Научная статья на тему 'Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века'

Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миненко Сергей Васильевич

Духовенство иностранных христианских исповеданий в Российской империи принадлежало к привилегированному сословию — это означало его освобождение от выплат государственных податей, воинской повинности, телесных наказаний. Им выплачивалось жалованье из казны. За заслуги они могли быть награждены российскими орденами. К числу обязанностей относилось воспитание паствы в духе соблюдения российского законодательства и верноподданнических чувствах к монарху, обеспечение религиозного мира с православными и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of the Roman Catholic and Evangelist-Lutheran clergy in Russia in the first third of the XIX century

Clergy of foreign Christian confessions in the Russian Empire belonged to the privileged class — this indicated its release from the payments of state taxes, compulsory military service, solid punishments. Salary from the treasury was paid out by it. For the merits they could be rewarded with Russian orders. The number of responsibilities included training flock in the spirit of the observance of Russian legislation and loyal feelings to the monarch, guarantee of a religious peace with the orthodox and others.

Текст научной работы на тему «Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века»

С.В. Миненко

Миненко Сергей Васильевич — старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин Нижегородского института менеджмента и бизнеса, кандидат юридических наук

E-mail: sever2711@yandex.ru

Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века

Духовенство иностранных христианских исповеданий в Российской империи принадлежало к привилегированному сословию — это означало его освобождение от выплат государственных податей, воинской повинности, телесных наказаний. Им выплачивалось жалованье из казны. За заслуги они могли быть награждены российскими орденами. К числу обязанностей относилось воспитание паствы в духе соблюдения российского законодательства и верноподданнических чувствах к монарху, обеспечение религиозного мира с православными и др.

Clergy of foreign Christian confessions in the Russian Empire belonged to the privileged class — this indicated its release from the payments of state taxes, compulsory military service, solid punishments. Salary from the treasury was paid out by it. For the merits they could be rewarded with Russian orders. The number of responsibilities included training flock in the spirit of the observance of Russian legislation and loyal feelings to the monarch, guarantee of a religious peace with the orthodox and others.

Все население Российского государства по отношению к податям делилось на податное, которое платило налоги, и привилегированное — неподатное, свободное от их несения1. К этому привилегированному сословию, кроме дворянства и лиц, находящихся на государственной, гражданской или военной службе, относилось и духовенство — как греко-российское, так и других христианских вероисповеданий — белое и монашествующее2. Духовенство нехристианских исповеданий к особому сословию не причислялось3.

Иностранным христианским священнослужителям, так же как и православным, предоставлялись определенные права, льготы и привилегии, на них возлагались и определенные обязанности. Существовали также ограничения, определяемые первенствующим и господствующим положением Русской православной церкви перед иностранными христианскими церквями.

Иностранное христианское духовенство за свои заслуги могло быть представлено к награждению российскими орденами4. Духовенство христианских вероисповеданий за усердие могло быть награждено наперсными крестами, специально для этой цели введенными5.

Католическим прелатам, каноникам и другим духовным лицам предоставлялось право по их ученым званиям носить особые дистинкториальные кресты с изображением на них Российского государственного герба6.

Инославному духовенству предоставлялось денежное содержание из казны. Его размер длительное время устанавливался каждый раз индивиду-

ально для каждого священнослужителя при вызове его из-за границы, что оформлялось соответствующими указами7.

Свод постановлений об иностранных колониях определял размер денежного содержания для пасторов (у протестантов) и патеров (у католиков). В колониях пасторы получали в качестве жалованья из казны 600 рублей в год, а патеры — 500 рублей8. Кроме денежного довольствия священники наделялись земельными участками: лютеранским пасторам предоставляли по 120 десятин пахотной и сенокосной земли, а патерам — по 60 десятин и по три десятины для дома и сада9.

Из жалованья запрещалось удерживать часть средств в случае болезни духовных лиц: «с чинов духовного сана иностранных христианских и нехристианских религий... в каких бы должностях они не состояли, вычета из жалованья на госпиталь не производить»10.

Для всего духовенства иностранных исповеданий в случаях проезда их к месту нового назначения или выполнения возложенных на них правительством временных поручений сверх постоянных окладов выдавались прогонные деньги из государственного казначейства: в зависимости от важности церковного сана назначались от двенадцати лошадей (для митрополита и епископа) до двух (для причетника и кандидата в проповедники)11.

