Научная статья на тему 'Правовое обеспечение государственных гарантий безопасности подрастающего поколения России'

Правовое обеспечение государственных гарантий безопасности подрастающего поколения России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ОХРАНА ЖИЗНИ / РЕБЕНОК 0-17 ЛЕТ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / HEALTH CARE / LIFE PROTECTION / CHILD 0-17 YEARS OLD / LIFE SAFETY / FEDERAL LEGAL FRAMEWORK / INTERAGENCY COOPERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чичерин Л.П., Щепин В.О., Никитин М.В.

В публикации обращается внимание на имеющие место своеобразные ножницы между акцентом на здоровье граждан всех возрастных групп с одной стороны, и явно малой толикой в федеральных нормативно-правовых актах вопросов жизнесохранения населения, прежде всего детского, с другой. Показано, что сложившаяся за десятилетия превентивная направленность всего дела межведомственно осуществляемой охраны здоровья подрастающего поколения, включая деятельность отрасли здравоохранения и ее педиатрической службы, подразумевает заботу о сбережении его жизни. Тогда как сложившаяся в этом плане в стране ситуация, хотя и имеет тенденцию к улучшению, тем не менее, продолжает вызывать тревогу за будущее России. В статье обобщены и проанализированы основные официальные документы в области охраны прав детско-подросткового контингента 0-17 лет как основы усиления обеспечения государством и его институтами безопасности жизнедеятельности детей и подростков. Обосновывается необходимость специального закона об охране здоровья и жизни детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL SECURITY OF STATE GUARANTEES SECURITY OF THE YOUNGER GENERATION OF RUSSIA

The publication draws attention to the peculiar scissors between the emphasis on the health of citizens of all age groups on the one hand, and the clearly small content in federal regulations of issues of life protection of the population, especially childrens ones on the other. It has been shown that the preventive focus of the whole case of interagency health care of the younger generation, including the activities of the health care industry and its paediatric service, is, as if, a concern for saving his life. While the current situation in the country, although it tends to improve, continues to cause concern for Russias future. The article summarizes and analyses the main official documents in the field of protection of the rights of children and adolescents of 0-17 years as the basis for strengthening the provision by the State and its security institutions of the life of children and adolescents. The need for a special law on the protection of the health and life of children is justified. Keywords

Текст научной работы на тему «Правовое обеспечение государственных гарантий безопасности подрастающего поколения России»

УДК 614.2

DOI: 10.25742/NRIPH.2020.01.002

ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ РОССИИ

Чичерин Л.П.1, Щепин В.О.1, Никитин М.В.2

1 Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, Москва, Российская Федерация

2 Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии, Москва, Российская Федерация

Ключевые слова

Охрана здоровья, охрана жизни, ребенок 0-17 лет, безопасность жизнедеятельности, нормативные правовые акты, межведомственное сотрудничество.

Аннотация

В публикации обращается внимание на имеющие место своеобразные «ножницы» между акцентом на здоровье граждан всех возрастных групп с одной стороны, и явно малой толикой в федеральных нормативно-правовых актах вопросов жизнесохранения населения, прежде всего детского, с другой. Показано, что сложившаяся за десятилетия превентивная направленность всего дела межведомственно осуществляемой охраны здоровья подрастающего поколения, включая деятельность отрасли здравоохранения и ее педиатрической службы, подразумевает заботу о сбережении его жизни. Тогда как сложившаяся в этом плане в стране ситуация, хотя и имеет тенденцию к улучшению, тем не менее, продолжает вызывать тревогу за будущее России. В статье обобщены и проанализированы основные официальные документы в области охраны прав детско-подросткового контингента 0-17 лет как основы усиления обеспечения государством и его институтами безопасности жизнедеятельности детей и подростков. Обосновывается необходимость специального закона об охране здоровья и жизни детей.

LEGAL SECURITY OF STATE GUARANTEES SECURITY OF THE YOUNGER GENERATION OF RUSSIA

Chicherin L.P.1, Shchepin V.O.1, Nikitin M.V.2

1 N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Moscow, Russian Federation

2 National Medical Research Center for Rehabilitation and Resort Science

Keywords

Health care, life protection, child 0-17 years old, life safety, federal legal framework, interagency cooperation.

