Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ'

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ОБВИНЯЕМЫЙ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / СУДЬЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попова Елена Ильинична, Степаненко Роман Алексеевич, Гулина Елена Витальевна

Обращается внимание на достаточно большое число регистрируемых преступлений и уголовных дел, рассматриваемых судами. Отмечается, что ежегодно миллионы людей становятся участниками уголовного судопроизводства. Констатируется, что потерпевшие, обвиняемые, другие непрофессиональные участники уголовного процесса зачастую не разбираются в «тонкостях» законодательства и практике реализации норм, регулирующих производство по уголовным делам. В частности, не проявляют должной активности в отстаивании своих прав и законных интересов. Одновременно имеет место другая проблема - сотрудники правоохранительных органов, судебной системы не всегда обладают необходимым уровнем квалификации, допускают ошибки при принятии процессуальных решений и т. д. Взяв за основу концепцию правого просвещения, авторы обращают внимание на целесообразность разработки и широкого внедрения просветительских материалов для непрофессиональных участников уголовного судопроизводства, и практических работников. Обозначаются направления для приложения усилий исследователей в этом направлении. Резюмируется, что создание и широкое внедрение (распространение, доступность) систем научно-обоснованных рекомендаций может способствовать созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попова Елена Ильинична, Степаненко Роман Алексеевич, Гулина Елена Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL EDUCATION OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS IS AN IMPORTANT TASK IN ENSURING THEIR RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS

Attention is drawn to a fairly large number of registered crimes and criminal cases considered by the courts. It is noted that every year millions of people become participants in criminal proceedings. It is stated that victims, accused persons, and other non-professional participants in criminal proceedings often do not understand the «subtleties» of the criminal process and the practice of implementing the rules governing criminal proceedings, in particular, they do not show the necessary activity in defending their rights and legitimate interests. At the same time, there is another problem - law enforcement officers and the judicial system do not always have the necessary level of qualification, make mistakes when making procedural decisions, etc. Based on the concept of legal education, the author draws attention to the feasibility of developing and widely introducing educational materials for non-professional participants in criminal proceedings and practitioners. The directions for applying researchers ' efforts in this direction are indicated. It is summarized that the creation and widespread implementation (dissemination, accessibility) of systems of scientifically based recommendations can help create conditions for effective protection of the rights and legitimate interests of participants in criminal proceedings and, accordingly.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ»

УДК 343.985.32

ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА -ВАЖНАЯ ЗАДАЧА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ

Попова Елена Ильинична

кандидат юридических наук, доцент, старший научный сотрудник, доцент кафедры организации судебной и правоохранительной деятельности Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия, Иркутск, e-mail: popovaelena03@yandex.ru

Степаненко Роман Алексеевич

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики Восточно-Сибирского филиала Российского государственного университета правосудия,

Иркутск, e-mail: ordoman1@gmail.com

Гулина Елена Витальевна

кандидат юридических наук, научный сотрудник Центра правового обеспечения взаимодействия РФ со странами АТР, старший преподаватель кафедры уголовного процесса и криминалистики Бурятского государственного университета имени Д. Банзарова, Улан-Удэ, e-mail: gulinaalyona@mail.ru

LEGAL EDUCATION OF PARTICIPANTS IN CRIMINAL PROCEEDINGS IS AN IMPORTANT TASK IN ENSURING THEIR RIGHTS AND LEGITIMATE INTERESTS

Elena Popova

Candidate of Law, Associate Professor, Senior Researcher, Associate Professor of the Department of Organization of Judicial and Law Enforcement Activities of the East Siberian Branch

of the Russian State University of Justice, Irkutsk

Roman Stepanenko

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure Law and Criminalistics of the East Siberian Branch of the Russian State University of Justice, Irkutsk

Elena Gulina

Candidate of Law, Research Associate of the Center for Legal Support of Interaction between the Russian Federation and the Asia-Pacific Countries, Senior Lecturer of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of D. Banzarov Buryat State University, Ulan-Ude

