DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-4/090-098
УДК 342.7 М.В. Вронская
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток. Россия
Правовое регулирование фармацевтической деятельности в РФ: тенденции и перспективы «модернизационной» политики
В настоящей статье посредством изучения государственно-правовых основ рассматриваются закономерности развития фармацевтической деятельности в Российской Федерации на современном этапе в контексте обеспечения национальных интересов и безопасности. Цель - раскрыть проблемные аспекты правого регулирования фармацевтической деятельности в свете новейшей российской модернизационной политики, интегрировать конкретные предложения и государственно-правовые инструменты в систему фармацевтического рынка. На основе сравнительно-правового исследования были получены выводы о необходимости создания национального фармацевтического реестра, организации выпуска отечественных лекарственных средств без нарушения патентных прав в упрощенном порядке, даны рекомендации, способствующие построению открытого диалога государства и бизнеса в фармацевтической промышленности, развитию и поддержанию устойчивого механизма импортозамещения лекарственных средств посредством инструментов государственно-частного партнерства.
Ключевые слова и словосочетания: государственные инвестиции, государственно-частное партнерство, здравоохранение, импортозамещение, кластер, лекарственные средства, национальные интересы, национальная безопасность, отечественный рынок, правовое регулирование, политика, фармацевтическая деятельность.
M.V. Vronskaya
Vladivostok State University of Economics and Service. Vladivostok. Russia
Legal regulation of pharmaceutical activity in Russia: trends and prospects of «modernization» policies
In this article, by studying the state-legal framework, the laws of the development of pharmaceutical activity in the Russian Federation at the present stage in the context of ensuring national interests and security are considered. The goal is to reveal the problematic aspects of
Вронская Мария Владимировна - канд. юрид. наук, доцент кафедры ГПД, Институт права, e-mail: m.vronskaya@mail.ru
the legal regulation of pharmaceutical activity in the light of the latest Russian modernization policy, to integrate specific proposals and state-legal instruments into the pharmaceutical market system. Based on a comparative legal study, conclusions were drawn on the need to create a national pharmaceutical registry, organize the production of domestic medicines without patent infringement in a simplified manner, made recommendations to help build an open dialogue between the state and business in the pharmaceutical industry, and develop and maintain a sustainable mechanism for import substitution. funds through public-private partnership tools.
Keywords: public investment, public-private partnership, healthcare, import substitution, cluster, drugs, national interests, national security, domestic market, legal regulation, policy, pharmaceutical activity.
Введение
В настоящее время, как отмечается многими исследователями (А. В. Алехин [1], В.Е. Михеничев [2], А.А. Мохов [3] и др.), все актуальнее становится проблема обеспечения национальных интересов на фармацевтическом рынке.
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 в числе стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения обозначен контроль качества, эффективности и безопасности лекарственных средств [4]. Значимость рассматриваемой сферы для национальной безопасности отражена в широком правовом регулировании фармацевтического рынка. Так, в 2009 году приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг РФ) от 23 октября 2009 г. № 965 утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) [5]. Уровень развития фармацевтической промышленности в настоящий момент характеризует цитата из Стратегии: «Без наличия достаточного объема высокорентабельных инновационных препаратов в своих продуктовых портфелях российские фармацевтические производители вынуждены конкурировать за счет цены и рекламы, что, соответственно, снижает объемы средств на разработку новой продукции» [6].
В целях развития и поддержания отечественных производителей Россия с 2012 года формирует фармацевтический рынок в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» утвержденной распоряжением Правительства от 3 ноября 2012 года №2057-р. По мнению директора департамента развития фармацевтической и медицинской промышленности Министерства промышленности и торговли РФ, Алексея Алехина, «главным признаком, по которому необходимо судить об исполнении принятой программы, является показатель доли отечественных лекарств по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее - ЖНВЛС)» [1]. Если рассматривать только этот показатель доли по номенклатуре перечня ЖНВЛС, то очевиден рост замещения доли импортных лекарственных товаров. По данным Минпромторга РФ на сегодняшний день он составляет 84,5%, а в 2017 был на отметке в 76,8%. Ранее отечественные лекарственные препараты уступали свое место на национальном рынке импортным [7, с. 3]. Однако было бы не верным оценивать успех и перспективы совершенствования отечественного фармацевтического рынка исключительно по доле замещения ЖНВЛС, ведь остается большая часть населения,
не охватываемая данным сегментом лекарственных препаратов. Тенденция им-портозамещения отечественного фармацевтического рынка существует, но в полном объеме не укоренилась и требует непрерывного взаимодействия всех субъектов фармацевтического рынка не только в рамках реализации принятых на федеральном уровне стратегий и программ. Разработка и внедрение конкретных тактических инструментов и государственно-правовых мер, как справедливо отмечается, должны «выстраиваться в определенной последовательности: от анализа самобытных оснований до осмысления интегративных принципов, включающих в себя своеобразие и уникальность для последующей их реформации в рамках новой целостности, предполагающих обоснование и реализацию «третьего пути» [8].
