Подосинников Ю.В.
Правовое положение астраханского казачества: история и
современность
Неподдельный интерес к правовому положению астраханского казачества на различных этапах развития Российского государства в настоящее время носит ярко выраженный теоретический и практический характер. Одним из главных факторов, обусловливающих актуальность указанной проблематики, является весьма сложный вопрос о социальном и правовом положении казачества в современном обществе.
В новой России, как известно, казачество начало возрождаться с 1991 года. Процесс формирования казачьих структур пошел в двух направлениях: общественные организации (вольные казаки) и государственное казачество (взяли на себя ответственность нести государственную службу -подчиняющиеся воинскому уставу). Сегодня необходимо сделать все для того, чтобы российские казаки снова стали надеждой и опорой государства, например, в деле охраны границы, борьбы с преступностью и т.п. Для разрешения большинства современных проблем невозможно обойтись без использования огромного исторического опыта предшествующих поколений.
Обратимся к истории. В начале XVIII столетия сложились все предпосылки для появления на юге России такого уникального явления, как «вторичные» служилые казачьи войска. Так, в 1732 году правительство объявило о создании Волжского казачьего войска, состоящего из числа бывших волжских и присоединенной к ним группы донских казаков (около одной тысячи семей).
В 1736-1737 годах Астрахани постоянно угрожали каракалпаки. Между ними и кочующими в астраханских степях калмыками нередко возникали вооруженные конфликты, и представители калмыцкой верхушки обращались к астраханскому губернатору за помощью. В сложившейся обстановке губернская администрация поддержала инициативу вернувшегося со Шведской войны потомственного астраханского городового казака, полковника Андрея Слободчикова, о создании в Астрахани казачьей воинской части. Согласно указу Правительствующего Сената, в 1737 году была сформирована Астраханская казачья команда из оставленных в городе стрельцов, стрелецких детей и принявших православие калмыков. В ней насчитывалось три сотни человек [1, с. 16; 2, с. 126].
Вскоре неспособные к несению службы калмыки разбежались. С разрешения астраханского губернатора В.Н. Татищева полковником Слободчиковым, возглавлявшим казачью команду, был произведен новый набор. На этот раз в команду вошли «дети казачьи», которые изъявили желание служить. Прием калмыков на службу был прекращен.
В 1742 году В.Н. Татищев обратился в Правительствующий Сенат с ходатайством о создании Астраханского казачьего полка, но только 28 марта 1750 года по Правительственному указу Астраханская казачья команда была переформирована в Астраханский казачий конный полк, насчитывающий пятьсот человек, и создана первая астраханская станица под названием Казачебугровская. Первым командиром полка стал тот же полковник Слободчиков.
Заметим, что в период с 1776 года по 1799 год Астраханское казачье войско существовало только на бумаге как искусственная административная единица, объединявшая казачество Поволжья и Северного Кавказа [3, с. 205-206].
Так, в 1776 году в Астраханское казачье войско вошли: Астраханский казачий полк, Волжское казачье войско, к тому времени переселенное между Моздоком и Азовом, терские казаки и семейные, Гребенское войско, Моздокский казачий полк и Хоперский казачий полк. В 1784 году к Астраханскому казачьему войску присоединили енотаевских казаков бывшей Царицынской линии. В 1786 году гребенские, терские, семейные, хоперские, волгские и моздокские казаки вышли из состава Астраханского войска. А 26 февраля 1799 года было утверждено Положение о преобразовании Астраханского войска в Астраханский казачий полк, то есть эта чисто административная управленческая единица была упразднена [2, с. 126].
К началу XIX века в Астраханском полку уже насчитывалось 1 600 человек. В 1801 году к Астраханскому казачьему полку были присоединены Саратовская, Царицынская и Камышинская казачьи команды, а в начале 1804 года - казаки бывшей Царицынской линии численностью в 400 человек, проживавшие в станицах Александровке, Пичужинской и Дубовке. В марте 1817 года в Астраханский казачий полк были включены шесть орудий конной артиллерии.
Согласно Положению от 7 мая 1817 года, Астраханский казачий полк был преобразован в Астраханское казачье войско, а сам полк поделен на три очереди. При полке сформировали казачью конноартиллерийскую полуроту. К этому времени общая численность казачьего населения в Поволжье составляла около 9 000 человек, из них мужчин насчитывалось около половины. Первым войсковым атаманом Астраханского казачьего войска стал родовитый казак войсковой старшина В.Ф. Скворцов.
После него все атаманы были наказными. Их назначали сверху из числа не казаков. Им приходилось совмещать эту должность с должностью астраханского губернатора. Как известно, войсковое самоуправление у астраханцев вплоть до 1917 года отсутствовало.
