Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК (ЭТП) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ НУЖД ЗАКАЗЧИКОВ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЗАКАЗОВ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК (ЭТП) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ НУЖД ЗАКАЗЧИКОВ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЗАКАЗОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
156
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГОВЫЕ ПЛОЩАДКИ / ELECTRONIC TRADING PLATFORMS / ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ / ELECTRONIC TRADING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лукьяненко Владимир Евгеньевич, Хижов Дмитрий Олегович

Статья посвящена правовым и некоторым организационно-техническим вопросам деятельности Электронных торговых площадок (ЭТП). В работе исследуются особенности практической деятельности ЭТП. В статье анализируются некоторые проблемы осуществления деятельности на ЭТП и предложены варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лукьяненко Владимир Евгеньевич, Хижов Дмитрий Олегович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Constitutional matters regulating the activities of electronic trading platforms (ETP) to ensure public and commercial needs of the customers of goods (works, services) and performers orders

The article is devoted to legal and some organizational and technical issues of Electronic trading platforms (ETP). This paper investigates the characteristics of practical activities of the ETP. The article analyzes some problems of the implementation of activities at the ETP and the suggested solutions.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК (ЭТП) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ НУЖД ЗАКАЗЧИКОВ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЗАКАЗОВ»

Гражданское право

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ТОРГОВЫХ ПЛОЩАДОК (ЭТП) ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПУБЛИЧНЫХ И КОММЕРЧЕСКИХ НУЖД ЗАКАЗЧИКОВ ТОВАРОВ (РАБОТ, УСЛУГ) И ИСПОЛНИТЕЛЕЙ ЗАКАЗОВ

ЛУКЬЯНЕНКО Владимир Евгеньевич,

доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета

и Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова. E-mail: prof-Lu@yandex.ru;

ХИЖОВ Дмитрий Олегович,

магистрант Ульяновского государственного университета. E-mail: prof-Lu@yandex.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена правовым и некоторым организационно-техническим вопросам деятельности Электронных торговых площадок (ЭТП). В работе исследуются особенности практической деятельности ЭТП. В статье анализируются некоторые проблемы осуществления деятельности на ЭТП и предложены варианты их решения.

Abstract: The article is devoted to legal and some organizational and technical issues of Electronic trading platforms (ETP). This paper investigates the characteristics of practical activities of the ETP. The article analyzes some problems of the implementation of activities at the ETP and the suggested solutions.

Ключевые слова: Электронные торговые площадки, электронные торги.

Keywords: Electronic trading platforms, electronic trading.

Как отмечается в гражданско-правовой научной литературе, сфера закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являясь необходимым инструментом промышленной и социальной политики, представляет собой одну из наиболее распространенных форм участия публично-правовых образований в гражданском обороте. С позиции формирования научных знаний о государственных и муниципальных закупках как института гражданского права приобретает важное значение выработка теоретических положений и практических рекомендаций о заключении договоров о закупках и формировании договорных связей между участниками закупок[1].

В специальной литературе обычно отмечается, что электронные торговые площадки (в дальнейшем - ЭТП) являются информационными агрега-торами, которые фактически выполняют посреднические услуги.

По мнению профессора В.Е Лукьяненко, для организации и проведения электронных торов в различных сферах, в частности, при продаже имущества организаций-банкротов, необходимо учитывать и иметь несколько материальных, технических и пра-

вовых компонентов:

1. Наличие общих норм, устанавливающих основные правовые модели посреднической деятельности ЭТП (исполнителей-посредников) и их заказчиков (доверителей). В этом случае отношения между ЭТП и доверителем должны регулироваться типичными нормами о договоре поручения, не противоречащими существу электронной торговли.

2. Наличие специальных норм, конкретизирующих деятельность электронных торговых площадок и заказчиков (доверителей), пользующихся услугами ЭТП.

3. Наличие технических средств и программного обеспечения, воспринимающего и фиксирующего указанные выше компоненты[2].

