Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: ПОЛИТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.)'

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: ПОЛИТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
808
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИФОЛОГИЗАЦИЯ ИСТОРИИ / ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЕВРЕЙСКИЙ ВОПРОС / ЧЕРТА ПОСТОЯННОЙ ЕВРЕЙСКОЙ ОСЕДЛОСТИ / КАНТОНИСТЫ / ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА / ИУДЕЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Розина Ольга Владимировна, Волкова Татьяна Игоревна

Проблема мифологизации истории России в контексте тезиса «тюрьма народов» остается актуальной в условиях современной информационной войны цивилизационных противников. Попытка насадить в общественном сознании миф об исключительно дискриминационном характере имперской национальной политики, в частности по еврейскому вопросу, препятствует объективному рассмотрению проходивших процессов. В статье анализируются основные тенденции государственной политики в отношении еврейских подданных Российской империи в период правления четырех императоров - Александра I, Николая I, Александра II и Николая II. В работе использованы разнохарактерные источники, материалы и исследования. В статье дается общий обзор историографии по проблеме, а также рассматривается создание черты постоянной еврейской оседлости, меры в области ограничения гражданских прав еврейского населения и получения образования. Авторы приходят к выводу, что политика Российской империи в еврейском вопросе не носила антисемитского характера, хотя являлась неоднозначной и порой противоречивой. При этом ограничительные меры не распространялись на религиозную и обрядово-культовую сторону жизни евреев. Историко-фактологическая основа публикации помогает понять выстраивание цивилизованных отношений в среде российского общества, которое представляет собой разные культуры и религии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF THE JEWISH POPULATION IN RUSSIA: A POLITICAL AND ANALYTICAL REVIEW (THE LATE 18TH - EARLY 20TH CENTURIES)

The problem of mythologising the history of Russia in the context of the thesis “prison of the peoples” remains topical in the context of the modern information warfare of civilisational opponents. An attempt to implant in the public consciousness a myth about the exclusively discriminatory nature of the imperial nationality policy, in particular, on the Jewish question, prevents from objective examination of the ongoing processes. The article analyses the main tendencies of the state policy towards Jewish subjects of the Russian Empire during the reign of four emperors - Alexander I, Nicholas I, Alexander II and Nicholas II. The work used various sources, materials and research. The article provides a general overview of historiography on the problem, and also examines the creation of the Pale of Settlement, measures in the field of restricting the civil rights of the Jewish population and education. The authors come to the conclusion that the policy of the Russian Empire in the Jewish question was not anti-Semitic, although it was ambiguous and, at times, contradictory. At the same time, restrictive measures did not apply to the religious and ritual-cult side of the life of the Jews. The historical and factual basis of the publication helps to understand the building of civilised relations in the environment of Russian society, which is represented by different cultures and religions.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: ПОЛИТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.)»

Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 32-38. ISSN 1998-0817 Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 32-38. ISSN 1998-0817 Научная статья УДК 39(091)

https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-32-38

ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ: ПОЛИТИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР (КОНЕЦ XVIII - НАЧАЛО XX ВВ.)

Розина Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент Московского государственного областного университета, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0437-7724

Волкова Татьяна Игоревна, кандидат исторических наук, доцент Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6394-6480

Аннотация. Проблема мифологизации истории России в контексте тезиса «тюрьма народов» остается актуальной в условиях современной информационной войны цивилизационных противников. Попытка насадить в общественном сознании миф об исключительно дискриминационном характере имперской национальной политики, в частности по еврейскому вопросу, препятствует объективному рассмотрению проходивших процессов. В статье анализируются основные тенденции государственной политики в отношении еврейских подданных Российской империи в период правления четырех императоров - Александра I, Николая I, Александра II и Николая II. В работе использованы разнохарактерные источники, материалы и исследования. В статье дается общий обзор историографии по проблеме, а также рассматривается создание черты постоянной еврейской оседлости, меры в области ограничения гражданских прав еврейского населения и получения образования. Авторы приходят к выводу, что политика Российской империи в еврейском вопросе не носила антисемитского характера, хотя являлась неоднозначной и порой противоречивой. При этом ограничительные меры не распространялись на религиозную и обря-дово-культовую сторону жизни евреев. Историко-фактологическая основа публикации помогает понять выстраивание цивилизованных отношений в среде российского общества, которое представляет собой разные культуры и религии.

