Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
775
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОКУРАТУРА / ПРОКУРОР / СОВЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ / PROSECUTOR'S OFFICE / PROSECUTOR / COUNCIL OF PROSECUTORS GENERAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Челябинский Государственный Университет, Уральская Государственная Юридическая Академия, Денисович Вероника Владимировна, Захаров Андрей Александрович

Между органами прокуратуры государств, образовавшихся на территории бывшего СССР и затем вошедших в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), потребности в развитии сотрудничества достигли такого уровня, что в 1995 г. ими был создан Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ. На первом заседании Совета 7 декабря 1995 г. было принято Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств Содружества Независимых Государств1. Объективными предпосылками создания Координационного совета являлась исторически длительно существовавшая совместная деятельность членов Совета в правовой области, реально сложившиеся после распада СССР условия, которые предопределяли необходимость повседневного сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно организованной и транснациональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Челябинский Государственный Университет, Уральская Государственная Юридическая Академия, Денисович Вероника Владимировна, Захаров Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIESOF THE COORDINATION COUNCIL OF THE CIS GENERAL PROSECUTORS

Between the bodies of the prosecutor’s offices of the states that were formed on the territory of the former USSR and then became part of the Commonwealth of Independent States (CIS), the need for development of cooperation reached such a level that in 1995 they created the Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS countries. At the first meeting of the Council on December 7, 1995, the Regulation on the Coordinating Council of Prosecutors General of the Commonwealth of Independent States was adopted. The objective prerequisites for the creation of the Coordinating Council were the historically longexisting joint activities of the Council members in the legal field, the conditions that really developed after the collapse of the USSR, which predetermined the need for everyday cooperation in the fight against crime, especially organized and transnational.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ГЕНЕРАЛЬНЫХ ПРОКУРОРОВ СТРАН СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

УДК 342 DOI 10.24411/2618-8236-2020-15107

ББК 64

Правовое регулирование деятельности Координационного совета генеральных прокуроров стран Содружества Независимых Государств

В. В. ДенисовиЧ, А. А. Захаров2

1 Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия 2 Уральская государственная юридическая академия, Екатеринбург, Россия

Между органами прокуратуры государств, образовавшихся на территории бывшего СССР и затем вошедших в состав Содружества Независимых Государств (СНГ), потребности в развитии сотрудничества достигли такого уровня, что в 1995 г. ими был создан Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ. На первом заседании Совета 7 декабря 1995 г. было принято Положение о Координационном совете генеральных прокуроров государств Содружества Независимых Государств1. Объективными предпосылками создания Координационного совета являлась исторически длительно существовавшая совместная деятельность членов Совета в правовой области, реально сложившиеся после распада СССР условия, которые предопределяли необходимость повседневного сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно организованной и транснациональной.

Ключевые слова: прокуратура, прокурор, Совет генеральных прокуроров.

Координационный совет генеральных прокуроров (КСГП) стран СНГ является региональной организацией. В состав Координационного совета входят генеральные прокуроры 11 стран Содружества. В основе формирования и деятельности Совета находятся общность предшествующего длительного развития, реальные объективно действующие условия и потребности повседневного сотрудничества в борьбе с преступностью, особенно транснациональной, ее организованных форм. Сотрудничество происходит в целях оказания правовой помощи в различных сферах правовых отношений.

Генеральными прокурорами стран СНГ был определен ряд основных направлений деятельности КСГП:

1) обмен информацией и консультации о состоянии законности в государствах — участниках Содружества, об организации органов прокуратуры, о координации деятельности национальных правоохранительных органов в борьбе с преступностью;

2) анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, разработка общей стратегии и согласованной политики в борьбе с ней;

3) оценка эффективности международно-правовых актов, действующих в сфере правовой помощи и правовых отношений по граждан-

1 См.: Комментарий к Федеральному закону «О про-

куратуре Российской Федерации». С приложением ведомственных нормативных актов. М., 1996. С. 629.

ским, семейным и уголовным делам, в том числе заключенных в рамках СНГ;

4) разработка Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, иных договоров и соглашений о сотрудничестве;

5) выработка предложений о мерах совершенствования правового регулирования этих отношений;

6) разработка и согласование концептуальных положений о месте и роли прокуратуры в системе правоохранительных органов с учетом закономерностей и специфики развития каждой стороны, доведение этих разработок до сведения компетентных национальных органов;

7) сотрудничество в подготовке и повышении квалификации кадров прокуратуры, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения.