В связи названными критериями, характеризующим по существу, организационную, правовую и техническую сущность ЭТП, по мнению профессора В.Е. Лукьяненко, ЭТП- комплексная организационно-правовая и техническая форма оказания посреднических услуг для доверителей-заказчиков[3]. Действительно, ЭТП помогают заказчикам в оптимальные сроки с использованием современных компьютеров и программного обеспечения найти поставщиков и ис-

полнителей для их заказов.

В литературе электронные торговые площадки (ЭТП) в зависимости от сферы экономического взаимодействия, в которой осуществляют свою деятельность организации и ИП, как правило, подразделяются:

B2C (business-to-consumer) - форма прямого экономического взаимодействия продавца и покупателя. К электронным площадкам работающим по такой системе можно отнести интернет магазины.

C2C (consumer-to-consumer) - форма экономического взаимодействия между покупателями. ЭТП в данном случае предоставляет техническую базу с помощью которой частные лица осуществляют гражданско-правовые сделки.

B2B ( business-to-business) - форма экономического взаимодействия субъектов бизнеса. Взаимодействие осуществляется между юридическими лицами и напрямую связано с целью их деятельности.

B2G (business-to-government) - форма экономического взаимодействия между государством и представителями бизнеса. Закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд по ФЗ №44 относится именно к этой модели.

G2B (government-to-business) - форма экономического взаимодействия между государством и бизнесом, в которой в отличие от предыдущей услуги оказывает государство. К такого рода ЭТП можно отнести портал госуслуг.

Нам представляется, что указанные формы следует классифицировать и с учетом правовых критериев.

Важную роль в обеспечении публичных и собственных нужд потребителей и публичных заказчиков играет система действующего законодательства. По мнению профессора В. Е. Лукьяненко, отношения по государственным и муниципальным (публичным) закупкам и закупкам товаров для собственных нужд, регламентируются, как минимум, следующими законами.

Федеральный закон от 2. 12. 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»;

Федеральный закон от 29. 12. 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве;

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (вступил в силу с 1 января 2013 г.);

Федеральный закон от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 1 января 2014 года)[4].

В связи действием указанных законов в литературе предложено различать закупки товаров (работ, услуг) для публичных нужд (основной Закон № 44) и закупки для собственных нужд (основной Закон № 223)[5].

В соответствии с Приказом Минэкономразвития «Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме»[6] отбор площадок производят совместно Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службой (ФАС). Порядок разработан в соответствии с частью 31 статьи 65 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с указанным Порядком электронные торговые площадки (ЭТП) отбираются сроком на пять лет. Объявление о проведении отбора, Техническое задание на функционирование электронных площадок, утвержденное совместно Минэкономразвития России и ФАС России (далее - Техническое задание), а также информация о результатах проведения отбора размещаются на официальном сайте Минэкономразвития России в сети Интернет www.economy.gov.ru (далее - официальный сайт). Предложения для участия в отборе представляются операторами электронных площадок. По истечении 30 дневного срока для участия в отборе, установленного для представления в Минэкономразвитие России предложений от операторов ЭТП, Минэкономразвития России совместно с ФАС России в соответствии с Техническим заданием определяет пять электронных площадок, с операторами которых будут заключены соглашения о функционировании электронных площадок для проведения открытых аукционов в электронной форме. В настоящее время согласно указанной процедуре отобранными являются следующие ЭТП: 1) «Сбербанк-АСТ»[7]; 2) «РТС-тендер»^]; 3) «Росэлторг»;[9] 4) ММВБ[10]; 5) ZakazRF[11]. На указанных площадках обрабатываются заявки заказчиков, работающих в соответствии

с Законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд».

Согласно поручению Председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д.А. от 28 сентября 2015 г. N ДМ-П13-94пр о повышении эффективности расходов государственных корпораций и компаний с государственным участием проведение всех конкурентных закупок в электронной форме должно осуществляться на электронных площадках, прошедших отбор в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом необходимости повышения ответственности электронных площадок за проведением процедуры электронных торгов[12].

