УДК 34 ББК 67
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ НАУКЕ
АНАСТАСИЯ ИГОРЕВНА ФИЛИППОВА,
лейтенант полиции,
адъюнкт ФГКОУ ВПО Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Научный руководитель: Юзефович Ж.Ю., кандидат юридических наук, доцент, майор полиции
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются общие и отличительные признаки правового регулирования деятельности казенного учреждения; особое внимание уделяется правовому порядку обеспечения их финансовой деятельности; определяются достоинства и недостатки нового законодательного подхода к типу учреждений.
Ключевые слова: казенные учреждения, правовое регулирование деятельности.
Annotation. Considers the General and distinctive features of legal regulation of activities of public institutions; special attention is given legal order to ensure their financial activities; and outlines the advantages and disadvantages of the new legislative approach to the type of institution.
Keywords: public institutions, legal regulation of activities.
В развитии российского государства учреждения выполняют важную роль в реализации задач социально-экономического характера. Актуальной стала проблема совершенствования правового положения казенного учреждения, в том числе регулирование деятельности, связанная с расширением их самостоятельности.
В соответствии со ст. 2 ФЗ «О некоммерческих организациях»1 учреждение — это одна из форм некоммерческих организаций, которые создаются в целях, направленных на достижение общественных благ. Учреждения создаются и функционируют в различных сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, в иных сферах. Государственные учреждения могут быть трех типов. Все учреждения осуществляют основную деятельность, направленную на достижение целей, для которых они созданы. Отличия правового положения различных учреждений заключаются в правовом порядке финансирования и режиме имущества.
Казенные учреждения создаются для оказания государственных(муниципальных)услуг и выпол-
нения государственных(муниципальных)функций. К казенным учреждениям относятся специализированные государственные (муниципальные) учреждения, указанные в ст. 31 закона № 83-Ф32, а именно:
• управления объединений, соединений и воинские части Вооруженных Сил России, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;
• учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;
• специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;
• учреждения МВД России, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС России, Федеральной таможенной службы, ФСБ
России, Службы внешней разведки России, Федеральной службы охраны Российской Федерации, специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС России, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти; • психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.
Казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и исполнение государственных (муниципальных) функций в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Для установления типа учреждений необходимо: определить основные категории учреждений по каждой отрасли (например, в образовании: школы, детские сады, детские клубы, коррекцион-ные школы, интернаты и пр.); какие государственные (муниципальные) услуги они оказывают; оптимальный тип учреждений для каждой категории- автономные, бюджетные, казенные; провести анализ учреждений по категориями выявить те, к которым должен быть применен индивидуальный подход при определении типа учреждения; определить перечень учреждений подлежащих переводу в автономные, бюджетные и казенные; разработать программу оптимизации сети учреждений по отраслям и начать ее реализацию с обязательным определе-ниемучреждений на уровне субъекта РФ и муниципалитета.
Таким образом, единственным типом государственного учреждения, имеющим право выполнять государственные функции, является казенное учреждение, которое имеет опосредованное подтверждение, согласно которому правовое положение казенных учреждений распространяется на органы государственной власти, органы местного самоуправления.
Если изменение типа федерального учреждения приведет к невозможности осуществления им государственных функций, учредитель представляет федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, пояснительную записку, содержащую информацию о федеральном учреждении, которому указанные государственные функции будут переданы.
Первым критерием при выборе типа учреждения является возможность выполнения им государственных (муниципальных) функций. Следующим критерием является сфера деятельности, в которой создается учреждение.
Для казенного учреждения сфера деятельности не ограничена. К казенным должны быть отнесены учреждения, которые действуют в интересах общества, выполняя специфические услуги, которые не могут быть оказаны кем-либо кроме публичного правового образования. Еще одним критерием отнесения государственного (муниципального) учреждения к типу казенного является осуществление им приносящей доход деятельности.
Согласно п. 4 ст. 298 Гражданского кодекса РФ3 казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своими учредительными документами. При этом доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации, и являются доходом соответствующего бюджета.
Если учреждение осуществляет платные услуги в большом объеме, то при переходе в статус казенного, высока вероятность, что оно потеряет заинтересованность в их оказании.
Законопроект сводит к минимуму организационные мероприятия, необходимые для создания казенных учреждений:
• не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
• имущество не перезакрепляется (т.е. признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
• лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
№ 7 / 2015
Вестник экономической безопасности
39
• не производится перерегистрация — по сути,
требуется только внесение изменений в учредительные документы.
По сути, статус казенных учреждений будет идентичен существующему, закрепленному в действующем законодательстве РФ правовому статусу бюджетного учреждения, с дополнительным ограничением в виде зачисления всех полученных учреждением средств от приносящей доход деятельности в соответствующий бюджет.
При переходе учреждения в статус казенного с учетом требований установленных Законом № 83-ФЗ целесообразно обратить внимание на пункты, которые должны быть в учредительных документах:
1) общие сведения об учреждении (наименование, тип, местонахождение, наименование органа осуществляющего функции и полномочия учредителя и собственника имущества);
2) исчерпывающий перечень видов деятельности;
3) положения об открытии лицевых счетов;
4) указание на субсидиарную ответственность публичного правового образования по обязательствам казенного учреждения.
Присоединяюсь к мнению тех ученых, которые полагают, что в сложившейся ситуации оптимальным будет принятие одного закона, регулирующего правовой статус учреждений.
В заключении необходимо отметить, что правовой порядок регулирования учреждений имеют важное значение в современных условиях, когда динамично развиваютсягражданско-правовые отношения. В силу своей особой значимости проблематика правового статуса учреждений, порядка их регулирования, ещё долго будет оставаться актуальной темой для российской правовой науки.
Литература
1. Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О некоммерческих организациях» (12 января 1996 г.).
2. Федеральный закон от 08.05.2010 г.№ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ — Часть 2.
1 Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О некоммерческих организациях» (12 января 1996 г.).
2 Федеральный закон от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
3 Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ. Часть 2.
т
Конституционное право зарубежных государств. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / В.И. Червонюк, К.К. Гасанов, Е.Н. Хазов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 463 с.
Рассмотрены проблемы конституционного права зарубежных государств, анализ которых в учебной литературе представлен самым общим образом. Выбор группы стран Европы, Средней Азии, Юго-Восточной и Центральной Азии, Африки, Латинской Америки и Карибского бассейна продиктован прежде всего потребностями учебного процесса: анализ основ конституционного права рассматриваемых стран способствует развитию конституционной теории, позволяет на основе сравнительно-правового и страноведческого анализа раскрыть новые грани и аспекты развивающейся практики конституционализма в современном мире.
Для курсантов (студентов), адъюнктов (аспирантов) и преподавателей юридических вузов, а также для всех интересующихся проблемами конституционного развития.