Научная статья на тему 'Правовое регулирование электронной торговли'

Правовое регулирование электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
695
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная торговля / b2b-продажи / b2c-продажи / государственные закупки / электронная коммерция / электронная сделка / электронный ключ / electronic commerce / b2b-sales / b2c-sales / public procurement / e-commerce / electronic transaction

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Афанасьевская Анна Валерьевна, Содель Олег Викторович

Введение: в статье раскрываются особенности правового регулирования электронной подписи, рассмотрены законодательные акты в данной сфере. Цель: рассмотреть понятие электронной торговли, проанализировать виды электронных торговых площадок в России, а также их особенности. Методологическая основа: общенаучные методы (анализ и синтез) используется также сравнительно-правовой метод. Результаты: путем сравнения различных норм и авторских выводов были выделены основные модели реализации электронной торговли в стране. Выводы: по результатам проведенного исследования авторы пришли к выводу, что активное распространение электронной торговли привело к значительному росту предпринимательства как в стране, так и во всем мире, что, безусловно, является положительным моментом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Афанасьевская Анна Валерьевна, Содель Олег Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal Regulation of Electronic Commerce

Background: the article reveals the peculiarities of the legal regulation of electronic signatures, reviewed the legislation in this area. Objective: to consider the concept of electronic commerce, to analyze the types of electronic trading platforms in Russia, as well as their features. Methodology: general scientific methods (analysis and synthesis) the comparative legal method is also used. Results: by comparing various norms and author’s conclusions, the main models for the implementation of electronic commerce in the country were highlighted. Conclusions: according to the results of the study, the authors came to the conclusion that the active spread of electronic commerce has led to a significant increase in entrepreneurship both in the country and around the world, which is certainly a positive thing.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование электронной торговли»

ИНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА

DOI 10.24412/2227-7315-2022-5-271-275 УДК 341.161

А.В. Афанасьевская, О.В. Содель

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Введение: в статье раскрываются особенности правового регулирования электронной подписи, рассмотрены законодательные акты в данной сфере. Цель: рассмотреть понятие электронной торговли, проанализировать виды электронных торговых площадок в России, а также их особенности. Методологическая основа: общенаучные методы (анализ и синтез) используется также сравнительно-правовой метод. Результаты: путем сравнения различных норм и авторских выводов были выделены основные модели реализации электронной торговли в стране. Выводы: по результатам проведенного исследования авторы пришли к выводу, что активное распространение электронной торговли привело к значительному росту предпринимательства как в стране, так и во всем мире, что, безусловно, является положительным моментом.

Ключевые слова: электронная торговля, Ъ2Ъ-продажи, Ъ2с-продажи, государственные закупки, электронная коммерция, электронная сделка, электронный ключ.

А.У. Afanasyevskaya, O.V. Sodel

LEGAL REGULATION OF ELECTRONIC COMMERCE

Background: the article reveals the peculiarities of the legal regulation of electronic signatures, reviewed the legislation in this area. Objective: to consider the concept of electronic commerce, to analyze the types of electronic trading platforms in Russia, as well as their features. Methodology: general scientific methods (analysis and synthesis) the comparative legal method is also used. Results: by comparing various norms and author's conclusions, the main models for the implementation of electronic commerce in the country were highlighted. Conclusions: according to the results of the study, the authors came to the conclusion that the active spread of electronic commerce has led

© Афанасьевская Анна Валерьевна, 2022 )

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права (Саратовская государственная юри- 2

дическая академия); e-mail: Fly78@list © Содель Олег Викторович, 2022

Соискатель кафедры финансового, банковского и таможенного права имени профессора Нины Ивановны Химичевой (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: o-novikov@yandex.ru

© Afanasyevskaya Anna Valeryevna, 2022

Candidate of Law, Associate Professor, Department of Civil Law (Saratov State Law Academy) © Sodel Oleg Viktorovich, 2022

Applicant degree of the Department of Financial, Banking and Customs Law named after Prof. N.I. Khimicheva (Saratov State Law Academy) 271

to a significant increase in entrepreneurship both in the country and around the world, which is certainly a positive thing.

Key-words: electronic commerce, b2b-sales, b2c-sales, public procurement, e-commerce, electronic transaction.

Быстрое развитие электронного обмена данными, обновление технологии, используемые в бизнес-среде, радикально изменили способы осуществление торговых операций. Миллионы людей ежедневно продают и покупают товары, оказывают различного рода услуги посредством сети Интернет и прочее.