Ключевые слова: мифологизация истории, историческое сознание, еврейский вопрос, черта постоянной еврейской оседлости, кантонисты, гражданские права, иудейское исповедание

Для цитирования: Розина О.В., Волкова Т.И. Правовое положение еврейского населения в России: политико-аналитический обзор (конец XVIII -начало XX вв.) // Вестник Костромского государственного университета. 2021. Т. 27, № 1. С. 32-38. https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-32-38

Research Article

THE LEGAL STATUS OF THE JEWISH POPULATION IN RUSSIA: A POLITICAL AND ANALYTICAL REVIEW (THE LATE 18th - EARLY 20th CENTURIES)

Olga V. Rozina, Candidate of Historical Sciences, Moscow State Regional University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-0437-7724

Tatyana I. Volkova, Candidate of Historical Sciences, Demidov Yaroslavl State University, Yaroslavl, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-6394-6480

Abstract. The problem of mythologising the history of Russia in the context of the thesis "prison of the peoples" remains topical in the context of the modern information warfare of civilisational opponents. An attempt to implant in the public consciousness a myth about the exclusively discriminatory nature of the imperial nationality policy, in particular, on the Jewish question, prevents from objective examination of the ongoing processes. The article analyses the main tendencies of the state policy towards Jewish subjects of the Russian Empire during the reign of four emperors - Alexander I, Nicholas I, Alexander II and Nicholas II. The work used various sources, materials and research. The article provides a general overview of historiography on the problem, and also examines the creation of the Pale of Settlement, measures in the field of restricting the civil rights of the Jewish population and education. The authors come to the conclusion that the policy of the Russian Empire in the Jewish question was not anti-Semitic, although it was ambiguous and, at times, contradictory. At the same time, restrictive measures did not apply to the religious and ritual-cult side of the life of the Jews. The historical and factual basis of the publication helps to understand the building of civilised relations in the environment of Russian society, which is represented by different cultures and religions.

Keywords: mythologisation of history, historical consciousness, Jewish question, Pale of Settlement, cantonists, civil rights, Jewish confession

For citation: Rozina O., Volkova T. The legal status of the Jewish population in Russia: a political and analytical review (the late 18th - early 20th centuries). Vestnik of Kostroma State University, 2021, vol. 27, № 1, pp. 32-38 (In Russ.). https://doi.org/10.34216/1998-0817-2021-27-1-32-38

Вестник КГУ -Л № 1, 2021

© Розина О.В., Волкова Т.И., 2021

Проблема мифологизации отечественной истории - одна из ключевых в современной историософии, так как мировые трансформации, связанные с глобализацией, направленной на унификацию и культурную интеграцию, приводят не только к потере национальной идентичности, но и национального суверенитета. Вместе с тем Россия имеет уникальный опыт взаимоотношений различных этносов и этнических культур, выявление и изучение которого является актуальной проблемой, так как фактически исторические мифы стали одним из видов оружия циви-лизационного противника в условиях информационной войны, которая направлена на разрушение ментального кода и манипуляцию историческим сознанием. Как замечает политолог В.А. Розина, изучая особенности этих войн, «задачи такой борьбы не в физическом, а в идеологическом уничтожении противников - изменении мировоззрения, дискредитации идеологии и т. д.» [Розина: 80]. Особенность заключается в том, что «информору-жие может воздействовать на одних и тех же людей многократно, при этом его действие неявно, не агрессивно, не несёт физических разрушений, иногда незаметно - и это мешает жертвам таких атак защищаться» [Розина: 81]. Поэтому восстановление исторической правды, в том числе по истории различных народов в составе Российской империи, с опорой на разнохарактерные исторические источники в современных условиях является актуальной задачей.

Мифологизация истории «малых народов» России, в том числе еврейского этноса, является основой различных этнополитических мифов и обыденных искаженных суждений. В частности, мифологизация еврейского вопроса тесно связана с проблемой участия евреев в революционном процессе в стране и историей сионизма в целом, который рассматривался как «классово чуждый» пролетарской культуре. В данном исследовании авторы обращают внимание лишь на один аспект - правовое положение еврейского населения в императорской России как одно из направлений национальной политики в стране в конце XVIII - начале XX вв.

В этот период как в официальных документах, так и в публицистике появился новый термин, обозначавший гражданско-правовой и национально-политический статус иудейского меньшинства в европейском обществе - «еврейский вопрос». Впервые он возник в ходе дебатов по Еврейскому биллю в 1753 г., давшему евреям гражданские права в Англии. В конце XVIII в. после трех разделов Польши в состав Российской державы вошли белорусские и украинские земли с еврейским населением. Общая численность этого населения составила 600 000 человек [Петровский-Штерн 225].