Методологическая основа
Методологическую основу исследования составил комплекс общенаучных, частных и специальных методов. В ходе исследования будут применены диалектический метод, системный и сравнительно-правовой методы.
Основная часть
Доктор юридических наук, профессор А.А. Мохов считает, что либеральный подход к регулированию фармацевтического рынка изжил себя и оказался малоэффективным, экспансия поставщиков импортной продукции не оставляла возможностей для независимости отечественного фармацевтического рынка, внедрения передовых технологий и увеличения спроса на российские лекарственные препараты [3]. В данном случае для успешной реализации целей программы государству посредством сочетания саморегулирования и государственного регулирования необходимо создавать условия для внедрения кластерного подхода в экономике. При этом устоявшегося понимания кластера в научной литературе и законодательстве нет. А.Е. Бойко понимает под кластером «сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту конкурентоспособности» [9]. В легальном определении законодателя перечислены лишь признаки промышленных кластеров: единая область деятельности; близость расположения субъектов кластера; их взаимосвязь друг с другом. Следовательно, можно говорить о том, что в фармацевтической сфере под кластером стоит понимать совокупность объединений нескольких хозяйствующих субъектов, территориально близко расположенных, специализирующихся на фармацевтических технологиях, будь то медицинские центры, крупные фармацевтические компании и др. Для реализации данного подхода необходим действующий кластерный треугольник «наука - производство - образование». Такие образовательные учреждения, как университеты, лицеи, позволят обучать персонал участников кластера в интересах достижения целей его создания [3]. Кроме того, «фармацевтические кластеры могут выступать важнейшим государственно-правовым инструментом экономического и социального развития российских регионов, решения социально-значимых проблем [10]:
- создание новых рабочих мест;
- повышение уровня научно-технической базы;
- обеспечение импортозамещения лекарственных препаратов;
- развитие фармацевтики, создание инновационных препаратов;
- развитие инфраструктуры региона, в котором работает кластер».
Поскольку национальная модель модернизации в настоящее время ориентирована на базовую модель «третьего пути», разработанную Э. Гидденсом, в которой предусмотрена реформа государства, превращение его в социальное государство особого типа, совмещающего глобальный свободный рынок с социальной политикой, адекватной новым условиям [11], с характерной российской самобытностью, особенностями кластерной формы организации и функционирования деятельности в России (фармацевтической, инновационной, венчурной и др.) будут являться учет регионального и этнического аспектов, а также включение в состав партнеров органов государственной и муниципальной власти.
Наличие в кластерной системе регулирования органов государственной власти - еще одна особенная историческая черта и свойство (ментальность) российской государственности, что отличает подобную институциональную модель от зарубежных стран (например, США, страны Европейского союза). В настоящий момент успешно функционируют 15 фармацевтических кластерных пилотных проектов (центральные регионы России). Фактически кластер представляет собой инвестиционный проект, а также новую институциональную форму государственно-частного партнерства, поскольку не секрет, что без государственной поддержки и государственных инвестиций успешная реализация импортозамещения товаров, предполагающая инвестиции в инновации (изобретения, технологии, ноу-хау), невозможна. В подтверждение сошлемся на положительный опыт государственного инвестирования фармацевтической отрасли зарубежных стран, таких как Индия и Китай, где доля лекарственных средств местного производства составляет 80 и 70%, соответственно [12, с. 40] благодаря государственному финансированию разработок в области лекарственного обеспечения.
