УДК 347.736.6
Гонорский А. С. студент
Тамбовский государственный технический университет
Российская Федерация, г. Тамбов
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЩЯЮЩЕГО
Аннотация: Арбитражным управляющим является специальным органом, утверждаемый судом. Закон о несостоятельности (банкротстве) содержит специальные требования к арбитражным управляющим. Лицо, обладающее статусом арбитражного управляющего наделено специальными полномочиями. В случае ненадлежащего выполнения свиох обязанностей или допущения нарушений в процедурах банкротства арбитражный управляющий несет ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, арбитражный управляющий, арбитражный суд, правовой статус, независимое управление
Gonorskiy A.S. student
Tambov State Technical University Russian Federation, Tambov
LEGAL STATUS OF ARBITRATION MANAGER
Abstract: Arbitration manager is a special body approved by the court. Insolvency (bankruptcy) law contains special requirements for arbitration managers. A person with the status of an arbitration manager is endowed with special powers. In the event of improper performance own commitments or violations in bankruptcy proceedings, arbitration manager shall be liable in accordance with applicable law.
Keywords: insolvency, bankruptcy, arbitration manager, arbitration court, legal status, independent management.
Арбитражное управление составляет основное содержание института банкротства. Арбитражный управляющий реализует процедуру банкротства. Один из ключевых моментов, разъясняющих необходимость назначения независимого управляющего, то, что руководители предприятия-должника вряд ли обладают необходимыми знаниями законодательства, практики банкротства, а также особых коммерческих соображений, учитываемых при функционировании предприятий в
условиях несостоятельности, в то время как профессиональный независимый управляющий должен обладать подобными знаниями и опытом деятельности в области несостоятельности. Кроме того, поскольку прежние руководители предприятия-должника уже потерпели неудачу, можно предположить, что они неспособны внести в управление предприятием изменения, необходимые для восстановления его платежеспособности.
Также в пользу системы независимого управления говорит и тот факт, что назначение независимого профессионального управляющего делает более вероятным обнаружение фактов ненадлежащего управления предприятием, включая умышленную или фиктивную несостоятельность.
Статьей 20 Закона о банкротстве определено, что арбитражным управляющим признается гражданин РФ, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Тем не менее на арбитражного управляющего на различных стадиях банкротства могут быть возложены или возлагаются функции руководителя должника, т.е., по сути, арбитражный управляющий становится еще и исполнительным органом должника.
Арбитражный управляющий получает вознаграждение за счет имущества должника, если иное не установлено собранием или соглашением кредиторов. Размер вознаграждения утверждается определением или решением арбитражного суда. На практике судьями арбитражных судов, а главное - кредиторами неоднократно отмечались ситуации, когда до 100% денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы, были направлены не на удовлетворение требований кредиторов, а на содержание управляющих и его команды8. К сожалению, как отмечает Беркович Н.В., такого рода злоупотребления носят не единичный, а массовый характер9. Именно поэтому необходимо на законодательном уровне решить вопрос о пределах расходов арбитражного управляющего и его команды, которые они получают от реализации конкурсной массы (например, не более 10% от денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы).
В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий или конкурсный управляющий) -гражданином РФ, утверждаться арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Федеральным законом полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.
8 Машкина Т.И. О некоторых вопросах практики применения Закона «О несостоятельности (банкротстве)» Арбитражным судом Красноярского края // Вестник ВАС РФ. 2011. №10. С. 121
9 Беркович Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения // Право и экономика.2044. №11. С.21
Арбитражный управляющий должен: иметь высшее образование; иметь стаж руководящей работы не менее чем за два года в совокупности; сдать теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; пройти стажировку сроком не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; являться членом одной из саморегулируемых организаций (СРО); обладать специальными знаниями; не управлять делами должника в течение последних трех лет; не являться заинтересованным лицом в отношении должника или кредиторов; не быть дисквалифицированным лицом; не иметь судимостей; заключить договор страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.
СРО - это некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами РФ, включена в Единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, целями которой являются регулирование и обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности ее членами -арбитражными управляющими. Тем не менее введение саморегулируемых организаций породило множество вопросов, в частности, кто будет выступать в качестве учредителя этих организаций, кто их должен финансировать, на каком основании будут приниматься в эти организации арбитражные управляющий и т.д.
Также, поскольку прямо не определена организационно-правовая форма, в которой может быть зарегистрирована некоммерческая организация, представляется, что исходя из определенных Федеральным законом «О некоммерческих организациях» организационно-правовых форм некоммерческих организаций СРО не может быть создана в форме религиозного объединения, фонда, государственной корпорации, учреждения, автономной некоммерческой организации, объединения юридических лиц. Соответственно, СРО может существовать исключительно в форме некоммерческого партнерства.