В соответствии с ФЗ №44 конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для исполнения заказов для публичных нужд являются: конкурсы (открытый конкурс, двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс); аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. На основании этого можно сделать вывод, что торги по ФЗ №44 по выявлению исполнителей публичных заказов на ЭТП осуществляются посредством проведения электронного конкурса и аукциона.

В литературе высказано мнение, что Закон № 223 не запрещает любой организации-заказчику товаров (работ, услуг) для собственных нужд создавать собственную электронную торговую пло-щадку[13]. Напримр, собственную ЭТП имеет Государственная Компания «Российские автомобильные дороги» (Государственная Компания) - некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 145-ФЗ «О Государственной компании «Российские автомобильные дороги» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Функции для Госкомпании выполняет Общество с ограниченной ответственностью «Автодор-Торговая Площадка» (далее также -ООО «Автодор - ТП») - организация, выполняющая комплекс работ по организации и проведению Конку-

рентных Процедур при осуществлении Государственной компанией закупочной деятельности[14].

Поэтому, как нам представляется, торги, проводимые по Федеральному Закону №223 при закупках товаров, работ, услуг для собственных нужд, при реализации имущества организаций-банкротов, а также продаже имущества с публичных торгов в порядке исполнения судебных решений могут проводиться на большем количестве площадок.

Торги по ФЗ №223 и иные торги не имеют таких строгих ограничений, как по Закону №44, а потому могут проводиться как с использованием процедуры электронного аукциона, так и процедур запроса котировок или предложений в электронном форме.

В результате в настоящее время в России зарегистрировано огромное количество электронных торговых площадок (ЭТП). Они делятся по всевозможным основаниям:

• в зависимости от предметов закупки,

• в зависимости от субъектов закупки,

• в зависимости от региона, в котором производится закупка,

• и т.д.

Существуют также ЭТП занимающиеся реализацией имущества должников, в том числе, имущества предприятий-банкротов, анализ деятельности которых требует специального исследования, а потому выходит за рамки нашей статьи, посвященной общим вопросам организации и деятельности ЭТП для всех сфер деятельности и потребителей услуг ЭТП.

Действие Федерального закона №223 (за исключением случаев, указанных в части 5 ст.1) не распространяется на ряд юридических лиц (естественных монополистов), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности не превышает пятьдесят процентов, на их дочерние хозяйственные общества и дочерние хозяйственные общества последних. В единой информационной системе при закупке заказчиком размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки ис-

полнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (п. 5 ст. 4 Закона № 223). Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с ч.16 ст. 4 Закона №223. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Для того, чтобы принять участие в торгах на ЭТП необходимо зарегистрироваться, пройти аккредитацию и обзавестись электронно-цифровой подписью (в дальнейшем - ЭЦП).

Так, согласно конкурсной документации Открытого Одноэтапного Конкурса в Электронной Форме на право заключения Договора на разработку предложений по оптимизации организационного и правового регулирования деятельности, включая инвестиционную деятельность, Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (торги с привлечением к исполнению Договора субподрядчиков) для участия в Конкурсе заинтересованное лицо должно пройти процедуру аккредитации на ЭТП в соответствии с требованиями Порядка Закупочной Деятельности и Регламента ЭТП[15].

В соответствии со статьей 5 ФЗ № 63 «Об электронной подписи» (введен в действие 8 апреля 2011 г.)[16] цифровые подписи делятся на простые и усиленные, которые в свою очередь на квалифицированные и неквалифицированные.

При подписании документов на ЭТП используются неквалифицированные и квалифицированные подписи. Они различаются между собой степенью защиты, сферами применения и способом получения. Как первая, так и вторая могут использоваться для подписи документов на участие в торгах, од-

нако не во всех торгах допускается применение неквалифицированной цифровой подписи. Также стоит напомнить, что выбранная цифровая подпись могут использоваться не на всех площадках, поэтому предварительно убедиться, что выбранная ЭЦП может применяться на выбранной заказчиком конкретной электронной площадке.

