ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2017. № 5
г. м. давидян, кандидат юридических наук, доцент кафедры истории
государства и права юридического факультета МГУ*
правовое оформление крестьянского сословия в первой половине XVIII в.
Статья посвящена формированию сословия крестьян в России в первой половине XVIII в. С этой целью издавались нормативно-правовые акты, унифицирующие статус крестьян путем как введения новых налогов, так и ревизий и переписей. Именно в этот период происходит наполнение содержания крепостного права в России: крестьян лишают права заключать договоры и вступать в иные имущественные отношения. Государство перекладывает «заботу» о бедных и больных крестьянах на владельцев земель.
Ключевые слова: крестьяне как сословие, крепостное право, подати, подушный оклад.
The article is devoted to the creation of the peasant class in XVIII century in Russia. A number of laws and orders were enacted to achieve this goal, including those that regulated their status by new taxes, audits and obligatory census. In the first half of the XVIII century the serfdom law in Russia is starting to rapidly develop: the peasants are banned from entering into contacts of any other civil legal obligations. The state gives the "duty of care" after the poor and ill peasants to those who own the land that they live on.
Keywords: peasants as a class, serfdom Law, chiefs, chevage.
Богатейшая история Российской империи XVIII в. преподносит исследователям кардинальные изменения в организации государственного управления и правовой системы. Большое значение среди всех государственно-правовых явлений имеет формирование сословий в течение всего века. Из всех четырех сословий (дворянства, духовенства, крестьян и горожан), казалось бы, меньше всего изменений можно было ожидать в статусе крестьян. Закрепощенные окончательно по Соборному Уложению 1649 г., они потеряли все права и ничего нового в их статусе изменить было нельзя. Так ли это?
Как свидетельствует анализ нормативно-правовых актов первой половины XVIII в., не все было так просто.
Во-первых, далеко не все крестьяне в России к первой половине XVIII в. были крепостными. Во-вторых, даже закрепощенные, кре-
стьяне имели пусть и небольшую гражданско-правовую дееспособность; к середине XVIII в. могли вступить на военную службу, заниматься торговлей, могли подавать жалобы на своих помещиков, были субъектом уголовного права.
Соответственно, для формирования крестьян как сословия правительство должно было как минимум окончательно лишить крестьян оставшихся прав, а как максимум — унифицировать различные категории крестьян в единое целое. Первое, очевидно, было гораздо проще сделать, чем второе. Отменившее лишь срок сыска беглых крестьян, Соборное Уложение 1649 г. не определило в целом содержание крепостного права. Это сделали нормативно-правовые акты первой половины XVIII в.
Формирование крестьянства как сословия в рассматриваемый период происходит по разным направлениям: унификация правового статуса разных категорий крестьян путем введения единых налогов и сборов, лишение их оставшихся прав и свобод, увеличение количества сословия за счет новых категорий крестьян и иных свободных "незанятых" подданных.
К XVIII в. в Российской империи сформировались следующие категории крестьян:
1) частновладельческие (с начала XVIII в. — помещичьи),
2) монастырские (их называли церковные, архиерейские и т. д.),
3) дворцовые (находящиеся под управлением центральных органов
управления),
4) черносошные (государственные или казенные)1.
В начале XVIII в. среди государственных крестьян выделяется новый разряд — однодворцы.
Будучи потомками московских служилых людей, они были поселены на окраину государства (преимущественно южную) для защиты границ от набегов инородцев2. С этой целью они формировали ряды ландмилиции, расходы на содержание которой выплачивались из подушных денег однодворцев.
В 1724 г. был издан указ, согласно которому однодворцы были положены в подушный оклад3. Однодворцы, конечно, пытались доказывать, что они относились к разряду служилых и подушную подать они не должны платить. Тогда Сенатский указ 21 сентября 1724 г. окончательно определил, что все однодворцы, кроме служивших в московских и городовых дворянах, должны быть положены
1 История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. М., 1983. Т. 3.
С. 16.
2 Латкин В. Н. Учебник истории русского права периода империи (XVПI—XIX вв.). М., 2004. С. 169.
3 ПСЗРИ. Собр.1. Т. 7. № 4569.
в подушный оклад4. Кроме подушной подати однодворцы должны были платить и четырехгривенный сбор, впоследствии названный оброчной податью5. Имущественные права этих крестьян были весьма своеобразны. За ними признавалось право собственности на землю, однако не индивидуальное, а коллективное6.
