Научная статья на тему 'Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации'

Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4519
398
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ / ПОДРОСТКИ / ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ / ПРОГРАММНОЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ РАБОТА / CHILDREN / ADOLESCENTS / HEALTH PROTECTION / LEGISLATION / DEFENSE OF RIGHTS / MANAGEMENT BY OBJECTIVES / SOCIAL LEGAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чичерин Леонид Петрович, Щепин В. О., Никитин М. В.

В статье с применением комплексного анализа рассматривается становление и развитие в постсоветской России государственной политики охраны здоровья детей, законодательных и нормативных актов в области правовой защиты детства в соответствии с международными рекомендациями. Прослежены принимаемые на различных уровнях управления подзаконные акты, стратегические и тактические механизмы их выполнения на местах, эффективность реализации. Проанализированы ситуации, позволяющие выявить резервы в повышении действенности профильных официальных документов. Рассмотрен ряд аспектов, касающихся будущего отечественной медицинской науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal aspects of health care of children and adolescents in the Russian Federation

The article considers on the basis of complex analysis becoming and development of public policy of health care of children, legislative and normative acts in area of legal defense of childhood according international recommendations. The study traces adopted on different levels management subordinate acts, strategical and tactical mechanisms of their application in territories and effectiveness of realization. The situations making possible to detect reserves of enhancement of effectiveness of profile official documents are analyzed. The aspects concerning future of national medical science.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты охраны здоровья детей и подростков в Российской Федерации»

© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:616-053.2-084]:34

Чичерин Л.П.1, Щепин В. О.1, Никитин М.В.2 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1ФГБУ "Национальный НИИ общественного здоровья", 109065, Москва, Россия; 2ФГБУ "Российский научный центр медицинской реабилитации и курортологии" Минздрава России, 121069, Москва, Россия

В статье с применением комплексного анализа рассматривается становление и развитие в постсоветской России государственной политики охраны здоровья детей, законодательных и нормативных актов в области правовой защиты детства в соответствии с международными рекомендациями. Прослежены принимаемые на различных уровнях управления подзаконные акты, стратегические и тактические механизмы их выполнения на местах, эффективность реализации. Проанализированы ситуации, позволяющие выявить резервы в повышении действенности профильных официальных документов. Рассмотрен ряд аспектов, касающихся будущего отечественной медицинской науки.

Ключевые слова: дети; подростки, охрана здоровья; законодательство; защита прав; программно-целевой подход; социально-правовая работа.

THE LEGAL ASPECTS OF HEALTH CARE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS IN THE RUSSIAN FEDERATION

ChicherinL.P.1, Schepin V.O.1, NikitinM.V.2 'The N.A. Semashko national research institute of public health, 105064 Moscow, Russia- 2The Russian research center of medical rehabilitation and balneology of Minzdrav of Russia, 121069 Moscow, Russia

The article considers on the basis of complex analysis becoming and development of public policy of health care of children, legislative and normative acts in area of legal defense of childhood according international recommendations. The study traces adopted on different levels management subordinate acts, strategical and tactical mechanisms of their application in territories and effectiveness of realization. The situations making possible to detect reserves of enhancement of effectiveness of profile official documents are analyzed. The aspects concerning future of national medical science.

Keywords: children; adolescents; health protection; legislation; defense of rights; management by objectives; social legal activity.

Наряду с повышением качества и доступности медицинской и медико-социальной помощи детям в возрасте 0—17 лет (их численность, по данным Росстата, в 2013 г. составила 26,5 млн человек, или 18,5% всего населения) с акцентом на профилактические меры приоритетной задачей государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение права каждого ребенка на охрану здоровья.

Принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. и ратифицированная Россией в 1990 г. Конвенция о правах ребенка стала в последние десятилетия основополагающим документом в области правовой защиты детства, международным актом, определяющим права детей в государствах-участниках. В частности, в ней записано: "Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет, гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества". Кроме того, в нашей стране защита детей стала конституциональным принципом. Законодательство в данной области состоит из соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с рекомендациями ООН, ВОЗ, включая Стратегию Европейского регионального бюро (ЕРБ) ВОЗ "Здоровье—21", документы Детского фонда ООН/ ЮНИСЕФ и других организаций, с учетом специфических условий России, особенностей происходящих процессов, иных факторов, ведущими документами в области охраны здоровья и прав детства конца XX века являются Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс страны от 29.12.1995 № 223-ФЗ и принятый в том же году Национальный план действий в интересах детей, рассчитанный на период до 2000 г. Правовые, организационные и экономические принципы в области охраны здоровья населения установлены принятыми 22.07.1993 № 5487-1 Основами законодательства Рос-

сийской Федерации об охране здоровья граждан. Среди прав отдельных групп населения в области охраны здоровья особое место занимали права семьи и несовершеннолетних.