Саморегулируемая организация создает условия независимости производства по делу о банкротстве от внешнего влияния заинтересованных лиц путем устранения личностного фактора из отношений «кредитор -арбитражный управляющий». Арбитражный управляющий на различных стадиях процедуры банкротства может выступать в качестве временного управляющего, внешнего управляющего и конкурсного управляющего. Права и обязанности, общие для всех трех видов, установлены в ст. 24 Закона о банкротстве. Права и обязанности для каждого вида управляющего в зависимости от той стадии, на которой находится процедура банкротства, определены в ст. 66, 67, 83, 99, 129 Закона. Так, арбитражный управляющий имеет право:
- создавать собрание кредиторов (комитет кредиторов);
- предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных Законом;
- обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе: о запрете совершать без его согласия сделки, о передаче ценных бумаг, валютных ценностей и иного имущества на хранение третьим лицам, а также об отмене таких мер;
- заключать от имени должника мировое соглашение;
- заявлять отказ от исполнения договоров должника;
- предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Законом о банкротстве предусмотрены и иные полномочия, переданные арбитражным управляющим. Таким образом, все положения Закона свидетельствуют о том, что арбитражный управляющий является ключевой фигурой при проведении процедуры банкротства.
Объектом прав и обязанностей арбитражного управляющего является имущество, находящееся в собственности должника. Поскольку в управление передается все имущество и все права, даже неизвестные и те, которые возникнут в будущем, переход имущества в арбитражное управление происходит путем наделения арбитражного управляющего правами единоличного исполнительного органа должника на основании закона.
Для совершения сделок с имуществом должника обязательным условием является получение этого имущества во владении управляющего. Передача соединяет субъекта с имуществом. В судебном акте о назначении арбитражного управляющего рекомендуется предписывать передачу предприятия как имущества управляющему.
Фактическая передача предприятия управляющему предполагает возникновение у него вещного права - права владения. Арбитражный управляющий как самостоятельный субъект приобретает признак у) добросовестного приобретателя имущества должника, т.е. он является законным владельцем, в том числе и того имущества, которое приобретено должником незаконно. Права арбитражного управляющего можно отнести к ограниченным вещним правам, не отрицая их обязательную природу.
Арбитражный управляющий является не столько добросовестным приобретателем, сколько добросовестным продавцом имущества, находившегося во владении должника. Сделка по отчуждению имущества, совершенная управляющим, прерывает цепь следующих друг за другом ничтожных сделок, недействительных вследствие ничтожности начальной сделки. Реализация кредиторами права в порядке п. 11 ст. 142 Закона о
банкротстве, согласно которому кредиторы, требования которых не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к лицам, незаконно получившим имущество должника, не может быть основана на сделке управляющего, совершившего добросовестное отчуждение имущества, находившегося в собственности у должника по ничтожным основаниям.
Обязательства управляющего состоят не в совершении конкретных отдельных действий правового либо фактического характера, а в осуществлении комплексного управления должником. Управление представляет собой не конкретные сделки и фактические действия, а в целом деятельность по управлению имуществом. В законе не могут быть определены и указаны конкретные виды действий управляющего. Арбитражным управляющим не может быть государственный служащий, и арбитражное управление не может быть государственный служащий, и арбитражное управление не может быть государственной функцией, поскольку деятельность должностных лиц осуществляется только в форме действий, прямо предусмотренных законом. Возможность определения лишь предельных рамок действий арбитражного управляющего обусловливает то, что арбитражное управление осуществляется единолично.
На арбитражных управляющих могут быть возложены следующие меры ответственности и ограничения:
Неисполнение или ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, утвержденных саморегулируемой организацией, членом которой он является - исключение арбитражного управляющего из данной саморегулируемой организации и отстранение арбитражным судом от исполнения своих обязанностей на основании заявления саморегулируемой организации (пункт 2 статьи 25 Закона);
Арбитражный управляющий, причинивший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения требований Закона убытки должнику, кредиторам, иным лицам, не может быть утвержден арбитражным управляющим до полного возмещения таких убытков;
Иные меры ответственности и ограничения, предусмотренные действующим законодательством.
Открытие конкурсного производства требует отчета конкурсного управляющего перед собранием кредиторов о реальном положении дел должника. В начале конкурсного производства отчет строится на документах и информации, полученных от временного управляющего. Норма о сроках отчета конкурсного управляющего перед собранием кредиторов является диспозитивной и может быть изменена собранием или комитетом кредиторов в части увеличения периода отчета.
Цели конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов и ликвидация предприятия-должника. Данную процедуру реализует конкурсный управляющий, назначенный арбитражным судом. В современных условиях арбитражное управление является наиболее радикальной и эффективной формой решения антикризисных задач в условиях экономического развития. Именно оно призвано обеспечить безопасность предпринимательства при процедуре банкротства. По существу, арбитражные управляющие - это менеджеры с углубленными знаниями в области юриспруденции, экономики, финансов, маркетинга и других специальных отраслей.
Использованные источники:
1. Першин А.П. Об арбитражном управлении при судебной процедуре банкротства. Современное право.2012. №4. С. 14;
2. Осадчая Н.В. О правовом статусе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих // Законодательство и экономика. - М., 2004, № 11. - С. 61-64;
3. Машкина Т.И. О некоторых вопросах практики применения Закона «О несостоятельности (банкротстве)» Арбитражным судом Красноярского края // Вестник ВАС РФ. 2011. №10. С. 121;
4. Беркович Н.В. Реформа законодательства о банкротстве: итоги, проблемы, решения // Право и экономика.2044. №11. С. 21;
5. Ефимова В.В. Роль арбитражного управляющего в процедуре банкротства// Право и экономика. 2014. №12. С. 25;
6. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 08.06.2020) // «Российская газета». - 2002. - № 209-210 (3077-3078).