Однако эффективность государственного стимулирования кластерного подхода на фармацевтическом рынке сводится к нулю без мощной законодательной базы. В настоящее время отсутствует единый федеральный закон, который регламентировал бы деятельность фармацевтических кластеров. Считаем необходимым придать им правовую форму, закрепив на федеральном уровне данный правовой институт в качестве одной из форм государственно-частного партнерства. «В современных условиях государственно-частное партнерство становится важнейшей и наиболее перспективной формой реализации крупных инвестиционных проектов в современной России. ГЧП все чаще рассматривается как один из наиболее действенных механизмов повышения эффективности государственных инвестиций за счет привлечения капитала и управленческого опыта частного сектора» [13, с. 24]. В целях реализации государственной политики в сфере разработки и производства лекарственных средств, медицинской техники и изделий Правительство РФ приняло Постановление от 17 февраля 2011 г. № 91. Вступившее в силу Постановление Правительства «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности России на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» установило в качестве стратегической цели государственной политики в сфере лекарственного обеспечения создание условий и переход на инновационную модель развития, предполагающую формирование конкуренции в отечественной фарминдустрии, устранение бюрократических барьеров, развитие региональных и местных производителей, усиление мер государственной поддержки. «При этом инновационная модель развития отрасли возможна при условии, что государство возьмет на себя основную
нагрузку по запуску инновационного цикла в отрасли» [14, с. 127]. Здесь представляется, что государственное поощрение и стимулирование модернизационного процесса внедрения такой институциональной формы, как кластер, в сферу фармацевтической деятельности позволит России выступать на равных во внешнеэкономической деятельности и одновременно воплотить в национальной политике социально-демократические начала российской государственности как правовой матрице модернизации российского общества [15].
Следующая проблема реализации отечественных лекарственных препаратов заключается в создании и закреплении доверительных отношений между производителем и конечным потребителем лекарственных средств. «Пациент осуществляет непрофессиональный выбор преимущественно под действием рекламы» [5]. Стирание граней между производителем и потребителем-пациентом позволит отечественным препаратам укорениться на национальном рынке, поскольку даже при налаженном производстве отечественных препаратов доверие к нему до сих пор в полной мере не выработано, а потребитель-пациент сознательно использует препараты иностранных производителей. Более сложное философское понимание свободы как доверия к власти (а не участие и контроль) - один из важнейших факторов создания самобытной российской государственности, должно быть заложено в основу правовой связи между государством-производителем лекарственных средств и потребителем на современном этапе развития и совершенствования фармацевтического рынка. «Повышению спроса способствует открытый диалог государства и бизнеса в фармацевтической промышленности, гибкое законодательство в сфере фармацевтики, широкая реклама отечественных препаратов, трансфер в Россию технологий производства, переподготовка кадров, альтернатива выбора различных отечественных производителей, доступность цены лекарственных препаратов и заказа» [1].
Далее остановимся на факторах, связанных с несовершенством института правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, сдерживающих модернизационные процессы фармацевтической деятельности. Патентование отечественных лекарственных препаратов тормозит их выход на национальный фармацевтический рынок. Так, например, «Федеральной службой по интеллектуальной собственности (далее - Роспатентом) часто устанавливается отсутствие изобретательского уровня у нового лекарственного препарата, что служит основанием для отказа в выдаче патента» [2]. Прослеживается оспа-риваемость решений Роспатента в суде по интеллектуальным правам. Например, «по делу № СИП-134/2013 суд по интеллектуальным правам приходит к выводу, что изобретения по независимым пунктам формулы оспариваемого патента также не соответствуют условию патентоспособности «изобретательский уровень» [16]. Доказывание права на патент в фармацевтической сфере практически невозможно, это подтверждается небольшой статистикой по патентным делам в России. Для создания эффективного лекарственного препарата производители не меняют оригинальный состав импортного препарата, а вносимые несущественные коррективы сложно используемы для подтверждения его оригинальности, «в то время как применение лекарственного средства на территории РФ возможно только при наличии разрешения, а именно регистрационного удостоверения лекарственного препарата» [17]. Выдача регистрационного удостоверения в соответствии с позицией, изложенной в постановлении пленума высшего арбитражного суда,
«является подготовкой к использованию этого средства, и не является нарушением исключительного права компании, подобные действия осуществляются в целях охраны здоровья населения и содействия доступа к лекарственному средству нуждающихся лиц» [18]. Г.П. Ивлиев, руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности, «видит возможное решение проблемы в создании возможностей выпуска лекарств без патентов, а только лишь при регистрации лекарственных средств» [1]. Полагаем справедливым применение упрощенного механизма введения в оборот особых лекарственных средств (ЖНВЛС) в целях реализации национальных интересов - охраны здоровья граждан РФ, с одновременным усилением контрольно-надзорных механизмов, противодействующих проникновению ненадлежащей продукции на отечественный фармацевтический рынок, подрывающей государственный авторитет, физическое и психологическое здоровье российского общества.