Но, несмотря на такую форму собственности, однодворцы продавали принадлежащие общине земельные участки. Вот почему Указ 1727 г.7 запрещает «посторонним владельцам» покупать земли однодворцев. Свидетельством неисполнения этого указа может служить Межевая инструкция 1766 г., повторно запретившая продажу земель однодворцев посторонним лицам8.
Сенатский указ 21 октября 1737 г., повторно запретив сделки с однодворческими землями (продажу, заклад), определяет порядок наследования этих земель9. Земли умерших однодворцев переходили их детям по жребию. В случае отсутствия детей в наследство в установленном порядке вступали близкие родственники. Наследникам переходили не только права, но и обязанности однодворцев — они должны были платить подушную подать и нести службу в ландмили-ции. Правда, не совсем понятно, как решалась судьба наследников, проигравших жребий.
Важной особенностью данного периода является появление новой категории крестьян — посессионных. Они, безусловно, появились еще раньше, однако именно в этот период законодательно оформлялись их права и обязанности, особенно податные.
В первой четверти XVIII в. многие нормативно-правовые акты определяли порядок закрепления крепостных крестьян к заводам.
Крестьян старались приписывать большими дворами: например, к Верхотурским Лялинским заводам сразу прикрепили 100 крестьянских дворов10. Крестьяне на заводы шли без особого удовольствия. Для того чтобы заинтересовать их, правительство предлагало некоторые льготы: например, крестьян, прикрепленных к Нарочинским заводам, освобождали от рекрутского набора и подушный налог взимали с «заводских сумм в счет зарабатываемых ими денег»11. По Указу 1737 г. крестьяне, приписные к заводам, освобождались от поставки
4 Там же. № 4570.
5 Латкин В. Н. Указ соч. С. 169.
6 Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д., 1995. С. 552.
7 ПСЗРИ. Собр.1. Т. 8. № 5138.
8 Латкин В. Н. Указ соч. С. 170.
9 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 10. № 7408.
10 Там же. Т. 7. № 4742.
11 Там же. № 4913.
лошадей для армии12. Однако, несмотря на все эти льготы, крестьян приходилось «прикреплять» к заводам.
Причин нежелания крестьян работать на заводах много: привыкшие к земле крестьяне с трудом отрывались от любимого занятия; условия труда на заводах в этот период были гораздо тяжелее, чем на привычных для них земельных работах; если активный период сельскохозяйственных работ длился несколько месяцев, то на заводах надо было работать целый год.
В Резолюции кабинет-министров на доношение Генерал-берг-директориума 1737 г. подчеркивается, что «по Генеральным расположениям с заводского ведомства не токмо лошадей, но и рекрут никогда не отсылается»13. Однако Именной указ 1738 г. устанавливает, чтобы от рекрутского набора были освобождены те крестьяне, которые обучены «разным мастерствам»14. Простые рабочие, по всей вероятности, могли быть призваны в рекруты.
Если на горные, рудниковые предприятия отбирались крестьяне без особых требований, то для Адмиралтейства с целью постройки кораблей Именной указ, данный Сенату в 1739 г., выдвигал требование отобрать крестьян «добрых здоровых и нестарых», преимущественно от 35 до 40 лет. При этом этих крестьян отбирали вместе с семьей для снижения податного бремени других крестьян15.
В том случае, когда заводы продавались в частные руки как иностранцам, так и российским компаниям либо подданным, то правительство уже не поощряло привлечение крестьян «целыми волостями» к заводским работам, а указывало покупать себе новых либо находить вольных людей для этих целей16.
Прикрепленные к заводам крестьяне платили только подушный налог. При этом подушный налог иногда взыскивался с заводов из сумм, «заработанных крестьянами»17, а иногда этот налог оплачивали органы государственного управления, например, из доходов берг-директориума18.
Если одни крестьянские разряды появлялись, то другие исчезали. Например, монастырские или церковные крестьяне исчезнут к концу данного периода в связи с секуляризацией церковных земель окончательно. Эти крестьяне сидели на архиерейских, монастырских и иных землях соборов и церквей, которые с начала XVIII в. перешли
12 Там же. Т. 10. № 7178.
13 Там же.
14 Там же. № 7684
15 Там же. № 7861.
