Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОБИЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МОБИЛИЗАЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ / ЛЕГИТИМНОСТЬ ПОЛНОМОЧИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сморчкова Лариса Николаевна

В статье анализируется комплекс правовых мер, принятых руководством страны для правового обеспечения мобилизации отечественной экономики в условиях продолжающейся специальной военной операции. Показано, что постановлением российского правительства от 3 октября 2022 года № 1745 «О специальной мере в сфере экономики и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616» ряд указанных в данном нормативном акте органов и организаций получили право осуществлять закупки определенных категорий товаров, в том числе двойного назначения, а также передавать из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары. И на сегодняшний момент это единственное решение Правительства Российской Федерации о введении специальной меры в сфере экономики. Автор приходит к выводу, что действующие правовые нормы, в том числе предусматривающие введение специальных мер в сфере экономики, достаточны, но их потенциала может не хватить при усилении кризиса. В качестве решения предлагается принятие модельного закона, учитывающего разные степени нуждаемости в мобилизации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SUPPORT OF THE MOBILIZATION ECONOMY

The article analyzes a set of legal measures taken by the country's leadership to provide legal support for the mobilization of the domestic economy in the context of the ongoing special military operation. It is shown that by the decree of the Russian government of October 3, 2022 No. 1745 "On a special measure in the field of economy and amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of April 30, 2020 No. 616", a number of bodies and organizations specified in this regulatory act received the right to procure certain categories of goods, including dual-use ones, as well as to transfer material values, including the said goods, from the property of a subject of the Russian Federation and municipal property to federal property. And to date, this is the only decision of the Government of the Russian Federation to introduce a special measure in the economic sphere. The author comes to the conclusion that the current legal norms, including those providing for the introduction of special measures in the economic sphere, are sufficient, but their potential may not be enough when the crisis intensifies. As a solution, it is proposed to adopt a model law that takes into account different degrees of need for mobilizing the economy.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

УДК 342.78:338.245 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-46-50

СМОРЧКОВА Л.Н.

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: мобилизация экономики, мобилизационные мероприятия, мобилизационное законодательство, правовое регулирование, специальные меры, легитимность полномочий.

В статье анализируется комплекс правовых мер, принятых руководством страны для правового обеспечения мобилизации отечественной экономики в условиях продолжающейся специальной военной операции. Показано, что постановлением российского правительства от 3 октября 2022 года № 1745 «О специальной мере в сфере экономики и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616» ряд указанных в данном нормативном акте органов и организаций получили право осуществлять закупки определенных категорий товаров, в том числе двойного назначения, а также передавать из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары. И на сегодняшний момент это единственное решение Правительства Российской Федерации о введении специальной меры в сфере экономики. Автор приходит к выводу, что действующие правовые нормы, в том числе предусматривающие введение специальных мер в сфере экономики, достаточны, но их потенциала может не хватить при усилении кризиса. В качестве решения предлагается принятие модельного закона, учитывающего разные степени нуждаемости в мобилизации экономики.

SMORCHKOVA, L.N.

LEGAL SUPPORT OF THE MOBILIZATION ECONOMY

Keywords: mobilization of the economy, mobilization measures, mobilization legislation, legal regulation, special measures, legitimacy of powers.

The article analyzes a set of legal measures taken by the country's leadership to provide legal support for the mobilization of the domestic economy in the context of the ongoing special military operation. It is shown that by the decree of the Russian government of October 3, 2022 No. 1745 "On a special measure in the field of economy and amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation of April 30, 2020 No. 616", a number of bodies and organizations specified in this regulatory act received the right to procure certain categories of goods, including dual-use ones, as well as to transfer material values, including the said goods, from the property of a subject of the Russian Federation and municipal property to federal property. And to date, this is the only decision of the Government of the Russian Federation to introduce a special measure in the economic sphere. The author comes to the conclusion that the current legal norms, including those providing for the introduction of special measures in the economic sphere, are sufficient, but their potential may not be enough when the crisis intensifies. As a solution, it is proposed to adopt a model law that takes into account different degrees of need for mobilizing the economy.

Экономика нашей страны претерпевает в настоящее время дополнительный прессинг, обусловленный как нуждами проводимой Российской Федерацией специальной военной операции, так и вызванными ею же пакетами внешнеэкономических санкций. Вопрос о степени мобилизации российской экономики остро стоит на повестке дня, и он неразрывно связан с правовым обеспечением этого процесса.

