Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1076
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
авиаперевозка грузов / регулирование воздушных перевозок / международное регулирование / воздушные перевозки / международные конвенции / правовое регулирование / документы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Атальянц Афина Григорьевна, Дементьева Анастасия Сергеевна, Некрасова Ирина Евлампиевна

в данной статье раскрываются основные правила авиаперевозок грузов, а также основной пакет документов для оформления авиаперевозок грузов. Статья отражает основное правовое средство регулирования воздушных перевозок. Дается системный, многосторонний анализ юридической природы гражданско-правовых отношений, связанных с воздушными перевозками грузов. Исследуются теоретические проблемы, связанные с источниками правового регулирования воздушных перевозок, сущностью обязательств и договоров на воздушном транспорте, а также со спецификой договорных обязательств по перевозке грузов. Тщательно разбирается и анализируется международное регулирование воздушных перевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАПЕРЕВОЗОК Атальянц А.Г.1, Дементьева А.С.2, Некрасова И.Е.3

1Атальянц Афина Григорьевна - студент; 2Дементьева Анастасия Сергеевна - студент, направление подготовки: государственное и муниципальное управление;

3Некрасова Ирина Евлампиевна - старший преподаватель,

кафедра теории и истории государства и права, Государственный морской университет им. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Аннотация: в данной статье раскрываются основные правила авиаперевозок грузов, а также основной пакет документов для оформления авиаперевозок грузов. Статья отражает основное правовое средство регулирования воздушных перевозок. Дается системный, многосторонний анализ юридической природы гражданско-правовых отношений, связанных с воздушными перевозками грузов. Исследуются теоретические проблемы, связанные с источниками правового регулирования воздушных перевозок, сущностью обязательств и договоров на воздушном транспорте, а также со спецификой договорных обязательств по перевозке грузов. Тщательно разбирается и анализируется международное регулирование воздушных перевозок.

Ключевые слова: авиаперевозка грузов, регулирование воздушных перевозок, международное регулирование, воздушные перевозки, международные конвенции, правовое регулирование, документы.

УДК 34

Развитие и становление экономики любого современного государства невозможно без точно функционирующей транспортной инфраструктуры. Эффективная, бесперебойная и прибыльная работа предприятий промышленности и торговли находится в прямой зависимости от регулярной деятельности транспортных организаций.

В условиях нового типа российской экономики имеет место качественно иной подход к правовому регулированию транспортных отношений. С помощью воздушного транспорта неимоверно расширились мировые транспортные связи между всеми членами мирового сообщества. По данным Международной организации международной гражданской авиации (ИКАО), воздушным транспортом было перевезено 40 млн. грузов. Благодаря эффективной и стабильной деятельности международного воздушного транспорта сложилась и успешно функционирует глобальная сеть международных воздушных сообщений.

Положительной тенденцией сегодня является продолжающаяся модификация транспортного законодательства: приняты новые транспортные уставы и кодексы, проводится унификация законодательства и приведение его в соответствие с требованиями международных транспортных конвенций и соглашений с участием России.

Воздушный транспорт в современных условиях, развиваясь, активно занимает нишу услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов, поскольку имеет определенные преимущества по сравнению с иными видами транспорта - высокую скорость перемещения на большие расстояния, оперативность и маневренность.

Основным правовым средством регулирования воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов является гражданско-правовой договор, имеющий значительную специфику на авиационном транспорте, эксплуатация которого всегда сопряжена с повышенным риском для жизни и здоровья пассажиров, необходимостью постоянного обеспечения авиационной безопасности, а также сохранности вверенных для перевозки багажа и грузов.

Данный вид транспортного договора, договор воздушной перевозки, нашел свое закрепление в нормативных актах различной юридической силы, регулирующих отношения по перевозке пассажиров, багажа и грузов, но в науке отечественного гражданского права он практически не исследован. Вместе с тем о крайней важности воздушных перевозок для России, обладающей огромными пространствами, многими отдаленными областями и районами, говорится уже давно.

В результате длительной, почти вековой эволюции в международном воздушном праве образовались две основные группы специфических принципов и норм. Одна предназначена исключительно для регулирования международной аэронавигации и устанавливает режим международных полетов над государственной территорией и за ее пределами, а также определяет порядок их управления органами обслуживания воздушного движения (ОВД). Задачей другой является правовое обеспечение межгосударственных воздушных сообщений и содействие их практической эксплуатации.

Действующее международное воздушное право, помимо публично-правовых вопросов, связанных с использованием суверенного воздушного пространства в целях международной аэронавигации, все больше вовлекается в совместное с национальным правом регулирование доступа авиаперевозчиков на

рынок международного воздушного транспорта. Такая тенденция связана с активным переходом к либерализации международных воздушных перевозок, начавшейся в конце 90-х гг. и ставшей главной стратегией политики и практики в этой сфере многих государств в XXI в.

В течение XX в. в международном воздушном праве, национальном воздушном праве и международном частном воздушном праве шли сложнейшие процессы формирования и развития специфических норм, предназначенных регулировать исключительно международные полеты и перевозки, и порядок их осуществления при эксплуатации международных воздушных сообщений. В XXI в. эти процессы продолжают расширяться и углубляться.