Не менее значимым и главным актом признания государством своих обязательств перед детьми стало принятие Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", устанавливающего "основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией страны в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка". Статьей 1 данного ФЗ ребенок впервые в нашей стране определен как лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия).

В течение последнего десятилетия ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения, в том числе возрождение системы профилактики заболеваний, формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ), создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей, укрепление системы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, и пр.

Значительные инвестиции государства направляются на решение указанных проблем в сфере охраны материнства и детства (ОМД). Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты в виде приоритетного национального проекта "Здоровье", федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007—2012 гг.)" и др. Проблемы детства и пути их решения нашли свое

Для корреспонденции: Чичерин Леонид Петрович (leo2506@gmail.com).

отражение также в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Указ Президента РФ № 1351 от 09.10.2007), Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008), во многих других документах. Работают и сегодня начатые в тот период профильные региональные программы модернизации здравоохранения.

В отличие от предыдущего документа 1993 г. ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в числе основных принципов охраны их здоровья впервые определен приоритет охраны здоровья детей. Одноименная статья 7 гласит, что государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития. Дети независимо от своего семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Медицинские организации, общественные объединения и иные ведомства обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, а также органы местного самоуправления разрабатывают и реализуют программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у детей и их родителей мотивации к ЗОЖ. Они же создают и развивают медицинские организации.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" намечен целый ряд мер по сохранению и укреплению здоровья граждан, увеличению продолжительности их жизни. Так, правительству поручено обеспечить к 2018 г. снижение младенческой смертности в первую очередь за счет снижения ее в регионах с высоким уровнем данного показателя до 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми, а снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 10,6 случая на 100 тыс. населения и др.

В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны была принята беспрецедентная Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012—2017 гг., утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в стране на основе Конвенции ООН о правах ребенка. Этот ключевой документ современности своей главной целью выдвинул определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей, ключевых механизмов ее реализации, базирующихся на общепризнанных принципах и нормах международного права.

Еще один важный акт — Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства РФ № 2511-р от 24.12.2012. Она определяет цели, задачи, основные направления развития здравоохранения до 2020 г. и мероприятия, механизмы их реализации и финансовое обеспечение, в том числе в части здоровья подрастающего поколения. Госпрограмма рассчитана на 2 этапа — структурные преобразования (2013—2015) и развитие инновационного потенциала (2016—2020) и включает 11 подпрограмм, включающих "Профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи",

"Охрану здоровья матери и ребенка" и пр. Ожидаемые результаты реализации программы — снижение смертности от всех причин, включая смертность материнскую и младенческую, снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий (ДТП), потребления алкогольной продукции, распространенности потребления табака среди детей и подростков. увеличение ожидаемой продолжительности жизни и др.

Из многочисленных клинико-организационных вопросов считаем необходимым обратить внимание лишь на один. Анализ свидетельствует, что в последние годы ослаблено (в противовес советскому периоду) внимание к ответственному звену педиатрической службы, каким является санаторно-курортная помощь, всегда представлявшая собой неотъемлемую составляющую эффективной в то время системы с основными звеньями поликлиника—стационар—санаторий—поликлиника. Не может не беспокоить и тот факт, что термин "санаторно-курортное", отражающий всеобъемлющий, значительный вклад этого важного раздела в охрану здоровья населения, также постепенно трансформируется в более узкое понятие "санаторно-курортная помощь", а далее еще более "нисходит" до узких понятий "лечение", "медицинская помощь". При этом как бы исключаются еще и функции долечивания, оздоровления граждан, эффективного использования возможностей для оздоровления, в данном случае детей II группы здоровья (группы риска). К тому же, как отмечается в Го -спрограмме, потребность детей в санаторно-курортной помощи удовлетворяется лишь на 65%. Недостаточна сеть санаториев для детей с хроническими заболеваниями. Отрадно, что в этих условиях достойное место в документе отведено выделенной в самостоятельную подпрограмму "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям". Мероприятия в ее рамках (видимо, самом серьезном документе последних десятилетий в области санаторно-курортного дела) направлены на формирование целенаправленной социальной политики поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому гражданину необходимые и достаточные условия не только лечения, реабилитации, но и полноценного оздоровления.