Обеспечение мер соблюдения социальной дистанции и изоляции во время пандемии COVID-19 привели к значительному росту электронной торговли. Люди, оставаясь дома или выходя на улицу только в случае необходимости, зачастую вынуждены приобретать товары онлайн. По данным Statista1, розничные продажи электронной торговли в 2021 г. достигли примерно 4,9 триллиона долларов США по всему миру. Прогнозируется, что эта цифра вырастет на 50% в течение следующих четырех лет, достигнув около 7,4 триллиона долларов к 2025 г. Переход к онлайн покупкам принес огромный финансовый прирост ряду крупных ритейлов, таких как Amazon, Walmart, Target, Ozon, Wildberries.

С введением карантинных правил, электронная торговля начала отвоевывать свой рыночный сегмент у традиционных магазинов, что повлекло фундаментальные изменения во всех связанных с торговлей отраслях экономики. Поэтому не вызывает никаких сомнений, что электронная торговля (как и любой другой бизнес) нуждается в серьезной юридической поддержке.

Онлайн-покупки имеют много преимуществ: скорость, комфорт, экономию времени и огромный выбор товаров. Поэтому вполне возможно, что кибер-шоп-пинг, который был очень популярен во время кризиса, будет продолжать оставаться популярным и после пандемии.

Отличительной чертой электронной торговли является то, что она чаще всего осуществляется именно посредством передачи электронных сообщений, то есть посредством информации передаваемой и получаемой посредством информационно-коммуникационной сети. В соответствии со ст. 2 Федерального Закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговля — вид предпринимательской деятельности, которая связана с приобретением и продажей товаров.2 Электронная торговля же — это такой вид торговли, который осуществляется именно через сеть Интернет.

Обратившись к трудам авторов на смежную тематику, отметим, что электронная торговля некоторыми авторами рассматривается как подсистема внутренней торговли и особый вид торговой деятельности. Так, И.М. Рассолов рассматривает ее как определенную совокупность коммерческих организаций, которые специализируются в основном на оптовых и розничных операциях по купле-продаже товаров. Такие организации занимаются данным видом электронной коммерческой деятельности профессионально. Если анализировать это заключение с

1 См.: Объем мирового розничного рынка электронной коммерции в 2014-2023 годах. URL: https://www.statista.com/statistics/379046/worldwide-retail-e-commerce (дата обращения: 19.03.2022).

2 См.: Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Собр. законодательства

272 Рос. Федерации. 2010. № 1, ст. 2.

точки зрения коммерческого права, то электронная торговля в качестве вида деятельности представляет собой такую многофункциональную профессиональную деятельность, которая заключается в основном в формировании товарных потоков, расширении и освоении новых рынков сбыта, установлении международных, региональных договорных связей по поставкам, накоплении товарных запасов и т.д.» [1, с. 98-99].

Другие же авторы заключают, что понятие «электронная торговля» идентично понятию «электронная коммерция» [2, с. 43; 3, с. 37]. Данная точка зрения основывается на том, что непосредственно понятие «электронная торговля» в русском языке является переводом термина «electronic commerce», которое, в свою очередь, Всемирной торговой организацией используется для обозначения производства, рекламы, продажи и дистрибуции продукции с помощью телекоммуникационных сетей.1

Далее рассмотрим электронные торговые площадки (далее — ЭТП). Это такие площадки, на которых можно осуществлять сделки по купле-продаже между предприятиями, а также проводить торги в электронном формате и размещать информацию в открытом доступе об услугах или товарах.

Также ЭТП представляют собой сайты, которыми могут пользоваться заказчики (в лице государственных или коммерческих организаций) для размещения информации о заказе на закупку определенного товара или услуги, а поставщики (юридические или физические лица) в свою очередь откликаются на эти заказы, подают заявки. Контракт при этом заключается с тем поставщиком, который сделал наиболее качественное или выгодное предложение.

Рассматривая ЭТП в России, выделим несколько основных направлений:

1. ЭТП госзакупок (торги по 44-ФЗ).

На таких площадках в качестве заказчика всегда выступает государство, а поставщики должны пройти специальную аккредитацию ЭТП госзакупок. Эта процедура полностью для них бесплатна.

2. ЭТП для размещения заказов по 223-Ф3.

Существует несколько площадок, на которых может проводиться электронная торговля по данному ФЗ. Важно отметить, что перечень данных площадок не установлен и постоянно обновляется. Важным также является то, что требования к поставщикам по их электронной подписи устанавливаются не федеральным законом, а конкретной ЭТП, на которой они планируют заключить договор. Как правило, для проведения торгов ЭТП в рамках № 223-Ф3 совмещают свою функциональность с процедурами, которые используются для размещения закупок коммерческими заказчиками2.

3. Электронные торговые площадки по реализации имущества должников (банкротов).

Целью таких площадок является автоматизация процедуры проведения торгов в электронной форме для продажи имущества должников при реализации мер, применяемых в делах о банкротстве.

В настоящее время Комиссией Минэкономразвития РФ аккредитовано несколько десятков ЭТП по реализации имущества должников (банкротов).