После получения ЭЦП необходимо пройти регистрацию и аккредитацию на ЭТП. На этом этапе на площадку предоставляются необходимые документы в электронном виде и заверяются с помощью ЭЦП.

Любой Участник Закупки, получивший аккредитацию на ЭТП, вправе направить на адрес ЭТП запрос о разъяснении положений Конкурсной Документации в сроки, установленные в Конкурсной Документации организации-заказчика товаров (работ, услуг) для собственных и нужд.

Далее ЭТП в течение определенного времени проверяет документы и если никаких проблем не возникает, то открывает доступ участнику в закрытую секцию площадки. При регистрации ЭТП дает свое согласие на заключение договора присоединения. Так, согласно Регламенту процесса размещения заказов и предложений с использованием специализированной электронной торговой площадки «Коммерческие закупки» АО «Единая электронная торговая площадка», Из указанного Регламента можно сделать вывод, что Регламент определяет процессы размещения заказов заказчиков или предложений исполнителей заказов путем проведения различных видов процедур в электронной форме, а так же определяет условия участия сторон в этих процедурах, регулирует отношения, возникающие между ними. Одновременно Регламент признан договором присоединения в соответствии со статьей 428 Гражданского кодекса Российской Федерации (п.п. 2.2.-2.3). Регламента). В п.2.5. Регламента предусмотрено, что Регламент одновременно является и публичной офертой, которую Организатор торгов и участники процедуры акцептуют посредством прохождения регистрации и аккредитации на электронной торговой площадке Оператора, что влечет полное согласие со всеми положениями данного Регламента, порождает обязанности его исполнения. Полагаем, что если Регламент в целом является договором, то он не может выступать одновременно и офертой. Видимо, следует признать, что опубликование Регламента является публичной офертой, а не сам Регламент, содержащий в основном императивные юридико-тех-

нические требования к заказчику и исполнителям коммерческих закупок.

Иногда заключается отдельный договор. Интересен тот факт, что на основании регламента одни площадки занимаются предоставлением комплекса информационных, технических, правовых и др. ус-луг[17]. Другие же ЭТП предоставляют участникам процедур на ЭТП в пользование только программное обеспечение с целью участия в электронных торгах, что, по сути, представляет разновидность договора найма имущества (соответствующего диска с программным обеспечением).[18]

Следующим этапом является сама процедура закупки. Существует несколько видов процедур, с помощью которых происходит отбор победителя среди участников-исполнителей заказов по закупкам. К таким процедурам относятся: электронный аукцион, запрос котировок в электронной форме, запрос предложений в электронной форме

Запрос предложений используется, когда заказчику закупок известна цель закупки, однако он не может точно определить конкретные товары (работы) и условия их поставки (выполнения). В таком случае потенциальные участники-исполнители заказов процедуры вправе предлагать свои товары и условия. В дальнейшем на основании поданных уточняющих заявок исполнителями заказчик выбирает лучших исполнителей. Основными критериями, по которым выбирается победитель- исполнитель закупки, являются: цена договора и сроки выполнения поставок товаров (работ, услуг). Так если участник-исполнитель предложил лучшие условия по срокам выполнения работ (поставок), но выше цену, он может стать победителем по результатам подсчета баллов. Формула подсчета баллов составляется заказчиком и содержится в закупочной документации.

Запрос котировок используется, когда заказчик определил перечень конкретных товаров (работ) и строго определил условия поставки (проведения). В данном случае победитель выбирается среди наиболее выгодных ценовых предложений. В этой процедуре в отличие от запроса предложений ценовой фактор является решающим. Таким образом, чем меньше предложенная цена договора, тем больше шансов стать победителем в проводимой процедуре.

