Научная статья на тему 'Правовое Просвещение как одно из направлений имплементации репродуктивных прав человека'

Правовое Просвещение как одно из направлений имплементации репродуктивных прав человека Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРОДУКТИВНЫЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО НА РЕПРОДУКТИВНЫЙ ВЫБОР / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОПАГАНДА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаранина Инна Геннадьевна

Статья освещает преимущества использования концепции репродуктивных прав и разъясняет, каким образом политика и законодательство государства могут быть использованы для продвижения знаний о репродуктивных правах человека. Также останавливается внимание на анализе некоторых из барьеров, часто встречающихся при информировании о репродуктивных правах человека на национальном уровне. Статья завершается кратким обсуждением роли правозащитников в проведении успешной реформы законодательства в выделенной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое Просвещение как одно из направлений имплементации репродуктивных прав человека»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ

УПРАВЛЕНИЕ

УДК 342.5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ власти и общественных ИНСТИТУТОВ - ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛИТЕТА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЙОШКАР-ОЛА»)

Гаранин Леонид Ананьевич,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой правового обеспечения государственного и муниципального управления Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена взаимодействию власти и общественности в развитии экономики, инфраструктуры и социальной сферы г. Йошкар-Олы. Показаны формы, направления деятельности власти и общественных формирований в жизни столицы. Раскрыты существующие проблемы, недостатки в политической, социальной жизни города и пути их решения.

Ключевые слова: местное самоуправление, устав, власть, представительный орган, депутаты, администрация, глава городского округа, жители, горожане, взаимодействие, общественные институты, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания.

За четыре с лишним века в жизни города, ее жителей произошли многие события, неоднократно менялось даже наименование города. Отрадно отметить, что название Йошкар-Олы присвоено одной из малых планет солнечной системы.

Современная Йошкар-Ола - это многофункцио-нальый город, где ведущая роль принадлежит предприятиям отрасли машиностроения, строительных материалов, пищевой промышленности. Город выступает генератором инвестиционной активности на региональном уровне. Столица Марий Эл - один из центров финно-угорской культуры, свидетельством чему являются регулярно проводимые мероприятия, в том числе на международном уровне.

Сегодня город Йошкар-Ола является муниципальным образованием, законом Республики Марий он наделен статусом городского округа. По состоянию на 1 января 2014 года в столице республики проживает 260,4 тысячи человек [1].

В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Йошкар-Ола» власть в городском округе осуществляется тремя органами местного самоуправления: Собранием депутатов и главой городского округа, высшим должностным лицом, который одновременно является председателем Собрания депутатов, и администрацией городского округа «Г ород Йошкар-Ола».

Как известно, система институтов управления на местах стала складываться в 1993 году, после принятия указов Президента РФ Б. Н. Ельцина «О реформе представительных органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации» от 9 октября

1993 года и «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября того же года. В соответствии с ними в ноябре 1993 года Верховным Советом республики был принят закон Республики Марий Эл «О реформе местного самоуправления в Республике Марий Эл и основах его организации на период конституционной реформы». Затем, одновременно с референдумом по новой Конституции Российской Федерации и с выборами в Федеральное Собрание РФ, согласно республиканскому закону, прошли выборы депутатов в представительные органы власти республики. Первая сессия городского Собрания состоялась 28 декабря 1993 года.

Вместе со страной муниципальное образование столицы пережило сложный процесс трансформации всего общественно-политического уклада, смены правового, экономического и социального переустройства России. Неоднократно претерпевала изменения и структура органов местного самоуправления муниципального образования «Город Йошкар-Ола».

11 апреля 1997 года Йошкар-Олинским Собранием второго созыва был принят Устав муниципального образования города. В нем была закреплена выборная должность главы самоуправления города, который возглавлял деятельность по осуществлению самоуправления на территории города Йошкар-Олы как по линии представительного органа Йошкар-Олинского городского Собрания, так и по линии исполнительнораспорядительного органа столицы. Глава самоуправления города, избранный населением, возглавлял Йошкар-Олинское городское Собрание с правом решающего голоса.

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

135

Государственное и муниципальное управление

Решением Йошкар-Олинского городского Собрания от 11 июля 2000 года должности главы самоуправления города и председателя городского Собрания были разделены. Глава самоуправления города избирался населением, председатель городского Собрания - из числа депутатов городского Собрания тайным голосованием.

