Столыпинский вестник №6/2022
Научная статья Original article УДК 334
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ
LEGAL STATUS OF CORPORATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION
AND ABROAD
Ажгалиева Елизавета Абаевна, Волгоградский государственный университет, г.Волгоград
Давудов Давуд Ахмедович, доцент, кандидат юридических наук, Волгоградский государственный университет, г.Волгоград
Azhgalieva ЕИгауе1а АЬауеупа, Volgograd State University, Volgograd Davudov Davud Akhmedovich, Associate Professor, Candidate of Law, Volgograd State University, Volgograd
Аннотация: В настоящей статье изучаются концептуальные основы правового регулирования корпораций, а также производится сравнительно -правовой анализ в контексте отечественных и иностранных корпораций. В процессе изучения рассматриваются наиболее характерные свойства и признаки присущие корпорациям, определяется их особое правовое положение как субъектов гражданского права.
Столыпинский вестник
3135
Abstract: This article examines the conceptual foundations of the legal regulation of corporations, as well as a comparative legal analysis in the context of domestic and foreign corporations. In the process of studying, the most characteristic properties and signs inherent in corporations are considered, their special legal position as subjects of civil law is determined.
Ключевые слова: гражданское право, правовое положение, корпорация, юридическое лицо.
Keywords: civil law, legal status, corporation, legal entity.
Корпорация - это коллективное образование, организация, признанная юридическим лицом, основанная на объединенных капиталах (добровольных взносах) и осуществляющая какую-либо социально полезную деятельность.
В российском и зарубежных правопорядках термин «корпорация» охватывает совершенно различные понятия и это обусловлено двумя обстоятельствами. Во-первых, во многих иностранных правопорядках этот термин в законодательстве не употребляется, его разработка и изучение происходит исключительно в научных кругах. Во-вторых, само понятие «корпорация» по-разному воспринимается в англосаксонской и континентальной системах права.
Рассматриваемое понятие в нормативных источниках российского права также присутствовало не всегда, но в настоящее время отечественный законодатель четко разделил юридических лиц на унитарные и корпоративные, при этом законодательный подход относительно перечисления признаков корпоративных организаций и полного перечня их организационно-правовых форм (сочетание абстрактного и казуального) -редкий законодательный прием.
Термин «корпорация» в континентальной Европе показывает больший масштаб, чем в странах англосаксонской правовой семьи. Традиционно к корпорациям относят акционерные общества, а также целый перечень других
3136
организационно-правовых форм юридических лиц: все разновидности товариществ (полные, коммандитные), хозяйственных обществ (с ограниченной и дополнительной ответственностью), хозяйственные объединения (концерны, ассоциации, холдинги и т. п.), производственные и потребительские кооперативы [3, с. 249].
В США корпорации ассоциируются исключительно с акционерными обществами, при этом небезынтересно заметить, что в этой правовой системе отсутствуют единообразные нормативные основы корпоративного права. Американские корпорации обходятся без унификации правового регулирования в своей деятельности, выбор правовых режимов, предлагаемых в каждом штате, является для них более предпочтительным. Отметим тенденцию создания транснациональных корпорация под эгидой США и В еликобритании.
Различия между европейскими и англосаксонскими корпорациями усматривается в степени государственного влияния на их деятельность. Если в европейских государствах публичное вмешательство - это норма, то в американском праве такое вмешательство минимально.
В сфере рыночных отношений в России наибольший состав юридических лиц - это коммерческие корпорации, по своей сути они созданы именно для сферы предпринимательства, и получение прибыли - их основная задача, другая разновидность юридических лиц - унитарные организации (с позиций отечественного законодателя - это фонды и учреждения) по общему правилу функционируют с некоммерческими («идеальными») целями.
Отечественный законодатель рассматривает корпорацию как самостоятельный и притом основной вид юридических лиц (при этом корпоративные отношения уже долгое время не воспринимаются в отрыве от предмета гражданского права, являются имманентно присущей ему составляющей). В российской цивилистике такое положение оценивается как эффективный стимулятор для реальной трансформации отечественного
3137
имущественного оборота в гражданский оборот рыночного типа. При этом неизменность статуса как профессиональных участников унитарных организаций коммерческого характера (государственных и муниципальных предприятий) доказывает нетронутость институтов прежнего правопорядка и затянувшемся переходном характере экономических гражданско -правовых отношений.
В статье 65.1 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) [1] содержится законодательное определение понятия корпорации, закрепляющее две главные особенности (два признака) этого вида юридических лиц:
- участие (членство) в них их учредителей (участников);
- формирование ими высшего органа юридического лица.
Что касается правового регулирования создания, деятельности, реорганизации и ликвидации корпораций, то эти вопросы регулируются общими нормами ГК РФ, федерального законодательства о регистрации юридических лиц, несостоятельности (банкротстве) и т.д. В российской правовой системе действуют и специальные законы, детализирующие гражданско-правовой статус корпораций (юридических лиц).
Корпоративное право имеет неразрывную связь с акционерным, кооперативным, хозяйственным правом. Следует признать правильной доктринальную позицию, что корпоративное право охватывает перечисленное, здесь мы видим соотношение общего и частного.