В составе закупочной документации заказчик размещает:

• извещение, в котором содержаться основные сведения касаемо процедуры;

• техническое задание, составляющее описание предмета договора;

• проект договора, образец договора, который будет заключен в дальнейшем с победителем торгов-исполнителем публичного или коммерческого заказа.

Необходимо внимательно изучить договор перед подачей заявки, потому что дальнейшее изменение его условий происходит только в пределах и соответствии с поданной заявкой. Основное «тело» договора останется неизменным и, подавая заявку, вы принимаете на себя обязанность заключить договор именно в том виде, в котором он представлен заказчиком. Отказ от заключения договора влечет наложение санкций на участника. Так, например, за отказ от заключения договора поставки участник может быть внесен в реестр недобросовестных поставщиков, что может лишить его возможности принимать участия в торгах в будущем. Заказчики в отличие от участников могут отказаться от заключения договора по результатам проведенной закупки, но с ограничениями. Заказчики, осуществляющие закупку на основании ФЗ №44, могут отказать от заключения закупки только в определенных случаях, перечисленных в законе.

Заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с ФЗ №223, могут отказаться от заключения договора в случаях, указанных в отраслевых актах. Так, например Единый отраслевой стандарт закупок (Положение о закупке) Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»[19] содержит список обстоятельств, при которых возможен отказ. К таким обстоятельствам относятся:

а) изменение финансовых, инвестиционных, производственных и иных программ, оказавших влияние на потребность в данной закупке;

б) изменение потребности в продукции, в том числе изменение характеристик продукции, при наличии утверждения таких изменений руководителем заказчика;

в) при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, подтвержденных соответствующим документом и влияющих на целесообразность закупки;

г) необходимость исполнения предписаний антимонопольного органа и/или рекомендаций ЦАК, АК и/или иного уполномоченного контролирующего органа;

д) изменение законодательства РФ, нормативных правовых актов, издание актов феде-

ральных органов исполнительной власти, влияющих на возможность и/или целесообразность проведения закупки.

В обоих случаях отказ должен быть обоснован. Заказчики, не подчиняющиеся отраслевым регламентам, могут декларировать свое право на отказ от заключения договора в закупочной документации. Стоит отметить, что эти правила не распространяются на коммерческие торги.

В зависимости от формы процедуры, ЭТП и конкретного заказчика перечень документации, подаваемый в составе заявки участника, разный. Это составляет некоторые неудобства. Единый перечень документов и требований к их оформлению ускорит процесс подготовки документации, как со стороны заказчика, так и со стороны участников. Также это позволит избежать ошибок, которые могут повлечь серьезные последствия. Так, например, в заявке на участие в процедуре закупки на право заключения договора поставки некого товара для одной организации Госкорпорации «Росатом» необходимо, чтобы цена за единицу товара не превышала некое значение, которое рассчитано заказчиком. Если же цена будет выше, то это будет являться основанием для отклонения заявки. В процедуре другой организации Госкорпорации «Росатом» такое требование может носить рекомендательный характер. Или же может запрашиваться документ, который до этого не запрашивался. Так периодически запрашивается справка из ФНС об отсутствии задолженности по уплате налогов, выданная не ранее месяца до даты подачи заявки. Проблема заключается в том, что если у участника процедуры закупки товаров, работ, услуг справки не было, то получить ее он, скорее всего не успеет. Срок изготовления справки - десять дней, а время от публикации извещения до даты окончания подачи заявок редко превышает неделю.

Документация, подаваемая участником для участия в процедуре, включает в себя: заявку, коммерческое и техническое предложения и набор учредительной документации. В электронном аукционе заявка состоит из двух частей. К этому перечню могут добавляться и другие документы. Все они подаются в электронном виде с последующим заверением ЭЦП. Кроме этого заполняются специальные формы на самой площадке. Стоит обратить внимание, что заполнений форм на площадке имеет чисто формальное значение, а основными являются документы, подписанные с помощью ЭЦП.