Кроме того, проблеме уделено должное внимание и в Национальной стратегии действий в интересах детей. Так, специальным разделом документа IV "Здравоохранение, дружественное к детям, и здоровый образ жизни" в качестве одной из основных задач определено формирование современной модели организации отдыха и оздоровления детей на принципах государственно-частного партнерства.

Охране здоровья детей и подростков уделено особое внимание и в ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (2012) и др.

Как видим из анализа, налицо серьезные меры государства по усилению защиты прав и здоровья детей в стране, выразившиеся в ряде законодательных актов последних лет. Однако при этом обращаем внимание на то, что среди прочего успешное решение социальных и медицинских проблем подрастающего поколения видится и в эффективной реализации в любой стране с учетом ее специфики ведущих международных и отечественных (федеральных и в субъектах Российской Федерации) правовых актов, повышении их действенности. Еще в 1947 г. Н.А. Семашко писал: "Социалистическое государство считает охрану здоровья матери и ребенка своим кровным делом. Поэтому и законодательство советское в этой области по данному вопросу отличается глубокой принципиальностью, широким размахом и законченностью постановки вопроса" [1].

Проведенный спустя полвека при участии одного из авторов настоящей статьи анализ показал приверженность во многом этим принципам и в дальнейшем [2]. Однако уже к тому времени появились первые тревожные признаки в виде прежде всего свертывания по причине недофинансирования разработанной, в том числе при участии специалистов НИИ им. Н.А. Семашко, и утвержденной в ноябре 1984 г. совместной коллегией Минздрава СССР и Президиума АМН СССР "Комплексной программы работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения СССР на 1985—1990 годы" с отдельной подпрограммой 5.2. "Гармоничное здоровье детей".

В 1994 г. успешно функционирующей в то время программе "Дети России" был придан статус президентской. Тем не менее проблемы и с ее финансированием нарастали. Если на 2001—2002 гг. она включала 10 федеральных целевых программ, то в дальнейшем по данной причине они сначала "вылились" в подпрограммы, а затем и число самих подпрограмм постепенно уменьшилось, достигнув трех к 2007 г. В итоге по завершении с трудом выполненной программы она с 2011 г. прекратила свое существование.

В последние 2 десятилетия особенно обоснованное беспокойство вызывает декларативность ряда официальных документов, что проявляется в малой действенности большого числа одного за другим принимаемых в постсоветской России законодательных актов, концепций, стратегий, программ, причем нередко с заведомо завышенными ожидаемыми результатами. Отметим интенсивный процесс создания при ряде НИИ в соответствии с приказами Минздрава, вышедшими в 1997— 1998 гг., множества центров профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска, по лечению табачной зависимости и тут же по преодолению курения, центра мониторинга вредных привычек среди детей и подростков и пр. Были приняты Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 г. (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2000 № 1202-р), отраслевая программа "Охрана и укрепление здоровья здоровых на 2003—2010 годы" (приказ Минздрава России от 21.03.2003 № 113) и др.

Между тем эффективность таких мер пока явно недостаточна. Так, по нашим данным, довольно большое число — 88,5% — старшеклассников называют себя приверженцами ЗОЖ, в то время как на практике 57% опрошенных имеют какую-либо вредную привычку, из них 60,9% — две и более.

Отметим также, что в последние 2 десятилетия стало очевидным и противоречие между заложенными в официальных документах государственными принципами медицинской деятельности (бесплатная и доступная медицинская помощь, профилактическая направленность здравоохранения, единство медицинской науки и практики и пр.), с одной стороны, и их практической реализацией — с другой. Иными словами, с "законченностью постановки вопроса" в части законодательства в области здравоохранения, о чем говорил Н.А. Семашко, в этот период дела обстоят не так просто.

Приведем ряд примеров. Как гласит статья 41 Конституции Российской Федерации, "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений". В то же время этот принцип постепенно забывается, будучи замененным, например, на практически ежегодно принимаемую постановлениями Правительства РФ Программу

государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, как пишется, "в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи". При этом нельзя не согласиться с высказанным в марте 2013 г. высшим руководством страны осуждением недостаточной информационной деятельности, прежде всего органов и учреждений Минздрава России, а также Фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), поскольку сами граждане не всегда знакомы с видами медицинской помощи, на бесплатное получение которых они имеют полное право.

