Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СПОРТА В ИНДИИ'

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СПОРТА В ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ПРАВО / SPORTS LAW / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СПОРТЕ / LEGISLATION ON SPORTS / СПОРТ / SPORT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ СПОРТА / PUBLIC ADMINISTRATION IN THE SPORT''S SPHERE / ИНДИЯ / INDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кашуро Ольга Александровна

Статья посвящена исследованию особенностей правового обеспечения и реализации государственного управления в сфере спорта в Индии. Показана система нормативного правового обеспечения спорта на региональном и федеральном уровнях. Описаны федеральные органы государственного управления спортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal support and realization of public administration in the sport''s sphere in India

The article investigates the peculiarities of legal support and realization of public administration in the sport's sphere in India. The author has shown the system of normative-legal regulation of sport at the regional and federal levels. The article describes the federal authorities of public administration in the sport's sphere in India.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ СПОРТА В ИНДИИ»

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ СПОРТА В ИНДИИ

КАШУРО Ольга Александровна,

аспирант Института государственной службы и управления

Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, юрист. E-mail: olga_kashuro@mail.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена исследованию особенностей правового обеспечения и реализации государственного управления в сфере спорта в Индии. Показана система нормативного правового обеспечения спорта на региональном и федеральном уровнях. Описаны федеральные органы государственного управления спортом.

Abstract: The article investigates the peculiarities of legal support and realization of public administration in the sport's sphere in India. The author has shown the system of normative-legal regulation of sport at the regional and federal levels. The article describes the federal authorities of public administration in the sport's sphere in India.

Ключевые слова: Спортивное право, законодательство о спорте, спорт, государственное управление в сфере спорта, Индия.

Keywords: Sports law, legislation on sports, sport, public administration in the sport's sphere, India.

Максимум, что можно извлечь из учебников по теории и истории спорта, небольшие кусочки о спорте в Индии в древности[1]. Тема же особенностей правового обеспечения и реализации государственного управления в сфере спорта в Индии является вообще практически не известной российской научной сфере.

В известном «Справочнике зарубежного законодательства о спорте» 2011 г.[2] было лишь указано несколько индийских региональных актов в рассматриваемой области. Но те же авторы (в соавторстве с еще одним) в своей статье, посвященной серьезному обобщению истории первых законодательных актов о спорте за рубежом (по 12 зарубежным государствам)^], про Индию отчего-то забыли. Практически все сколь бы то ни было крупные отечественные специалисты в сфере спортивного права (С.В. Алексеев, А.А. Соловьев, И.В. Понкин, О.А. Шевченко, А.И. Редькина (Понкина), Д.И. Рогачев, А.В. Мелехин, С.Н. Братановский, С.В. Алтухов, В.В. Сараев, А.В. Сердюков, С.В. Ботнев, Р.В. Казаков, Р.Д. Гребнев, Н.А. Овчинникова и др.) обходят в своих работах опыт Индии стороной. Полагаем, в немалой степени это связано с некоторыми трудностями фиксации и осмысления этого опыта, некоторые из которых мы покажем в настоящем материале чуть ниже.

Между тем, опыт Индии в рассматриваемой сфере представляет весьма существенный интерес - и в силу того, что Индия, как и Россия, является федеративным государством с огромной территори-

ей и значительным по объему населением, и в силу совместного участия России и Индии в БРИКС. Но эта тема представляет собой существенный интерес и в силу той уникальности, которой обладает, в принципе, гетерогенная регулятивно-распределенная система правового обеспечения в спорте, реализованная в Индии (отсутствие полномасштабного профильного регулирования на федеральном уровне, многообразие и существенное разнообразие подходов в регулировании спорта на уровне штатов).

Определенные сложности в исследовании и интерпретации модели государственного управления в сфере спорта в Индии вызваны доминированием несколько непривычных (в таком качестве) для континентального европейского исследователя видов спорта, таких как крикет.

Крикет является одним из наиболее распространенных видов спорта в Индии, получивших наибольшее развитие[4].

