствия. Компания «ЛУКОЙЛ» в рамках поддержки малого предпринимательства проводит образовательные мероприятия, где предпринимателей знакомят с технологиями современного менеджмента, учат правильному составлению бизнес-плана и др. Помимо этого, Социальный кодекс компании предусматривает обязательства корпорации на территориях присутствия по размещению заказов местным поставщикам и производителям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.