Беспрецедентная ситуация возникла в связи с упомянутым законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" 1998 г. № 124-ФЗ, 5 глав и 25 статей которого "устанавливали основные гарантии прав и законных интересов ребенка". Так, согласно статье 8 гарантировались государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей. Они включали установленный минимальный объем социальных услуг по бесплатному:

— медицинскому обслуживанию детей,

— обеспечению их питанием в соответствии с минимальными нормами,

— гарантированному, общедоступному бесплатному образованию,

— социальному обслуживанию, социальной защите детей,

— организации их оздоровления и отдыха,

— обеспечению права на жилище в соответствии с законодательством Российской Федерации и др. Между тем явно "незамеченным" не только для самих граждан, но и для специалистов оказался тот факт, что на основании статьи 105 ФЗ от 22.08.2004 № 122 эта 8-я статья утратила силу под предлогом, что предусмотренные законом минимальные социальные стандарты не обеспечивали реализации Конвенции ООН о правах ребенка в части необходимости прилагать государствам-участникам максимальные усилия общества по обеспечению благосостояния детей [3].

В статье 14 этого же закона еще 15 лет назад было записано, что органы государственной власти страны принимают меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Охранительное срабатывание данной законодательной гарантии на практике всегда вызывало большие сомнения. Очевидная ее декларативность стимулировала законодателей на подготовку вместо одной статьи специального, утвержденного Указом Президента от 29.12.2010 ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изменениями, внесенными ФЗ от 28.07.2012 № 139-ФЗ). Остается надеяться на лучшую его реализацию, как и мер обеспечения информационной безопасности детства, намеченных "Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012—2017 годы".

Общественность многого ожидала от ФЗ от 04.12.2007 № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с последними изменениями от 20.12.2011). Он предусматривает развитие физической культуры и спорта (ФиС) в системе образования (статья 28), по месту работы, месту жительства и месту отдыха граждан (статья 30) и др. Однако несмотря на ряд успехов на отдельных территориях, серьезных

сдвигов в области массовости ФиС в стране, особенно среди детско-подросткового контингента, пока нет. Одна из причин — повсеместная платность подобных услуг, отдаленность мест для занятий ФиС от места жительства и пр. Не случайно доступность физкультурно-спортивной, туристической инфраструктуры для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей предусмотрена в качестве одного из ожидаемых результатов упомянутой Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 гг. Серьезным стимулом для повышения физической активности, массовости ФиС, несомненно, явятся выступления российских спортсменов на Зимней Олимпиаде Сочи-2014.

Как свидетельствуют материалы статистики и специальных научных исследований, у государственной поддержки и защиты детства, ее реализации на местах остается большое поле деятельности.

Уверены, что исторически накопленный страной опыт защиты прав и охраны здоровья детей должен быть рационально использован и обогащен в бурно меняющихся политических и социально-экономических условиях времени. Вышеуказанное в полной мере ассоциируется с мнением акад. РАН О.П. Щепина о том, что в результате изменений в сфере социально-экономических отношений в стране происходит постепенный распад сложившейся в предшествующие десятилетия государственной системы здравоохранения. При этом без достаточных оснований отбрасывается накопленный положительный опыт, в то же время широко признанный и используемый за рубежом. Многие правовые механизмы в области охраны здоровья фактически не работают [4].

Целесообразно, на наш взгляд, прислушаться в этом плане к мнению д-ра юр. наук А. Тадеева. Известный правовед, проанализировав официальные документы по проблемам охраны здоровья населения, в том числе подрастающего поколения, считает, что действующее российское законодательство с огромным числом законов уже содержит развитую систему правовых мер защиты детей. Поэтому если и надо вести речь о совершенствовании действующего законодательства в данной сфере, то не в части изобретения новых механизмов и принятия новых законов, а исключительно по линии повышения эффективности применения уже имеющихся правовых норм, т. е. улучшения правоприменительной практики [5].

В данной публикации не рассматриваются тенденции состояния здоровья детей и подростков. Отметим лишь, что на фоне успехов в снижении показателя младенческой смертности наблюдаются тревожные тенденции демографической ситуации (включая повышенные по сравнению с европейскими данными показатели смертности, суицидов), хронизация процессов у школьников в ходе обучения, инвалидизация, нарушения психического, физического, репродуктивного здоровья. Главное же применительно к тематике публикации на фоне социально-экономических процессов, социального расслоения общества происходит распад института семьи, брака. Так, практически каждый четвертый ребенок (24,6%) рождается у женщин вне зарегистрированного брака. Беспокоят правонарушения несовершеннолетних, беспризорность, наркомания, алкоголизм детей и подростков, а также жестокое обращение с детьми, включая физическое, эмоциональное, сексуальное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями, как и жестокость самих подростков.