При этом борьба с контрафактной продукцией в настоящее время усложнена многочисленными профильными базами данных, многочисленными реестрами лекарственных препаратов (Государственный реестр лекарственных средств, реестр Федерального института промышленной собственности, реестр Росздравнадзора, Минздрава России), которые зачастую дублируют друг друга, не обладают различительной способностью лекарственных средств от их фантомов (контрафактной продукции, аналогов и т.п.). Более перспективным направлением может выступать созданная российскими предпринимателями и функционирующая организация «Платформа» (аналог и форма общественного контроля), которая станет учредителем «Национального фармацевтического реестра». Реестр позволяет объединить и закрепить механизм производства и реализации всех лекарственных препаратов, вывести на новый уровень патентную защиту, лицензирование фармацевтических организаций, обобщить информацию об актуальных ценах, а также контролировать ценообразование на ЖНВЛС [19].
Выводы
Таким образом, перед российским государством стоит альтернативный «третий путь» преодоления либерально-демократического реформирования фармацевтической деятельности, в которой осуществляется преемственная связь державного принципа с нравственными ценностями демократического социализма, реализации чему будут способствовать:
Во-первых, разработка и внедрение кластерного подхода в реализации государственно-правовой политики импортозамещения лекарственных средств не менее 90%, легализация и придание правовой формы фармацевтическим кластерам. Институциональная форма кластеризации фармацевтической деятельности является одним из проявлений проекта социал-демократической трансформации российской государственности, когда нравственные измерения (лекарственное обеспечение населения, народосбережение, человеческий капитал) составляют основу политико-правовой трансформации и стимулирования экономического роста. Характеризуя особенности российской кластерной формы осуществления взаимодействия государства - производителя лекарственных продуктов и потребителя, следует учитывать историко-культурный, и экономико-географический аспекты для решения социально-экономических задач: региональный критерий, территориальное соседство зарубежных стран, государственное инвестирование и равноправие в управлении, совершенствование инновационного потенциала, расширение образовательных проектов.
Во-вторых, использование более сложного философского понимания свободы как доверия к власти (а не участие и контроль) должно быть заложено в основу правовой связи между государством-производителем лекарственных средств и потребителем на современном этапе развития и совершенствования фармацевтического рынка. Повышению спроса способствуют увеличение количества некоммерческих организаций в сфере контроля и надзора лекарственного обеспечения, активное взаимодействие государства и частного сектора фармпроизводителя, контроль деятельности медицинских представителей фармацевтической промышленности, блокирование злонамеренных соглашений субъектов аптечной системы и фармпроиз-водителей, нарушающих конкуренцию и злоупотребляющих своими правами, предоставляющих потребителю неполную информацию о лекарственных товарах и их производителях, а также трансфер в Россию инновационных технологий производства лекарственных препаратов, переподготовка кадров, альтернатива выбора различных отечественных производителей, доступность цены лекарственных препаратов и заказа, стирание граней недоверия между производителем и потребителем-пациентом, поскольку в настоящий момент даже при налаженном производстве препаратов на отечественном рынке доверие к нему до сих пор в полной мере не выработано, а потребитель-пациент сознательно использует препараты иностранных производителей.
В-третьих, создание и ведение Национального фармацевтического реестра (институциональная форма общественного контроля) позволит контролировать механизм производства и реализации лекарственных препаратов, вести их учет, надлежащее документальное оформление, отличающее от контрафактной продукции и обеспечивающее защиту интеллектуальных прав производителей и охраняющее здоровье населения России.