В отечественной исторической науке различные аспекты еврейского вопроса изучались фрагментарно и тенденциозно. В статье О.С. Ульяновой вы-

деляется три историографических этапа - дореволюционный, советский и современный [Ульянова]. В 1995 г. вышел сводный справочник материалов, опубликованных в нашей стране по еврейскому вопросу с 1890 до 1947 гг. [Литература о евреях]

Обратим внимание на мнение Д.А. Эльяшевича о том, что в иудаике следует различать «внешний» и «внутренний» аспекты проблемы. К «внешнему» автор относит изучение истории еврейского этноса в контексте истории России, а к «внутреннему» -еврейскую историю в России [Эльяшевич: 27-28]. Такой подход является скорее конфессиональным, нежели светским, вместе с тем он присутствует во всей историографии по еврейскому вопросу, что обусловлено, прежде всего, спецификой иудейской религиозной традиции.

В целом в многочисленных отечественных исследованиях подробно освещаются различные стороны истории евреев в России, их быт и даже антропологические особенности. Однако по проблеме правового положения иудеев можно отметить лишь дореволюционную работу Г.А. Белковского, бывшего в то время присяжным поверенным при Санкт-Петербургской судебной палате [Белковский] и исследование А.А. Гольденвейзера [Гольденвейзер]. Статья М.В. Пулькина посвящена не столько рассмотрению правового статуса евреев в России, сколько общему обзору историографии [Пулькин]. В 2017 г. была защищена кандидатская диссертация В.В. Егорова, в которой дан общий обзор проблемы, объектом исследования стали «отразившиеся в источниках суждения представителей власти и общества о положении еврейского населения, проживавшего в российском государстве, его проблемах и путях их разрешения» [Егоров: 3].

В результате первого раздела Польши (1772 г.) Екатерина II встретилась с трудностями, которые напрямую были связаны с правовыми и административными структурами новых жителей империи. Евреи вступили в русское подданство на равных правах с прочим пришлым населением. Им было дано, правда кратковременно, право избирать и быть избранными в органы городского самоуправления наравне с остальным населением. Но вскоре это право было ограничено: вне зависимости от численности еврейского населения в городе они не должны были превышать 1/3 состава выборных органов [Кандель: 11].

В период подготовки ко второму разделу Польши (1793 г.) в российских правящих кругах возобладало мнение, что новое население может вызвать массовое недовольство коренных подданных империи и усугубить общую социальную напряженность в стране. В результате в Российском законодательстве появилось понятие «черты постоянной еврейской оседлости», создание которой началось после указа Екатерина II от 23 декабря (3 января) 1792 г. Эта граница расселения еврейского насе-

ления отодвигалась на восток по мере вхождения в состав России земель после третьего раздела Польши (1795 г.). В итоге в черту оседлости было отведено 15 западных и юго-западных территорий страны. Она просуществовала до марта 1917 г. Черта оседлости запретила еврейскому этносу место жительства во внутренних губерниях и свободное перемещение в западные территории страны [Российское 8: 439]. Еврейские жители в черте оседлости должны были платить двойную подать.

Эта мера была обусловлена, прежде всего, защитой экономических интересов русского купечества и предпринимателей, но евреями, пользовавшимися значительными привилегиями в Польше и лишившимися их с присоединением к России ряда польских земель, новое правовое положение было воспринято негативно. Оно расценивалось ими не только как проявление юдофобии, но и приводило к еще большей обособленности этой группы населения от иных подданных империи. Вместе с тем именно в границах черты оседлости сформировалась уникальная культура еврейского народа, а также колоритный быт еврейских местечек и центры иудейской духовности. Здесь проходила жизнь и деятельность многих духовных лидеров еврейского народа. Феномен местечка способствовал развитию еврейской религиозной общины с ее стремлением к закрытости от внешнего нееврейского влияния, сплоченности и взаимопомощи ее членов.

Основной массе еврейского населения Екатерина II определила и род занятий - сфера торговли и ремесла. С 1876 г. евреям в черте оседлости было запрещено постоянное перемещение с одного места на другое и приобретение любой недвижимой собственности, кроме незаселенных владений. Введенные законодательные нормы не замедлили сказаться. Теснота в еврейских кварталах местечек становилась ужасной, а когда возникали новые населенные пункты (например, при строительстве казенных железных дорог), то и здесь для евреев не было места работы.