Список проблем можно было бы продолжить необходимостью мер государственной поддержки семей, имеющих лишь одного ребенка, а их в стране 67,5%,

тогда как с двумя 26,7%, а с тремя детьми и более 5,8% [6].

Все это требует как повышения действенности принятых законодательных гарантий государства, так и усиления социально-правовой направленности органов здравоохранения и медицинских организаций по охране семьи и детства. Поэтому мы убеждены, что полноценная реализация законов и подзаконных актов в сфере здравоохранения невозможна без возрождения существующей в советское время преемственно, межведомственно работающей социально-правовой службы как в отрасли в целом, так и в системе ОМД. В тот период до начала 90-х годов прошлого века, как показывают и наши исследования, отлаженно функционировала цепочка главный юрисконсульт территориального органа здравоохранения — юрисконсульты лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) (женских консультаций, родильных домов, детских поликлиник и пр.) — дети и их родители, семья. Осуществлялись управление в этой области, контроль работы юрисконсультов, их информирование о новом в законодательстве, улучшались профессиональные знания врачей по данному разделу, проводилось правовое просвещение широких слоев населения, родителей, учащихся школ. Состояние социально-правовой деятельности органов и учреждений здравоохранения на современном этапе требует глубокого научного изучения и освещения. Применительно к данному разделу уместно привести мнение акад. РАМН Ю.П. Лисицына о том, что трудно представить развитие медицины и здравоохранения без использования опыта (работы территорий, организационных структур, преемственности в деятельности ЛПУ и т. п.), накопленного в том числе в течение 70 лет советского здравоохранения [7].

В заключение отметим, что на сегодня в связи с необходимостью действенной реализации на всех уровнях сформулированы методологическая основа и важнейшие принципы Государственной политики в области охраны здоровья детей в Российской Федерации. Первое место среди них обоснованно заняло законодательное (правовое) обеспечение прав детей на жизнь и охрану здоровья. Важны также программно-целевой подход, межсекторальные взаимодействия, учет региональной специфики, приоритет профилактических мер, особое внимание детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [8]. Все они поддержаны и медицинским сообществом, прежде всего Союзом педиатров России, отражены в резолюциях ежегодных форумов педиатров страны, включая состоявшийся в феврале 2014 г. XVII Конгресс. Вместе с тем считаем необходимым подчеркнуть значимость в деле охраны здоровья подрастающего поколения роли не только государства и его институтов, но и иных неотъемлемых составляющих эффективного практического решения проблемы, к которым относятся:

— заинтересованность и активное участие в процессе самих молодых людей, молодежных общественных объединений и др., что в полной мере соответствует упомянутой Конвенции ООН о правах ребенка, согласно которой дети имеют право голоса в принятии решений, оказывающих влияние на их здоровье;

— личный пример поведения взрослых в плане искоренения вредных привычек, что способствует формированию с детского возраста осознанной потребности в здоровом и безопасном образе жизни. По нашему мнению, это самое главное, без этого теоретическим предпосылкам, декларациям и убеждению подростков и молодежи невозможно перейти в практическую плоскость.

На современном этапе модернизации отрасли особое место принадлежит научным исследованиям. Как известно, в соответствии со Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 г. управление ими будет осуществляться на основе сформированных 14 научных платформ. Среди них профилактическая среда, репродуктивное здоровье, инновационные фундаментальные технологии в медицине, педиатрии и др.

Платформа "Педиатрия" включает 4 приоритетных направления, по каждому из которых будут осуществляться фундаментальные, прикладные и экспериментальные исследования. Для организаторов здравоохранения представляет особый интерес такое направление, как совершенствование системы организации оказания медицинской помощи детям, в том числе научное обоснование и внедрение современных технологий формирования ЗОЖ для детей и семьи (организационно-методические мероприятия) [9]. Полагаем, что в них социально-правовым аспектам дела охраны здоровья будет уделено должное внимание.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семашко Н.А. Избранные произведения. М.; 1967.

2. Кулаков В.И., Данилишина Е.И., Чичерин Л.П. Охрана здоровья женщин и детей. В кн.: Здравоохранение России. XX век / Под ред. Ю.Л. Шевченко, В.И. Покровского, О.П. Щепина. М.: ГЕОТАР-МЕД.; 2001: 151—73.

3. Баранов А.А., Лапин Ю.Е. Государственная политика в области охраны здоровья детей: вопросы теории и практика. М.: Союз педиатров России; 2009.