Заметим, что дальнейший рост населения Астраханского казачьего войска на протяжении XIX столетия происходил главным образом за счет естественного прироста, хотя в редких случаях войско пополнялось за счет представителей из неказачьего населения, в том числе и калмыков. В 1837 году войсковое население составляло 12 500 казаков и 426 иногородних, большинство из которых были крестьянами. А в 1880 году в Астраханском казачьем войске насчитывалось 23 084 казака и 1 459 иногородних. Средний естественный прирост населения войска составлял 2 %, преобладание женского населения над мужским - 7 % [1, с. 541].
Административным центром астраханского казачества во все времена являлся город Астрахань. В
XVIII веке Астраханский полк находился в подчинении местных гражданских властей - «астраханских правителей, воевод и губернаторов», но уже в 90-х годах этого же столетия полк и все казачье население перешли в ведение Военного министерства. В 1817 году Астраханское казачье войско стал возглавлять атаман, имеющий права губернатора, а с 1880 года - губернатор, имеющий звание наказного атамана. В 1869 году Астраханское войско было поделено на два административных отдела. Первый из них охватывал территорию от Красного Яра до Черного Яра, где располагались низовые станицы. Второй же отдел находился на территории от Царицына до Саратова, где были верховые станицы.
Несение воинской службы астраханскими казаками проходило в очень нелегких условиях. Так, Астраханское войско было весьма малочисленным, разбросанным на больших пространствах. Обеспечение содержания воинских частей вызывало напряжение местного населения. В 60-х годах
XIX века войсковая артиллерия и два полка были упразднены. Действительную службу продолжал нести только один 1-й Астраханский казачий конный полк. Кроме того, в соответствии с новым положением о войске, в случае войны мобилизации подлежали находящиеся на льготном положении казаки старших возрастов. Из их числа и формировались льготные 2-й и 3-й астраханские казачьи полки.
Нельзя не отметить, что изначально перед Астраханским войском ставились следующие задачи: осуществлять колонизацию, обеспечивать внутреннюю охрану Нижнего Поволжья, поддерживать порядок в крае. Основная обязанность астраханских казаков заключалась не в охране рубежей России, а в несении внутренней службы. С этой целью и была сформирована немногочисленная краевая стража для «содержания форпостов по берегам Волги... конвоирования... содержания кордонов против киргиз-кайсаков, содержания воинских команд под калмыцким улусам и в ставке хана внутренней киргизской орды... сопровождения казенного провианта из Астрахани на Кавказ, по Каспийскому морю... полицейских функций в Астрахани и Саратове и уездных городах» [3, с. 207], охраны рыбных и соляных промыслов и т.д.
В 1887 году ситуация изменилась - Нижнее Поволжье находилось достаточно далеко от внешних границ империи, кочевники уже не представляли угрозы оседлому населению, этот край превратился в высокоразвитый и густонаселенный регион России. В создавшейся обстановке для поддержания внутреннего порядка вполне хватало общеимперских полицейских, а потребность в казаках отпала. Астраханский казачий полк был отправлен на службу в Туркестанский военный округ.
С начала XIX столетия Астраханское казачье войско наряду с внутренней несло и внешнюю службу. Так, астраханские казаки принимали участие в Отечественной войне и заграничном походе в составе двух калмыцких полков в 1812-1815 годах, одна сотня Астраханского полка находилась в Персии (1813-1816 гг.), одна сотня астраханцев входила в состав Грузинского корпуса (1816 г.). В 1827 году астраханское казачество участвовало в войне с Турцией в частях Кавказского линейного войска, в 1828 году - в боевых действиях против персидских войск. В 1862-1865 годах ежегодно одна сотня астраханцев командировалась на Кавказ с целью получения боевого опыта, а в 1876-1881 годах одна сотня астраханцев была отправлена в Туркестан. В 1877 году полки астраханцев второй и третьей очереди приняли участие в войне с Турцией. Они были задействованы в боях при Аладже, Гассан-Кала, Деве-Бойну и во время штурма крепости Карс. С 1887 года ежегодно 1-я и 3-я сотни Астраханского казачьего полка направлялись в Туркестан для несения пограничной службы [2, с. 128129].
Итак, превращение казачества в сословие относится к XVIII - первой половине XIX вв. - времени складывания в стране сословного строя в целом. Как справедливо отмечают В.П. Желтова и Н.А. Иванова, «это превращение было связано с утратой казаками своей независимости, с лишением его былых общинно-демократических прав и традиций, с включением казачьих войск в общую систему государственного управления России, с законодательным оформлением специфических обязанностей и прав казаков, их особой социальной функцией в государстве» [4, с. 18].
