Правовое положение суррогатного материнства в РФ
Огай Сан Ди Эрикович,
аспирант, кафедра: «Высшая школа правоведения», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ E-mail: [email protected]
В статье исследовано правовое положение суррогатного материнства в РФ. В настоящее время договор суррогатного материнства четко не зафиксирован законом, а правоведы, в свою очередь, проводят жаркие дискуссии о его юридической природе. Сделан вывод о существовании проблем в правом регулировании рассматриваемого института и необходимости совершения законодательства в сфере правового регулирования суррогатного материнства. Семья выступает в качестве непростого общественно-социального феномена, вопросы которого на сегодняшний день не нашли своего полного отражения на законодательном уровне. В России правовое регулирование рассматриваемого института является одним из самых демократических по сравнению с другими государствами. На законодательном уровне довольно отчетливо и ясно зафиксированы права сторон договора суррогатного материнства, при том, что еще не сложилась правоприменительная практика в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова: суррогатное материнство, биологические родители, суррогатная мать, отказ от ребенка, ребенок, гражданско-правовой договор.
Из года в год услугами суррогатных матерей пользуются все больше не только семейных пар, но и одиноких граждан. В связи с популярностью такой услуги возрастают и проблемы в правовом регулировании, в частности между генетическими родителями и суррогатной матерью.
Суррогатное материнство помимо СК РФ [2] регулируется Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [4].
Как указано в семейном законодательстве, прибегнуть к услугам суррогатной матери имеют право только супружеские пары, которые находятся в официальном браке, в свою очередь Законом № 323-ф3, регламентируется право как одиноких граждан (мужчин или женщин), так и пар, которые официально не зарегистрировали свой брак воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями.
В соответствии с действующим законодательством возраст женщины, которая может стать суррогатной матерью должен быть двадцать - тридцать пять лет, при этом она должна уже иметь не менее одного здорового ребёнка, а также состояние её здоровья должно быть удовлетворительным и подтверждаться медицинским заключением.
Одним из требований, которые предъявляются к суррогатным матерям - согласие супруга суррогатной матери в письменной форме на участие в программе, а также условие о том, что женщина не должна быть наряду с этим донором яйцеклетки.
В договоре суррогатного материнства учув-ствуют две стороны: потенциальные (биологические родители) и суррогатная мать. В некоторых случаях сторонами могут являться также и медицинская организация.
Договор является консенсуальным. Также рассматриваемый договор является многосторонней сделкой. В законе не определены четкие и конкретные требования к форме договора, однако он должен быть заключен исключительно в письменной форме, поскольку в нем должны быть указаны такие условия, как оплата, ответственность сторон и т.д.
На усмотрение сторон, в договоре может быть отдельно подробно предусмотрена ответственность сторон по договору, так как рассматриваемый договор является двусторонне обязывающей сделкой.
Представляется, что договор суррогатного материнства нельзя причислить с уверенность к определенному виду договоров, поскольку он является смешанным и включает условия и составляющие других договоров.
5 -о
сз
<
Одновременно со сказанным, семейным законодательством, в частности п. 3 ст. 52, запрещается оспаривать факт отцовства в случае, если он знал, что ребенка вынашивает суррогатная мать. Права оспаривать также не подлежит и биологической матери, а также суррогатной матери.
Данные о суррогатной матери не фиксируются в свидетельстве о рождении ребенка. Если же суррогатная мать не согласна отдать ребенка потенциальным родителям, последние имеют право обратиться в суд.
Отсутствие единого закона, раскрывающего смысл основных понятий, регламентировавшего правовой статус сторон по договору суррогатного материнства, приравнивает договор в рассматриваемой сфере к числу алеаторных договоров.
Рассматриваемый договор имеет некоторые сходства с договором возмездного оказания услуг. Также договор можно прировнять к «непоименованным» сделкам.
В том случае, если суррогатная мать откажется отдавать ребенка потенциальным родителям, можно говорить о невыполнении ею условий договора на основании ст. 782 ГК РФ. И в данном случае, она должна возместить биологическим родителям все убытки, которые они понесли во исполнение договора суррогатного материнства.