Правила авиаперевозок грузов основываются на положениях Варшавской и Монреальской конвенций. Благодаря тому, что многие международные нормативные документы созданы на их основе, удалось унифицировать основные правила перевозки грузов авиатранспортом. В частности, они определяют ответственность перевозчика в случае утрат или порчи груза, а точнее, согласно этим нормам, перевозчик не обязан возмещать ущерб, если порча груза произошла по вине лица, которое заинтересовано в возмещении убытков. Самолетом нельзя перевозить грузы, которые способствуют развитию терроризма и могут быть использованы для совершения насильственных действий над человеком.

Сопровождающие документы: чтобы отправить груз самолетом, в каждом случае необходимо подготавливать пакет документов. Если документы будут оформлены неправильно, то возникнут проблемы при отправке или получении груза, при таможенной очистке. Поэтому к вопросу оформления авиаперевозки грузов необходимо подойти со всей ответственностью, а еще лучше доверить это дело профессиональному представителю.

Основные документы для авиаперевозки грузов:

1. Инвойс или счёт-проформа - представляет собой коммерческий документ, содержащий сведения о стоимости груза. Как правило, составляется продавцом (отправителем) в адрес покупателя (получателя).

2. Упаковочный лист - в этом документе указывается наименование груза, его характеристики, включая вес, габариты и другое, а также его расположение на грузовых местах.

3. Грузовая накладная - подтверждает факт договора авиаперевозки груза между отправителем и перевозчиком, играет юридическую роль в спорных ситуациях.

4. Грузовой манифест - нужен для оптимизации процесса разгрузки в случае отгрузки в транзитных аэропортах, содержит краткие данные о грузе. Для каждого транзитного пункта необходим отдельный грузовой манифест.

5. Паспорт безопасности груза для авиаперевозок необходим при перевозке опасных грузов, которые могут нанести вред имуществу или здоровью человека.

Нужно понимать, что этот список не является окончательным и может содержать ряд дополнительных документов, в зависимости от типа груза и специфики страны отправителя/ получателя. В каждом конкретном случае доставки грузов самолетом необходимо уточнять, какие документы потребуются.

Международное регулирование воздушных перевозок:

Полеты над своей территорией осуществляются в соответствии с национальными законами и правами, полеты над чужой территорией и открытым морем — в соответствии с двусторонними и многосторонними соглашениями между заинтересованными государствами. Регулированием воздушных перевозок занимаются различные международные организации.

Основные международные конвенции, регулирующие воздушные перевозки:

1. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (Варшавская конвенция 1929 г.). Применяется в регулярных воздушных сообщениях. Дополнения и изменения к этой конвенции были внесены следующими протоколами: Гаагским 1955 г., Гватемальским 1971 г., Монреальским 1975 г.

2. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 г.). Вступила в силу 4 апреля 1947 г., после того как ее ратифицировали 26 государств. Чикагская конвенция учредила Международную организацию гражданской авиации (ИКАО).

3. Конвенция об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору (Гвадалахарская конвенция 1961 г.). Регламентирует перевозки на арендованных воздушных судах, а также другие случаи, когда фактический и договорный перевозчики не совпадают, и распространяет на такие перевозки принципы ограниченной ответственности, установленные Варшавской конвенцией.

4. Конвенция о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам па поверхности (Римская конвенция 1952 г.). Регулирует вопросы ответственности да вред, причиненный воздушным судном или предметами, упавшими с него, определяет пределы такой ответствен нести в зависимости от максимального взлетного леса воздушного судна.

5. Конвенция о правонарушениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна (Токийская конвенция 1963 г.).

6. Конвенция о международном признании прав на воздушные суда, наложении ареста и принудительной продаже воздушного судна во исполнение решения суда.

Анализ содержания транспортных договоров, нашедших закрепление в ГК РФ И ВК РФ, позволяет, таким образом, установить, что все договоры, регулирующие транспортную деятельность, являются самостоятельными правовыми конструкциями, при этом они не носят вспомогательного характера по отношению к договору перевозки и , следовательно, не должны рассматриваться как производные от него.

Список литературы

1. "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.03.2022) // "Российская газета" от 26 марта 1997 г. N 59-60.

2. Демин С.С. Прогнозирование динамики развития рынка авиационных услуг в России / С.С. Демин, А.С. Зинченко, В.А. Проскуряков // Вестник Московского областного университета, 2017. № 4. С. 6269.

3. Баталов А.А. Некоторые актуальные международно-правовые проблемы отношений России и Европейского Союза в сфере воздушного транспорта /Первый национальный конгресс юристов российской авиации. Материалы. СПб. Издательство: "Образовательный центр "СоветникЪ", 2012. С. 203-213.

4. Остроумов Н.Н. Договор перевозки в международном воздушном сообщении. М.: Статут, 2009. 268 с.

5. Яковлев А.С. "Авиаперевозки". Москва. Изд.: "Наука", 2011. 110 с.

6. Харитонов А.Н., Шаталкина Н.А. Общие принципы организации авиаперевозок // Транспортное право, 2014. № 3. С. 7-9.

7. КолосовЮ.М. Ответственность в международном праве. 2-е изд., стер. М.: Статут, 2014. 224 с.

8. Международное воздушное право: учебник для бакалавриата и магистра- 43 туры / под ред. А.И. Травникова, А.Х. Абашидзе. М. Издательство: Юрайт, 2018. 444 с.

9. Кириченко О.В., Кириченко Л.П. Воздушное право: учебно-методическое пособие / М.: Юстицинформ, 2019. С. 25.

10. Галямова Т.В. «Организация перевозок на воздушном транспорте»: Тексты лекций / СПбГУ ГА. СПб, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.