Научная статья на тему 'Правовое положение несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, в сфере труда'

Правовое положение несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, в сфере труда Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1400
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Пенитенциарная наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ОСУЖДЕННЫЕ / ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫЙ ТРУД ОСУЖДЕННЫХ / ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ КОЛОНИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Емельянова Е. В.

Статья раскрывает особенности правового статуса несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, на основе анализа российских и международных нормативных правовых актов. Кроме этого, выявлены проблемы реализации трудовых прав несовершеннолетних осужденных, в частности права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Также раскрыты отдельные противоречия норм уголовноисполнительного и трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое положение несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, в сфере труда»

Правовое положение несовершеннолетних, содержащихся в воспитательных колониях, в сфере труда

1Е.В. ЕМЕЛЬЯНОВА - докторант факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России, кандидат экономических наук, доцент

Статья раскрывает особенности правового статуса несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях, на основе анализа российских и международных нормативных правовых актов. Кроме этого, выявлены проблемы реализации трудовых прав несовершеннолетних осужденных, в частности права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Также раскрыты отдельные противоречия норм уголовно-исполнительного и трудового права.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные; общественно полезный труд осужденных; правовое положение осужденных; воспитательные колонии

Отношение к труду, мотивация трудовой деятельности с точки зрения многих наук (педагогики, психологии, социологии) являются базовой характеристикой личности. Умение трудиться, трудовая активность создают необходимые предпосылки для адаптации молодого поколения в обществе, предоставляют

возможности для самовыражения и развития. С другой стороны, свободное времяпровождение, незанятость трудом и учебой всегда рассматривались как сильный криминогенный фактор. Сегодня каждый третий подросток, совершивший преступление, относится к категории незанятых1.

Молодежная политика значится в числе приоритетных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.2 Так, согласно п. 8 соответствующего документа «важнейшим фактором устойчивого развития страны и общества, роста благосостояния ее граждан и совершенствования общественных отношений является эффективная государственная молодежная политика. В этих целях необходимо продолжить реализацию основных приоритетных направлений, определенных Стратегией государственной молодежной политики, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р. Предстоит разработать эффективные модели и формы вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, в том числе трудовых объединений и студенческих отрядов, уделить внимание развитию молодежных бирж труда и других форм занятости».

Однако пока проблем в области трудоустройства несовершеннолетних много: это и слабая профориентационная работа, и отсутствие достаточных правовых гарантий, и социально-экономическая ситуация в стране в целом. Как следствие, предоставленные сами себе несовершеннолетние, совершая противоправные поступки, попадают в места лишения свободы.

Сегодня, в период реформирования всех институтов власти, УИС призвана готовить людей, отбывающих наказание, к новым, современным условиям жизни, используя при этом исконно русские традиции воспитания, а именно формируя у осужденных, в первую очередь несовершеннолетних, уважительное отношение к государственной власти, историческому прошлому своей страны, необходимые морально-волевые качества, твердую установку, что добиться личного благополучия можно только собственным упорным трудом.

Несовершеннолетние, осужденные к лишению свободы и отбывающие наказание в ВК, несмотря на специфичность своего положения, остаются обладателями права на труд. Анализ норм Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации позволяет говорить о том, что правовое положение несовершеннолетних осужденных в сфере труда вытекает из гарантированной Конституцией Российской Федерации свободы труда с учетом правоограничений, установленных уголовно-исполнительным законодательством. Остановимся на особенностях правового положения несовершеннолетних осужденных в сфере труда.

Согласно ч. 2 ст. 103 УИК РФ несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Это значит, что несовершеннолетние трудятся на добровольной основе. В настоящее время труд воспитанников органи-

зуется на базе учебно-производственных (трудовых) мастерских ВК, деятельность которых осуществляется в рамках единого учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня3.