Политика Александра I в решении еврейского вопроса отличалась некоторым либеральным трендом. Так, в декабре 1804 г. вышло положение «Об устройстве евреев», в котором предусматривались меры по улучшению быта и отдельные изменения в системе обучения детей. Им давали право поступать во все российские учебные заведения, в надежде постепенного обращения в христианскую веру за счет самой системы обучения в течение нескольких лет [Миндлин: 50]. Вместе с тем черта оседлости сохранялась. Временно покидать эту территорию могли только «лица полезных профессий», к которым Положение относило фабрикантов, ремесленников, художников, механиков, но исключительно по особому паспорту губернатора, получить который было крайне затруднительно. При выборе на должности в городском самоуправлении от евреев требовалось знание русского,

польского или немецкого языков, в отличие от русских или поляков, которые могли быть неграмотными [Кандель 2002: 23]

Николай I фактически продолжил политику своего отца, направленную на обращение иудеев в христианство, но способ для этого был избран весьма специфический. В августе 1827 г. был подписан «Устав рекрутской повинности о воинской службе евреев» с отменой денежного налога как средства «замещения» рекрутской повинности. При этом у русских подданных брали в рекруты по 7 человек с 1000 жителей и один раз в два года, у евреев - по 10 человек ежегодно во время каждого набора [Гессен: 71]. Теперь малолетние евреи (с 7-12 лет) записывались в так называемые «кантоны» - батальоны, в которых они должны были отбывать военную службу, а с 18 лет попадали под призыв по рекрутскому набору. Подростки становились кантонистами для подготовки к военному делу. Их отправляли на самые дальние окраины страны с тем, чтобы привить образ жизни православной русской среды и отказаться от привычного религиозно-иудейского уклада [Петровский-Штерн: 43].

Кроме нового Устава рекрутской повинности при Николае I в 1844 г. был введен налог на ношение традиционной еврейской одежды, а в 1851 г. ее ношение было запрещено.

Перелом в государственной политике по отношению к еврейской этнической общности частично произошел в правление Александра II, в эпоху Великих реформ. В 1856 г. император повелел пересмотреть все существующие постановления о еврейском населении. Именным указом в августе 1856 г. самодержцем был отменен прием малолетних детей в кантонисты и приказано «рекрутов из евреев взимать наравне с другими состояниями... Тех же лет и качеств, кои определены для рекрутов других состояний... прием в рекрутство малолетних евреев отменить» [Еврейская 3: 160-171]. С введением всеобщей воинской повинности в 1874 г. евреи служили в российской армии на общих основаниях. Однако для них остались определенные ограничения: их не производили в офицеры, не брали на службу в гвардию, во флот, на пограничную службу и в команды интендантского ведомства [Гессен: 74].

Именно в правление Александра II евреям в черте оседлости было разрешено не только переселяться с одного места на другое на общих правилах, но и приобретать недвижимую собственность всякого рода, кроме «населенных имений». Первоначально это право получили купцы первой гильдии (1859 г.), затем лица с научными степенями (1861 г.), в 1879 г. - все евреи с высшим образованием.

Постепенно евреи стали играть заметную роль в экономике России. Началось развитие «сахарной империи» Л.И. Бродского [Клименко], железнодорожное строительство С.С. Полякова [Киселев],

создание банкирского дома Гинцбургов [Лизунов] и др.

Полоса притеснений еврейской диаспоры наступила после убийства Александра II. Основными проводниками нового курса стали ближайший советник императора обер-прокурор Святейшего синода К.П. Победоносцев и министр внутренних дел Н.П. Игнатьев. На смену идеологии «слияния» вновь пришла идея «ограждения» коренного населения державы от евреев. Единственной альтернативой была объявлена ассимиляция через принятие крещения [Кандель 2002: 400].

В результате под руководством товарища министра внутренних дел Д.В. Готовцева, возглавлявшего Центральный комитет для рассмотрения еврейского вопроса, было опубликовано Высочайшее повеление о запрещении евреям владеть недвижимостью за пределами местечек (май 1882 г.) и переходить из одного в другое. Даже отъезд на короткий срок приводил к высылке семьи за нарушение запрета вновь селиться вне городов. В решениях комитета говорилось, что нужно вернуться к политике, согласно которой евреи считаются инородцами.

Параллельно с ограничением права жительства вводились запреты на профессиональную деятельность и процентные сокращения в учебных заведениях. В конце 1882 г. военный министр П.С. Ванновский отдал приказ об ограничении в военном ведомстве численности евреев-врачей и фельдшеров (5 % от общего числа медиков). В 1883 г. одесский генерал-губернатор И.В. Гурко в докладе императору предложил уменьшить долю еврейских учеников в гимназиях до 15 % от их общей численности. В ответ Александр III написал о согласии с этим предложением. Через три года кабинет министров поручил министру народного просвещения графу И.Д. Делянову принять меры к ограничению приема евреев в высшие и средние учебные заведения. В 1887 г. для евреев ввели процентную норму при приеме в средние и высшие учебные заведения: в губерниях черты оседлости в размере 10 % от числа всех обучающихся, 3 % для столичных структур и 5 % для всех прочих образовательных учреждений, расположенных вне черты еврейской оседлости. При этом указанные циркуляры о введении процентной нормы, как и другие ограничительные меры, всегда содержали одну и ту же формулировку: «Впредь до пересмотра всех законов о евреях» [Особые журналы 3: 610].