Abstract

The publication draws attention to the peculiar "scissors" between the emphasis on the health of citizens of all age groups on the one hand, and the clearly small content in federal regulations of issues of life protection of the population, especially children's ones on the other. It has been shown that the preventive focus of the whole case of interagency health care of the younger generation, including the activities of the health care industry and its paedi-atric service, is, as if, a concern for saving his life. While the current situation in the country, although it tends to improve, continues to cause concern for Russia's future. The article summarizes and analyses the main official documents in the field of protection of the rights of children and adolescents of 0-17 years as the basis for strengthening the provision by the State and its security institutions of the life of children and adolescents. The need for a special law on the protection of the health and life of children is justified.

Права детей в государствах-участниках Организации Объединенных Наций (далее - ООН) определены Конвенцией о правах ребенка, основным международно-правовым документом. Он объединяет широкий спектр прав человека, ребенка, - гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных1.

СССР ратифицировал документ 13 июня 1990 года, а для Российской Федерации Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990 года. Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Ведущим, в системе правового обеспечения, является федеральный закон «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»2.

По материалам Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ), в мире существует целый комплекс факторов, влияющих на здоровье. Они могут усугублять свое влияние в подростковом возрасте, а их последствия сказываются в течение всей жизни. В число этих факторов риска не только для здоровья, но и жизни, включены: недостаточная физическая активность; употребление табака, алкоголя, наркотиков; незащищенный секс и иные3. ВОЗ дополнила риски, включив в перечень травмы и несчастные случаи; беременность и юное материнство, ВИЧ-патологию; отклонения в психическом здоровье (депрессии, суицид) и др.4,5.

Это в полной мере характерно и для дет-ско-подростковой популяции России. Указанные риски формируют отклоняющее поведение молодых людей, приводящее, в конечном счете, к нарушению законодательства и нередко - к трагедиям. Добавим сюда насилие в семье, жестокое обращение с детьми, жестокость самих подростков, их агрессию. Неформальные сообщества молодежи зачастую связаны с систематическим нарушением законодательства (группы суицида в социальных сетях, фанатские группировки, «зацеперы» и т.п.).

Руководством страны предпринимаются по-

1 Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

2 Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.

3 Глобальная стратегия охраны здоровья женщин, детей и подростков (2016-2030 гг.). -Женева: ВОЗ, 2015. - 108 с.

4 Здоровье подростков мира: второй шанс во втором десятилетии: доклад ВОЗ. - Женева: ВОЗ, 2014. - 14 с.

5 Подростки: риски для здоровья и их пути решения: ВОЗ. 13 декабря

2018 г. - URL: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/ adolescents-health-risks-and-solutions

стоянные усилия, направленные на улучшение демографической ситуации, укрепление института семьи, усиление гарантий защиты прав и интересов детей. Наличие большого числа риск-факторов представляет собой серьезную угрозу жизни детско-подросткового контингента, являющегося важнейшим потенциалом общественного здоровья, национальной безопасности государства.

Целью исследования явилось обобщение и анализ ведущих официальных документов в области охраны прав детско-подросткового контингента 0-17 лет как основы усиления обеспечения государством, его институтами, безопасности жизнедеятельности детей и подростков.

Систематизированы, изучены и проанализированы основные международные правовые документы ООН, ВОЗ, Европейского регионального бюро ВОЗ, а также Указы Президента России, иные нормативные акты в части гарантий государства по охране здоровья детско-подросткового контингента.

Применен, с акцентом на аналитический, комплекс современных методов и методических приемов социально-гигиенического и медико-организационного исследования: статистический; экспертной оценки; изучения, анализа и обобщения опыта; исторический экскурс и др.

Приоритетное место в изучении проблемы жизнесбережения детского населения России занимает исследование состояния федеральной нормативно-правовой базы.

В ходе анализа нами установлено, что даже в ведущем законе 323-ф3 об основах охраны здоровья термин «безопасность» применяется избирательно - в отношении здоровья при осуществлении медицинской деятельности, применения медицинских изделий, пищевых продуктов, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также условий труда, но напрямую не говоря о жизнесбережении граждан.