Так, в 2014 году участник закупки товаров (услуг), сделки по которым заключались по результатам электронного аукциона, написал жалобу в ФАС. Заявка заказчика была отклонена, потому что вместо подачи заявки и документов в электронной форме с последующей подписью ЭЦП, он лишь заполнил форму на площадке.

Суть требования была в том, что заказчик закупок - Государственное казенное учреждение Новосибирской области "Управление контрактной системы" (далее - ГКУ НСО "УКСис", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее -УФАС по Новосибирской области, Управление, антимонопольный орган) о признании недействительными: решения N 08-01-155 в части признания аукционной комиссии нарушившей часть 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013; предписания N 08-02113 в отношении уполномоченного учреждения в части требования "о прекращении нарушения части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно, об исключении из содержания инструкции по заполнению заявки заказчика требования о предоставлении в заявке декларации о соответствии участника аукциона, требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в отдельном электронном документе, прикрепленном ко второй части заявки"; в отношении аукционной комиссии в части требования "о прекращении нарушения части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно, о прекращении отказа в допуске вторым частям аукционных заявок, соответствующим требованиям законодательства в сфере закупок".

Антимонопольный орган частично признал данную претензию обоснованной, посчитав такой способ подачи заявки достаточным. Заказчик с этим не согласился и обжаловал предписание Антимонопольного органа.

В соответствии с частью 2 статьи 66 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Содержание первой части заявки определяется в зависимости от предмета контракта (товар или работы, услуги), а также от того, указан ли в аукционной документации товарный знак или иные средства индивидуализации. Вторая часть заявки помимо прочего должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2

статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 названного Федерального закона (пункт 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ).

В силу части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующие единые требования к участникам закупки:

- не проведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки -юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (пункт 3);

- не приостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке (пункт 4);

- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит и т.д.) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято (пункт 5);

- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики, а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного

наказания в виде дисквалификации (пункт 7);

- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма (пункт 8);

- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов (пункт 9).

Из указанной нормы следует, что Закон N 44-ФЗ не содержит прямого указания на форму декларирования. Вместе с тем закон указывает на обязательность декларирования соответствия участника аукциона всем требованиям, установленным законом. В том случае, если участник закупки не отвечает хотя бы одному из поименованных в пунктах 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требований, аукционная комиссия отклоняет заявку такого участника, на что также указано в пункте 2 части 6 статьи 69 Закона N 44-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции, рассмотрев указанные доводы, пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 -9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Исследовав представленные сторонами доказательства, суд установил, что Закон N 44-ФЗ не содержит нормы, которая разрешает декларировать сведения по статье 31 с помощью аппаратно-программных средств на сайте электронной площадки (посредством проставления "галочки").

Из контекста письма Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы от 04.04.2014 N 7158-ЕЕ/Д28и и N АЦ/13590/14 следует, что "документом, подтверждающим право участника на получение преимуществ в соответствии со статьей 30 (принадлежность к субъектам малого предпринимательства - СМП) является декларация".

Согласно подпунктам 2 и 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ вторая часть заявки должна содер-

жать декларации. Согласно указанным выше разъяснениям если декларация о принадлежности к СМП является документом, то и декларация по статье 31 также по аналогии является самостоятельным документом. Никаких оговорок по поводу того, что одна либо обе эти декларации могут быть представлены в виде "галочки" на сайте закон не содержит.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, представляется в виде отдельного письменного документа (части какого-то документа), в котором должен быть продекларирован каждый требуемый пункт статьи 31 Закона N 44-ФЗ отдельно[20].

Если ко времени окончания срока подачи заявок участников не будет, то организатор закупок вправе продлить срок подачи заявок участниками либо отменить процедуру.

Допуск на участие в процедуре по торгам на ЭТП, как правило, является платным. Кроме платы за доступ к участию в процедуре, которая взимается самой ЭТП, существует еще опция обеспечения заявки. Оплата обеспечения может осуществляется напрямую заказчику в качестве залога, либо с использованием функционала площадки, на счетах которой замораживается сумма обеспечения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После окончания периода подачи заявок, заказчик начинает изучение поданных заявок участников закупок. Участники запроса котировок или пред-

Библиография:

ложений больше не могут вносить изменения в заявки, и организатор закупок выбирает победителя на основании поданных документов.