В свою очередь земская реформа 1864 г. лишила евреев права участия в выборах в органы местного самоуправления. Откровенное притеснение произошло в процессе баллотировки в выборные гласные в губерниях в черте оседлости. Так, по закону 1892 г. им разрешили баллотироваться, однако указывалось на нежелание их присутствия в городском самоуправлении, поэтому дарованные ранее права евреям по участию в избирательной

кампании по городской реформе фактически были просто отменены [Книга: 117].

Последний российский самодержец Николай II в целом придерживался политики ассимиляции в отношении еврейского населения. Вместе с тем премьер-министр С.Ю. Витте полагал, что решающее значение в «конфессиональном вопросе» должна иметь политика, основанная на принципе веротерпимости, что позволит внести «успокоение» в межнациональные отношения, в том числе в отношении имеющегося в России законодательства по «еврейскому вопросу». Оно, по его мнению, уже не соответствовало современным условиям жизни [Витте: 401].

Бурные революционные события в стране в 1905 г., глубокий социальный кризис и кризис верховной власти вынудили издать Манифест 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка». Как известно, в нем предусматривалось «даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов» [Российское 9: 41].

В этой связи решение еврейского вопроса вновь стало актуальным, особенно с внесением в I Государственную думу 15 мая 1906 г. кадетами (Партия народной свободы) законопроекта «Основные положения законов о гражданском равенстве» [Законодательные проекты]. Один из его авторов -известный правовед Ф.Ф. Кокошкин. Именно он, как указывает О.С. Неверова, «поставил вопрос о неравенстве наций и религий в Российской империи» [Неверова: 81]. В речи на заседании I Государственной думы Кокошкин привел многочисленные примеры ограничения в правах еврейского населения, поэтому остальные подданные, по его мнению, «приучаются смотреть на евреев как на нелюдей, на лиц, относительно которых позволено все» [Кокошкин: 230]. Именно несправедливость законов порождает, как считал правовед, негативное отношение к евреям со стороны общества, что способствует разжиганию гражданского противостояния, а не установлению гражданского равенства. Законопроект «Основные положения законов о гражданском равенстве» был передан в комиссию Думы из 33-х человек, но свою работу она не закончила, так как сама I Государственная дума вскоре была распущена.

Став председателем Совета министров, П.А. Столыпин вновь попытался решить еврейский вопрос. В конце ноября 1906 г. Совет министров разработал законопроект «О пересмотре постановлений, ограничивающих права евреев». В нем предусматривалась отмена некоторых ограничительных мер для евреев, проживающих как в черте оседлости, так и вне ее. Журнал заседания Совета министров с законопроектом был подан на подпись императору с целью принятия нового закона «в чрезвычайном порядке» по ст. 87 Свода

основных законов Российской империи «во время прекращения занятий Государственной думы». Это вызвало активное противодействие со стороны монархического Союза русского народа. Все 205 его отделений выступили крайне негативно против проекта, и «по прошествии 24 часов у ног Его Императорского Величества было 205 телеграмм», в которых выражалось несогласие с улучшением правового статуса евреев [Труды: 52].

По воспоминаниям члена Государственной думы В.А. Маклакова, именно эти телеграммы сыграли решающую роль в том, что законопроект не был принят по 87 ст., а передан в Государственную думу для рассмотрения его в обычном порядке [Маклаков: 40]. Хотя император Николай II, возвращая неутвержденный Журнал Столыпину, писал, что «несмотря на самые убедительные доводы в пользу принятия положительного решения по этому делу, - внутренний голос все настойчивее твердит мне, чтобы я не брал этого решения на себя. До сих пор совесть моя никогда меня не обманывала. Поэтому и в данном случае я намерен следовать ее велениям» [цит. по: Федоров].

27 мая 1907 г. Столыпин предложил циркуляр «О невыселении евреев, незаконно водворившихся в закрытых для них местностях», так как их насильственное возвращение за черту оседлости привело бы к серьезным негативным экономическим последствиям. Однако циркуляр не был рассмотрен в Думе.