Первым, и до недавнего времени единственным исключением в этом плане, стал федеральный закон о физической культуре и спорте (далее - ФиС)6. Так, статьей 3 об основных принципах законодательства в данной сфере в их числе предусмотрено обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся ФиС, а также участников и зрителей физкультурных и спортивных

6 Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6242.

мероприятии.

Лишь в новоИ редакции упомянутого закона 1998 года о гарантиях прав ребенка, измененной спустя почти 20 лет (2017), в статье 12 на организацию отдыха детей и их оздоровление возложена функция создания безопасных условий пребывания в ней детей, присмотра и ухода за ними, организации их питания, содержания детей в соответствии с установленными санитарно-эпидемиологическими и иными требованиями и нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье детей.

Стратегией развития воспитания особое внимание уделено воспитанию у подрастающего поколения культуры здоровья7. Оно подразумевает выработку ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни - ЗОЖ, а также формирование культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения и других вредных привычек и др.

Еще одним документом, Распоряжением Правительства России8, для достижения целей государственной молодежной политики (к контингенту молодых людей отнесены лица в возрасте от 14 до 30 лет) среди приоритетных поставлены задачи формирования ценностей здорового образа жизни, создания условий для физического развития молодежи, формирования экологической культуры, а также повышения культуры безопасности жизнедеятельности молодежи.

Еще в 2011 году началась работа над проектом Государственной программы развития отрасли. Правительство России одобрило модернизацион-ный сценарий ее развития9. Целями Программы «Развитие здравоохранения» на этапах 2013-2015 гг. и 2016-2020 гг. явились увеличение продолжительности жизни россиян, укрепление их здоровья и снижение смертности от наиболее значимых заболеваний. При этом при рассмотрении модер-низационного и бюджетного сценариев подчеркивалось, что квинтэссенцией различий двух сценариев является различие в числе сохраненных жизней к 2020 году, которое составит 1 млн. 100

7 Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 23. - Ст. 3357.

8 Распоряжение Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403 «Об основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года». - Архив Правительства Российской Федерации, 2015.

9 Правительством Российской Федерации одобрен модернизационный сценарий развития здравоохранения. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902379933

тыс. человек.

Однако в последующем, например, в Государственной программе «Развитие здравоохранения» на 2018-2025 гг., речь идет о цели увеличения ожидаемой продолжительности жизни при рождении, о формировании здорового образа жизни (укреплении общественного здоровья), но, вместе с тем, избегается упоминание задачи именно сохранения жизни.

Подчеркнем, что именно законодательное обеспечение прав детей на жизнь и охрану здоровья определено Союзом педиатров России в начале XXI века в качестве важнейшего принципа и методологической основы государственной политики в данной области, затрагивающей сегодня интересы порядка 29,7 млн. российских детей с рождения и до достижения ими возраста 18 лет (совершеннолетия), что составляет 20,2% от всего населения. Подобный подход обоснован результатами первого в стране научного исследования теоретических и практических аспектов разработки и осуществления государственной политики в области охраны детства. Это своего рода нормативно-регулятивный механизм, обеспечивающий эффективность функционирования системы «здоровье ребенка - общество» в интересах подрастающего поколения детства [1].

В число таких принципов общим, числом шесть, также входят: программно-целевой подход, межсекторальность в решении вопросов охраны здоровья и жизни; акцент на превентивные мероприятия, региональную специфику, приоритетное внимание к детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [2, с. 6-11]. Их учет в полной мере способствует разработке и внедрению в практику действенных организационно-управленческих технологий, как в области охраны здоровья, прав, так и медико-социальной помощи детям и подросткам.

Различные аспекты охраны здоровья, в том числе с позиции безопасности детско-подростко-вого контингента, получили освещение в целом ряде других публикаций [3, с. 18-21; 4, с. 39-40].

Особенности и трудности реализации дела охраны прав ребенка особенно выявляются на местах, в субъектах России, прежде всего, в конкретных медицинских и образовательных организациях. Так, комплексное изучение в Республике Татарстан [5], Республике Башкортостан [6] и на других территориях состояния медико-социальной помощи (далее - МСП) детям и семьям - как

составляющей реализации принципов охраны здоровья на уровне организаций первичной медико-социальной помощи - показало недостаточную действенность российского законодательства. В силу, прежде всего, его разрозненности, «разбросанности» по различным нормативным актам, ведомственной разобщенности. Это приводит к недостаточной эффективности социально-правовой помощи ребенку, включая проведение профилактического социального патронажа в семьи.