16 Там же. № 7756.
17 Там же. Т. 7. № 4913.
18 Там же. Т. 10. № 7384.
под управление Монастырского приказа. Налоги, собираемые с монастырских крестьян, шли частично на покрытие церковных расходов, частично — на покрытие государственных. Монастырские крестьяне составляли одну из немногочисленных групп крестьян XVIII в. — около 1 млн19.
С этих земель, управляемых приказчиками и старостами, налоги собирались часто по установленным обычаям, а иногда и по «рядной памяти» — по договорам между крестьянами и монастырем, фиксирующим размер и форму налогов, собираемых с крестьян20.
Среди мероприятий, которые могли бы привести к формированию целого крестьянского сословия, можно выделить процесс увеличения количества крестьян путем записи в крестьянство свободных людей.
В начале XVIII в. особенно активно начали отыскивать беглых и бродячих людей и записывать их к помещикам. Более молодых и здоровых записывали на военную службу. Если помещики не соглашались принимать бродяг и беглых, то их выселяли в Сибирь21.
С 1729 г. в подушный оклад стали записывать и «кабальных людей». И если даже их призывали в солдаты или в матросы, то до службы они записывались к определенным помещикам. Помещики могли, конечно, по своему усмотрению отпускать на волю этих людей, но подушный оклад все равно приходилось платить и даже за вольноотпущенных.
Упорядочение и систематизацию правового статуса крестьян в качестве основной цели преследует также Сенатский указ от 5 ноября 1744 г «О распределении людей, сказывающихся при переписи бобылями и непомнящими родства»22. Таковых бобылей и непомнящих родства людей записывали за посадом в случае, если они занимались торговлей и ремеслом; в противном случае записывали в дворцовые и государственные слободы к помещикам на фабрики. Особый интерес представляет Сенатский указ от 26 ноября 1745 г.23 Здесь четко видим, что правительство от мер убеждения переходит к серьезным санкциям за прописку и утайку крестьян. За утайку крестьян помещиков штрафовали на 10 рублей, а крестьян — в случае доноса о такой утайке, и если они к таковой отношение не имели, то награждали этими же 10 рублями, а в редких случаях даже могли освободить крестьян. Изданный раннее 2 апреля 1744 г. указ предусматривает жесткие санкции и для крестьян, участвующих в утайке неучтенных
19 Латкин В.Н. Указ соч. С. 173.
20 История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. Т. 3. С. 157.
21 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 8. № 5441.
22 Там же. № 9061.
23 Там же. Т. 12. № 9229.
крестьян24. Крестьян за это били кнутом, штрафовали. В случае, когда однодворцы скрывали беглых, то вся деревня подвергалась материальной ответственности: «штрафу и различным пошлинам».
Особое внимание правительства занимали раскольничьи слободы, в которых проводились специальные проверки и переписи25. В Сенатском указе от 15 февраля 1761 г. указывается, что живущие в слободах на границе с Польшей раскольники переводят через границу беглых крестьян, а потом последние возвращаются к ним в слободы как раскольники, хотя никогда таковыми не были. Проживая там, они платят подушные платежи Польше, шпионят и т. д. Вот почему для этих слобод нужна была особая переписка.
По официальным данным, которые по меткому выражению Ключевского, всегда отставали от действительности, с 1719 по 1727 г. число беглых достигло 200 тыс.26 Однако все вышеупомянутые мероприятия правительства были как бы «точечными» и, судя по тому, что повторялись из года в год, были не очень эффективными.
Более результативными стали массовые мероприятия: ревизии населения и межевание земель.
Первая подушная ревизия мужского податного населения 1719— 1727 гг. обнаружила утайку почти 25% неучтенных крестьян, и, по всей вероятности, эти цифры тоже далеко не окончательные27.
Вторая ревизия была проведена по Инструкции Елизаветы Петровны от 16 декабря 1743 г.28 Согласно Инструкции, необходимо было проверить все составленные уже сказки дворцовых, государевых, синодальных, архиерейских, монастырских, церковных и помещичьих «вотчин, в селах, в деревнях, а также в городах и уездах однодворцев». Крестьяне, рожденные после переписи и не засвидетельствованные нигде, считались утаенными и за них землевладельцы должны были платить подушные деньги и иные платежи «за все годы», чтобы впредь от подушного оклада таить никому было неповадно. Выявленные беглые крестьяне подлежали возвращению к бывшим помещикам в случае, если их обнаруживали при переписи мастеровых и работников заводов и фабрик. Разночинцам, незаконнорожденным, людям боярским с паспортами (т. е. отпущенным), также было необходимо записаться либо при торговых промыслах в посад, либо на воинскую службу. Переписи подлежали также иноверцы, но в особом порядке. Отсутствие четких границ земель помещичьих, дворцовых и монастырских не только затрудняло сбор
24 Там же. № 9140.
