Евразийская адвокатура. 2021. № 6 (55). С. 104-107. Eurasian advocacy. 2021;(6(55)):104-107.
Актуальные проблемы юридической науки и практики Научная статья УДК 340.5
doi 10.52068/2304-9839_2021_55_6_104
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОГОВОРОВ ОБ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВАХ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
КАНАТОВ Танат Канатович
Phd, докторант Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова 119992, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, Российская Федерация
Аннотация: На данный момент наука гражданского права не выработала единой концепции права использования исключительных прав, в связи с этим в статье рассматриваются теоретические воззрения дореволюционных и современных ученых. В юридической теории данные вопросы обсуждаются на протяжении нескольких столетий, в статье отражены наиболее весомые теоретические выкладки выдающихся ученых по данным правовым спорным вопросам различных эпох.
Цель работы - исследовать актуальные проблемные вопросы правового регулирования договоров об исключительных правах в странах ЕАЭС. При написании статьи были применены системно-структурные, конкретно-социологические, историко-правовые, социально-правовые, сравнительно-правовые, статистические методы работы.
В результате сделаны предложения и выводы, основанные на проведенном анализе международного законодательства, а также нормативно-правовых актах стран ЕАЭС, действовавших на данный момент.
Высокая актуальность и практическая значимость данной статьи заключается в проведении анализа правового регулирования договоров об исключительных правах.
Статья обладает высокой научной ценностью, поскольку является одной из первых попыток рассмотреть актуальные проблемные вопросы правового регулирования договоров об исключительных правах в странах ЕАЭС. Ключевые слова: исключительные права, ЕАЭС, лицензионные договоры, соглашения Для цитирования: Канатов Т.К. Правовое регулирование договоров об исключительных правах в странах ЕАЭС // Евразийская адвокатура. 2021. № 6 (55). С. 104-107. https://doi.org/10.52068/2304-9839_2021_55_6_104
Actual problems of law science and practice Original article
LEGAL REGULATION OF EXCLUSIVE RIGHTS AGREEMENTS IN THE EURASIAN UNION COUNTRIES KANATOV Tanat Kanatovich
Phd, doctoral student of the Lomonosov Moscow State University 119992, Moscow, Leninskie Gory, 1, Russian Federation
Abstract: At the moment, the science of civil law has not developed a single concept of the right to use exclusive rights, in this regard, the article examines the theoretical views of pre-revolutionary and modern scientists. In legal theory, these issues have been discussed for several centuries, the article reflects the most significant theoretical calculations of outstanding scientists on these legal controversial issues of different eras. Purpose is to study topical problematic issues of legal regulation of treaties on exclusive rights in the EAEU countries.
When writing the article, system-structural, specific-sociological, historical-legal, social-legal, comparative-legal, statistical methods of work were applied.
Proposals and conclusions based on the analysis of international legislation, as well as the regulatory legal acts of the EAEU countries that were in force at the moment. The high relevance and practical significance of this article lies in the analysis of the legal regulation of contracts on exclusive rights.
The article has a high scientific value, since it is one of the first attempts to consider topical problematic issues of legal regulation of treaties on exclusive rights in the EAEU countries. Keywords: exclusive rights, EAEU, license agreements, agreements
For citation: Kanatov T.K. Legal regulation of exclusive rights agreements in the Eurasian union countries = Eurasian advocacy. 2021;6(55):104-107. (In Russ.). https://doi.org/10.52068/2304-9839_2021_55_6_104
© Канатов Т.К., 2021 104
ЕиКЛБТЛЫ ЛОУОСЛСУ 6 (55) 2021
В области промышленной собственности в странах ЕАЭС различают лицензионные договоры и соглашения на изобретение, полезную модель, контракт на промышленный образец, на товарный знак, передачу ноу-хау и иные виды [1].
В области авторского и смежных прав различают лицензионные договоры: авторские и лицензионные, договор авторского заказа, об использовании программ для ЭВМ и баз данных, об использовании фонограмм; об использовании эфирных и кабельных передач, иные виды лицензионных договоров [2].
Следует отметить, что договор авторского заказа относится не только к числу лицензионных договоров, он может также предусматривать отчуждение заказчику исключительного права на произведение (п. 2 ст. 1288 ГК РФ).
Таким образом, договор об отчуждении исключительных прав по смыслу действующих гражданско-правовых норм в ЕАЭС может быть не только возмездным или смешанным. На данный момент к ним прямо неприменимы нормы о безвозмездных договорах, в частности договора дарения. Вместе с тем лицензионные договоры, нормы о которых помещены в ст. 1286.1 ГК РФ «Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства» и ст. 1288 ГК РФ «Договор авторского заказа», предполагают безвозмездность. На основании существующих гражданско-правовых норм можно предположить, что договор об отчуждении по аналогии с отдельными видами лицензионных договоров, являющихся в общем случае возмездными, в отдельных случаях может быть безвозмездным или возмездно-безвозмездным.