Проблемы, которые сегодня есть у казачества, однотипны для разных регионов России. Исследование историко-правовых вопросов, касающихся появления и жизнедеятельности на берегах реки Волги астраханских казаков, неразрывно связано с изучением судьбы других ветвей российского казачества (донского, кубанского, терского и др.). Поиск места казачества в сегодняшней России позволит правильно оценить возможности казаков и направить их по верному пути созидания, восстановления и приумножения величия нашей страны. Казакам необходимо обрести духовный стержень и политическую волю, а для этого им нужна прочная нормативно-правовая база.
Неподдельный интерес к правовому положению астраханского казачества в начале XX столетия в настоящее время носит ярко выраженный теоретический и практический характер. Одним из главных факторов, обусловливающих актуальность указанной проблематики, является весьма сложный вопрос о социальном и правовом положении казачества в сегодняшнем российском обществе.
Нельзя не отметить, что новый закон о статусе российского казачества как о государственной службе не вызвал большого восторга у казаков. Они считают, что им вернули имя, но не полномочия. Согласно закону, казачеству разрешено принимать участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охране общественного порядка, пограничной службе. Однако нет подзаконных актов, позволяющих вполне официально выполнять предложенные государством обязанности.
По мнению казаков, новый закон поможет им пополнить свои ряды. Само звание казака снова станет популярным. Ведь после того, как в начале 90-х годов прошлого столетия на попытку казаков заявить о себе как о реальной силе, способной помочь хотя бы в охране общественного порядка, милиция отреагировала довольно настороженно и отказалась от бесплатной помощи, деятельность казачества свелась в основном к возрождению традиций. Интерес людей к некогда почетной службе стал заметно теряться и большая часть ушла в так называемое пассивное казачество.
В настоящее время особых иллюзий по поводу государственного статуса казачество не питает. Казаков признали, но вряд ли это отразится на их материальном положении. Казаки подчеркивают, что в законе не хватает четкости, он слишком размыт. Им разрешили делать то, что уже давно узаконено. До принятия нового государственного акта казакам не запрещалось служить в милиции или пограничных войсках.
Заметим, что при выработке и проведении государственной политики в отношении различных народностей, сословий, особенно в переломные моменты истории, государственные деятели должны проявлять политическую дальновидность, действовать предельно осторожно и предусмотрительно. История свидетельствует, что применение жестких, репрессивных методов вызывает сильное противодействие, приводящее к вооруженному противостоянию и неоправданным жертвам, к расшатыванию российской государственности.
Государственная политика по отношению к российскому казачеству должна строиться на следующих принципах: защита национальных интересов Российского государства и обеспечение его безопасности; всемерное укрепление Вооруженных сил Российской Федерации; гарантия прав и свобод человека и гражданина; свободное волеизъявление граждан при отнесении себя к российскому казачеству; обеспечение права российского казачества на самоорганизацию, самоуправление, участие в решении демографических и миграционных вопросов на местах и в стране в целом; сочетание государственного управления и самоуправления на местах, восстановление традиционных форм самоуправления; свобода выбора казаками конкретного вида государственной и иной службы; сочетание несения государственной и иной службы с хозяйственной деятельностью; государственная поддержка деятельности казачьих обществ; соответствие структуры управления казачьими обществами современным требованиям при учете исторических традиций российского казачества; оказание в установленном порядке помощи казачьим общинам и общественным объединениям российского казачества в сложной работе по возрождению и становлению казачества; сохранение и развитие самобытной культуры, поддержка многовековых казачьих традиций [5, с. 182-183].
На современном этапе развития российской государственности целесообразно более широко использовать накопленный казачеством опыт охраны границ и правоохранительной деятельности. Однако это возможно только при наличии достаточно совершенной нормативной базы, регламентирующей юридический статус казаков; тесном сотрудничестве казачьих общественных формирований с правоохранительными и природоохранительными органами, пограничными войсками; активной разъяснительной и пропагандистской работе по вопросам роли и места казаков в социальной структуре различных регионов в прошлом и настоящем.
Литература
1. Бирюков И.А. История Астраханского казачьего войска. Саратов, 1911. Т. 1.
2. Галушко Ю. Казачьи войска России: Краткий историко-хронологический справочник казачьих войск до 1914 года. М., 1993.
3. Казачьи войска. Xроника. 1992.
4. Желтова В.П., Иванова Н.А. Российское законодательство о казачьем сословии // Проблемы казачьего возрождения: Сб. науч. статей. Ростов н/Д, 1996. Ч. 2.
5. Озеров А.А., Киблицкий А.Г. История современного Донского казачества: Исследования и документы: Монография. Ростов н/Д, 2000.