6 октября 2003 года был принят Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании которого Йошкар-Олинское городское Собрание третьего созыва 24 июня 2004 года внесло в Устав муниципального образования «Город Йошкар-Ола» изменения в структуру органов местного самоуправления. В Уставе было прописано, что глава муниципального образования «Город Йошкар-Ола» -высшее должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, и в соответствии со ст. 43 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола», наделено собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с Законом Республики Марий Эл от 4 марта 2005 года «О регулировании отдельных отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления в Республике Марий Эл», глава городского округа «Город Йошкар-Ола» одновременно избирается председателем Собрания депутатов городского округа из числа его депутатов на срок полномочий городского Собрания на первом его заседании тайным голосованием.

Принятие любого решения, обеспечивающего социально-экономическое и культурное развитие муниципального образования сопровождается нормативными правовыми актами, которые принимаются представительным органом местного самоуправления. В начальный период реформ было принято большое количество нормативных актов, которые впоследствии совершенствовались, корректировались, а также принимались новые решения, необходимые для обеспечения жизнедеятельности горожан. При этом задача депутатского корпуса, администрации городского округа всегда оставалась неизменной - принимать продуманные и взвешенные шаги для развития городского округа в интересах жителей столицы.

Основная нагрузка, ответственность за реализацию планов и программ развития города лежит на администрации городского округа, поскольку она осуществляет полномочия по решению вопросов местного значения. Это формирование и исполнение местного бюджета, владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, строительство и ремонт дорог, благоустройство и озеленение территории, охрана окружающей среды, решение вопросов образования, культуры, физической культуры и массового спорта. Сюда же входит и создание условий для предоставления населению транспортных услуг,

136

услуг связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, массового отдыха и многое другое.

Основные направления развития городского округа обозначены в Стратегии социально-экономического развития муниципального образования «Город Йошкар-Ола», одобренной Собранием депутатов городского округа. Инструментом ее реализации стала утвержденная представительным органом городского округа Программа комплексного социальноэкономического развития городского округа «Город Йошкар-Ола» на 2009-2016 годы, которая на основе выявления и анализа существенных проблем включает перечень конкретных мероприятий, направленных на выстраивание эффективной социальной и экономической системы в городском округе.

В настоящее время в городском округе работает 18 муниципальных программ. «Город Йошкар-Ола» участвует в трех федеральных программах: по капитальному ремонту многоквартирных домов (финансируется из Фонда содействия реформированию ЖКХ и местного бюджета), по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья и программе «Жилище» -подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семьей».

В целях эффективной реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье - гражданам России» администрация городского округа субсидирует половину банковской процентной ставки гражданам по кредитам на приобретение жилья. Ограниченность финансовых средств не позволяют принимать участие в софинансировании и участие в других федеральных программах. Поэтому приходится определяться с приоритетными направлениями. Так, на мероприятия по переселению граждан из аварийного жилфонда в 2013 году направлены средства в объеме 297 988,3 тыс. рублей, а в 2014 году - свыше 318 млн рублей [2, лл. 11-12]. Программа рассчитана до 2015 года.

Из года в год бюджет городского округа сохраняет свою социальную направленность. Он учитывает все затраты, имеющие отношения к муниципальному бюджету. Но реальная ситуация складывается так, что власти города вынуждены направлять значительные финансовые ресурсы на образование, на содержание детских садов. Только в 2013 году в детсадах и яслях открыто дополнительно 22 группы на 600 мест. В соответствии с майскими 2012 года указами Президента Российской Федерации повышена заработная плата работникам образования.

Актуальной проблемой является благоустройство и содержание дорог. В городском округе для решения этого вопроса принимаются конкретные меры. Ведется большой объем ремонтных работ. Пущен в эксплуатацию асфальтобетонный завод, который производит 60 тонн сухого асфальта в сутки, закуплена новая техника, которая позволяет осуществлять ремонт дорог по новой технологии. В истекшем году

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

Гаранин Л. А.

расходы по ремонту автомобильных дорог общего пользования году составили свыше 130 млн рублей. В решении этого вопроса существенную помощь оказывает Правительство Республики Марий Эл, поступают субсидии из федерального бюджета. В итоге депутатский корпус в последние четыре года направил на ремонтные работы городских дорог около 500 млн рублей. В соответствии с принятым решением Собрания депутатов, с января 2014 года началась работа по формированию Муниципального дорожного фонда. Это позволит получить дополнительные средства для финансирования городского дорожного хозяйства. Но для решения дорожной проблемы сегодня нужна федеральная целевая программа, поскольку эта проблема характерна для многих малых и средних городов России и нуждается в финансировании всех уровней властей.