1. Алехин А.В. Пост-релиз по итогам конференции «Локализация производства в фармацевтической отрасли» [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Ведомости Практика». URL: https://praktika.vedomosti.ru/events/ LocalPharma17/pages/post-reliz_pharma
2. Михеничев В.Е. Как оценивается изобретательский уровень заявок на изобретения [Электронный ресурс] // Патентное бюро «Зуйков и партнеры». URL: https://zuykov. com/ru/about/articles/2016/01 /24/kak-ocenivaetsya-izobretatelskij -uroven-zayavok-na/ (52)
3. Мохов А.А. Лекарственные средства как объекты гражданских прав [Электронный ресурс] // Юрист. 2004. № 4. C. 53-57. URL: https://www.lawmix.ru/med/4059
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
5. Об утверждении Стратегии развития фармацевтической промышленности Российской Федерации на период до 2020 года: приказ Минпромторга РФ от 23.10.2009 № 965 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94066/
6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» на 2013 - 2020 годы: постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 305 (ред. от 28.12.2017) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_162187/
7. Мантуров Д.В. О ходе реализации программы по развитию фармацевтической и медицинской промышленности страны [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Из-
вестия». URL: file:///C:/Users/%D0%92%D0%BB%D0% B0%D0%B4%D0%B0/ Desktop/ press_reliz_01-06-2018_18-40.pdf
8. Lyubashits V., Mamychev A., Mordovtseva T., Mamycheva D., Shirshov A. Archetypal Foundations of the Study of Political and Legal Organization of Society: Ancient Heritage // Man in Indian. 2017. Vol. 97, № 23. P. 147-156.
9. Бойко А.Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России [Электронный ресурс] // Вестник Евразийской академии административных наук. 2013. №1. С. 97-105. URL: http: //tourlib. net/statti_touri sm/boj ko2. htm
10. Григорьева А.В. Развитие фармацевтических кластеров России и инструменты государственной поддержки отрасли [Электронный ресурс]. URL: https://www. scienceforum.ru/2016/pdf/21642.pdf
11. Федотова В. Г. Хорошее общество. М., 2005. С. 293-360.
12. Слепнев Д.А., Иванов А.И. Фармацевтический кластер и особая экономическая зона // Business Partner. Информационно-аналитический журнал для предпринимателей. 2011. № 11. С. 39-43.
13. Мещеров А.В. Государственно-частное партнерство: теория, методология и практика. М.:Анкил, 2015. 212 с.
14. Фармацевтический кластер в России: особенности формирования и перспективы развития / С.В. Болл, С.В Иванов, Д. Йованович, М.В. Лукин. - М., 2011. 224 с.
15. Lyubashits V., Mamychev A., Uvarova G., Artyukhin O., Chapurko T. Sociocultural Measurement of Institutional and Functional Characteristics of Public Power Interactions // Man in Indian. 2017. Vol. 97. № 23. P. 461-470.
16. О признании незаконным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности об отказе в удовлетворении возражения против выдачи патента. Решение № СИП-134/2013 суда по интеллектуальным правам [Электронный ресурс] // СПС «РосПравосудие». URL: https://rospravosudie.com/court-sud-po-intellektualnym-pravam-s/act-320009979/
17. Постановление Президиума ВАС РФ №2578/09 от 16.06.2009 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ARB ;n=101691#03659915001688878
18. Ивлиев Г.П. В России создается Национальный фармацевтический реестр [Электронный ресурс] // Сетевое издание «Фармацевтический вестник». 2016. URL: https://pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/v-rossii-sozdaetsja-natsionaljnyj-farmatsevticheskij -reestr.html
Транслитерация
1. Alehin A.V. Post-reliz po itogam konferencii «Lokalizacija proizvodstva v farmacev-
ticheskoj otrasli» [Jelektronnyj resurs], Setevoe izdanie «Vedomosti Praktika», https://praktika.vedomosti.ru/events/LocalPharma17/pages/post-reliz_pharma
2. Mihenichev V.E. Kak ocenivaetsja izobretatel'skij uroven' zajavok na izobretenija [Jelektronnyj resurs] // Patentnoe bjuro «Zujkov i partnery». https://zuykov. com/ru/about/articles/2016/01 /24/kak-ocenivaetsya-izobretatelskij -uroven-zayavok-na/ (52)
3. Mohov A.A. Lekarstvennye sredstva kak ob"ekty grazhdanskih prav [Jelektronnyj resurs] // Jurist. 2004. № 4. P. 53-57. https://www.lawmix.ru/med/4059
4. Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta RF ot 31.12.2015 № 683 [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPljus». http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
5. Ob utverzhdenii Strategii razvitija farmacevticheskoj promyshlennosti Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: prikaz Minpromtorga RF ot 23.10.2009, № 965 [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPljus». http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_94066/
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Razvitie farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti» na 2013 - 2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 305 (red. ot 28.12.2017) [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPljus». URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162187/
7. Manturov D.V. O hode realizacii programmy po razvitiju farmacevticheskoj i medicinskoj promyshlennosti strany [Jelektronnyj resurs] // Setevoe izdanie «Izvestija» - (fajl PDF) file:///C:/Users/%D0%92%D0%BB%D0% B0%D0%B4%D0%B0/Desktop/press_ reliz_01 -06-2018_18-40.pdf
8. Lyubashits V., Mamychev A., Mordovtseva T., Mamycheva D., Shirshov A. Archetypal Foundations of the Study of Political and Legal Organization of Society: Ancient Heritage // Man in Indian. 2017. Vol. 97. № 23. P. 147-156.