В случае командировок духовных лиц иностранных исповеданий по поручению Министерства внутренних дел в отдаленные от их жительства районы, кроме прогонных, выплачивались еще и суточные

Миненко С.В. Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века

Миненко С.В. Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века

деньги: из расчета 60 копеек серебром в сутки на каждого командируемого12.

Священнослужители имели право на отпуск, который лютеранским духовным лицам предоставлялся консисторией, но не дольше, чем на 28 дней. Для более продолжительного отпуска требовалось разрешение Министерства внутренних дел13. Римско-католическому духовенству разрешались отпуска на срок до четырех месяцев без сохранения окладов жалованья. Такие разрешения могли давать их епархиальные начальники в случае, если это право епископу было специально предоставлено министром внутренних дел14.

Духовенство по мелким и незначительным проступкам подвергалось не светскому, а церковному суду. Дисциплинарные дела, влекущие за собой в качестве наказания отрешение от должности, подлежали суду Римско-католической духовной коллегии15. Все прочие уголовные и гражданские дела производились в светских судах с обязательным участием депутатов от духовенства16.

В случае привлечения духовных лиц к уголовной ответственности они освобождались от сопутствующих уголовным и исправительным наказаниям телесных наказаний17. К ним также нельзя было применять содержание на хлебе и воде18.

Важнейшей обязанностью иностранного духовенства, которая определялась его предназначением в государстве как стабилизирующей силы католического и лютеранского населения Империи, было послушание своим церковным и правительственным властям, неукоснительное следование государственным законам19.

Законодательство запрещало иностранцам занимать высшие должности в иноверческих церквях. У католиков «одни только российские подданные могут быть определяемы епархиальными начальниками в духовные по их исповеданию должности». В исключительных случаях назначение могло состояться лишь с высшего разрешения20. Лишь по распоряжению Министерства иностранных дел дозволялось на должность пастора в евангелическо-лютеранском приходе ставить иностранца21.

В Законах уголовных обязанностью православного духовенства было немедленное донесение властям о готовящихся государственных преступлениях, открытых на исповеди; «если кто при исповеди объявит духовному отцу своему об умысле на честь и здравие Государя или о намерении произвести бунт и измену. то духовному отцу доносить о том немедленно.»22. Эта же обязанность закреплена в Наказе духовенству и начальствам Евангелическо-лютеранской церкви в России: «если .обнаружение сказанного на исповеди необходимо для отвращения опасности, грозящей Монарху, Императорскому Дому или государству: то проповедник обязан .немедленно объявить о том начальству .и в сем случае освобождается от всякой ответственности за открытие тайны испо-веди»23. Интересно, что подобная обязанность в

Уставе Римско-католической церкви для католических священников установлена не была.

Священнослужителям запрещалось в проповедях касаться политических вопросов. В Наказе духовенству Евангелическо-лютеранской церкви требовалось, «.чтоб проповедники в речах своих всемерно избегали неуместных рассуждений о предметах, не касающихся религии, особенно же о современных политических происшествиях и принимаемых по оным правительством мерах.»24. То же требование и к католическому клиру: «.лицам Римско-католического духовенства строго запрещено в своих поучениях, произносимых в церквях, касаться предметов политических .и особенно об относящихся до внутреннего государственного правления»25.

Духовенство иностранных христианских вероисповеданий было защищено властью «от всяких обид». Губернское начальство было обязано оказывать инославным священникам всяческое содействие26. «Полиция охраняет между всеми, в городе живущими, хотя различных вер, доброе гражданское согласие, мир и тишину»27. Кроме того, «для охранения благочиния при церковных обрядах иноверных исповеданий, отряжается, по требованиям местного начальства, стража»28.

Важнейшей задачей духовных лиц всех вероисповеданий было сохранение религиозного мира в Империи между представителями всех религиозных конфессий: «запрещается всем и каждому, ради различия веры, начинать ссоры, или распри, или брань, или чинить поношение»29. Устав Евангелическо-лютеранской церкви требовал от своих членов «.тщательно воздерживаться от всякого нарушения надлежащего уважения к другим, свободно исповедуемым в Империи верам.»30. Обязанностью консисторий, генерал-суперинтендантов, суперинтендантов и пробстов было «.тщательно наблюдать, чтобы подчиненные им духовные, а сколько от них зависит, и находящиеся в подведомственных им округах светские лица, отнюдь не дозволяли себе нарушать, каким бы то ни было образом, доброго согласия с прочими, в государстве свободно существующими, религиями.»31.