При реализации пилотных проектов выявлены возможности нивелирования этих недочетов путем создания в детских поликлиниках отделений МСП, обеспечивающих должное межсекторальное сотрудничество.

Авторами статьи не проводится анализ смертности детей России, что требует специального рассмотрения на основе материалов статистики и научных исследований. Вместе с тем, проблемы именно сохранения жизни детей, их смертности, в том числе от внешних причин, ее масштаб, тенденции традиционно пытаются завуалировать. К тому же официальная информация по данному вопросу очень скудна, и в настоящее время она проходит в основном со ссылкой на Следственный комитет России и другие компетентные органы, в большей степени концентрируясь в регулярно публикуемых Докладах на сайтах Уполномоченного по правам человека в России, а также Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Среди причин смерти детей уже со 2-3 годов жизни на 1-е место выходят внешние, вполне предотвратимые причины (у подростков - до 80% всех причин). В структуре таковых у детей 0-14 лет - все виды несчастных случаев на транспорте, утопления, удушения, самоубийства (70-80% мальчиков), убийства, случайные отравления, несчастные случаи с огнем и иные. По данным оказавшегося последним опубликованного доклада Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ), смертность подростков в возрасте от 15 до 19 лет в Российской Федерации в 3-5 раз выше, чем в Европейских странах. Порядка 80% смертей можно было бы предотвратить при своевременном обращении к специалистам. Каждая четвертая смерть среди подростков связана с употреблением алкоголя [7].

И по недавним материалам ВОЗ, Россия занимает третье место в мире по числу самоубийств среди подростков. Средний показатель более чем в 3 раза превышает таковой в мире. При этом не

учитываются попытки суицида, а также случаев, когда самоубийство квалифицируется как несчастный случай10.

На заседании экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова, со ссылкой на материалы Следственного комитета России, сообщила, что число суицидов несовершеннолетних в России за год выросло почти на 14%: в 2017 году было зафиксировано 692 детских суицида, в 2018 году

- 788. Это говорит том, что дети предоставлены сами себе, а их проблемы не волнуют взрослых [8].

К данному аспекту прямое отношение имеет состояние репродуктивного здоровья и поведения подростков, также заслуживающее отдельного обсуждения. Подчеркнем, что по материалам Минздрава России, например, общее число абортов несовершеннолетних в стране имеет заметную тенденцию к снижению: у девочек в возрасте до 14 лет - с 966 в 2005 г. до 240 - в 2018 г., у девушек в возрасте 15-17 лет еще существеннее

- с 34606 до 4405, соответственною Тем не менее, опасность абортов для их здоровья и жизни несомненна [9].

Периодически возникающие в стране тревожные ситуации с реализованными, прежде всего в виде трагедий, угрозами здоровью и жизни детей и подростков являются, по нашему мнению, своего рода упреком государству и его институтам, самому населению, не выполняющим в должной мере положения упомянутой Конвенции ООН о правах ребенка. Прежде всего, в части совершенствования правовой защиты детства. А также обязанности осуществлять образование, направленное на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе (ст. 29). А согласно Преамбуле к Конвенции, и сам ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе.

Результаты наших комплексных исследований последнего десятилетия позволили получить научно-обоснованные представления о состоянии и динамике меняющейся в стране ситуации с охраной прав и здоровья подрастающего поколения [10, с. 11-15].

В пользу важности дальнейшего изменения и дополнения действующего законодательства в части обеспечения государственной заботы о безо-

10 Смертность российских подростков от самоубийств. ВОЗ. - URL: http://www.unrussia.ru/en/node/2727

пасности детей и подростков России, сохранения их жизни, рассмотрим несколько примеров уже осуществленной трансформации в отдельный законодательный акт ряда статей упомянутого действующего, базового по проблеме закона о гарантиях прав ребенка:

1. Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания (включает 3 пункта). В ее развитие принят закон № 273-Ф3 об образовании11.

2. Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию (3 пункта). Как показывает анализ, из всего объемного документа речь об обеспечении безопасности именно жизни детей идет лишь однажды и именно в этой статье. Ее положения и использованы при подготовке соответствующего закона № 436-Ф3 о защите детей от такой информации12.

3. Статья 12. Защита прав детей на отдых и оздоровление. Она до недавнего времени содержала лишь 2 пункта. Она заслуживает отдельного пояснения.

Более глубокое рассмотрение состояния всего дела оздоровления и отдыха детей России, функционирования детских учреждений с позиции обеспечения безопасности контингента, особенно в летний период, стимулировали получившие широкий общественный резонанс трагедии с детьми. Крупнейшей из них стала случившаяся в июне 2016 года гибель 14 воспитанников детского лагеря «Парк-отель Сямозеро» в Карелии.

Данные вопросы стали в дальнейшем предметом специального обсуждения на самом высоком уровне - на Президиуме Госсовета, в СК, МЧС РФ, Минздраве РФ, Минобрнауки РФ, Ро-спотребнадзоре России и пр. А в числе ключевых задач было поставлено законодательное обеспечение безопасного, качественного отдыха и оздоровления подрастающего поколения как потенциала общественного здоровья. Было подготовлено поручение Президента сформировать специальную нормативную базу. А отсутствие единого ведомства, отвечающего за проблему, вынудило

11 Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

12 Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите

детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 1. - Ст. 48.

полномочия по регулированию всех аспектов организации детского отдыха и координации работы других министерств и ведомств в этой сфере передать Министерству образования и науки России.

Указанные трагические события на летнем отдыхе инициировали принятие специального федерального закона № 465-ФЗ13.

Документ существенно изменил трактовку и дополнил прежнюю редакцию статьи 12 закона № 124-ФЗ о гарантиях прав ребенка.

Подробно это было нами рассмотрено ранее [11, с. 36-42].

Следует обратить внимание, что в новой редакции статья 12 закона № 124-ФЗ изложена под названием « Обеспечение прав детей на отдых и оздоровление» и дополнена статьей 12.1, посвященной полномочиям федерального органа исполнительной власти, а также субъектов России. К таким полномочиям на федеральном уровне отнесены, в частности: разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья; утверждение примерных положений об организации отдыха детей и их оздоровления.

Заметим, что в данном, основополагающем по правам ребенка законе речь идет об обеспечении безопасности лишь пребывания детей в организациях отдыха и их оздоровления. Правда, как показал анализ, в соответствующих ведомственных документах (Минобразования РФ, МВД РФ и иных) имеются рекомендации в части, например, обеспечения безопасности автобусных перевозок, охраны и др. В то же время в законе нет специальной, полагаем, необходимой для включения, статьи о жизнесохранении детей. В ней должны быть учтены основные позиции по многоаспектной проблеме жизнесбережения ребенка и подростка в условиях семьи, неорганизованного отдыха, улицы, образовательной организации (включая уроки физкультуры), при проведении спортивных соревнований, осуществлении досуговой деятельности и пр.

13 Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 1 (Ч. 1). - Ст. 6.

Считаем, что при разработке и введении в силу подобной статьи следующим этапом могла бы быть разработка специального федерального закона. Но мы высказываем сложившееся по результатам многолетнего исследования в динамике мнение специалистов в области общественного здоровья и здравоохранения. Далее дело за юристами.

Не можем не упомянуть и еще один немаловажный аспект, связанный с необходимостью комплексного подхода к решению обсуждаемых проблем. Как свидетельствует анализ, пока в стране еще недостаточно внедряются документы ВОЗ в части привлечения к охране здоровья самого подросткового контингента [12]. Имеются в виду и рекомендации учитывать тот факт, что это - творческие граждане, способные оказать помощь в построении лучшего будущего для всех. И нужно уважать их мнение, право участвовать в решении насущных вопросов. Для этого разработаны соответствующие материалы в рамках «школ здоровья» [13].

Проведенный анализ действующих отечественных правовых актов по проблемам охраны здоровья граждан позволил выявить явно недостаточное внимание законодателя к обеспечению жизнесохранения, прежде всего, в отношении детского населения.