Совет осуществляет анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, выработку предложений и рекомендаций по противодействию ей, разработку общей стратегии и согласованной политики борьбы с транснациональной преступностью, особенно связанной с наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, отмыванием средств, добытых преступным путем с использованием кредитно-финансовых учреждений этих стран, в иных сферах.

Одним из направлений деятельности Совета и его структур является оценка эффективности международно-правовых актов, регламентирующих различные аспекты оказания правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам, включая соответствующую Минскую конвенцию, двух- и многосторонние соглашения и иные акты о сотрудничестве. По результатам анализа вырабатываются согласованные предложения главам государств и правительств стран СНГ о мерах совершенствования правового регулирования.

В рамках Координационного совета и действующих при нем структур осуществляется разработка и согласование концептуальных положений о месте и роли прокуратуры в государственной системе с учетом закономерностей и специфики ее развития в правовой системе каждой страны и доведение их до сведения компетентных национальных органов.

Значительное внимание уделяется сотрудничеству в разработке и согласованном осуществлении мер подготовки и повышения квалификации кадров прокуратуры, их научного, научно-технического, методического и информационного обеспечения.

По мере необходимости Координационный совет представляет Совету глав государств, Межпарламентской ассамблее, Совету глав правительств, Координационно-консультативному комитету Содружества информацию о состоянии организованной транснациональной преступности, по иным проблемам законности в международно-правовых отношениях.

Руководителем Совета является его председатель, который избирается на основе принципа консенсуса, как правило, на один год. Очередным председателем Совета становится генеральный прокурор — представитель государства — организатора очередного ежегодного заседания Координационного совета. В целях подготовки материалов, необходимых для обсуждения и принятия Советом, могут создаваться временные рабочие группы на период выполнения конкретного задания Совета.

По результатам выполненной работы Совет принимает такие документы, как рекомендации, соглашения, протоколы, коммюнике, заявления, или поправки к ним. Итоговые документы считаются принятыми при единогласном голосовании (консенсусе). Совет может принять рекомендации о проведении или непосредственно организовать проведение международных научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, иных мероприятий, способствующих достижению целей сотрудничества.

В соответствии с Решением Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ от 6 января 1997 г. в целях организационно-технического обеспечения его деятельности, а также улучшения взаимодействия прокуратур стран СНГ создан постоянно действующий Секретариат Координационного совета (СКС). Секретариат — это рабочий орган Координационного совета и имеет статус оперативного управления генеральной прокуратуры государства пребывания. СКС является депозитарием документов, принятых Координационным советом. СКС образуется в составе полномочных представителей прокуратур государств СНГ — по одному представителю от каждой прокуратуры. Каждый представитель имеет своих сотрудников.

Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств создан совместным решением генеральных прокуроров государств — участников СНГ 7 декабря 1995 г. Решением Совета глав государств о Координационном совете генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств 25 января 2000 г. ему придан статус межгосударственного органа Содружества Независимых Государств.

Решение о Координационном совете генеральных прокуроров государств — участников СНГ 25 января 2000 г. подписали: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Грузия, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Украина.

Во главе секретариата Координационного совета (СКС) стоит исполнительный секретарь, который избирается на заседании Координационного совета. Исполнительный секретарь имеет одного заместителя, который не может быть представителем того же государства, что и исполнительный секретарь.

Полномочный представитель состоит на службе в прокуратуре соответствующего государства СНГ и считается прикомандированным в Секретариат Координационного совета.

Сотрудники СКС назначаются на должность исполнительным секретарем из числа граждан стран СНГ. Прием на службу оформляется контрактом, в котором определяются условия службы.

На СКС возлагается выполнение совокупности задач и функций, направленных на обеспечение взаимодействия прокуратур государств СНГ. В качестве постоянно действующего рабочего органа

40

Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ исполнительный секретариат разрабатывает предложения об основных направлениях деятельности по укреплению законности и правопорядка, участвует в разработке и реализации межгосударственных и межведомственных программ борьбы с преступностью. С его участием организовано исполнение Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории стран — участниц Содружества Независимых Государств на период до 2000 г. (утверждена решением Совета глав государств СНГ от 17 мая 1996 г.). Сотрудники секретариата Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ действуют в соответствии с Концепцией взаимодействия стран СНГ по борьбе с преступностью, которая была одобрена Решением глав государств СНГ 2 апреля 1999 г.

Секретариат прокуроров организует совместные заседания Координационного совета с Советом министров внутренних дел стран СНГ, с соответствующими советами иных правоохранительных органов государств СНГ, участвует в разработке и реализации межгосударственных и межведомственных программ борьбы с преступностью.

