УДК 340.155.6
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГУБЕРНСКИХ ДВОРЯНСКИХ
СОБРАНИЙ
А.З. Шаймарданова
Анализируется правовое регулирование деятельности губернских дворянских собраний в XVIII — начале XX вв., освещаются задачи и конкретные их дела. Отмечены роль и место губернских дворянских собраний в системе и структуре регионального управления.
Ключевые слова: дворяне; губернское дворянское собрание; дворянское общество; предводитель дворянства; родословная книга; губернские собрания; сословие.
A.Z. Shaimardanova. LEGAL REGULATION OF ACTIVITY OF PROVINCIAL NOBILITY ASSEMLIES
The article analyzes the legal regulation of the provincial assembly of the nobility in the eighteenth century — the beginning of the twentieth century, highlighting their objectives and specific case. Noting the role and place of the provincial assembly of the nobility in the system and the structure of the regional government.
Keywords: nobles; provincial assembly of nobles; the aristocratic society; the leader of the nobility; genealogical book; the provincial assembly; class.
В истории Российского государства особую роль играли дворяне, являвшиеся элитой общества, социальной базой власти на протяжении практически всей дореволюционной истории нашей страны. Дворянство непосредственно влияло на внутреннюю и внешнюю политику государства.
По Жалованной грамоте 1785 г. дворяне получили право на сословные объединения. Политико-правовую роль создаваемых корпоративных органов дворянского самоуправления трудно переоценить: вплоть до 1917 г. они были встроены в структуру государственного управления. Одной из ведущих дворянских корпораций стало дворянское собрание — выборный орган, входивший в систему дворянского сословного самоуправления.
Анализ правового статуса и регулирования деятельности дворянских собраний позволяет определить причины многих процессов, происходивших в Российской империи, тенденции правового развития корпоративного движения в России.
Дворяне на протяжении длительного времени, будучи задействованы в управлении государством, являлись основой административно-управленческого аппарата, оказывали влияние на социально-экономическую политику государства.
Основными корпоративными формами дворянства были губернские и уездные собрания, являвшиеся представительными орга-
нами дворянского общества. Участвовать в собраниях можно было в трех формах:
1) присутствовать;
2) пользоваться пассивным избирательным правом — занимать выборную должность и голосовать за решения, принимаемые дворянскими собраниями, но без права выбирать должностных лиц по дворянской и коронной службе;
3) пользоваться активным избирательным правом — голосовать за решения, выбирать и быть избранным на должности по дворянской и коронной службе.
Устав о дворянских собраниях и выборах 1865 г. определял: «Дворяне каждой губернии составляют отдельное дворянское общество. Дворянским обществам, для отправления дел до них относящихся, дозволяется составлять собрания. Сии собрания бывают губернские или уездные, и как те, так и другие, или обыкновенные или чрезвычайные» [1].
Обыкновенные собрания созывались периодически и рассматривали вопросы общего характера: избрание кандидатов на замещение должностей в органах дворянского самоуправления; «нужды и пользы» губернских и уездных дворянских собраний; сбор добровольных взносов в дворянскую казну; исключение из сословной корпорации опороченных дворян. К предметам ведения губернского собрания относился также контроль за правильным ведением губернской
дворянской родословной книги, непосредственное ведение которой возлагалось на губернского предводителя и депутатов от уездов. Закон особо оговаривал, что дворянское собрание «не должно входить в обсуждение предметов, прямому его ведению не подлежащих и касаться вопросов относящихся до изменения существенных начал государственных в России учреждений» [4, с. 19]. Для оперативного решения насущных вопросов дворянские корпорации обладали весьма эффективным механизмом связи с местной и верховной властью. Губернский предводитель имел право для решения вопросов, входящих в его компетенцию, обращаться к губернатору и министру внутренних дел, а в особо важных случаях и непосредственно к императору.
Чрезвычайные собрания созывались в экстренных случаях, прямо указанных в законе, или по требованию правительства, или по инициативе предводителей дворянства [2].
При определении статуса дворянских собраний необходимо различать их формальные и реальные права. К формальным правам губернского собрания относилось право иметь собственное помещение для проведения собраний и размещения структурных подразделений дворянского самоуправления, содержать секретаря, назначаемого по выбору дворянства и иметь свою печать и архив [1]. Реальные права включали в себя право избрания должностных лиц, имущественные права и право на ходатайства о своих нуждах и потребностях.
Обеспечивая свободу и неприкосновенность дворянских собраний, законодательно гарантировалось, «что собрание дворянства не может подлежать страже. Собрание его не может быть потребовано к суду и защищается им и из своей среды избранным поверенным» [1].