После роспуска II Государственной думы положение в стране резко изменилось, возросла поляризация общественных сил, нарастало протестное движение, в котором евреи также принимали участие. Начало Первой мировой войны фактически завершило правительственное законотворчество по еврейскому вопросу, так как боевые действия на западе страны привели к фактической ликвидации черты оседлости и эмиграции евреев во внутренние губернии и за пределы империи. Де-юре черта оседлости была упразднена Временным правительством 20 марта (2 апреля) 1917 г. постановлением «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений», отменявшим любые ограничения в правах по национальному или религиозному признакам.

Таким образом, анализ документов и материалов показывает, что политика Российской империи в еврейском вопросе в конце XVIII - начале XX в. не носила антисемитского характера, хотя являлась неоднозначной и порой противоречивой. Правовые ограничения, касающиеся евреев, первоначально имели дискриминационный характер по отношению к местам их проживания, что было обусловлено не столько юдофобией, сколько экономическим обстоятельствами, вызванными возросшей конку-ренций пришедших с присоединенных польских земель новых жителей с коренными подданными империи. Однако со временем ограничительные меры стали касаться гражданских прав и вопросов

образования, хотя они не распространялись на религиозную и обрядово-культовую сторону жизни евреев.

Список литературы

Белковский Г.А. Русское законодательство о евреях в Сибири. СПб.: «Центр» типо-лит. М.Я. Мин-кова, 1905. 160 с.

Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 18491911 гг. М.: Мысль, 1991. 718 с.

Гессен Ю.И. О жизни евреев в России. Записка в Государственную думу. СПб.: Тип. тов. «Общая польза», 1906. 137 с.

Гольденвейзер А.А. Правовое положение евреев в России // Книга о русском еврействе от 1860-х до революции 1917 г. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002. С. 115-157.

Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем: в 16 т. / под ред. Л. Каценельсона, Д.Г. Гинцбур-га, А. Гаркави. СПб: Общество для науч. евр. изд. Брокгауз-Ефрон, 1913. Т 3. 489 с.

Егоров В.В. Государственная политика правительства Российской империи в отношении еврейского населения (март 1855 - январь 1917 гг.): дис. ... канд. ист. наук. Нижний Новгород, 2017. 244 с.

Законодательные проекты и предположения Партии народной свободы 1905-1907 гг. / под ред. Н.И. Астрова и др. СПб.: Тип. т-ва «Общественная польза», 1907. 386 с.

Кандель Ф. Книга времен и событий. История российских евреев: в 6 т. М.-Иерусалим: Гешарим-Мосты культуры, 2002. Т. 1. 472 с.

Киселев О.В. Самуил Соломонович Поляков и российское железнодорожное "чудо" XIX века. URL: http://www.finteoria.ru/polyakov.html (дата обращения: 20.12.2020)

Клименко Д. Сладкая империя Израиля Бродского. URL: https://ujew.com.ua/business/sladkaya-imperiya-izrailya-brodskogo (дата обращения: 20.12.2020).

Книга о русском еврействе от 1860-х годов до революции 1917 г. М.: Мосты культуры; Иерусалим: Гешарим, 2002. 598 с.

Кокошкин Ф.Ф. Гражданская свобода как понятие государственного права // Сб. правоведения и обществен. знаний. М., 1898. Т. 8. С. 228-246.

Лизунов П.В. Петербургский банкирский дом «И.Е. Гинцбург»: «Падение титана» // Экономическая история. 2014. № 2 (25). С. 8-18

Литература о евреях на русском языке, 18901947. Книги, брошюры, оттиски статей, органы периодической печати: библиографический указатель / сост. В.Е. Кельнер, Д.А. Эльяшевич. СПб.: Гуманит. агентство «Акад. проект», 1995. 678 с.

Маклаков В.А. Вторая государственная дума: Воспоминания современника. Лондон: Overseas publ. interchange, 1992. 256 c.

Миндлин А.Б. Правительственные комитеты, комиссии и совещания по еврейскому вопросу в России в XIX - начале ХХ века // Вопросы истории. 2000. № 8. С. 43-61.

Неверова О.С. Гражданское равенство в государственно-правовой теории Ф.Ф. Кокошкина // Вопросы современной науки и практики / Университет имени В.И. Вернадского. 2012. № S (38). С. 80-85.

Особые журналы совета министров царской России, 1906-191 / Акад. наук СССР. Ин-т истории, Гл. арх. упр. при Совете министров СССР. Центр гос. ист. арх. Редкол.: В.И. Бовыкин (отв. ред.) и др. М., 1988. Т. 3. 665 с.

Петровский-Штерн И. Евреи в русской армии, 1827-1914. М.: НЛО, 2003. 555 с.