Статья 966 ГК РК говорит о возмездном и временном характере использования объекта ИС в рамках лицензионного договора, но не содержит требований к определению размера вознаграждения и сроку его выплаты, как это указывает, например, п. 2. ст. 1106 ГК РА. В Казахстане требуется государственная регистрация лицензионного договора в Комитете по правам интеллектуальной собственности Министерства юстиции РК, в противном случае договор признается недействительным (п. 3 ст. 1029 ГК РК).
ГК РБ не содержит требований к лицензионному договору в части определения размера вознаграждения и срока его выплаты, но требует его регистрации в патентном органе (п. 1 ст. 985 ГК РБ).
Гражданский кодекс РФ предъявляет к лицензионному договору более жесткие требования по сравнению с гражданскими кодексами
других стран, например требование к обязательной письменной форме договора (ст. 1235). Несоблюдение этого требования влечет его недействительность. Требование о государственной регистрации договора содержится в п. 2 ст. 1235 ГК РФ, без регистрации переход права считается несостоявшимся. До 1 июня 2015 г. регистрировался сам договор, а не переход права. Государственная регистрация предусматривается и в отношении изобретения, полезной модели или промышленного образца (ст. 1353 ГК РФ), селекционного достижения (ст. 1414 ГК РФ) и товарного знака (ст. 1480 ГК РФ).
Для наглядности представим требования к лицензионному договору, содержащиеся в гражданских кодексах стран ЕАЭС, в виде сравнительной таблицы (таблица 1).
Таблица 1 демонстрирует, что в гражданских кодексах стран ЕАЭС наблюдается наличие не более двух общих требований к лицензионному договору: временный характер и возмездность использования объекта ИС; российский и белорусский законы установили запрет на безвозмездное предоставление права использования РИД или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями; о письменной форме, предмете договора, территории использования и способах использования РИД или средства индивидуализации говорит только ГК РФ.
Как правило, требования к лицензионному договору, как и другим видам договоров, более полно по сравнению с кодифицированным актом представлены в специальных законодательных и подзаконных актах. Во всех странах ЕАЭС установлены требования к обязательной регистрации договоров в национальных реестрах.
Законодательство Союза закрепило также требование о вознаграждении. Так, п. 4 ст. 44 Закона РБ «Об авторском праве и смежных правах» содержит нормы о вознаграждении: оно определяется в лицензионном договоре в процентах от дохода за соответствующий способ использования объекта авторского права или смежных прав либо в виде фиксированной суммы или иным способом; в п. 5 данной статьи закреплено требование, что этот договор должен содержать условия о сроке его действия и о территории, на которой допускается использование объекта авторского права или смежных прав.
Способы распоряжения правом тем или иным образом во многом зависят от субъектного состава правообладателей. Если провести сравнительный анализ этого состава на примере авторского права и смежных прав в странах ЕАЭС, то
ЕВРАЗИЙСКАЯ АДВОКАТУРА 6 (55) 2021
Таблица 1
Сравнение требований, предъявляемых к лицензионному договору, в гражданских кодексах стран ЕАЭС
Требования, предъявляемые к лицензионному договору РА РБ РК КР РФ
Письменная форма - - - - +
Указание на предмет договора - - - - +
Временный характер использования объекта ИС + + + + +
Срок действия договора - - - - +
Возмездность + + + + +
Размер вознаграждения + - - - +
Срок выплаты вознаграждения + - - - +
Форма (порядок) выплаты вознаграждения + - - - +
Государственная регистрация договора - - + - +
Указание на территорию, на которой допускается использование РИД или средства индивидуализации - - - - +
Запрет на безвозмездное предоставление права использования РИД или средства индивидуализации в отношениях между коммерческими организациями - + - - +
Способы использования РИД или средства индивидуализации - - - - +
можно убедиться, что между субъектными составами имеются отличия (таблица 2).
Таблица 2 демонстрирует, что такие субъекты, как «автор компьютерной программы» и «изготовитель базы данных», непосредственно присутствуют только в законе Республики Армения (ст. 35 и ст. 58 Закона РА от 4 июля 2006 г. ЗР-142). При этом в российском законодательстве есть указание, что «авторские права на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код, охраняются так же, как авторские права на произведения литературы» (ст. 1261 ГК РФ).
Только в российском законе обозначены такие субъекты, как «автор произведения, выполненного по государственному или муниципальному контракту» и «разработчик проекта официального документа, символа или знака». Кроме законодательства Республики Беларусь такой субъект, как «руководитель коллектива исполнителей -художественный руководитель или иное лицо», больше не встречается в НМА Союза. Таким образом, субъектный состав обладателей права в законодательстве стран ЕАЭС достаточно широк и неоднороден, в отношении некоторых правообладателей существует неопределенность.