Еще одним детерминантом сложности осмысления и понимания правового обеспечения и реализации государственного управления в сфере спорта в Индии выступает имплицитный (внешней неявный) детерминант дисфункциональности такого управления[5], вытекающий из масштабной и тяжелой, очень актуальной для этой страны проблемы бедности[6], предопределяющей существенные сложности массового распространения в этой стране спорта в его многообразии, привычном для европейской модели спорта[7], и соответственно, для госу-

дарственного управления спортом (проще говоря: если спорт не развит, то чем управлять?).

Особенности системы правового обеспечения в сфере спорта в Индии

В Индии, как пишет Бхишек Дишпанде, «спорт образует значительную часть национальной души Индии. Спорт столь же значим для зрителей, как и для игроков. Анализировать спорт в Индии с точки зрения права очень сложно. С другой стороны, это значит не то, что спорт в Индии не контролируется и не регулируется, а то, что в стране не существует отдельного законодательства для спорта. В отсутствие профильного законодательства о спорте Индия использует иные типы законодательства для регулирования спорта. Спорт в Индии в значительной степени развивался самостоятельно, без развитой правовой системы»[8].

Профильное законодательство о спорте в Индии на федеральном уровне, как уже было сказано выше, практически отсутствует, на уровне субъек-товом (штатов) является весьма фрагментарным -на уровне штатов действует лишь несколько профильных законов о спорте. Впрочем, есть и законы об учреждениях образования в этой сфере, иные акты, частично касающиеся сферы спорта.

Перечислим референтные законы штатов

Индии:

- штат Андхра Прадеш (Andhra Pradesh): Закон штата Андхра Прадеш от 1988 г. № 4/1988 «Об органах государственного управления спортом в штате Андхра Прадеш»;

- штат Бихар (Bihar): Закон штата Бихар от 2013 г. № 21 «О спорте (регистрация, признание и регулирование ассоциаций)»;

- штат Гуджарат (Gujarat): Закон штата Гуджарат от 2011 г. № 22 «Об Университете спорта Сварним Гуджарат»;

- штата Западная Бенгалия (West Bengal): Закон Калькутты от 1955 г. № 28 «О спорте»;

- штат Керала (Kerala): Закон штата Керала № 2 от 2000 г. «О спорте»;

- штат Мегхалая (Meghalaya): Закон штата Мегхалая от 1978 г. № 9 «О национальном спортивном клубе Ассама (переход управления)»;

- штат Орисса (Orissa): Закон штата Орисса от 1994 г. № 14 «Об органах государственного управления спортом в штате Орисса»;

- штат Раджастан (Rajasthan): Закон штата Раджастан от 2013 г. № 31 «Об Университете спорта

в Джхунджхуну»;

- штат Тамил-Наду (Tamil Nadu): Закон штата Тамил Наду от 2004 г. «Об Университете физкультурного воспитания и спорта в штате Тамил Наду»;

- штат Уттар-Прадеш (Uttar Pradesh): Закон штата Уттар-Прадеш от 2005 г. «О спорте в штате Уттар-Прадеш (регистрация, признание и регулирование ассоциаций)» и др.

Правовая дефиниция понятия спорт дана, в частности, в Законе штата Керала от 2000 г. «О спорте»: «"Спорт" включает в себя виды деятельности, организованные, как игры на открытом воздухе, занятия спортом, игры, проводимые в открытом месте или загородные игры, игры в спортивном зале и водные виды спорта и популярные игры, такие, как конный спорт, конкур, велосипедная езда, мотоспорт, альпинизм, гребные гонки, стрельба из винтовки, ка-ларипаятту, фехтование, йога и иные, проводимые как вне, так и внутри помещения виды спорта и игры, шахматы, гимнастика, рукопашный бой, тяжелая атлетика и другие олимпийские дисциплины, а также другие виды физической деятельности, которые государственное правительство может, предварительно ставя в известность в правительственном вестнике, устанавливать как виды спорта или игры по рекомендации спортивного совета» (п. xiv ст. 2).

В сфере регулирования спортивного вещания обоснованно также упомянуть Закон от 19 марта 2007 г. «О спортивном вещании...» и Ордонанс от 2007 г. «О спортивном вещании».

Отдельный интерес представляет вопрос о ставках на тотализаторах, азартных играх и пари с точки зрения законодательства Индии (в привязке к теме спорта).