Церковные уставы Евангелическо-лютеранской и Римско-католической церквей содержат перечень прав и обязанностей духовных лиц. Обязанности священнослужителей наиболее полно представлены для евангелическо-лютеранского духовенства. В специальном разделе Устава «Об обязанностях и правах проповедников» (§ 181 — 227) им предписывалось «.исправлять важную должность свою с величайшим радением и точностью. стараясь. утверждать своих прихожан в истинах Христианского учения, назидая и побуждая их к благочестивому, скромному и честному житию, не только увещеваниями, но и собственным примером. даже в самые часы отдохновения не терять из вида достоинства и святости своего звания»32.

Лютеранские священнослужители обязаны были посещать больных своего прихода33, не отказываясь от этих посещений даже при эпидемиях34. В их обязанности входило и посещение заключенных в тюрьмах для «приобщения Св. Тайн»35. Особой обязанностью священника названо «.попечение о бедных своего прихода. Он должен по возможности призирать их и доставлять им помощь.»36. «Проповедники должны тщательно посещать сельские школы и наблюдать за религиозным образованием юношества.»37.

На священнослужителях лежала обязанность следить за тем, чтобы в семьях, «.у коих в числе прихожан находятся лица, состоящие в браке с евреями или магометанами .они, а равно и дети их обоего пола, крещенные в Евангелическо-лютеранской вере, прилежно посещали Церковь, и чтоб сии последние по достижении надлежащего возраста, были конфирмованы и приобщены Св. Тайн»38.

К обязанностям лютеранских священников относились также ведение метрических книг и списков прихожан39, выдача свидетельств переезжающим в другой приход о принадлежности к лютеранскому вероисповеданию40, ведение хроники церковного прихода41.

Общей обязанностью приходских священников всех исповеданий было ознакомление прихожан с издаваемыми властями указами и распоря-жениями42.

Среди запретов, распространяющихся на священнослужителей, был запрет «.заниматься торговлею, ремеслами и другими делами, не сообразными с их духовными занятиями, или же отвлекающими их от исполнения пасторских обязаннос-тей»43. Это правило относилось вообще к духовным лицам всех вероисповеданий44. Запрещалось также «.хождение по тяжебным и другим судным делам, не касающихся до них самих или их семей-

ства»45.

Лютеранские проповедники не могли отлучаться из своего прихода без разрешения консистории более чем на одну неделю46. Для римско-католического духовенства отлучаться из прихода можно было с разрешения епархиального начальства в случае, если такое право ему было предоставлено министром внутренних дел47. Все священно- и церковнослужители могли удаляться от своих приходов не далее 15 верст, если требовалось дальше — то только по паспортам48. Паспорта выписывались в консистории, в которых указывалось: имя, церковь, в которой служит священник, длительность отлучки и куда отпущен49. В пути следования духовные лица, «.кроме надлежащих трактов, никуда в стороны заезжать не должны»50. По прибытии к месту своего назначения паспорт следовало предъявить в местную консисторию или архиерею51.

В селениях колонистов, где не было настоятелей, священнослужителям вменялось в обязан-

ность объезжать все подобные отдаленные приходы: «патеры и пасторы обязаны непременно зимою один раз в году посетить все отдаленные колонии и провести в каждой не меньше месяца, как для утверждения колонистов в правилах веры, так и преподавания малолетним начального христианского учения»52.

Значительные преимущества в Российской империи имели подданные, поступавшие на гражданскую службу. По праву происхождения в нее дозволялось вступать прежде всего детям дворян. Российское законодательство позволяло поступать на гражданскую службу и детям священников православного, униатского, лютеранского и реформатского исповеданий53. Они причислялись к канцелярским служителям гражданского ведомства второго разряда (всего было четыре разряда)54. Дети римско-католического духовенства, таким образом, права поступления на гражданскую службу были лишены.

Среди других ограничений прав лиц римско-католического вероисповедания, как духовных, так и светских, был запрет на сношение с римским двором не иначе, как через министра внутренних дел55.

Предоставление прав и льгот вместе с порядком отбора и назначения иерархов инославных церквей обеспечивали лояльность духовенства верховной власти. Сочетание ограничения прав Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквей с одновременным предоставлением льгот духовенству составляло суть конфессиональной политики государства и определяло прочность его политической системы.

Примечания

1. См.: СЗ. — 1833. — Уставы казенного управления. — Ч. 1. — Кн. 1. — Свод устава о податях. — Ст. 4.

2. См. там же. — Ст. 12.