4. Щепин О.П. О развитии здравоохранения Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013; 5: 3—7.

5. Тадеев А. О некоторых законах Российской Федерации. URL: http://www.unescochair.ru/index.php?option-com_content&task-view&id-449&Itemid-1&limit-1&limitstart-6

6. Лисицын Ю.П. Здравоохранение и медицинская наука: вызовы современности и пути преодоления. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2013; 2: 3—4.

7. Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации. 2011. — Информация Минтруда и соцзащиты РФ от 28 декабря 2012 года. М., 2012. — 348 с. URL: http://www.rosmintrud.rU/docs/mintrud/protection/7

8. Яковлева Т.В., Баранов А.А. Проблемы и задачи по охране здоровья детей России. Вопросы современной педиатрии. 2011; 10(2): 7—10.

9. Развитие научных исследований и научной инфраструктуры в рамках задач платформы "Педиатрия": Постановление Президиума РАМН. Вестник РАМН. 2012; 6: 26-7.

Поступила 03.03.14

REFERENCES

1. Semashko N.A. Chosen Works. [Izbrannye proizvedeniya]. Moscow; 1967. (in Russian)

2. Kulakov V.I., Danilishina E.I., Chicherin L.P. Health protection of women and children. In: Health Care of Russia. The XX Century / Under the editorship of Yu.L. Shevchenko, V.I. Pokrovskogo, O.P. Shchepina. Moscow: GEOTAR-MED.; 2001: 151-73. (in Russian)

3. Baranov A.A., Lapin Yu.E. State Policy in the Field of Health Protection of Children: Questions of the Theory and Practician. Moscow: Union of Pediatricians of Russia; 2009. (in Russian)

4. Shchepin O.P. About development of health care of the Russian Federation. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2013; 5: 3—7. (in Russian)

5. Tadeev A. About some laws of the Russian Federation. URL: http:// www.unescochair.ru/index.php?option=com_content&task-view&i d=449&Itemid=1&limit=1&limitstart-6

6. Lisitsyn Yu.P. Zdravookhraneniye and medical science: calls of the present and overcoming way. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2013; 2: 3—4. (in Russian)

7. The state report on position of children and the families having children, in the Russian Federation. 2011. — Information of Ministry of Labor and social security of the Russian Federation of December 28, 2012. M., 2012. — 348 p. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/protection/7

8. Yakovleva T.V., Baranov A.A. Problems and challenges for the health of children Russia. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2011; 10(2): 7—10. (in Russian)

9. Development of scientific researches and scientific infrastructure within problems of the Pediatrics platform: Resolution of Presidium of the Russian Academy of Medical Science. VestinikRAMN. 2012; 6: 26-7. (in Russian)

Received 03.03.14

© Коллектив авторов, 2014 УДК 614.2:312.6(470.2)

Петрова Н.Г., Тептин С.Е., Погосян С. Г.

ЗДОРОВЬЕ РАБОТАЮЩЕГО НАСЕЛЕНИЯ КРУПНОЙ АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ ОБЛАСТИ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ)

ФГБУ "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П. Павлова" Минздрава России,

197022, Санкт-Петербург, Россия

На основании официальных данных о результатах дополнительной диспансеризации работающего населения рассчитаны показатели заболеваемости в одной из крупных агропромышленных областей Северо-Западного федерального округа с учетом ранее имевшихся и вновь выявленных хронических заболеваний. Определены частота отдельных классов патологии (нозологических форм), ее динамика за 3 года, структура заболеваемости. Приведено распределение осмотренных по группам диспансерного наблюдения, рассчитаны показатели постановки на диспансерный учет пациентов с хроническими заболеваниями.

Ключевые слова: здоровье населения; работающее население; заболеваемость; диспансеризация.

THE HEALTH OF WORKING POPULATION OF LARGE AGROINDUSTRIAL OBLAST (ACCORDING RESULTS OF ADDITIONAL DISPENSARIZATION)

PetrovaN.G., Teptin S.E., Pogosiyan S.G.

The I.P. Pavlov first St. Petersburg state medical university, 197022 St. Petersburg, Russia

The official data concerning the results of additional dispensarization of working population was used to calculate indicators of morbidity in one of the large agroindustrial oblast of the Northern West federal okrug with consideration of previously detected chronic diseases. The rate of a number of classes of pathology (nosology forms) was determined and its dynamics in last three years and structure of morbidity as well. The article presents distribution of examined

Для корреспонденции: Петрова Наталия Гурьевна (petrova-nataliya@bk.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.