Распоряжение исключительными правами может осуществляться в рамках обязательств и других гражданских правоотношений не только внутри, но и за пределами стран ЕАЭС. В Российской Федерации особенности реализации и защиты интеллектуальной собственности внутри и за пределами России устанавливает Закон № 164-ФЗ, определяющий ряд базовых правовых категорий в сфере регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе:
- внешнеторговая бартерная сделка - сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств (п. 3 ст. 2);
- внешнеторговая деятельность - деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью (п. 4 ст. 2);
- внешняя торговля интеллектуальной собственностью - передача исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом иностранному лицу либо иностранным лицом российскому лицу (п. 5 ст. 2);
- внешняя торговля информацией - внешняя торговля товарами, если информация является составной частью этих товаров, внешняя торговля интеллектуальной собственностью, если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешняя торговля услугами в других случаях (п. 6 ст. 2);
- иностранное лицо - физическое лицо, юридическое лицо или не являющаяся юридическим лицом по праву иностранного государства организация, которые не являются российскими лицами (п. 11 ст. 2);
- иностранный заказчик услуг - иностранное лицо, заказавшее услуги (работы) или пользующееся ими (п. 12 ст. 2);
- иностранный исполнитель услуг - иностранное лицо, оказывающее услуги (выполняющее работы) (п. 13 ст. 2);
EURASIAN ADVOCACY 6 (55) 2021
Таблица 2
Сравнение состава субъектов авторского права и смежных прав в законодательстве стран ЕАЭС
Виды субъектов авторского права и смежных прав (непосредственно присутствует в законе (+); не определен (н/о)) РА РБ РК КР РФ
Автор аудиовизуального произведения + + + + +
Автор географических и других карт, планов, эскизов и пластических произведений, относящихся к географии и к другим наукам + + + + +
Автор компьютерной программы + н/о н/о н/о +
Автор научного произведения (монографии, статьи, отчета, научной лекции и доклада, диссертации, конструкторской документации и др.) + + + + +
Автор произведения изобразительного искусства + + + + +
Автор произведения архитектуры, градостроительства, садово-паркового искусства + + + + +
Автор произведения, созданного по заказу н/о н/о + н/о +
Автор произведения, созданного при выполнении работ по договору + + + + +
Автор служебного произведения + + + + +
Автор произведения, выполненного по государственному или муниципальному контракту н/о н/о н/о н/о +
Автор фотографических произведений и произведений, полученных способами, аналогичными фотографии + + + + +
Изготовитель базы данных + н/о н/о н/о +
Издатель + + + + +
Исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо) + + + + +
Организации эфирного и кабельного вещания + + + + +
Организации по коллективному управлению имущественными правами + + + + +
Переводчики и авторы других производных произведений + + + + +
Пользователь + + + + +
Правообладатель (физическое или юридическое лицо) + + + + +
Производитель фонограммы + + + + +
Производитель (изготовитель) аудиовизуального произведения + + + + +
Разработчик проекта официального документа, символа или знака н/о н/о н/о н/о +
Режиссер-постановщик спектакля + + + + +
Руководитель коллектива исполнителей - художественный руководитель или иное лицо н/о + н/о н/о н/о
Соавторы + + + + +
Составители сборников + + + + +
Уполномоченный (государственный) орган, орган исполнительной власти + + + + +
- российское лицо - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, физическое лицо, имеющее постоянное или преимущественное место жительства на территории РФ, являющееся гражданином РФ или имеющее право постоянного проживания в РФ либо зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством РФ (п. 23 ст. 2);
- таможенный союз - единая таможенная территория, которой на основе международного договора с одним или несколькими государствами либо группами государств заменяется две или несколько таможенных территорий и в пределах которой отменяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли (п. 25 ст. 2).
В соответствии с Законом № 164-ФЗ правом осуществления внешней торговли интеллектуальной собственностью обладают «любые российские лица и иностранные лица» (ст. 10). Это право может быть ограничено лишь в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами.
Список источников
1. Витрянский В. Существенные условия договора (Комментарий ГК РФ (Продолжение)) // Хозяйство и право. 1998. № 7. С. 4.
2. Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М.: Статут, 1999.
References
1. Vitryanskij V. Sushhestvenny~e usloviya dogovora (Kommentarij GK RF (Prodolzhenie)) // Xozyajstvo i pravo. 1998. № 7. S. 4.
2. Vitryanskij V.V. Dogovor kupli-prodazhi i ego otdeFny'e vidy\ M.: Statut, 1999.
Статья поступила в редакцию 30.11.2021; одобрена после рецензирования 10.12.2021; принята к публикации 11.12.2021.
The article was submitted 30.11.2021; approved after reviewing 10.12.2021; accepted for publication 11.12.2021.