Важно указать, что ребенок по договору не является и никак не может быть предметом договора, поскольку в данном случае им выступает именно услуга по вынашиванию и рождению ребенка потенциальным родителям [5, с. 80].
Договор заключается, главным образом, для того, чтобы создать удобные условия для вынашивания ребенка суррогатной матерью и восстановления её после родов. Поэтому в договоре необходимо зафиксировать условие на случай отказа суррогатной матерью отдать ребенка потенциальным родителям о том, что она в этом случае лишается всех денежных выплат и должна возместить все расходы биологическим родителям.
Следует сделать вывод, что рассматриваемый договор должен носить исключительно гражданско-правовой характер, поскольку лишь в этом случае суррогатная мать может понять всю договорную ответственность перед потенциальными родителями.
Одновременно со сказанным отметим, что приоритетный характер интересов суррогатной матери может быть результатом возникновения случаев лишения ребенка возможности жить и воспитываться в полной семье, а также, по сути, лишения родительских прав фактических мать и отца ребенка. В связи с этим при применении данных норм на практике зачастую возникают коллизии интересов, которые разрешаются различными способами. У правоприменителей не имеется еди-5= ной точки зрения по данному вопросу. — Коллизии в семейном законодательстве и За-^ коне № 323-ФЗ формируют некоторые преграды ^ в ходе оформления и регистрации ребенка от сур-Ц рогатной матери для одиноких женщин и пар, ко-
торые официально не состоят в браке. Эти лица получают отказ и обращаются в суд, который принимает решение о регистрации ребенка, родившего суррогатной матерью [6, с. 11].
Законодательство сегодня на первый план ставит защиту и охрану законных прав суррогатной матери. Это происходит вследствие того, что при рождении ребенка исключительно суррогатная мать имеет права на ребенка как родительница, несмотря на то, что она не является кровным родственником для ребенка.
На законодательном уровне довольно отчетливо и ясно зафиксированы права сторон договора суррогатного материнства, при том, что еще не сложилась правоприменительная практика в рассматриваемой сфере.
Порядок регистрации детей регламентируется Законом «Об актах гражданского состояния», согласно которому при регистрации ребенка потенциальным родителям нужно предоставить органу ЗАГСа документ, указывающую на то, что ребенок был зачат именно искусственным путем и что был рожден именно при участии супружеской пары в Программе. Одновременно со сказанным, суррогатная мать должна подписать согласие о том, чтоб потенциальные родители официально стали родителями ребенка [8, с. 133].
Поскольку как было сказано, суррогатная мать может отказаться отдать ребенка потенциальным родителям, который по генам ей будет не родным, при этом на законных основаниях будет являться его матерью.
Указанная ситуация происходит вследствие того, что на законодательном уровне рожденный ребенок не рассматривается как субъект договора. Вследствие этого право на ребенка потенциальным родителям отстоять довольно сложно.
Также проблемой является тот факт, что в законе не урегулирована ситуация отказа от ребенка обеими сторонами (суррогатной матерью и биологическими родителями), поскольку в законе не имеется обязанности генетических родителей записать в свидетельстве о рождении ребенка себя. В данном случае и суррогатная мать может возразить против своего материнства, доказав, что рожденный ею ребенок генетически не ее [7, с. 133].
Таким образом, использование услуги суррогатной матери в последнее время является весьма актуальной процедурой. Поэтому важно принять закон, которые непосредственно бы регулировал правоотношения по суррогатному материнству и который бы в полной мере защищал прав и интересы сторон по сделке [8, с. 29].
В указанном законе необходимо указать положение, согласно которому родителями ребенка являются те лица, биологические материалы которых были использованы в ходе суррогатного материнства.
Также представляется верным согласиться с рядом правоведов, которые предлагают выделить договор суррогатного материнства в отдель-
ную главу ГК РФ, которая бы в полном объеме регламентировала и содержала нормы о правовом статусе каждой стороны сделки. Указанные правовые нормы должны послужить должному и законному исполнению сторонами условий договора, защищать их права и что наиболее главное -гарантировать права ребенку.