АННОТАЦИЯ

Обращается внимание на достаточно большое число регистрируемых преступлений и уголовных дел, рассматриваемых судами. Отмечается, что ежегодно миллионы людей становятся участниками уголовного судопроизводства. Констатируется, что потерпевшие, обвиняемые, другие непрофессиональные участники уголовного процесса зачастую не разбираются в «тонкостях» законодательства и практике реализации норм, регулирующих производство по уголовным делам. В частности, не проявляют должной активности в отстаивании своих прав и законных интересов. Одновременно имеет место другая проблема - сотрудники правоохранительных органов, судебной системы не всегда обладают необходимым уровнем квалификации, допускают ошибки при принятии процессуальных решений и т. д. Взяв за основу концепцию правого просвещения, авторы обращают внимание на целесообразность разработки и широкого внедрения просветительских материалов для непрофессиональных участников уголовного судопроизводства, и практических работников. Обозначаются направления для приложения усилий исследователей в этом направлении. Резюмируется, что создание и широкое внедрение (распространение, доступность) систем научно-обоснованных рекомендаций может способствовать созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

ABSTRACT

Attention is drawn to a fairly large number of registered crimes and criminal cases considered by the courts. It is noted that every year millions of people become participants in criminal proceedings. It is stated that victims, accused persons, and other non-professional participants in criminal proceedings often do not understand the «subtleties» of the criminal process and the practice of implementing the rules governing criminal proceedings, in particular, they do not show the necessary activity in defending their rights and legitimate interests. At the same time, there is another problem - law enforcement officers and the judicial system do not always have the necessary level of qualification, make mistakes when making procedural decisions, etc. Based on the concept of legal education, the author draws attention to the feasibility of developing and widely introducing educational materials for non-professional participants in criminal proceedings and practitioners. The directions for applying researchers ' efforts in this direction are indicated. It is summarized that the creation and widespread implementation (dissemination, accessibility) of systems of scientifically based recommendations can help create conditions for effective protection of the rights and legitimate interests of participants in criminal proceedings and, accordingly.

Ключевые слова: правовое просвещение; просветительские материалы; потерпевший; обвиняемый; следователь; судья.

Keywords: legal education; educational materials; victim; accused; investigator; judge.

В последние годы регистрируется, а затем расследуется в среднем около 2 млн преступных посягательств. К примеру, в 2019 г. зарегистрировано 2 024 337 преступлений1. При этом ежегодно непрофессональными участниками уголовного судопроизводства — потерпевшими, свидетелями, понятыми, законными представителями, обвиняемыми, участниками, имеющими иной процессуальный статус, становятся миллионы людей. Как показывает анализ судебно-следственной практики, подавляющее большинство из них не разбираются в «тонкостях» уголовного процесса и практики реализации норм, регулирующих производство по уголовным делам, в частности. Еще меньшее число участников уголовного процесса реализуют свое право на защитников и представителей. При этом типичны ситуации, когда последние не обладают необходимой квалификацией для эффективного отстаивания интересов своих клиентов, не проявляют необходимой активности в этом направлении, а отдельных случаях и намеренно злоупотребляют их доверием.

Следует обратить внимание и на типичность того, что участники уголовного процесса сами не проявляют особой активности в отстаивании своих прав и законных интересов. Причин тому достаточно много. Среди них можно назвать: доверие к сотрудникам правоохранительных органов; страх перед их властными полномочиями; безразличное отношение к расследованию и судебному разбира-

1 Состояние преступности в Российской Федерации за 2019 год // Официальный сайт МВД России. иКЬ:_Ьйр8://хп--Ь1ае-да.хп--р1а1/ шуА

тельству (что особенно распространено по делам, когда похищенное имущество возвращено владельцу, получена материальная компенсация ущерба и т. п.); нежелание разглашать факт участия в уголовном деле и другие причины.

Кроме того, уже практически не оспаривается тот факт, что зачастую сами сотрудники правоохранительных органов, судебной системы не всегда обладают необходимым уровнем квалификации, допускают ошибки при принятии процессуальных решений.