Обобщение и анализ в ходе исследования основных правовых аспектов охраны здоровья показали необходимость усиления государственных мер по обеспечению безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения России. Представленные материалы свидетельствуют о важности усиления соответствующих мер государства, его институтов по совершенствованию действующего законодательства в данной области как основы оптимизации (с применением риск-подхода) управленческих решений и организационных технологий принципа предупреждения трагических исходов для ребенка, которые могут межсекторально реализовываться в семье, образовательных организациях.

Отрадно, что сегодня именно не только охрана здоровья, но и защита прав, в данном случае на обеспечение безопасности в различных сферах жизни граждан, включая детское население, стали особо акцентироваться рядом ведомств и организаций в комплексе решения социальных проблем, отражаемых в отдельных материалах, изданиях, например, в обширных докладах Общественной

палаты России и др. [14].

По нашему мнению, нуждаются в пролонгации углубленные научные исследования по обеспечению жизнесохранения детско-подрост-кового контингента, совершенствование нормативно-правовой базы, включая изучение, обобщение и анализ международного опыта, вкупе с таковым отечественным, накопленного ведомствами, прежде всего федеральными Минздравом, Минобразования, МЧС, МВД, Минкультуры, Минспорта. Необходимо исследовать и тиражировать опыт детских, родительских, молодежных и иных общественных организаций в области межсекторального сотрудничества по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Считаем целесообразным изучить и с экспертных позиций оценить состояние учебно-методического материала для детских образовательных организаций, учебных программ вузов, в первую очередь медицинского и педагогического профилей, иных программ в части обеспечения безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения.

Представляется важным, чтобы эти предложения по совершенствованию охраны здоровья и жизни были учтены и в законодательном плане, и в обосновании оптимальных технологий межведомственного взаимодействия, собенно в переживаемый в период 2018-2027 гг. Десятилетия детства.

Назрела необходимость ускорить и рассмотреть Государственной Думой ФС РФ, разработанного Союзом педиатров России, проекта уникального документа - закона об охране здоровья детей, изменение наименования которого вытекает, в том числе, и из представленного выше материала. Целесообразным представляется его название как «Закон об охране здоровья и жизни детей».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баранов А.А. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика / А.А. Баранов, Ю.Е. Лапин - М.: Союз педиатров России, 2009. - 188 с.

2. Яковлева Т. Государственная политика в области охраны здоровья детей: проблемы и задачи / Т. Яковлева, А. Баранов // Вопросы современной педиатрии. - 2009. - № 8 (2). - С. 6-11.

3. Русак О.Н. Безопасность детей как проблема национальной безопасности России / О.Н. Русак // Безопасность жизнедеятельности. - 2017. - № 1. - С. 18-21.

4. Баранов А.А. Проблемы подрастающего поколения / А.А. Баранов // Огонек. - 2018. - № 25. - С. 39-40.

5. Фаррахов А.З. Научное обоснование совершенствования региональной системы охраны здоровья детского населения (комплексное социально-гигиеническое исследование на примере Республики Татарстан): дис. ... д-ра мед. наук / А.З. Фаррахов. - М.: Научный центр здоровья детей, 2014. - 402 с.

6. Чичерин Л.П. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков: тенденции, проблемы, пути решения / Л.П. Чичерин, Р.Я. Нагаев, В.О. Щепин, С.Г. Ахмерова. - Уфа: «АИНСИ», 2016. - 164 с.

7. Смертность подростков в Российской Федерации. - М.: «Бэст-принт», 2010. - 61 с.

8. Кузнецова А. О росте числа детских суицидов в России. - URL: https://ria.ru/20190423/1552967532.html

9. Основные показатели здоровья матери и ребенка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. - М.: МЗ РФ, 2019. - 169 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Чичерин Л.П. Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации / Л.П. Чичерин, В.О. Щепин, М.В. Никитин // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. - 2014.

- № 3. - С. 11-15.

11. Чичерин Л.П. Современное правовое обеспечение летнего отдыха и оздоровления детей России с позиции безопасности / Л.П. Чичерин, В.О. Щепин, М.В. Никитин // Общественное здоровье и здравоохранение. - 2018.

- № 2. - С. 36-42.

12. Навыки, необходимые для здоровья. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков. - Женева: ВОЗ, 2003. - 126 с.