По поручению Координационного совета секретариат организует проведение международных совещаний, научно-практических конференций, семинаров и иных мероприятий по вопросам взаимодействия прокуратур стран СНГ и других правоохранительных органов в борьбе с преступностью, участвует в аналогичных мероприятиях, организуемых другими органами их отраслевого сотрудничества в данной сфере.

После принятия модельных правовых актов Межпарламентской ассамблеей СНГ секретариат принимает меры через соответствующие прокуратуры к их адаптации и инкорпорации в национальном законодательстве.

На секретариат в существенной мере возложен анализ состояния и динамики преступности на территории стран СНГ, особенно ее организованных форм, и разработка совместно с Научно-методическим центром при Координационном совете (создан на базе НИИ Проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации) необходимых рекомендаций. Результаты такого анализа применяются при выработке предложений Координационному совету,

которые используются при осуществлении согласованной стратегии борьбы с преступностью, выборе приоритетных направлений для некоторых или всех входящих в Содружество государств. При этом секретариат создает в своем составе по согласованию (рекомендациям) с Координационным советом временные специализированные рабочие группы для проведения аналитических исследований и подготовки предложений, программ, иных мер по наиболее важным вопросам укрепления законности и борьбы с преступностью, особенно с терроризмом и с заказными убийствами, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия, отмыванием денежных средств, добытых преступным путем, а также по различным аспектам предупреждения преступности, организации деятельности прокуратур. Секретариат направляет и координирует работу таких групп. Периодически секретариат анализирует ситуацию, готовит предложения по повышению эффективности взаимодействия прокуратур государств СНГ в борьбе с преступностью и другими нарушениями законности.

В процессе своей деятельности исполнительный секретариат генеральных прокуроров стран СНГ при решении конкретных практических вопросов взаимодействует с исполнительным секретариатом СНГ, секретариатом Межпарламентской ассамблеи СНГ, соответствующими структурами Совета министров внутренних дел, Советом руководителей органов безопасности и специальных служб, Советом руководителей таможенных служб, Советом командующих пограничными войсками, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории стран СНГ и другими компетентными в данной сфере структурами.

Кроме того, секретариат:

1) оказывает содействие правоохранительным органам стран СНГ в организации исполнения поручений об оказании правовой помощи, рассмотрении ходатайств об экстрадиции и выполнении других обращений, предусмотренных международно-правовыми договорами и соглашениями;

2) обобщает практику исполнения Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993), Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека (1995), других международных договоров и соглашений стран СНГ по правовым вопросам и вносит

председателю и членам Координационного совета предложения о ее совершенствовании;

3) организует обмен информацией о состоянии преступности и ее тенденциях в СНГ, работе органов прокуратуры, координации деятельности национальных правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

4) готовит ежегодные доклады о межгосударственном сотрудничестве правоохранительных органов СНГ, состоянии транснациональной преступности и по другим актуальным вопросам.

Для осуществления своих функций секретариат Координационного совета вправе запрашивать необходимую информацию из прокуратур и других правоохранительных органов стран СНГ через их центральные структуры.

Полномочные представители прокуратур стран СНГ, представленные в исполнительном секретариате Координационного совета, осуществляют функцию взаимодействия соответствующей прокуратуры с прокуратурами других стран СНГ, непосредственно решают задачи и полномочия секретариата.

На них возлагается обеспечение представления в секретариат информации о деятельности представляемых ими прокуратур и других правоохранительных органов своего государства, о национальном законодательстве по вопросам, связанным с борьбой с преступностью, и другим направлениям деятельности.

Полномочные представители содействуют организации исполнения поручений по оказанию правовой помощи, рассмотрению ходатайств об экстрадиции, выполнению других обращений, предусмотренных международно-правовыми договорами и соглашениями.

Они непосредственно участвуют в разработке проектов международных договоров и соглашений, подготовке и проведении международных совещаний, конференций и семинаров, в изучении и обобщении практики борьбы с преступностью, в подготовке межгосударственных и межведомственных программ сотрудничества правоохранительных органов, решений Координационного совета, докладов, информации в соответствии со статусом Совета.

21 декабря 2016 г. к решениям Совета глав государств СНГ о КСГП от 25.01.2000 и 10.12.2010 присоединилась Республика Узбекистан.