25 Там же. Т. 15. № 11205.
26 Ключевский В. О. Русская история. М., 2000. С. 714.
27 История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. Т. 3. С. 17.
28 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 10. № 8836.
подушного оклада, но и зачастую провоцировало «ссоры и драки, смертные убийства» как между собственниками земли, так и между управителями. Императрица Анна Иоанновна Именным указом от 28 июня 1731 г. попыталась упорядочить землевладение, приказав послать во все губернии и провинции межевщиков29. Офицеры, которые были призваны проводить межевание и собирать налоги, не были специально обучены, была серьезная неразбериха в купчих и закладных.
Очевидно, это и стало причиной принятия детально разработанной Межевой инструкции 1754 г.
И хотя Межевая инструкция 1754 г. преследовала цель упорядочить землевладение, тем не менее это упорядочение в свою очередь повлияло на систематизацию правового положения крестьян во второй половине XVIII в30.
Четко очерчивая границы землевладения и устанавливая права землевладельцев, данная Инструкция ограничила круг лиц, имеющих право владеть крестьянами. Например, согласно п. 2 гл. 14 данной Инструкции, все выморочные земли отбираются у их владельцев вместе с крестьянами и записываются на Ее Императорское Величество31. При этом по данной Инструкции запрещается продажа крестьянских участков не только посторонним, но и самим крестьянам32.
В развитие идей по унификации правового статуса крестьян были изданы указы, ограничивающие занятие крестьян иными видами деятельности, а также ограничивающие круг лиц, имеющих право владеть крестьянами.
Очень значимым в связи с ограничением круга лиц, владеющих крестьянами, стал Сенатский указ от 14 марта 1746 г. «О непокупке купцам и прочим разночинцам, состоящим в подушном окладе, людей и крестьян» 33. По данному акту людей и крестьян не могли иметь не только купцы, но и все иные «разночинцы», положенные в подушный оклад. Судя по Указу, наличие в собственности крестьян и других людей у иных положенных в оклад было очень распространено. Кто-то покупал иноверцев, кто-то незаконнорожденных детей, у некоторых купцов, не имеющих заводов и фабрик, тем не менее обнаруживали целые деревни либо крестьян без земель. Поэтому Указ устанавливает людей, не имеющих право покупать впредь крестьян и земли, а тем, кто незаконно владеет, — либо передать все в государ-
29 Там же. Т. 8. № 5793.
30 Там же. Т. 14. № 10192.
31 Там же.
32 Новицкая Т. Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII века. М., 2005, С. 145.
33 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 12. № 9267.
ственные земли, либо прикреплять людей к казенным заводам. Однако, несмотря на то, что лицам, не имеющим право, было «накрепко запрещено» владеть людьми и крестьянами, вероятно, на практике не просто было отбирать земли и крестьян. Вот почему Межевая инструкция 1754 г. подтверждает необходимость «подлинности прав» землевладельцев на земли и на людей, живущих на этих землях.
Однако для купцов делали исключение с учетом необходимости развития промышленности и торговли или просто поддержания земель и крестьян. Например, по Указу от 25 марта 1753 г. купцам разрешают крепости по землям с крестьянами заключать, «ибо от разброду те черносошных крестьян земли еще до прежней ревизии» были пусты34.
В свою очередь Указ от 13 февраля 1747 г. позволяет всем крестьянам, занимающимся торгом и промыслом, записываться в купечество и жить в посадах и слободах35. Условиями для записи в купечество и закреплением за посадом были наличие домов, лавок, дворов и заводов в городах, а также наличие таможенных деклараций о торговле в год от 300 до 500 рублей.