Здесь необходимо отметить, что отечественный законодатель, регулируя правовое положение корпораций ограничился лишь общими положениями, причем нормативные установки достаточно жесткие, императивные, хотя диспозитивность также присутствует.
Нельзя не отметить и тенденции актуализации мягкого регулирования, или саморегулирования, которое осуществляется внутренними, локальными актами корпорации (например, устав), которые также входят в состав источников корпоративного права.
3138
Специфический правовой статус и особенное правовое регулирование имеют государственные корпорации.
Исключительное положение и индивидуальные законодательные акты, регулирующие статус каждой их них, помещают государственные корпорации за пределы гражданско-правовых сфер, тем самым они становятся уникальным правовым феноменом. Главная особенность в правовом режиме их деятельности заключается в том, что для каждой конкретной государственной корпорации был разработан и принят личный федеральный закон, на основании которого государственная корпорация создается и функционирует [2].
Именно это обстоятельство доказывает исключительность государственной корпорации как юридического лица. При этом недопустимо воспринимать их в качестве абстрагированных организационно-правовых форм. В сущности, мы имеем дело со специфической аккумуляцией государственного капитала, а также с созданием особого субъекта, наделенного определенными публично-правовыми полномочиями.
Государственная корпорация - это публично-правовое образование, специфика их гражданско-правового статуса заключается в целях создания и деятельности, объема правоспособности, распорядительного способа организации, реорганизации и ликвидации; вместо устава полагается положение; невозможность иметь имущество на праве собственности, особая деликтоспособность [3, с. 250].
Если взять во внимание признаки корпорации, вытекающие из положений ГК РФ и спроецировать их к государственным корпорациям, то мы придем к выводу, что они, как таковые, корпорациями не являются, при этом попытки рассматривать государственные корпорации, с позиций гражданско -правового института юридических лиц вряд ли правильны. Очевидно, и в науке преобладает именно такая позиция, что в отечественном правопорядке функционирует особый субъект, правовое положение которого должно
3139
упорядочиваться нормами главы 5 ГК РФ, которая посвящена прочим публично-правовым образованиям.
В этом легко убедиться, учитывая, что государственные корпорации могут наделяться и наделяются широким спектром прав публично-правового свойства, занимают привилегированное положение относительно требований и антимонопольного законодательства. Если учитывать и то обстоятельство, что создание государственных корпораций обусловлено принятием актом публичного права - отдельным законом, получается непреодолимая «пропасть», отделяющая рассматриваемого субъекта от института юридических лиц.
В целом не вызывает сомнения тот факт, что государственные корпорации являются особыми субъектами гражданского права и общегражданский статус корпорации им не свойственен.
При этом в доктрине обсуждается вопрос о введении в отечественное правовое поле понятия «юридическое лицо публичного права». При этом можно встретить целую палитру мнений относительно целесообразности такого введения и наоборот. Нам импонирует мнение Д.А. Давудова и К.И. Шафоростовой, что законодательная фиксация такого термина все -таки будет подвержена критике большинством отечественных цивилистов и общественности в целом, также это спровоцировало бы некоторые негативные тенденции, как в правовой сфере, так и в сфере экономики [4, с. 274].
В заключение отметим, что особенности правовой основы деятельности корпорация заключаются в следующем: законодательство устанавливает только общие обязательные правила. Это так называемое жесткое регулирование корпоративных отношений, выражающееся в наличии устойчивого законодательства на уровне федеральных законов. Это регулирование является в основном императивным, но не лишено и диспозитивных норм; возрастает роль так называемого мягкого
3140
регулирования, или саморегулирования - внутренних документов корпорации, являющихся составной частью источников корпоративного права.
Литература:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32.- Ст. 3301.
2. Федеральный закон "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от 01.12.2007 N 317-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства РФ - 03.12.2007. - № 49. -Ст. 6078.
3. Давудов Д.А. Ивлев И. Ю. Право корпораций в России и за рубежом // ИННОВАЦИИ. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. - 2020. - № 12. - С. 248-252.
4. Давудов Д.А., Шафоростова К.И. К вопросу о целесообразности использования понятия «юридическое лицо публичного права // Право и практика. - 2018. -№ 4. -С. 272-278.
Literature:
1. The Civil Code of the Russian Federation (Part one): Federal Law No. 51-FZ of 30.11.1994 (as amended on 25.02.2022) // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 05.12.1994. - No. 32. - Article 3301.
2. Federal Law "On the State Atomic Energy Corporation "Rosatom" dated 01.12.2007 N 317-FZ (latest edition) // Collection of Legislation of the Russian Federation - 03.12.2007. - No. 49. - Article 6078.
3. Davudov D.A. Ivlev I. Yu. The law of corporations in Russia and abroad // INNOVATIONS. the science. education. - 2020. - No. 12. - pp. 248-252.
4. Davudov D.A., Shaforostova K.I. On the question of the expediency of using the concept of "legal entity of public law // Law and practice. - 2018. -No. 4. -pp. 272-278.
© Ажгалиева Е.А., Давудов Д.А., Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 6/2022.
Для цитирования: Ажгалиева Е.А., Давудов ДА. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗА РУБЕЖОМ // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник», номер 6/2022.
3141