13. Образование для всех 2000-2015 гг.: достижения и вызовы. Всемирный доклад по мониторингу. - Женева: ВОЗ, 2015. - 500 с.

14. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 год. - М.: Общественная палата Российской Федерации, 2018. - 189 с.

REFERENCES

1. Baranov A.A., Lapin Y.E. State policy in the field of child health protection: issues of theory and practice. Moscow: Union of Pediatricians of Russia, 2009. 188 p. (in Russian)

2. Yakovleva T., Baranov A. State Policy in the Field of Child Health Protection: Problems and Tasks. Issues of Modern Pediatrics, 2009, no. 8 (2), pp. 6-11. (in Russian)

3. Rusak O.N. Safety of Children as a Problem of National Security of Russia. Safety of Life, 2017, no. 1, pp. 18-21. (in Russian)

4. Baranov A.A. Problems of younger generation. Ogoniok, 2018, no. 25, pp. 39-40. (in Russian)

5. Farrakhov A.Z. Scientific justification for improving the regional system of health protection of children s population (comprehensive social and hygienic study on the example of the Republic of Tatarstan): Dis. Doc. habil. in Medicine. Moscow: Children's Health Research Center, 2014. 402 p. (in Russian)

6. Chicherin L.P., Nagayev R.J., Shchepin V.O., Akhmerova S.G. State of Health and Lifestyle of Modern Teenagers: Trends, Problems, Ways to Solve. Ufa: AINSY, 2016. 164 p. (in Russian)

7. Mortality of adolescents in the Russian Federation. Moscow: "Best-print", 2010. 61 p. (in Russian)

8. Kuznetsova A. Announced an increase in the number of child suicides in Russia. URL: https://ria. ru/20190423/1552967532.html (in Russian)

9. The main indicators of maternal and child health, the activities of the child welfare services and obstetric care in the Russian Federation. Moscow: Ministry of Health of the Russian Federation, 2019. 169 p. (in Russian)

10. Chicherin L.P., Shchepin V.O., Nikitin M.V. Legal Aspects of Protection of Health of Children and Adolescents in the Russian Federation. Problems of Social Hygiene, Health Care and History of Medicine, 2014, no. 3, pp. 11-15. (in Russian)

11. Chicherin L.P., Shchepin V.O., Nikitin M.V. Modern Legal Support of Summer Rest and Health Improvement of Children of Russia from the Position of Safety. Public Health and Health Care, 2018, no. 2, pp. 36-42. (in Russian)

12. Skills Required for Health. Life skills-based health education. Geneva: WHO, 2003. 126 p. (in Russian)

13. Education for all 2000-2015: achievements and challenges. World Monitoring Report. Geneva: WHO, 2015. 500 p. (in Russian)

14. Report on the status of civil society in the Russian Federation for 2018. - Moscow: Public Chamber of the Russian Federation, 2018. 189 p. (in Russian)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Чичерин Леонид Петрович - главный научный сотрудник, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, доктор медицинских наук, профессор, Москва, Российская Федерация; e-mail: leo2506@gmail.com

Щепин Владимир Олегович - главный научный сотрудник, Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н.А. Семашко, член-корреспондент Российской Академии Наук, доктор медицинских наук, профессор, Москва, Российская Федерация; e-mail: shchepin131@mail.ru

Никитин Михаил Владимирович - руководитель научно-клинического филиала Национального медицинского исследовательского центра реабилитации и курортологии, доктор медицинских наук, доктор экономических наук, профессор, Москва, Российская Федерация; e-mail: vulan2010@mail.ru

AUTHORS

Leonid P. Chicherin - Chief Researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Doctor habil. in Medicine, Professor, Moscow, Russian Federation; e-mail: leo2506@gmail.com

Vladimir O. Shchepin - Chief Researcher, N.A. Semashko National Research Institute of Public Health, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor habil. in Medicine, Professor, Moscow, Russian Federation; e-mail: shchepin131@mail.ru

Mikhail V. Nikitin - Head of the Scientific and Clinical Branch of the National Medical Research Center for Rehabilitation and Resort Science, Doctor habil. in Medicine, Doctor habil. in Economy, Professor, Moscow, Russian Federation; e-mail: vulan2010@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.