С 1762 г. запись в купечество для дворцовых, церковных и помещичьих крестьян серьезно осложняется. По Указу от 31 января 1762 г. всех этих крестьян в купечество записывали только при наличии «указных отпускных и увольнительных писем» от властей и помещи-ков36. Причиной принятия этого указа стало то, что некоторые крестьяне, записанные в купцы по специальной челобитной в контору главного магистрата платили только три рубля в год, не выплачивая «рекрутские накладки» и иные повинности.
Интересной является проблема привлечения крестьян к военной службе. В первой четверти XVIII в. стали в армию и во флот записывать беглых и бродяг, если нельзя было установить, к каким помещикам эти крестьяне приписаны37. С другой стороны, государство разработало социальные меры по расселению и оказанию помощи отслужившим солдатам, матросам и офицерам. Например, в резолюции кабинет-министров на сообщение Сената от 15 февраля 1739 г. предусматривается помощь тем солдатам, которые еще в состоянии «жениться и домы свои содержать»38. Данная резолюция ссылается на Указ 27 декабря 1736 г., который также предусматривал порядок оказания социальной помощи отставным рядовым и унтер-офицерам. Этих отставных военных данный указ предполагал селить близ
34 Там же. Т. 13. № 10082.
35 Там же. Т. 12. № 9372.
36 Там же. Т. 15. № 11426.
37 Там же. Т. 8. № 75441
38 Там же. Т. 10. № 7757.
границы Казанской губернии и «в прочих пустых местах». Резолюция 1739 г. более детально устанавливает порядок оказания помощи отставным рядовым и офицерам для их дальнейшего устройства. Ведь к 1738 г. неустроенных офицеров и рядовых было по не очень точным данным 4152 человека.
В течение двух лет после поселения бывшие солдаты и офицеры должны были обеспечиваться солдатским провиантом, пока их урожая будет достаточно для прокормления. Семена для начала работ также выдавались государством.
Если простых офицеров и рядовых можно было приписывать к земле, отставных обер- и унтер-офицеров из дворян определяли в управители «дворцовых волостей»39.
По всей вероятности, такая социальная политика государства, а также ограничения прав крестьян стали причинами того, что «крестьяне толпами уходили от помещиков и добровольно просились в военную службу»40.
Реакцией императрицы Елизаветы Петровны на это стал Именной указ 2 июля 1742 г. о запрете крестьянам подавать челобитные «Ея Императорскому Величеству» о записывании их на военную службу41.
Для предотвращения этого Указ 1742 г. устанавливает жесткие санкции для убежавших крестьян. В случае, если они убегали толпами, указ предусматривал бить их кнутом, а наиболее дерзких — сослать в Сибирь на «казенные заводы на вечно»42. А если крестьяне челобитные подавали порознь, то, вероятно, в силу их меньшей общественной опасности должны были быть наказаны только плетьми.
По Указу от 13 декабря 1760 г. помещики получили право отправлять в Сибирь для заселения в удобные для «хлебопашества» ме-ста43. При этом помещикам можно было выбирать тех, кто отличался «непристойными продерзостями» — пьянством, воровством. Помещик имел право посылать в Сибирь крепостных с женами и детьми и за последних получал деньги. В дополнение к этому указу 15 марта 1761 г. издается другой — Сенатский указ, позволяющий помещикам высылать не только крестьян, причиняющих «беспокойство» своим поведением, но и крестьян, уже наказанных помещиками за дерзости кнутом44. Однако закон предъявляет определенные требования к таким крестьянам: им должно быть не более 45 лет, они должны быть работоспособны и не увечены из-за наказаний.
39 Там же. № 7947.
40 Беляев И. Д. Крестьяне на Руси. М., 2002. С. 356.
41 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 11. № 8577.
42 Там же. № 8577.
43 Там же. Т. 9. № 9832.
44 Там же. Т. 15. № 11216.
Унификации статуса крестьян способствовало также лишение их последних остатков правосубъектности.
В 1730 г. крестьянам было запрещено приобретать недвижимые имения45, в 1731 г. — вступать в подряды и откупа46. По Указу от 12 марта 1734 г. крестьянам запрещается заводить суконные фаб-
рики47.
Последующим Указом от 1 февраля 1751 г. правительство устанавливает запрет давать дворцовым крестьянам, «посланным для хождения за делы, за оказавшимися от них, как выше значит, за очными воровскими выборами, денег в заем ... и векселями и другими письмами не обязывались», в связи с тем, что многие «плуты беглые и подозрительные» занимались мошенничеством и обременяли своим плутовством не только дворцовых и иных крестьян, но и купече-
ство48.
