ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
© Барышников Д.А.*
Институт права Башкирского государственного университета, г. Уфа
Министерство финансов Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Республики Башкортостан, координирующим деятельность в этой сфере иных республиканских органов исполнительной власти и осуществляющим свою деятельность под непосредственным руководством и контролем Президента Республики Башкортостан.
Основными задачами министерства являются: обеспечение реализации основных направлений единой финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории Республики Башкортостан, составление бюджета Республики Башкортостан и организация его исполнения, осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля, государственное регулирование отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан, осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Республики Башкортостан.
Ключевые слова государственный финансовый контроль, ведомственный контроль в Республике Башкортостан, ведомственные стандарты.
Современная Россия на пути борьбы с коррупцией укрепляет свою роль в сфере финансового контроля.
Проверяются соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами. Государство стремится к экономической обоснованности и эффективности осуществляемых действий, финансовые политики пытаются вывести их в соответствии с задачами государства и муниципальных образований. Важным способом здесь является обеспечение законности и целелесообразно-сти проводимой финансовой деятельности.
Государственный финансовый контроль - это контроль со стороны государственных органов за соблюдением законов, нормативных актов, правомерным ведением финансово-хозяйственной деятельности учреждениями [1].
Ведомственный контроль в Республике Башкортостан является неотъемлемой частью государственного финансового контроля, осуществляемого
* Студент кафедры Уголовного права и процесса.
158
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
органами исполнительной власти. Его роль определяется тем, что в современной структуре государственного управления практически все бюджетные средства распределяются и расходуются через органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения.
В настоящее время главным субъектом финансового контроля являются министерства, государственные комитеты и ведомства, так как они, как главные распорядители бюджетных средств, в соответствии с Бюджетным кодексом определяют цели и рассчитывают ресурсы для их достижения.
Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации законом Республики Башкортостан «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» [2] финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, возложен на Министерство финансов Республики Башкортостан и 17 главных распорядителей бюджетных средств.
С целью установления единых требований к правилам и процедурам осуществления контроля, осуществляемого органами исполнительной власти Республики Башкортостан, в соответствии с Соглашением о применении стандартов порядка организации и осуществления финансового контроля, подписанным Президентом Республики Башкортостан Р.З. Хамито-вым и Руководителем Федеральной службы финансово-бюджетного надзора С.Ю. Павленко 7 декабря 2011 года, разработан Стандарт государственного финансового контроля 2 «Ведомственные стандарты финансового контроля» (ранее Правительственной комиссией утвержден Стандарт государственного финансового контроля 1 «Проведение аудита эффективности использования бюджетных средств») [3]. Разработанные Ведомственные стандарты финансового контроля предлагаются к рассмотрению и утверждению.
Республиканские органы исполнительной власти выполняют требования ведомственных стандартов финансового контроля в финансово-бюджетной сфере в Республике Башкортостан. Действуют согласно установленным единым нормам и требованиям к осуществлению финансового контроля, основным правилам при организации и проведении контрольных мероприятий.
Согласно этим правилам и требованиям, осуществление контроля оценивается качественно, эффективно и результативно, также обеспечивается целостность, взаимосвязанность, последовательность и объективность контроля.
Главная задача стандарта контрольного мероприятия это четкое определение содержания и порядка, его общих правил и процедур проведения этапов.
В Республике Башкортостан составлен Протокол № 9 Правительственной комиссией. Согласно ей по вопросам эффективного и целевого использования средств бюджета от «28» августа 2012 года, контрольная деятельность республиканских органов исполнительной власти в 2011 году и I полугодии 2012 года осуществлялась на основании ведомственных планов. Такие планы утверждаются в соответствии с Единым планом финансового контроля главных распорядителей (распорядителей) средств бюджета Рес-
Финансовое право
159
публики Башкортостан, контрольной деятельностью администраций муниципальных образований Республики Башкортостан (финансовых органов), также осуществлялась в 1 полугодии 2012 года на основании собственных планов.
Создание системы государственного контроля требует формирования правовой базы. Конституция определяет и закрепляет основные цели и полномочия контроля, а законодательство устанавливает задачи, функции и полномочия контрольных органов и их работников. Подзаконные нормативно-правовые акты регламентируют и регулируют содержание, детали и особенности процесса.
Несмотря на то, что современная правовая база государственного финансового контроля в Республике Башкортостан основательно создана, все же имеются внутренние противоречия в системе. Различные формы собственности и новый финансовый рынок претерпевает серьезные изменения. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти и утверждение для нашей республики Стандарта государственного финансового контроля 2 «Ведомственные стандарты финансового контроля». Применение этого Стандарта обеспечил бы контроль над руководителями министерств, государственных комитетов и ведомств Республики Башкортостан и решение важных проблем в области финансового контроля.
Список литературы:
1. Выписка из Протокола № 9 Правительственной комиссии Республики Башкортостан по вопросам эффективного и целевого использования средств бюджета Республики Башкортостан от «28» августа 2012 года [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://minfinrb.bashkortostan.ru.
2. Закон Республики Башкортостан от 15.07.20 05 N 205-з (ред. от 23.06.2011) «О бюджетном процессе в Республике Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан. - 10.03.2010. - N 5 (323). - Ст. 212.
3. Министерство финансов Республики Башкортостан. Информация о проведенных мероприятиях и результаты проверок [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: http://minfinrb.bashkortostan.ru/00/29082012_1 .htm.