Реализуя совместные договоренности, генеральные прокуроры стран СНГ выступили с инициа-

тивой о необходимости заключения ряда многосторонних и двусторонних договоров о выдаче, передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания и передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения, а также с предложением внести изменения и дополнения в Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

Координационный совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, решениями Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ, а также международными правовыми актами. Основные задачи КСГП: согласование и объединение усилий, координация действий и сотрудничества прокуратур государств — участников СНГ в защите прав и свобод человека и гражданина, в борьбе с преступностью, укрепление законности и правопорядка.

Итак, подчеркнем, Координационный совет действует по следующим основным направлениям:

• организация взаимодействия и сотрудничества прокуратур государств — участников СНГ в борьбе с преступностью, нарушениями законности и правопорядка, в защите прав и законных интересов граждан;

• координация (согласование) деятельности межгосударственных органов СНГ в сфере борьбы с преступностью и укрепления правопорядка;

• участие в работе по сближению законодательства стран СНГ, созданию общего правового пространства.

Для решения поставленных перед ним задач Координационный совет разрабатывает предложения по сближению национального законодательства, участвует в развитии договорно-правовой базы СНГ, изучает и обобщает практику выполнения международных договоров по борьбе с преступностью и иных областях правоприменительной практики, разрабатывает предложения о мерах совершенствования правового регулирования в этих сферах.

Значительное место в работе Координационного совета занимают вопросы совершенствования прокурорской деятельности по надзору за исполнением законов. Эта весьма объемная и крайне важная по своему предназначению отрасль надзора имеет своей целью преимущественно обеспечение соблюдения прав и свобод человека, законности в деятельности

42

государственных органов власти, органов местного самоуправления, соблюдения законодательства в экономической и экологической сферах, противодействия коррупции.

Одним из важных вопросов является также выработка предложений о месте и роли прокуратуры в системе государственных органов с учетом закономерностей и специфики ее развития в каждом государстве, организации совместных научных исследований по актуальным проблемам борьбы с преступностью, прокурорского надзора, организации деятельности прокуратур. Координационный совет проводит анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, а на основе этого вырабатывает предложения и рекомендации по противодействию ей, осуществляет разработку общей стратегии и согласованной политики борьбы с преступностью.

С 2013 г. Координационный совет генеральных прокуроров государств — участников СНГ ежегодно утверждает аналитический доклад и сводный отчет «Сведения о состоянии преступности, следственной работы, прокурорской деятельности, практики исполнения международных договоров в сфере борьбы с преступностью».

Функциональной обязанностью Координационного совета является участие в разработке и реализации различных межгосударственных (в рамках СНГ) программ борьбы с преступностью и ее отдельными видами (такими, как терроризм и иные насильственные проявления экстремизма, торговля людьми, незаконный оборот наркотических средств, незаконная миграция).

Координационный совет осуществляет подготовку проектов международных договоров в указанных правовых сферах, оценивает эффективность таких договоров, содействует оказанию правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, в частности, в решении проблем правового обеспечения защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства.

Свою деятельность Координационный совет осуществляет на основе общепризнанных принципов и норм международного права, уважения прав человека, независимости, государственного суверенитета и юрисдикции стран СНГ, невмешательства в их внутренние дела и равенства всех членов Координационного совета.

Совет принимает решения, коммюнике, заявления, обращения и рекомендации по вопросам его

компетенции. Решения по обсуждаемым вопросам принимаются путем голосования на основе консенсуса, порядок голосования определяется его участниками.

В соответствии со ст. 7 Положения о КСГП работу Координационного совета организует председатель Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ, который избирается генеральными прокурорами из числа членов Совета.

В соответствии со ст. 5 Положения о КСГП в целях выполнения возложенных на Совет функций и задач решением КСГП назначается Исполнительный секретарь Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников СНГ, который одновременно является руководителем Секретариата КСГП и представителем КСГП при Исполнительном комитете СНГ и Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ.

В соответствии со ст. 8 Положения о КСГП для выполнения своих функций Совет формирует Секретариат Координационного совета, который осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности Совета и оперативное взаимодействие генеральных прокуратур государств — участников СНГ.

В соответствии с Положением о Секретариате КСГП, утвержденным решением КСГП от 22.05.2003, с изменениями и дополнениями от 14.09.2011 и 25.09.2014 Секретариат руководствуется общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Содружества Независимых Государств, договорами и соглашениями, заключенными в рамках Содружества, решениями Совета глав государств СНГ, Совета глав правительств СНГ, решениями Координационного совета, создает временные экспертные и рабочие группы на период выполнения конкретного задания (анализ состояния законности в определенной сфере правовых отношений, подготовка международных договоров, рекомендаций и иных документов).