9. Bojko A.E. Formirovanie turistskih klasterov kak instrument razvitija vnutrennego turizma v Rossii [Jelektronnyj resurs] // Vestnik Evrazijskoj akademii administrativnyh nauk. 2013. № 1. P. 97-105. http://tourlib.net/ statti_tourism/bojko2.htm
10. Grigor'eva A.V. Razvitie farmacevticheskih klasterov Rossii i instrumenty gosudarstvennoj podderzhki otrasli [Jelektronnyj resurs] (fajl PDF), https://www. scienceforum.ru/2016/pdf/21642.pdf
11. Fedotova V.G. Horoshee obshhestvo. M. 2005. P. 349, 358-360, 293-294
12. Slepnev D.A., Ivanov A.I. Farmacevticheskij klaster i osobaja jekonomicheskaja zona // Business Partner. Informacionno-analiticheskij zhurnal dlja predprinimatelej. 2011. № 11. P. 39-43.
13. Meshherov A.V., Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo: teorija, metodologija i praktika. Moskva:Ankil, 2015, 212 p.
14. Boll S.V., Ivanov S.V., Jovanovich D., Lukin M.V Farmacevticheskij klaster v Rossii: osobennosti formirovanija i perspektivy razvitija. M., 2011. 224 p.
15. Lyubashits V., Mamychev A., Uvarova G., Artyukhin O., Chapurko T. Sociocultural Measurement of Institutional and Functional Characteristics of Public Power Interactions // Man in Indian. 2017. Vol. 97. № 23. P. 461-470.
16. O priznanii nezakonnym reshenija Federal'noj sluzhby po intellektual'noj sobstvennosti ob otkaze v udovletvorenii vozrazhenija protiv vydachi patenta. Reshenie № SIP-134/2013 suda po intellektual'nym pravam [Jelektronnyj resurs] // SPS «RosPravosudie». https://rospravosudie.com/court-sud-po-intellektualnym-pravam-s/act-320009979/
17. Postanovlenie Prezidiuma VAS RF #2578/09 ot 16.06.2009 [Jelektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPljus». http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=ARB ;n=101691#03659915001688878
18. Ivliev G. P. V Rossii sozdaetsja Nacional'nyj farmacevticheskij reestr [Jelektronnyj resurs] // Setevoe izdanie «Farmacevticheskij vestnik». 2016. https://pharmvestnik.ru/publs/lenta/v-rossii/v-rossii-sozdaetsja-natsionaljnyj-farmatsevticheskij -reestr.html
© М.В. Вронская, 2018
Для цитирования: Вронская М.В. Правовое регулирование фармацевтической деятельности в РФ: тенденции и перспективы «модернизационной» политики // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2018. Т. 10. № 4. С. 90-98.
For citation Vronskaya M.V. Legal regulation of pharmaceutical activity in Russia: trends and prospects of "modernization» policies // The Territory of New Opportunites. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service, 2018, Vol. 10, №4, pp. 90-98.
DOI dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2018-4/090-098
Дата поступления: 26.11.2018