Комплекс мероприятий по заблаговременной подготовке экономики страны к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время составляет важную часть мобилизационной подготовки в Российской Федерации. Комплекс мероприятий по переводу экономики страны, органов и организаций на работу в условиях военного времени является мобилизацией. Мобилизационная подготовка и мобилизация экономики являются составными частями организации обороны Российской Федерации. Основные принципы и содержание мобилизационной подготовки и мобилизации закреплены в Федеральном законе от 26 февраля 1997 года № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации», а также в Федеральном законе от 31 мая 1996 года 61-ФЗ «Об обороне».

Мобилизация в Российской Федерации может быть как общей, так и частичной. Комплекс мероприятий, проводимых при объявлении общей или частичной мобилизации, определяется также в соответствии с нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и иными.

Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2022 года № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» вызвал широкий резонанс в российском обществе, но реакция касалась, главным образом, категорий граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации. В то же время данный указ касается и мобилизации экономики страны, а именно в подпункте «б» пункта 6 Правительству Российской Федерации поручено принять необходимые меры для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в период частичной мобилизации, что является очень важной составляющей обеспечения обороны и безопасности государства.

Мобилизационная экономика, подразумевающая такое экономическое устройство, при котором ресурсы сосредоточены и используются для противодействия угрозам существованию государства как целостной системы [1, с. 7], в той или иной форме реализации присуща практически всем странам, ведущим военные действия, независимо от общественной-экономической формации. В последние годы появилось достаточно большое количество научных публикаций, оценивающих исторический опыт, включая юридическую составляющую, мобилизации российской экономики, а также экономик других стран в различные кризисные периоды.

Опыт мобилизации российской экономики в период Первой мировой войны показал важность наличия у государства казенных заводов для производства орудий, оружия и снарядов к ним, поскольку частная промышленность срывала военные заказы, взвинчивала цены на производимую для фронта и тыла продукцию, не была способна обеспечить военные поставки и бесперебойное снабжение потребностей российской армии [2, с. 29-31] и тем самым существенно усугубила имеющий экономический и политический кризис. При этом ключевой задачей, в том числе посредством правовых установлений и предписаний, было добиться, чтобы на оборону государства работало возможно большее число частных предприятий для как можно большего расширения военного производства и снабжения [3, с. 44].

Полное огосударствление экономики и плановое ведение социалистического хозяйства в преддверии Великой Отечественной войны позволили заранее разработать комплексы мобилизационных мероприятий, достаточно основательно подготовить нашу страну к широкомасштабной войне, провести беспрецедентную эвакуацию ключевых промышленных предприятий и наладить их бесперебойную работу в тылу в кратчайшие сроки, что в свою очередь позволило сохранить экономический потенциал страны для последующего мощного развития военной экономики [4, с. 20].

Но это не значит, что высокая степень мобилизации экономики страны характерна только государств с плановой экономикой, но не рыночной. Зависимость наблюдается не экономического типа производственных отношений, а от управляющей функции государства, способного эффективно, но дозированно использовать государственное воздействие на экономические отношения в интересах государства и его защиты. Так, например, элементы плановости форме дирижизма были свойственны мобилизационной экономике Великобритании, Франции, других капиталистических стран в период Второй мировой войны. Экономическая политика Франции и сейчас основана на принципах индикативного планирования, что не подрывает основ рыночной экономики [5, с. 76-77].

Современная российская экономика также основана принципах свободы экономической деятельности, поддержки конкуренции, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств. В то же время, являясь смешанной, то есть сочетая в себе свободное предпринимательство с наличием достаточно крупного государственного сектора и элементов плановости, предполагает обязанность государства способствовать ее развитию для достижения общего блага [6, с. 4-5]. А это значит, что в настоящее время решение мобилизационных вопросов в условиях преимущественно рыночного уклада российской экономики требует принципиально иного правового обеспечения, чем в советский период [7, с. 22].

Говоря о мобилизации российской экономики в настоящий период, в обществе доминирует позиция о неизбежном ущемлении прав и свобод хозяйствующих субъектов, императивном развитии, препятствующем научно-техническому прогрессу. В экономической науке предлагается рассматривать обозначенный вопрос под другим углом - не только как консолидацию промышленного производства для военных нужд, но гораздо шире - как обоснованное побуждение для масштабного реформирования всей отечественной экономической системы, совершенствования систем экономического и социально-экономического управления [8, с. 21-22].