А вот Указ 1761 г., окончательно запретив крестьянам «обязываться векселями и вступать в поручительство», безусловно, преследовал цель лишения крестьян гражданской правоспособности, вернее — ее остатков49.
Серьезным, даже, пожалуй, основным вопросом в отношении крестьян как податного сословия и производителя основных жизнеобеспечивающих благ, конечно, был вопрос налогообложения. Порядок сбора и систематизации налогов в Государственную казну подробно рассматривается в регламенте камер-коллегии от 23 июня 1731 г.50
Серьезной попыткой записи в подушный оклад всех категорий крестьян стал Манифест 16 ноября 1737 г., изданный при царствовании государыни Анны Иоанновны 51. По этому Манифесту в подушный оклад должны были быть записаны «купецкие и кабальные люди, иноземцы, незаконнорожденные, дворцовые, синодальные, архиерейские, монастырские, помещичьи крестьяне» и др. Отсутствие нужного количества крестьян, записанных за помещиком, тяжелым бременем ложилось на других из-за круговой поруки по окладу. Крестьян зачастую скрывали сами помещики. Во избежание такого беспорядка Манифест установил, чтобы все не записанные крестьяне были переписаны, а их списки — опубликованы. Такие крестьяне должны были оплачивать подушные деньги с момента лишь их записи в по-
45 Там же. Т. 12. № 9257.
46 Там же. Т. 13. № 9668.
47 Там же. Т. 9. № 6551.
48 Там же. № 9832.
49 Там же. Т. 15. № 11204.
50 Там же. Т. 8. № 5789.
51 Там же. Т. 10. № 7438.
душные списки. Помещикам разрешалось без всяких санкций объявлять о крестьянах, находящихся у них, для записи в подушный оклад. Срок для объявления таких крестьян для помещиков, приказчиков и управителей иных земель закон устанавливает до июля 1738 г. После этого срока при утайке крестьян собственники земли или должностные лица должны подвергаться штрафу и оплате подушных денег как за крестьян, так и за их детей.
Однако ни этот Регламент, ни последующие разнообразные изменения в порядке, количестве, системе сбора налогов не смогли окончательного упорядочить сбор налогов и по этому критерию унифицировать крестьян. Правительство само часто нарушало порядок сборов, назначая сбор тех или иных налогов больше или меньше установленного. Подати были разнообразны, ведь жили крестьяне в разных климатических и земледельческих условиях, да и помещики порой меняли подати по своему усмотрению, хотя не всегда имели право это делать.
Важное значение для унификации категорий крестьян имел Сенатский указ 12 октября 1760 г. «О положении казенных крестьян в рублевый оклад, для уравнения против дворцовых, синодальных и помещиковых крестьян, сверх настоящего семигривенного подушного сбора». По данному указу все крестьяне, кроме однодворцев и посессионных, должны были платить подушный оклад в размере рубля. Как и многие другие, этот указ был продублирован аналогичным актом 19 марта 1761 г. «О защищении черносошных крестьян от излишних сборов»52, по всей вероятности, потому, что на местах продолжали взыскивать с «безгласного народа излишние поборы».
Еще одним тяжелым бременем на крестьян ложилась рекрутская повинность, от которых крестьян могли освобождать в исключительных случаях. Например, по Сенатскому указу 7 июля 1726 г. от рекрутской повинности были освобождены крестьяне, прикрепленные к Нерчинскому заводу, так как в том «безлюдном» и дальнем месте сложно было находить иных желающих работать 53. В рекруты, как было указано выше, не брали тех крестьян, прикрепленных к заводам, которые были обучены «мастерствам». Или же от рекрутского набора были освобождены «сокольи помытчики», так как их деятельность по ловле птиц была необходима государству не мене, чем военная служба54. Однако они вовсе не освобождались от этой повинности полностью. Просто им она была заменена денежной компенсацией, как малопоместным крестьянам.
52 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 15. № 11220.
53 Там же. Т. 7. № 4913.
54 Там же. Т. 10. № 7851.
6 октября 1737 г. был принят Именной указ, позволяющий помещикам отдавать крестьян за свои деревни55. Обязанность обеспечивать рекрутский набор ложился на землевладельцев, обладающих 20 душ (мужского пола) и выше. При этом в рекруты они могли выставить как своих крестьян, так и купленных людей.