1 См.: GLOSSARY TERM by WTO. URL: https://www.wto.org/english/thewto_e/glossary_e/ electronic_commerce_e.htm (дата обращения: 20.04.2022).

2 См.: Савельев А.И. Электронная коммерция в России без ЭЦП: Иллюзия или реальность. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». 273

Для участия в электронных торгах необходимо наличие электронной подписи, применяемой электронной торговой площадкой. Она выдается Удостоверяющим Центром, аккредитованным Минкомсвязью России.

4. Электронные торговые площадки для коммерческих заказчиков.

Торги на таких площадках государственными компаниями не проводятся. При этом количество ЭТП такого типа значительно превышает количество ЭТП с государственными торгами.

Для коммерческих поставщиков существует два типа ЭТП.

1. Специализированные ЭТП создаются непосредственно под нужды одной компании. К примеру, для ПАО «Лукойл» или другой компании.

2. Многопрофильные электронные торговые площадки, они представляют очень широкий спектр услуг и товаров. Важной особенностью данного типа ЭТП является то, что любое предприятие может выступать как заказчиком, так и поставщиком. Самыми популярными являются В2В, Фабрикант и т.д.

Рассматривая общие особенности ЭТП, отметим следующее:

Некоторые торговые площадки могут самостоятельно устанавливать дополнительные требования к сертификатам.

Большинство площадок наряду с квалифицированной электронной подписью могут принимать и неквалифицированную подпись.

Между заказчиком и поставщиком полностью отсутствует личный контакт.

До того, как процедура закупки не завершена, заказчик не может требовать от поставщика идентификации каким-либо способам. Анонимность в данном случае позволяет создать справедливую и равную конкурентную борьбу.

Сделки имеют официальную юридическую значимость.

Далее рассмотрим модели, которые можно использовать для реализации электронной торговли.

1) В2В (бизнес-бизнес). Данная модель представляет собой такое сотрудничество, которое осуществляется между двумя компаниями. При этом модель ориентирована в наибольшей степени на маркетинговую и торговую деятельность для получения выгоды от оказания определенных услуг. Также важно, что в данной модели компании потребляют и реализуют товары и услуги с одной целью — для развития и реализации собственного бизнеса.

2) В2С (бизнес-потребитель). Характерной чертой данной модели является маркетинговая деятельность, основной целью которой являются прямые продажи услуг и товаров сразу конечному потреблению. Основная цель этой модели — удовлетворить индивидуальные потребности конечного потребителя.

3) С2С (потребитель-потребитель). Особенностью данной модели является то, что сделка заключается непосредственно между двумя конечными потребителями. При этом ни один из них не должен являться предпринимателем. Ярким примером реализации данной модели являются интернет-аукционы, а также порталы, где пользователи могут выкладывать объявления о купле-продаже1.

На всех рассмотренных выше площадках электронной торговли, а также во всех моделях электронной торговли в качестве средства платежа могут выступать не только валюта, но также криптовалюта и цифровые финансовые активы.

1 См.: E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование): сборник статей / А.А. Богустов, О.Н. Горохова, Д.А. Доротенко и др.; рук. авт. колл. и отв. ред. М.А. Рожкова. Доступ из справ.-правой системы «КонсультантПлюс».

Подводя итоги, отметим, что активное распространение электронной торговли привело к значительному росту предпринимательства как в стране, так и во всем мире. У поставщиков товаров и услуг, а также у закупщиков практически полностью пропала зависимость от территориального расположения. Услуги могут оказываться дистанционно, товары могут доставляться в другие города и страны.

Библиографический список

1. Рассолов И.М. Электронная торговля и электронные платежи в свете нового российского законодательства // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4 (35). С. 98-99.

2. Алексеев И. Электронная торговля: правовые проблемы предпринимательской деятельности в Интернете // Юрист. 2000. № 3. С. 43-45.

3. Терещенко Л.К. Правовое регулирование электронной коммерции // Юридический мир. 2001. № 10. С. 36-42.

References

1. Rassolov I.M. Electronic Commerce and Electronic Payments in the Light of the New Russian Legislation // Scientific works of the Russian Academy of Advocacy and Notaries. 2014. No. 4 (35). Р. 98-99.

2. Alekseev I. E-commerce: Legal Problems of Entrepreneurial Activity on the Internet // Lawyer. 2000. No. 3. P. 43-45.

3. Tereshchenko L.K. Legal Regulation of Electronic Commerce // Legal World 2001. No. 10. P. 36-42.

В

о

го О X

О

Sc о

о

Д

QJ

тз

0 —I

го ф

1

1

о

Sc

5

тз

S

д

х ф о

X

О Sc а ж

ш д

ф §

ю

1Л 4

)

2 О N) N)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.