Говоря о благоустройстве дворовых территорий, следует отметить, что отремонтирована примерно треть всех имеющихся в городском округе площадей. В 2013 году на эти цели использованы денежные средства более 30 млн рублей, а в 2014 году введено свыше 100 дворовых площадок на общую сумму свыше 60 млн рублей.

Утвержденный депутатами в 2009 году Генеральный план Йошкар-Олы определяет градостроительные перспективы городского округа до 2025 года. В связи с принятием Генплана у представительного органа городского округа появилось еще одно направление работы организация и проведение публичных слушаний

Правовая база проведения публичных слушаний на территории городского округа закреплена в статье 18 Устава муниципального образования «Город Йошкар-Ола». Существенным моментом основного правового акта городского округа в сфере регулирования публичных слушаний является доступность, т. е. открытость для населения муниципального образования и представителей средств массовой информации. Иными словами, Устав гарантирует участие всем гражданам городского округа в публичных слушаниях и дает право осуществлять соответствующий контроль в равной степени для всех граждан, желающих защищать общественные интересы.

В 2013 году Собранием депутатов и главой городского округа были проведены 16 публичных слушаний, в которых приняли участие 1 450 человек. Инициатором 5 публичных слушаний выступил депутатский корпус муниципального образования. Практика показывает, что жителям не безразличны проблемы местного уровня.

Приведу один небольшой пример. 28 февраля 2014 года состоялись публичные слушания по проекту решения Собрания депутатов о внесении изменений в Генеральный план городского округа, на которых присутствовало 335 человек. Одним из основных вопросов, которые волновали йошкаролинцев - это изменения зон в пяти садоводческих товариществах,

Марийский юридический вестник • № 1 (12)/2015

находящихся в черте города («Коммунальник», «Милосердие», «Мичуринец», «Надежда» и «Тюльпан») [3, лл. 35-37]. Обсуждение вопроса на публичных слушаниях показало, что большинство садоводов не согласны перейти на зону перспективного градостроительного развития жилой застройки, что было учтено депутатами при принятии окончательного решения на сессии Собрания депутатов.

Публичные слушания представляют собой средство выражения интересов всего «местного сообщества». Общественное участие в них - это непрерывный процесс взаимодействия между объектом, ответственным за принятие решения, и гражданами, чьи интересы могут быть затронуты прямым и или косвенными последствиями планируемого решения.

Необходимость внесения изменений в Генеральный план диктуется новыми экономическими условиями, новыми социальными проблемами, новыми инвестициями, которые помогают развиваться городу. Изменения связаны, прежде всего, с новым строительством в разных частях города. Коррективы нужны для центра, 9-го микрорайона, Тарханова. Сегодня все мы являемся свидетелем того, как по инициативе Главы Республики Марий Эл преобразились центр столицы, набережная Малой Кокшаги, построены спортивные сооружения и здания. Введены в эксплуатацию и открыты такие объекты социальной сферы, как Национальная президентская школа - интернат для одаренных детей на 220 ученических мест, административное здание для размещения бизнес-инкубатора на набережной Брюгге, Гоголевский бульвар, сквер имени А. С. Пушкина [4, с. 10].

В истекшем году сданы в эксплуатацию Марийский национальный театр оперы и балета, радиотерапевтический корпус Республиканского онкологического диспансера, лечебно-диагностический корпус Республиканского клинического госпиталя ветеранов войн, Республиканский театра кукол, продолжается строительство Республиканского Центра детскоюношеского чтения, Шахматного клуба, Вознесенского парка. Все это реализуется не только на деньги города и республики, но и на финансовые средства частных инвесторов. В целом правильно выстроенная стратегия позволила существенно повысить инвестиционную привлекательность города. В 2013 году объем инвестиций в основной капитал городского округа составил 14,7 млрд рублей. С другой стороны, это позволяет развивать и свой, собственный туристический бизнес в столице.

Одной из важных проблем в настоящее время в городском округе является создание территориального общественного самоуправления (ТОС). Именно оно в сегодняшних экономических условиях реформирования ЖКХ показывает свою эффективность. К 1 января 2015 года в городе создано более 40 ТОСов. Инициатива принадлежит самим жителям, организационной подготовкой занимается мэрия Йошкар-Олы, депутаты в своих округах принимают

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.