На сотрудников Секретариата КСГП распространяется Соглашение о правовом статусе должностных лиц и сотрудников органов Содружества Независимых Государств от 25.04.2003 и иные правила, установленные для сотрудников межгосударственных органов СНГ.

В соответствии со ст. 9 Положения о КСГП, Решением Совета от 23.05.2003 с изменениями и до-

полнениями от 14.09.2011 и 25.09.2014 утверждено Положение о Научно-методическом центре КСГП, который организует работу по научно-методическому обеспечению деятельности Координационного совета, исследованию актуальных проблем борьбы с преступностью и прокурорского надзора в рамках Содружества Независимых Государств на базе Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Решением КСГП от 25.05.2006 с изменениями и дополнениями от 14.09.2011 и 26.09.2013 утверждено Положение о печатном издании — журнале «Прокурорская и следственная практика», согласно которому главный редактор назначается учредителем — Генеральной прокуратурой Российской Федерации с согласия Редакционного совета.

Решением Совета глав государств СНГ от 10 октября 2014 г. одобрен проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации.

Соглашение между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации подписано 14 ноября 2014 г. в городе Москве.

Соглашение ратифицировано Федеральным законом от 05.10.2015 № 282-ФЗ «О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Содружеством Независимых Государств об условиях пребывания Секретариата Координационного совета генеральных прокуроров государств — участников Содружества Независимых Государств на территории Российской Федерации»1.

На 44-м заседании Исполнительного комитета Международной ассоциации прокуроров, состоявшемся в Пекине 9 сентября 2017 г., Генеральный секретарь ассоциации сообщил о согласии Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки разместить в Санкт-Петербурге в качестве «пилотного проекта» региональное представительство Международной ассоциации прокуроров.

1 Грузия в настоящее время вышла из состава КСГП и СНГ; Туркменистан и Украина входят в состав СНГ, но не участвуют в КСГП.

Представительство должно стать центром взаимодействия прокуроров из стран СНГ и Восточной Европы. Расположить региональное представительство Международной ассоциации прокуроров было решено в здании особняка князя Михаила Кочубея на Конногвардейском бульваре2.

Ассоциация была создана в 1995 г. под эгидой Организации Объединенных Наций и является единственной всемирной неправительственной и неполитической прокурорской организацией, объединяющей около полумиллиона прокуроров из 172 стран мира. Тот факт, что Международная ассоциация прокуроров решила учредить свой офис именно в России, является ярким подтверждением авторитета российской прокуратуры на международной арене.

Из выступления президента России на заседании Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ3:

«Во всем мире сейчас говорят о глобализации. Но с проблемами глобализации постсоветское пространство давно сталкивается. Ведь глобализация — это что? Объединение, снятие границ, свободное движение товаров, людей, капиталов. Все это порождает проблемы для правоохранительной сферы, потому что всеми этими достижениями современного человечества пользуются и криминальные элементы. И, конечно, в этих условиях в правоохранительной сфере прокурорским работникам работать труднее.

Что можно противопоставить тем проблемам, которые возникают в условиях этой глобализации? Только одно — объединение усилий. Ну а если мы говорим о том, что первостепенная задача генеральных прокуратур, сотрудников прокуратур — защита законных прав и интересов граждан своих стран, то как в условиях свободных передвижений, в отсутствие границ и визового режима на постсоветском пространстве, на пространстве СНГ, как можно защитить интересы людей, не гармонизируя наше законодательство? Как это можно сделать, если не иметь инструментов общения друг с другом? Как можно защитить наши государства, государственные органы от преступных посягательств — от наркомании, экономической преступности, терроризма?

2 Этот особняк — образец архитектуры XIX в., построенный по проекту Гарольда Боссе. В 1853 г. проект фасада здания был утвержден императором Николаем I. Строительство окончено в 1857 г.

3 http://www.kremlin.ru/events/president/ ^ашсп pts/24218

44

Как это можно сделать, не объединяя усилия правоохранительных органов? Невозможно.

...В значительной степени от эффективности вашей совместной работы будет зависеть и не только будущее СНГ — я об этом даже не говорю — будет зависеть благополучие каждого гражданина, проживающего на территории стран Содружества.

...Разумеется, прокуратура — это часть государственного аппарата, часть общества. И, кроме того, что перед ней стоят сложные профессионально значимые, а подчас практически политические задачи, на нее устремлены взоры местных граждан, своих граждан, граждан иностранных государств, правительств, надо признать, что сама прокуратура, как правило, находится в сложном положении: от нее все всего требуют. С одной стороны, требуют соблюдения и надзора за законностью, а с другой стороны, подчас требуют и каких-то политических решений».

