УДК 342.5 DOI 10.24411/2312-0444-2018-10023
ББК 67.307.1
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ОРГАНОВ, ЕЕ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ, В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Мария Михайловна МУХЛЫНИНА,
заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Академии гражданской защиты МЧС России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.11 — судебная деятельность,
прокурорская деятельность, правозащитная и правоохранительная деятельность
Аннотация. Статья посвящена анализу нормативных правовых актов и системе российских природоохранных органов, призванных проводить экологическую государственную политику. В статье исследуются доктринальные и стратегические документы Российского государства. Автор рассматривает экологический компонент государственной политики, отмечает базовые задачи в рамках развития экологического права. Особое внимание уделяется анализу особенностей правового регулирования и проблематики природоохранных органов, призванных обеспечивать экологическую безопасность. Высказываются суждения о важности планирования и долговременной продуманной государственной политики в сфере экологии.
Ключевые слова: государственная политика, природоохранные органы, нормативные правовые акты, экология.
Annotation. The article is devoted to the analysis of normative legal acts and the system of modern Russian environmental authorities, designed to carry out environmental public policy. The article examines the doctrinal and strategic documents of the Russian state. The author considers the ecological component of the state policy and bodies, notes the tasks within the development of environmental law. Special attention is paid to the analysis of features of legal regulation and problems of environmental authorities, designed to ensure environmental safety. Judgments are made about the importance of planning and long-term well-thought-out state policy in the sphere of ecology
Keywords: state policy, environmental authorities, regulatory legal acts, ecology.
Государственная политика в области экологического развития Российской Федерации с учетом положений международных природоохранных конвенций базируется на нормативно-правовых актах в сфере государственного экологического надзора, в сфере водоснабжения, защите морей в случае нефтяных загрязнений, в сфере обращения с отходами; приняты нормативно-правовые акты по созданию системы учета и регулирования оборота озоноразрушающих веществ, по усилению ответственности за незаконную добычу и оборот редких видов животных, в сфере эколо-
гической экспертизы и развития системы особо охраняемых природных территорий, по усилению административной ответственности за экологические правонарушения.
К основным стратегическим документам в области государственной экологической политики относятся:
1. Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года.
2. Экологическая доктрина РФ.
3. Климатическая доктрина РФ.
№ 2/2018
4. Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года.
5. Стратегия экологической безопасности РФ на период до 2025 года1.
6. Стратегии деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях на период до 2030 года.
7. Водная стратегия РФ на период до 2020 года.
8. Стратегия развития лесного комплекса РФ до 2020 года.
9. Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в РФ на период до 2030 года.
10. Комплексная стратегия обращения с твердыми бытовыми отходами в РФ и план ее реализации.
Отметим наличие в современном экологическом законодательстве пяти природоресурсных стратегий.
С.Н. Русин еще в 2014 г. обосновывал необходимость разработки единой Стратегии экологической безопасности, что и произошло в 2017 г., когда такая стратегия была принята2.
В целях обеспечения реализации международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из участия нашей страны в международных природоохранных конвенциях и соглашениях, в рамках основных направлений государственной экологической политики России по инициативе Минприроды России разработаны следующие государственные программы:
1. Охрана окружающей среды на 2012 — 2020 годы.
2. Воспроизводство и использование природных ресурсов.
Реализация положений Экологической доктрины России помимо всего прочего предполагает разработку планов действий на всех уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования3. Важность прогнозирования реализации экологической политики отмечает и С.А. Боголюбов4.
Для реализации заявленных целей государство принимает и выполняет государственные программы, в частности, базовую государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы, в соответствии с которой создается эффективная система государственного регулирования и управления в области охраны окружающей сре-
ды и обеспечения экологической безопасности, стимулируются организации, осуществляющие программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации своих территорий, создаются условия для разработки и внедрения экологичных инновационных технологий и т.д.5.
За последние годы было принято большое количество стратегий, концепций, программ развития, оформленных как указы Президента России, постановлений и распоряжений Правительства России, законов субъектов Российской Федерации, приказов или решений коллегий министерств и ведомств. Однако особое место среди актов занимает Указ Президента России «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», где значительное место отведено экологической составляющей [1]. Согласно Стратегии достижение целей экологической безопасности и рационального природопользования в нашей стране может осуществляться путем формирования и реализации долговременной государственной политики [2].
М.М. Бринчук отмечает отсутствие акта, предусматривающего нормы об экологическом планировании в рамках интегрированного подхода к регулированию экологических отношений на федеральном уровне6.
Исследователи государственного экологического управления и планирования Г.В. Вып-ханова и Н.Г. Жаворонкова, на наш взгляд, верно отметили, что мало разработать и определить «правильные» цели, прогнозы, принять хорошие стратегические планы, главное — каким образом осуществлять их выполнение и постоянную корректировку, обеспечивая движение к цели7.
Таким образом, комплекс вопросов, связанных с государственной экологической политикой, нуждается в анализе и оценке в разных плоскостях. Достижение стратегических целей экологической безопасности и рационального природопользования осуществляется путем формирования и реализации долговременной продуманной государственной политики в сфере экологии, создания эффективно действующей системы природоохранных органов, повышения уровня экологического образования и экологической культуры граждан.
1 Указ Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176 «О Стра-
тегии экологической безопасности Российской Федера-
ции на период до 2025 года» // http://www.pravo.gov.ru,
20.04.2017.
№ 2/2018
2 Русин С.Н. Какой быть Стратегии экологической безопасности Российской Федерации? // Журнал рос. права. 2014. № 7. С. 32— 40.
3 Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. №1225-р // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф»
4 Боголюбов СЛ. Главное — прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. № 6. С. 2— 9.
5 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 — 2020 годы: Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 326 (ред. от 13.08.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф»
6 Бринчук М.М. Планирование как элемент эколого-правового механизма // Экологическое право. 2013. № 5. С. 11.
7 Выпханова Г.В., Жаворонкова Н.Г. Государственная экологическая политика и документы стратегического планирования // Экологическое право. 2016. № 3. С. 24.
Библиографический список
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. II). Ст. 212.
2. Об Экологической доктрине Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 г. №1225-р // СПС «Консультант Плюс. Версия Проф»
3. Боголюбов СЛ. Главное — прогнозирование реализации экологической политики // Экологическое право. 2011. № 6. С. 2—9.
4. Мухлынина М.М., Мухлынин Д.Н. Экологическая безопасность как фактор социально-экономического развития страны в рамках реализации положений «новой» Стратегии национальной безопасности Российской Федерации // Безопасность бизнеса. 2016. № 4. С. 44.
ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ
Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / Под ред. В.Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 463 с.
Торговые
ограничения.
Экспортный
и валютный контроль
Дается системное изложение вопросов торговых ограничений, экспортного и валютного контроля в международной торговле товарами и услугами. Рассматриваются задачи и сущность, особенности и правовые основы организации и реализации торговых ограничений, валютного и экспортного контроля внешнеторговых потоков в разрезе международного и национального законодательства.
Для профессиональной подготовки студентов вузов по специальности «Таможенное дело», а также лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.
№ 2/2018