Как пишет Бхишек Дишпанде, «ставки и азартные игры в Индии появились давно, и, как правило, в Индии они запрещены. Суды Индии разделяют такую точку зрения, что ставки и азартные игры являются пагубными и безнравственными видами деятельности. Следовательно, отношение законодателей и судебной власти заключается в предотвращении задействования их субъектов в столь дурных видах деятельности. В Индии правительство имеет власть создавать законы, регулирующие проведение лотерей, в то время, как правительствам штата отведены полномочия разрешения/проведения лотерей и создания законов о ставках и азартных играх. В числе законов, регулирующих азартные игры, лотереи и пари в Индии, следует выделить Закон Индии от 25

января 1867 г. «Об игорном бизнесе» и Уголовный кодекс Индии от 1860 г. Параграф 4 Закона Индии от 25 января 1867 г. «О публичном игорном бизнесе» касается наказания за нахождение в игорном доме. Параграф 5 названного Закона касается власти проникать и разрешать полиции проникновение и обыск. Параграф 6 Закона касается признания обнаружения карт и прочего в подозреваемых домах свидетельством того, что такие дома являются игорными. Параграф 294-А Уголовного кодекса Индии от 1860 г.: «Содержание лотерейного офиса. Любой, кто содержит любой офис или место с целью проведения любой лотереи, не являющейся государственной лотерей, или лотереей, разрешенной правительством штата, наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев, или штрафом, или и тем, и другим. И любой, кто публикует предложение выплатить любую сумму, или доставить любые товары, или совершить или уклониться от совершения чего угодно в пользу любого лица, в любом случае или обстоятельствах связанное с или относящееся к лотерейным билетам, лотом, номером или числом в любой такой лотерее, наказывается штрафом, не превышающим одну тысячу рупий. Сетевые азартные игры регулируются Законом Индии от 2000 г. «Об информационных технологиях» и Законом Индии от 1999 г. «О валютном регулировании», во взаимосвязи с другими законами, некоторые из которых перечислены выше. Закон Индии от 2000 г. «Об информационных технологиях» не регулирует спортивные ставки, так как они считаются обучающими. Зарубежные сетевые азартные игры регулируются Законом Индии от 1999 г. «О валютном регулировании», который создает механизмы сдерживания распространения зарубежных сетевых азартных игр. В частности, данный акт запрещает перевод денежных средств для приобретения лотерейных билетов, запрещенных периодических изданий, футбольных тотализаторов, тотализаторов на скачках и т.д.[9]

На уровне штатов действуют ряд законов, в частности Закон национального столичного округа Дели от 1955 г. «О игорном бизнесе» и Закон штата Махараштра от 1887 г. «О превенции игорного бизнеса».

Штаты Гоа и Сикким обладают (как исключение из общей индийской практики) законами, которые как раз допускают игорный бизнес, стимулируют его развитие.

Особенности построения и функционирования системы государственного управления

в сфере спорта в Индии

Спорт в Индии, несмотря на указанные выше сложности и на отсутствие полноценной системы профильного правового обеспечения в этой сфе-ре[10], тем не менее, является объектом пристального внимания и заботы со стороны государства.

Профильным органом исполнительной власти в области спорта на федеральном уровне является Министерство по делам молодежи и спорта[11].

Изначально данный орган был создан как Департамент спорта в начале 1980-х гг. в период подготовки к проведению Азиатских игр 1982 г. в Нью-Дели. Его название было изменено на Департамент по делам молодежи и спорта во время празднования Международного года молодежи в 1985 г. 27 мая 2000 г. данный органе был переименован (и повышен в ранге) в Министерство. 30 апреля 2008 г. в структуре министерства было создано 2 департамента - по делам молодежи и по делам спорта[12]. Функционал обоих департаментов определяется Постановлением Правительства Индии от 1961 г.

Государственно-частное партнерство в сфере спорта в Индии

Одним из способов развития спорта в стране позиционируется совокупность механизмов государственно-частного партнерства[13].