Более того, в юридической науке присутствует мнение, что мобилизационную экономику необходимо использовать как средство повышения эффективности действующей экономической модели [9, с. 177], что современная мобилизационная экономика должна обеспечить технологический переход к информационному обществу, но реализация ее потенциала предполагает разработку комплексной стратегии построения и использования технологического суверенитета [10], составной частью которой, безусловно, выступает правовое обеспечение, и

перед правовой наукой стоит задача заблаговременной разработки системы правового обеспечения мобилизации экономики в условиях угрозы войны, с началом войны либо в иной кризисной ситуации [11, с. 82-83].

Какое же правовое регулирование в области мобилизации российской экономики мы имеем сегодня? Какие правовые меры приняты в этом вопросе в дополнение к ранее сложившемуся законодательству о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации?

Прежде всего, Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» введена статья 26.1 «Обеспечение проведения Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации». Теперь Правительство Российской Федерации может принимать решения о введении специальных мер в сфере экономики для обеспечения специальной военной операции за пределами территории страны.

К числу специальных мер в сфере экономики относятся: проведение мероприятий, осуществляемых органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями; временное расконсервирование мобилизационных мощностей и объектов; разбронирование материальных ценностей государственного резерва; установление особенностей правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, включая сверхурочные работы. В целях реализации последнего было принято постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2022 года № 1365 «Об особенностях правового регулирования трудовых отношений в отдельных организациях, их структурных подразделениях и на отдельных производственных объектах».

Но главное, что в случае принятия Правительством Российской Федерации решения о введении специальных мер в сфере экономики юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, не вправе отказываться от заключения договоров, государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях обеспечения проведения контртеррористических и иных операций за пределами территории Российской Федерации. Именно эта норма, а также возможность устанавливать сверхурочные работы вызвали наиболее острую социальную реакцию.

Реализуя свои полномочия по принятию решений о введении специальных мер в сфере экономики, Правительство Российской Федерации 3 октября 2022 года приняло постановление № 1745 «О специальной мере в сфере экономики и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года № 616». В качестве специальной меры в сфере экономики указанные в постановлении органы и организации получили право осуществлять закупки перечисленных категорий товаров, в том числе двойного назначения, а также передавать из собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность материальные ценности, в том числе указанные товары.

На сегодняшний момент это единственное решение Правительства Российской Федерации о введении специальной меры в сфере экономики. Поэтому нет оснований говорить о каком-либо критичном для устоявшихся экономических связей мобилизационном привлечении организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Президент Российской Федерации также обладает рядом полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации органов государственной власти Российской Федерации и иных государственных органов. Обеспечение исполнения Президентом Российской Федерации своих полномочий в этой сфере является задачей федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, которым является Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 года № 615 и утвержденным этим же Указом Положением о Главном управлении специальных программ.

Указом Президента Российской Федерации от 21 октября 2022 года № 763 в целях организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, связанных с

обеспечением потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов образован Координационный совет при Правительстве Российской Федерации.

В научной литературе по-разному оцениваются правовые меры, предпринятые руководством страны по обеспечению частичной мобилизации экономики. Так, например, ряд ученых говорит о том, что присутствует «мягкая» модель мобилизационной экономики, позволяющая не только сохранять имеющийся баланс, но и идти в направлении к устойчивому экономическому росту за счет снижения импортозависимости [12, с. 11], соответственно, используемые на данном этапе правовые средства обеспечения следует признать достаточными. Другие считают, что принятые правовые меры значимы, но недостаточны, наблюдается некоторое опоздание по времени и масштабам реакции [8, с. 22]. По мнению автора, на сегодняшний момент и в текущих условиях принятые меры по правовому обеспечению мобилизации отечественной экономики вполне достаточны, но их потенциала может не хватить в более жесткой политической и социально-экономической обстановке.

Ранее поставленный вопрос о заблаговременной разработке системы правового обеспечения мобилизации экономики коррелирует общей проблеме инертности права, которая не позволяет государству оперативно реагировать в периоды кризисных явлений самого различного характера. В этой связи все чаще в качестве решения предлагается усилить абстрактность правового регулирования путем принятия модельных (рамочных) законов, позволяющих на их основе придавать легитимность антикризисным мерам с адекватной скоростью правового реагирования.