В заседании 29 ноября 2017 г. в Санкт-Петербурге1 участвовали представители Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. В качестве приглашенных участвовали представители Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, Секретариата Парламентской Ассамблеи ОДКБ, Антитеррористического центра СНГ.

В работе Совета приняли участие также представители Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств во главе с заместителем председателя Исполнительного комитета — Исполнительного секретаря СНГ Конысбеком Жусупбековым, который отметил, что в условиях современного миропорядка страны Содружества демонстрируют политическую волю и объединение усилий по укреплению региональной и глобальной безопасности. Их интересы в первую очередь направлены на развитие сотрудничества в сфере борьбы со всеми видами международной преступности.

«В рамках Содружества много внимания уделяется также взаимодействию в сфере борьбы с незаконным оборотом оружия и боеприпасов, наркотических средств и психотропных веществ, в противодействии легализации преступных доходов», — заявил Конысбек Жусупбеков.

В связи с этим на очередном саммите 11 октября 2017 г. в Сочи принят ряд документов, касающих-

1 http://www.cis.minsk.by/news/8607/v-sankt-peterburge-proslo-zasedaшe-koordmacюnnogo-soveta-generalnyh-proku rorov-stran-sng

ся межгосударственного сотрудничества в области обеспечения безопасности. В их числе две концепции сотрудничества — в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения и в противодействии коррупции, а также Протокол о порядке передачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По словам Конысбека Жусупбекова, за время своего существования Координационный совет генеральных прокуроров стал одним из ведущих звеньев сотрудничества в области безопасности. Совет внес весомый вклад в объединение усилий в противодействии организованной преступности, международному терроризму, торговле людьми, иным вызовам и угрозам современности.

В поле внимания Совета неизменно находятся вопросы защиты прав и свобод граждан, совершенствования нормативно-правовой базы интеграционного взаимодействия в правоохранительной сфере, сближения национального законодательства.

«Слаженная и целенаправленная работа Совета во многом способствует решению в государствах социально-экономических задач, укреплению законности, правопорядка и стабильности на пространстве Содружества», — отметил заместитель председателя Исполкома СНГ.

Он обратил особое внимание на сложившийся высокий уровень взаимодействия и доверия между Координационным советом генеральных прокуроров, его рабочим органом — Исполнительным секретариатом и Исполнительным комитетом СНГ, что, по мнению Конысбека Жусупбекова, положительно сказывается на результатах совместной деятельности.

Конысбек Жусупбеков выразил уверенность, что и в дальнейшем Координационный совет генеральных прокуроров будет одним из ключевых звеньев в общей системе обеспечения стабильности и безопасности на пространстве Содружества.

Повестка дня заседания Координационного совета включала 17 пунктов. В первую очередь представители государств обменялись опытом своей практической работы, приняли решение создать временную рабочую (экспертную) групп для про-

работки вопроса определения образовательного учреждения прокуратуры для придания ему статуса базовой организации по подготовке, переподготовке и повышению квалификации для сотрудников органов прокуратур государств — участников СНГ.

Представители генпрокуратур утвердили Программу обмена опытом, проведения научных исследований и семинаров прокурорских работников в рамках реализации Соглашения о сотрудничестве генеральных прокуратур в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних от 25 мая 2006 г. Программа рассчитана на период 2018—2020 гг. и предполагает ежегодный отчет о ходе реализации.

Члены Совета приняли к сведению информацию об исполнении в 2016 г. семи программ сотрудничества стран СНГ в сферах борьбы с преступностью, терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, торговлей людьми, преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, противодействии незаконной миграции и в укреплении пограничной безопасности на внешних границах. Было решено принять меры по дальнейшей реализации действующих программ. Также были утверждены планы Координационного совета по реализации программ сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2017—2019 годы и в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, на 2016—2020 годы.

Среди следующих мероприятий на первое полугодие 2018 г. был запланирован круглый стол по вопросу защиты прав детей, находящихся в наиболее сложном социальном положении.

Участники заседания рассмотрели вопросы, касающиеся сотрудничества в сфере борьбы с коррупцией, защиты прав граждан, в особенности находящихся за пределами своего государства, на территориях стран СНГ, исполнения международных договоров государств — участников СНГ в сфере борьбы с преступностью, подписали ряд других решений.

Председателем Координационного совета генеральных прокуроров стран Содружества был избран Генеральный прокурор Российской Федерации Юрий Чайка. Следующее заседание Совета решено провести в сентябре 2018 года в Таджикистане.