При этом согласно общей норме ч. 1 ст. 103 УИК РФ «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений». В связи с этим возникает ряд вопросов. В УИК РФ ничего не говорится о возрасте несовершеннолетних, которых администрация «обязана» привлекать к труду. В соответствии со ст. 63 ТК РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет. Как исключение (в случаях получения общего образованиям, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения) трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста 15 лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью; с согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

Таким образом, можно говорить об обязательном привлечении к труду несовершеннолетних только старшего возраста, начиная с 16 лет. Следовательно, формулировка «каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться» не совсем верно отражает действительность, а потому есть необходимость внести в уголовно-исполнительное законодательство изменение для четкого определения, с какого возраста указанная обязанность наступает.

Свобода, или добровольность, труда включает свободу выбора рода деятельности и профессии (ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации). Отбывание наказания в виде лишения свободы, в том числе несовершеннолетними, вносит свои особенности в реализацию данной конституционной нормы. Осужденные несовершеннолетние отчасти лишены права на свободный выбор рода деятельности и профессии. Это вызвано объективными обстоятельствами, прежде всего невозможностью организовать большое число различных производств в одной ВК. Но если такие условия созданы, администрация колонии привлекает несовершеннолетних осужденных к труду с учетом специальности (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Кроме того, свобода выбора рода деятельности ограничена перечнем работ,

на которых запрещается использовать труд несовершеннолетних осужденных4.

В связи со сказанным, на наш взгляд, имеет смысл вести речь о праве несовершеннолетних на выбор вида трудовой деятельности и профессии в пределах возможного, а не по усмотрению администрации. Такой выбор может быть осуществлен, во-первых, посредством расширения производственной и профессионально-образовательной сферы ВК; во-вторых, за счет привлечения к труду несовершеннолетних осужденных за пределами ВК. Это не противоречит уголовно-исполнительному законодательству5. Однако силами одной УИС решить эти проблемы достаточно сложно. Необходимы не только государственная поддержка, но и привлечение всех институтов гражданского общества к деятельности по ресоциализации несовершеннолетних и их последующей социальной адаптации. Не случайно одним из средств исправительного воздействия на осужденных к лишению свободы, в том числе несовершеннолетних, законодатель определил общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), которое осуществляется общественными объединениями. Последние на основании ст. 23 УИК РФ могут оказывать содействие в работе учреждениям и органам, исполняющим уголовные наказания, в части трудового и бытового устройства освобождаемых. Подобное взаимодействие предусмотрено и международными актами. Так, правило 61 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными гласит, что общественные организации следует привлекать там, где это возможно, к сотрудничеству с персоналом заведений в целях возвращения заключенных к жизни в обществе. При каждом заведении следует иметь социальных работников, заботящихся о поддержании и укреплении желательных отношений заключенного с его семьей. Что касается непосредственно несовершеннолетних, то согласно правилу 79 приложения к Правилам ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, на них «должны распространяться мероприятия по оказанию им помощи при возвращении в общество, к семейной жизни, по их обучению или трудоустройству после освобождения».

Право на отдых, выходные и праздничные дни, продолжительность рабочего времени определяются на общих основаниях в соответствии с законодательством о труде. Согласно ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать: для работников в возрасте от 15 до 16 лет - 5 ч, в возрасте от 16 до 18 лет - 7 ч, для учащихся общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, совмещающих в течение учебного года учебу с работой, в возрасте от 14 до 16 лет - 2,5 ч, в возрасте от 16 до 18 лет - 4 ч. В соответствии со ст. 268 ТК РФ запрещается привлекать к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие празднич-

ные дни работников до 18 лет. Указанная норма распространяется на несовершеннолетних, работающих в учебно-производственных мастерских ВК.