Представляется, что для решения проблемы правового обеспечения мобилизации экономики, которая может еще больше актуализироваться в любой момент, этот способ является не только приемлемым, но и наиболее эффективным. То есть необходимо принятие модельного (рамочного) закона, закрепляющего права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов всех форм собственности не только в целом, но и для различных степеней нуждаемости государства в мобилизации экономики, исходя из изменяющихся политических и экономических условий. Тем более, что важнейшей политико-правовой характеристикой мобилизационной экономики является необходимая степень доверия общества и граждан к праву, что требует дополнительной легитимации публичной власти в решении критических проблем [9, с. 194].

Литература и источники

1. Седов В.В. Мобилизационная экономика: от практики к теории // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России ХХ века: сб. материалов Всероссийской научной конференции. Челябинск, 2009. С. 7-9.

2. Лобанов В.Б., Михайлов В.В. Роль промышленного капитала в снабжении артиллерии боеприпасами в 1914-1917 гг. на примере Акционерного общества Брянского завода // Военно-исторический журнал. 2020. № 4. С. 23-32.

3. Березин Б.В., Казаков Н.П., Коновалов В.Б. Материально-техническое обеспечение русской армии в Первой мировой войне: уроки и выводы // Военно-исторический журнал. 2019. № 6. С. 43-45.

4. Мозохин О.Б. Эвакуация населения, объектов промышленности и культурных ценностей из прифронтовой зоны в годы Великой Отечественной войны // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2018. № 1. С. 2037.

5. Чернышева Н.И. Дирижистская теория селективного экономического регулирования // Финансы и кредит. 2008. № 14. С. 76-80.

6. Губин Е.П. Правовое обеспечение свободы экономической деятельности // Предпринимательское право. 2015. № 4. С. 3-9.

7. Бараненков В.В. Организационно-правовые основы мобилизации экономики: уроки войны // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2023. № 4. С. 117-124.

8. Межевич Н.М., Хлутков А.Д., Шамахов В.А. Эффективность управления как условие мобилизации экономики: некоторые исторические уроки // Управленческое консультирование. 2022. № 11. С. 20-24.

9. Мазаев В.Д. Российский конституционализм и мобилизационная тенденция в экономике // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2022. № 5. С. 177-197.

10. Шапсугова М.Д. Мобилизация экономики как способ обеспечения государственного суверенитета и государственной безопасности // Московский экономический журнал. 2023. Т. 8. № 3.

11. Бараненков В.В. О некоторых актуальных проблемах правового обеспечения обороны страны и безопасности государства в новых условиях // Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. 2021. № 1. С. 81-89.

12. Гришков В.Ф., Плотников В.А., Фролов А.О. Мобилизационная экономка в современной России: теоретические аспекты // Известия Санкт-Петербургского государственного университета. 2022. № 3. С. 7-13.

References and Sources

1. Sedov V.V. Mobilizacionnaya ekonomika: ot praktiki k teorii // Mobilizacionnaya model' ekonomiki: istoricheskij opyt Rossii HH veka: sb. materialov Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Chelyabinsk, 2009. S. 7-9.

2. Lobanov V.B., Mihajlov V.V. Rol' promyshlennogo kapitala v snabzhenii artillerii boepripasami v 1914-1917 gg. na primere Akcionernogo obshchestva Bryanskogo zavoda // Voenno-istoricheskij zhurnal. 2020. № 4. S. 23-32.

3. Berezin B.V., Kazakov N.P., Konovalov V.B. Material'no-tekhnicheskoe obespechenie russkoj armii v Pervoj mirovoj vojne: uroki i vyvody // Voenno-istoricheskij zhurnal. 2019. № 6. S. 43-45.

4. Mozohin O.B. Evakuaciya naseleniya, ob"ektov promyshlennosti i kul'turnyh cennostej iz prifrontovoj zony v gody Velikoj Otechestvennoj vojny // Zhurnal rossijskih i vostochnoevropejskih istoricheskih issledovanij. 2018. № 1. S. 20-37.

5. Chernysheva N.I. Dirizhistskaya teoriya selektivnogo ekonomicheskogo regulirovaniya // Finansy i kredit. 2008. № 14. S. 76-80.

6. Gubin E.P. Pravovoe obespechenie svobody ekonomicheskoj deyatel'nosti // Predprinimatel'skoe pravo. 2015. N° 4. S. 3-9.