Одной из главных задач дворянских собраний было составление дворянской родословной книги губернии и рассмотрение доказательств благородного происхождения, ибо «дворянин, не внесенный в губернскую родословную книгу, не являлся частью губернской дворянской корпорации и не имел преимуществ, с этим связанных» [3]. Как справедливо отмечает В.В. Чижова, внесение в родословную книгу имело практическое значение — дворянин становился полноценным членом дворянской корпорации и получал право-обязанность присутствия на дворянских съездах [11]. Право присутствия
в дворянском собрании имели практически все потомственные дворяне мужского пола в возрасте 25 лет и старше, внесенные в родословную книгу данной губернии, не исключенные из общества по приговору суда. Цензы на право присутствия в дворянском собрании в дальнейшем не изменялись, за исключением возрастного, который был понижен до 21 года.
Кроме вопросов членства в дворянском сословии, дворянские собрания «избирали должностных лиц по дворянскому самоуправлению, в дворянский суд и в коронные учреждения; представления и жалобы коронной администрации и государю об общественных нуждах и потребностях местного дворянства; установление размеров денежных сборов на нужды дворянского общества; исключение из среды собрания «порочных членов»; проверка дворянских родословных книг; распоряжения относительно использования имущества, принадлежавшего дворянскому обществу; составление смет и раскладка земских повинностей с помещичьих имений (с 1805 г.)» [6, с. 125].
На протяжении первой половины XIX в. правительство постоянно расширяло компетенцию депутатских собраний в жизни местного дворянского общества [8, с. 87]. В 1822 г. дворянским депутатским собраниям было предписано участвовать в наложении опек на имения дворян. Опека могла быть наложена за жестокое обращение с крепостными, или же «за безмерную и разорительную роскошь, или вследствие отступления владельца от православной веры». Также дворянским депутатским собраниям поручалось содержание формулярных списков чиновников, служащих по выбору дворянства. Но при этом деятельность депутатского собрания постоянно контролировалась правительством. Так, по указу 1828 г. все определения депутатских собраний должны были проверяться Герольдией [2].
Основу дворянского собрания составляло потомственное поместное дворянство, которое после освобождения от обязательной службы проживало в своих поместьях. В состав дворянских депутатских собраний, помимо выборных от дворянства, входил целый ряд канцелярских служащих, занимавшихся делопроизводством. Из числа канцелярских служащих в первую очередь выделяется должность секретаря — единственного из числа чиновников, обслуживавших деятельность депутатского собрания, избиравшегося на губернском собра-
нии в соответствии с «Жалованной грамотой». В обязанности секретаря дворянства входили также учет денег, поступавших в казну, составление отчетных финансовых ведомостей, контроль за подготовкой документов [9].
Дворянское собрание всегда имело для дворянства большую социальную значимость, потому что оно выполняло две важные общественные функции: во-первых, ограничивало произвол коронной администрации, защищая своих членов от ее злоупотреблений, и, во-вторых, служило выразителем общественного мнения, с которым коронная администрация всегда считалась [10, с. 137].
Дворянское собрание наделялось правом обязательного и добровольного налогообложения своих членов. До середины XIX в. налогом облагалась только земля, а с 1870-х гг. стали облагаться и другие объекты недвижимости, в частности, городские дома. Капиталы дворянских обществ пополнялись также за счет пожертвований и вкладов по завещаниям. Дворянские общества долго боролись за переход в их собственность выморочных дворянских имуществ и капиталов, которые по закону передавались в государственную казну. Первую уступку в этом вопросе правительство сделало в 1883 г., а в 1902 г. полностью удовлетворило притязания дворян [7, с. 87].
Дворянские собрания имели право исключать из собрания дворян, бывших под судом либо допустивших всем известный «явный и бесчестный поступок». За исключение должно было проголосовать квалифицированное большинство в две трети голосов, причем это решение не подлежало апелляции.
Дворянские собрания долго боролись за предоставление им права возводить в дворянство и отказывать «нежелательным» лицам в записи в губернскую родословную книгу. По закону дворянские собрания сами устанавливали размер вступительного взноса, уплачиваемого при записи в родословную книгу, но его максимальный предел регулировался правительством. В 1895 г. максимум был повышен с 60 до 200 руб. В 1900 г. дворянские собрания получили право отказывать лицам, получившим дворянство, в записи в дворянскую книгу, если они не имели достаточного количества земли в губернии. Но без записи дворянин не мог подтвердить своего дворянского достоинства. В итоге складывалась парадоксальная ситуация — правительство возводило в дворян-
ское достоинство, а дворянское общество этого, по сути, не признавало. Тогда в 1904 г. была учреждена всероссийская родословная книга, которую вел департамент герольдии Сената, куда могли записаться лица, возведенные в дворянство, но получившие отказ от губернского дворянского общества записать их в дворянскую книгу.
