Научная статья на тему 'Изменение правового статуса учреждений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83'

Изменение правового статуса учреждений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
312
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИИ / LEGAL STATUS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матвеев В.Ю.

Рассмотрены изменения в правовом статусе образовательных учреждений Российской федерации в связи с принятием ФЗ от 08.05.2010 № 83. Приведена сравнительная таблица изменений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES OF THE LEGAL STATUS OF RUSSIAN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL LAW OF MAY 8, 2010 № 83

Are analysed the changes in the legal status of educational institutions of the Russian Federation in accordance with the Federal law of 08.05.2010 № 83. Is shown the comparative table of changes.

Текст научной работы на тему «Изменение правового статуса учреждений в связи с принятием Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83»

УДК 37.057; 336.61

ИЗМЕНЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА УЧРЕЖДЕНИЙ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 8 МАЯ 2010 ГОДА № 83

Матвеев В.Ю., Институт управления образованием РАО, E-mail: iuorao@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены изменения в правовом статусе образовательных учреждений Российской федерации в связи с принятием ФЗ от 08.05.2010 № 83. Приведена сравнительная таблица изменений.

Ключевые слова: правовой статус образовательных учреждений в России

CHANGES OF THE LEGAL STATUS OF RUSSIAN EDUCATIONAL

ORGANIZATIONS IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL LAW OF MAY 8, 2010 № 83

Matveev V, Institute of management in education of RAE, Email: iuorao@mail.ru

Abstract. Are analysed the changes in the legal status of educational institutions of the Russian Federation in accordance with the Federal law of 08.05.2010 № 83. Is shown the comparative table of changes.

Keywords: legal status of educational institutions in Russia.

8 мая 2010 года принят Федеральный закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений», большая часть положений которого вступает в законную силу 01 января 2010 года.

С принятием данного закона связано появление нового типа учреждений -казенного учреждения, а также существенное изменение правового статуса бюджетных учреждений, основные из которых приведены ниже в таблице.

Параметр Было Стало

Распоряжение имуществом Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления,

бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом

Финансирование деятельности Деятельность финансируется по бюджетной смете Финансируется государственное (муниципальное) задание путем предоставления субсидии

Ответственность по обязательствам Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Возможность участия в других юридических лицах в качестве учредителя Не предусмотрена Бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Публичность Обязательных требований не установлено Государственное (муниципальное) учреждение обеспечивает открытость и доступность учредительных документов, плана финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, сведений о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах, государственного (муниципального)

задания на оказание услуг (выполнение работ), отчета о результатах своей деятельности и об использовании закрепленного за ними имущества, и ряда других документов

Порядок совершения отдельных видов сделок Не установлен Особый порядок совершения крупных сделок и сделок при конфликте интересов

Основной нормативно-правовой акт, регулирующий правовой статус Гражданский кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О некоммерческих организациях»

Как видно из представленной таблицы правовой статус бюджетных учреждений претерпел существенные изменения и приблизился, тем самым, к правовому статусу автономных учреждений. Изменения коснулись, прежде всего, порядка финансирования бюджетных учреждений и особенностей их ответственности по своим обязательствам.

Также существенной новацией является то, что основным документом, регулирующим правовой статус бюджетного учреждения будет являться Федеральный закон от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а не Бюджетный кодекс РФ, как было раньше. Основные различия между бюджетными и автономными учреждениями представлены в таблице.

Параметр Бюджетное учреждение Автономное учреждение

Осуществление расчетов Осуществляют расчеты через лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований. Вправе открывать счета в кредитных организациях или лицевые счета соответственно в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований.

Применение Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, Подпадает под действие данного закона Не применяется

оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Наличие обязательных органов Не установлено Наблюдательный совет

Ведение учета Ведут бюджетный учет Ведут бухгалтерский учет

Таким образом, основными отличиями автономного учреждения от бюджетного является отсутствие необходимости применения специальных требований для размещения государственного (муниципального) заказа и возможность осуществлять необходимые платежи через расчетный счет, открытый в кредитной организации. Данные отличия являются также и конкурентными преимуществами автономных учреждений по сравнению с другими типами учреждений, так как существенно упрощают и ускоряют их хозяйственную деятельность, выбор контрагентов и платежи.

Также сохраняет свою силу положение о том, что решение о создании автономного учреждения принимается только по инициативе или с согласия существующего государственного или муниципального учреждения, тип которого предполагается изменить. При этом следует обратить внимание, что понятия «особо ценное движимое имущество бюджетного учреждения» и «крупной сделки» отличаются для бюджетного и автономного учреждения.

Правовой статус имущества бюджетных учреждений также претерпел существенные изменения. Кроме выделения категории особо ценного движимого имущества добавился новый режим права оперативного управления - самостоятельное распоряжение. По-прежнему, все имеющееся у всех типов учреждений имущество (за исключением земельных участков, закрепляемых на праве постоянного бессрочного пользования) находится у них на праве оперативного управления, однако возможности распоряжения им существенно различаются.

Казенное учреждение не вправе без согласия собственника распоряжаться любым закрепленным за ним имуществом. В отношении бюджетных и автономных учреждений данное ограничение касается только недвижимого (для бюджетных учреждений любого недвижимого имущества) и особо ценного движимого имущества закрепленного учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных им на приобретение данного имущества. Остальным имуществом данные типы учреждений вправе распоряжаться самостоятельно вплоть до его отчуждения.

Правовой статус казенных учреждений наиболее близок к правовому статусу бюджетных учреждений до принятия рассматриваемого закона. Характерные особенности казенных учреждений представлены ниже в таблице.

Параметр

Казенные учреждения

Понятие

Казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Ответственность по обязательствам

Отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Распоряжение имуществом

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

Возможность создания

учреждением других юридических лиц

Казенное учреждение не вправе выступать учредителем (участником) юридических лиц.

Возможность осуществления приносящей доход деятельности

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.

Основные

нормативно-правовые акты, определяющие правовой статус

За некоторыми изъятиями распространяется Федеральный закон «О некоммерческих организациях», кроме него правовой статус регулируется Гражданским кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ

Особенности финансирования

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и на основании бюджетной сметы.

Особенности осуществлений платежных операций

Казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета.

Возможность осуществления операций с ценными бумагами и размещения денежных средств на депозитах в кредитных организациях

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются.

Возможность

самостоятельного

распоряжения

Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества.

имуществом

Применение законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. На казенные учреждения распространяются положения, установленные законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

О специфичности казенных учреждений в установленном рассматриваемым законом правовом регулировании свидетельствует и то обстоятельство, что им предусматривается создание федеральных казенных учреждений путем изменения типа ряда федеральных государственных учреждений. В сфере образования к таким отнесены специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

В связи с этим можно предположить, что подавляющее большинство образовательных учреждений будет либо бюджетными, либо автономными, казенными же будут лишь учреждения с особыми задачами для специального контингента. Различия в правовом статусе всех трех типов учреждений связаны, в основном, с разной степенью предоставляемой финансово-хозяйственной самостоятельности.

Минимальная самостоятельность из рассматриваемых типов учреждений предусмотрена для казенных учреждений, максимальная - для автономных, бюджетные же учреждения занимают промежуточное положение. Также следует отметить, что независимо от типа учреждение в соответствии с ч. 1 ст. 65 Гражданского кодекса РФ не может быть признано банкротом. Таким образом, увеличение финансово-хозяйственной самостоятельности бюджетных образовательных учреждений не может привести к их банкротству и их дальнейшей приватизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.