Несовершеннолетние, работающие в местах лишения свободы, имеют право на оплачиваемый отпуск в соответствии с законодательством о труде, но с некоторыми ограничениями, установленными нормами Уголовно-исполнительного кодекса. Так, согласно ст. 267 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до 18 лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. В соответствии с ч. 4 ст. 104 УИК РФ отбывающие лишение свободы в воспитательных колониях имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней. Согласно ч. 5 ст. 104 УИК РФ отпуск может быть увеличен до 24 суток при определенных условиях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Что касается выездов осужденных за пределы ВК, то в настоящее время данные отношения регулируются УИК РФ (ст. 97) и в большей степени Правилами внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (далее - Правила). Согласно п. 66 разд. IX Правил длительные выезды на время ежегодного оплачиваемого отпуска предоставляются по заявлению осужденного. Разрешение на выезд дается с соблюдением требований действующего законодательства и оформляется приказом за подписью начальника ВК. Несовершеннолетним осужденным выезд за пределы воспитательной колонии разрешается только в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица (п. 67 Правил). Расходы несовершеннолетнего осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами (п. 8 ст. 104 УИК РФ). По письменному заявлению осужденного необходимые для осуществления выезда деньги, имеющиеся на его лицевом счете, выдаются бухгалтерией ВК. Администрация колонии оказывает содействие в приобретении проездных билетов (п. 69 Правил).

Несовершеннолетние работающие осужденные имеют право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В соответствии с ч. 1 ст. 104 УИК РФ правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются законодательством Российской Федерации о труде. Необходимо отметить, что вопросы охраны труда являются приоритетными в деятельности органов и учреждений УИС, однако проблем в этой области немало. Прежде всего, необходимы капитальный ремонт промышленных зданий и сооружений, замена устаревшего технологического оборудования (износ основных фон-

дов в УИС составляет сегодня свыше 70%). При этом сокращение бюджетных ассигнований на ремонт и техническое обслуживание энергетических и иных опасных производственных объектов (финансируется 23% от нормативной потребности), их аттестацию и лицензирование, а также аттестацию рабочих мест (не более 5%) отрицательно влияет на обеспечение безопасности труда6.

За осужденными, в том числе несовершеннолетними, сохраняется право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда (ст. 105 УИК РФ).

Согласно п. 1 ст. 107 УИК РФ из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию. При этом несовершеннолетним осужденным, находящимся в воспитательных колониях, питание, одежда коммунально-бытовые услуги и индивидуальные средства гигиены предоставляются бесплатно (ч. 5 ст. 99 УИК РФ).

Специальным правом в области труда осужденных к лишению свободы, в том числе несовершеннолетних, можно назвать их право на гарантированный минимум заработной платы, который зачисляется им на лицевой счет независимо от всех удержаний (п. 3 ст. 107 УИК РФ). Для подростков этот минимум составляет 50%.

За несовершеннолетними работающими осужденными сохраняется право учета времени привлечения их к оплачиваемому труду и включения его в общий трудовой стаж. Ведение учета возлагается на администрацию учреждения и производится по итогам календарного года.

Несовершеннолетние осужденные обладают также правом на обязательное социальное страхование. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Утратившие

трудоспособность в период отбывания лишения свободы имеют право на возмещение ущерба в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Подводя итог, отметим, что в настоящее время для полного и всестороннего обеспечения прав несовершеннолетних осужденных в сфере труда необходимо, во-первых, уголовно-исполнительное законодательство привести в соответствие с трудовым, во-вторых, разработать и принять самостоятельный программный документ федерального уровня, который бы затрагивал деятельность Вк, содержание несовершеннолетних осужденных и взаимодействие со всеми институтами государства и общества, направленное на социальную поддержку несовершеннолетних осужденных.

■ ПРИМЕЧАНИЯ

1 См. подр.: Яковлева Г.Я. Правовое обеспечение трудовой занятости несовершеннолетних // Вестник Генеральной прокуратуры РФ. 2008. № 2(4). С. 25.

2 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года».

3 См.: Приказ Минюста России от 1 апреля 2008 г. № 80 «Об утверждении Примерного положения о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы, и Примерного положения о лечебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы».

4 См.: п. 184 разд. XXII «Перечень работ и должностей, на которых запрещается использование осужденных» Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом Минюста России 6 октября 2006 г. № 311).

5 См.: п. 3 ст. 17. Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы».

6 См.: Матвеев А.Г. Обеспечить устойчивую работу производственного сектора // Преступление и наказание. 2009. № 6. С. 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.