Самым важным событием в истории дворянских депутатских собраний стали ревизии. 20 апреля 1834 г. императором было утверждено мнение Государственного Совета «О производстве обревизования действий дворянских депутатских собраний», появление которого объясняется многочисленными «злоупотреблениями, упущениями или неправильным толкованием закона». Этот документ четко разъяснял порядок признания дворянского происхождения по конкретным категориям просителей с учетом возникавших ранее у членов дворянских собраний вопросов, в нем также указывались наиболее типичные ошибки.
Губернские дворянские депутатские собрания являлись постоянными коллегиальными рабочими органами общегубернских сословных корпораций. Они были наделены специальной компетенцией, четко регламентированной в законодательстве, и подчинялись непосредственно Правительствующему Сенату.
Первоначально в обязанности депутатских собраний входило лишь рассмотрение доказательств о дворянском происхождении, а также внесение дворян в губернскую родословную книгу и выдача соответствующих грамот. В последующем круг обязанностей дворянских собраний был расширен. С 1822 г. для решения отдельных вопросов стали проводиться совместные собрания губернского предводителя и всех уездных предводителей и дворянских депутатов губернии. С середины 1880-х гг. такие собрания в инициативном порядке стали рассматривать более широкий круг дел, а Указом от 10 июня 1902 г. такая практика была узаконена. С этого момента собрание предводителей и депутатов дворянства губернии формально образовывало особое дворянское учреждение — рабочий орган, наделенный специальной компетенцией, отличной от компетенции губернского дворянского депутатского собрания.
Дворянское сословие не имело общероссийской сословной корпорации. Созданная в 1906 г. организация так называемого объединенного дворянства во главе с Пос-
тоянным советом (ПСОДОР), основанная на коллективном и добровольном членстве в ней местныгх сословныгх дворянских корпораций, по своей юридической природе являлась сформированным по сословному признаку общественным объединением, а не сословной корпорацией, для которой характерна обязательность членства в силу самого факта принадлежности к сословию. Как справедливо отмечает М.М. Карамышев, право потомственныгх дворян на корпоративную организацию, институционализированное в местных органах дворянского самоуправления, являлось их привилегией и регламентировалось сословным законодательством. Тогда как юридический статус общероссийского дворянского союза, регулировавшийся общегражданским законодательством, ничем не отличался от статуса иных общественных объединений Российской империи [5, с. 17].
Таким образом, анализ правового регулирования деятельности дворянских собраний свидетельствует о том, что принцип сословности политической и правовой жизни Российской империи вытекал из самодержавной природы организации государственной власти, определявшей пределы дворянских права и свобод, которые не были «завоеваны» высшим сословием, а быши дарованы монархом в целях укрепления абсолютизма.
Список литерауры
1. Устав о дворянских собраниях и выборах 1865 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// psodor1906.narod.ru
2. Градовский АД. Начала русского государ-
ственного права: т. I-III. СПб.: Типография М. Стасюлевича. 1875. Т. I; 1876. Т. II; 1883. Т. III. [Электронный ресурс]. URL: http:// constitution. garant.ru (дата обращения: 19.05.12).
3. Жалованная грамота дворянству 1785 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru (дата обращения: 19.05.12).
4. Ильин АВ, Карамышев О.М. Юридические основания сословных корпораций дворянства в великорусских губерниях Российской империи. СПб., 1997. С. 19.
5. Карамышев О.М. Законодательные основы формирования дворянского сословия Российской империи: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб.: СПГУ, 1998. С. 17.
6. Корелин АП. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг.: Состав, численность, корпоративная организация. М., 1979. С. 125.
7. Корелин АП. Дворянство в пореформенной России. 1861-1904 гг.: Состав, численность, корпоративная организация. М., 1979. С. 87.
8. Корчмина Е. С. Дворянское сословное самоуправление в первой половине XIX в. (на материалах Рязанской губернии): дис. ... канд. ист. наук. Рязань. 2010. С. 87.
9. Литвинова Т.Н. Организация и деятельность дворянских сословных учреждений Воронежской губернии последней четверти XVIII -первой половины XIX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Воронеж, 2005.
10. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII- начало XX в.): в 2 т. 2003. Т. 1. С. 137.
11. Чижова В.В. Деятельность тверского дворянского депутатского собрания по составлению родословной книги губернии. [Электронный ресурс].URL:http://sovet.geraldika.ru/article. php?coatid= =1986 (дата обращения 20.05. 2012).
12. [Электронный ресурс]. URL: http://www. geroldia.ru (дата обращения: 19.05.12).
IUAMMAPflAHOBA ADsah 3aMUMeena — acnupanm. MapuucKuu ¿ocydapcmeennbu ynueep-cumem. Poccun. EowKap-Ona. E-mail: [email protected]
SHAIMARDANOVA, Adely Zamilyevna — Post-graduate Student. Mari State University. Russia. Yoshkar-Ola. E-mail: [email protected]