В Индии, как пишет В.Е. Сазонов, применение механизмов государственно-частного партнерства в области спорта активизировалось после Игр Содружества 2010 г. Значительная потребность в особых средствах и механизмах создания, модернизации и развития спортивной инфраструктуры, эффективного управления этой инфраструктурой предопределила возможность и необходимость широкого задействования возможностей государственно-частного партнерства. В соответствии с проектом Национальной политики в области спорта от 2007 г. обязательства в отношении развитии спорта возложены на штаты и на федеральное Правительство Индии. Хотя целостного подхода к системе, направленной на поощрение спорта, в полном объеме пока не разработано, утверждается, что применение государственно-частных партнерств является условием успешного существования и будущего развития индийского спорта[14].

Около 95% выделяемых сумм финансовой поддержки спорта тратится на инфраструктуру, энергетику, транспорт и водоснабжение объектов[15].

К 2010 г. - к проведению Игр Содружества в

г. Дели (Commonwealth Games Delhi 2010) схемы государственно-частного партнерства были в той или иной степени задействованы при реконструкции и реновации стадиона им. Джавахарлала Неру, спор-

Библиография:

тивного комплекса им. Индиры Ганди, Национального стадиона им. Дхьяна Чанда, бассейнового комплекса им. Шьямы Прасада Мухерджи, стрелкового комплекса им. Карни Сингха[16].

1. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры: Уч. пособие / Калинингр. ун-т. Калининград, 2000. С. 1315.

2. Понкин И.В., Соловьёв А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте. М., 2011. С. 40-41.

3. Ponkin I.V., Solov'ev A.A., Ponkina A.I. First Sport-Related Acts in Foreign States // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kultury [Theory and Practice of Physical Culture]. 2014. № 5.

4. Mayer P., Jain P. Beyond Cricket: Australia-India Evolving Relations // Australian Journal of Political Science. 2010. Vol. 45. № 1. P. 133-148; Stoddart B. The Centrality of Cricket in Indo-Australian relations: India, Australia and the 'Cricket Imaginary // The International Journal of the History of Sport. 2008. Vol. 25. № 12. P. 1671-1685.

5. Понкин И.В. Дисфункциональное государство и несостоятельное государство // Государственная служба. 2013. № 6. С. 64-67; Понкин И.В. Дисфункциональное государство и дисфункциональное государственное управление // Право и образование. 2015. № 3. С. 17-28.

6. Аристов Е.В. Бедность: понятие и явление: Юридический аспект. М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2015. 79 с.

7. Понкин И.В., Соловьёв А.А., Гребнев Р.Д. К вопросу о содержании европейской модели спорта // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. «Юридические науки». 2014. № 2. С. 259-264.

8. Deshpande B. Sports: governing bodies and regulation in India // e-Lex Sportiva Journal. 2015. Vol. III. Issue 1-2. P. 78-94. P. 78.

9. Deshpande B. Sports: governing bodies and regulation in India // e-Lex Sportiva Journal. 2015. Vol. III. Issue 1-2. P. 78-94. P. 86-87.

10. Понкин И.В., Соловьёв А.А. Справочник зарубежного законодательства о спорте. М., 2011. С. 40-41.

11. Ministry of Youth Affairs and Sports // <http://yas.nic.in>.

12. Department of Sports // <http://yas.nic.in/sports/introduction>.

13. Legal Opinion: Private Public Partnerships (PPPs) can save Indian sports // <http://www.legallyindia.com/201101051654/Legal-opinions/legal-opinion-private-public-partnerships-ppps-can-save-indian-sports>. - 05.01.2011.

14. Сазонов В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / Кафедра административного и финансового права Российского университета дружбы народов / Предисл. А.Б. Зеленцова. М., 2012. С. 415-416.

15. The way ahead for Indian sports-Public Private Partnerships // <http://www.business-fundas.com/2010/the-way-ahead-for-indian-sports-public-private-partnerships/>.

16. Position paper on Public private partnerships for infrastructure development in sports [Государственно-частное партнерство для инфраструктурного развития в области спорта] / SILF «Sports & Law» Conference / J. Sagar Associates knowledge partner (24-25 july 2010, Hotel «The Lalit», New Delhi). New Delhi, 2010. P. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.