Пулькин М.В. Правовой статус российских евреев в XIX - начале XX века (российская историография). URL: http://politika.snauka.ru/2014/02/1234 (дата обращения: 22.12.2020)

Розина В.А. Информационные войны в период политической консюмеризации // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. 2015. № 9. С. 79-86.

Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. М.: Юридическая литература. Т. 8. 1991. 496 с.; Т. 9. 1994. 352 с.

Труды второго съезда уполномоченных дворянских обществ 31 губернии. СПб., 1906. 136 с.

Ульянова О.С. Отечественная историография евреев в России в XIX-XXI столетии // Молодой ученый. 2010. № 6 (17). С. 273-279.

Фёдоров Б.Г. Попытка П.А. Столыпина решить еврейский вопрос. URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/Article/fed_poputk.php (дата обращения: 19.12.2020)

Эльяшевич Д.А. Источниковедение истории евреев в России (к постановке вопроса) // История евреев в России. Проблемы источниковедения и историографии. СПб., 1993. С. 27-53.

References

Belkovskii G.A. Russkoe zakonodatel'stvo o evreiakh v Sibiri [Russian legislation about Jews in Siberia]. SPb., «Tsentr» tipo-lit. M.Ia. Minkova Publ., 1905, 160 p. (In Russ.)

Vitte S.Iu. Izbrannye vospominaniia, 18491911 gg. [Selected memoirs, 1849-1911]. Moscow, Mysl Publ., 1991, 718 p. (In Russ.)

Gessen Iu.I. O zhizni evreev v Rossii. Zapiska v Gosudarstvennuiu dumu [About the life of Jews in Russia. The note to the State Duma.]. SPb., Tip. tov. «Obshchaiapol'za» Publ., 1906, 137 p. (In Russ.)

Gol'denveizer A.A. Pravovoe polozhenie evreev v Rossii [The legal status of Jews in Russia]. Kniga o russkom evreistve ot 1860-kh do revoliutsii 1917 g. [The Book about Russian Jewry from the 1860s to the Revolution of 1917]. Moscow, Mosty kul'tury Publ.; Ierusalim, Gesharim Publ., 2002, pp. 115-157. (In Russ.)

Evreiskaia entsiklopediia. Svod znanii o evreistve i ego kul'ture v proshlom i nastoiashchem: v 16 t. [Jewish Encyclopedia. The Knowledge about Jewry and its culture in the past and present: in 16 vols.], pod red. L. Katsenel'sona, D.G. Gintsburga, A. Garkavi. SPb., Obshchestvo dlia nauch. evr. izd. Brokgauz-Efron Publ., 1913, vol. 3, 489 p. (In Russ.)

Egorov W Gosudarstvennaia politika pravitel'stva Rossiiskoi imperii v otnoshenii evreiskogo naseleniia (mart 1855-ianvar' 1917 gg.) [State policy of the Government of the Russian Empire towards Jewish population (March 1855-January 1917)]: dis. ... kand. ist. nauk. Nizhnii Novgorod, 2017, 244 p. (In Russ.)

Zakonodatel'nye proekty i predpolozheniia Partii narodnoi svobody 1905-1907gg. [Legislative projects and assumptions of the People's Freedom Party 1905-1907], ed. by N.I. Astrova i dr. SPb., Tip. t-va «Obshchestvennapol'za» Publ., 1907, 386 p. (In Russ.)

Kandel' F. Kniga vremen i sobytii. Istoriia rossiiskikh evreev [The book of times and events. The History of Russian Jews]: in 6 vols. Moscow; Ierusalim, Gesharim-Mosty kul'tury Publ., 2002, vol. 1, 472 p. (In Russ.)

Kiselev O.V Samuil Solomonovich Poliakov i rossiiskoe zheleznodorozhnoe "chudo" XIX veka [Samuel Solomonovich Polyakov and the Russian railway "miracle" of the XIX century]. URL: http:// www.finteoria.ru/polyakov.html (access date: 20.12.2020) (In Russ.)

Klimenko D. Sladkaia imperiia Izrailia Brodskogo [The Sweet Empire of Israel Brodsky]. URL: https:// ujew.com.ua/business/sladkaya-imperiya-izrailya-brodskogo (access date: 20.12.2020). (In Russ.)

Kniga o russkom evreistve ot 1860-kh godov do revoliutsii 1917 g. [The book about Russian Jewry from the 1860s to the Revolution of 1917]. Moscow, Mosty kul'tury Publ.; Ierusalim, Gesharim Publ., 2002, 598 p. (In Russ.)

Kokoshkin F.F. Grazhdanskaia svoboda kak poniatie gosudarstvennogo prava [Civil freedom as a concept of State law]. Sb. pravovedeniia i obshchestven. Znanii [Collection of jurisprudence and public knowledge]. Moscow, 1898, vol. 8, pp. 228246. (In Russ.)