Как следствие, зачастую складываются не совсем приятные, но одновременно широко распространенные ситуации нарушения прав и законных интересов непрофессиональных участников уголовного судопроизводства, обусловленные банальным незнанием закона и неумением эффективно его применять со стороны как потерпевших, гражданских истцов, обвиняемых и т. п., так и сотрудников правоохранительных органов и даже представителей адвокатуры.

Одним из возможных направлений решения обозначенной проблемы может стать правовое просвещение участников уголовного судопроизводства силами наук антикриминального цикла, и прежде всего криминалистики. Эта идея выдвинута нашим учителем, коллегой, единомышленником Ю. П. Гармае-вым [1, с. 71-79].

Профессор Ю. П. Гармаев отмечает, что средства правового просвещения и правового информирования населения могут быть облечены в форму разнообразных печатных и электронных памяток, пособий, лекций, видео-

Глагол Ъ

ПРАВОСУДИЯ

3(25)/2020

роликов, плакатов, буклетов, а также электронных приложений, мультимедийных презентаций и т. п., в которых в краткой, наглядной и доступной для широких слоев населения форме излагались бы основные требования действующего законодательства, а также вытекающие из них советы гражданам, вновь вступающим или могущим вступить в правоотношения, либо находящимся в «группе риска» совершения противоправных действий или наоборот — рискующим стать жертвами посягательств.

В рамках правового просвещения непрофессиональных участников уголовного судопроизводства могут и должны создаваться, излагаемые в доступной для адресата форме системы как тактико-криминалистических, так и методико-криминалистических рекомендаций, разработанные специально для целей обеспечения защиты их прав и законных интересов [1, с. 71-79].

Полагаем, что подобного рода системы рекомендаций для непрофессиональных участников уголовного процесса могут носить как общий характер, так и создаваться с учетом категории преступления (различные формы хищений, причинение различной степени тяжести вреда здоровью, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта и др.), социально-демографических характеристик потерпевшего (несовершеннолетние, лица, не владеющие в достаточной мере языком уголовного судопроизводства и др.). Соответствующие разъяснения могут быть облечены в форму небольших по своему объему памяток, буклетов и т. п.

Следует также отметить, что подобного рода системы рекомендаций, адресованные практическим работникам, целесообразно разрабатывать, в том числе с учетом:

— специфики присущей подготовке и совершению преступлений;

— особенностей раскрытия, расследования и судебного разбирательства той или иной категории преступлений;

— личности субъекта преступления, а также интенсивности противодействия уголовному преследованию со стороны защиты.

Представители бурятской научной школы криминалистики, лидером которой является профессор Ю. П. Гармаев, к настоящему времени разработали, издали и внедрили свыше

50 памяток и руководств. Среди них можно назвать:

1. Руководство по использованию норм об особом порядке (гл. 40 УПК РФ) в рамках досудебного производства по уголовному делу (с памятками и протоколами для подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего) / Ю. П. Гармаев, Е. И. Попова. Новосибирск, 2015.

2. Краткое руководство по судебному разбирательству уголовных дел об убийствах, предусмотренных частью первой статьи 105 УК РФ : практическое руководство / А. А. Кириллова, Ю. П. Гармаев. М. : Изд. дом Шумиловой И. И., 2015.

3. Противодействие коррупционным преступлениям, связным с мнимым посредничеством во взяточничестве: памятка для следователей Следственного комитета Российской Федерации и работников других правоохранительных органов / Р. А. Степаненко, Ю. П. Гармаев. Новосибирск, 2015.

4. Юридическая памятка для граждан Монголии на территории России : учебно-практическое пособие / сост. Ю. П. Гармаев, Э. Л. Раднаева, Е. И. Попова, Н. Гантулга. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского государственного университета, 2016. Вып. 1.

5. Памятка для граждан Монголии на территории России. Безопасность дорожного движения : учебно-практическое пособие / сост. Ю. П. Гармаев, Ю. В. Хармаев, Е. И. Попова, Е. В. Гулина, Н. Гантулга. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. Вып. 2.