Кроме того, на заседании были вручены награды Координационного совета представителям

прокуратур стран Содружества — нагрудный знак «Почетный прокурор стран СНГ» и медаль «За укрепление законности и правопорядка».

Юбилейной медалью «МПА СНГ. 25 лет» за заслуги в деле развития и укрепления парламентаризма, за вклад в развитие и совершенствование правовых основ функционирования Содружества Независимых Государств, укрепление международных связей и межпарламентского сотрудничества был награжден генпрокурор России Юрий Чайка.

Из выступления президента России на заседании Координационного совета генеральных прокуроров стран СНГ1:

«Двойной стандарт, наверное, долго еще будет присутствовать в обществе, но до тех пор он будет жить, пока сама генеральная прокуратура, пока сотрудники правоохранительных органов настойчиво и последовательно не будут придерживаться буквы закона, не будут воспитывать своих собственных сотрудников на принципах уважения к закону. После этого можно будет только рассчитывать на толчок в самом обществе, которое неизбежно будет воспринимать эту правовую культуру. Это, конечно, требует времени, настойчивых усилий, профессионализма и мужества».

В прокуратуре в соответствии с ее централизованным построением сложилась система координирующих органов. Она состоит из постоянно действующих координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, функционирующих на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном (межрайонном, городском и районном (окружном)) уровнях и возглавляемых генпрокурором РФ и соответствующими прокурорами. Организационное обеспечение деятельности этих совещаний осуществляется на федеральном уровне специальным подразделением Генпрокуратуры РФ (отделом координации организационного управления Главного организационно-аналитического управления), а на остальных, как правило, прокурорскими работниками, на которых наряду с другими функциональными обязанностями возложено исполнение обязанностей ответственного секретаря координационного совещания.

От знаний, умений и навыков прокуроров-координаторов в первую очередь зависит надлежащее руководство, информационно-аналитическое обеспечение и планирование координационной деятельности, контроль и проверка исполнения

1 http://www.kremlin.ru/events/president/ ^ашсп pts/24218

46

координационных мероприятий, организация эффективного взаимодействия правоохранительных органов между собой и с другими структурами.

Для определения приоритетов в координационной деятельности прокуратуры необходима адекватность в оценке реального состояния законности и правопорядка в регионе, которая может быть дана на основании совокупных аналитических материалов правоохранительных органов.

Необходимым элементом такой работы является получение объективной информации для установления реальных тенденций развития преступности, анализ причин колебаний преступности, отдельных видов преступлений, влияния на ее снижение, эффективности деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Основой анализа состояния преступности является изучение статистических данных о зарегистрированных преступлениях. Анализ будет явно неполным, если состоит в простом сравнении по органам (административно-территориальным единицам) показателей состояния и динамики преступлений в абсолютных цифрах без использования коэффициентов, рассчитанных на соответствующую численность населения или заданную численность должностных лиц.

В аналитических справках, докладах, информационных обзорах, подготавливаемых в процессе координационной деятельности, должны содержаться не только обобщение статистических показателей регистрации преступлений и борьбы с преступностью, но и сопоставление с иными правонарушениями, материалами прокурорской, судебной и следственной практики, а также с данными о деятельности прокуратуры, правоохранительных и контрольно-надзорных органов.

Их оценка включает выявление причин отмеченных изменений в преступности в соотнесении с данными о деятельности конкретных правоохранительных и контролирующих органов по борьбе с преступностью.

При этом устанавливаются узкие места, проблемные вопросы борьбы с преступностью на тех или иных территориях конкретных правоохранительных органов.

Прокуратуры субъектов РФ занимают ключевое положение в борьбе с преступностью, что обусловлено рядом обстоятельств. Эти органы прокуратуры выполняют роль связующего звена между Генпрокуратурой РФ и прокуратурами районного

звена, аккумулируют всю основную информацию о состоянии дел в сфере борьбы с преступностью в регионе с учетом выделения в их структуре функциональных подразделений, которые исходя из их специализации на деятельности в определенных сферах (антикоррупционные, по надзору за следствием, дознанием, оперативно-розыскной деятельностью) должны направлять работу городских и районных прокуроров, помогать прокурорам субъектов РФ определять стратегию координации в регионе.

В соответствии с Регламентом Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации предложения в план с указанием мероприятия, способа и сроков исполнения, ответственных исполнителей и предполагаемой формы реализации материалов представляются в Генпрокуратуру РФ. Затем готовится проект плана, который направляется для рассмотрения и согласования членам Координационного совещания. Подписанный членами Координационного совещания план утверждается Генпрокурором РФ. После этого план направляется для исполнения членам Координационного совещания, а также иным министерствам и федеральным службам, участвующим в реализации предусмотренных мероприятий.