Lizunov P.V. Peterburgskii bankirskii dom «I.E. Gintsburg»: «Padenie titana» [St. Petersburg Banking House «I.E. Ginzburg»: «The fall of Titan»]. Ekonomicheskaia istoriia [Economic history], 2014, № 2 (25), pp. 8-18. (In Russ.)

Literatura o evreiakh na russkom iazyke, 1890-1947. Knigi, broshiury, ottiski statei, organy periodicheskoi pechati: bibliograficheskii ukazatel' [Literature about Jews in Russian language. 1890-1947. Books, brochures, prints of articles, periodicals. Bibliographic index], comp. V.E. Kel'ner, D.A. El'iashevich. SPb., Gumanit. agentstvo «Akad. proekt» Publ., 1995, 678 p. (In Russ.)

Maklakov V.A. Vtoraia gosudarstvennaia duma: Vospominaniia sovremennika [The Second State Duma:

Memoirs of a contemporary]. London, Overseas publ. interchange Publ., 1992, 256 p. (In Russ.)

Mindlin A.B. Pravitel'stvennye komitety, komissii i soveshchaniia po evreiskomu voprosu v Rossii v XIX - nachale XX veka [Government committees, commissions, and meetings about the Jewish Question in Russia in the XIX and early XX centuries]. Voprosy istorii [History questions], 2000, № 8, pp. 43-61. (In Russ.)

Neverova O.S. Grazhdanskoe ravenstvo v gosudarstvenno-pravovoi teorii F.F. Kokoshkina [Civil Equality in the State-legal theory of F.F. Kokoshkin]. Voprosy sovremennoi nauki i praktiki [Questions of modern science and practice]. Universitet imeni V.I. Vernadskogo, 2012, № S (38), pp. 80-85. (In Russ.)

Osobye zhurnaly soveta ministrov tsarskoi Rossii, 1906-1917 [Special journals of the Council of Ministers of Tsarist Russia, 1906-1917]. Akad. nauk SSSR, In-t istorii, Gl. arkh. upr. pri Sovete ministrov SSSR. Tsentr gos. ist. arkh., ed. by V.I. Bovykin (otv. red.) i dr. Moscow, 1988, vol. 3, 665 p. (In Russ.)

Petrovskii-Shtern I. Evrei v russkoiarmii, 18271914 [Jews in the Russian Army, 1827-1914]. Moscow, NLO Publ., 2003, 555 p. (In Russ.)

Pul'kin M.V. Pravovoi status rossiiskikh evreev v XIX - nachale XX veka (rossiiskaia istoriografiia) [The Legal Status of Russian Jews in the XIX -early XX Century (Russian Historiography)]. URL: http://politika.snauka.ru/2014/02/1234 (access date: 22.12.2020). (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rozina V.A. Informatsionnye voiny v period politicheskoi konsiumerizatsii [Information wars in

the period of political consumerisation]. Nauchno-analiticheskii zhurnal Obozrevatel'-Observer, 2015, № 9, pp. 79-86. (In Russ.)

Rossiiskoe zakonodatel'stvo X-XX vv. [Russian legislation of the X-XX centuries]: in 9 vols. Vol. 8, 1991, 496 p.; Vol. 9, 1994, 352 p. (In Russ.)

Trudy vtorogo s"ezda upolnomochennykh dvorianskikh obshchestv 31 gubernii [Materials of the Second Congress of Authorized Noble Societies of the 31 province]. SPb., 1906, 136 p. (In Russ.)

Ul'ianova O.S. Otechestvennaia istoriografiia evreev v Rossii v XIX-XXI stoletii [Russian historiography of Jews in Russia in the XIX-XXI century]. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2010, № 6 (17), pp. 273-279. (In Russ.)

Fedorov B.G. Popytka P.A. Stolypina reshit' evreiskii vopros [P.A. Stolypin's attempt to solve the Jewish question]. URL: https://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/History/Article/fed_poputk.php (access date: 19.12.2020) (In Russ.)

El'iashevich D.A. Istochnikovedenie istorii evreev v Rossii (k postanovke voprosa) [Source Studies of the History of the Jews in Russia (to raise the question)]. Istoriia evreev v Rossii. Problemy istochnikovedeniia i istoriografii. SPb., 1993, pp. 27-53. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 30.11.2020; одобрена после рецензирования 24.12.2020; принята к публикации 12.02.2021.

The article was submitted 30.11.2020; approved after reviewing 24.12.2020; accepted for publication 12.02.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.