3. См.: СЗ. — 1832. — Законы о состояниях. — Кн. 1. — Свод законов о состоянии людей в государстве. — Ст. 173 (прим.).

4. См.: СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 99.

5. См там же. — Ст. 98.

6. См. там же. — Ст. 97.

7. См.: ПСЗ 1. — Т. XVI. — № 11980, 12303; Т. XXVII. — № 20550.

8. См.: СЗ. — 1832. — Уставы государственного благоустройства. — Ч. 5. — Кн. 3. — Свод постановлений об иностранных колониях. — Ст. 749 (прим).

9. См. там же. — Ст. 666 (прим).

10. ПСЗ 2. — Т. I. — № 436.

11. См.: ПСЗ 2. — Т. VIII. — № 5976; СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 92.

12. См.: ПСЗ 2. — Т. X. — № 8579; СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 94.

Миненко С.В. Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века

Миненко С.В. Правовое положение римско-католического и евангелическо-лютеранского духовенства в России первой трети XIX века

13. См.: ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5870. — Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (§ 198).

14. См.: СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 90 (прим. 1).

15. См. там же. — Ст. 63.

16. См. там же. — Ст. 64.

17. См.: СЗ. — 1832. — Законы уголовные. — Кн. 1. — О преступлениях и наказаниях вообще. — Ст. 26, 81; СЗ. — 1832. — Законы о состояниях. — Кн. 1. — Свод законов о состоянии людей в государстве. — Ст. 206.

18. См.: СЗ. — 1832. Уставы благочиния. — Ч. 5. — Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей. — Ст. 165 (прим.).

19. См.: ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5870. — Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (§ 191); СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 20.

20. См.: СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 49.

21. См.: ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5870. — Устав Евангелическо-лютеранской церкви в России (§ 151).

22. СЗ. — 1832. — Законы уголовные. — Кн. 2. — О судопроизводстве по преступлениям. — Ст. 1227.

23. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5871. — Наказ духовенству и начальствам Евангелическо-лютеранской церкви в России (§ 52).

24. Там же (§ 8).

25. СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 54 (прим.).

26. СЗ. — 1832. — Уставы благочиния. — Ч. 4. — Свод устава о предупреждении и пресечении преступлений. — Ст. 75.

27. Там же. — Ст. 71.

28. Там же. — Ст. 72.

29. Там же. — Ст. 70.

30. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5870. — Устав Евангели-

ческо-лютеранской церкви в России (§ 5).

31. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5871. — Наказ духовенству и начальствам Евангелическо-лютеранской церкви в России (§ 3).

32. Там же (§ 181).

33. См. там же (§ 184).

34. См. там же (§ 186).

35. Там же (§ 187).

36. Там же (§ 188).

37. Там же (§ 189).

38. Там же (§ 190).

39. См. там же (§ 204—214).

40. См. там же (§ 216—217).

41. См. там же (§ 218).

42. СЗ. — 1832. — Уставы благочиния. — Ч. 4. — Свод устава о предупреждении и пресечении преступлений. — Ст. 116.

43. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5871. — Наказ духовенству и начальствам Евангелическо-лютеранской церкви в России (§ 193).

44. См.: СЗ. — 1832. — Законы о состояниях. — Кн. 1. — О разных родах состояний и различии прав им присвоенных. — Ст. 214; СЗ. — 1832. — Уставы государственного благоустройства. — Ч. 2. — Свод учреждений и уставов торговых. — Ст. 14.

45. ПСЗ 2. — Т. VII. — № 5871. — Наказ духовенству и начальствам Евангелическо-лютеранской церкви в России (§ 194).

46. См. там же (§ 197).

47. См.: СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 90 (прим. 1).

48. См.: СЗ. — 1832. — Уставы благочиния. —

Ч. 3. — Свод уставов о паспортах и беглых. — Ст. 41.

49. См. там же. — Ст. 42, 44.

50. Там же. — Ст. 43.

51. См. там же. Ст. 218.

52. СЗ. — 1832. — Уставы государственного благоустройства. — Ч. 5. — Кн. 3. — Свод постановлений об иностранных колониях. — Ст. 904.

53. См.: СЗ. — 1832. — Учреждения. — Ч. 3. —

Уставы о службе гражданской. — Ст. 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

54. См.: СЗ. — 1832. — Учреждения. — Ч. 3. —

Уставы о службе гражданской. — Ст. 33.

55. См.: СЗ. — 1857. — Т. 11. — Ч. 1. — О управлении духовных дел христиан Римско-католического исповедания. — Ст. 47 (прим.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.