Согласно резолюции Кабинета Министров от 18 декабря 1739 г. для отдачи в рекруты крестьян и «людей» могли покупать и купцы56. Этот акт был принят несмотря не предыдущий запрет купцам покупать вотчины и крестьян. При этом для купцов существовали небольшие ограничения: крестьян можно было покупать только у помещиков, владеющих крестьянами не менее 50 душ.
А вот с 1740 г. крестьяне дворцовые, синодальные, архиерейские, монастырские и вотчинные не могли покупать людей для отдачи в рекруты. Для них это повинность становится личной.
Рекрутская повинность была одной из тяжелых и нежелательных. Туда отдавали пьяниц, бездельников, бунтарей и ненужных крестьян. Свидетельством тому являются многие внутренние инструкции по управлению поместьями, которые устанавливали, отдавать в рекруты не занимающихся промыслами крестьян, «обращающихся в гульбе», воров. Например, Ф. Вольф приказывал отдавать в рекруты тех, кто к «хлебопашеству ленивы, а в солдаты годны, да и праздно шатающихся»57.
От рекрутской повинности можно было откупиться — выкупить рекрутскую квитанцию. Но большинство крестьян не имели такой возможности. Иногда помещики предоставляли им деньги взаймы, для выкупа рекрутской квитанции с тем, чтобы крестьяне их возвращали после сбора урожая.
С другой стороны, государство делает какие-то попытки заботиться о самом многочисленном сословии. Например, по Сенатскому указу 11 января 1728 г. от податей были освобождены нищие, престарелые, не имеющие детей, так как последние не имели никаких земель, дворов и, как правило, находились на государственном со-держании58.
Согласно Указу Правительствующего Сената от 6 февраля 1746 г. престарелых и немощных крестьян должны были определять «в богадельни, а одиноких, которые могут себя питать и государственные подати платить работою своею, хотя они и родственников не имеют,
55 Там же. № 7394.
56 Там же. № 7973.
57 Тихонов Ю. Н. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и ХУШ веков. М., 2005. С. 387.
58 ПСЗРИ. Собр. 1. Т. 8. № 5228.
надлежит их на той линии приписывать к таковым же однодворцам семейным»59.
Кроме собственных усилий, государство также обязывало помещиков заботиться о крестьянах, особенно в голодное время, «не допуская их до нищенства». Такие указы издавались, как правило, в периоды голода, вызванного неурожаем или прочим «хлебным недо-родом»60.
В случае, если помещики вопреки существующим и изданному актам не заботились о крестьянах, они подвергались взысканиям.
Другой формой «социальной заботы» правительства стало переселение крестьян с земель разорившихся помещиков на казенные земли, «дабы оные за неимением земли не могли впасть в какие худые поступки, а престарелые по миру не ходили». Вопреки устоявшейся практике продажи таких крестьян, Указ Правительствующего Сената от 1 ноября 1760 г. обязывает Канцелярию конфискации, «снесшись» с Камер-коллегией, перенести крестьян с конфискованных земель на казенные, определив последних либо на пашню, либо на оброк.
Все предпринятые меры в первой половине XVIII в. были нацелены на формирование сословия крестьян исключительно с позиций интересов государства и казны. Те незначительные «социальные» льготы, которые государство предусмотрело для бедных и больных, были лишь каплей в том огромном море налогов и ограничений прав, которые преследовали крестьян за весь этот период.
Даже в правительстве ходячим выражением стало «бедное крестьянство», как наиболее часто употребляемое61. «Бедное крестьянство» не миф, а реальность. И это, судя по всему, стало миной замедленного действия для будущих революций.
Список литературы
1. Беляев И. Д. Крестьяне на Руси. М., 2002.
2. Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д., 1995.
3. История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. М., 1983. Т. 3.
4. Ключевский В. О. Русская история. М., 2000.
5. Новицкая Т. Е. Правовое регулирование имущественных отношений в России во второй половине XVIII века. М., 2005.
6. Тихонов Ю. Н. Дворянская усадьба и крестьянский двор в России XVII и XVIII веков. М., 2005.
59 Там же. Т. 9. № 9832.
60 Там же. № 6570.
61 Ключевский В. О. Указ. соч. С. 714.