6. Памятка для граждан Монголии на территории России. Предупреждение коррупции : учебно-практическое пособие / сост. Ю. П. Гар-маев, Ю. В. Хармаев, Е. И. Попова, Е. В. Гулина, Н. Гантулга. Улан-Удэ : Изд-во Бурятского госуниверситета, 2017. Вып. 3.

7. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ: «Приложение для android Антикоррупционная памятка».

8. Краткое руководство по рассмотрению уголовных дел в особом порядке судебного разбирательства (гл. 40 УПК РФ) / Е. И. Попова. М. : Издательский дом Шумиловой И. И., 2017.

9. Руководство для следователя и оперативного сотрудника по преодолению противодействия уголовному преследованию в следственных изоляторах (сопровождается Памяткой для лиц, содержащихся под стражей)

[Электронный ресурс] / Ю. П. Гармаев, Б. А. Поликарпов. 2018.

10. Памятка для лиц, содержащихся под стражей : учебное пособие / Ю. П. Гармаев, Б. А. Поликарпов. М. : Юстицинформ, 2019.

Разработка и распространение обозначенных научных продуктов, на наш взгляд, среди непрофессиональных участников уголовного процесса целесообразно с учетом, в том числе и социально-демографических характеристик адресатов. Так, например, для лиц молодого возраста приоритетно распространение соответствующих систем рекомендаций преимущественно в цифровой, электронной форме посредством сети Интернет, мобильных приложений, размещение видеороликов, кратких буклетов в местах пребывания молодежи [2-3, 5-6]. В свою очередь, в отношении пожилых граждан, которые достаточно часто становятся жертвами преступлений [4, с. 230-241], наоборот, предпочтительнее распространять обозначенный научный продукт в печатном виде (например, буклеты, написанные крупным шрифтом), в форме информационных видеороликов в местах, где часто бывают пенсионеры (поликлиники, учреждения социальной защиты населения и т. п.).

Распространять просветительские материалы можно как минимум по следующим направлениям: 1) посредством сети Интернет неограниченному кругу пользователей; 2) непосредственно внедряя в правоприменительную деятельность органов предварительного расследования и суда, в том числе посредством размещения на официальных сайтах. К примеру, Памятки могут использоваться следователями для целей разъяснения норм действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим, гражданским истцам. Они могут предлагаться для изучения в бумажном, а в ряде случаев и в электронном виде (направляться

по электронной почте, посредством мессен-джеров и социальных сетей). Такие памятки могут изучаться, например, потерпевшими за пределами кабинета следователя. Тем самым будут созданы условия для более системного, вдумчивого ознакомления с текстом [3, с. 20; 5, с. 166].

Резюмируя изложенное, еще раз подчеркнем, что разработка и широкое внедрение (распространение, доступность) систем научно-обоснованных рекомендаций могут способствовать созданию условий для эффективной защиты прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Список литературы

1. Гармаев Ю. П. Мультимедийные межотраслевые средства предупреждения преступности: перспективы разработки и внедрения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 3. С. 71-79.

2. Гармаев Ю. П., Чумаков А. В. К вопросу о методологии формирования криминалистических методик расследования мошенничества и иных преступлений в сфере экономики // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2020. № 1. С. 48-56.

3. Дарханова А. Б., Краснопеев И. С., Попова Е. И. Правовое просвещение участников уголовного судопроизводства по вопросам достижения компромисса сторон обвинения и защиты // Уголовная юстиция. 2019. № 1. С. 17-21.

4. Кабанов П. А. Пожилые жертвы российской преступности: анализ виктимологической статистики за 2014 год //Полицейская деятельность. 2015. № 4. С. 230-241.

5. Попова Е. И., Краснопеев И. Н., Гармаева Д. А. Правовое просвещение потерпевших - один из способов обеспечения защиты их прав и законных интересов // Полицейская и следственная деятельность. 2019. № 2. С. 13-20.

6. Чумаков А. В., Гармаев Ю. П. Расследование мошенничества при получении выплат: монография. М. : Юрлитинформ, 2020. 224 с.

Глагол Ъ 3(25)/2020

ПРАВОСУДИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.