Для электронных аукционов назначается время начала торгов, когда участники смогут выдвигать свои ценовые предложения в реальном времени. Время на совершение ставки ограничено и по истечению времени побеждает участник, предложивший наименьшую цену.

По окончанию процедуры составляется протокол, в котором обосновывается выбор победителя процедуры, с которым уже в личном порядке заключается договор. В случае отказа победителя от заключения договора, контракт заключается со вторым после него участником. Заключение договора, как правило, происходит тоже с помощью электронного документооборота.

На некоторых ЭТП существует функционал, позволяющий подписывать договоры прямо на площадке с использованием ЭЦП. Оригиналы договора позже отправляются, почтой.

Начиная со стадии подписания договоров между заказчиками и победителями процедур закупки, ЭТП перестают выполнять свои посреднические функции.

Учитывая изложенное, представляется целесообразным в законодательстве: разрешить ЭТП вести мониторинг выполнения условий договоров, заключенных на ЭТП; обязать ЭТП вести учет исполнения договоров заключенных с использованием данной площадки.

1. Курц Н.А. Заключение договоров о государственных и муниципальных закупках. Автореф. ... дис. канд. юрид. наук. М. 2013. С. 3.

2. Лукьяненко В.Е. Законодательство о банкротстве (Учебное пособие). Ульяновск, УлГПУ, 2016. С. 50.

3. Лукьяненко В.Е. Законодательство о банкротстве (Учебное пособие). Ульяновск, УлГПУ, 2016. С. 50.

4. Лукьяненко В. Е. Правовые проблемы закупок и поставок продукции для федерального фонда, пополнения госрезерва и собственных нужд// Аграрное и земельное право. 2013. №5. С. 66.

5. Лукьяненко В. Е. Правовые проблемы закупок и поставок продукции для федерального фонда, пополнения госрезерва и собственных нужд// Аграрное и земельное право. 2013. №5. С. 67.

6. Приказ Минэкономразвития РФ от 26.10.2009 N 428 "Об утверждении Порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.10.2009 N 15154).

7. ЭТП «Сбербанк-АСТ». // Режим доступа http://www.sberbank-ast.ru - Загл. с экрана..

8. ЭТП «РТС-тендер». // Режим доступа https://www.rts-tender.ru - Загл. с экрана.

9. ЭТП АО «Единая электронная торговая площадка». // Режим доступа https://www.roseltorg.ru - Загл. с экрана.

10. ЭТП «Национальная электронная площадка». // Режим доступа https://www.etp-micex.ru - Загл. с экрана

11. ЭТП «ZakazRF». // Режим доступа http://etp.zakazrf.ru - Загл. с экрана.

12. Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 января 2016 г. N ОГ-Д28-936 «Об отборе операторов электронных площадок».

13. Лукьяненко В. Е. Правовые проблемы закупок и поставок продукции для федерального фонда, пополнения госрезерва и собственных нужд// Аграрное и земельное право. 013. №5. С. 75..

14. Из документации по закупке №31704966794.

15. Из документации по закупке №31704966794.

16. Российская газета от 8 апреля 2011 г. N 75.

17. Регламент ЭТП «РТС-тендер» // Режим доступа https://www.rts-tender.ru/platform-rules/platform-44 - Закл. С экрана

18. Лицензионный договор-оферта для участника ЭТП «ОТС-tender» // Режим доступа https://www.otc.ru/documents/trade_docs - Загл. С экрана

19. "Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупке) государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (утв. решением Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37) (ред. от 30.12.2016) // http://zakupki.rosatom.ru по состоянию на 30.12.2016

20. Постановление Седьмого Апелляционного Арбитражного суда от 17.12.2014 по делу № А45-9548/2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.