Модель регламентирования семейных отношений, которая существует в России, говорит о необходимости приоритетной охраны именно интересов ребенка в случае возникновения любых спорных отношений.
Можно сделать вывод о том, что, несмотря на весьма позитивное отношение законодателя к рассматриваемому институту (главным образом, предоставление гражданам РФ нормативно закрепленной возможности по заключению договора суррогатного материнства как атипичной договорной конструкции), отношение к морально-этической стороне проблемы также остается весьма спорным. Об этом свидетельствуют многочисленные инициативы по запрещению суррогатного материнства, которые, все же, не находят должной поддержки в законодательных органах государства.
Представляется, что должен пройти еще весьма продолжительный промежуток времени, прежде чем все споры авторов по поводу суррогатного материнства будут однозначно урегулированы и перестанут быть причиной конфронтаций между правозащитниками.
Литература
ория и правоприменительная практика. 2019. № 1 (19). С. 80-82.
6. Божко А.П., Греченкова О.Ю. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России // Проблемы и перспективы становления гражданско-правового общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2020. С. 11-14.
7. Гокунь Ю.С. Правовое регулирование суррогатного материнства // Вопросы российской юстиции. 2019. № 4. С. 133-140.
8. Ланшаков А.А. Проблемы правового регулирования суррогатного материнства в России // Science Through the Prism of Time. 2020. № 3 (36). С. 29-32.
LEGAL STATUS OF SURROGACY IN THE RUSSIAN FEDERATION
Ogay San Di E.
The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
The article examines the legal status of surrogacy in the Russian Federation. Currently, the surrogacy contract is not clearly defined by law, and legal experts, in turn, conduct heated discussions about its legal nature. It is concluded that there are problems in the legal regulation of the institution under consideration and the need to implement legislation in the field of legal regulation of surrogacy. The family acts as a complex socio-social phenomenon, the issues of which have not yet been fully reflected at the legislative level. In Russia, the legal regulation of this institution is one of the most democratic in comparison with other States. At the legislative level, the rights of the parties to the surrogacy agreement are quite clearly and clearly fixed, despite the fact that law enforcement practice in this area has not yet developed.
Keywords: surrogacy, biological parents, surrogate mother, refusal of the child, child, civil contract.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консуль-тантПлюс».
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
4. Федеральный закон от 21.11.2011 № З23-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 28.11.2011. № 48. Ст. 6724.
5. Бачернихина М.В., Бондарева Д.А. Проблемные вопросы правового регулирования суррогатного материнства в Российской Федерации // Пенитенциарное право: юридическая те-
References
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020) // SPS «ConsultantPlus».
2. Family code of the Russian Federation of 29.12.1995 No. 223-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 01.01.1996. No. 1. Article 16.
3. Civil code of the Russian Federation (part two) of 26.01.1996 No. 14-FZ // Collection of legislation of the Russian Federation. 29.01.1996. No. 5. Article 410.
4. Federal law No. 323-FZ of 21.11.2011 «On the basics of public health protection in the Russian Federation» // Collection of legislation of the Russian Federation. 28.11.2011. No. 48. St. 6724.
5. Bachernikhina M. V., Bondareva D.A. Problematic issues of legal regulation of surrogate motherhood in the Russian Federation // Penitentiary law: legal theory and law enforcement practice. 2019. No. 1 (19). Pp. 80-82.
6. Bozhko A. P., Grechenkova O. Yu. problems of legal regulation of surrogate motherhood in Russia // Problems and prospects of civil law society formation: collection of articles of the International scientific and practical conference. 2020. P. 11-14.
7. Gokun Yu.S. Legal regulation of surrogate motherhood // Questions of Russian justice. 2019. No. 4. P. 133-140.
8. Lanshakov A. A. problems of legal regulation of surrogate motherhood in Russia // Science Through the Prism of Time. 2020. No. 3 (36). pp. 29-32.
5
"O
C3
<