В соответствии с Информационным письмом Генпрокуратуры РФ от 25.03.2008 № 20-6-2008 «О практике планирования координационной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» к наиболее распространенным недостаткам планирования рассматриваемого вида деятельности относится подмена прокурорами координационной деятельности надзорными полномочиями путем включения в планы мероприятий, относящихся к исключительной компетенции прокуратуры. Речь идет о планировании мероприятий по проверке исполнения законов, например о государственной и муниципальной службе, об обобщении практики прокурорского надзора за исполнением законов в той или иной сфере отношений, об анализе результатов прокурорского реагирования на нарушения законов и др. Также в этом письме обращается внимание на недопустимость включения в планы основных мероприятий по координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью мероприятий, относящихся к текущей работе прокуроров, состоящих, к примеру, во взаимном обмене информацией, обсуждении результатов прокурорской проверки и т. п.

Контроль исполнения координационных мероприятий обеспечивают руководители правоохранительных органов в части, относящейся к сфере их ведения. Они должны информировать председателя координационного совещания о ходе выполнения разработанных мероприятий. Общий контроль исполнения постановления координационного совещания осуществляется также ответственным секретарем совещания и (или) представителями подразделений прокуратур субъектов РФ.

Действенной формой контроля служит заслушивание результатов выполнения отдельных координационных мероприятий.

Создание Координационного совета — стремление стран СНГ и их прокуратур к дальнейшему укреплению их международного сотрудничества, расширению взаимной помощи в разных формах противодействия преступности, включая процессуальные аспекты укрепления законности на основе принципов уважения общепризнанных принципов и норм международного права. Несмотря на шаблонность данного утверждения, четко прослеживается взаимосвязь между различными структурными подразделениями органов прокуратуры в сфере международного сотрудничества.

Дата поступления: 18.03.2020

Дата принятия к опубликованию: 20.03.2020

Реализуя совместные договоренности, генеральные прокуроры стран СНГ выступили с инициативой о необходимости заключения ряда многосторонних и двусторонних договоров о выдаче, передаче лиц, для проведения принудительного лечения, а также предложения о внесении изменений и дополнений в Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993). Этот межгосударственный орган Содружества организует сотрудничество и взаимодействие генеральных прокуратур государств — участников СНГ. Деятельность Координационного совета способствует расширению и укреплению взаимодействия государств-участников по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступностью на территории стран Содружества.

Успешность координационной деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью обеспечивается наличием выверенной стратегии и правильной тактики действий участников координации, интеграцией сил и средств правоохранительных органов в борьбе с преступными проявлениями.

Сведения об авторах

Денисович Вероника Владимировна — кандидат юридических наук, доцент, адвокат ЧОКА «Академическая», Челябинск, Россия. law@csu.ru

Захаров Андрей Александрович — магистр Уральского государственного юридического университета, Екатеринбург, Россия. zakharov95andrey@mail.ru

Библиографическое описание: Денисович, В. В. Правовое регулирование деятельности Координационного совета генеральных прокуроров стран Содружества Независимых Государств / В. В. Денисович, А. А. Захаров // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. — 2020. — Т. 5, вып. 1. — С. 38 — 48.

48

Bulletin of Chelyabinsk State University. Series: Law. 2020. Vol. 5, iss. 1. Pp. 38 — 48.

Legal Regulation of the Activities of the Coordination Council of the CIS General Prosecutors

V.V. Denisovich

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. law@csu.ru

A.A. Zakharov

Ural State Law Academy, Yekaterinburg, Russia. zakharov95andrey@mail.ru

Between the bodies of the prosecutor's offices of the states that were formed on the territory of the former USSR and then became part of the Commonwealth of Independent States (CIS), the need for development of cooperation reached such a level that in 1995 they created the Coordinating Council of Prosecutors General of the CIS countries. At the first meeting of the Council on December 7, 1995, the Regulation on the Coordinating Council of Prosecutors General of the Commonwealth of Independent States was adopted. The objective prerequisites for the creation of the Coordinating Council were the historically long-existing joint activities of the Council members in the legal field, the conditions that really developed after the collapse of the USSR, which predetermined the need for everyday cooperation in the fight against crime, especially organized and transnational.

Keywords: prosecutor's office, prosecutor, Council of Prosecutors General.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.