7. Baranenkov V.V. Organizacionno-pravovye osnovy mobilizacii ekonomiki: uroki vojny // Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie. 2023. № 4. S. 117-124.

8. Mezhevich N.M., Hlutkov A.D., Shamahov V.A. Effektivnost' upravleniya kak uslovie mobilizacii ekonomiki: nekotorye istoricheskie uroki // Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2022. № 11. S. 20-24.

9. Mazaev V.D. Rossijskij konstitucionalizm i mobilizacionnaya tendenciya v ekonomike // Pravo. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki. 2022. № 5. S. 177-197.

10. Shapsugova M.D. Mobilizaciya ekonomiki kak sposob obespecheniya gosudarstvennogo suvereniteta i gosudarstvennoj bezopasnosti // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2023. T. 8. № 3.

11. Baranenkov V.V. O nekotoryh aktual'nyh problemah pravovogo obespecheniya oborony strany i bezopasnosti gosudarstva v novyh usloviyah // Pravo v Vooruzhennyh Silah - Voenno-pravovoe obozrenie. 2021. № 1. S. 81-89.

12. Grishkov V.F., Plotnikov V.A., Frolov A.O. Mobilizacionnaya ekonomka v sovremennoj Rossii: teoreticheskie aspekty // Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022. № 3. S. 7-13.

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, Институт государства и права Российской академии наук (Москва, Россия) (l.smorchkova@mail.ru).

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, Associate Professor, Leading Researcher of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 342.72 DOI: 10.24412/2411-2275-2023-2-50-54

ЯКОВЛЕВА-ЧЕРНЫШЕВА А.Ю., ЯКОВЛЕВ-ЧЕРНЫШЕВ В.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СМАРТФОНОВ И МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ

Ключевые слова: персональные данные, конфиденциальность, смартфон, датчик, мобильное приложение, конституционно-правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина, защита персональных данных.

Актуальность исследования определяется все более широким распространением смартфонов и иных мобильных устройств, осуществляющих с помощью встроенных датчиков сбор различной информации о пользователях. Такая возможность, имеющаяся, в том числе, и без подключения пользователя смартфона к мобильному интернету или Wi-Fi, напрямую затрагивает конституционно-правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина. Однако в российском законодательстве отсутствуют конкретные механизмы правового регулирования защиты персональных данных в данной сфере. Авторами предложен ряд рекомендаций правового и организационного характера, направленных на повышение эффективности правовой защиты персональных данных при использовании смартфонов и мобильных приложений.

YAKOVLEVA-CHERNYSHEVA, A.Yu., YAKOVLEV-CHERNYSHEV, V.A.

PROBLEMS OF LEGAL PROTECTION OF PERSONAL DATA WHEN USING SMARTPHONES AND MOBILE APPLICATIONS

Key words: personal data, privacy, smartphone, sensor, mobile application, constitutional and legal status of individuals, human and civil rights and freedoms, protection of personal data.

The relevance of the study is determined by the increasing proliferation of smartphones and other mobile devices that collect various user information using built-in sensors. This possibility, including without connecting a smartphone user to the mobile Internet or Wi-Fi, directly affects the constitutional and legal status of the person, human and civil rights and freedoms. However, Russian legislation lacks specific mechanisms to regulate the protection of personal data in this area. The authors offer a number of legal and organizational recommendations aimed at increasing the effectiveness of legal protection of personal data when using smartphones and mobile applications.

Развитие техники и информационных технологий привело к повсеместному распространению мобильных устройств, в первую очередь, смартфонов. Вместе с тем удобство и легкость получения информации различного рода, что, несомненно, является ключевым преимуществом смартфона, сопровождается возможностью неконтролируемого доступа к персональным данным пользователей. При этом понимание того, в каком объеме и каким образом будут обрабатываться персональные данные гражданина, зачастую вызывает серьезные затруднения. Осложняется данный вопрос тем, что защита персональных данных при использовании смартфона и мобильных приложений, установленных в нем, до сих пор полноценно не урегулирована в российском законодательстве. Исходя из вышеизложенного, представляется актуальным проведение анализа проблемных аспектов правовой защиты конфиденциальности персональных данных при использовании смартфонов и мобильных приложений.

Смартфон - это, по сути, компактный компьютер, среди важнейших функций которого едва ли не первое место занимает возможность доступа в сеть Интернет. С точки зрения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.